Рабочая программа для учащихся 3 класса по родному русскому языку
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Рабочая программа для учащихся 3 класса по родному русскому языку

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Документация
docx
русский язык
3 кл
26.02.2020
Рабочая программа для учащихся 3 класса по родному русскому языку
Цели изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» Программа учебного предмета «Родной (русский) язык» разработана на основе примерной программы по учебному предмету «Родной (русский) язык» для организаций, реализующих программы начального общего образования. Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
родной язык.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»

Шелаболихинского района Алтайского края

 

 

ПРИНЯТО

 

на заседании педагогического совета

МБОУ «Новообинцевская СОШ»

 

 

 

 

Протокол № 9 от 29.08.2019

УТВЕРЖДЕНО

Приказ №112от 30.08.2019

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Предметная  область - русский язык и литературное чтение.              

Предмет   - родной язык

Базовый уровень

Начальный уровень обучения (НОО)

для  учащихся 3 класса,

на 2019 - 2020  учебный год

 

 

 

 

 

Составила

Кавылина Надежда Васильевна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Новообинцево,

2019 г.

 

 

Пояснительная записка

 Настоящая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с Федеральным законом от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в ст. 11, 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; Законом Российской Фдерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ); приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576); примерной программой по учебному предмету «Родной (русский) язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, одобренной решением федерального учеб-но-методического объединения по общему образованию (Протокол №1/19    от 04.03.2019), Образовательной программы начального общего образования МБОУ «Новообинцевская  СОШ», Положения о рабочей программе МБОУ «Новообинцевская  СОШ»

В 3 классе  на уроки родного языка по учебному плану  отводится  17 ч  (0,5 ч в неделю, 34 учебные недели).

Цели изучения учебного предмета «Родной (русский) язык»

Программа учебного предмета «Родной (русский) язык» разработана на основе примерной программы по учебному предмету «Родной (русский) язык» для организаций, реализующих программы начального общего образования.

Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей: расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете; совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;  совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию; приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать: 

воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

приобщение к литературному наследию русского народа;

обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; 

расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:

осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;

осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;

осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;

распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;

понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).

2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:

осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); 

соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); 

обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка: 

произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);

осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: 

выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;

выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка: 

употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;

употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;

выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и

имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;

соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):

соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;

соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;

совершенствование умений пользоваться словарями: 

использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;

использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;

использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;

использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов; 

3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:

владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.), определение языковых особенностей текстов; 

умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;

умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;

умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;

уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; 

уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации; 

создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);

создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;

оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

соблюдение основных норм русского речевого этикета: 

соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета; 

различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Раздел

Кол-во часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее

6

2

Язык в действии

6

3

Секреты речи и текста

4

4

Резервный урок

1

5

Итого:

17

 

«РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»

 (17 ч) – 3 класс

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). 

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь). 

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т.п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.  

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. 

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

Раздел 2. Язык в действии (6 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне).  Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста. 

Раздел 3. Секреты речи и текста (4 часа)

Особенности устного выступления. 

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. 

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.).

Тематическое планирование

Nп/п

Раздел. Тема урока

Кол-во часов

 

Русский язык: прошлое и настоящее

6

1

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми

1

2

Традиционная русская культура: что и как называлось

1

3

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения

1

4

Как появлялись названия старинных русских городов

1

5

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии»

1

6

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии»

1

 

Язык в действии

6

7

Учимся правильной речи 

1

8

Учимся правильной речи 

1

9

Учимся правильной речи 

1

10

Как много суффиксов в русском языке! Какую интересную работу они выполняют?

1

11

Учимся писать текст без ошибок

1

12

Учимся писать текст без ошибок

1

 

Секреты речи и текста

4

13

Особенности устного выступления

1

14

Создаём тексты 

1

15

Учимся редактировать тексты

1

16

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов

1

17

Резерв учебного времени

1

 

Итого:

17

 

 

 

Лист внесения изменений

Дата непроведённого урока

Тема  непроведённого урока

Способ

восстановления

Дата проведения

Учитель,

подпись

Администратор,

подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»

Пояснительная записка Настоящая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» разработана в соответствии с

Пояснительная записка Настоящая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» разработана в соответствии с

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике: осознание важности соблюдения норм современного русского литературного…

Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике: осознание важности соблюдения норм современного русского литературного…

соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка: произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов); осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;…

соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка: произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов); осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;…

Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета: владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных…

Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета: владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных…

абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту; умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица; уместное использование…

абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту; умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица; уместное использование…

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА №

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА №

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка,…

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка,…

Как появлялись названия старинных русских городов 1 5

Как появлялись названия старинных русских городов 1 5
скачать по прямой ссылке

150.000 призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ