1. Пояснительная записка
Рабочая программа по общению и чтению составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с использованием программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
Целью данной программы является:
- привитие навыков учебной деятельности;
- формирование общеречевых навыков;
- развитие слухового, фонематического и зрительного восприятия;
- развитие устной речи.
Основными задачи:
- изучение букв;
- выполнение звукобуквенного анализа и синтеза;
- чтение по букварю, используя иллюстрации для улучшения понимания читаемого.
2. Общая характеристика курса
В ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу по общению и чтению включены знания о языке – речевая практика и речевое творчество:
· овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
· развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
· развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.
Для гарантированного получения школьного образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья по рекомендациям ПМПК за основу взят вариант 6.4., который отвечает его общим и особым образовательным потребностям.
Программа составлена с учетом уровня обученности ребенка, индивидуально-дифференцированного к нему подхода. Школьнику предлагается материал, содержащий доступные для усвоения понятия. В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающегося.
Также на каждом уроке проводится целенаправленная специальная работа по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
3. Место курса общение и чтение в учебном плане
Программа по предмету общение и чтение реализуется в рамках индивидуального обучения на дому и рассчитана на 127 часов в год (4 часа в неделю).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры – одна из задач образования, в том числе учащегося с ОВЗ. Они прививаются в доступной форме и включают: Ценность жизни, Ценность добра, Ценность свободы, чести и достоинства, Ценность природы, Ценность красоты и гармонии, Ценность истины, Ценность семьи, Ценность труда и творчества, Ценность гражданственности, Ценность патриотизма, Ценность человечества.
5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Возможные личностные результаты:
1) осознание себя, как «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
2) развитие адекватных представлений о социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела и др.;
3) понимание собственных возможностей и ограничений, умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.;
4) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
5) способность к осмыслению социального окружения;
6) развитие самостоятельности;
7) овладение общепринятыми правилами поведения;
8) наличие интереса к практической деятельности
Предметные результаты:
1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
- Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений), неспецифических жестов.
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и др.), коммуникативными тетрадями, жестом, взглядом и др.
2) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.
- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями с графическими изображениями объектов и действий путем указательного жеста; использование доступных жестов для передачи сообщений; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, планшет и др.)
3) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.
- Понимание слов, обозначающих объекты, явления природы, рукотворного мира.
- Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
- Различение и узнавание напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий
- Чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
6. Содержание курса
Основные задачи добукварного периода:
· подготовить учащегося к овладению первоначальными навыками чтения;
· привить интерес к обучению;
· выявить особенности общего и речевого развития ребенка.
В этот период начинается работа по формированию общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках значительное место отводится развитию речи. Первоклассник учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции, отвечать на вопросы.
На уроках общения и чтения формируется у детей правильная артикуляция и дикция. Основными видами работы в этом направлении являются беседы, заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок, небольшие инсценировки.
Для совершенствования произносительной стороны речи проводятся артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щёк и т.д. В добукварный период ученик практически знакомится с понятием слово, часть слова (слог), звук. Учится составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами.
К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слова.
Добукварный период включает:
1. Знакомство с с режимом дня. Беседы на темы: «Порядок на парте», «Учитель и ученик», «Имя и отчество учителя», «Имя и фамилия ученика» Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
2. Привитие учащемуся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать.
3. Развитие устной речи учащихся:
· формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию;
· внятно выражать свои просьбы и желания;
· слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя;
· разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя;
· пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам;
· называть слова по предметным картинкам;
· составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
4. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков и простых звукосочетаний в речи.
Выработка умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук-лук, стол-стул, палка-лапка).
Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, го-ло-ва).
5. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
Букварный период.
Задачи букварного периода:
· формировать звукобуквенный анализ и синтез;
· заложить основы овладения чтением.
Учащийся выделяют звук из речи, учатся правильно и отчетливо его произносить, различают в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение буквы и звука.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), и после них слоги со стечением согласных.
Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстрированного материала для улучшения понимания читаемого.
Для проведения занятий по по чтению и развитию речи в 1 классе используется следующая наглядность: касса для букв разрезной азбуки, наборное полотно, касса слогов, слоговые таблицы, индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
Букварный период включает:
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: т, л, н, ы, р.
Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (по, ли, лук, вил).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).
Чтение предложений из двух-трех слов.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью (печатаньем)
Устная речь:
Участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга).
Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам Чем? Что? Куда? Где? Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу.
Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.
Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо-плохо, близко-далеко и др.).
Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2-3 вопроса
7. Тематическое планирование
№ |
Наименование разделов и тем |
Основные виды учебной деятельности |
1 |
Букварный (основной) период |
Рассматривать книги, слушать и комментировать Инсценировать, проговаривать роли Различать звуки на слух и в произношении Отличать графическое изображение печатной буквы от других, различать звук на слух и в произношении, составлять слоги из букв разрезной азбуки
|
2 |
Послебукварный период |
Отличать графическое изображение печатной буквы от других, различать звук на слух и в произношении, составлять слоги из букв разрезной азбуки. Выделять звуки, дифференцировать Отличать слово от слога, делить слово на слоги Читать слоги Читать слоги, слова, соотносить с картинками
|
8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Касса букв и слогов.
Разрезные азбуки, таблицы слогов.
Тетради, ручки, карандаши.
Трафареты.
Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).
Сигнальные карточки.
Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
Разнообразный демонстрационный материал.
Серии сюжетных картин.
Доска с набором магнитов.
Магнитофон и набор аудиозаписей.
Диктофон для фиксации результатов диагностики.
9. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
|
План. |
Факт. |
||
Добукварный период (42 ч.) |
|||
1. |
3.09 |
|
Школьная жизнь. Выполнение заданий по словесной инструкции |
2. |
5.09 |
|
Мои товарищи в классе. Построение устных высказываний |
3. |
7.09 |
|
Составление рассказа по картинке и вопросам учителя |
4. |
7.09 |
|
Составление рассказа по картинке и вопросам учителя |
5. |
10.09 |
|
Играем в сказки. Звукоподражание. Различение звуков окружающей действительности |
6. |
12.09 |
|
Играем в сказки. Звукоподражание. Различение звуков окружающей действительности |
7. |
14.09 |
|
Дифференциация неречевых звуков. Звук |
8. |
14.09 |
|
Дифференциация неречевых звуков. Звук |
9. |
17.09 |
|
Формы приветствия и прощания. Гласные звуки |
10. |
19.09 |
|
Формы приветствия и прощания. Гласные звуки |
11. |
21.09 |
|
Выделение гласного звука в начале, в конце и середине слова |
12. |
21.09 |
|
Выделение гласного звука в начале, в конце и середине слова |
13. |
24.09 |
|
Забавы детей. Согласные звуки |
14. |
26.09 |
|
Забавы детей. Согласные звуки |
15. |
28.09 |
|
Составление сказки по картинке. Согласные твердые и мягкие |
16. |
28.09 |
|
Составление сказки по картинке. Согласные твердые и мягкие |
17. |
1.10 |
|
Моя семья. Согласные звонкие и глухие |
18. |
3.10 |
|
Моя семья. Согласные звонкие и глухие |
19. |
5.10 |
|
Мне нужна помощь. Согласные звонкие и глухие |
20. |
5.10 |
|
Мне нужна помощь. Согласные звонкие и глухие |
21. |
8.10 |
|
Звуковой анализ коротких звуковых сочетаний (ма-мя) |
22. |
10.10 |
|
Звуковой анализ коротких звуковых сочетаний (ма-мя) |
23. |
12.10 |
|
Жители леса. Понятие слова |
24. |
12.10 |
|
Жители леса. Понятие слова |
25. |
15.10 |
|
Условно-графическая схема слова |
26. |
17.10 |
|
Условно-графическая схема слова |
27. |
19.10 |
|
Виды транспорта. Понятие предложения |
28. |
19.10 |
|
Виды транспорта. Понятие предложения |
29. |
22.10 |
|
Условно-графическая схема предложения |
30. |
24.10 |
|
Условно-графическая схема предложения |
31. |
26.10 |
|
Составление предложений из двух слов по картинке |
32. |
26.10 |
|
Составление предложений из двух слов по картинке |
33. |
7.11 |
|
Ударение |
34. |
9.11 |
|
Ударение |
35. |
9.11 |
|
Составление предложений из трех слов по схеме и картинке |
36. |
12.11 |
|
Составление предложений из трех слов по схеме и картинке |
37. |
14.11 |
|
Школьные принадлежности. Деление слов на слоги |
38. |
16.11 |
|
Школьные принадлежности. Деление слов на слоги |
39. |
16.11 |
|
Количество звуков в слове |
40. |
19.11 |
|
Количество звуков в слове |
41. |
21.11 |
|
Звуковой анализ слова |
42. |
23.11 |
|
Звуковой анализ слова |
Букварный период |
|||
43. |
23.11 |
|
Звук [ а], буква А |
44. |
26.11 |
|
Звук [ а], буква А |
45. |
28.11 |
|
Звук [ а], буква А |
46. |
30.11 |
|
Звук [ а], буква А |
47. |
30.11 |
|
Звук [ а], буква А |
48. |
3.12 |
|
Звук [ а], буква А |
49. |
5.12 |
|
Звук [ а], буква А |
50. |
7.12 |
|
Звук [ а], буква А |
51. |
7.12 |
|
Звук [ а], буква А |
52. |
10.12 |
|
Звук [ у], буква У |
53. |
12.12 |
|
Звук [ у], буква У |
54. |
14.12 |
|
Звук [ у], буква У |
55. |
14.12 |
|
Сочетание «ау» |
56. |
17.12 |
|
Сочетание «ау» |
57. |
19.12 |
|
Сочетание «уа» |
58. |
21.12 |
|
Сочетание «уа» |
59. |
21.12 |
|
Звук [ о], буква О |
60. |
24.12 |
|
Звук [ о], буква О |
61. |
26.12 |
|
Звук [ о], буква О |
62. |
28.12 |
|
Сочетания «ау», «уа», «уо» |
63. |
28.12 |
|
Сочетания «ау», «уа», «уо» |
64. |
9.01 |
|
Звук [ м], буква М |
65. |
11.01 |
|
Звук [ м], буква М |
66. |
11.01 |
|
Чтение закрытых слогов с буквой М |
67. |
14.01 |
|
Чтение закрытых слогов с буквой М |
68. |
16.01 |
|
Чтение открытых слогов с буквой М |
69. |
18.01 |
|
Чтение открытых слогов с буквой М |
70. |
18.01 |
|
Чтение слов «ма-ма», «му-му» |
71. |
21.01 |
|
Чтение слов «ма-ма», «му-му» |
72. |
23.01 |
|
Звук [ с], буква С |
73. |
25.01 |
|
Звук [ с], буква С |
74. |
25.01 |
|
Чтение закрытых слогов с буквой С |
75. |
28.01 |
|
Чтение закрытых слогов с буквой С |
76. |
30.01 |
|
Чтение открытых слогов с буквой С |
77. |
1.02 |
|
Чтение открытых слогов с буквой С |
78. |
1.02 |
|
Звук [ х], буква Х |
79. |
4.02 |
|
Звук [ х], буква Х |
80. |
6.02 |
|
Чтение закрытых слогов с буквой Х |
81. |
8.02 |
|
Чтение закрытых слогов с буквой Х |
82. |
8.02 |
|
Чтение открытых слогов с буквой Х |
83. |
18.02 |
|
Чтение открытых слогов с буквой Х |
84. |
20.02 |
|
Чтение слов с буквой Х |
85. |
22.02 |
|
Рисование и раскрашивание по трафарету |
86. |
22.02 |
|
Звук [ ш], буква Ш |
87. |
25.02 |
|
Звук [ ш], буква Ш |
88. |
27.02 |
|
Чтение закрытых слогов с буквой Ш |
89. |
29.02 |
|
Чтение закрытых слогов с буквой Ш |
90. |
29.02 |
|
Чтение открытых слогов с буквой Ш |
91. |
3.03 |
|
Чтение открытых слогов с буквой Ш |
92. |
5.03 |
|
Чтение слов с буквой Ш |
93. |
7.03 |
|
Звук [ л], буква Л |
94. |
7.03 |
|
Звук [ л], буква Л |
95. |
10.03 |
|
Чтение закрытых слогов с буквой Л |
96. |
12.03 |
|
Чтение закрытых слогов с буквой Л |
97. |
14.03 |
|
Чтение открытых слогов с буквой Л |
98. |
14.03 |
|
Чтение открытых слогов с буквой Л |
99. |
17.03 |
|
Чтение слов с буквой Л |
100. |
31.03 |
|
Чтение слов с буквой Л |
101. |
2.04 |
|
Штриховка геометрических фигур |
102. |
4.04 |
|
Звук [ н], буква Н |
103. |
4.04 |
|
Звук [ н], буква Н |
104. |
7.04 |
|
Чтение закрытых слогов с буквой Н |
105. |
9.04 |
|
Чтение закрытых слогов с буквой Н |
106. |
11.04 |
|
Чтение открытых слогов с буквой Н |
107. |
11.04 |
|
Чтение открытых слогов с буквой Н |
108. |
14.04 |
|
Чтение слов с буквой Н |
109. |
16.04 |
|
Чтение слов с буквой Н |
110. |
18.04 |
|
Звук [ ы], буква ы |
111. |
18.04 |
|
Чтение закрытых слогов с буквой ы |
112. |
21.04 |
|
Чтение открытых слогов с буквой ы |
113. |
23.04 |
|
Звук [ р], буква Р |
114. |
25.04 |
|
Чтение закрытых слогов с буквой Р |
115. |
28.04 |
|
Чтение закрытых слогов с буквой Р |
116. |
30.04 |
|
Чтение открытых слогов с буквой Р |
117. |
2.05 |
|
Чтение открытых слогов с буквой Р |
118. |
2.05 |
|
Чтение слов с буквой Р |
119. |
7.05 |
|
Чтение слов с буквой Р |
120. |
12.05 |
|
Чтение предложений |
121. |
14.05 |
|
Чтение предложений |
122. |
16.05 |
|
Чтение предложений |
Повторение |
|||
123. |
16.05 |
|
Составление предложений по картинке |
124. |
19.05 |
|
Составление предложений по картинке |
125. |
21.05 |
|
Составление предложений по картинке |
126. |
23.05 |
|
Деление слов на слоги. Выделение гласного в начале, конце, середине слова |
127. |
23.05 |
|
Чтение слов с изученными буквами и предложений |
Корректировка КТП
№ п/п |
Обоснование (Приказ от ____ №_____ ) |
Содержание изменений |
Учитель (ФИО, подпись) |
Зам. дир. по УВР (ФИО, подпись) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.