Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
городского поселения «Рабочий поселок Ванино»
Ванинского муниципального района Хабаровского края
Рассмотрено на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол № от Руководитель ШМО Ващенко С.Г.
|
Согласовано на заседании Методического совета Протокол № от Зам.директора по УВР Перфильева А.С.
|
Утверждено Приказ № от 20…г.
Директор Селиверстова М.Н.
|
Рабочая программа
для курса « Родная литература», 9 класс
Составитель: Адмакина Галина Степановна, учитель первой категории
Срок реализации 1 год (первое полугодие)
п. Ванино
2020 г.
Нормативная правовая основа для разработки настоящей примерной программы по учебному предмету «Родная литература» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения родной (русской) литературы, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета в «Родная литература» учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по родному (русской) литературе на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Родная литература».
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родная литература»
Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе для 9 класса составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования/Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина. Составитель -Е.С.Савинов. М. «Просвещение», 2011/, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы/М.Просвещение 2011/ , авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочая программа по литературе 5-9 классы . Авторы : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева/ и учебника для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература 5класс» /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.Просвещение 2012.
Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
v формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
v обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
v приобщение к литературному наследию своего народа;
v формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
v формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
v обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.
Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.
Общая характеристика учебного курса
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
В программе представлены следующие разделы:
v Русская литература XVIII в.
v Русская литература XIX в.
v Русская литература XX в.
Место учебного курса «Родная литература»
Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.
Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 9 классе рассчитана на 17 часов в первом полугодии.
Класс |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
9 |
0,5 |
17 |
В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.
Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар. Виды и формы контроля:
· письменный ответ на вопрос;
· выразительное чтение (чтение наизусть);
· сочинение на литературоведческую тему;
· проект.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»
Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:
Ø воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
Ø формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
Ø развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Ø осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Ø развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Ø устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
Ø потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
ü понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
ü уважительно относиться к родной литературе;
ü оценивать свои и чужие поступки;
ü проявлять внимание, желание больше узнать.
ü понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
ü анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
Ø формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
Ø анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
Ø совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
Ø работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
Ø в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
ü планированию пути достижения цели;
ü установлению целевых приоритетов;
ü оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
ü учитывать условия выполнения учебной задачи;
ü осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
Ø овладение навыками смыслового чтения;
Ø извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Ø владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
Ø перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
Ø излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
Ø пользоваться словарями, справочниками;
Ø осуществлять анализ и синтез;
Ø устанавливать причинно-следственные связи;
Ø строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
ü строить сообщение в устной форме;
ü находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ü ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
ü анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
ü осуществлять синтез как составление целого из частей;
ü проводить сравнение;
ü устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
ü проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
ü осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
ü обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
ü Коммуникативные УУД:
Ø умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
Ø планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
Ø учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
Ø уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
Ø слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Ø уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
Ø уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
Ø оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
Ø выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
ü устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
ü аргументировать свою точку зрения;
ü задавать вопросы.
ü продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
ü договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
ü брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
Ø осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
Ø понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
Ø развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
Ø овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
Ø формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
ü владеть различными видами пересказа,
ü пересказывать сюжет;
ü выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
ü характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
ü находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
ü определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
ü выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
ü выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
ü ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
ü пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Учащийся научится:
· осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
· выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
· воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
· характеризовать нравственную позицию героев;
· формулировать художественную идею произведения;
· формулировать вопросы для размышления;
· участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
· давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
· создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
· сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
· выразительно читать произведения лирики;
· вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
И.А.Гочаров «Фрегат «Паллада» -1 час; жанр путевых заметок. Интерес Российского государства в установлении отношений с Японией.
Н.П.Задорнов «Война за океан»- 2 часа. Исследование дальневосточных земель Г.И.Невельским.
Н.П.Задорнов «Сага о русских аргонавтах» - 2 часа. «Начиналось открытие для России нового мира»,– Н.П.Задорнов.
Сборник исторических повестей о выдающихся землепроходцах и мореплавателях Дальнего Востока 17 – 18 века – 1 час. О героизме русских людей, осваивавших дальневосточные и сибирские земли.
Исторические повести «Землепроходцы» - 1 час. «…Утвердить и умножить российское могущество на востоке,»- М.В.Ломоносов.
Сборник «Амур – река подвигов» - 1 час. М.М.Пришвин: «Узнать жизнь на берегах Амура можно по-настоящему только тогда, когда сам лично побываешь там».
А.А.Воронков «Харбин» - 1 час. Деятельность Советского государства по недопущению сплочения японских и китайских властей с активистами Белого движения , готовящими оккупацию российских земель на Дальнем Востоке.
В.К.Кетлинская «Мужество»- 1 час. О строительстве Комсомольска – на – Амуре. «Давайте писать историю нашей стройки. Назовём её почти по Н.А.Островскому: «Как закалялась сталь».
А.С.Новиков – Прибой. Роман «Цусима»- 1 час. О военно – политической обстановке в АТР в 1904 - 1905 годах.
А.М.Василевский , маршал Советского Союза , «Дело всей жизни»-1 час. Вторая русско – японская война.
«Сталин долгие годы исподволь вынашивал мысль отомстить Японии за "черное пятно" былого поражения Российской империи,» - Адмирал Флота Советского Союза И.С.Исаков (запись К.Симонова).
Военная история Государства Российского в 30 томах. – 1 час . Причина притязания Японии на Курильские острова.
Д.С.Рябушкин «Остров Даманский. Пограничный конфликт». Драма на острове Даманском в марте 1969 года. – 1 час
Андрей Юрьевич Завалишин «История Дальнего Востока России в новое и новейшее время»- 1 час. О первооткрывателях и устроителях земли дальневосточной. Дальни й Восток находится в составе России более 350 лет.
Защита проектов – 1 час.
Календарно- тематическое планирование на 1 час в неделю, первое полугодие
9 класс
Для Хабаровского края возможен курс, построенный на историко – литературной основе:
Дата |
Количество часов |
Тема |
Виды деятельности |
|
|
Интерес к Дальнему Востоку |
|
|
2 |
Иван Александрович Гончаров «Фрегат «Паллада». Путевые очерки. |
Знакомятся с понятием «очерк». Исследуют путевые заметки, отбирают материал на заданную тему. Создают рисунки, поделки по тематике произведения. Чертят карту – маршрут следования фрегата. |
|
2 |
Николай Павлович Задорнов «Война за океан». Исторический роман. |
Закрепляют понятие «роман», узнают, что данное произведение завершает цикл романов о Г.И.Невельском, его исследовании дальневосточных земель, исследуют языковые средства текста. Создают словарь диалектных слов. |
|
2 |
Николай Павлович Задорнов «Сага о русских аргонавтах». Роман – трилогия: 1 книга – «Цунами» - 1972 год издания, 2 книга -«Симода» - 1975, 3 книга – «Хэда» - 1979. |
Узнают, что Ефим Васильевич Путятин , выступавший в роли деятеля открытия Японии, был награждён Орденом Восходящего Солнца правительством Японии. Исследуют роман для доказательства слов И.А.Гончарова: «..Ни Эней, с отцом на плечах, ни Одиссей, не претерпели и десятой доли тех злоключений, какие претерпели наши Аргонавты…» («Через двадцать лет»). Узнают, как было «открыто окно» в Японию русскими мореплавателями. Работают со словарями, с текстом. Готовят сообщения . Оформляют лист фамилий с объяснением значимости каждого персонажа. |
|
1 |
«Землепроходцы», исторические повести о выдающихся землепроходцах и мореплавателях Дальнего Востока 17 – 18 веков. |
Узнают об одиссее Ерофея Хабарова и о других первопроходцах и открывателях Сибири и Дальнего Востока. Составляют характеристику героев произведения. Готовят презентации. Работают над диалектными словами. |
|
1 |
Сборник «Амур – река подвигов». |
Узнают об исследовании амурских земель, о том, что Амур служит рубежом между нами и нашим соседом – Китаем. Комментированное чтение понравившихся отрывков. Готовят сообщения о нравах и обычаях коренных народов. |
|
1 |
Алексей Алексеевич Воронков « Харбин». Роман. |
Узнают о деятельности советского правительства против выходцев из России, представителей Белого движения, затеявших выступление против своей Родины из китайского Харбина – оплота белогвардейцев. Узнают о создании буферного государства , отвечают на вопросы: что такое буферное государство? Когда и с какой целью было создано? Какие территории вошли в его состав? Что произошло с ним в ноябре 1922 года? |
|
1 |
Вера Казимировна Кетлинская «Мужество». Роман. |
Узнают о строительстве Комсомольска – на Амуре, как рождался и рос в глухой тайге город. Подготовка рисованных эпизодов для презентации |
|
|
Значимые события для стран АТР |
|
|
2 |
Алексей Силыч Новиков – Прибой , роман«Цусима» |
Узнают, а также о крупнейшем морском сражении в Тихом океане, страшном разгроме Второй Тихоокеанской эскадры русского флота , героическом подвиге русских моряков. Словарная работа. |
|
1 |
Александр Михайлович Василевский , маршал Советского Союза ,«Дело всей жизни». Окончание Великой Отечественной войны 2.9.1945 (вторая русско – японская война). Военные мемуары. |
Узнают, что В. О. война окончилась не в Берлине, а на Дальнем Востоке, 2 сентября подписанием акта о капитуляции Японии. Работают со словарями. |
|
1 |
Военная история Государства Российского в 30 томах. Причина притязания Японии на Курильские острова. |
Узнают, что в результате войны СССР, выполнив условия соглашений Ялтинской конференции 1945 года, официально вернул в свой состав территории, аннексированные Японией у Российской империи по окончании Русско-японской войны 1904—1905 годов по итогам Портсмутского мира (южный Сахалин и, временно, Квантунскую область с Порт-Артуром и Дальним), а также ранее уступленную Японии в 1875 году основную группу Курильских островов и закреплённую за Японией Симодским договором 1855 года южную часть Курил. Последняя территориальная потеря Японией не признана до сих пор. Согласно Сан-Францисскому мирному договору Япония отказалась от любых притязаний на Сахалин (Карафуто) и Курилы (Тисима Рэтто). Тем не менее договор не определял принадлежность островов. И СССР, в том числе и по этой причине, не подписал его. Однако в 1956 году была подписана Советско-японская декларация, по которой прекращено состояние войны и установлены дипломатические и консульские отношения СССР с Японией. В 9 статье Декларации, в частности, сказано: СССР, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора. Тем не менее, сразу же после подписания Московской декларации Япония начала требовать возврата всей южной группы Курил как предварительного условия для переговоров по мирному договору. Эта позиция японского правительства сохранилась до сих пор и препятствует заключению мирного договора между Японией и Россией как государством-наследником СССР.
|
|
1 |
Рябушкин Дмитрий Сергеевич. «Остров Даманский. Пограничный конфликт». |
Узнают о серии интервью с участниками боев, в их воспоминаниях раскрываются неизвестные подробности причин возникновения конфликта на этом участке советско-китайской границы, действий пограничников и воинов Советской Армии по отражению провокаций. С высоты сегодняшнего дня рассматриваются и оцениваются замалчивавшиеся ранее факты и эпизоды, связанные с противостоянием двух держав за этот островной клочок земли. |
|
|
Итоги деятельности по освоению дальневосточных земель. |
|
|
1 |
Андрей Юрьевич Завалишин «История Дальнего Востока России в новое и новейшее время»
|
Узнают о заселении, развитии и перспективах Дальнего Востока. Составление таблицы цитат, высказываний о развитии Дальнего Востока. Выборочное конспектирование, отбор материала для своих проектов. |
|
1 |
Защита проектов, рефератов. |
Защищают свои работы – проекты. |
И.А.Гончаров «Фрегат Паллада», М., 2002год, издательство «Дрофа»
Н.П.Задорнов «Война за океан», 1966 год, Хабаровское книжное издательство
Н.П.Задорнов «Сага о русских аргонавтах», 1933 год, Хабаровское книжное издательство
Сборник исторических повестей «Землепроходцы», редактор С.М.Маркова, 1976 год, г.Хабаровск
Сборник повестей и рассказов «Амур – река подвигов», редактор С.М.Маркова, 1970 год, Хабаровское книжное издательство
А.А.Воронков «Харбин», 2011 год, ООО «Издательский дом «Вече»
В.Кетлинская «Мужество», 1972 год, Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия»
А.С.Новиков – Прибой «Цусима», 1968 год, Хабаровское книжное издательство
А.Ю Завалишин «История Дальнего Востока России в новое и новейшее время», 2001 год, г.Хабаровск, издательский дом «Частная коллекция»
А.М.Вассилевский, «Дело всей жизни», 1978 год, М., Политиздат
Военная история Государства Российского в 30 томах, книга 2 «Трагедия на Дальнем Востоке, русско – японская война 1904 – 1905», 2004 год, М.
Д.С.Рябушкин «Остров Даманский. Пограничный конфликт», 2015 год, издательство «Русские витязи»
А.Ю Завалишин «История Дальнего Востока России в новое и новейшее время», 2001 год, Г.Хабаровск, издательский дом «Частная коллекция»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.