Рабочая программа для детей с НОДА Общение и чтение
Оценка 4.7

Рабочая программа для детей с НОДА Общение и чтение

Оценка 4.7
docx
28.05.2020
Рабочая программа для детей с НОДА Общение и чтение
Общение и чтение.docx

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по общению и чтению составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с использованием программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

Целью данной программы является:

- привитие навыков учебной деятельности;

- формирование общеречевых навыков;

- развитие слухового, фонематического и зрительного восприятия;

- развитие устной речи.

Основными задачи:

- изучение букв;

- выполнение звукобуквенного анализа и синтеза;

- чтение по букварю, используя иллюстрации для улучшения понимания читаемого.

 

2. Общая характеристика курса

В ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые  и взаимодополняющие  стороны образовательного процесса. Поэтому  в программу по общению и чтению включены знания о языке – речевая практика и речевое творчество:

·        овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;

·        развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;

·        развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.

Для гарантированного получения школьного образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья по рекомендациям ПМПК  за основу взят вариант 6.4.,  который отвечает его общим и особым образовательным потребностям.

Программа составлена с учетом уровня обученности ребенка, индивидуально-дифференцированного к нему подхода. Школьнику предлагается материал, содержащий доступные для усвоения  понятия.  В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающегося.

Также на каждом уроке проводится целенаправленная специальная работа по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

 

3. Место курса общение и чтение в учебном плане

Программа по предмету общение и чтение реализуется в рамках индивидуального обучения на дому и рассчитана на 127 часов в год  (4 часа  в неделю).

 

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

         Ценностные ориентиры – одна из задач образования, в том числе учащегося с ОВЗ. Они прививаются в доступной форме и включают:   Ценность жизни, Ценность добра,  Ценность свободы, чести и достоинства,  Ценность природы,  Ценность красоты и гармонии,  Ценность истины, Ценность семьи, Ценность труда и творчества, Ценность гражданственности,  Ценность патриотизма, Ценность человечества.

 

5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Возможные личностные результаты:

1)    осознание себя, как «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

2)    развитие адекватных представлений о социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела и др.;

3)    понимание собственных возможностей и ограничений, умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.;

4)    владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

5)    способность к осмыслению социального окружения;

6)    развитие самостоятельности;

7)    овладение общепринятыми правилами поведения;

8)    наличие интереса к практической деятельности

Предметные результаты:

1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

- Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных  невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений), неспецифических жестов.

-  Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и др.), коммуникативными тетрадями, жестом, взглядом и др.

2) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.

-  Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.

-  Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями с графическими изображениями объектов и действий путем указательного жеста; использование доступных жестов для передачи сообщений; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, планшет и др.)

3) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.

-  Понимание слов, обозначающих объекты, явления природы, рукотворного мира.

-  Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

- Различение и узнавание напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий

- Чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

6. Содержание курса

 

Основные задачи добукварного периода:

·        подготовить учащегося к овладению первоначальными навыками чтения;

·        привить интерес к обучению;

·        выявить особенности общего и речевого развития ребенка.

В этот период начинается работа по формированию общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

На уроках значительное место отводится развитию речи. Первоклассник учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции, отвечать на вопросы.

На уроках общения и чтения  формируется у детей правильная артикуляция и дикция.  Основными видами работы в этом направлении являются беседы, заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок, небольшие инсценировки.

Для совершенствования произносительной стороны речи проводятся артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щёк и т.д. В добукварный период ученик практически знакомится с понятием слово, часть слова (слог), звук. Учится составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами.

К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слова.

Добукварный период включает:

1. Знакомство с с режимом дня. Беседы на темы: «Порядок на парте», «Учитель и ученик», «Имя и отчество учителя», «Имя и фамилия ученика» Я и моя семья», «Окружающий меня мир».

2. Привитие учащемуся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать.

3. Развитие устной речи учащихся:

·        формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию;

·         внятно выражать свои просьбы и желания;

·         слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя;

·         разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя;

·         пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам;

·         называть слова по предметным картинкам;

·            составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.

4. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков и простых звукосочетаний в речи.

Выработка умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук-лук, стол-стул, палка-лапка).

Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, го-ло-ва).

5. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).

Букварный период.

Задачи букварного периода:

·        формировать звукобуквенный анализ и синтез;

·        заложить основы овладения чтением.

Учащийся выделяют звук из речи, учатся правильно и отчетливо его произносить, различают в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение буквы и звука.

Слияние звуков в слоги  и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), и после них слоги со стечением согласных.

Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстрированного материала для улучшения понимания читаемого.

Для проведения занятий по по чтению и развитию речи  в 1 классе используется следующая наглядность: касса для букв разрезной азбуки, наборное полотно, касса слогов, слоговые таблицы, индивидуальные кассы с набором букв и слогов.

        Букварный период включает:

Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).

Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.

Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.

2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: т, л, н, ы, р.

Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).

Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.

Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).  Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).

3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.

Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (по, ли, лук, вил).

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).

Чтение предложений из двух-трех слов.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов.

Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.

Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.

 Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).

Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью (печатаньем)

Устная речь:

Участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга).

Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам Чем? Что? Куда? Где? Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу.

Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.

Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо-плохо, близко-далеко и др.). 

Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2-3 вопроса

 

7. Тематическое планирование

 

Наименование разделов и тем

Основные виды учебной деятельности

1

Букварный (основной) период

Рассматривать книги, слушать и комментировать

Инсценировать, проговаривать роли

Различать звуки  на слух и в произношении

Отличать  графическое изображение печатной буквы от других, различать звук на слух и в произношении, составлять слоги из букв разрезной азбуки

 

2

Послебукварный период

Отличать  графическое изображение печатной буквы от других, различать звук на слух и в произношении, составлять слоги из букв разрезной азбуки.

Выделять звуки, дифференцировать

Отличать слово от слога, делить слово на слоги

Читать слоги

Читать слоги, слова, соотносить с картинками

 

 

8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Касса букв и слогов.

Разрезные азбуки, таблицы слогов.

Тетради, ручки, карандаши.

Трафареты.

Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).

Сигнальные карточки.

Разноцветные фишки, полоски для составления схем.

Разнообразный демонстрационный материал.

Серии сюжетных картин.

Доска с набором магнитов.

Магнитофон и набор аудиозаписей.

Диктофон для фиксации результатов диагностики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

План.

Факт.

Добукварный период (42 ч.)

1.                   

3.09

 

Школьная жизнь. Выполнение заданий по словесной инструкции

2.                   

5.09

 

Мои товарищи в классе. Построение устных высказываний

3.                   

7.09

 

Составление рассказа по картинке и вопросам учителя

4.                   

7.09

 

Составление рассказа по картинке и вопросам учителя

5.                   

10.09

 

Играем в сказки. Звукоподражание. Различение звуков окружающей действительности

6.                   

12.09

 

Играем в сказки. Звукоподражание. Различение звуков окружающей действительности

7.                   

14.09

 

Дифференциация неречевых звуков. Звук

8.                   

14.09

 

Дифференциация неречевых звуков. Звук

9.                   

17.09

 

Формы приветствия и прощания. Гласные звуки

10.               

19.09

 

Формы приветствия и прощания. Гласные звуки

11.               

21.09

 

Выделение гласного звука в начале, в  конце и середине слова

12.               

21.09

 

Выделение гласного звука в начале, в  конце и середине слова

13.               

24.09

 

Забавы детей. Согласные звуки

14.               

26.09

 

Забавы детей. Согласные звуки

15.               

28.09

 

Составление сказки по картинке. Согласные твердые и мягкие

16.               

28.09

 

Составление сказки по картинке. Согласные твердые и мягкие

17.               

1.10

 

Моя семья. Согласные звонкие и глухие

18.               

3.10

 

Моя семья. Согласные звонкие и глухие

19.               

5.10

 

Мне нужна помощь. Согласные звонкие и глухие

20.               

5.10

 

Мне нужна помощь. Согласные звонкие и глухие

21.               

8.10

 

Звуковой анализ коротких звуковых сочетаний (ма-мя)

22.               

10.10

 

Звуковой анализ коротких звуковых сочетаний (ма-мя)

23.               

12.10

 

Жители леса. Понятие слова

24.               

12.10

 

Жители леса. Понятие слова

25.               

15.10

 

Условно-графическая схема слова

26.               

17.10

 

Условно-графическая схема слова

27.               

19.10

 

Виды транспорта. Понятие предложения

28.               

19.10

 

Виды транспорта. Понятие предложения

29.               

22.10

 

Условно-графическая схема предложения

30.               

24.10

 

Условно-графическая схема предложения

31.               

26.10

 

Составление предложений из двух слов по картинке

32.               

26.10

 

Составление предложений из двух слов по картинке

33.               

7.11

 

Ударение

34.               

9.11

 

Ударение

35.               

9.11

 

Составление предложений из трех слов по схеме и картинке

36.               

12.11

 

Составление предложений из трех слов по схеме и картинке

37.               

14.11

 

Школьные принадлежности. Деление слов на слоги

38.               

16.11

 

Школьные принадлежности. Деление слов на слоги

39.               

16.11

 

Количество звуков в слове

40.               

19.11

 

Количество звуков в слове

41.               

21.11

 

Звуковой анализ слова

42.               

23.11

 

Звуковой анализ слова

Букварный период

43.               

23.11

 

Звук [ а], буква А

44.               

26.11

 

Звук [ а], буква А

45.               

28.11

 

Звук [ а], буква А

46.               

30.11

 

Звук [ а], буква А

47.               

30.11

 

Звук [ а], буква А

48.               

3.12

 

Звук [ а], буква А

49.               

5.12

 

Звук [ а], буква А

50.               

7.12

 

Звук [ а], буква А

51.               

7.12

 

Звук [ а], буква А

52.               

10.12

 

Звук [ у], буква У

53.               

12.12

 

Звук [ у], буква У

54.               

14.12

 

Звук [ у], буква У

55.               

14.12

 

Сочетание «ау»

56.               

17.12

 

Сочетание «ау»

57.               

19.12

 

Сочетание «уа»

58.               

21.12

 

Сочетание «уа»

59.               

21.12

 

Звук [ о], буква О

60.               

24.12

 

Звук [ о], буква О

61.               

26.12

 

Звук [ о], буква О

62.               

28.12

 

Сочетания «ау», «уа», «уо»

63.               

28.12

 

Сочетания «ау», «уа», «уо»

64.               

9.01

 

Звук [ м], буква М

65.               

11.01

 

Звук [ м], буква М

66.               

11.01

 

Чтение закрытых слогов с буквой М

67.               

14.01

 

Чтение закрытых слогов с буквой М

68.               

16.01

 

Чтение открытых слогов с буквой М

69.               

18.01

 

Чтение открытых слогов с буквой М

70.               

18.01

 

Чтение слов «ма-ма», «му-му»

71.               

21.01

 

Чтение слов «ма-ма», «му-му»

72.               

23.01

 

Звук [ с], буква С

73.               

25.01

 

Звук [ с], буква С

74.               

25.01

 

Чтение закрытых слогов с буквой С

75.               

28.01

 

Чтение закрытых слогов с буквой С

76.               

30.01

 

Чтение открытых слогов с буквой С

77.               

1.02

 

Чтение открытых слогов с буквой С

78.               

1.02

 

Звук [ х], буква Х

79.               

4.02

 

Звук [ х], буква Х

80.               

6.02

 

Чтение закрытых слогов с буквой Х

81.               

8.02

 

Чтение закрытых слогов с буквой Х

82.               

8.02

 

Чтение открытых слогов с буквой Х

83.               

18.02

 

Чтение открытых слогов с буквой Х

84.               

20.02

 

Чтение слов с буквой Х

85.               

22.02

 

Рисование и раскрашивание по трафарету

86.               

22.02

 

Звук [ ш], буква Ш

87.               

25.02

 

Звук [ ш], буква Ш

88.               

27.02

 

Чтение закрытых слогов с буквой Ш

89.               

29.02

 

Чтение закрытых слогов с буквой Ш

90.               

29.02

 

Чтение открытых слогов с буквой Ш

91.               

3.03

 

Чтение открытых слогов с буквой Ш

92.               

5.03

 

Чтение слов с буквой Ш

93.               

7.03

 

Звук [ л], буква Л

94.               

7.03

 

Звук [ л], буква Л

95.               

10.03

 

Чтение закрытых слогов с буквой Л

96.               

12.03

 

Чтение закрытых слогов с буквой Л

97.               

14.03

 

Чтение открытых слогов с буквой Л

98.               

14.03

 

Чтение открытых слогов с буквой Л

99.               

17.03

 

Чтение слов с буквой Л

100.           

31.03

 

Чтение слов с буквой Л

101.           

2.04

 

Штриховка геометрических фигур

102.           

4.04

 

Звук [ н], буква Н

103.           

4.04

 

Звук [ н], буква Н

104.           

7.04

 

Чтение закрытых слогов с буквой Н

105.           

9.04

 

Чтение закрытых слогов с буквой Н

106.           

11.04

 

Чтение открытых слогов с буквой Н

107.           

11.04

 

Чтение открытых слогов с буквой Н

108.           

14.04

 

Чтение слов с буквой Н

109.           

16.04

 

Чтение слов с буквой Н

110.           

18.04

 

Звук [ ы], буква ы

111.           

18.04

 

Чтение закрытых слогов с буквой ы

112.           

21.04

 

Чтение открытых слогов с буквой ы

113.           

23.04

 

Звук [ р], буква Р

114.           

25.04

 

Чтение закрытых слогов с буквой Р

115.           

28.04

 

Чтение закрытых слогов с буквой Р

116.           

30.04

 

Чтение открытых слогов с буквой Р

117.           

2.05

 

Чтение открытых слогов с буквой Р

118.           

2.05

 

Чтение слов с буквой Р

119.           

7.05

 

Чтение слов с буквой Р

120.           

12.05

 

Чтение предложений

121.           

14.05

 

Чтение предложений

122.           

16.05

 

Чтение предложений

Повторение

123.           

16.05

 

Составление предложений по картинке

124.           

19.05

 

Составление предложений по картинке

125.           

21.05

 

Составление предложений по картинке

126.           

23.05

 

Деление слов на слоги. Выделение гласного в начале, конце, середине слова

127.           

23.05

 

Чтение слов с изученными буквами и предложений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корректировка КТП

 

№ п/п

Обоснование (Приказ от ____ №_____  )

Содержание изменений

Учитель

(ФИО, подпись)

Зам. дир. по УВР

(ФИО, подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка Рабочая программа по общению и чтению составлена на основе

Пояснительная записка Рабочая программа по общению и чтению составлена на основе

Программа составлена с учетом уровня обученности ребенка, индивидуально-дифференцированного к нему подхода

Программа составлена с учетом уровня обученности ребенка, индивидуально-дифференцированного к нему подхода

Предметные результаты: 1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными

Предметные результаты: 1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными

Основные задачи добукварного периода: · подготовить учащегося к овладению первоначальными навыками чтения; · привить интерес к обучению; · выявить особенности общего и речевого развития ребенка

Основные задачи добукварного периода: · подготовить учащегося к овладению первоначальными навыками чтения; · привить интерес к обучению; · выявить особенности общего и речевого развития ребенка

Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся

Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся

Букварный период включает: Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур

Букварный период включает: Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур

Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких

Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких

Послебукварный период Отличать графическое изображение печатной буквы от других, различать звук на слух и в произношении, составлять слоги из букв разрезной азбуки

Послебукварный период Отличать графическое изображение печатной буквы от других, различать звук на слух и в произношении, составлять слоги из букв разрезной азбуки

Календарно-тематическое планирование № п/п

Календарно-тематическое планирование № п/п

Звук [ а ] , буква А 2

Звук [ а ] , буква А 2

Звук [ л ] , буква Л 2

Звук [ л ] , буква Л 2

Корректировка КТП № п/п

Корректировка КТП № п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2020