рабочая ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
педагога дошкольного ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Срок реализации
2021 -2022 УЧ.г.
Разработала:
Воспитатель ДО
Структура программы
№п/п |
содержание |
стр |
I |
Целевой раздел |
|
1. |
Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования |
|
1.1. |
Цели и задачи реализации программы дошкольного образования |
|
1.2. |
Принципы и подходы к реализации программы |
|
1.3. |
Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей 3-4 лет. |
|
1.4. |
Характеристика развития детей 3-4 дет |
|
II |
Содержательный раздел |
|
2.1. |
Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в ДО программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ. |
|
2.2. |
Требования к организации НОД |
|
2.3. |
Технологии личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми |
|
2.4. |
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников |
|
III |
Организационный раздел |
|
3.1. |
Материально техническое обеспечение программы |
|
3.2. |
Режим дня Расписание НОД Режим закаливания и оздоровительных процедур Группы здоровья Профилактические мероприятия ЗОЖ |
|
З.3. |
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий |
|
-ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Рабочая образовательная программа педагога (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под научной редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г.
При разработке рабочей образовательной программы педагога учитывались следующие нормативные документы:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
- Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
1. Пояснительная записка.
1.1. Цели и задачи реализации программы.
Цель программы: развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, этетических и личностных качеств ребёнка, творческих способностей, а также развитие предпосылок учебной деятельности.
Задачи:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
10) разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Подмосковья. Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В основе реализации Программы лежит культурно-исторический и системнодеятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС ДО.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральным государственным образовательным стандартом:
· полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
· индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
· содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
· поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
· партнерство с семьей;
· приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
· формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
· возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
· обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.
Также Программа построена на принципах дошкольной педагогики и возрастной психологии:
- Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
- Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
- Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
1.3. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей 3-4 лет.
В группе № человек
девочек мальчиков
воспитателя
младший воспитатель
Характеристика кадрового состава |
|
|
1. По образованию |
высшее педагогическое образование |
|
среднее педагогическое образование |
|
|
среднее специальное непедагогическое |
|
|
2. По стажу
|
до 5 лет |
|
от 5 до 10 лет |
|
|
от 10 до 15 лет |
|
|
свыше 15 лет |
|
|
3.По результатам аттестации
|
высшая квалификационная категория |
|
первая квалификационная категория |
|
|
вторая квалификационная категория |
|
|
соответствие занимаемой должности |
|
СПИСОК ДЕТЕЙ ГРУППЫ
№ |
Ф И ребенка |
Дата рождения |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
10 |
|
|
11 |
|
|
12 |
|
|
13 |
|
|
14 |
|
|
15 |
|
|
16 |
|
|
17 |
|
|
18 |
|
|
19 |
|
|
20 |
|
|
21 |
|
|
22 |
|
|
23 |
|
|
24 |
|
|
25 |
|
|
26 |
|
|
27 |
|
|
28 |
|
|
29 |
|
|
30 |
|
|
31 |
|
|
32 |
|
|
33 |
|
|
34 |
|
|
35 |
|
|
Социальный статус родителей
№ п/п |
категория |
численность |
1. |
Количество воспитанников |
|
2. |
Количество полных семей |
|
3. |
Количество неполных семей |
|
|
из них: |
|
|
с 1 отцом |
|
|
с 1 матерью |
|
4. |
Количество одиноких матерей |
|
5. |
Количество многодетных семей |
|
6. |
Количество неблагополучных семей |
|
7. |
Количество малообеспеченных семей |
|
8. |
Количество опекаемых детей |
|
9. |
Количество детей-инвалидов |
|
1.4 ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (3-4 ЛЕТ)
Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в этот период происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
Данному возрасту характерен «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей.
У детей данных групп проявляется новая потребность в самостоятельных действиях. Поэтому задача взрослого – поддерживать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, выражая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако педагоги отмечают устойчивые избирательные отношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте у детей происходит переход к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. У детей данного возраста продолжает развиваться их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Промежуточные планируемые результаты освоения программы:
· Ребенок владеет соответствующими возрасту основными движениями Проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях
· Ребенок приучен к опрятности, владеет простейшими навыками поведения во время еды и умывания. Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, может помочь накрыть на стол к обеду.
· Проявляет интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх, может принимать на себя роль, объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию.
· Ребенок умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим. Проявляет эмоциональную отзывчивость, слушая новые сказки, на произведения изобразительного искусства
· Ребенок соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, правила взаимодействия с животными и растениями. Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.
· В конструктивной деятельности правильно использует детали строительного материала, изменяет постройки, заменяя одни детали другими.
· Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме. Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов. Ребенок понимает значение слов: «больше» - «меньше», «вверху» - «внизу», «впереди» - «сзади» и т.д. Различает круг, квадрат, треугольник, предметы имеющие углы и круглую форму. Понимает смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь»..
· Знает свое имя, возраст, пол. Называет членов своей семьи и их имена, знает название родного города.
· Ориентируется в помещениях детского сада, знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, повар, шофер, строитель).
· Рассматривает сюжетные картинки, отвечает на вопросы взрослого, касающиеся ближнего окружения. В речи использует простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
· Называет знакомое произведение, может пересказать содержание с опорой на картинки или наводящие вопросы. Может прочитать небольшое стихотворение при помощи взрослого.
· Ребенок изображает отдельные предметы, простые по композиции и содержанию, правильно подбирает цвета, использует карандаши, фломастеры и краски. Умеет лепить различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки. Создает изображения предметов из готовых форм, умеет аккуратно использовать материалы.
I. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями
Целостность педагогического процесса в ДО обеспечивается реализацией Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под научной редакцией Н.Е.Вераксы.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
● социально-коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно‑эстетическое развитие;
● физическое развитие.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Ребёнок в семье и обществе
|
Задачи |
Форма проведения НОД |
Форма образовательной работы в режиме дня |
Интегриро- Ванные связи |
1
2
3 |
- Формирование образа «Я» -Уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье -Уважительное отношение к сообществу детей. -Дать первые представления о родной стране, знакомить с народной культурой. |
Занятие, беседы, практическая деятельность, целевые прогулки
|
Беседа, игровые ситуации, с/р игра, просмотр видеороликов, чтение художественной литературы, практическая деятельность
|
Познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. |
Самообслуживание
|
Задачи |
Форма проведения НОД |
Форма образовательной работы в режиме дня |
Интегриро- Ванные связи |
1 |
Развитие умения самостоятельно одеваться и раздеваться, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать и вешать предметы одежды.
|
Беседа, игровая ситуация, упражнения. |
Беседы, наблюдения, рассматривание сюжетных картин, игровые ситуации «Одень куклу на прогулку», «Что когда надевают», Работа по мнемотаблице «Порядок одевания». |
Познавательное, речевое, социально- коммуникативное развитие, безопасность. |
Самостоятельность
|
Задачи |
Форма проведения НОД |
Форма образовательной работы в режиме дня |
Интегриро- Ванные связи |
1 |
Побуждать детей к самостоятельному выполнению отдельных поручений. |
Беседа, просмотр видеороликов, поручения. |
Беседа, дежурство по столовой, просмотр видеороликов, поручения, игровые ситуации, с.р./и. |
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие, безопасность |
Трудовое воспитание
|
Задачи |
Форма проведения НОД |
Форма образовательной работы в режиме дня |
Интегриро- Ванные связи |
1 |
-Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении -Формирование положительного отношения к труду взрослых. -Дать представление о профессиях (врач, воспитатель, продавец, повар, шофер, строитель). |
Беседа, компьютерная презентация, виртуальная экскурсия, игровая ситуация. |
Беседа, наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы, с.р./игры, досуги, просмотр видеороликов, продуктивная деятельность. |
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие |
Формирование основ безопасности
|
Задачи |
Форма проведения НОД |
Форма образовательной работы в режиме дня |
Интегриро- Ванные связи |
1 |
-Развивать представления детей о правилах поведения в детском саду. - Учить соблюдать правила безопасного передвижения в помещении. - Формировать представления о том, что следует одеваться по погоде. |
Беседа, игровые упражнения, игровые ситуации, целевые прогулки. |
Беседы, игровые ситуации, напоминания, просмотр видеороликов, дидактические и сюжетно-ролевые игры. |
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие. |
2 |
-Расширять представления детей о правилах дорожного движения. -Формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар и обочину. -знакомить детей с различными видами транспорта. |
Беседа, игровые упражнения, игровые ситуации, целевые прогулки. |
Беседы, игровые ситуации, напоминания, просмотр видеороликов, чтение художественной литературы, дидактические и сюжетно-ролевые игры. |
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие. |
3 |
-Формирование элементарных представлений о способах взаимодействия с растениями и животными. -Формировать умение устанавливать простейшие взаимосвязи в природе. -Формирование первичных представлений о правилах поведения в природе. |
Беседа, игровые упражнения, игровые ситуации, целевые и виртуальные прогулки. |
Беседы, игровые ситуации, досуги, просмотр видеороликов, чтение художественной литературы, дидактические и сюжетно-ролевые игры. |
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие. |
Методическое обеспечение данной образовательной области.
Автор составитель |
Наименование издания |
Издательство |
Л.Л.Тимофеева, Е.Е.Корнеичева, Н.И.Грачева |
Планирование образовательной деятельности в ДОО. Вторая младшая группа |
Центр педагогического образования Москва 2017 |
Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова |
Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет. Игровая и продуктивная деятельность |
Творческий центр Сфера 2005 |
Т.В.Березенкова |
Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно-ролевых игр. |
Издательство Учитель |
Образовательная область «Познавательное развитие»
ФЭМП
|
Задачи |
Форма проведения НОД |
Форма образовательной работы в режиме дня |
Интегриро ванные связи |
1 |
-Формирование умения видеть общий признак предметов группы. -Формирование умения сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного составления элементов. |
Занятие, д/и, игровая ситуация, продуктивная деятельность. |
Д/и, игровая ситуация, продуктивная деятельность, индивидуальная работа. |
Познавательное, речевое, социально-нравственное развитие. |
2 |
-Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров. - Знакомство с геометрическими фигурами.
|
Занятие, д/и, игровая ситуация, продуктивная деятельность. |
Д/и, игровая ситуация, продуктивная деятельность, индивидуальная работа. |
Познавательное, речевое, социально-нравственное развитие. |
3 |
-Развитие умения ориентироваться в расположении своих частей тела. -Развитие умения ориентироваться в контрастных частях суток. |
Занятие, д/и, игровая ситуация, виртуальная прогулка, продуктивная деятельность. |
Д/и, игровая ситуация, продуктивная деятельность, индивидуальная работа. |
Познавательное, речевое, социально-нравственное развитие. |
Развитие познавательно – исследовательской деятельности.
|
Задачи |
Форма проведения НОД |
Форма образовательной работы в режиме дня |
Интегриро- Ванные связи |
1 |
-Поощрять исследовательский интерес. -Развитие умения обследовать предмет, используя различные способы. |
Занятие, наблюдение, опыты, целевая и виртуальная прогулка. |
Наблюдения, беседы, простейшие опыты, д/и («Волшебный мешочек», «Угадай, про что расскажу»), продуктивная деятельность. |
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие, безопасность. |
Ознакомление с предметами окружения.
|
Задачи |
Форма проведения НОД |
Форма образовательной работы в режиме дня |
Интегриро- ванные связи |
1 |
Знакомство детей с предметами ближайшего окружения, их назначением; развитие умения определять цвет, форму, величину, вес предметов; расположение их по отношению к себе. |
Игра-занятие, упражнение, дидактическая игра. |
Беседы, упражнения, дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Помоги Незнайке», «Что в коробке?» «Куда, что положить?», «Найди такого же цвета», «Что бывает красным (синим, зеленым и т.д.). |
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие. |
2 |
Расширять представления о материалах и их свойствах. |
Игра-занятие, упражнение, дидактическая игра, опытно-экспериментальная деятельность («Что лучше, бумага или ткань?» «Деревянный брусочек», «Послушная глина»). |
Беседы, упражнения, дидактические игры: «Поучимся заваривать чай», «Сварим овощной суп». Наблюдения во время прогулки: «Наблюдения за лужами», «Первый лед». |
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие, безопасность. |
3 |
Развитие умения группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы. |
Игра-занятие, упражнение, дидактическая игра. |
Беседы, упражнения, дидактические игры: «Назови одним словом», «Наведем порядок» |
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие, безопасность. |
4 |
Формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями. |
Игра-занятие, опытно-экспериментальная деятельность, дидактическая игра, наблюдение. |
Беседы, упражнения, дидактические игры, простейшие опыты, рисование – экспериментирование. |
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие, безопасность. |
Ознакомление с социальным миром.
|
Задачи |
Форма проведения НОД |
Форма образовательной работы в режиме дня |
Интегриро- ванные связи |
1 |
Формирование представлений о семье. |
Беседа, рассказ воспитателя, дидактическая игра («Жилая комната», «Варвара – краса, длинная коса», «Бабушкины заботливые руки»). |
Индивидуальные утренние беседы, беседы во время прогулки, дидактические игры: «Кто позвал?», «Кто в домике живет?», сюжетно – ролевая игра «Семья» с различными сюжетами, игровые ситуации («Как медвежонок катался на папиной машине», «Как лисенок ездил к бабушке в гости»), продуктивная деятельность . |
Познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие и социально-нравственное развитие. |
2 |
Формирование представлений о родном городе, родной стране. |
Виртуальные прогулки по городу, беседы, рассказ воспитателя. |
Целевые прогулки по территории детского сада, рассматривание иллюстраций и фотографий с достопримечательностями города, разучивание народных песенок, потешек, досуги, продуктивная деятельность. |
Познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие и социально-нравственное развитие. |
3 |
Формирование представлений о труде взрослых, знакомство с профессиями (Врач, медсестра, повар и т.д.) |
Виртуальные прогулки по детскому саду, беседы, рассказ воспитателя. |
Беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдения за трудом взрослых, дидактические игры («Кому, что надо для работы»), сюжетно ролевые игры ( «Больница», «Салон красоты»), чтение художественной литературы. |
Познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие и социально-нравственное развитие. |
Ознакомление с миром природы.
|
Задачи |
Форма проведения НОД |
Форма образовательной работы в режиме дня |
Интегриро- ванные связи |
1 |
Расширение представлений детей о растениях. |
Занятие, виртуальная экскурсия, беседа, рассказ воспитателя, дидактическая игра. |
Наблюдения, целевые прогулки, беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры (Овощи и фрукты», «К названному дереву беги») продуктивная деятельность. |
Познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие и социально-нравственное развитие, безопасность. |
2 |
Формирование представлений детей о домашних животных их детенышах, особенностях поведения и питания. |
Занятие, виртуальная экскурсия, беседа, рассказ воспитателя, дидактическая игра. |
Наблюдения, целевые прогулки, беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры («Чей малыш», «Найди маму»), развлечения ( «У бабушки в деревне», «Путешествие на ферму») продуктивная деятельность. |
Познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие и социально-нравственное развитие, безопасность. |
3 |
Формирование представлений детей о диких животных их детенышах, особенностях поведения и питания. |
Занятие, виртуальная экскурсия, беседа, рассказ воспитателя, дидактическая игра. |
Наблюдения, целевые прогулки, беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры («Чей малыш», «Найди маму»), развлечения ( «Прогулка в лес», «Путешествие в зоопарк») продуктивная деятельность. |
Познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие и социально-нравственное развитие, безопасность. |
4 |
Формирование представлений о характерных особенностях времен года |
Занятие, виртуальная экскурсия, беседа, рассказ воспитателя, дидактическая игра. |
Наблюдения, целевые прогулки, беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры («Когда это бывает), развлечения ( «Прогулка в лес», «В гостях у бабушки Загадушки») продуктивная деятельность. |
Познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие и социально-нравственное развитие, безопасность. |
5 |
Формирование представлений о правилах безопасного поведения в природе. |
Занятие, виртуальная экскурсия, беседа, рассказ воспитателя, дидактическая игра. |
Наблюдения, целевые прогулки, беседы, чтение художественной литературы, опытно-экспериментальная деятельность, игровые ситуации: «Мусор на дороге», «Гуляем в парке (лесу)». |
Познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие и социально-нравственное развитие, безопасность. |
Методическое обеспечение данной образовательной области.
Автор составитель |
Наименование издания |
Издательство |
И.А. Пономарева, В.А.Позина. |
Формирование элементарных математических представлений в детском саду. |
Мозаика-синтез,2017 |
О.В. Дыбина |
«Ознакомление с предметным и социальным окружением». |
М.Мозаика-Синтез,2014.
|
О.А.Соломенникова |
«Ознакомление с природой в детском саду» |
М.Мозаика-Синтез,2016.
|
Рахманова Н.П., Щетинина В.В. |
«Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» |
Москва, Просвещение |
Л.В. Абрамова, И.Ф.Слепцова |
«Социально-коммуникативное развитие дошкольников» младшая группа. |
М.Мозаика-Синтез,2017. |
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие речи
|
Задачи |
Форма проведения НОД |
Форма образовательной работы в режиме дня |
Интегриро- ванные связи |
1 |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми развитие диалогической формы речи. |
Рассказ воспитателя, беседа, чтение художественной литературы. |
Д/у «покажи мишке, как надо здороваться», «Спросите у куклы, понравились ли ей наши рисунки» и т.п.; напоминания о правилах общения с детьми и приходящими в группу взрослыми; беседы на прогулке. |
Познавательное развитие, социально-личностное развитие. |
2 |
Расширение и активизация словарного запаса детей. |
Занятие, рассказ воспитателя, беседы, рассматривание картин. |
Беседы, д/и на классификацию, д/у «Не ошибись..», игры инсценировки, целевые прогулки, д/и «Найди маму для малыша». |
Познавательное развитие, сенсорное развитие, физическое развитие и социально-нравственное развитие. |
3 |
Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные звуки (а,у,и,о,э), а так же некоторые согласные звуки (п-б,т-д,к-г; ф-в; с-з-ц). |
Занятие по звуковой культуре речи, д/и. |
Артикуляционная гимнастика, д/и на звукоподражание, заучивание песенок и потешек, игры-инсценировки. |
Познавательное развитие, физическое развитие. |
4 |
Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, употреблять существительные с предлогами; употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа. |
Занятие, рассматривание картин, беседа, рассказ воспитателя. |
Целевая прогулка, беседа, продуктивная деятельность, д/и «Что одно, а чего много», «Чего (кого) не стало», «Покажи и назови», «Добавь слово», игры-инсценировки. |
Познавательное развитие, социально-нравственное развитие, художественно-эстетическое развитие. |
Художественная литература
|
Задачи |
Форма проведения НОД |
Форма образовательной работы в режиме дня |
Интегриро- ванные связи |
1 |
Формирование интереса и потребности к чтению, развитие литературной речи. |
Занятие, рассказ воспитателя, рассматривание книжных иллюстраций, заучивание стихотворений и потешек. |
Беседа, чтение художественных произведений, игры-драматизации, разучивание стихов, песенок. |
Познавательное развитие, безопасность, социально-нравственное и художественно- эстетическое развитие. |
Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»
Автор составитель |
Наименование издания |
Издательство |
Гербова В.В. |
Развитие речи детей в детском саду. Младшая группа |
Мозаика - синтез |
. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. |
Знакомим дошкольников с литературой |
Творческий центр «Сфера» |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Приобщение к искусству.
|
Задачи |
Форма проведения НОД |
Форма образовательной работы в режиме дня |
Интегриро- ванные связи |
1 |
Знакомство с элементарными средствами выразительности в различных видах искусства. |
Беседа, компьютерная презентация, рассматривание предметов народных промыслов, прослушивание отрывков музыкальных произведений, продуктивная деятельность. |
Беседа, рассматривание предметов народных промыслов, рассматривание иллюстраций, прослушивание отрывков музыкальных произведений, театрализованные игры по сказкам, продуктивная деятельность . |
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие. |
2 |
Развитие интереса к произведениям народного и профессионального искусства. |
Беседа, рассказ воспитателя, рассматривание предметов народных промыслов, прослушивание отрывков музыкальных произведений, продуктивная деятельность |
Беседа, рассматривание предметов народных промыслов, рассматривание иллюстраций, чтение и разучивание потешек, песенок, прослушивание отрывков музыкальных произведений, досуги, театрализованные игры по сказкам, продуктивная деятельность. |
|
Изобразительная деятельность.
|
Задачи |
Форма проведения НОД |
Форма образовательной работы в режиме дня |
Интегриро- ванные связи |
1 |
-Формирование умения правильно держать карандаш, фломастер, кисть; аккуратно пользоваться красками. -Формирование умения ритмичного нанесения штрихов, линий, пятен, мазков. -Формирование умения изображать простые предметы, составлять простые композиции.
|
Наблюдения, занятие, рассматривание картинок, предметов, показ воспитателя. |
Д/и «Собери пирамидку», «Чудесный мешочек», «Что бывает круглым (квадратным), красным (синим и т.д.); наблюдения, напоминания («Возьмем карандаш правильно»…), игровые ситуации «Помоги мишке составить узор»; пальчиковая гимнастика, настольная игра «Мозаика». |
Познавательное, сенсорное, речевое, социально-коммуникативное развитие. |
2 |
-Закрепление представлений о свойствах глины, пластилина. -Формировать умение отделять от большого куска глины (пластилина) небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями. -Формировать умение лепить простые предметы, состоящие из 1-3 частей. |
Наблюдения, занятие, показ воспитателя. |
Наблюдения на прогулке, Д/и «Собери пирамидку», «Чудесный мешочек», «Что бывает круглым (квадратным), пальчиковая гимнастика, упражнения с «Шариками Суджоку», игровые ситуации «Слепим конфеты для мишки», «Угостим зайку морковкой». |
Познавательное, сенсорное, речевое, социально-коммуникативное развитие, здоровьесбережение. |
3 |
-Формировать умение составлять изображения предметов из готовых фигур. -Формировать умение украшать заготовки из бумаги различной формы. -Формировать умение подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам. |
Наблюдения, занятие, рассматривание картинок, предметов, показ воспитателя. |
Д/и «Собери пирамидку», «Чудесный мешочек», «Что бывает круглым (квадратным), красным (синим и т.д.); наблюдения, напоминания («Возьмем карандаш правильно»…), игровые ситуации «Помоги мишке составить узор»; пальчиковая гимнастика, настольная игра «Мозаика». |
Познавательное, сенсорное, речевое, социально-коммуникативное развитие. |
Конструктивно-модельная деятельность.
|
Задачи |
Форма проведения НОД |
Форма образовательной работы в режиме дня |
Интегриро- ванные связи |
1 |
-Формировать умение называть и правильно использовать детали строительного материала. -Формировать умение изменять постройки, надстраивая их или заменяя одни детали на другие. |
Рассматривание элементарных построек и выделение их частей, показ воспитателя, продуктивная деятельность. |
Беседы, рассматривание иллюстраций, с.р./и. «Строители», чтение художественной литературы, игровые ситуации «Построим избушку для лисы», «Смастерим заборчик для курочек», продуктивная деятельность (изготовление атрибутов для театральной деятельности и с.р./и. |
Познавательное, речевое, социально-коммунткативное развитие, безопасность |
Методическое обеспечение образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Автор составитель |
Наименование издания |
Издательство |
Т.С.Комарова |
«Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа |
Издательство: Мозаика – Синтез 2016 |
Л. В. Куцакова |
«Конструирование и художественный труд в детском сад» |
Издательство: Просвещение |
М.Ю.Картушина |
«Русские народные праздники в детском саду» |
Издательство: Творческий центр Сфера 2007 |
Образовательная область «Физическое развитие»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
|
Задачи |
Форма проведения НОД |
Форма образовательной работы в режиме дня |
Интегриро- ванные связи |
1 |
Формирование навыка различать и называть органы чувств, дать представление об их роли в организме. |
Беседа, компьютерная презентация, дидактические игры, опытно-экспериментальная деятельность. |
Беседы, игровые упражнения «В гости к Зубной щетке», с.р./и. «Больница», чтение художественной литературы. |
Познавательное развитие, безопасность, социально-нравственное развитие. |
2 |
Дать представление о полезной и вредной пище. |
Беседа, компьютерная презентация, дидактические игры. |
Беседы: «Овощи и фрукты», «Какой вред от конфет», «Витамины – невидимые помощники», игровые упражнения «Чудесный мешочек», с.р./и. «Больница», «Магазин», чтение художественной литературы. |
Познавательное и речевое развитие, безопасность, социально-нравственное развитие. |
3 |
Дать представление о роли зарядки и физических упражнений в укреплении здоровья. |
Беседа, компьютерная презентация, дидактические игры. |
Беседы, игровые ситуации, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы. |
Познавательное и речевое развитие, безопасность, социально-нравственное развитие. |
4 |
Формирование потребности в соблюдении правил гигиены и опрятности в повседневной жизни. |
Беседа, компьютерная презентация, дидактические игры. |
Беседы, игровые ситуации, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы. |
Познавательное и речевое развитие, безопасность, социально-нравственное развитие. |
Физическая культура.
|
Задачи |
Форма проведения НОД |
Форма образовательной работы в режиме дня |
Интегриро- ванные связи |
1 |
Развитие умения ходить свободно, на носках, с высоким подниманием колен, в колонне по одному, по два, в разных направлениях, по прямой, по кругу, змейкой. |
Часть физкультурного занятия, подвижные игры, игровые упражнения. |
Утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры: «Поезд», «Пойдем гулять», «Кони», подвижные упражнения «Лошадки», «Обойди препятствия», «Бравые солдаты». |
Безопасность, социально-нравственное развитие. |
2 |
Развитие умения бегать: бег обычный, на носках, в разных направлениях, с выполнением заданий, с изменением темпа. |
Часть физкультурного занятия, подвижные игры, игровые упражнения. |
Утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры в помещении и на прогулке: «Бегите ко мне!», «Мыши и кот», «Бегите к флажку», «Найди свой цвет», «Птички в гнездышках». |
Безопасность, социально-нравственное развитие. |
3 |
Развитие умения катать мяч друг другу, между предметами, в воротца; развитие умения бросать и ловить мяч (вверх, вниз, об пол). |
Часть физкультурного занятия, подвижные игры, игровые упражнения. |
Подвижные игры и упражнения в помещении и на прогулке: «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет», физкультурные досуги. |
Безопасность, социально-нравственное развитие, коммуникация. |
4 |
Развитие умения ползать на четвереньках по прямой, между предметами, подлезать под препятствие, пролезать в обруч, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке. |
Часть физкультурного занятия, подвижные игры, игровые упражнения. |
Подвижные игры и упражнения в помещении и на прогулке: «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики», физкультурные досуги. |
Безопасность, социально-нравственное и познавательное развитие, коммуникация. |
5 |
Формирование умения прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, из кружка в кружок, с высоты, вверх с места, в длину. |
Часть физкультурного занятия, подвижные игры, игровые упражнения. |
Утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры в помещении и на прогулке: «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «С кочки на кочку». |
Безопасность, социально-нравственное и познавательное развитие, коммуникация. |
6 |
Совершенствование основных видов движений. |
Часть физкультурного занятия, подвижные игры, игровые упражнения. |
Утренняя гимнастика, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, подвижные игры в помещении и на прогулке. |
Безопасность, социально-нравственное и познавательное развитие, коммуникация. |
Методическое обеспечение образовательной области «Физическое развитие»
Автор |
Название |
Издательство |
Л.И. Пензулаева |
«Оздоровительная гимнастика». Комплексы упражнений. |
«Мозаика – Синтез» 2014 |
Л.И. Пензулаева |
«Физическая культура в детском саду» младшая группа. |
«Мозаика – Синтез» 2017 |
Э.Я.Степаненкова |
«Сборник подвижных игр» |
«Мозаика – Синтез» 2016 |
М.П.Асташина |
«Фольклорно - физкультурные занятия и досуги с детьми 3-7 лет» |
Издательство «Учитель» |
2.2. Требования к организации непосредственно образовательной деятельности
Гигиенические требования:
· непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;
· воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка,
· не допускать переутомления детей на занятиях.
· предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.
Дидактические требования
· точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности;
· творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве;
· определять оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;
· выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД;
· обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;
· использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки)), словесные и игровые приемы, дидактический материал.
· систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.
Организационные требования
· иметь в наличие продуманный план проведения НОД;
· четко определить цель и дидактические задачи НОД;
· грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;
· поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОД.
· не смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.
· НОД в ДО не должна проводиться по школьным технологиям;
· НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);
· организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.
В настоящее время широко используется следующая классификация занятий:
Дидактическая задача
1. Занятия усвоения новых знаний, умений;
2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений;
3. Занятия творческого применения знаний и умений;
4. Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.
Содержание знаний (раздел обучения)
1. Классические занятия по разделам обучения;
2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения).
2.3. Технологии личностно–ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
Технологии проектной деятельности
Этапы в развитии проектной деятельности:
1. Подражателъско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми трех с половиной — пяти лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «из вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка: в этом возрасте еще, как потребность, установить и сохранить положительное отношение к взрослому, так и подражательность.
2. Общеразвивающий он характерен для детей пяти-шести лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается ко взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов.
3. Творческий, он характерен для детей шести-семи лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее последовательность.
Алгоритм деятельности педагога:
Ø педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей;
Ø вовлекает дошкольников в решение проблемы
Ø намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
Ø обсуждает план с семьями;
Ø обращается за рекомендациями к специалистам ДО;
Ø вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта;
Ø собирает информацию, материал;
Ø проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
Ø дает домашние задания родителям и детям;
Ø поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовлении поделок, рисунков, альбомов и т.п.);
Ø организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН), составляет книгу, альбом совместный с детьми;
Ø подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Технологии исследовательской деятельности
Этапы становления исследовательской деятельности:
Ø ориентировка (выделение предметной области осуществления исследования);
Ø проблематизация (определение способов и средств проведения исследования);
Ø планирование (формулировка последовательных задач исследования, распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска);
Ø эмпирия (сбор эмпирического материала, постановка и проведение исследования, первичная систематизация полученных данных);
Ø анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных);
Алгоритм действий:
1) Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить (в переводе с древнегреческого слово problems означает «задача», «преграда», «трудность»). Главное качество любого исследователя — уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Настоящему исследователю надо уметь задавать себе вопросы и находить неожиданное, удивительное в самом простом и привычном.
2) Выбор темы исследования. Выбирая тему, следует иметь в виду, что можно провести исследование, а можно заняться проектированием. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование — процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний (человек стремится к знанию, часто не зная, что принесет ему сделанное открытие и как можно будет на практике использовать полученные сведения), а проект — это всегда решение какой-то практической задачи (человек, реализую-, щий проект, решает реальную проблему).
3) Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование). Примерные формулировки целей исследования обычно начинаются со слов «выявить», «изучить», «определить». Примерные формулировки целей проектов обычно начинаются словами «разработать», «создать», «выполнить».
4) Определение задач исследования (основных шагов направления исследования). Некоторые ученые убеждены, что формулировать цель и задачи собственного исследования до того, как оно завершено, не только бесполезно, но даже вредно и опасно. Ясная формулировка делает предсказуемым процесс и лишает его черт творческого поиска, а исследователя — права импровизировать.
5) Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). Гипотеза — это попытка предвидения событий. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «Чем больше, тем лучше» (гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны).
6) Составление предварительного плана исследования. Для того чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?». Список возможных путей и методов исследования в данном случае: подумать самому; прочитать книги о том, что исследуешь; посмотреть видеофильмы по этой проблеме; обратиться к компьютеру; спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент.
7) Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.
8) Указать пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, а начало решения следующей.
Принципы исследовательского обучения
Ø ориентации на познавательные интересы детей (исследование — процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае на потребности в познании);
Ø опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации;
Ø сочетания репродуктивных и продуктивных методов обучения (психология усвоения свидетельствует о том, что легко и непроизвольно усваивается тот материал, который включен в активную работу мышления);
Ø формирования представлений об исследовании как стиле жизни.
Пути создания проблемных ситуаций, личностно значимых для ребенка:
Ø преднамеренное столкновение жизненных представлений детей с научными фактами, объяснить которые они не могут- не хватает знаний, жизненного опыта;
Ø преднамеренное побуждение детей к решению новых задач старыми способами;
Ø побуждение детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения (противоречие — ядро проблемной ситуации — в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки в процессе диалога.
Методические приемы:
Ø подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
Ø предложение детям рассмотреть явление с различных позиций;
Ø побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;
Ø постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения;
Ø постановка проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения и т.д.)
Условия исследовательской деятельности:
Ø использование различных приемов воздействия на эмоционально-волевую сферу дошкольника (заботясь о том, чтобы в процессе познания нового материала он испытывал чувство радости, удовольствия, удовлетворения)
Ø создание проблемных ситуаций, вызывающих у детей удивление, недоумение, восхищение;
Ø четкая формулировка проблемы, обнажающей противоречия в сознании ребенка;
Ø выдвижение гипотезы и обучение этому умению детей, принимая любые их предложения;
Ø развитие способности к прогнозированию и предвосхищению решений;
Ø обучение детей обобщенным приемам умственной деятельности — умению выделять главное, сравнивать, делать выводы, классифицировать, знакомить с различными научными методами исследования;
Ø создание атмосферы свободного обсуждения, побуждение детей к диалогу, сотрудничеству;
Ø побуждение к самостоятельной постановке вопросов, обнаружению противоречий;
Ø подведение детей к самостоятельным выводам и обобщениям, поощрение оригинальных решений, умений делать выбор;
Ø знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, с историей великих открытий.
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Реальное участие родителей в жизни ДОУ |
Формы участия |
Периодичность сотрудничества |
В проведении мониторинговых исследований |
-Анкетирование «Давайте познакомимся» «Как играет ваш ребёнок» - Социологический опрос «Мир увлечений вашей семьи» -интервьюирование
|
3-4 раза в год По мере необходимости
|
В создании условий
|
- Участие в субботниках по благоустройству территории; -помощь в создании предметно-развивающей среды; -оказание помощи в ремонтных работах; |
2 раза в год
Постоянно
ежегодно |
В управлении ДОУ |
- участие в работе родительского комитета, Совета ДОУ; |
По плану |
В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей |
-наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы, фоторепортажи «Из жизни группы», В соответствии с решением годовых задач планируются в календарном планировании Приложение № 1 -памятки; -обновление странички на сайте ДОУ; -консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции; см Приложение 1 - распространение опыта семейного воспитания; -родительские собрания; Сентябрь «Ваш ребёнок в детском саду» Декабрь «Развитие моторных навыков у детей 3-4 лет» Март «Семья и ЗОЖ» Май «Наши первые успехи» |
1 раз в квартал
Обновление постоянно
1 раз в месяц
По годовому плану
1 раз в квартал
|
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство |
-Дни открытых дверей. - Дни здоровья. - Недели творчества - Совместные праздники, развлечения. - Семейный клуб «Вы+Мы», - Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах - Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности - Творческие отчеты кружков См Приложение №1
|
2 раза в год 1 раз в квартал 2 раза в год По плану 1 раз в квартал Постоянно по годовому плану 2-3 раза в год
1 раз в год |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Материально технического обеспечения программы.
Паспорт предметно-развивающей среды второй младшая группа
Микрозона, направление |
Оборудование и наименование |
|||||||
Имеющиеся материалы и оборудование |
Перечень оборудования и пособий необходимого к приобретению или обновлению |
|||||||
Познавательное развитие |
||||||||
Дидактические игры |
-«Ну погоди» -«Чей малыш» - пособие «Елочка» -Пазлы -Мазайка -«Найди пару» -Продолжи ряд -Ассоциации -мини-игры -Игра на эмоции -шашки -домино -лото - «Цветные палочки Кюизенера» - Блоки Дьенеша |
1 1 1 15 3 1 1 1 5 1 1 1 1 11
11 |
|
|||||
Математика
|
-математические наборы -счетные палочки -демонстрационный материал -кружки -квадраты -треугольники -экраны -магнитный конструктор Доска магнитная |
25 25
3 |
|
|||||
Наглядный материал
|
-стенды -часы настенные -дидактические наборы -книги -плакаты
|
6 1 50 200 20 |
|
|||||
Природно-исследовательская
|
-календарь природы -ведерки -лейки -кашпо -песочные часы -мерные ложки -лупа -мельницы -природный материал |
1 10 8 8 1 6 1 2
|
||||||
Художественно – эстетическое развитие |
||||||||
ИЗО |
карандаши -краски фломастеры -стаканчики для воды -гуашь -кисточки для клея и рисования -цветная бумага -картон альбомы -клей -пластилин -стеки -доски для лепки -клеенки -цветной песок -декоративный песок -песочница -фигурки для песка |
|
|
|||||
Народно-декоративно прикладное искусство |
- матрешки -шкатулка -солонка -деревянные досочки -фигурки с хохломской, городецкой и гжельской росписью -лошадка с богородской росписью -альбомы по данной тематике -глиняный самовар |
1 1 1
2 3
1
12 1 |
|
|||||
Музыкальная |
-барабан, бубны -ксилофон, погремушки, маракасы -дудочка -Микрофон -колокольчик магнитофон |
3
1 1 1 |
|
|||||
Театральная |
-Куклы-мякиши (мышка, кот, лисичка, мишка, волк, зайчик, утенок, собачка, курица, поросенок, корова) -Пальчиковый театр -шапочки-самоделки, короны для головы -Деревянные игрушки для сказок «Винни-пух», -мягкие игрушки для сюрпризных моментов -деревянный домик Новогодняя елка Игрушки для елки -костюмы для детей на утренники |
14фигур 1 набор
1 набор
3 набора 3 1
1 ящик |
|
|||||
Физическое развитие |
||||||||
физкультурная |
-скакалки -флажки -ленты -кегли -кольцеброс -ребристая складная доска -обруч Стенд модули |
3 5 20
2 набора 1 1 2 |
|
|||||
Социально – коммуникативное развитие |
||||||||
Куклы и кукольная атрибутика
|
-куклы -пупсы Кукольная кроватка -кукольная коляска -постельное белье -утюг -подушка матрасик |
5 3 1 2 1 2 1 1 |
|
|||||
СРИ |
-пирамидки -юла -неваляшки -наборы кухонной посуды -овощи, фрукты -хлебобулочные изделия -мясные изделия -весы-касса -буфет -больница -парикмахерская -домик для Барби |
3 1 2 4 26 шт. 8 7 1 1 1 набор 1 набор 1 |
|
|||||
Правила дорожного движения |
-Игровое поле с фигурками и атрибутикой -дидактические игры -специальные машины -рули -светофор -жезл |
1 набор
3 набора 4 4 1 1 |
|
|||||
Для мальчиков |
-Строительные инструменты -машины -корзинка с игрушками -машинки -животные -герои из мультфильмов -пластмассовые кубики -деревянные кубики -лего -мелкий конструктор -мастерская для ремонта машин |
1 набор 19 1 1 полка 1 полка 1 полка 1 ящик 1 коробка 2 коробки 2 коробки 1 набор
|
|
|||||
Речевое развитие |
|
|||||||
|
Альбомы по звукопроизношению Детская литература, книга Диски со сказками, стихами, песнями Плакаты |
|
|
|||||
|
|
|
|
|||||
3.2 .Режим дня холодный период года.
Вторая младшая группа
Виды деятельности |
Часы проведения |
Прием детей, самостоятельная деятельность |
7.00 – 7.50 |
Совместная деятельность: утренняя гимнастика, оздоровительные мероприятия |
7.50 – 8.00 8.00 – 8.10 |
Самостоятельная деятельность |
8.10 – 8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак Самостоятельная игровая деятельность |
8.30 – 9.00 |
Организованная образовательная деятельность
|
9.00 – 9.50 |
Второй завтрак |
9.50 – 10.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка |
10.00 – 11.30 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная игровая деятельность |
11.30 – 11.40 |
Самостоятельная деятельность Подготовка к обеду, обед |
11.40 – 12.00 12.00 – 12.30 |
Подготовка ко сну, сон |
12.30 – 15.00 |
Совместная деятельность (постепенный подъем, оздоровительные мероприятия) |
15.00 – 15.15 |
Совместная деятельность: чтение художественной литературы |
15.15 – 15.30 |
Самостоятельная деятельность |
15.30 – 15.40 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.40 – 16.10 |
Самостоятельная деятельность |
16.10 – 16.30 |
Самостоятельная деятельность |
16.30 – 17.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка Самостоятельная деятельность. Уход детей домой |
17.00 – 18.30 18.30 - 19.00 19.00 |
4.
5.
Режим дня тёплый период года
Вторая младшая группа
Виды деятельности |
Часы проведения |
|
Прием и осмотр детей. Игровая деятельность. Работа с родителями. Индивидуальная работа. Дежурство. Утренняя гимнастика. |
7.00 – 8.10 |
|
Подготовка к завтраку. Завтрак |
8.10 – 8.40 |
|
Подготовка к прогулке |
8.40 – 9.00 |
|
Прогулка Второй завтрак. Спортивные и подвижные игры, праздники, экскурсии, лепка и конструирование (песочница, природный материал и т.д.) игры с водой. |
9.00 – 11.20. 10.00 |
|
Возвращение с прогулки. Воспитание КГН. |
11.20 – 11.40 |
|
Подготовка к обеду. Обед |
11.40 – 12.10 |
|
Подготовка ко сну. Сон |
12.10 – 15.00 |
|
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры. Индивидуальная работа. |
15.00 – 15.30 |
|
Подготовка к полднику |
15:.30– 15.40 |
|
Полдник |
15.40 – 16.10 |
|
Подготовка к прогулке |
16.10 – 16.20 |
|
Прогулка. Самостоятельная деятельность. Работа с родителями. Уход детей домой. |
16.20 – 19.00
19.00 |
|
Непосредственно образовательная деятельность
Вторая младшая группа № 9
Дни недели |
|
Образовательные области |
Понедельник |
9.10-9.25 Ознакомление с миром природы/ Приобщение к социокультурным ценностям 10.15-10.30 Музыкальное |
«Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» |
Вторник |
9.05-9.20 ФЭМП/ Познавательно-исследовательская деятельность 9.30-9.45 Физкультурное на улице |
«Познавательное развитие»
«Физическое развитие» |
Среда |
9.30-9.45 Музыкальное 9.40-9.55 Лепка/Аппликация |
«Художественно-эстетическое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» |
Четверг |
9.20-9.35 Развитие речи 9.50-10.05 Физкультурное |
«Речевое развитие»
«Физическое развитие» |
Пятница |
9.00-9.15 Рисование 9.40-9.55 Физкультурное |
«Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие» |
Режим закаливания и оздоровительных процедур.
Список детей по группе здоровья.
№ |
Ф И ребенка |
Группа здоровья |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
10 |
|
|
11 |
|
|
12 |
|
|
13 |
|
|
14 |
|
|
15 |
|
|
16 |
|
|
17 |
|
|
18 |
|
|
19 |
|
|
20 |
|
|
21 |
|
|
22 |
|
|
23 |
|
|
24 |
|
|
25 |
|
|
26 |
|
|
27 |
|
|
28 |
|
|
29 |
|
|
30 |
|
|
31 |
|
|
32 |
|
|
33 |
|
|
34 |
|
|
35 |
|
|
Профилактические мероприятия
мероприятия |
периодичность |
Профилактика гриппа (проветривание после каждого часа, проветривание после занятий) |
В неблагоприятный период (осень, зима). |
Физиотерапевтические процедуры (кварцевание) |
В течение года. |
Фитонезитерапия (лук, чеснок) |
В неблагоприятный период (во время эпидемии гриппа, инфекции в группе). |
Педагогические мероприятия по формированию ЗОЖ
мероприятия |
периодичность |
Обеспечение здорового ритма жизни: - гибкий режим дня - определение оптимальной нагрузки ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей - организация благоприятного микроклимата |
ежедневно |
Двигательная активность |
Ежедневно |
Утренняя гимнастика |
ежедневно |
Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию - в зале - на улице |
2 раза в неделю 1 раз в неделю |
Спортивные упражнения (санки, лыжи, самокаты и т.д.) |
2 раза в неделю |
Физкультурные праздники |
1 раз в год |
5.1 . Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий проводимых в группе.
ДОСУГОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Дата |
Мероприятия |
Участники |
сентябрь |
Досуг «Знакомство с детским садом» Дидактическая игра «Сбор урожая» Развлечение «Листопад»
Развлечение: «В лес по грибы и ягоды». Досуг «Читаем о осени» |
Воспитатель и дети
Воспитатель и дети.
Воспитатель и дети.
Воспитатель и дети. |
октябрь |
Развлечение «Собираем урожай» Театрализованное развлечение «Кто в домике живёт» Развлечение «Папа, мама, я» Досуг «Строим дом» |
Воспитатель и дети.
Воспитатель и дети.
Воспитатель и дети.
Воспитатель и дети. |
ноябрь |
Музыкальный досуг «Песни о дружбе» Досуг «Прогулка по улице». Развлечение: «Фокус-покус»
Сравнение бумаги и ткани |
Воспитатель и дети.
Воспитатель и дети.
Воспитатель и дети.
Воспитатель и дети |
декабрь |
Развлечение театр бибабо Теремок Семейный досуг «Зимним вечером» Досуг «Зимние игры и забавы» Праздник Новогодней ёлки |
Воспитатель и дети.
Воспитатель и дети.
Воспитатель и дети.
Воспитатель и дети. |
Январь |
Досуг «Лесная сказка» Досуг «Покормим птиц» Развлечение на улице «Зимние игры и забавы» |
Воспитатель и дети.
Воспитатель и дети.
Воспитатель и дети. |
Февраль |
Музыкально игровой досуг «Сказка про мышку» Семейный досуг «Наши папы» Вечер загадок |
Воспитатель и дети.
Воспитатель и дети.
Воспитатель и дети. |
Март |
Досуг «Весна пришла» Досуг «Сказки нашего дома» Развлечение «Быстрее, выше сильнее» Развлечение «В гостях у Светофора» |
Воспитатель и дети.
Воспитатель и дети.
Воспитатель и дети.
Воспитатель и дети. |
Апрель |
Музыкальный праздник «Весна- красна» Пасхальный досуг Развлечение «Овсянников» Развлечение ОБЖ «Виртуальная прогулка по городу» |
Воспитатель и дети.
Воспитатель и дети.
Воспитатель и дети.
Воспитатель и дети. |
май |
Досуг на улице «Любимые подвижные игры» Развлечение «Сказка ложь да в ней намек…» Тематический досуг «День победы» Развлечение на улице «Прощай весна Здравствуй лето»
|
Воспитатель и дети.
Воспитатель и дети.
Воспитатель и дети. Воспитатель и дети. |
В основе реализации программы лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ:
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:
• явлениям нравственной жизни ребенка
• окружающей природе
• миру искусства и литературы
• традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям
• событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, День народного единства, День защитника Отечества и др.)
• сезонным явлениям
• народной культуре и традициям.
|
Блок |
Недели |
Вторая младшая группа |
праздники |
||
Сентябрь |
Я и д/с |
1 |
Мы пришли в детский сад. |
День знаний |
||
2 |
Мониторинг |
|
||||
Краски осени |
3 |
Мы встречаем осень золотую |
|
|||
4 |
Витамины на грядке и на дереве. |
День дошкольного работника |
||||
Октябрь |
1 |
Лесные ягоды и грибы. |
Всемирный день пожилого человека День учителя |
|||
2 |
Птицы и животные наших лесов. |
|
||||
С чего начинается Родина |
3 |
Моя семья. Наши любимцы |
|
|||
4 |
Мой дом |
|
||||
Ноябрь |
1 |
Дружба |
День народного единства. |
|||
2 |
Мой город. Железнодорожный |
|
||||
Мир вокруг нас |
3 |
Свойства дерева, стекла |
День рождения Деда Мороза |
|||
4 |
Свойства бумаги и ткани. Коллекция |
|
||||
Декабрь |
1 |
Быть здоровыми хотим. Безопасность |
|
|||
Зима Новогодние каникулы |
2 |
Зимушка -зима |
|
|||
3 |
Животные и птицы зимой |
|
||||
4 |
Встреча Нового года |
|
||||
Январь |
1 |
Зимние забавы. |
Новый год |
|||
2 |
Встречаем сказку |
|
||||
В мире искусства |
3 |
Народная игрушка |
День родного языка |
|||
4 |
фольклор |
|
||||
Февраль |
Я в мире человек. Профессии Здоровье и спорт. |
1 |
Все работы хороши |
|
||
2 |
Свойства бумаги и ткани. Коллекции |
|
||||
3 |
Быть здоровыми хотим |
День Здоровья |
||||
Наши папы, наши мамы |
4 |
Люди смелых профессий. |
День Защитника Отечества |
|||
Март
|
1 |
Маму я свою люблю |
8 Марта |
|||
Встречаем весну |
2 |
Весна пришла. |
|
|||
3 |
|
|
||||
4 |
О хороших привычках и нормах поведения |
|
||||
Апрель |
1 |
|
День смеха |
|||
Земля – наш общий дом |
2 |
|
День космонавтики |
|||
3 |
Дети – друзья природы |
День Земли |
||||
4 |
Азбука экологической безопасности |
|
||||
май |
Мы любим трудиться. Праздник весны и труда |
1 |
День Победы. Давайте уважать старших |
Праздник весны и труда |
||
Человек и мир природы |
2 |
О труде в саду и огороде |
9 мая – День Победы |
|||
3 |
Неделя безопасности |
Международный день семьи |
||||
|
4 |
Мы немного подросли. Мониторинг |
До свидания детский сад. |
|||
Календарно – тематическое планирование
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.