Семлево, 2023
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности школьного лесничества «Зелёная волна» разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 года № 1726-р);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14); - Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (№ 996-р от
29.05.15);
- Устава МБОУ Семлевской СОШ №1
Направленность (профиль) программы— естественнонаучная
Преемственность с другими образовательными областями, на различных образовательных ступенях: программа «Зелёная волна» позволяет расширить и углубить содержание отдельных предметов естественнонаучного цикла общеобразовательной школы, создает условия для формирования практических умений и навыков природоохранной деятельности. Содержание программы предусматривает освоение основ проектно-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом/исследованием обучающиеся знакомятся с методами проведения научных исследований, приобретают опыт публичного выступления.
Актуальность: Экологическая ситуация в современном мире такова, что невозможно оставаться равнодушным созерцателем ее дальнейшего развития. Действительность требует воспитания у молодых людей активной позиции по отношению к проблемам окружающей среды и экологической компетентности. Министерством образования и Министерством природы России признано, что одной из перспективных форм экологического воспитания детей являются школьные лесничества (Приказ Федеральной службы Лесного хозяйства России от 08.04.96 №59). С начала 2000-х годов началось возрождение движения школьных лесничеств России.
Актуальность их развития определяется тем, что школьные лесничества:
выполняют существенную образовательную функцию, в том числе вносят вклад в становление личности благодаря приобщению подрастающего поколения к трудовой и природоохранной деятельности;
участвуют в решении вопросов благоустройства и озеленения населенных пунктов;
решают проблему профессиональной ориентации обучающихся.
Новизна данной общеобразовательной программы опирается на понимание приоритетности в реализации комплексного подхода к освоению обучающимися методологии и методики биоэкологического эксперимента – от теоретических умений по лесоведению (постановка цели и задач исследования, подбор и анализ научной литературы по теме, выбор методов и объектов исследования) до узкопрактических навыков (оформление исследовательских работ, проектов, статистическая обработка данных, построение диаграмм, участия ребят в экологических акциях, конференциях, слётах, семинарах, муниципального, регионального уровней).
Отличительная особенность программы: данная программа учитывает региональный компонент. По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебнотворческую деятельность через личностное познание родного края – экскурсии, походы, экспедиции, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов, научно-исследовательских работ.
Педагогическая целесообразность реализация программы «Зелёная волна» позволит не только полезно занять время обучающихся, но и пробудить интерес к проблемам леса. В реализации программы используется большое количество наглядности. Запланированы экскурсии, что позволит приобщить обучающихся к полезному труду в рамках природоохранной деятельности. Сформировать практические умения, приобрести теоретические знания всё это является хорошей мотивационной основой для обучения предметам естественнонаучного цикла, дальнейших исследований подобного плана, а также профессиональной ориентации обучающихся.
Освоение программы является важным звеном в подготовке подрастающего поколения к труду, воспитании бережного отношения к природе, формировании у учащихся навыков правильного природопользования, а также получении подрастающим поколением профессиональных знаний, опыта в области лесоводческой деятельности. Данный курс позволяет формировать экологическую культуру, помогает ощутить взаимосвязь природы и человека, способствует возникновению гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.
Работа по данной образовательной программе ведется на основе индивидуальных и групповых технологий, предполагая организацию совместных действий, коммуникацию, общение. При этом используются передовые педагогические технологии и активные и интерактивные средства обучения (интеллектуальные марафоны, репортажи, ролевые и деловые игры, игры-путешествия, конференции, экологические выставки, олимпиады и др.)В содержание предусмотрены научноисследовательская и практическая деятельность учащихся на местном материале своего города и края и междисциплинарность, предполагающая логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, лесоведения, экологии, геоботаники, географии, химии, дендрологии, почвоведения, информатики.
Адресат программы: программа рассчитана для детей 11-17 лет, проявляющих повышенный интерес к изучению предметов естественнонаучного цикла, высокомотивированных на получение навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности. Поскольку именно в этом возрасте начинается осознанное формирование личности ребенка, дети могут осваивать теоретические и практические знания, умения, навыки, связанные с природоохранной деятельностью движения школьных лесничеств. В группе предполагается до 15 человек, набор свободный, состав постоянный.
Форма обучения – очная с применением дистанционных технологий.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 3 года обучения. Режим занятий: недельная нагрузка – 3 часа для каждого из трех курсов обучающихся, 34 недели, итого 102 часа Уровень освоения программы – базовый.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у обучающихся лесоэкологической культуры, изучение и реализация основ лесоприродоохранной деятельности, воспитание у учащихся экологически и экономически обоснованного, социально-активного отношения к природе, вовлечение детей в практическую природоохранную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
• Закреплять и развивать системы понятий по лесоведению, законы и закономерности, природоохранные умения и навыки.
• Формировать и развивать умения планирования и организации экспериментальных исследований, практические умения по экспериментальной работе.
Развивающие:
• Развивать умения системного анализа, вероятностного мышления и прогнозирования результатов эксперимента.
Воспитательные:
• Воспитывать у обучающихся сознательную ответственность за установление гармоничного взаимодействия между природой и обществом, за реализацию себя как личности и индивидуальности.
• Формирование профессиональной ориентации школьников.
Осуществляется работа по направлениям:
Природоохранная деятельность:
§ Охрана лесов от пожаров (патрулирование).
§ Проведение природоохранных рейдов, опросов населения.
§ Установка аншлагов, развешивание плакатов, листовок, кормушек, скворечников, создание презентаций, видеофильмов.
Лесохозяйственная деятельность:
§ Уход за лесными культурами.
§ Сбор лесных семян.
§ Сбор лекарственного сырья.
§ Изготовление кормушек, скворечников.
§ Работа в теплицах лесничества.
Эколого-просветительская деятельность:
§ Изготовление средств наглядной агитации (аншлагов, плакатов, листовок, видеофильмов, презентаций и т.д.).
§ Проведение экологических форумов, конференций, семинаров, игр, викторин, вечеров, встреч с работниками лесного хозяйства.
Учебно-исследовательская деятельность:
§ Теоретические занятия.
§ Проведение исследовательских работ.
§ Экологических проектов Организационная деятельность:
§ Составление плана работы школьного лесничества на следующий учебный год.
§ Оформление отчетов, документов о работе школьного лесничества.
Формы организации образовательного процесса:
традиционные занятия; практические занятия конкурсы; консультативная работа, разработка и защита проекта; выставки; экскурсии; акции; викторины; встреча с интересными людьми; круглый стол; лабораторное занятие; наблюдение; поход; мастерская; консультация; презентация; научнопрактическая конференция. Основной формой организации учебного процесса является практические занятия.
Доступность программы для детей с ОВЗ и детей инвалидов.
Так изучение окружающего мира, мира природы, понимание экологических проблем, способствуют развитию внимания, физическому укреплению здоровья (при совершении экскурсий, прогулок в парк, лес), интеллектуальному развитию, а это в свою очередь, влияет на формирование и становление личности ребёнка.
Дети с ОВЗ осваивают правила экологического восприятия окружающего мира, правила поведения в природе, что в дальнейшем может помочь в выборе профессии для детей с ограниченными возможностями с сохранным интеллектом.
Психологическому комфорту, развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации детей с ОВЗ содействует организованная в школьном лесничестве досуговая деятельность. Здесь для детей с ограниченными возможностями проводятся праздники, выставки, онлайнконкурсы. Все это способствует социализации, развитию и самоутверждению детей с ОВЗ среди сверстников.
Учебно-позновательные экскурсии, экологическая тропа, путешествия, участие в массовых мероприятиях должно рассматриваться как обязательный элемент подготовки экологов, биологов, натуралистов. Основная задача этих мероприятий – отработка практических навыков, приобретение опыта экологической работы, повышение физической подготовленности. Успех проведения экологобиологических мероприятий, участие в трудовых десантах во многом зависит от того, насколько оно подготовлено. Подготовка ведется постепенно на протяжении всего учебного года, с учетом навыков, приобретенных в ходе изучения программных вопросов.
Доступность программы для детей, проявивших выдающиеся способности содержание программы даёт возможность использовать индивидуальный подход к детям, проявляющим выдающиеся способности, использовать в процессе обучения профессиональные инструменты и материалы. Для данных детей создаются условия для участия конкурсах различного уровня.
Доступность программы для детей, проживающих в сельской местности и на труднодоступных и отдаленных территориях
Программа реализуется в сельской местности. При реализации программы используются дистанционные технологии, что позволяет обучаться по программе детям, проживающим в сельской местности и на труднодоступных территориях.
Доступность программы для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации реализация программы предусматривает использование доступных технологий, которые позволяют без лишних затрат реализовать творческий потенциал учащегося. Спонсорская помощь Вяземского лесничества
Использование современных образовательных технологий в процессе реализации программы используются следующие педагогические технологии: здоровьесберегающая, игровая, проектная, ИКТ, личностно-ориентированная, а также индивидуальный подход в обучении детей, проявляющих выдающиеся способности, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Использование дистанционных образовательных технологий занятия определённой части тем учебного плана программы разработаны для дистанционного обучения учащихся Используемые интернет – ресурсы при организации работы в школьном лесничестве
1) программа ШЛ на сайте
2) социальный проект в рамках партнёрства с лесничеством
видео Работа школьного лесничества
https://yandex.ru/video/preview?text=%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%20%D1%88%D0 %BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0
%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%9
1%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B0&path=wizard&parent-
reqid=1602615082229954-635702134227689838200107-production-app-host-man-web-yp-
122&wiz_type=vital&filmId=1903850463171766741 практические занятия https://www.activestudy.info/prakticheskie-zanyatiya-v-shkolnyx-lesnichestvax/ практикум по охране муравейников https://www.activestudy.info/rekomendacii-po-oxrane-i-rasseleniyumuravejnikov-v-shkolnyx-lesnichestvax/
Рекомендации по охране животных в школьных лесничествах Источник: https://www.activestudy.info/rekomendacii-po-oxrane-zhivotnyx-v-shkolnyx-lesnichestvax/ Методика формирования у учащихся знаний по лесоводству в школьных лесничествах Источник: https://www.activestudy.info/metodika-formirovaniya-u-uchashhixsya-znanij-po-lesovodstvu-v-shkolnyxlesnichestvax/ Связь школьных лесничеств с курсом биологии и другими общеобразовательными предметами Источник: https://www.activestudy.info/svyaz-shkolnyx-lesnichestv-s-kursom-biologii-i-drugimi-obshheobrazovatelnymipredmetami/
Лес и водные ресурсы Источник: https://www.activestudy.info/les-i-vodnye-resursy/
Лес и земельные ресурсы Источник: https://www.activestudy.info/les-i-zemelnye-resursy/
Лес и животный мир Источник: https://www.activestudy.info/les-i-zhivotnyj-mir/
Лес и отдых Источник: https://www.activestudy.info/les-i-otdyx/
Охрана лесных ресурсов Источник: https://www.activestudy.info/oxrana-lesnyx-resursov/
Планируемые результаты
В процессе реализации программы создаются условия для формирования универсальных учебных действий.
Предметные:
- углубление знаний обучающихся, повышение их интереса к изучению естественнонаучных дисциплин,
- овладение теоретическими и прикладными знаниями в области экологии и биологии.
Личностные:
- сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия:
- усовершенствование навыков работы с информацией; приобретение опыта проектной деятельности.
Регулятивные:
умение ставить цель, определять задачи, соотносить поставленную цель и условия ее достижения;
- планировать действия в соответствии с собственными возможностями; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Познавательные:
умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
умение добывать, перерабатывать и представлять информацию.
Коммуникативные:
умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Показателями результативности освоения программы служит совокупность знаний, умений и навыков, которыми должны обладать обучающиеся по завершении изучения программного курса.
Тематическое планирование
Учебный план занятий
1-й год обучения
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов всего |
Теория |
Количество практических работ |
Формы аттестации /контроля |
1. |
Введение |
1 |
1 |
0 |
|
2. |
Лес и его структура |
28 |
16 |
12 |
|
3. |
Лес как часть биосферы |
24 |
16 |
8 |
|
4. |
Экология леса |
10 |
4 |
6 |
|
5. |
Лесопользование |
39 |
20 |
19 |
|
6. |
ИТОГО |
102 |
|
45 |
|
Календарно-тематическое планирование 1 год обучения ШЛ «Зелёная волна»
№ |
Дата |
Тема |
1. |
2.09 |
Введение. Игра «Лес – источник чудес» |
Лес и его структура |
||
2. |
4.09 |
Понятие о лесе. Характерные черты леса. |
3. |
6.09 |
Компоненты леса |
4. |
9.09 |
Экскурсия в Вяземское лесничество |
5. |
11.09 |
Практическая работа «Описание компонентов леса» |
6. |
13.09. |
Практическая работа «Изучение компонентов леса на покрытых и непокрытых лесом землях (под пологом леса, вырубках, гарях)» |
7. |
16.09 |
Акция «Чистый лес» |
8. |
18.09 |
Практическая работа «Зеркало природы. Поделки из природного материала своими руками» |
9. |
20.09 |
Основы фитоценологии: ярусность, жизненность, обилие, внешний вид |
10. |
23.09 |
Лес как растительное сообщество. Растения елового леса |
11. |
25.09 |
Практическая работа «Описание фитоценоза Елового леса» |
12. |
27.09 |
Лес как растительное сообщество. Растения соснового леса |
13. |
30.09 |
Практическая работа «Описание фитоценоза соснового леса» |
14. |
2.10 |
Лес как растительное сообщество. Растения лиственного леса |
15. |
3.10 |
Практическая работа «Описание фитоценоза березовой рощи» |
16. |
7.10 |
Луг как растительное сообщество. Растения луга |
17. |
9.10 |
Практическая работа «Правила сбора и монтировки гербария». |
18. |
11.10 |
Сорные растения нашей местности |
19. |
14.10 |
Практическая работа «Сбор и монтировка гербария». |
20. |
16.10 |
Лекарственные растения нашей местности |
21. |
18.10 |
Практическая работа«Сбор и монтировка гербария». |
22. |
21.10 |
Практическая работа «Поэзия природы. Поделки из гербарного материала своими руками» |
23. |
23.10 |
Основные лесообразующие хвойные породы Сибири. |
24. |
25.10 |
Практическая работа «Определение семян хвойных растений. Правила сбора шишек» |
25. |
28.10 |
Основные лесообразующие породы |
26. |
6.11 |
Древесные породы в насаждениях в подлеске |
27. |
8.11 |
Животные нашего леса |
28. |
13.11 |
Практическая работа «Столовая для пернатых друзей» |
29. |
15.11 |
Акция развешивания кормушек «Синичкин день» |
ЛЕС КАК ЧАСТЬ БИОСФЕРЫ |
||
30. |
18.11 |
Краткий исторический очерк об экологии. Экологические факторы и их значение в жизни леса |
31. |
20.11 |
Лес и климат. Лес и тепло. |
32. |
22.11 |
Лес и свет. |
33. |
25.11 |
Лес и влага. |
34. |
27.11 |
Лес и атмосферный воздух. Лес и ветер |
35. |
29.11 |
Практическая работа «Метеорологические наблюдения в лесу» |
36. |
2.12 |
Лес и почва |
37. |
4.12 |
Практическая работа «Определение типа почвы мокрым методом Качинского» |
38. |
6.12 |
Практическая работа «Листовка в защиту леса» |
39. |
9.12 |
Лес и насекомые. Насекомые "краснокнижники". |
40. |
11.12 |
Представители наиболее опасных вредителей леса. Вредители молодняков. |
41. |
13.12 |
Практическая работа «Вредители молодняков». |
42. |
16.12 |
Представители наиболее опасных вредителей леса. Стволовые вредители. Методы борьбы. |
43. |
18.12 |
Практическая работа «Стволовые вредители». |
44. |
20.12 |
Представители наиболее опасных вредителей леса. Хвое- и листогрызущие вредители. Методы борьбы. |
45. |
23.12 |
Практическая работа «Хвое- и листогрызущие вредители» |
46. |
25.12 |
Практическая работа «Анализ повреждений растений разными группами насекомых (минёрами, галлообразователями, грызущими, сосущими, трубковёртами и др.)» |
47. |
27.12 |
Лес и фауна. Красная книга Смоленской области. |
48. |
|
Лесные звери (Класс млекопитающие) |
49. |
|
Лесные птицы (Класс птицы) |
50. |
|
Практическая работа «Определение видов животных по следам» |
51. |
|
Определение птиц (до отряда, семейства и вида) по строению гнезда |
52. |
|
Грибы . Правила сбора грибов и ягод. |
Экология леса |
||
53. |
|
Глобальные экологические проблемы человечества. Региональные экологические проблемы. |
54. |
|
Лес и вода. Естественные водоемы. Качество воды. |
55. |
|
Методы изучения водных экосистем. |
56. |
|
Практическая работа Определение физических свойств воды в реке». (Морфометрические показатели водоёма: промеры глубин, определение скорости течения реки. Определение физических свойств воды: температура, прозрачность, цветность, запах) |
57. |
|
Практическая работа «Определение водородного показателя (pH) воды водоемов, сточных вод дождя, талой воды» |
58. |
|
Практическая работа «Определение общей жесткости образцов воды из водопровода (холодного и горячего водоснабжения), родника, колодца, реки (озера), минеральной воды, талой воды (от снега из парка и с проезжей части дорог) и т.д.» |
59. |
|
Практическая работа «Определение минерального состава природных вод (общая жесткость |
60. |
|
Практическая работа «Оценка загрязненности воды нефтепродуктами и органическими соединениями (визуальная, органолептическая, по окислению экстрактов серной кислотой)» |
61. |
|
Лес и воздух. Практическая работа «Определение экологического состояния воздуха по биоиндикаторам», |
62. |
|
Практическая работа «Измерение выпадения загрязняющих веществ из воздуха, определение их качественного состава с помощью микроскопа». |
ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ |
||
63. |
|
Таксация леса. Древостой: состав, форма, возраст. |
64. |
|
Таксация леса. Древостой: бонитет, полнота, густота, запас. |
65. |
|
Лесотаксационные приборы и инструменты |
66. |
|
Практическая работа «Правила работы полнотомером» |
67. |
|
Практическая работа «Измерение длины линии на местности рулеткой (мерной лентой)» |
68. |
|
Практическая работа «Измерение диаметра ствола растущего дерева на высоте груди мерной вилкой». |
69. |
|
Практическая работа «Определите формулы состава насаждений» |
70. |
|
Рекреационное природопользование Древесные и кустарниковые породы для искусственных лесных насаждений и озеленения населенных мест |
71. |
|
Проведение декоративных посадок. Уход за посадками. |
72. |
|
21 марта – день леса. Экологическая игра «Лес – наш друг» |
73. |
|
Практическая работа «Дом для пернатых друзей» |
74. |
|
Акция «Пернатый новосел» |
75. |
|
Практическая работа «Правила посева растений» |
76. |
|
Лесная селекция |
77. |
|
Первоцветы |
78. |
|
Практическая работа «Выпуск листовок, газет, аншлагов по защите редких растений» |
79. |
|
Лесовосстановление. Естественное и искусственное возобновление лесов |
80. |
|
Лимитирующие факторы лесовозобнавления (засушливость, урожай семя). |
81. |
|
Лесосеменное дело и лесопитомники. |
82. |
|
Побочное пользование лесами. Виды лесного промысла (семена, ягоды, грибы, лектехсырье, охота, подсочка). |
83. |
|
Приоритетность использования, интенсивность ведения хозяйства, эффективность и организация пользования. |
84. |
|
Теоретические основы туризма. Техника безопасности во время похода, оказание первой помощи в полевых условиях. |
85. |
|
Практическая работа «Оказание первой помощи в полевых условиях». |
86. |
|
Экскурсия «Весенние явления в жизни леса» |
87. |
|
Лес и пожары. Лесная пирология. |
88. |
|
Виды лесных пожаров |
89. |
|
Противопожарная профилактика в лесах. |
90. |
|
Способы тушения природных пожаров. |
91. |
|
Экскурсия в пожарную часть |
92. |
|
Практическая работа «Анализ горимости территории лесничества». |
93. |
|
Практическая работа «Борьба с лесными пожарами» |
94. |
|
Практическая работа «Чем я могу помочь ? Создание листовок и буклетов против пожаров в лесу» |
95. |
|
Практическая работа «Оценка состояния покрытий дорожек и площадок, состояния малых архитектурных форм» |
96. |
|
Практическая работа «Оценка состояния газонов и цветников. |
97. |
|
Практическая работа «Исследование признаков деградации (изменение видового состава травяного покрова, исчезновение подроста древесных пород, количество больных и механически поврежденных деревьев)» |
98. |
|
Практическая работа «Планирование мест отдыха в лесу (предупредительные мероприятия по возникновению пожаров)» |
99. |
|
Практическая работа «Разработка маршрутов наземного патрулирования» |
100 |
|
Практическая работа «Картирование крупных муравейников. Расселение муравейников» |
101 |
|
Правила посадки растений, работа с посадочным инструментом Акция «Посади дерево» |
102 |
|
Практическая работа «Красивая клумба» |
Календарно-тематическое планирование 2 год обучения
Тематический план занятий 2-й год обучения
|
Тема |
Количество часов |
Количество практических работ |
1. |
Введение |
2 |
0 |
2. |
Лес и его структура |
14 |
8 |
3. |
Учение о типах леса |
8 |
5 |
4. |
Лес и климат |
11 |
6 |
5. |
Почвоведение |
8 |
4 |
6. |
Лесоводство |
27 |
10 |
7. |
Лесопользование |
32 |
15 |
8. |
ИТОГО |
102 |
55 |
Календарно-тематическое планирование 2 год обучения ШЛ «Зелёная волна»
№ |
дата |
Тема |
1. |
2.09 |
Введение. Экскурсия Лес – наше богатство. |
2. |
4.09 |
Игра «Лесные Робинзоны» |
ЛЕС И ЕГО СТРУКТУРА |
||
3. |
9.09 |
Морфология леса. Понятие о лесе. Характерные черты леса. Компоненты леса. |
4. |
11.09 |
Тип леса |
5. |
13.09. |
Таксационные показатели насаждений |
6. |
16.09 |
Современные проблемы лесоведения (прогнозирование динамики лесов, конкуренция, биоразнообразие, эталонные леса) |
7. |
18.09 |
Акция «Чистый лес» |
8. |
20.09 |
Практическая работа «Зеркало природы. Поделки из природного материала своими руками» |
9. |
23.09 |
Лес как растительное сообщество |
10. |
25.09 |
Представители семейства сосновые |
11. |
27.09 |
Представители семейства березовые, ивовые, |
12. |
30.09 |
Практическая работа «Правила фенологических наблюдений за древесными и кустарниковыми растениями леса» |
13. |
2.10 |
Практическая работа «Краткая характеристика растений елового леса» |
14. |
3.10 |
Практическая работа «Краткая характеристика растений соснового леса» |
15. |
7.10 |
Практическая работа «Краткая характеристика растений лиственного леса» |
16. |
9.10 |
Практическая работа «Краткая характеристика растений луговых трав» |
17. |
11.10 |
Практическая работа «Оценка урожайности растений луга» |
18. |
14.10 |
Практическая работа «Оценка урожайности лекарственных растений» |
19. |
16.10 |
Практическая работа «Определение запаса лекарственных растений» |
Учение о типах леса |
||
20. |
21.10 |
Типология В.Н. Сукачева. Генетическая классификация типов леса |
21. |
23.10 |
Типы сосновых , лиственничных, березовых лесов |
22. |
25.10 |
Практическая работа «Изучение насаждений различных типов леса . |
23. |
28.10 |
Методика изучения насаждений различных типов леса и процессов лесовозобновления в них. |
24. |
6.11 |
Практическая работа «Определение интенсивности естественного возобновления леса (сосна)» |
25. |
8.11 |
Практическая работа «Изучение и процессов лесовозобновления в различных типах леса» |
26. |
13.11 |
Животные нашего леса |
27. |
15.11 |
Практическая работа «Столовая для пернатых друзей» |
28. |
18.11 |
Акция развешивания кормушек «Синичкин день» |
ЛЕС И КЛИМАТ |
||
29. |
22.11 |
Лес и климат. Солнечная радиация |
30. |
25.11 |
Лес и климат. Тепловой режим |
31. |
27.11 |
Практическая работа «Изучение динамики изменения температуры воздуха, в районе проживания за выбранный период времени (сутки, месяц, декада, год)». |
32. |
29.11 |
Практическая работа «Изучение динамики изменения температуры почвы, в районе проживания за выбранный период времени (сутки, месяц, декада, год)». |
33. |
2.12 |
Влияние растительного покрова на влажность воздуха. Типы осадков |
34. |
4.12 |
Практическая работа «Изучение динамики изменения влажности воздуха, в районе проживания за выбранный период времени (сутки, месяц, декада, год)». |
35. |
6.12 |
Влияние растительного покрова на влажность воздуха. Облака. Ветер. |
36. |
9.12 |
Особо опасные метеорологические явления и лес |
37. |
11.12 |
Практическая работа «Наблюдение за облачностью. Описание основных форм облаков». |
38. |
13.12 |
Практическая работа «Составление краткосрочного прогноза для своего населенного пункта, используя данные метеорологических элементов». |
39. |
16.12 |
Практическая работа «Изменение климата во времени в городе. Особенности климата вашего района» |
ПОЧВОВЕДЕНИЕ |
||
40. |
20.12 |
Минералогия. Типы минералов |
41. |
23.12 |
Строение почвы |
42. |
25.12 |
Структура и структурность почвы. Сложение почвы |
43. |
27.12 |
Механический (гранулометрический) состав почвы |
44. |
|
Практическая работа «Диагностика почв по механическому (гранулометрическому) составу» |
45. |
|
Правила взятия почвенных образцов и монолитов |
46. |
|
Практическая работа «Техника заложения почвенного разреза» |
47. |
|
Практическая работа «Описание почвы» |
ЛЕСОВОДСТВО |
||
48. |
|
Значение леса и лесоводства. Предмет, цели и задачи лесоводства |
49. |
|
Лесоустройство (наука обустройства лесов, объекты лесоустройства, структура пользования лесом). |
50. |
|
Лесные питомники (назначение лесных питомников и их обустройство, виды лесных питомников, севообороты, расчет площади и пр.). |
51. |
|
Таксация леса |
52. |
|
Лесотаксационные приборы и инструменты |
53. |
|
Отвод и таксация лесосек |
54. |
|
Таксация лесосек при учете отпускаемого леса по площади. Сплошной, ленточный перечет. |
55. |
|
Материальная оценка лесосек |
56. |
|
Практическая работа «Настройка мерной вилки для перечёта растущих деревьев по ступеням толщины». |
57. |
|
Практическая работа «Определение формулы состава насаждений» |
58. |
|
Практическая работа «Определение класса бонитета» |
59. |
|
Практическая работа «Определение относительной полноты соснового древостоя» |
60. |
|
Практическая работа «Признаки древостоя с точки зрения их состава (чистые, смешанные) и возраста (одновозрастные, разновозрастные, класс возраста)» |
61. |
|
Категории защитности лесов. Рубки леса. Основные положения. |
62. |
|
Системы рубок спелых и перестойных насаждений |
63. |
|
Особенности и экологические аспекты сплошных концентрировнных рубок |
64. |
|
Технологические схемы разработки лесосек и возобновление леса |
65. |
|
Лесовосстановительные процессы на вырубках и под пологом сосновых насаждений в условиях Сибири |
66. |
|
Рубки ухода за лесом. Цели, задачи, виды рубок ухода. |
67. |
|
Практическая работа «Реакция деревьев на изменение условий освещения и обосновать рекомендации для отбора деревьев в рубку. |
68. |
|
Практическая работа «Лесоводственные и экологические требования к технологическим процессам рубок ухода» |
69. |
|
Практическая работа «Особенности проведения группово-постепенных рубок: в горных, засушливых условиях, в светло- и темнохвойных древостоях». |
70. |
|
Практическая работа «Техника метода выращивания бессучковой сосны |
|
|
путем выщипывания почек. |
71. |
|
Практическая работа «Необходимые действия лесозаготовителей, способствующие повышению производительности лесов.» |
72. |
|
21 марта – день леса. Экологическая игра «Лес – наш друг» |
73. |
|
Практическая работа «Дом для пернатых друзей» |
74. |
|
Акция «Пернатый новосел» |
ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ |
||
75. |
|
Рекреационное природопользование |
76. |
|
Древесные и кустарниковые породы для искусственных лесных насаждений и озеленения населенных мест |
77. |
|
Уход за посадками |
78. |
|
Практическая работа «Анализ функционального зонирования территории объекта и её ландшафтный анализ». |
79. |
|
Практическая работа «Инвентаризационная оценка зеленых насаждений, расположенных на территории объекта». |
80. |
|
Практическая работа «Разработка рекомендаций по уходу за насаждениями. |
81. |
|
Практическая работа «Разработка санитарно-профилактических мероприятий на исследуемом объекте. |
82. |
|
Практическая работа «Разработка мероприятий по посадке деревьев и кустарников для привлечения животных и гнездования птиц. |
83. |
|
Естественное и искусственное возобновление леса |
84. |
|
Возбудители болезней древесных пород |
85. |
|
Разработка химических методов борьбы, основанных на использовании препаратов против насекомых и возбудителей болезней древесных пород. |
86. |
|
Экскурсия «Весенние явления в жизни леса» |
87. |
|
Лес и пожары. Лесная пирология. |
88. |
|
Виды лесных пожаров |
89. |
|
Противопожарная профилактика в лесах. |
90. |
|
Способы тушения природных пожаров. |
91. |
|
Экскурсия в пожарную часть |
92. |
|
Практическая работа «Анализ горимости территории школы и города». |
93. |
|
Практическая работа «Борьба с лесными пожарами» |
94. |
|
Практическая работа «Оказание первой помощи в полевых условиях». |
95. |
|
Практическая работа «Чем я могу помочь ? Создание листовок и буклетов против пожаров в лесу» |
96. |
|
Правила посадки растений, работа с посадочным инструментом |
97. |
|
Выращивание посадочного материала лесных культур в питомнике |
98. |
|
Органические и минеральные удобрения |
99. |
|
Практическая работа «Выращивание посадочного материала лесных культур в питомнике» |
100. |
|
Практическая работа «Разработка маршрутов наземного патрулирования» Акция «Посади дерево» |
101. |
|
Практическая работа «Картирование крупных муравейников. Расселение муравейников» |
102. |
|
Практическая работа «Красивая клумба» |
Тематический план занятий 3-й год обучения
|
Тема |
Количество часов |
Количество практических работ |
1. |
Введение |
1 |
0 |
2. |
Лес и человек |
4 |
1 |
3. |
Деревья – основа леса |
8 |
5 |
4. |
Растительный и животный мир |
13 |
6 |
5. |
Экологические и социальные услуги леса |
12 |
5 |
6. |
Лесовосстановление |
16 |
10 |
7. |
Экология |
10 |
5 |
8. |
Защитная санитарная безопасность в лесах |
15 |
6 |
9. |
Охрана |
0 |
11 |
10 |
ИТОГО |
102 |
49 |
Календарно-тематическое планирование 3 год обучения ШЛ «Зелёная волна»
№ |
Дата |
Тема |
1. |
2.09 |
Введение. Экскурсия Лес – наше богатство. |
ЛЕС И ЧЕЛОВЕК |
||
2. |
9.09 |
Леса мира и Российской Федерации . Характеристика лесного фонда Вяземского района |
3. |
11.09 |
Лес человеку: ценности и услуги |
4. |
13.09. |
Лесу нужен человек, или как эффективно вести лесное хозяйство |
5. |
16.09 |
Экскурсия в питомник Вяземского лесничества |
ДЕРЕВЬЯ – ОСНОВА ЛЕСА |
||
6. |
20.09 |
Структура роста и развития деревьев в лесу. Конкуренция между деревьями |
7. |
23.09 |
Практическая работа «Деревья как отличительная особенность леса» |
8. |
25.09 |
Практическая работа «Основные хвойные и лиственные лесообразующие породы» |
9. |
27.09 |
Практическая работа «Определение отличительных признаков древостоя |
10. |
30.09 |
Практическая работа «Наблюдения за сезонным развитием деревьев |
11. |
2.10 |
Особенности деревьев как ресурса леса |
12. |
3.10 |
Рубки ухода за лесом. Цели, задачи, виды рубок ухода. |
13. |
7.10 |
Практическая работа «Отбор деревьев в рубку ухода» |
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР |
||
14. |
11.10 |
Практическая работа «Лесная флора как растительный элемент леса» |
15. |
14.10 |
Практическая работа «Изучение видового разнообразия живого напочвенного покрова как элемента лесной флоры» |
16. |
16.10 |
Лесная флора как индикатор типов леса» |
17. |
21.10 |
Практическая работа «Изучение видового состава подлеска как элемента лесной флоры» |
18. |
23.10 |
Практическая работа «Изучение разнообразия лесной флоры на вырубках» |
19. |
25.10 |
Лесная фауна как индикатор леса |
20. |
28.10 |
Практическая работа «Изучение видового разнообразия птиц и их поведение в лесу и на лесных водоемах» |
21. |
6.11 |
Лес как среда обитания животных. Разнообразие видов животных, обитающих в лесах. |
22. |
8.11 |
Связь животных с элементами леса (гнезда, норы, кормовые угодья, убежища). Парфюмерия зверей. Роль запахов в жизни животных |
23. |
18.11 |
Насекомые "краснокнижники". |
24. |
22.11 |
Муравьи. Их роль и значение в природных процессах. Значение рыжих муравьев в лесном хозяйстве. |
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ЛЕСА |
||
25. |
27.11 |
Традиционное использование лесов |
26. |
29.11 |
Практическая работа «Традиционное использование лесов» |
27. |
2.12 |
Практическая работа «Найти и оборудовать безопасное для леса и человека место для бивака (стоянки) |
28. |
4.12 |
Социальные и экологические услуги леса |
29. |
6.12 |
Практическая работа «Лес в поэзии и живописи» |
30. |
9.12 |
Лес –дом |
31. |
11.12 |
Практическая работа «Столовая для пернатых друзей» |
32. |
13.12 |
Акция развешивания кормушек «Синичкин день» |
33. |
16.12 |
Лесная рекреация |
34. |
20.12 |
Практическая работа «Оценка рекреационной нагрузки на участок леса» |
35. |
23.12 |
Роль гражданского общества в поддержании экологических и социальных функций лесов |
36. |
25.12 |
Игра «Круглый стол: Лес и гражданское общество» |
ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ |
||
37. |
|
Мероприятия, обеспечивающие восстановление леса |
38. |
|
Практическая работа «Оценка урожая семян хвойных пород» |
39. |
|
Практическая работа «Оценка урожая желудей дуба» |
40. |
|
Выращивание посадочного материала в лесном питомнике |
41. |
|
Практическая работа «Определение всхожести семян хвойных пород» |
42. |
|
Практическая работа «Выращивание посадочного материала в лесном питомнике» |
43. |
|
Искусственное лесовосстановление: посадка лесных культур сеянцами, саженцами |
44. |
|
Практическая работа «Создание лесных культур» |
45. |
|
Естественное лесовосстановление: учет и оценка |
46. |
|
Практическая работа «УЧЕТ ПОДРОСТА ДРЕВЕСНЫХ ПОРОД ПОД ПОЛОГОМ ЛЕСА, НА ВЫРУБКАХ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБА ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЯ НА ВЫРУБКАХ» |
47. |
|
Лесная селекция |
48. |
|
Размножение сортового посадочного материала. Прививки |
49. |
|
Размножение сортового посадочного материала. Черенкование |
50. |
|
Практическая работа «Изучение изменчивости» |
51. |
|
Практическая работа «Проведение селекционной оценки деревьев» |
52. |
|
Практическая работа «Размножение селекционного материала» |
53. |
|
Практическая работа «Укоренение черенков» |
ЭКОЛОГИЯ |
||
54. |
|
Экологические проблемы России и нашего региона |
55. |
|
Классификация экологических факторов. Их влияние на организм. Основные среды жизни. |
56. |
|
Биологические ритмы. |
57. |
|
Практическая работа «Оценка экологического состояния водных объектов. |
58. |
|
Практическая работа «Оценка экологического состояния воздушной среды и почвы. |
59. |
|
Типы экосистем, их гомеостаз и динамика (сукцессии), продуктивность. Факторы, ограничивающие продуктивность экосистемы. |
60. |
|
Практическая работа «Изучение сукцессий. |
61. |
|
Воздействие человека на окружающую среду, ее загрязнение. |
62. |
|
Практическая работа «Выпуск листовок о проблемах леса» |
63. |
|
Практическая работа «Социологический опрос по экологическим проблемам села Семлево» |
ЗАЩИТНАЯ САНИТАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЛЕСАХ |
||
64. |
|
Какие знания нужны по теме «Защита леса и санитарная безопасность в лесах» |
65. |
|
Практическая работа «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ, ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЕРЕВЬЕВ И КАТЕГОРИИ ИХ СОСТОЯНИЯ» |
66. |
|
Насекомые вредители леса (хвое- и листогрызущие, стволовые и корневые) их развитие и размножение. Признаки массового размножения насекомых в лесу. |
67. |
|
Наиболее опасные моменты для леса |
68. |
|
Болезни деревьев и кустарников. Меры борьбы и профилактика. |
69. |
|
Работа в лесу по нахождению пораженных деревьев и кустарников. Определение насекомых вредителей леса, оформление коллекции. |
70. |
|
Практическая работа «Планирование и проведение учета хвое- и листогрызущих насекомых» |
71. |
|
Энтомофаги и хищники. Болезни насекомых и их применение в борьбе с вредителями леса |
72. |
|
Зачем считать насекомых в лесу |
73. |
|
Краткосрочный прогноз повреждения |
74. |
|
Что такое «здоровый» лес? |
75. |
|
Категория санитарного состояния дерева и древостоя |
76. |
|
21 марта – день леса. Экологическая игра «Лес – наш друг» |
77. |
|
Практическая работа «Дом для пернатых друзей» |
78. |
|
Акция «Пернатый новосел» |
79. |
|
Лесопатологическая таксация, понятие и методы |
80. |
|
Практическая работа «ЛЕСОПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ТАКСАЦИЯ И УЧЕТ СТВОЛОВЫХ ВРЕДИТЕЛЕЙ |
81. |
|
Насекомые-ксилофаги, их влияние на состояние леса, особенности учета и прогноза |
82. |
|
Какие знания нужны по теме «Защита леса и санитарная безопасность в лесах» |
ОХРАНА ЛЕСОВ |
||
83. |
|
Что горит в лесу |
84. |
|
Почему горит лес? |
85. |
|
Лесные пожары, профилактика и борьба с ними, региональная специфичность |
86. |
|
Практическая работа «Разведение костров» |
87. |
|
Мероприятия, предупреждающие лесные пожары |
88. |
|
Практическая работа «Работа с компасом» |
89. |
|
Действия людей при обнаружении пожара |
90. |
|
Практическая работа «Первичные меры ликвидации пожара в лесу |
91. |
|
Требования к безопасности людей при пожаре |
92. |
|
Практическая работа «Обучение учащихся обращаться с ранцевым огнетушителем» |
93. |
|
Практическая работа «Выезд в район затушенного лесного пожара для выяснения причин возникновения и изучения последствий. |
94. |
|
Законодательство об охране лесов. |
95. |
|
Практическая работа «Противопожарные мероприятия для населения. Разработка памяток и листовок» |
96. |
|
Выращивание посадочного материала лесных культур в питомнике |
97. |
|
Органические и минеральные удобрения |
98. |
|
Практическая работа «Выращивание посадочного материала лесных культур в питомнике». Акция «Посади дерево» |
99. |
|
Практическая работа «Картирование крупных муравейников. Расселение муравейников» |
100. |
|
Практическая работа «Красивая клумба» |
101. |
|
Практическая работа «Правила посадки деревьев» |
102. |
|
Обобщение. Итоги года. |
Этапы |
Показатели эффективности внедрения проекта |
||
учащиеся |
родители |
педагоги |
|
I этап |
Повышение уровня культуры общения учащихся. |
Удовлетворенность родителей обучением собственных детей и условиями их пребывания в школе. |
Наличие оптимальных условий для качественного проведения уроков. |
II этап |
Повышение положительной динамики познавательной активности. |
Повышение заинтересованности родителей в жизни школы. |
Позитивный опыт использования современных технологий. |
Ш этап |
Формирование практических навыков по лесоведению, лесоразведению. |
Удовлетворенность родителей участием собственных детей в школьном лесничестве. |
Повышение творческой активности педагогов и удовлетворенности совместным трудом с учащимися в школьном лесничестве. |
Учебно-методические обеспечение образовательной программы Плакаты и таблицы:
• экологический календарь;
• техника безопасности при сборе плодов и семян с растущих деревьев;
• виды зеленых насаждений;
• типы птичьих домиков;
•следы диких животных;
•птицы нашего леса;
• наиболее распространенные грибы (съедобные и ядовитые);
• охрана лесов от пожаров; • виды лесных пожаров; Образцы и коллекции:
• набор семян древесных и кустарниковых пород;
• образцы повреждений насекомыми и болезнями стволов, побегов, почек, листьев, хвои;
• гербарии основных лесообразующих пород;
• гербарии лекарственных растений;
• коллекции шишек основных лесообразующих пород; Инструменты и оборудование:
• для сбора гербария: гербарные папки, гербарные сетки, лупы; Измерительные приборы и инструменты:
•мерные ленты, рулетки, компасы, мерная вилка, высотомер.
Оргтехника:
• ноутбук;
•мультимедийный проектор;
Список рекомендуемой литературы
1. Алексеев А.С. Практикум по экологии. М.: АОМДЕ, 1996.-192с.
2. Боголюбов А.С. Методы геоботанических исследований. М.: 1996.- 145с.
3.Боголюбов А.С. Определители кустарников в осенне-зимний период. – М.: Вентана - Граф.
4. Боголюбов А.С. Определитель деревьев в весенне-летний период.
– М.: Вентана - Граф.
5. Бобров Р.В. Зеленый патруль. М.: Просвещение, 1984.- 167с.
6.Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2005.- 288с.
7.Иоганезов Б.Г., Городецкий Н.А. Сельская школа и охрана природы. М.: Просвещение, 1976.-139с.
8. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012)\
9. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно – экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы.-М.:5 за знания, 2005.-208с.
10. Мозолевская Е.Г., Соколова Э.С., Воронцова Н.А. Практикум по лесозащите. – М.: Академия, 2010.- 189с. 11. Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных учебных заведений и дополнительного образования, руководителей образовательных учреждений, специалистов органов управления образованием, специалистов лесного хозяйства, студентов педагогических вузов и колледжей, школьников/Составитель Каткова О.А.- Тюмень: ТОГИРРО, 2013. – 64 с. 13. Никонов М.В. Лесоводство. – М.: Лань, 2010. – 365с.
Интернет-ресурсы
1. http://www.wood.ru/ru/lg_2007_1708.html Первый лесопромышленный портал Лесная отрасль. Федеральные законы. Словарь терминов. Лесные пожары
2. http://www.edu.ru/ Лесное хозяйство Лесная Энциклопедия. Современные проблемы лесовыращивания.
3. http://www.forest.ru/ Все о российских лесах.
4. http://www.priroda.ru/lib/section.php?SECTION_ID=389 Природа России. Охрана лесов.
МОНИТОРИНГИ и ДИАГНОСТИКА
«Методика анализа мотивов деятельности» Н.В. Кузьминой, наблюдение, психолого-педагогический анализ занятий.
Показатели:
1.Умение и стремление получать знания.
2. Адекватная самооценка своих способностей.
3. Личная мотивация к реализации своих знаний в практической жизни.
4. Формирование способности к рефлексии. Были выявлены через анкетирование. Некоторые вопросы о занятиях в ШЛ:
1. Я стремлюсь изучать…
2. Я имею опыт и знаю…
3. Я с удовольствием иду на занятия, мне комфортно в ШЛ.
4. Я стремлюсь получать дополнительные знания по темам….
Ответы: безусловно так; почти так; это не так.
Выявлена мотивация обучающихся по уровням:
Высокий – в % Средний – в % Низкий – в %
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.