Муниципальное общеобразовательное учреждение
Озерская средняя школа
имени Заслуженного учителя РФ А.Ф. Дворянинова
«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом МОУ Озерской СШ
от 30 сентября 2019г. № 335
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
научно-технической направленности
«Геоинформационные технологии»
Возраст обучающихся: 13-14 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень: базовый
Автор-составитель:
Сараева Евгения Викторовна
педагог дополнительного
образования
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения классных руководителей Протокол № 2 от 29 сентября 2019 г. Руководитель методического объединения классных руководителей ________________/Т.В. Акулина/ |
СОГЛАСОВАНА
___________/Т.В. Акулина/ заместитель директора по ВР 29 сентября 2019 г. |
с. Озерки, 2019 г.
Содержание
I. Пояснительная записка
II. Учебный план
III. Содержание программы
IV. Календарно-учебный график
V. Методическое обеспечение программы
VI.Список литературы
I.Пояснительная записка
1.1. Нормативная база
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена на основе:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ
2.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р)
3.СанПин 2.4.4.3172-14 к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41)
4.Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
5.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к Письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09 -3242)
1.2.Цели и задачи программы.
Цель: вовлечение обучающихся в проектную деятельность, разработка научно-исследовательских и инженерных проектов.
Задачи:
обучающие:
• приобретение и углубление знаний основ проектирования и управления проектами;
• ознакомление с методами и приёмами сбора и анализа информации;
• обучение проведению исследований, презентаций и межпредметной позиционной коммуникации;
• обучение работе на специализированном оборудовании и в программных средах;
• знакомство с хард-компетенциями (геоинформационными), позволяющими применять теоретические знания на практике в соответствии с современным уровнем развития технологий.
развивающие:
• формирование интереса к основам изобретательской деятельности;
• развитие творческих способностей и креативного мышления;
• приобретение опыта использования ТРИЗ при формировании собственных идей и решений;
• формирование понимания прямой и обратной связи проекта и среды его реализации, заложение основ социальной и экологической ответственности;
• развитие геопространственного мышления;
• развитие софт-компетенций, необходимых для успешной работы вне зависимости от выбранной профессии.
воспитательные:
• формирование проектного мировоззрения и творческого мышления;
• формирование мировоззрения по комплексной оценке окружающего мира, направленной на его позитивное изменение;
• воспитание собственной позиции по отношению к деятельности и умение сопоставлять её с другими позициями в конструктивном диалоге;
• воспитание культуры работы в команде.
1.3. Актуальность и новизна программы.
Сегодня геоинформационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, любой современный человек пользуется навигационными сервисами, приложениями для мониторинга общественного транспорта и многими другими сервисами, связанными с картами. Эти технологии используются в совершенно различных сферах, начиная от реагирования при чрезвычайных ситуациях и заканчивая маркетингом. Курс «Геоинформационные технологии» позволяет сформировать у обучающихся устойчивую связь между информационным и технологическим направлениями на основе реальных пространственных данных, таких как аэрофотосъёмка, космическая съёмка, векторные карты и др. Это позволит обучающимся получить знания по использованию геоинформационных инструментов и пространственных данных для понимания и изучения основ устройства окружающего мира и природных явлений. Обучающиеся смогут реализовывать командные проекты в сфере исследования окружающего мира, начать использовать в повседневной жизни навигационные сервисы, космические снимки, электронные карты, собирать данные об объектах на местности, создавать 3D-объекты местности (как отдельные здания, так и целые города) и многое другое.
Программа предполагает формирование у обучающихся представлений о тенденциях в развитии технической сферы. Новый техно-промышленный уклад не может быть положен в формат общества развития только на основании новизны физических принципов, новых технических решений и кластерных схем взаимодействия на постиндустриальном этапе развития социума, а идея развития общества непреложно включает в себя тенденцию к обретению сонаправленности антропогенных факторов, законов развития биосферы и культурного развития.
Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения и позволяет обучающемуся шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализовываться в современном мире. В процессе изучения окружающего мира обучающиеся получат дополнительное образование в области информатики, географии, математики и физики.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является её направленность на развитие обучающихся в проектной деятельности современными методиками ТРИЗ и SCRUM с помощью современных технологий и оборудования.
1.4. Формы работы
- работа над решением кейсов;
- лабораторно-практические работы;
- лекции;
- мастер-классы;
- занятия-соревнования;
- экскурсии;
- проектные сессии.
1.5. Кадровое обеспечение
Наставник программы «Геоинформатика» работает на стыке самых актуальных знаний по направлению геопространственных технологий, а также генерирует новые подходы и решения, воплощая их в реальные проекты. Наставник является грамотным специалистом в области геоинформационных систем, следит за новостями своей отрасли, изучает новые технологии. Обладает навыками проектной деятельности, внедряя её принципы в процесс обучения.
Наставник в равной степени обладает как системностью мышления, так и духом творчества; мобилен, умеет работать в команде, критически мыслить, анализировать и обобщать опыт, генерировать новое, умеет ставить задачи и решать их, а также работать в условиях неопределённости и в рамках проектной парадигмы. Помимо этого, наставник обладает педагогической харизмой.
1.6. Материально-техническое обеспечение
№ п/п |
Наименование |
Краткие технические характеристики |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Кабинет формирования цифровых и гуманитарных компетенций |
|||
1.1. |
МФУ (принтер, сканер, копир) |
Минимальные: формат А4, лазерный, ч/б. |
шт. |
1 |
1.2. |
Ноутбук наставника с предустановленной операционной системой, офисным программным обеспечением |
Ноутбук: производительность процессора (по тесту PassMark — CPU BenchMark http://www.cpubenchmark.net/): не менее 2000 единиц; объём оперативной памяти: не менее 4 Гб; объём накопителя SSD/еММС: не менее 128 Гб; ПО для просмотра и редактирования текстовых документов, электронных таблиц и презентаций распространённых форматов (.odt, ,txt, .rtf, .doc, .docx, .ods, .xls, .xlsx, .odp, .ppt, .pptx). |
шт. |
1 |
1.3. |
Ноутбук с предустановленной операционной системой, офисным программным обеспечением |
Ноутбук: не ниже IntelPentium N (или IntelCeleron N), не ниже 1600 МГц, 1920x1080, 4Gb RAM, 128Gb SSD; производительность процессора: не менее 2000 единиц; ПО для просмотра и редактирования текстовых документов, электронных таблиц и презентаций распространённых форматов (.odt, ,txt, .rtf, .doc, .docx, .ods, .xls, .xlsx, .odp, .ppt, .pptx). |
шт. |
10 |
1.4. |
Интерактивный комплекс |
Количество одновременных касаний— не менее 20. |
шт. |
1 |
2. |
Аддитивное оборудование |
|||
2.2. |
ЗD-оборудование (3D-принтер) |
Минимальные: |
шт. |
1 |
2.3. |
Пластик для 3D-принтера |
Толщина пластиковой нити: 1,75 мм; |
шт. |
15 |
2.4. |
ПО для 3D-моделирования |
Облачный инструмент САПР/АСУП, охватывающий весь процесс работы с изделиями — от проектирования до изготовления. |
|
|
|
Дополнительное оборудование |
|||
2.5. |
Шлем виртуальной реальности |
Общее разрешение не менее 2160x1200 (1080×1200 для каждого глаза), угол обзора не менее 110; наличие контроллеров — 2 шт.; наличие внешних датчиков — 2 шт.; разъём для подключения наушников: наличие; встроенная камера: наличие. |
Комплект |
1 |
2.6. |
Штатив для крепления базовых станций |
Комплект из двух штативов. Совместимость со шлемом виртуальной реальности, п.2.3.1. |
Комплект |
1 |
2.7. |
Ноутбук с ОС для VR-шлема |
Количество ядер процессора - не менее 4 |
шт. |
1 |
2.8. |
Многопользовательская система виртуальной реальности с 6-координатным отслеживанием положения пользователей |
Требования к системе виртуальной реальности: технология полной компенсации лага (anti-latency): изображение должно выводиться для точек, в
которых окажутся левый и правый глаза пользователя через время, которое
должно пройти с момента начала определения местоположения глаз пользователя до
момента окончания вывода изображения.;
все компоненты системы трекинга должны монтироваться на
пол, без необходимости потолочного/настенного монтажа; частота отслеживания положения пользователя:
|
Компл. |
1 |
2.9. |
Фотограмметрическое ПО |
ПО для обработки изображений и определения формы, размеров, положения и иных характеристик объектов на плоскости или в пространстве. |
шт. |
1 |
2.10. |
КвадрокоптерMavicAir |
Компактный квадрокоптер с трёхосевым стабилизатором, камерой 4К, максимальной дальностью передачи не менее 6 км. |
шт. |
1 |
2.11. |
Квадрокоптер DJI Tello |
Квадрокоптер с камерой, вес не более 100 г в сборе с пропеллером
и камерой; |
шт. |
3 |
3 |
Медиазона |
|||
3.1 |
Фотоаппарат с объективом |
Количество эффективных пикселей — не менее 20 млн. |
шт. |
1 |
3.2 |
Видеокамера |
Планшет (для обеспечения совместимости с п 2.3.6) с примерными
характеристиками: |
шт. |
1 |
3.3 |
Карта памяти для фотоаппарата/видеокамеры |
Объём памяти — не менее 64 Гб, класс не ниже 10. |
шт. |
2 |
3.4 |
Штатив |
Максимальная нагрузка: не более 5 кг; максимальная высота съёмки: не менее 148 см |
шт. |
1 |
1.7. Предполагаемые результаты
Программа даёт обучающимся возможность погрузиться во всё многообразие пространственных (геоинформационных) технологий. Программа знакомит обучающихся с геоинформационными системами и с различными видами геоданных, позволяет получить базовые компетенции по сбору данных и освоить первичные навыки работы с данными. Полученные компетенции и знания позволят обучающимся применить их почти в любом направлении современного рынка. Освоив программу, обучающиеся смогут выбрать наиболее интересную для них технологическую направленность, которой они будут обучаться в рамках углублённого модуля.
Программа затрагивает такие темы, как: «Основы работы с пространственными данными», «Ориентирование на местности», «Основы фотографии», «Самостоятельный сбор данных», «3D-моделирование местности и объектов местности», «Геоинформационные системы (ГИС)», «Визуализация и представление результатов».
Структура планируемых результатов
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности, обучающихся, их способностей.
В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы:
1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов.
2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий.
3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебного предмета.
Личностные результаты
Программные требования к уровню воспитанности (личностные результаты):
– сформированность внутренней позиции обучающегося, эмоционально-положительное отношение обучающегося к школе, ориентация на познание нового;
– ориентация на образец поведения «хорошего ученика»;
– сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
– сформированность мотивации к учебной деятельности;
– знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений, способность к решению моральных проблем на основе координации различных точек зрения, способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Программные требования к уровню развития:
– сформированность пространственного мышления, умение видеть объём в плоских предметах;
– умение обрабатывать и систематизировать большое количество информации;
– сформированность креативного мышления, понимание принципов создания нового продукта;
– сформированность усидчивости, многозадачности;
– сформированность самостоятельного подхода к выполнению различных задач, умение работать в команде, умение правильно делегировать задачи.
Метапредметные результаты
География
Выпускник научится:
• выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
• ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
• представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• моделировать географические объекты и явления;
• приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности.
Математика
Статистика и теория вероятностей
Выпускник научится:
• представлять данные в виде таблиц, диаграмм;
• читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
В повседневной жизни и при изучении других предметов выпускник сможет:
• извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
• оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
В повседневной жизни и при изучении других предметов выпускник сможет:
• решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.
Измерения и вычисления
Выпускник научится:
• выполнять измерение длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов.
Физика
Выпускник научится:
• соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
• понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
• использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы интернета.
Информатика
Выпускник научится:
• различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам её представления на материальных носителях;
• приводить примеры информационных процессов (процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных) в живой природе и технике;
• классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач.
Математические основы информатики
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с примерами математических моделей и использованием компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
• классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
• выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы).
Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всём образовательном процессе):
• навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;
• различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
• познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом.
Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):
• практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
• познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;
• познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);
• познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
• получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.
Технология
Результаты, заявленные образовательной программой «Технология» по блокам содержания
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся
Выпускник научится:
• следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;
• оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищённости;
• прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов/параметров/ресурсов, проверять прогнозы опытно-экспериментальным путём, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;
• в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность — качество), проводить анализ альтернативных ресурсов, соединять в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;
• проводить оценку и испытание полученного продукта;
• проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
• описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
• анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
• проводить и анализировать разработку и/или реализацию прикладных проектов, предполагающих:
• определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе), встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку,
• изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;
• проводить и анализировать разработку и/или реализацию технологических проектов, предполагающих:
‒ оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике),
‒ разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;
• проводить и анализировать разработку и/или реализацию проектов, предполагающих:
‒ планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации),
‒ планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований потребительских интересов.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
• модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
• технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты.
Предметные результаты
Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):
• правила безопасной работы с электронно-вычислительными машинами и средствами для сбора пространственных данных;
• основные виды пространственных данных;
• составные части современных геоинформационных сервисов;
• профессиональное программное обеспечение для обработки пространственных данных;
• основы и принципы аэросъёмки;
• основы и принципы работы глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС);
• представление и визуализация пространственных данных для непрофессиональных пользователей;
• принципы 3D-моделирования;
• устройство современных картографических сервисов;
• представление и визуализация пространственных данных для непрофессиональных пользователей;
• дешифрирование космических изображений;
• основы картографии.
Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):
• самостоятельно решать поставленную задачу, анализируя и подбирая материалы и средства для её решения;
• создавать и рассчитывать полётный план для беспилотного летательного аппарата;
• обрабатывать аэросъёмку и получать точные ортофотопланы и автоматизированные трёхмерные модели местности;
• моделировать 3D-объекты;
• защищать собственные проекты;
• выполнять оцифровку;
• выполнять пространственный анализ;
• создавать карты;
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления;
• приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности.
1.8. Диагностика результатов
Виды контроля:
- промежуточный контроль, проводимый во время занятий;
- итоговый контроль, проводимый после завершения всей учебной программы.
Формы проверки результатов:
- наблюдение за обучающимися в процессе работы;
- игры;
- индивидуальные и коллективные творческие работы;
- беседы с обучающимися и их родителями.
Формы подведения итогов:
- выполнение практических работ;
- тесты;
- анкеты;
- защита проекта.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по результатам подготовки и защиты проекта.
Для оценивания деятельности обучающихся используются инструменты само- и взаимооценки.
II.Учебный план
№ п/п |
Наименование раздела |
Количество часов |
Форма контроля |
||
всего |
Теория |
практика |
|||
1 |
Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие (Меняя мир+). |
2 |
2 |
0 |
Беседа |
2 |
Необходимость карты в современном мире. Сферы применения, перспективы использования карт. |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
3 |
Векторные данные на картах. Знакомство с веб-ГИС. Цвет как атрибут карты. Знакомство с картографическими онлайн-сервисами. |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
4 |
Свет и цвет. Роль цвета на карте. Как заставить цвет работать на себя? |
1 |
1 |
0 |
Беседа |
5 |
Создание и публикация собственной карты. |
2 |
1 |
1 |
Демонстрация решения кейса |
6 |
Системы глобального позиционирования. |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
7 |
Применение спутников для позиционирования. |
2 |
1 |
1 |
Демонстрация решения кейса |
8 |
История фотографии. Фотография как способ изучения окружающего мира. |
1 |
1 |
0 |
Беседа |
9 |
Характеристики фотоаппаратов. Получение качественного фотоснимка. |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
10 |
Создание сферических панорам. Основные понятия. Необходимое оборудование. Техника съёмки сферических панорам различной аппаратурой. |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
11 |
Создание сферических панорам. Сшивка полученных фотографий. Коррекция и ретушь панорам. |
4 |
1 |
3 |
Тестирование |
12 |
Фотограмметрия и ее влияние на современный мир. |
1 |
1 |
0 |
Беседа |
13 |
Сценарии съемки объектов для последующего построения их в трехмерном виде. |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
14 |
Принцип построения трехмерного изображения на компьютере. Работа в фотограмметрическом ПО - AgisoftMetashape или аналогичном. Обработка отснятого материала. |
4 |
1 |
3 |
Беседа |
15 |
Беспилотник в геоинформатике. Устройство и применение дрона. |
2 |
2 |
0 |
Беседа |
16 |
Технические особенности БПЛА. |
2 |
2 |
0 |
Беседа |
17 |
Пилотирование БПЛА. |
6 |
1 |
5 |
Тестирование |
18 |
Использование беспилотника для съемки местности. |
6 |
2 |
4 |
Демонстрация решения кейса |
19 |
Возникающие проблемы при создании 3D-моделей. Способы редактирования трехмерных моделей. |
3 |
1 |
2 |
Беседа |
20 |
Технологии прототипирования. Устройства для воссоздания трехмерных моделей. Работа с 3D-принтером. |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
21 |
Физические и химические свойства пластика для 3D-принтера. Печать трёхмерной модели школы. |
1 |
1 |
0 |
Тестирование |
22 |
Работа в ПО для ручного трехмерного моделирования – ScetchUP или аналогичном. |
1 |
1 |
0 |
Беседа |
23 |
Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены. |
7 |
2 |
5 |
Беседа |
24 |
Печать модели на 3D-принтере. Оформление трехмерной вещественной модели. |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
25 |
Подготовка защиты проекта. |
3 |
0 |
3 |
|
26 |
Защита проектов. |
2 |
0 |
2 |
Демонстрация решения кейсов |
27 |
Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Планы по доработке. |
2 |
2 |
0 |
|
|
итого: |
68 |
31 |
37 |
|
III. Содержание программы
Основные разделы программы учебного курса
1) Введение в основы геоинформационных систем и пространственных данных.
Обучающиеся познакомятся с различными современными геоинформационными системами. Узнают, в каких областях применяется геоинформатика, какие задачи может решать, а также как обучающиеся могут сами применять её в своей повседневной жизни.
2) Урок работы с ГЛОНАСС.
Обучающиеся базово усвоят принцип позиционирования с помощью ГНСС. Узнают, как можно организовать сбор спутниковых данных, как они представляются в текстовом виде и как их можно визуализировать.
3) Выбор проектного направления и распределение ролей.
Выбор проектного направления. Постановка задачи. Исследование проблематики. Планирование проекта. Распределение ролей.
4) Устройство и применение беспилотников.
Обучающиеся познакомятся с историей применения БАС. Узнают о современных БАС, какие задачи можно решать с их помощью. Узнают также основное устройство современных БАС.
5) Основы съёмки с беспилотников.
Обучающиеся узнают, как создаётся полётное задание для БАС. Как производится запуск и дальнейшая съёмка с помощью БАС. А также какие результаты можно получить и как это сделать (получение ортофотоплана и трёхмерной модели).
6) Углублённое изучение технологий обработки геоданных.
Автоматизированное моделирование объектов местности с помощью Agisoft PhotoScan.
7) Сбор геоданных.
Аэрофотосъёмка, выполнение съёмки местности по полётному заданию.
8) Обработка и анализ геоданных.
Создание 3D-моделей.
9) Изучение устройства для прототипирования.
Ознакомление с устройствами прототипирования, предоставленными обучающимся. Обучающиеся узнают общие принципы работы устройств, а также когда они применяются и что с их помощью можно получить.
10) Подготовка данных для устройства прототипирования.
Подготовка 3D-моделей, экспорт данных, подготовка заданий по печати.
11) Прототипирование.
Применение устройств прототипирования (3D-принтер).
12) Построение пространственных сцен.
Дополнение моделей по данным аэрофотосъёмки с помощью ручного моделирования и подготовка к печати на устройствах прототипирования.
13) Подготовка презентаций.
Изучение основ в подготовке презентации. Создание презентации. Подготовка к представлению реализованного прототипа.
14) Защита проектов.
Представление реализованного прототипа.
Кейсы, входящие в программу
Кейс 1. Современные карты, или Как описать Землю? |
Кейс знакомит обучающихся с разновидностями данных. Решая задачу кейса, обучающиеся проходят следующие тематики: карты и основы их формирования; изучение условных знаков и принципов их отображения на карте; системы координат и проекций карт, их основные характеристики и возможности применения; масштаб и др. вспомогательные инструменты формирования карты. |
Кейс 2. Глобальное позиционирование «Найди себя на земном шаре». |
Несмотря на то, что навигаторы и спортивные трекеры стали неотъемлемой частью нашей жизни, мало кто знает принцип их работы. Пройдя кейс, обучающиеся узнают про ГЛОНАСС/GPS — принципы работы, историю, современные системы, применение. Применение логгеров. Визуализация текстовых данных на карте. Создание карты интенсивности. |
Кейс 3.1. Аэрофотосъёмка. «Для чего на самом деле нужен беспилотный летательный аппарат?». |
Объёмный кейс, который позволит обучающимся освоить полную технологическую цепочку, используемую коммерческими компаниями. Устройство и принципы функционирования БПЛА, Основы фото- и видеосъёмки и принципов передачи информации с БПЛА, обработка данных с БПЛА. |
Кейс 3.2. Изменение среды вокруг школы. |
Продолжение кейса 3.1. Обучающиеся, имея в своём распоряжении электронную 3D-модель школы, продолжают вносить изменения в продукт с целью благоустройства района. Обучающиеся продолжают совершенствовать свой навык 3D-моделирования, завершая проект. |
IV. Календарно-учебный график
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятий |
Форма занятий |
Кол-во часов |
Тема занятий |
Место проведения |
Форма контроля |
1 |
Октябрь |
1 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие (Меняя мир+). |
Кабинет №1 |
Беседа |
2 |
Октябрь |
7 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие (Меняя мир+). |
Кабинет №1 |
Беседа |
3 |
Октябрь |
8 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Необходимость карты в современном мире. Сферы применения, перспективы использования карт. |
Кабинет №1 |
Беседа |
4 |
Октябрь |
14 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Необходимость карты в современном мире. Сферы применения, перспективы использования карт. |
Кабинет №1 |
Беседа |
5 |
Октябрь |
15 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Векторные данные на картах. Знакомство с веб-ГИС. Цвет как атрибут карты. Знакомство с картографическими онлайн-сервисами |
Кабинет №1 |
Беседа |
6 |
Октябрь |
21 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Векторные данные на картах. Знакомство с веб-ГИС. Цвет как атрибут карты. Знакомство с картографическими онлайн-сервисами |
Кабинет №1 |
Беседа |
7 |
Октябрь |
22 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Свет и цвет. Роль цвета на карте. Как заставить цвет работать на себя? |
Кабинет №1 |
Беседа |
8 |
Ноябрь |
5 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Системы глобального позиционирования. |
Кабинет №1 |
Беседа |
9 |
Ноябрь |
11 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Системы глобального позиционирования. |
Кабинет №1 |
Беседа |
10 |
Ноябрь |
12 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Применение спутников для позиционирования. |
Кабинет №1 |
Демонстрация решения кейса |
11 |
Ноябрь |
18 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Применение спутников для позиционирования. |
Кабинет №1 |
Демонстрация решения кейса |
12 |
Ноябрь |
19 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
История фотографии. Фотография как способ изучения окружающего мира. |
Кабинет №1 |
Беседа |
13 |
Ноябрь |
25 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Характеристики фотоаппаратов. Получение качественного фотоснимка. |
Кабинет №1 |
Беседа |
14 |
Ноябрь |
26 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Характеристики фотоаппаратов. Получение качественного фотоснимка |
Кабинет №1 |
Беседа |
15 |
Декабрь |
2 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
сферических панорам. Основные понятия. Необходимое оборудование. Техника съёмки сферических панорам различной аппаратурой |
Кабинет №1 |
Беседа |
16 |
Декабрь |
3 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Создание сферических панорам. Основные понятия. Необходимое оборудование. Техника съёмки сферических панорам различной аппаратурой. |
Кабинет №1 |
Беседа |
17 |
Декабрь |
9 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Создание сферических панорам. Сшивка полученных фотографий. Коррекция и ретушь панорам. |
Кабинет №1 |
- |
18 |
Декабрь |
10 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Создание сферических панорам. Сшивка полученных фотографий. Коррекция и ретушь панорам. |
Кабинет №1 |
- |
19 |
Декабрь |
16 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Создание сферических панорам. Сшивка полученных фотографий. Коррекция и ретушь панорам. |
Кабинет №1 |
- |
20 |
Декабрь |
17 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Создание сферических панорам. Сшивка полученных фотографий. Коррекция и ретушь панорам. |
Кабинет №1 |
Тестирование |
21 |
Декабрь |
23 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Фотограмметрия и ее влияние на современный мир. |
Кабинет №1 |
Беседа |
22 |
Декабрь |
24 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Сценарии съемки объектов для последующего построения их в трехмерном виде. |
Кабинет №1 |
Беседа |
23 |
Январь |
13 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Принцип построения трехмерного изображения на компьютере. Работа в фотограмметрическом ПО |
Кабинет №1 |
Беседа |
24 |
Январь |
14 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Принцип построения трехмерного изображения на компьютере. Работа в фотограмметрическом ПО |
Кабинет №1 |
Беседа |
25 |
Январь |
20 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Принцип построения трехмерного изображения на компьютере. Работа в фотограмметрическом ПО |
Кабинет №1 |
Беседа |
26 |
Январь |
21 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Беспилотник в геоинформатике. Устройство и применение дрона. |
Кабинет №1 |
Беседа |
27 |
Январь |
27 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Беспилотник в геоинформатике. Устройство и применение дрона. |
Кабинет №1 |
Беседа |
28 |
Январь |
28 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Технические особенности БПЛА. |
Кабинет №1 |
Беседа |
29 |
Февраль |
3 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Технические особенности БПЛА. |
Кабинет №1 |
Беседа |
30 |
Февраль |
4 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Пилотирование БПЛА. |
Кабинет №1 |
- |
31 |
Февраль |
10 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Пилотирование БПЛА. |
Кабинет №1 |
- |
32 |
Февраль |
11 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Пилотирование БПЛА. |
Кабинет №1 |
- |
33 |
Февраль |
17 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Пилотирование БПЛА. |
Кабинет №1 |
- |
34 |
Февраль |
18 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Пилотирование БПЛА. |
Кабинет №1 |
- |
35 |
Февраль |
25 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Пилотирование БПЛА. |
Кабинет №1 |
Тестирование |
36 |
Март |
2 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Использование беспилотника для съемки местности. |
Кабинет №1 |
- |
37 |
Март |
3 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Использование беспилотника для съемки местности. |
Кабинет №1 |
- |
38 |
Март |
16 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Использование беспилотника для съемки местности |
Кабинет №1 |
- |
39 |
Март |
17 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Использование беспилотника для съемки местности |
Кабинет №1 |
- |
40 |
Март |
23 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Использование беспилотника для съемки местности |
Кабинет №1 |
- |
41 |
Март |
24 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Использование беспилотника для съемки местности |
Кабинет №1 |
Демонстрация решения кейса |
42 |
Апрель |
6 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Возникающие проблемы при создании 3D моделей. Способы редактирования трехмерных моделей. |
Кабинет №1 |
Беседа |
43 |
Апрель |
7 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Технологии прототипирования. Устройства для воссоздания трехмерных моделей. Работа с 3D принтером. |
Кабинет №1 |
Беседа |
44 |
Апрель |
13 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Технологии прототипирования. Устройства для воссоздания трехмерных моделей. Работа с 3D принтером |
Кабинет №1 |
Беседа |
45 |
Апрель |
14 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Физические и химические свойства пластика для 3D-принтера. Печать трёхмерной модели школы. |
Кабинет №1 |
Тестирование |
46 |
Апрель |
20 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Работа в ПО для ручного трехмерного моделирования – ScetchUP или аналогичном. |
Кабинет №1 |
Беседа |
47 |
Апрель |
21 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены. |
Кабинет №1 |
Беседа |
48 |
Апрель |
27 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены. |
Кабинет №1 |
Беседа |
49 |
Апрель |
28 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены. |
Кабинет №1 |
Беседа |
50 |
Май |
4 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены. |
Кабинет №1 |
Беседа |
51 |
Май |
5 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены. |
Кабинет №1 |
Беседа |
52 |
Май |
12 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены. |
Кабинет №1 |
Беседа |
53 |
Май |
18 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены. |
Кабинет №1 |
Беседа |
54 |
Май |
19 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Печать модели на 3D-принтере. Оформление трехмерной вещественной модели. |
Кабинет №1 |
Беседа |
55 |
Май |
25 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Печать модели на 3D-принтере. Оформление трехмерной вещественной модели. |
Кабинет №1 |
Беседа |
56 |
Май |
26 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Подготовка защиты проекта. Защита проектов. Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Планы по доработке. |
Кабинет №1 |
Демонстрация решения кейсов |
Воспитательно-досуговая деятельность
№ п\п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1 |
Октябрь |
28 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Создание и публикация собственной карты. |
Кабинет №1 |
Демонстрация решения кейса |
2 |
Октябрь |
29 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Создание и публикация собственной карты |
Кабинет №1 |
Демонстрация решения кейса |
3 |
Декабрь |
30 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Сценарии съемки объектов для последующего построения их в трехмерном виде. |
Кабинет №1 |
Беседа |
4 |
Декабрь |
31 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Принцип построения трехмерного изображения на компьютере. Работа в фотограмметрическом ПО - AgisoftMetashape или аналогичном. Обработка отснятого материала. |
Кабинет №1 |
Беседа |
5 |
Март |
30 |
14.45-15.25 |
Л/ПР |
1 |
Возникающие проблемы при создании 3D-моделей. Способы редактирования трехмерных моделей. |
Кабинет №1 |
Беседа |
6 |
Март |
31 |
15.35-16.15 |
Л/ПР |
1 |
Возникающие проблемы при создании 3D моделей. Способы редактирования трехмерных моделей. |
Кабинет №1 |
Беседа |
V. Методическое обеспечение программы
Методы обучения:
− практические (упражнения, задачи);
− словесные (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);
− наглядные (демонстрация мультимедийных презентаций, фотографии);
− проблемные (методы проблемного изложения) — обучающимся даётся часть готового знания;
− эвристические (частично-поисковые) — обучающимся предоставляется большая возможность выбора вариантов;
− исследовательские — обучающиеся сами открывают и исследуют знания;
− иллюстративно-объяснительные;
− репродуктивные;
− конкретные и абстрактные, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т. е. методы как мыслительные операции;
− индуктивные, дедуктивные.
Формы организации образовательного процесса:
групповая
Формы организации учебных занятий:
- работа над решением кейсов;
- лабораторно-практические работы;
- лекции;
- мастер-классы;
- занятия-соревнования;
- экскурсии;
- проектные сессии.
Педагогические технологии:
Учебно-воспитательный процесс направлен на формирование и развитие различных сторон обучающихся, связанных с реализацией как их собственных интересов, так и интересов окружающего мира. При этом гибкость программы позволяет вовлечь обучающихся с различными способностями. Большой объём проектных работ позволяет учесть интересы и особенности личности каждого обучающегося. Занятия основаны на личностно-ориентированных технологиях обучения, а также системно-деятельностном методе обучения.
Дидактические материалы:
Презентации; обучающие игры; кейс №1, кейс № 2, кейс№ 3 для самостоятельного выполнения задания.
VI. Список литературы
1. Алмазов, И.В. Сборник контрольных вопросов по дисциплинам «Аэрофотография», «Аэросъёмка», «Аэрокосмические методы съёмок» / И.В. Алмазов, А.Е. Алтынов, М.Н. Севастьянова, А.Ф. Стеценко — М.: изд. МИИГАиК, 2006. — 35 с.
2. Баева, Е.Ю. Общие вопросы проектирования и составления карт для студентов специальности «Картография и геоинформатика» / Е.Ю. Баева — М.: изд. МИИГАиК, 2014. — 48 с.
3. Макаренко, А.А. Учебное пособие по курсовому проектированию по курсу «Общегеографические карты» / А.А. Макаренко, В.С. Моисеева, А.Л. Степанченко под общей редакцией Макаренко А.А. — М.: изд. МИИГАиК, 2014. — 55 с.
4. Верещака, Т.В. Методическое пособие по использованию топографических карт для оценки экологического состояния территории / Т.В. Верещака, Качаев Г.А. — М.: изд. МИИГАиК, 2013. — 65 с.
5. Редько, А.В. Фотографические процессы регистрации информации / А.В. Редько, Константинова Е.В. — СПб.: изд. ПОЛИТЕХНИКА, 2005. — 570 с.
6. Косинов, А.Г. Теория и практика цифровой обработки изображений. Дистанционное зондирование и географические информационные системы. Учебное пособие / А.Г. Косинов, И.К. Лурье под ред. А.М.Берлянта — М.: изд. Научный мир, 2003. — 168 с.
7. Радиолокационные системы воздушной разведки, дешифрирование радиолокационных изображений / под ред. Школьного Л.А. — изд. ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2008. — 530 с.
8. Киенко, Ю.П. Основы космического природоведения: учебник для вузов / Ю.П. Киенко — М.: изд. Картгеоцентр — Геодезиздат, 1999. — 285 с.
9. Иванов, Н.М. Баллистика и навигация космических аппаратов: учебник для вузов — 2-е изд., перераб. и доп. / Н.М.Иванов, Л.Н. Лысенко — М.: изд. Дрофа, 2004. — 544 с.
10. Верещака, Т.В. Методическое пособие по курсу «Экологическое картографирование» (лабораторные работы) / Т.В. Верещакова, И.Е. Курбатова — М.: изд. МИИГАиК, 2012. — 29 с.
11. Иванов, А.Г. Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Цифровая картография». Для студентов 3 курса по направлению подготовки «Картография и геоинформатика» / А.Г. Иванов, С.А. Крылов, Г.И. Загребин — М.: изд. МИИГАиК, 2012. — 40 с.
12. Иванов, А.Г. Атлас картографических проекций на крупные регионы Российской Федерации: учебно-наглядное издание / А.Г. Иванов, Г.И. Загребин — М.: изд. МИИГАиК, 2012. — 19 с.
13. Петелин, А. 3D-моделирование в SketchUp 2015 — от простого к сложному. Самоучитель / А. Петелин — изд. ДМК Пресс, 2015. — 370 с., ISBN: 978-5-97060-290-4.
14. Быстров, А.Ю. Применение геоинформационных технологий в дополнительном школьном образовании. В сборнике: Экология. Экономика. Информатика / А.Ю. Быстров, Д.С. Лубнин, С.С. Груздев, М.В. Андреев, Д.О. Дрыга, Ф.В. Шкуров, Ю.В. Колосов — Ростов-на-Дону, 2016. — С. 42–47.
15. GISGeo — http://gisgeo.org/.
16. ГИС-Ассоциации — http://gisa.ru/.
17. GIS-Lab — http://gis-lab.info/.
18. Портал внеземных данных — http://cartsrv.mexlab.ru/geoportal/#body=mercury&proj=sc&loc=%280.17578125%2C0%29&zoom=2.
19. OSM — http://www.openstreetmap.org/.
20. Быстров, А.Ю. Геоквантумтулкит. Методический
Инструментарий наставника / А.Ю. Быстров, — Москва, 2019. — 122 с., ISBN978-5-9909769-6-2.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.