I. Пояснительная записка
Современная школа остро нуждается в молодых учителях, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации, специфику педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности. Первостепенной стала задача – привлечь в школу грамотных молодых специалистов. Чтобы решить поставленную задачу, необходимо увеличить количество выпускников, поступающих в педагогические ВУЗы, сопровождая их обучение в педагогических заведениях и после получения ими педагогической профессии, привлекать их для осуществления образовательной деятельности в организации в качестве молодых специалистов.
Направленность программы. Данная программа направлена на формирование у школьников первоначальных общих представлений о педагогической деятельности, необходимых для осознанного выбора профессии учителя по окончании школы. По содержанию программа является социально-педагогической; по функциональному предназначению – специальной, общекультурной; по форме организации – индивидуально-групповой. Вид программы – модифицированная, уровень – базовый.
Новизна программы. Программа построена по принципу работы клуба старшеклассников, может иметь переменный состав. Это интеграция дополнительного и общего образования в рамках профориентационной деятельности, содержание программы обеспечивает достижение личностных и метапредметных результатов, установленных требованиями ФГОС ОО.
Основополагающими принципами деятельности являются:
- свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
- ориентация на личностные интересы, потребности, способности обучающегося;
- возможность свободного самоопределения с последующей самореализацией;
- практико-деятельностная основа образовательного процесса.
На занятиях большое значение приобретает работа с одарёнными детьми, поддержка талантливой молодёжи, приобщение её к творческому процессу, организации мероприятий. Кроме задач психолого-педагогического образования, расширения кругозора, повышения интеллектуального уровня, воспитания культуры поведения старшеклассников, очень важным видятся задачи, направленные на профессиональное становление молодёжи.
Актуальность программы обусловлена возросшей потребностью в квалифицированных педагогических кадрах, популяризации профессии педагога, поддержке одарённых детей, в развитии творческого мышления. Спектр педагогической деятельности сегодня очень широк – это и учитель, и управленец-менеджер, и педагог-воспитатель, и психолог. Нашему обществу нужен новый учитель, творческая индивидуальность. Педагог должен быть способен к саморазвитию, должен быть готов к совместному поиску и сотрудничеству.
Педагогическая целесообразность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа будущего учителя» имеет социально-педагогическую направленность, позволяет старшеклассникам максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Обеспечивает право и возможность каждой личности на удовлетворение образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными интересами, ценностными ориентациями, желаниями и способностями.
Цель программы – создание условий для формирования ключевых компетенций старшеклассников, ориентированных на выбор педагогической профессии.
Задачи
- Сформировать интерес к педагогической профессии на основе получения элементарных знаний по педагогике, ознакомительной и учебной практик;
- Создать условия для участия учащихся в педагогическом процессе, рефлексии.
- Формировать стремление к самовоспитанию (самоанализу, планированию, самоорганизации), развитию коммуникативных умений, организаторских способностей.
Программа «Школа будущего педагога» рассчитана на 1 год обучения – 72 часа. Набор обучающихся в объединение свободный, состав переменный. Возраст обучающихся 15-17 лет.
Формы работы: индивидуальные занятия, занятия малыми группами, дистанционные занятия, творческие работы, подготовка, проведение и участие в конференциях, конкурсах, посещение открытых уроков.
Ожидаемые результаты обучения:
обучающиеся овладеют следующими знаниями:
- фактов из истории и достижений отечественной и зарубежной педагогики, истории становления педагогической науки;
- основных понятий педагогики, методов обучения и воспитания;
- основ возрастной психологии, психологии общения и решения конфликтов;
- методов и форм проведения занятий, мероприятий;
- правил проведения психологического тестирования;
обучающиеся овладеют следующими навыками:
- классификации педагогических и психологических терминов и понятий;
- самостоятельной организации и проведения занятий и мероприятий;
- работы с научно-популярной и справочной литературой, периодическими изданиями, ИКТ, другими источниками информации;
- выступления перед аудиторией, ведения дискуссии;
- самоанализа результатов выполнения задания и его презентации в сопоставлении с поставленной целью;
- анализа посещенных уроков и мероприятий.
личностные универсальные учебные действия:
- сформированность гражданской идентичности; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- сформированность готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, построению дальнейшей индивидуальной траектории на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение научного и творческого наследия России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Формы отслеживания результатов
Отслеживание результативности освоения программы проводится в форме:
- тестирования;
- собеседования;
- педагогической диагностики и мониторинга,
- эссе, творческие работы,
- оценки качества подготовки выступлений на семинарах, конференциях и их презентаций,
- оценки организационных способностей.
II. Учебно-тематический план
№ п/п |
Название раздела, темы |
количество часов |
Формы организации занятий |
Формы аттестации, диагностики, контроля |
|||
всего |
теория |
практика |
индивидуальные занятия и консультации |
|
|
||
1. |
«В поисках своего призвания» |
3 |
2 |
1 |
по мере необходимости |
Профориентационная игра, тестирование, беседа с психологом |
тестирование |
2. |
«Педагогическая профессия: перезагрузка» |
5 |
3 |
2 |
по мере необходимости |
Игра, педагогический квест |
эссе |
3. |
«Учитель и общество» |
11 |
6 |
5 |
по мере необходимости |
Дискуссия по кругу, интерактивный метод «Инсерт», практикум, профессиональные пробы |
составление кодекса современного учителя |
4. |
«Учитель и класс» |
20 |
8 |
12 |
по мере необходимости |
Мастер-класс, практикум, профессиональные пробы |
проведение фрагментов уроков, мероприятий |
5. |
«Учитель и ученик» |
8 |
4 |
4 |
по мере необходимости |
Тренинговые упражнения, практикум, профессиональные пробы |
проведение фрагментов уроков, мероприятий |
6. |
«Я учитель: интерактивная организация обучения» |
15 |
5 |
10 |
по мере необходимости |
Тренинговые упражнения, практикум, профессиональные пробы |
проведение фрагментов уроков, мероприятий |
7. |
«Я учитель: основы проектной деятельности» |
10 |
4 |
6 |
по мере необходимости |
Тренинговые упражнения, практикум, профессиональные пробы |
проведение фрагментов уроков, мероприятий |
III. Содержание изучаемого материала
Раздел 1. «В поисках своего призвания»
Теория. Самоопределения. Работа учителем: за и против.
Практика. Эссе «Что я знаю о профессии педагога». Встреча с психологом. Посещение мастер-классов
Раздел 2. «Педагогическая профессия: перезагрузка»
Теория. История развития педагогики. Современная педагогика.
Практика. Синквейн «Чего мне не хватает сегодня, чтобы быть учителем». Работа в группах «Система образования будущего через 7-10 лет». Презентация работ.
Раздел 3. «Учитель и общество»
Теория. Реалии педагогической профессии. Особенности педагогической профессии. Перспективы развития. Нужны ли изменения современному образованию
Практика. Посещение мастер-классов. Участие в разработке и проведении мероприятий и занятий
Раздел 4 «Учитель и класс»
Теория. Понятие детского (ученического) коллектива. Способы формирования сплоченности коллектива. Основы управления группой (классом). Стили педагогического общения. Приемы успешного общения
Практика. Посещение мастер-классов. Участие в разработке и проведении мероприятий и занятий
Раздел 5. «Учитель и ученик»
Теория. Понятие общения, эффективного общения, педагогического общения. Виды общения. Организация совместной творческой деятельности учителя и ученика.
Практика. Посещение мастер-классов. Участие в разработке и проведении мероприятий и занятий
Раздел 6. «Я - учитель: интерактивное обучение»
Теория. Современный урок. Современные методы обучения. Интерактивный урок. Разнообразие типов уроков. Современные средства обучения.
Практика. Посещение мастер-классов. Участие в разработке и проведении мероприятий и занятий
Раздел 7. «Я - учитель: основы проектной деятельности»
Теория. Понятие проектной деятельности. История метода проектов. Особенности реализации метода в школе. Этапы работы над проектом
Практика. Посещение мастер-классов. Участие в разработке и проведении мероприятий и занятий
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема |
|
план |
факт |
||
Раздел 1. «В поисках своего призвания» |
|||
1. |
|
|
Стратегия правильного выбора профессии |
2. |
|
|
Профориентационное тестирование |
3. |
|
|
Педагогический колледж и педагогический вуз как место получения профессии |
Раздел 2. «Педагогическая профессия: перезагрузка» |
|||
4. |
|
|
Я – мы – они |
5. |
|
|
Педагогическая профессия в 21 веке: плюсы и минусы |
6. |
|
|
Учитель, которого ждут |
7. |
|
|
Проектируем образ современной школы |
8. |
|
|
Проектируем образ современной школы |
Раздел 3. «Учитель и общество» |
|||
9. |
|
|
Профессия «Учитель» |
10. |
|
|
Социальная роль учителя |
11. |
|
|
Мой идеал учителя |
12. |
|
|
Этика педагога |
13. |
|
|
Учитель старший друг и наставник |
14. |
|
|
Недетские вопросы о школе |
15. |
|
|
Недетские вопросы о школе |
16. |
|
|
Мифы профессии учителя |
17. |
|
|
Профессия учитель..? Общественное мнение |
18. |
|
|
Система образования будущего через 7 – 10 лет |
19. |
|
|
Система образования будущего через 7 – 10 лет |
|
|||
20. |
|
|
Такие разные учителя: стили общения |
21. |
|
|
Секреты дружного класса |
22. |
|
|
Организация и проведение конкурса «Самый классный класс» |
23. |
|
|
Тренинги организации детского досуга |
24. |
|
|
Тренинги организации детского досуга |
25. |
|
|
Обсуждаем педагогические ситуации |
26. |
|
|
Обсуждаем педагогические ситуации |
27. |
|
|
Обсуждаем педагогические ситуации |
28. |
|
|
Посещение и анализ уроков и мероприятий учителей школы |
29. |
|
|
Посещение и анализ уроков и мероприятий учителей школы |
30. |
|
|
Посещение и анализ уроков и мероприятий учителей школы |
31. |
|
|
Исполнительская деятельность: инсценирование |
32. |
|
|
Исполнительская деятельность: инсценирование |
33. |
|
|
Спортивная деятельность: массовые мероприятия |
34. |
|
|
Спортивная деятельность: массовые мероприятия |
35. |
|
|
Спортивная деятельность: массовые мероприятия |
36. |
|
|
Профессиональная деятельность: педагогический десант |
37. |
|
|
Организация и проведение общеклассного мероприятия |
38. |
|
|
Организация и проведение общеклассного мероприятия |
39. |
|
|
Организация и проведение общеклассного мероприятия |
Раздел 5. «Учитель и ученик» |
|||
40. |
|
|
Позиции в общении |
41. |
|
|
Тренинг «Коммуникативные средства учителя» |
42. |
|
|
Решение конфликтной педагогической ситуации |
43. |
|
|
Решение конфликтной педагогической ситуации |
44. |
|
|
Взаимоотношения учителя и ученика в творческой деятельности |
45. |
|
|
Взаимоотношения учителя и ученика в творческой деятельности |
46. |
|
|
Организация и проведение конкурса «Ступенька к творчеству» |
47. |
|
|
Организация и проведение конкурса «Ступенька к творчеству» |
Раздел 6. «Я - учитель: интерактивное обучение» |
|||
48. |
|
|
Современный интерактивный урок |
49. |
|
|
Современный интерактивный урок |
50. |
|
|
Конструирование современного урока |
51. |
|
|
Конструирование современного урока |
52. |
|
|
Конструирование современного урока |
53. |
|
|
Конструирование современного урока |
54. |
|
|
Конструирование современного урока |
55. |
|
|
Подготовка и проведение на базе школы фрагмента урока с применением интерактивных методов и приемов |
56. |
|
|
Подготовка и проведение на базе школы фрагмента урока с применением интерактивных методов и приемов |
57. |
|
|
Подготовка и проведение на базе школы фрагмента урока с применением интерактивных методов и приемов |
58. |
|
|
Деятельность учителя начальных классов |
59. |
|
|
Деятельность учителя начальных классов |
60. |
|
|
Электронные помощники педагога |
61. |
|
|
Электронные помощники педагога |
62. |
|
|
Электронные помощники педагога |
Раздел 7. «Я - учитель: основы проектной деятельности» |
|||
63. |
|
|
Особенности метода проекта |
64. |
|
|
Особенности метода проекта |
65. |
|
|
Формулирование темы проекта |
66. |
|
|
Разработка проекта по выбранной тематике |
67. |
|
|
Разработка проекта по выбранной тематике |
68. |
|
|
Разработка проекта по выбранной тематике |
69. |
|
|
Реализация одного из мероприятий проекта |
70. |
|
|
Реализация проекта «Педагогические игры» |
71. |
|
|
Реализация проекта «Педагогические игры» |
72. |
|
|
Организация и проведение педагогических игр на территории школы |
73. |
|
|
Организация и проведение педагогических игр на территории школы |
74. |
|
|
Организация и проведение педагогических игр на территории школы |
75. |
|
|
Организация и проведение педагогических игр на территории школы |
76. |
|
|
Организация и проведение педагогических игр на территории школы |
77. |
|
|
Организация и проведение педагогических игр на территории школы |
78. |
|
|
Итоговое занятие. Я стану учителем! |
IV. Методическое обеспечение программы
Литература по психологии
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов.- М.: Академический Проект,2010.-623с.
2. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону,2010.-384 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. - М.: Академия,2010.- 367 с.
4. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для пед. вузов. - М.:Академия,2011.-624 с.
5. Крайг Г. Психология развития (Пер. с англ.) - СПб, 2010, 987 с.
6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов.-М.:Юрайт,2011.-464 с.
7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2010.- 452 с.
8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2011, 414 с.
9. Практикум по возрастной психологии.- СПб.: Речь,2011.-682 с.
10. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды. - М.:МПСИ, 2012.- 427с
Дополнительная:
1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития (Пер. с англ.). - М., 2000.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание (Пер. с англ.). - М., 1986.
3. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968.
4. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. - М., 2003.
5. Зинченко В.П., Моргунов Е.В. Человек развивающийся. – М., 1995.
6. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. (Пер. с фр.). - М., 1991.
7. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1982.
8. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия /Под ред. В.С. Мухиной. - М., 1991.
9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2000.
10. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. - М., 2001, 686 с.
11. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Педагогическое общество России,2000.-443 с.
12. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология: Учебное пособие. - М :Гардарики,2003.-431 с.
13. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для вузов.- М.: Академия,2000.-181с.
14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994.
15. Познавательные процессы и способности в обучении./Под ред. В.Д. Шадрикова. - М., 1990.
16. Психологическая служба школы./Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1995.
17. Прихожан А.Н., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М., 1990.
18. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. /Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990.
19. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия./Сост. К.В. Сельченок. - Мн., 2000.
21. Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. - М., 1995.
22. Психология детства: Учебник/ Под ред. А. А. Реана.-СПб.: Прайм- Еврознак, 2003.- 350 с.
23. Психология индивидуальных различий. Тексты. /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М., 1982.
24. Психология развития: Учебник для вузов/[Т. М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова и др.]; Под ред. Т. Д. Марцинковской.-М.:Академия,2001.-349 с.
25. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности (Пер. с нем.). - М., 1994.
26. Словарь персоналий. Психологи от А до Я. - М., 1997.
27. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими (Пер. с англ.). - М., 1993.
28. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту /Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1987.
29. Формирование личности старшеклассника./Под ред. И.В. Дубровиной. - М.. 1989.
30. Хрестоматия по детской психологии./Под ред. Г.В. Бурменской. - М., 2003.
31. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк; [Под ред. Д. И. Фельдштейна].-2-е изд., испр.-М.:МПСИ,2003.-398 с.
32. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М., 1994.
33. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. - М., 1996.
34. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.
35. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис (Пер. с англ.). - М., 1996.
Литература по педагогике
1. Подласый И.П.Педагогика. Новый курс. В 2-х частях. Часть 2. Учебник для ВУЗов. ГРИФ МО РФ Год: 2006
2. Сластенин В.А.Педагогика профессионального образования. Учебное пособие Год: 2004
3. Гогоберидзе А.Г.Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Гриф УМО МО РФ Год: 2013
4. Мардахаев Л.В.Социальная педагогика. Учебник для бакалавров. Гриф УМО Год: 2013
5. Лысова Н.Ф. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена. Учебное пособие Год: 2010
6. Загвязинский Владимир Ильич Теории обучения и воспитания. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. Гриф УМО вузов России Год: 2013
7. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада Год: 2012
8. Сигида Е.А. Содержание и методика социальной работы. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Социальная работа". Гриф УМО вузов России Год: 2013
9. Капранова В.А.История педагогики. Учебное пособие. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник" Год: 2014
10. Бережнова Л. Н. Этнопедагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. Гриф УМО МО РФ Год: 2013
11. Джуринский А.Н. История педагогики и образования Год: 2010
12. Осмоловская И.М. Дидактика. Учебное пособие Год: 2008
13. Шашенкова Е. Психолого-педагогический практикум (учебно-методическое пособие) Год: 2010
14. Галагузова Минненур Социально-педагогические задачи Год: 2008
15. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение Год: 2010
16. Пискунов А.И.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века. Гриф УМО ВУЗов России Год: 2009
17. Сальникова Педагогические технологии. Учебное пособие Год: 2010
18. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания. Учебное пособие Год: 2008
19. Недвецкая М.Н. Нормативно-правовые основы педагогической деятельности: настольная книга педагога Год 2009
20. Грохольская О.Г. Введение в профессиональную деятельность Год: 2011
21. Панфилова А.П.Взаимодействие участников образовательного процесса. Учебник для бакалавров (+ CD-ROM) Год: 2014
22. Супрунова Людмила Леонидовна Поликультурное образование. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. Гриф УМО вузов России Год: 2013
23. Морева Основы педагогического мастерства. Практикум. Учебное пособие для ВУЗов Год: 2006
24. Нездемковская Г.В. Этнопедагогика Год: 2011
25. Басов Н.Ф.Социальный педагог: введение в профессию. Учебное пособие Год: 2007
26. Василькова Т.А.Основы андрагогики Год: 2013
27. Хозиев В.Б.Психолого-педагогическое содействие развитию личности подростка. Учебно-методическое пособие для учителей, родителей и школьных психологов Год: 2009
28. Федоров В.А.Педагогические технологии управления качеством профессионального образования. Гриф МО РФ Год: 2008
29. Ассуирова Лариса Владимировна Педагогическая риторика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования Год: 2013
30. Ольшанская Н.А.Техника педагогического общения. Практикум для учителей и классных руководителей Год: 2007
31. Джуринский А.Н.История педагогики и образования. Учебник для бакалавров. Гриф МО Год: 2014
32. Якушева Светлана Дмитриевна Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития. Учебное пособие Год: 2014
Корректировка КТП
№ п/п |
Обоснование (Приказ от ____№____) |
Содержание изменений |
Учитель (ФИО, подпись) |
Зам.дир. по УВР (ФИО, подпись) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.