Рабочая программа
элективного курса
"Азбука предпринимательской деятельности»
(для учащихся 9 классов)
Срок реализации: 1 год
Выполнила
Лукина Светлана Владимировна
учитель
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Курс предпрофильной подготовки «Азбука предпринимательской деятельности» разработан для 9 класса основной школы и сопровождает экономические разделы образовательных областей «Обществознание» и «Технология», осуществляя межпредметные связи путём выделения самых значимых интересных общих вопросов экономической науки и практики.
Актуальность программы
В условиях рыночных отношений необходимо умело применять экономические знания на практике. Кризисные ситуации в экономике нашей страны убедительно показывают, что одних знаний, умений и навыков экономической деятельности недостаточно. Требуется ещё и предпринимательская подготовка, то есть формирование навыков проектной деятельности, оперативной корректировки планов, прогнозирования последствий собственной экономической деятельности, а также деятельности других.
Актуальность и востребованность курса могут быть обоснованы тем, что каждый обучающийся в процессе самоопределения дальнейшей трудовой деятельности и образовательной траектории должен осознать возможность двойного направления этой деятельности – полная свобода, творчество, самостоятельность и риск, т.е. предпринимательство или работа по найму в конкретной сфере.
Педагогическая целесообразность
Преподавание курса «Азбука предпринимательской деятельности» рационально начать в 9 классе, поскольку желательно, чтобы учащиеся до начала занятий по данному курсу или параллельно его изучению получили знания в области экономики и права. Курс является межпредметным.
Новизна и оригинальность курса заключаются в сочетании традиционных методов преподавания и широком применении литературных источников (произведения художественной литературы, публицистика), которые не только знакомят с основными понятиями и закономерностями рынка, но и формируют новый профессиональный подход к решению практических задач по экономике и организации работы предприятия.
Цель программы – способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности.
Реализация поставленной цели определяет следующие задачи:
· создать условия для формирования ключевых компетентностей, личностных, метапредметных и предметных умений школьников;
· познакомить с профессиями, связанными с экономикой;
· познакомить учеников с проблемами в области экономики;
· научить анализировать нужную информацию;
· научить учеников применять теоретические знания в жизни;
· способствовать развитию самостоятельной работы;
· развивать логическое, творческое и аналитическое мышление;
· способствовать развитию коллективной работы.
Отличительные черты курса - отобранный и структурированный материал, представленный в активных формах для экономии времени и улучшения усвоения теоретических знаний; теоретический материал, перетекающий в практико-ориентированную деятельность учащихся, которая становится базой для практических умений в области предпринимательской деятельности и позволяет осознанно принять решение о самореализации в области бизнеса.
Курс предоставляет возможности для реализации творческой активности школьников, так как включает пробу личностной готовности к деятельности в качестве свободного предпринимателя, которая позволяет воплотить в жизнь свою идею.
Возраст детей, на развитие которых направлена программа: программа рассчитана на учащихся 15 -16 лет (9 класс).
Сроки реализации программы: 1 учебный год.
Формы и режим занятий: программа составлена из расчета 33 учебных часа на 1 учебный год (по 1часу в неделю).
Формы и методы проведения занятий:
· словесно-логические: рассказ, беседа, объяснение, устные доклады-защиты проектов;
· иллюстративные;
· интерактивные: метод проектов, деловые игры, проблемное изложение, тренинги;
· творческие задания;
· практикумы;
· самостоятельная работа;
· работа в малых группах;
· индивидуальная работа;
· решение задач;
· тестирование.
На занятиях учащиеся получают практический опыт, необходимый для работы в небольших группах:
· участвуют в деловых играх;
· учатся принимать решения;
· анализируют информацию, излагают свою точку зрения и учатся вести дискуссию;
· получают представления о предпринимательской деятельности и экономической политики.
Разнообразные формы и средства обучения, интересные педагогические находки, оригинальные задания, упражнения, игры, красочные раздаточные материалы создают условия для активной совместной работы учителя и учащегося.
Задача преподавателя – поддержать интерес из урока в урок, чтобы само слово "предпринимательство" не казалось детям чужим и абстрактным, а было интересным и увлекательным.
Ожидаемые результаты и способы определения их достижения:
· учащиеся повысят свои знания в области экономики и предпринимательской деятельности;
· активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность.
· применение знаний помогут учащимся разобраться в сложном механизме предпринимательской деятельности и понять ее важность и значимость в рыночной экономике.
Формы подведения итогов реализации программы.
Оценка полученных результатов и степень достижения цели и решения задач курса производятся при помощи методики оценки бизнес-проекта. Аналитическая матрица №1 включает базовые и дополнительные элементы знаний. В матрице представлены 5 показателей уровня знаний, каждому из которых присваивается определённое количество баллов (от 1 до 5). Для оценки рекомендуется тестирование. Итоговый балл ученика определяется путём сложения баллов по каждому из представленных в матрице элементов знаний.
Аналитическая матрица №1 «Знания»
ФИО ученика ________________________________________________________
Класс _________________________________________________________
Базовые и дополнительные элементы знания |
Показатели уровня знаний |
||||
узнавание |
определение |
раскрытие объёма |
взаимосвязь с другими понятиями |
практическое использование |
|
1. Экономика |
|
|
|
|
|
2. Ограниченность |
|
|
|
|
|
3.Компромиссный выбор |
|
|
|
|
|
4. Альтернативная стоимость |
|
|
|
|
|
5. Ресурсы |
|
|
|
|
|
6. Потребности |
|
|
|
|
|
7. Основные вопросы экономики |
|
|
|
|
|
8. Экономические системы |
|
|
|
|
|
9.Собственность |
|
|
|
|
|
10. Рациональное поведение |
|
|
|
|
|
11Рынок |
|
|
|
|
|
12. Рыночное равновесие |
|
|
|
|
|
13.Рыночный механизм |
|
|
|
|
|
14. Производство |
|
|
|
|
|
15. Товары и услуги |
|
|
|
|
|
Закон убывающей отдачи |
|
|
|
|
|
ВСЕГО: основных базовых элементов |
|
|
|
|
Максималь- ный балл |
ИТОГ (балл ученика) |
|
|
Оценка |
|
|
Аналитическая матрица №2 «Умения и навыки
ФИО ученика ________________________________________________________
Класс _________________________________________________________
Умения и навыки |
Показатели уровня отработанности |
|||
выполнение по образцу |
самостоятельное выполнение в типичных условиях |
перенос в новую ситуацию |
самостоятельное построение алгоритма |
|
1. Определение альтернативной стоимости экономического решения |
|
|
|
|
2. Рациональное принятие экономического решения |
|
|
|
|
Расчёт производительности труда |
|
|
|
|
ВСЕГО: основных базовых умений и навыков |
|
|
|
Максимальный балл |
ИТОГ (балл ученика) |
|
Оценка |
|
|
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Содержание контроля:
- понятия, термины;
- законы и нормы хозяйственного (предпринимательского) права;
- юридические основы деятельности предприятий разных организационно-правовых типов;
- умение характеризовать виды предпринимательства;
- умение характеризовать виды конкуренции;
- умение характеризовать инновационное предпринимательство;
- деятельность малого предприятия;
- умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность предприятий, высказывать свои суждения, строить умозаключения.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Художественные поизведения. Активные формы. ИКТ |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Введение в экономику свободного предпринимательства.
|
1 |
1 |
|
Презентация «Виды предпринимательской деятельности». |
2 |
Личность и качества предпринимателя. Предпринимательская этика |
1 |
|
1 |
Тест №1 . Потребность в общении. Тест №2. Склонность к руководству. Тест №3. Стиль общения. Практикум «Я – предприниматель». |
3 |
История развития предпринимательства. Благотворительность и меценатство. |
2 |
|
2 |
Е. Фёдоров «Каменный пояс». Урок-конференция «Благотворительность и меценатство». Династии предпринимателей Пермского края. |
4 |
Как искать свою нишу на рынке? Предпринимательская идея – основа любого делового начинания. |
3 |
1 |
2 |
Н.В. Гоголь «Мёртвые души». И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». А.П. Чехов «Вишнёвый сад». Практикум по выработке оригинальных идей. |
5 |
Бизнес и предпринимательство. Превыше всего прибыль, а честь – превыше прибыли. |
3 |
1 |
2 |
М. Митчелл «Унесённые ветром». Д. Лондон «Маленькая хозяйка Большого дома», рассказ «Перья Солнца». Цикл рассказов (герой Джефф Питерс ) О, Генри. А. Дюма «Граф Монте-Кристо». Т. Драйзер «Финансист». М. Твен «Приключения Тома Сойера». Н.Носов «Незнайка на Луне». Е. Фёдоров «Каменный пояс». Урок-конференция «Что нужно знать для начала бизнеса в городе?» |
6 |
Менеджмент в предпринимательской деятельности.
|
4 |
1 |
3 |
Тестирование: «Анализ своих возможностей». «Командовать или подчиняться?» Практикум «Составление характеристики руководителя, списка ценностей. Разбор ситуаций: барьеры на пути роста. Творческий проект «Моё собственное дело». |
7 |
Маркетинг в предпринимательской деятельности. Реклама. |
4 |
1 |
3 |
Практикум по составлению плана маркетинга. Деловая игра «Маркетинг». Проект «Новый продукт». |
8 |
Экономическая роль малого бизнеса.
|
3 |
1 |
2 |
Делова игра «Если бы мэром был я…» Презентация «Преимущества малого бизнеса». |
9 |
Роль государства в регулировании предпринимательства. Налогообложение. Антимонопольное регулирование деятельности предпринимателей. |
4 |
3 |
1 |
Презентация «Налог и виды налогов». Практикум |
10 |
Возможные предпринимательские риски и меры борьбы с ними. |
2 |
1 |
1 |
И. Ильф и Е Петров «Двенадцать стульев». В. Катаев «Хуторок в степи». Деловая игра "Совет директоров или как избежать банкротства" Урок-конференция |
11 |
Моделирование предпринимательской деятельности по организации собственного дела «Шаг за шагом» |
6 |
|
6 |
Моделирование собственного дела |
|
ИТОГО |
33 |
10 |
23 |
|
Программа курса
Тема 1. Введение в экономику свободного предпринимательства (1ч)
Предпринимательская способность как фактор производства. Основные сферы предпринимательской деятельности.
Вопросы для самопроверки
1. Чем объясняется наличие множества определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя?
2. Как вы понимаете термин «предпринимательство»?
3. Какие сферы деятельности охватывает предпринимательство?
4. Почему в рыночной экономике предпринимательскую способность выделяют как отдельны фактор производства?
5. Какие права и обязанности предпринимателя вы знаете?
Тема 2. Личность и качества предпринимателя. Предпринимательская этика (1ч)
Предприниматель – главное действующее лицо рыночной экономики. Характерные черты преуспевающего предпринимателя: личностные и деловые качества. Деловой кодекс предпринимателя.
Вопросы для самопроверки
1. Какие качества предпринимателей сыграли и продолжают играть огромную роль в экономическом развитии человеческого общества?
2. Кто обычно добивается успеха в бизнесе?
3. Почему этика является составной частью бизнеса?
4. Что такое деловой этикет и каковы его основные требования?
5. Как вы можете объяснить недопустимость в деловой среде броскости в одежде, вполне местной в сред шоу-бизнеса?
Тема 3. История развития предпринимательства (2ч)
Краткая история развития предпринимательства в России. Благотворительность и меценатство.
Вопросы для самопроверки
1. Согласны ли вы с Аристотелем, что «умение наживать состояние» - это искусство? Почему?
2. Как вы понимаете выражение «деньги не пахнут»?
3. Какие факты говорят о том, что история российского предпринимательства насчитывает более тысячи лет?
4. Почему эпоха Петра I занимает особое место в истории российского предпринимательства?
5. Можете ли вы назвать наиболее видных российских предпринимателей прошлого?
6. Знаете ли вы фамилии современных российских предпринимателей, чья деятельность способствует улучшению экономики России?
7. Кто из современных зарубежных предпринимателей (какие фирмы) особенно известен на российском рынке?
8. Можете ли вы назвать особенности, отличающие российских предпринимателей от предпринимателей других стран?
Тема 4. Как искать свою нишу на рынке? (3ч)
Основные этапы производственного предпринимательства: выработка идеи, разработка бизнес-плана. Источники и методы выработки предпринимательских идей. Сетка принятия решений. Бизнес-план, его ценность и назначение. Примерная структура бизнес-плана. Основные источники информации для бизнес-плана.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое предпринимательская идея?
2. Почему новая идея – «самый дешёвый ресурс и самый большой дефицит»?
3. Что служит источником формирования новых идей?
4. Какие примеры удачного применения новых идей вы можете привести?
5. Что такое «ноу-хау»?
6. Какие критерии отбора новых идей вы можете назвать?
7. По каким критериям вы оцените собственную идею начать бизнес?
8. Что такое бизнес-план?
9. Можно ли предпринимателю обойтись без бизнес-плана? Почему?
10. Какие задачи решаются при составлении бизнес-плана?
Тема 5. Бизнес и предпринимательство (3ч)
Что значит «иметь своё дело». Что такое честный бизнес. Предпринимательская этика. Превыше всего прибыль, а честь – превыше прибыли. Участники предпринимательской деятельности в России. Физические и юридические лица. Индивидуальная предпринимательская деятельность. Хозяйственные товарищества и общества, производственный кооператив. Понятие об уставе и учредительном договоре.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое юридическое лицо и каковы его признаки?
2. Какие организационно-правовые формы предприятий вы знаете?
3. Что такое договор и какие виды договоров вы можете назвать?
4. Чем полное товарищество отличается от коммандитного товарищества?
5. Почему индивидуальная форма может быть создана лишь в форме общества с ограниченной ответственностью?
6. Какие особенности ООО вы можете назвать?
7. Что такое АО? Чем открытые акционерные общества отличаются от закрытых?
8. Каковы достоинства и недостатки разных видов фирм?
9. Чем отличается устав и учредительный договор друг от друга?
Тема 6. Менеджмент в предпринимательской деятельности (4ч)
Менеджмент как наука и сфера деятельности людей. Содержание работы менеджера: планирование, организация, руководство, управление и контроль. Профессиональные качества менеджеров.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое менеджмент?
2. Какими индивидуально-психологическими особенностями должен обладать менеджер?
3. Чем менеджеры отличаются от предпринимателей?
4. Менеджер заметил, что проектировщицы звонят домой детям, чтобы узнать, всё ли у них в порядке. Чтобы сотрудницы не отвлекались в рабочее время от своих обязанностей, он распорядился убрать телефоны со столов. Повысило ли это производительность труда? Почему?
Тема 7. Маркетинг в предпринимательской деятельности (4ч)
Маркетинг как деятельность и учебная дисциплина. Специализация в сфере маркетинга: реклама, управление товарами. Реклама. Основные цели рекламы. Имидж и фирменный стиль. Каналы и способы распространения рекламы.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое маркетинг?
2. Какие виды маркетинга вы знаете?
3. В чём заключается маркетинг для владельца автозаправочной станции?
4. Какие задачи стоят перед маркетинговым исследованием начинающей туристической фирмы?
5. Что такое реклама?
6. Какие виды рекламы вы знаете?
7. Какую рекламу (в 3-4 строки) вы бы сочинили, чтобы привлечь в ваш «магазинчик» иностранных туристов?
Тема 8. Экономическая роль малого бизнеса (3 ч)
Виды и функции малого предприятия. Порядок создания малого предприятия. Формы организации малого предприятия. Формы государственной поддержки малого предпринимательства.
Вопросы для самопроверки
1. Почему государство заинтересовано в создании благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития малого предпринимательства?
2. С какими трудностями сталкивается малое предпринимательство сегодня?
3. Какие задачи в сфере малого бизнеса Правительство РФ считает приоритетными?
Тема 9. Роль государства в регулировании предпринимательства (4ч)
Налоги. Виды налогов.
Правовое обеспечение предпринимательства. Права предпринимателей. Ответственность предпринимателей.
Антимонопольное регулирование деятельности предпринимателей.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое налоги?
2. Как налоги могут воздействовать на предпринимательскую деятельность?
3. Что может сделать правительство для собираемости налогов?
4. Какие признаки предпринимательской деятельности выделяет Гражданский кодекс?
Тема 10. Возможные предпринимательские риски и меры борьбы с ними (2ч)
Возможные риски и источники угрозы. Способы защиты.
Вопросы для самопроверки
1. Чем вызваны риски функционирования предприятий в условиях рыночной экономики?
2. Что может сделать предприниматель для снижения рисков и минимизации возможных потерь?
Тема 11. Моделирование предпринимательской деятельности по организации собственного дела «Шаг за шагом»(6ч)
Методическое обеспечение программы
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
· групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний, работа с материалами периодической печати;
· работа с учебной и научной литературой;
· подготовка презентаций, сообщений, рефератов, индивидуальных и групповых проектов;
· работа с использованием компьютерных программ;
· техническое оснащение школы позволяет широко использовать в программе технические средства обучения, информационные технологии позволяют достигать максимально возможного результата в обучении;
· работа с наглядными пособиями и наглядным материалам;
· оформление творческих отчетов о проделанной работе.
В рыночной экономике возрастает значение практического интеллекта, в структуру которого входят следующие качества ума: предприимчивость, экономность, расчетливость, умение быстро и оперативно решать возникающие задачи. На формирование этих качеств уделяется особое внимание.
Для развития предприимчивости учащимся предлагается больше самостоятельности при выполнении практических работ.
Экономность, как качество практического ума, проявляется в умении учащимися самостоятельно производить расчеты материальных затрат, себестоимости, смет доходов и расходов.
Расчетливость проявляется в умении заглядывать вперед, предвидя последствия тех или иных решений и действий, точно определять их результат и оценивать, что он может стоить.
Выработка умения оперативно решать поставленные задачи зависит от темперамента учащегося. Одинаково быстро думать и действовать всех учащихся научить невозможно, но каждому предлагается руководствоваться в практических делах общим правилом: как только проблема возникла, необходимо сразу же приступать к ее решению.
Поэтому методика изучения курса опирается на деятельностный подход в обучении школьников основам предпринимательства, суть которого состоит в том, что учащиеся должны вовлекаться в сам процесс предпринимательства, то есть ставить себя на место предпринимателя.
Логика и структура курса построена таким образом, что позволяет учащимся самостоятельно и последовательно пройти через основные этапы предпринимательской деятельности:
· выработка идеи и ее первоначальная оценка;
· разработка бизнес-плана;
· опытно-констукторские разработки;
· пробный выход на рынок;
· коммерческое освоение продукции.
Для этого учащимся предлагается поработать над проектом создания собственной фирмы.
В программу внесен перечень деловых игр: "Совет директоров или как избежать банкротства", "Конкуренция фирм", "Деловые переговоры", "Прибыльное производство", "Бизнес в кафе", которые несут в себе возможности для развития личности.
Содержание курса дополнено уроками-семинарами по решению экономических задач по темам: "Издержки производства", "Прибыль", "Рентабельность", что позволяет развивать экономическое мышление.
В качестве основных форм организации учебных занятий выступают семинары, лекции, круглые столы, а также предусмотрены практические занятия и деловые игры.
Наряду с объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами я использую метод самостоятельной работы учащихся – проблемно-поисковый, что позволяет учащимся овладеть опытом творческой деятельности.
Программа предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 33 часа.
В процессе прохождения курса учащиеся разработают собственный бизнес-проект.
Практические работы
Самооценка предпринимательских способностей.
Разработка конструкции изделия и технологической карты на его изготовление.
Разработка бизнес – плана.
Изготовление изделия.
Деловые игры.
Презентация завершенных проектов.
Методика оценки бизнес-проекта
ФИО ученика __________________________________________________
Класс ________________________________________________________
1.Количество идей (2 балла):
· до 5 идей – 0,5 балла;
· 6-10 идей – 1 балл;
· 11-15 идей – 1,5 балла;
· более 15 идей – 2 балла.
2. Критерии оценки выбранной идеи для дальнейшей разработки (2 балла):
· оригинальность – 0,5 балла;
· актуальность - 0,5 балла;
· простота - 0,5 балла;
· обоснованность выбора – 0,5 балла.
3. Критерии оценки рекламы (5 баллов):
· наличие оригинального заголовка рекламы – 2 балла;
· не более 7 слов – 0,5 балла;
· не использованы слова, несущие отрицательные эмоции, отрицательная частица «не» и отрицательное слово «нет» - 0,5 балла;
· смысловая оригинальность – 0,5 балла;
· связь с товаром, с потребителем – 0,5 балла;
· содержательный информационный блок, дающий представление о товаре (услуге) – 1 балл;
· наличие справочных данных – чем полнее, тем выше балл, максимально – 1 балл;
· оригинальность содержания и оформления – 1 балл.
4.Критерии оценки технико-экономической части (10 баллов):
· экономическое обоснование – 3 балла;
· качество продукции – 3 балла;
· дизайн – 1 балл;
· безопасность производства – 1 балл;
· экологичность производства – 1 балл;
· экономичность производства – 1 балл.
5. Критерии представления (6 баллов):
· раскрытие содержания всех этапов – 1 балл;
· успех проекта (не менее 20% рентабельности) – 1 балл;
· анализ успехов и неудач – 1 балл;
· оптимальная форма представления – 0,5 балла;
· артистизм – 0,5 балла;
· чёткость – 0,5 балла;
· оригинальность – 0.5 балла;
· юмор – 0,5 балла;
· время (до 5 минут) – 0,5 балла.
ВСЕГО (максимальное количество баллов): 25.
Сумма баллов, набранная участником:_______
Оценка: ________________________________
Требования к результатам усвоения учебного материала
Учащиеся должны знать:
1. Особенности развития экономики России в условиях рыночных отношений;
2. Определение рынка, его сущности, виды;
3. Основные сферы предпринимательской
деятельности и основные понятия, связанные с рыночным механизмом:
а)что такое рынок, виды рынка;
б) что такое спрос и предложение;
в) что такое деньги, функции денег;
г) что такое бизнес-план, его ценность и назначение;
д) что такое конкуренция, фирмы;
е) что такое маркетинг;
ж) что такое менеджмент;
з) основные риски и способы защиты от них;
и) что такое налоги и их основные виды.
Учащиеся должны уметь:
1. Оценивать экономическую ситуацию в стране и в мире; выражать собственную точку зрения.
2. Анализировать и оценивать возможности объединения различных экономических ресурсов для производства товаров и услуг.
3. Планировать предпринимательскую деятельность и разработать бизнес-план.
4. Оформлять выставку собственной продукции и показывать товар лицом; аргументировано отстаивать собственные позиции.
Оценка качества знаний, умений, навыков
1. Проверка домашних заданий в теоретическом и практическом плане.
2. Организация самостоятельной работы учащихся и осуществление оперативного контроля за ходом их выполнения.
3. По мере изучения каждой темы, учащиеся сдают зачет в устной форме и отчитываются о составлении бизнес-проектов.
4. Презентация законченных бизнес-проектов.
Основная и дополнительная литература для учащихся
1. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009.
2. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для начального профессионального образования. – М.: Издательский центр "Академия", 2008.
Основная и дополнительная литература для учителя
1. Автономов В.С. введение в экономику: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учрежд. – М.: Вита-Пресс, 2009.
2. Азимов Л.Б. Преподавание экономики в школе: Основные экономические понятия. – М.: Вита-Пресс, 1994
3. Бурышкин П. Москва купеческая - М.,1990г.
4. Бусыгин А. В. Предпринимательство: основный курс: В 2-х (кн. М., 1994.)
5. Волков О.В. Экономика предприятия: курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2004.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2009.
7. Думова Н.Г. Московские меценаты М.1992г.
8. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс. Плюс», 1995.
9. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2002.
10. Липсиц И.В. Бизнес-план – основа успеха. Практ. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 1999.
11. Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес: Учебник для средн. спец. учебн. заведений. –М.: Вита-Пресс, 1997.
12. Налоги России: для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд./ Программа «Основы налоговой грамотности»; А.П. Балакина, И.И. Бабленкова, Н.Д. Дмитракова и др. – М.:Вита-Пресс, 2009.
13. Преображенская Е.В. Основы предпринимательства: Тетрадь с печатной основой. – Саратов, 2002.
14. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. – М.: Новая школа, 1993.
15. Толковый словарь русского языка под ред. Ожегова М., 2004.
16. Черняк В.З. Введение в предпринимательство: Учебник для 10,11 кл. образоват. учрежд. – М.: Вита-Пресс, 2009.
17. Энциклопедия для детей «История России» т.т. 1,2,3. М. Аванта + 1996г.
18.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.