Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 25 им.Н.К. Крупской»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Средней школы № 25 им.Н.К. Крупской _____________ С.М.Сумина «30.» 08. 2023 г. |
|
УТВЕРЖДАЮ Директор Средней школы № 25 им.Н.К. Крупской ____________ Н.С. Жидова «____» __________ 2023 г. приказ № 466-о от 30.08.2023 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
______________________________________________________________
(указать предмет, курс, модуль)
Уровень образования (класс)_______________________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
Количество часов в год _____ Уровень ___________________
Количество часов в неделю __________ (базовый, профильный)
Учитель ___________________________________________________________________
(ФИО, квалификационная категория)
РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО
на заседании ШМО учителей
естественного и исторического цикла
Руководитель МО
_________ Кучаткова В.Ж.
Протокол № _____
от «____» __________ 2023 г.
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по биологии разработана для организации учебного процесса в 8 классе по предмету биология.
Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану.
В основе программы лежат следующие законодательные акты и нормативно-правовые документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (с последними изменениями и дополнениями)
- учебным планом ОУ;
- Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы, к УМК В.В. Пасечника /сост. Г.М.Пальдяева. – М.: Дрофа, 2016.
- Биология 8 класс /учебник А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш; Москва «Просвещение» 2021
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, экскурсии. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Количество часов в рабочей программе 68ч (2 часа в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде. Курс биологии 8-го класса продолжает систематическое изучение данной дисциплины в основном (общем) образовании школьников. Он является частью программы по биологии 6-9 классов.
Курс биологии 8 класса определяет круг сведений по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии, предусмотренных стандартом биологического образования для основной школы, которые учащиеся познают в процессе изучения.
В результате обучения у школьников формируется научное представление о биосоциальной сущности человека и его организме как разноуровневой биосистеме, возникшей в ходе эволюции живой природы и взаимодействия человека с окружающей средой. В процессе изучения курса биологии учащиеся усваивают следующие основные понятия: место человека в живой природе; влияние природной и социокультурной среды на становление человека; многоуровневая организация его организма (клетки, ткани, органы, системы органов); взаимосвязь строения и функций органов и систем; обмен веществ; иммунная защита организма; связь организма со средой; экологические взаимосвязи абиогенного, биогенного и антропогенного происхождения.
Цели:
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
· овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
· воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
· иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи:
· обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников
2. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий.
3. продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий.
· развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков.
· воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии через учебный материал уроков и КСО.
Преподавание курса биологии в 8-м классе осуществляется по программе «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш, опубликованной в сборнике «Биология в основной школе». Программы. М. Вентана-граф. 2008 г. допущенном Министерством образования Российской Федерации с использованием учебника Биология: учебник для 8-го класса общеобразовательных учреждений. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш - М.: Просвещение, 2021
Место предмета в учебном плане.
По школьному учебному плану на изучение биологии в 8-м классе выделено 68 часов, 2 часа в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования должно обеспечить достижение следующих обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы по биологии основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки;
3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием;
6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения программы по биологии основного общего образования, должны отражать овладение следующими универсальными учебными действиями:
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы по биологии к концу обучения в 9 классе:
характеризовать науки о человеке (антропологию, анатомию, физиологию, медицину, гигиену, экологию человека, психологию) и их связи с другими науками и техникой;
объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение, отличия человека от животных, приспособленность к различным экологическим факторам (человеческие расы и адаптивные типы людей), родство человеческих рас;
приводить примеры вклада российских (в том числе И. М. Сеченов, И. П. Павлов, И. И. Мечников, А. А. Ухтомский, П. К. Анохин) и зарубежных (в том числе У. Гарвей, К. Бернар, Л. Пастер, Ч. Дарвин) учёных в развитие представлений о происхождении, строении, жизнедеятельности, поведении, экологии человека;
применять биологические термины и понятия (в том числе: цитология, гистология, анатомия человека, физиология человека, гигиена, антропология, экология человека, клетка, ткань, орган, система органов, питание, дыхание, кровообращение, обмен веществ и превращение энергии, движение, выделение, рост, развитие, поведение, размножение, раздражимость, регуляция, гомеостаз, внутренняя среда, иммунитет) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
проводить описание по внешнему виду (изображению), схемам общих признаков организма человека, уровней его организации: клетки, ткани, органы, системы органов, организм;
сравнивать клетки разных тканей, групп тканей, органы, системы органов человека; процессы жизнедеятельности организма человека, делать выводы на основе сравнения;
различать биологически активные вещества (витамины, ферменты, гормоны), выявлять их роль в процессе обмена веществ и превращения энергии;
характеризовать биологические процессы: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, движение, рост, регуляция функций, иммунитет, поведение, развитие, размножение человека;
выявлять причинно-следственные связи между строением клеток, органов, систем органов организма человека и их функциями, между строением, жизнедеятельностью и средой обитания человека;
применять биологические модели для выявления особенностей строения и функционирования органов и систем органов человека;
объяснять нейрогуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности организма человека;
характеризовать и сравнивать безусловные и условные рефлексы, наследственные и ненаследственные программы поведения, особенности высшей нервной деятельности человека, виды потребностей, памяти, мышления, речи, темпераментов, эмоций, сна, структуру функциональных систем организма, направленных на достижение полезных приспособительных результатов;
различать наследственные и ненаследственные (инфекционные, неинфекционные) заболевания человека, объяснять значение мер профилактики в предупреждении заболеваний человека;
выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, физиологии и поведению человека, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;
решать качественные и количественные задачи, используя основные показатели здоровья человека, проводить расчёты и оценивать полученные значения;
аргументировать основные принципы здорового образа жизни, методы защиты и укрепления здоровья человека: сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, занятия физкультурой и спортом, рациональная организация труда и полноценного отдыха, позитивное эмоционально-психическое состояние;
использовать приобретённые знания и умения для соблюдения здорового образа жизни, сбалансированного питания, физической активности, стрессоустойчивости, для исключения вредных привычек, зависимостей;
владеть приёмами оказания первой помощи человеку при потере сознания, солнечном и тепловом ударе, отравлении, утоплении, кровотечении, травмах мягких тканей, костей скелета, органов чувств, ожогах и отморожениях;
демонстрировать на конкретных примерах связь знаний наук о человеке со знаниями предметов естественно-научного и гуманитарного циклов, различных видов искусства, технологии, основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры;
использовать методы биологии: наблюдать, измерять, описывать организм человека и процессы его жизнедеятельности, проводить простейшие исследования организма человека и объяснять их результаты;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
владеть приёмами работы с информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из нескольких (4–5) источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую;
создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный аппарат изученного раздела биологии, сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей аудитории обучающихся.
Содержание программы.
Биология.
8 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение. Биологическая и социальная природа человека (1 час)
Древние люди. Искусственная и социальная среда. Совершенствование техники и технологии. Социальная природа человека.
Глава 1 Организм человека. Общий обзор (5 часов)
Анатомия , физиология, гигиена, методы исследования. Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид. Клетка, химический состав и жизнидеятельность. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Органы и системы органов, уровни организации организма.
Лабораторная работа 1. Действия фермента каталазы на пероксид водорода.
Лабораторная работа 2.Клетки и ткани под микроскопом
Глава 2. Регуляторные системы организма человека (6 часов)
Общие принципы регуляции жизнидеятельности. Гуморальная регуляция. Эндокринная система. Родь гормонов в обмене веществ. Гормоны гипофиза, щитовидной ,поджелудочной железы, надпочечников. Значение, строение и функционирование нервной системы. Строение и функция нервной системы ,спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга.. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.
Лабораторная работа 3
Изучение строения головного мозга.
Глава 3 Органы чувств Анализаторы. (6 часов)
Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов.
Лабораторная работа 4.
Изучение строения органа зрения
Глава 4. Опорно-двигательная система (8 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей. типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы - антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление,
предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Лабораторная работа 6
Состав костей
Лабораторная работа 7
Выявление особенностей строения позвонков
Глава 5. Кровь. Кровообращение (8 часов)
Внутренняя среда, значение крови, её состав. Иммунная система предупредительные прививки. Активный и пассивный иммунитет. Строение и работа сердца, круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Артериальное давление, пульс. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца. Первая помощь при кровотечениях.
Лабораторная работа 8
Сравнение крови человек с кровью лягушки
Глава 6. Дыхательная система (6 часов)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Жизненная ёмкость лёгких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания
Лабораторная работа 9
Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха
Лабораторная работа 10
Дыхательные движения
Глава 7. Пищеварение (7 часов)
Значение пищи .. Органы пищеварения Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция пищеварения.. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.
Лабораторная работа 11
Действие ферментов слюны на крахмал.
Лабораторная работа 12
Действие ферментов желудочного сока на белки
Глава 9. Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и энергии- основное свойство всех живых существ. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.
Глава 9. Мочевыделительная система и кожа (6 часов)
Строение и функция почек. Предупреждение заболевания почек. Питьевой режим. Значение кожи и ее строение. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Кожа как орган терморегуляции, закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Глава 10 Поведение и психика (6 часов)
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения, торможения. Программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей
и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. Психологические особенности личности
Глава 11 Индивидуальное развитие организма (2 часа)
Половая система человека. Факторы определяющие пол.. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Рост и развитие человека.
Глава 12. Здоровье. Охрана здоровья человека(2 часа)
Здоровье и образ жизни. Основные формы труда. Работоспособность и режим дня. Вред наркогенных веществ. Влияние алкоголя. Влияние абиотических факторов на человека Место человека в биосфере.
Учебно- тематическое планирование
№ |
название раздела |
кол-во часов |
|
всего
|
практика (контрольные работы, лабораторные работы, проекты) |
||
1 |
Введение. Орга-низм человека. Об-щий обзор. |
6 |
2 |
2 |
Особенности строе-ния и функциони-рования человечес-кого организма. |
49 |
38 |
3
|
Поведение. Психи-ка.
|
6
|
3
|
4 |
Индивидуальное развитие организ-ма. |
3 |
1 |
5 |
Человек и его здо-ровье. |
3 |
2 |
Резервное время 1 час. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Дата проведения |
Дата факт. проведения
|
Домашнее задание |
1 |
Введение: биологическая и социальная природа человека |
|
|
Термины и вопросы с.6 |
Организм человека. Общий обзор 5 |
||||
2 |
Науки об организме человека |
|
|
§ 1, термины и вопросы с.10 |
3 |
Структура тела. Место человека в живой природе. Происхождение человека |
|
|
§ 2, § 3 табл. 1, вопросы с.16, с.20 |
4 |
Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Лабораторная работа №1 «Действие каталазы на пероксид водорода |
|
|
§ 4, термины и вопросы с.25, 26 |
5 |
Ткани. Лабораторная.работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом» |
|
|
§ 5, термины и вопросы с.30 |
6 |
Системы органов в организме. Уровни организации организма |
|
|
§ 6,вопросы с.33, 34 |
Регуляторные системы организма 6 |
||||
7 |
Общие принципы регуляции жизнедеятельности организма. Гуморальная регуляция. Эндокринная система. |
|
|
§ 7, вопросы и термины с.38 |
8 |
Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма |
|
|
§ 8, термины и вопросы с.41,42 |
9 |
Значение, строение и функционирование нервной системы. Нервная регуляция. П.р. № 1 «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение», П.р. № 2 «Действие прямых и обратных связей» |
|
|
§9, термины и вопросы с.46 |
10 |
Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. П.р. № 3 « Штриховое раздражение кожи» |
|
|
§ 10, терм. и вопросы с.52,53 |
11 |
Спинной мозг |
|
|
§ 11, термины и вопросы с.56 |
12 |
Головной мозг: строение и функции. Лабораторная работа № 3» Изучение строение головного мозга» |
|
|
§ 12, термины и вопросы с.60,61 |
Органы чувств. Анализаторы 6 |
||||
13 |
Как действуют органы чувств и анализаторы |
|
|
§ 13, термины и вопросы с64,65 |
14 |
Орган зрения и зрительный анализатор. Лабораторная работа № 4 « Изучение строения и работы органа зрения» Практическая работа № 4 «Принципы работы хрусталика» Практическая работа №5 «Обнаружение слепого пятна» |
|
|
§ 14,термины и вопросы с.69 |
15 |
Заболевания и повреждения глаз |
|
|
§ 15, вопросы и термины с.71 |
16 |
Органы слуха и равновесия. Их анализаторы Практическая работа № 6 « Проверьте ваш вестибулярноый аппарат» |
|
|
§16 , вопросы и термины с.75,76 |
17 |
Органы осязания, обоняния и вкуса Практическая работа №7«Раздражение тактильных рецепторов» |
|
|
§ 17 , вопросы и термины с.79 |
18 |
Обобщение и систематизация знаний по темам "Эндокринная и нервная системы", "Органы чувств. Анализаторы"
|
|
|
|
Опорно – двигательная система 8 |
||||
19 |
Скелет. Строение, состав и соединение костей Лабораторная работа № 5 «Строение костной ткани» Лабораторная работа № 6 « Состав костей» |
|
|
§ 18 , вопросы и термины с. 81 |
20 |
Скелет головы и туловища Лабораторная работа № 7 «Выявление особенностей строения позвонков» |
|
|
§ 19 , вопросы и термины с.92 |
21 |
Скелет конечностей
|
|
|
§ 20, вопросы и термины с.96 |
22 |
Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей |
|
|
§ 21 , вопросы и термины с.98 |
23 |
Мышцы |
|
|
§ 22 , вопросы и термины с.102 |
24 |
Работа мышц |
|
|
§ 23, вопросы и термины с.105 |
25 |
Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы Практическая работа № 8 «Проверяем правильность осанки» Практическая работа № 9 « Есть ли у вас плоскостопие»
|
|
|
§ 24 , , вопросы и термины с.114 |
26 |
Обобщение и систематизация знаний по теме "Опорно-двигательная система" |
|
|
вопросы и задания с.114-115 |
Кровь. Кровообращение 8 |
||||
27 |
Внутренняя среда. Значение крови и ее состав Лабораторная работа №8 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» |
|
|
§ 25 , вопросы и термины с.121 |
28 |
Иммунитет. |
|
|
§ 26, вопросы и термины с.125 |
29 |
Тканевая совместимость и переливание крови
|
|
|
§ 27 , вопросы и термины с.128 |
30 |
Строение и работа сердца. Круги кровообращения |
|
|
§ 28 , вопросы и термины с.132 |
31 |
Движение лимфы. Практическая работа № 10 «Кислородное голодание» |
|
|
§ 29 с. 133-136 , вопросы 1,2,3,4 и термины с.140 |
32 |
Движение крови по сосудам Практическая работа №11«Измерение артериального давления» Практическая работа №12 «Пульс и движение крови» Практическая работа № 13 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки» Практическая работа № 14 «Рефлекторный приток крови к мышцам , включившимся в работу» |
|
|
§ 29 с. 136-140 , вопросы 5,6,7,8 и термины с.140; Практическая работа №15 «Доказательство вреда курения» |
33 |
Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Практическая работа №15 Доказательство вреда курения Практическая работа №16 «Функциональная сердечно-сосудистая проба» |
|
|
§ 30 , вопросы и термины с.145 |
34 |
Первая помощь при кровотечениях
|
|
|
§ 31, вопросы и термины с.148 |
Дыхательная система 6 |
||||
35 |
Значение дыхания. Органы дыхания |
|
|
§ 32 , вопросы и термины с.153 |
36 |
Строение легких. Газообмен в легких и тканях Лабораторная работа №9 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»
|
|
|
§33 , вопросы и термины с. 155-156 |
37 |
Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Лабораторная работа №10 «Дыхательные движения» Практическая работа №17 «Определение жизненной емкости лёгких» |
|
|
§ 34, вопросы и термины с.160 |
38 |
Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Практическая работа №18 «Определение запыленности воздуха в зимнее время» |
|
|
§ 35 , вопросы и термины с. |
39 |
Первая помощь при поражении органов дыхания |
|
|
§ 36 , вопросы и термины с.170 |
40 |
Обобщение и систематизация знаний по темам "Кровеносная система. Внутренняя среда организма", "Дыхательная система" |
|
|
вопросы и задания с. 171-172 |
Пищеварительная система 7 |
||||
41 |
Значение пищи и ее состав |
|
|
§ 37 , вопросы и термины с.175-176 |
42 |
Органы пищеварения. Практическая работа №19 «Определение местоположения слюнных желез» |
|
|
§ 38 , вопросы и термины с.180 |
43 |
Зубы. Пищеварение в ротовой полости и в желудке Лабораторная работа №11 «Действие ферментов слюны на крахмал» Лабораторная работа № 12 «Действие ферментов желудочного сока на белки» |
|
|
§ 39 , вопросы и термины с.186 |
44 |
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ |
|
|
§ 40 , вопросы и термины с.189 |
45 |
Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и ее состав |
|
|
§ 41 , вопросы и термины с.193 |
46 |
Заболевания органов пищеварения |
|
|
§ 42 , вопросы и термины с.197 |
47 |
Обобщение и систематизация знаний по теме "Пищеварительная система" |
|
|
Вопросы и задания с. 197-198 |
Обмен веществ и энергии 3 |
||||
48 |
Обменные процессы в организме |
|
|
§ 43, вопросы и термины с. 262-263 |
49 |
Нормы питания Практическая работа №20 «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» |
|
|
§ 44 , вопросы и термины с.206 |
50 |
Витамины |
|
|
§ 45, вопросы и термины с. 210 |
Мочевыделительная система и кожа 6 |
||||
51 |
Строение и функции почек |
|
|
§ 46, вопросы и термины с. 214-215 |
52 |
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим |
|
|
§ 47 , вопросы и термины с.218 |
53 |
Значение кожи и ее строение |
|
|
§ 48 , вопросы и термины с. 221 |
54 |
Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. |
|
|
§ 49 , вопросы и термины с.225 |
55 |
Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах |
|
|
§ 50 , вопросы и термины с. 227 |
56 |
Обобщение и систематизация знаний по темам "Обмен веществ и энергии», «Мочевыделительная система", "Кожа" |
|
|
|
Поведение и психика 6 |
||||
57 |
Общие представления о поведении и психике человека |
|
|
§ 51, вопросы и термины с.231 |
58 |
Врождённые и приобретённые формы поведения. Практическая работа №21 «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма» |
|
|
§ 52, вопросы и термины с.236-237 |
59 |
Закономерности работы головного мозга |
|
|
§ 53, вопросы и термины с.241 |
60 |
Биологические ритмы. Сон и его значение |
|
|
§ 54, вопросы и термины с.243 |
61 |
Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы |
|
|
§ 55, вопросы и термины с.246 |
62 |
Воля и эмоции. Внимание Практическая работа №22 «Изучение внимания при разных условиях» |
|
|
§ 56
57, вопросы и термины с.252-258 |
63 |
Психологические особенности личности |
|
|
|
Индивидуальное развитие организма 2 |
||||
64 |
Половая система человека |
|
|
§58
59, вопросы и термины с.264-268 |
65 |
Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём |
|
|
|
66 |
Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения |
|
|
§ 60, вопросы и термины с.273 |
Здоровье. Охрана здоровья человека 2 |
||||
67 |
Здоровье и образ жизни. О вреде наркогенных веществ |
|
|
§ 61,62 вопросы и термины с.279,с. 282 |
68 |
Человек- часть живой природы |
|
|
§ 63, вопросы и термины с.285 |
Лист корректировки рабочей программы (календарно-тематического планирования)
2023-2024 учебный год
Предмет______________
Класс ________________
Учитель ______________
№ урока |
Дата проведения по плану |
Дата фактического проведения |
Тема |
Количество часов |
Причина корректировки |
Способ корректировки |
|
По плану |
Дано фактически |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель _____________ (________________)
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____________Сумина С.М.
Приложение 1
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение кабинета биологии
Для проведения уроков биологии имеется кабинет биологии.
Оснащение процесса обучения биологии обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.
1 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
Нормативные документы: Примерная программа основного общего образования по биологии, Планируемые результаты освоения программы основного общего образования по биологии, стандарт основного общего образования, Федеральный государственный стандарт основного общего образования (проект).
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии.
Учебник по биологии для 8 класса.
Учебные пособия: рабочая тетрадь, дидактические материалы, сборники контрольных работ по биологии для 8 класса.
Научная, научно-популярная, историческая литература.
Справочные пособия (словари, сборники основных формул, энциклопедии, справочники по биологии).
Методические пособия для учителя.
2 Печатные пособия:
· Таблицы
Строение тела человека.
Химия клетки
Портреты для кабинета биологии
3 Информационные средства:
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания.
Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.
Инструментальная среда по биологии.
4 Технические средства обучения:
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Персональный компьютер - рабочее место учителя
Экран
Телевизор
Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования
Стенды
5 Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Аудиторная доска.
Доска магнитная.
Весы с разновесами
Лупа
Микроскоп учебный
Спиртовка лабораторная
Термометр лабораторный
Капельница с пипеткой
Ложка для сжигания вещества
Мензурка 50 мл
Палочка стеклянная
Пробирка стеклянная
Стекло покровное 18/18
Стекло предметное
Фильтровальная бумага
Цилиндр мерный с носиком
Чашка Петри 100
Штатив для пробирок
Штатив универсальный
· Модели
Торс человека разборная модель
Позвонки набор из 6 шт
Косточки слуховые
Скелет человека разборный
Скелет ящерицы
Скелет конечности лошади на подставке
Скелет овцы на подставке. (передняя и задняя)
Кости черепа человека , смонтированные на одной подставке
Почка разрез
Модель глазного яблока
Модель сердца
· Набор микропрепаратов
по анатомии и физиологии человека 8 класс
· Фолии
Размножение и развитие
Человек и его здоровье
· Модель – аппликации
Генетика групп крови
Строение спинного мозга
Ухо человека
Пищеварительный тракт
Почка «Микроскопическое строение на разрезы»
Мочевыделительная система
Кишечная воронка с сосудистым руслом
Таз женский, сагиттальный разрез
Расположение органов грудной и брюшной полостей по отношению к скелету
Строение сердца
Железо внутренней секреции
Челюсть человека
Строение глаза
Строение легких
Приложение 2
Контрольно- оценочные средства по биологии в 8 классе.
Входная проверочная работа по биологии в 8 классе.
Проверяемые элементы содержания |
Введение |
История развития зоологии. Современная зоология |
Многообразие животных |
Простейшие |
Тип Губки |
Тип Кишечнополостные |
Тип Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви |
Тип Моллюски |
Тип Членистоногие |
Класс Рыбы |
Класс Земноводные |
Класс Пресмыкающиеся |
Класс Птицы |
Класс Млекопитающие |
Эволюция строения и функций органов и систем |
Покровы тела и органы передвижения |
Опорно-двигательная система |
Органы дыхания и газообмен |
Кровеносная система |
Органы пищеварения и выделения |
Нервная система. Органы чувств |
Органы и способы размножения |
Развитие и закономерности размещения животных на Земле |
Биоценозы |
Одомашнивание животных. Охрана животного мира |
Спецификация
входной проверочной работы по биологии в 8 классе
Назначение работы: оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся 8 класса за курс биологии 7 класса.
Структура работы: проверочная работа состоит из 2-х частей:
часть 1 (А) содержит 14 заданий с выбором ответа;
часть 2 (В) включает 3 задания: 1,2 – с выбором нескольких верных ответов из пяти; 3 – на соответствие между биологическими объектами;
Продолжительность работы 25 минут.
Критерии оценивания:
Всего 20 баллов
94 - 100% (19-20 баллов)-«5»
75-93% (14-18 баллов) – «4»
51-74% (10-13 баллов) – «3»
0-50 % (0-9 баллов) – «2»
Входная проверочная работа по биологии в 8 классе
Задание А
1. План строения простейших соответствует общим чертам организации:
а) ядерной клетки; б) безъядерной клетки.
2. Среди жгутиковых встречаются типы питания:
а) автотрофный; б) гетеротрофный; в) миксотрофный.
3. Пищеварение у гидр:
а) комбинированное; б) внутриклеточное; в) полостное.
4. Глаза встречаются у:
а) ресничных червей; б) сосальщиков; в) ленточных червей.
5. Желудок рака состоит из:
а) одного отдела; б) двух отделов; в) трех отделов.
6. Тело пауков состоит из:
а) одного отдела; б) двух отделов; в) трех отделов.
7. Насекомые имеют:
а) две пары конечностей;
б) три пары конечностей;
в) пять пар конечностей.
8. Сердце рыб:
а) однокамерное; б) двухкамерное; в) трехкамерное.
9. Для большинства рыб характерно:
а) наружное оплодотворение; б) внутреннее оплодотворение.
10. Лягушки имеют орган боковой линии:
а) только в период личиночного развития;
б) только во взрослом состоянии.
11. Шейный отдел позвоночника земноводных представлен:
а) одним позвонком; б) двумя позвонками; в) семью позвонками.
12. Все рептилии дышат:
а) только легкими; б) легкими и кожей; в) только кожей
13. Сердце большинства рептилий:
а) однокамерное; б) трехкамерное. в) четырехкамерное.
14. Все современные птицы:
а) не имеют зубов;
б) имеют зубы только во взрослом состоянии;
в) имеют зубы в птенцовом возрасте.
Задание В
В 1. К группе наиболее высокоорганизованных среди беспозвоночных животных относят
В 2. К признакам усложнения организации млекопитающих, по сравнению с пресмыкающимися, относят
В 3. Установите соответствие между животными и типом отношений между ним
Животные Тип отношений
А) Мыши и лисицы 1) Хищник-жертва
Б) Божьи коровки и личинки тли 2) симбионты
В) Рак-отшельник и актиния
Г) Муравьи и тля
Д) Носорог и воловьи птицы
Е) Жуки-плавунцы и мальки рыб
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Итоговая контрольная работа по биологии 8 класс
Раздел |
Элементы содержания |
1 |
Биология как наука. Методы биологии Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов |
2 |
Признаки живых организмов Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Ткани, органы, системы органов животных, выявление изменчивости организмов. |
|
Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. |
3 |
Человек. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека |
|
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны |
|
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении |
|
Дыхание. Система дыхания |
|
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет |
|
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы |
|
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины |
|
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения |
|
Покровы тела и их функции |
|
Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение |
|
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат |
|
Органы чувств, их роль в жизни человека |
|
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. |
|
Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека |
|
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха |
|
Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно- двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения |
Спецификация
итоговой контрольной работы по биологии в 8 классе
Назначение работы: оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии учащихся 8 класса.
Структура работы: Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 21 задание.
Часть А содержит 15 заданий. К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Часть В содержит 4 задания, на которые надо дать краткий ответ в виде последовательности цифр. Часть С содержит 2 задания, требующие развернутого ответа.
Продолжительность работы: 40 минут.
Критерии оценивания отдельных заданий и итоговой работы по биологии в 8 классе
За верное выполнение каждого задания части А работы учащийся получает 1 балл, максимальное количество баллов – 15, части В– 2 балла, максимальное количество баллов – 8, части С– С1 - 2 балла,, С2 - 3 балла, максимальное количество баллов – 5. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы – 28 баллов.
Критерии оценивания
Оценка |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Количество правильных ответов |
28 - 25 |
24 – 20 |
19 – 15 |
14 – 0 |
Итоговая контрольная работа по биологии в 8 классе
Часть А. При выполнении заданий А1 – А15 выберите один правильный ответ.
А1. Особенность строения клеток эпителиальной ткани:
1) Клетки сомкнуты в ряды, межклеточное вещество почти отсутствует;
2) В межклеточном веществе разбросаны отдельные клетки;
3) Клетки имеют многочисленные отростки;
4) Клетки ткани представляют собой многоядерные волокна.
А2. Затылочная кость соединяется с теменной:
1) подвижно; 2) неподвижно; 3) полуподвижно; 4) с помощью сустава.
А3. Мягкую ткань между телом и шиной помещают для того, чтобы:
1) шина не давила на поврежденный участок и не вызывала боли;
2) избежать инфицирования места перелома;
3) согреть поврежденную часть тела;
4) к поврежденному участку тела поступало больше кислорода
А4. Лейкоциты человека, в отличие от эритроцитов:
1) передвигаются пассивно с током крови;2) способны активно передвигаться;
3) не могут проникать сквозь стенки капилляров;4) передвигаются с помощью ресничек.
А5. Самое высокое давление крови у человека в:
1) капиллярах; 2) крупных венах; 3) аорте; 4) мелких артериях.
А6. Значение дыхания состоит в обеспечении организма:
1) энергией; 2) строительным материалом; 3) запасными питательными веществами;
4) витаминами.
А7. Согревание воздуха в дыхательных путях происходит благодаря тому, что:
1) их стенки выстланы ресничным эпителием;
2) в их стенках располагаются железы, выделяющие слизь;
3) в их стенках разветвляются мелкие кровеносные сосуды;
4) у человека в легкие воздух поступает медленно.
А8. В каком отделе пищеварительного канала начинается химическая обработка пищи:
1) в ротовой полости; 2) в пищеводе; 3) в желудке; 4) в тонком кишечнике.
А9. Под действием пепсина расщепляются:
1) Углеводы; 2) Жиры; 3) Белки; 4) Все перечисленные органические вещества.
А10. Отсутствие витаминов в пище человека приводит к нарушению обмена веществ, так как витамины участвуют в образовании:
1) углеводов; 2) нуклеиновых кислот; 3) ферментов; 4) минеральных солей.
А11. К железам внутренней секреции относятся:
1) Сальные, потовые, слюнные; 2) Гипофиз, надпочечники, щитовидная железа;
3) Поджелудочная, половые; 4) Эпифиз, желудочные, печень.
А12. Скопления тел нейронов вне центральной нервной системы образуют:
1) нервы; 2) нервные узлы; 3) спинной мозг; 4) вегетативную нервную систему.
А13. Рефлексы в организме животного и человека осуществляются с помощью:
1) ферментов; 2) гормонов; 3) витаминов; 4) рефлекторных дуг.
А14. Отдел головного мозга, обеспечивающий равновесие тела и координацию движений:
1) продолговатый; 2) средний; 3) промежуточный; 4) мозжечок.
А15. Оболочка глаза, в которой расположены палочки и колбочки:
1) белочная оболочка; 2) сосудистая оболочка; 3) сетчатка; 4) хрусталик.
Часть В
При выполнении заданий В1 – В2 выберите три правильных ответа. В задании В3 запишите последовательность этапов. В задании В4 установите соответствие.
В1. При окислении белков в клетках тела образуются конечные продукты:
1) аминокислоты;2) глюкоза;3) глицерин;4) вода;5) углекислый газ;6) мочевина.
В2. После предупредительной прививки:
1) антитела сыворотки уничтожают микробы;2) в организме вырабатываются ферменты;
3) организм заболевает в легкой форме;4) в организме образуются антитела;
5) происходит свертывание крови;6) погибают возбудители заболеваний.
В3. Установите соответствие между отделами пищеварительного канала и проходящими в них процессами:
Процессы пищеварения Отделы:
1) Обработка пищевой массы желчью. А. Желудок
2) Первичное расщепление Б. Тонкий кишечник
белков. В. Толстый кишечник
3) Интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками.
4) Расщепление клетчатки.
5) Завершение расщепления белков, углеводов, жиров.
В4. Укажите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения у человека.
А. Левый желудочек Б. Капилляры В. Правое предсердие Г. Артерии Д. Вены Е. Аорта.
Часть С
Дайте полный развернутый ответ на вопрос
С1. Какие особенности строения кожи способствуют снижению температуры
тела?
С2. Как осуществляется регуляция дыхания?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.