Рабочая программа составлена на два года для изучения в 10 и 11 классе, в 10 классе-34 часа, в 11 классе-34 часа. В 10 классе изучаются темы «Логика алгебраических задач», «Многочлены и полиномиальные алгебраические уравнения» и «Рациональные алгебраические уравнения и неравенства». В 11 классе изучаются темы « Рациональные алгебраические системы» и «Иррациональные алгебраические задачи».
Требования к уровню подготовки учащихся
Образовательные результаты
(планируемые результаты обучения)
Предметные знания. Алгебраические задачи: уравнения, неравенства с переменными, системы, совокупности. Множества решений. Следование и равносильность задач.
Общее понятие задачи с параметрами. Суждения существования и всеобщности, кванторы. Логические задачи с параметрами. Координатная интерпретация задач с параметрами.
Многочлены и действия над ними. Деление с остатком, алгоритмы деления. Теорема Безу. Разложимые многочлены. Кратные корни. Число корней многочлена. Система и теорема Виета.
Элементы перечислительной комбинаторики: перестановки, сочетания, размещения, перестановки с повторениями. Формула Ньютона для степени бинома. Треугольник Паскаля.
Многочлены низших степеней (от второй до четвертой). Поиск корней и разложений. Теоремы Виета для квадратичных и кубических многочленов (уравнений). Формула Кардано- Тарталья,
Рациональные и иррациональные уравнения и неравенства. Методы замены и разложения. Метод интервалов, Метод эквивалентных переходов. Метод сведения к системам. Метод оценок. Использование монотонности. Схемы решения задач с модулями. Неравенства с двумя переменными — координатная интерпретация. Метод областей.
Уравнения и системы с несколькими переменными. Основные методы решения рациональных алгебраических систем с двумя переменными: подстановка, исключение переменных, замена, разложение, использование симметричности и ограниченности, оценок и монотонности. Системы с тремя переменными — основные методы.
Алгебраические задачи с параметрами. Основные методы решения и исследования: аналитический и координатный (метод «Оха»).
История алгебры как науки о выражениях и уравнениях (Кардано, Виет, Декарт, Ферма, Эйлер и др.).
Предметные умения, которыми должны овладеть учащиеся по изучении данного курса:
- умение проводить логически грамотные преобразования выражений и эквивалентные преобразования алгебраических задач (уравнений, неравенств, систем, совокупностей);
- умение использовать основные методы при решении алгебраических задач с различными классами функций (рациональными и иррациональными алгебраическими), в том числе: методы замены, разложения, подстановки, эквивалентных преобразований, использования симметрии, однородности, оценок, монотонности;
- умение понимать и правильно интерпретировать задачи с параметрами, логические и кванторные задачи; умение применять изученные методы исследования и решения задач с параметрами: аналитический и координатный.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Часы учебного времени |
Плановые сроки прохождения тем |
Примечание |
1 |
Логика алгебраических задач |
9часов |
10класс |
|
2 |
Многочлены и полиномиальные алгебраические уравнения |
15часов |
10класс |
|
3 |
Рациональные алгебраические уравнения и неравенства. |
10часов |
10класс |
|
4 |
Рациональные алгебраические системы |
20часов |
11 класс |
|
5 |
Иррациональные алгебраические задачи |
14 часов |
11 класс |
|
Программа курса
Тема 1. Логика алгебраических задач
Элементарные алгебраические задача как предложения с переменными.
Множество решений задачи. Следование и равносильность (эквивалентность) задач.
Уравнения с переменными. Числовые неравенства и неравенства с переменной. Свойства числовых неравенств.
Сложные (составные) алгебраические задачи. Конъюнкция и дизъюнкция предложений. Системы и совокупности задач.
Алгебраические задачи с параметрами.
Логические задачи с параметрами. Задачи на следование и равносильность.
Интерпретация задач с параметрами на координатной плоскости.
Тема 2. Многочлены и полиномиальные алгебраические уравнения
Представление о целых рациональных алгебраических выражения. Многочлены над полями R,Q и над кольцом Z. Степень многочлена. Кольцо многочленов.
Делимость и деление многочленов с остатком. Алгоритмы деления с остатком.
Теорема Безу. Корни многочленов. Следствия из теоремы Безу: теоремы о делимости на двучлен и о числе корней многочленов. Кратные корни.
Полностью разложимые многочлены и система Виета. Общая теорема Виета.
Элементы перечислительной комбинаторики: перестановка, сочетания, размещения, перестановки с повторениями. Формула Ньютона для степени бинома. Треугольник Паскаля.
Квадратный трехчлен: линейная замена, график, корни, разложение, теорема Виета.
Квадратичные неравенств: метод интервалов и схема знаков квадратного трехчлена.
Кубические многочлены. Теорема о существовании корня у полинома нечетной степени. Угадывание корней и разложение.
Куб суммы/разности. Линейная замена и укороченное кубическое уравнение. Формула Кардано.
Графический анализ кубического уравнения х3+Ах=В. Неприводимый случай (три корня) и необходимость комплексных чисел.
Уравнения степени 4. Биквадратные уравнения. Представление о методе замены.
Линейная замена, основанная на симметрии.
Угадывание корней. Разложение. Метод неопределенных коэффициентов. Схема разложения Феррари.
Полиномиальные уравнения высших степеней. Понижение степени заменой и разложением. Теоремы о рациональных корнях многочленов с целыми коэффициентами.
Приемы установления иррациональности и рациональности чисел.
Тема 3. Рациональные алгебраические уравнения и неравенства.
Представление о рациональных алгебраических выражениях.
Симметрические, кососимметрические и возвратные многочлены и уравнения.
Дробно-рациональные алгебраические уравнения. Общая схема решения.
Метод замены при решении дробно-рациональных уравнений.
Дробно-рациональные алгебраические неравенства. Общая схема решения методом сведения к совокупностям систем.
Метод оценки. Использование монотонности. Метод замены при решении неравенств.
Неравенства с двумя переменными. Множества решений на координатной плоскости. Стандартные неравенства. Метод областей.
Тема 4. Рациональные алгебраические системы.
Уравнения с несколькими переменными. Рациональные уравнения с двумя переменными. Однородные уравнения с двумя переменными.
Рациональные алгебраические системы. Метод подстановки. Метод исключения переменной. Равносильные линейные преобразования систем.
Однородные системы уравнений с двумя переменными.
Замена переменных в системах уравнений.
Симметрические выражения от двух переменных. Теорема Варинга-Гаусса о представлении симметричных многочленов через элементарные. Рекуррентное представление сумм степеней через элементарные симметрические многочлены (от двух переменных).
Система Виета и симметрические системы с двумя переменными.
Метод разложения при решении систем уравнений.
Методы оценок и итераций при решении систем уравнений.
Оценка значений переменных.
Сведение уравнений к системам.
Системы с тремя переменными. Основные методы.
Системы Виеты с тремя переменными.
Тема 5. Иррациональные алгебраические задачи.
Представление об иррациональных алгебраических функциях. Понятие алгебраических и арифметических корней. Иррациональные алгебраические выражения и уравнения.
Уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной. Замена с ограничениями.
Неэквивалентные преобразования. Сущность проверки.
Метод эквивалентных преобразований уравнений с квадратными радикалами.
Сведение иррациональных и рациональных уравнений к системам.
Освобождение от кубических радикалов.
Метод оценки. Использование монотонности. Использование однородности.
Иррациональные алгебраические неравенства. Почему неравенства с радикалами сложнее уравнений.
Эквивалентные преобразования неравенств. Стандартные схемы освобождения от радикалов в неравенствах (сведение к системам и совокупностям систем).
«Дробно-иррациональные» неравенства. Сведение к совокупностям систем.
Теорема о промежуточном значении непрерывной функции. Определение промежутков знакопостоянства непрерывных функций. Метод интервалов при решении иррациональных неравенств.
Замена при решении иррациональных неравенств.
Использование монотонности и оценок при решении неравенств.
Уравнения с модулями. Раскрытие модулей – стандартные схемы. Метод интервалов при раскрытии модулей.
Неравенства с модулями. Простейшие неравенства. Схемы освобождения от модулей в неравенствах.
Эквивалентные замены разностей модулей в разложенных и дробных неравенствах («правило знаков»).
Иррациональные алгебраические системы. Основные проблемы.
Смешанные системы с двумя переменными.
Содержание курса
Тема 1. Логика алгебраических задач
Элементарные алгебраические задачи как предложения с переменными.
Множество решений задачи. Следование и равносильность (эквивалентность) задач.
Уравнения с переменными. Числовые неравенства и неравенства с переменной. Свойства числовых неравенств.
Сложные (составные) алгебраические задачи. Конъюнкция и дизъюнкция предложений. Системы и совокупности задач.
Алгебраические задачи с параметрами.
Логические задачи с параметрами. Задачи на следование и равносильность.
Интерпретация задач с параметрами на координатной плоскости.
Тема 2. Многочлены и полиномиальные
алгебраические уравнения
Представление о целых рациональных алгебраических выражениях. Многочлены над полями R, Q и над кольцом Т.. Степень многочлена. Кольца многочленов.
Делимость и деление многочленов с остатком. Алгоритмы деления с остатком.
Теорема Безу. Корни многочленов. Следствия из теоремы Безу: теоремы о делимости на двучлен и о числе корней многочленов. Кратные корни.
Полностью разложимые многочлены и система Виета. Общая теорема Виета.
Элементы перечислительной комбинаторики: перестановки, сочетания, размещения, перестановки с повторениями. Формула Ньютона для степени бинома. Треугольник Паскаля.
Квадратный трехчлен: линейная замена, график, корни, разложение,
теорема Виета.
Квадратичные неравенства: метод интервалов и схема знаков квадратного трехчлена.
Кубические многочлены. Теорема о существовании корня у полинома нечетной степени. Угадывание корней и разложение.
Куб суммы/разности. Линейная замена и укороченное кубическое уравнение. Формула Кардано.
Графический анализ кубического уравнения х3+Ах = В. Неприводимый случай (три корня) и необходимость комплексных чисел.
Уравнения степени 4. Биквадратные уравнения. Представление о методе замены.
Линейная замена, основанная на симметрии.
Угадывание корней. Разложение. Метод неопределенных коэффициентов. Схема разложения Феррари.
Полиномиальные уравнения высших степеней. Понижение степени заменой и разложением. Теоремы о рациональных корнях многочленов с целыми коэффициентами.
Приемы установления иррациональности и рациональности чисел.
Тема 3. Рациональные алгебраические уравнения и неравенства
Представление о рациональных алгебраических выражениях.
Симметрические, кососимметрические и возвратные многочлены и уравнения.
Дробно-рациональные алгебраические уравнения. Общая схема решения.
Метод замены при решении дробно-рациональных уравнений.
Дробно-рациональные алгебраические неравенства. Общая схема решения методом сведения к совокупностям систем.
Метод интервалов решения дробно-рациональных алгебраических неравенств.
Метод оценки. Использование монотонности. Метод замены при решении неравенств.
Неравенства с двумя переменными. Множества решений на координатной плоскости. Стандартные неравенства. Метод областей.
Тема 4. Рациональные алгебраические системы
Уравнения с несколькими переменными. Рациональные Уравнения с двумя переменными. Однородные уравнения с Двумя переменными.
Рациональные алгебраические системы. Метод подстановки. Метод исключения переменной. Равносильные линейные преобразования систем.
Однородные системы уравнений с двумя переменными,
Замена переменных в системах уравнений.
Симметрические выражения от двух переменных. Теорема Варинга—Гаусса о представлении симметрических многочленов через элементарные. Рекуррентное представление сумм степеней через элементарные симметрические многочлены (от двух переменных).
Системы Виета и симметрические системы с двумя переменными.
Метод разложения при решении систем уравнений.
Методы оценок и итераций при решении систем уравнений.
Оценка значений переменных.
Сведение уравнений к системам.
Системы с тремя переменными. Основные методы.
Системы Виета с тремя переменными.
Тема 5. Иррациональные алгебраические задачи
Представление об иррациональных алгебраических функциях. Понятия арифметических и алгебраических корней. Иррациональные алгебраические выражения и уравнения.
Уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной. Замена с ограничениями.
Неэквивалентные преобразования. Сущность проверки. Метод эквивалентных преобразований уравнений с квадратными радикалами.
Сведение иррациональных и рациональных уравнений к системам.
Освобождение от кубических радикалов. Метод оценки, Использование монотонности. Использование однородности.
Иррациональные алгебраические неравенства. Почему неравенства с радикалами сложнее уравнений.
Эквивалентные преобразования неравенств. Стандартные схемы освобождения от радикалов в неравенствах (сведение к системам и совокупностям систем).
«Дробно-иррациональные» неравенства. Сведение к совокупностям систем.
Теорема о промежуточном значении непрерывной функции. Определение промежутков знакопостоянства непрерывных функций. Метод интервалов при решении иррациональных неравенств.
Замена при решении иррациональных неравенств.
Использование монотонности и оценок при решении неравенств.
Уравнения с модулями. Раскрытие модулей — стандартные схемы. Метод интервалов при раскрытии модулей.
Неравенства с модулями. Простейшие неравенства. Схемы освобождения от модулей в неравенствах.
Эквивалентные замены разностей модулей в разложенных и дробных неравенствах («правило знаков»).
Иррациональные алгебраические системы. Основные приемы.
Смешанные системы с двумя переменными.
Поурочное планирование
элективного курса «Алгебра + : рациональные и иррациональные
алгебраические задачи» для 10 класса
Автор программы: Земляков А.Н.
Год издания:2007 Издательство: Москва. БИНОМ Лаборатория знаний
Количество учебных часов: 34
Учебно-методический комплект (далее – УМК):
Составляющие УМК |
Название |
Автор |
Год издания |
Издательство |
Учебник |
Алгебра + : рациональные и иррациональные алгебраические задачи |
А.Н.Земляков |
2006 |
Москва. БИНОМ Лаборатория знаний |
Рабочая тетрадь (на печатной основе) |
|
|
|
|
Тетрадь для контрольных работ (на печатной основе) |
|
|
|
|
Основной раздел поурочного планирования
№ урока |
Дата |
Тема урока |
Количество часов в теме |
Вид урока (форма проведения урока) |
Вид контроля |
Оборудование |
ИКТ-поддержка |
|||
Использование интернет-ресурсов, собственных ЦОР, медиаресурсов и др. |
Используемое оборудование (комп., оргтехника, электронное оборудование) |
|||||||||
план |
фактически |
|||||||||
Логика алгебраических задач (9часов) |
|
|||||||||
1/1 |
|
|
Элементарные алгебраические задачи как предложения с переменными |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
2/2 |
|
|
Множество решений задачи. Следование и равносильность |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
3/3 |
|
|
Уравнения с переменными. |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
4/4 |
|
|
Уравнения с переменными. |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
5/5 |
|
|
Числовые неравенства и неравенства с переменной. |
1 |
КУ
|
|
|
|
|
|
6/6 |
|
|
Свойства числовых неравенств |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
7/7 |
|
|
Сложные алгебраические задачи. Системы и совокупности систем |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
8/8 |
|
|
Алгебраические задачи с параметрами |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
9/9 |
|
|
Задачи на следование и равносильность |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
Многочлены и полиномиальные алгебраические уравнения (15 часов) |
|
|||||||||
1/10 |
|
|
Многочлены. Степень многочлена. |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
2/11 |
|
|
Делимость и деление многочленов с остатком |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
3/12 |
|
|
Теорема Безу. Корни многочленов |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
4/13 |
|
|
Полностью разложимые многочлены. Общая теорема Виета |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
5/14 |
|
|
Элементы перечислительной комбинаторики: перестановки, сочетания, размещения |
1 |
КУ
|
|
|
|
|
|
6/15 |
|
|
Элементы перечислительной комбинаторики: перестановки, сочетания, размещения |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
7/16 |
|
|
Элементы перечислительной комбинаторики: перестановки, сочетания, размещения |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
8/17 |
|
|
Квадратный трёхчлен: линейная замена, график, корни, разложение, теорема Виета |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
9/18 |
|
|
Квадратный трёхчлен: линейная замена, график, корни, разложение, теорема Виета |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
10/19 |
|
|
Квадратные неравенства: метод интервалов и схема знаков квадратного трёхчлена |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
11/20 |
|
|
Кубические многочлены |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
12/21 |
|
|
Уравнения степени 4. Биквадратные уравнения. Представление о методе замены. |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
13/22 |
|
|
Уравнения степени 4. Биквадратные уравнения. Представление о методе замены. |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
14/23 |
|
|
Угадывание корней. Разложение. Метод неопределённых коэффициентов. |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
15/24 |
|
|
Приёмы установления иррациональности и рациональности чисел |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
Рациональные алгебраические уравнения и неравенства (10 часов) |
|
|||||||||
1/25 |
|
|
Представление о рациональных алгебраических выражениях. |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
2/26 |
|
|
Дробно-рациональные уравнения Общая схема решения |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
3/27 |
|
|
Дробно-рациональные уравнения Общая схема решения |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
4/28 |
|
|
Дробно–рациональные неравенства |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
5/29 |
|
|
Дробно–рациональные неравенства |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
6/30 |
|
|
Метод интервалов решения дробно–рациональных алгебраических неравенств |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
7/31 |
|
|
Метод интервалов решения дробно–рациональных алгебраических неравенств |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
8/32 |
|
|
Метод оценки. Использование монотонности. Метод замены при решении неравенств |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
9/33 |
|
|
Неравенства с двумя переменными. Множества решений на координатной плоскости |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
10/34 |
|
|
Неравенства с двумя переменными. Множества решений на координатной плоскости |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
Поурочное планирование
элективного курса «Алгебра + : рациональные и иррациональные
алгебраические задачи» для 11 класса
Автор программы: Земляков А.Н.
Год издания:2007 Издательство: Москва. БИНОМ Лаборатория знаний
Количество учебных часов: 34
Учебно-методический комплект (далее – УМК):
Составляющие УМК |
Название |
Автор |
Год издания |
Издательство |
Учебник |
Алгебра + : рациональные и иррациональные алгебраические задачи |
А.Н.земляков |
2006 |
Москва. БИНОМ Лаборатория знаний |
Рабочая тетрадь (на печатной основе) |
|
|
|
|
Тетрадь для контрольных работ (на печатной основе) |
|
|
|
|
Основной раздел поурочного планирования
№ урока |
Дата |
Тема урока |
Количество часов в теме |
Вид урока (форма проведения урока) |
Вид контроля |
Оборудование |
ИКТ-поддержка |
||||
Использование интернет-ресурсов, собственных ЦОР, медиаресурсов и др. |
Используемое оборудование (комп., оргтехника, электронное оборудование) |
||||||||||
план |
фактически |
||||||||||
Рациональные алгебраические системы (20 часов) |
|||||||||||
1/1 |
|
|
Решение уравнений с двумя переменными |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
2/2 |
|
|
Рациональные уравнения с двумя переменными |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
3/3 |
|
|
Общий метод подстановки |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
4/4 |
|
|
Общий метод подстановки |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
5/5 |
|
|
Линейные подстановки |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
6/6 |
|
|
Линейные подстановки |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
7/7 |
|
|
Однородные системы |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
8/8 |
|
|
Однородные системы |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
9/9 |
|
|
Исключение переменных. Равносильные линейные преобразования |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
10/10 |
|
|
Исключение переменных. Равносильные линейные преобразования |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
11/11 |
|
|
Решение систем: метод замены. |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
12/12 |
|
|
Решение систем: метод замены. |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
13/13 |
|
|
Системы Виета |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
14/14 |
|
|
Системы Виета |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
15/15 |
|
|
Общие симметрические системы |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
16/16 |
|
|
Решение систем методом разложения |
1 |
КУ |
|
|
|
|
||
17/17 |
|
|
Решение систем методом разложения |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
18/18 |
|
|
Метод оценок |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
19/19 |
|
|
Решение задач |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
20/20 |
|
|
Решение задач |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
Иррациональные алгебраические задачи (14 часов) |
|
||||||||||
1/21 |
|
|
Иррациональные алгебраические выражения |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
2/22 |
|
|
Уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной. |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
3/23 |
|
|
Метод эквивалентных преобразований |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
4/24 |
|
|
Метод эквивалентных преобразований |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
5/25 |
|
|
Метод эквивалентных преобразований |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
6/26 |
|
|
Сведение уравнений к системам |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
7/27 |
|
|
Освобождение от кубических радикалов |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
8/28 |
|
|
Эквивалентные преобразования неравенств |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
9/29 |
|
|
Эквивалентные преобразования неравенств |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
10/30 |
|
|
Метод интервалов при решении иррациональных неравенств |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
11/31 |
|
|
Метод интервалов при решении иррациональных неравенств |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
12/32 |
|
|
Уравнения с модулями |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
13/33 |
|
|
Неравенства с модулями |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
14/34 |
|
|
Решение задач |
1 |
КУ |
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.