Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ульяновский техникум питания и торговли |
||
Наименование документа: Рабочая программа элективного курса ЭК. 06 «Безопасность потребительских товаров» Соответствует ГОСТ Р ИСО 9001-2015, ГОСТ Р 52614.2-2006 (п. 4.1, 4.2.3, 4.2.4, 5.5.3, 5.6.2, 7.5, 8.2.3, 8.4, 8.5) |
Редакция № 1 Изменение № 0 |
Лист 1 из 19 |
Экз. № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Эк. 06. Безопасность потребительских товаров
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Ульяновск,2021
Рабочая программа общеобразовательного элективного курса ЭК.06 Безопасность потребительских товаров предназначена для освоения программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) специальности 38.02.05.Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
РЕКОМЕНДОВАНА на заседании МК _____________________ Протокол заседания МК
|
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР ОГБПОУ УТПиТ
____________
|
Авторы (разработчики): Рачковская Ольга Владимировна - преподаватель
специальных дисциплин высшей категории
СОДЕРЖАНИЕ |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Безопасность потребительских товаров» составлена и реализуется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, в рамках освоения ОПОП ФГОС СПО, с учетом получаемой специальности (часть 3 статьи 68 Федерального закона об образовании).
Программа составлена в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности СПО (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров – программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Программа элективного курса ЭК 06 «Безопасность потребительских товаров» включает темы, которые могут быть реализованы, в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
Тема 1.1. Понятие безопасности товаров. Нормы и контроль безопасности товаров. |
Классификация товаров: понятие, методы, правила, цели, задачи, виды. |
1 |
Кодирование товаров: понятие, структурные элементы. Штриховое кодирование товаров. |
1
|
|
Виды ассортимента, их характеристика. |
1 |
|
Показатели ассортимента: структура, полнота, глубина, устойчивость, новизна |
1 |
|
Тема 1.2. Качество потребительских товаров.
|
Стандартизация товаров: понятие, цель, задачи |
1 |
Оценка и подтверждение соответствия |
1 |
|
Тема 2.2. Безопасность непродовольственных товаров
|
Классификация и ассортимент потребительских товаров |
1 |
Безопасность потребительских товаров: понятие, показатели |
1 |
|
Парфюмерно-косметическая продукция, виды загрязнений и опасностей, методы контроля. Безопасность парфюмерно-косметических товаров. |
1 |
|
Микробиологическая чистота продукции. Нормы присутствия солей тяжелых металлов в декоративной косметике. Безопасность косметических кремов и косметических моющих средств. |
1 |
|
Безопасность товаров бытовой химии. Фреоны в аэрозольно-распыляемых товарах бытовой химии. Опасные вещества, содержащиеся в моющих и чистящих средствах. Отбеливающие и дезинфицирующие средства, опасность хлора и его оксидов. Вредные вещества, содержащиеся в клеях и красках. Пестициды и ядохимикаты, опасность для человека. |
1 |
|
Безопасность товаров детского ассортимента. Отличительная особенность товаров детского ассортимента и условий их эксплуатации. Опасность внедрения изделий из полимерных материалов в ассортимент предметов для ухода за новорожденными (посуда, предметы гигиены). Требования к полимерным материалам, разрешенные материалы. |
1 |
|
Тема 3.1. Виды тары и упаковки |
Тара и упаковка: понятие, назначение, история развития |
1 |
Характеристика различных видов упаковки, материалы для изготовления. |
1 |
|
Одноразовая упаковка. |
1 |
|
Тара многоразового применения. |
1 |
|
Утилизируемые и неутилизируемые материалы. Биоразлагаемая упаковка. |
1 |
|
Безопасность упаковки для продукции. Безопасность упаковки для окружающей среды. |
1 |
|
Тема 4.1.Хранение пищевых товаров |
Организация хранения организация хранения продовольственных товаров в магазине. Условия и сроки хранения продовольственных товаров |
1 |
Факторы, обеспечивающие сохранность, Процессы при хранении продовольственных товаров. Оборудование для хранения продовольственных товаров. Особенности хранения отдельных групп продовольственных товаров |
1 |
|
Итого: |
|
20 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Безопасность потребительских товаров»
1.1. Область применения элективного курса
Рабочая программа элективного курса «Безопасность потребительских товаров» реализуется в соответствии с требованиями ФГОС общего образования в рамках освоения ОПОП ФГОС СПО, с учетом получаемой специальности Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров среднего профессионального образования (часть 3 статьи 68 Федерального закона «Об образовании»).
1.2. Общая характеристика элективного курса
Расширение рынка товаров привело к появлению новых видов товаров, новых, ранее не используемых материалов, внедрению современных высоких технологий в производство товаров народного потребления. Современное общество стремится обеспечить экологическую стабильность, а стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между обществом и природой. В этом аспекте сохранения комфортного состояния человека в мире материальной культуры тесно связано с безопасностью товаров народного потребления. Безопасность — важнейшее свойство качества, которым должны обладать все потребительские товары.
В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» различают следующие виды безопасности: безопасность излучений; биологическая, механическая, пожарная, термическая, химическая, электрическая, магнитная и электромагнитная, радиационная безопасность.
1.3.Место элективного курса в структуре основной профессиональной образовательной программы: элективный курс «Безопасность потребительских товаров» относится к общепрофессиональному циклу, входит в ОП.00 Общепрофессиональная подготовка.
1.4. Цели и задачи– требования к результатам освоения элективного курса
Цель освоения элективного курса «Безопасность потребительских товаров» является раскрытие понятия безопасности потребительских товаров (пищевых продуктов и товаров народного потребления), определение показателей безопасности, а также формирование компетенции по проведению оценки безопасности товаров.
Основной задачей элективного курса является подготовка специалистов, владеющих современными методами идентификации и определения показателей безопасности потребительских товаров.
Освоение содержания курса «Безопасность потребительских товаров», обеспечивает достижение следующих результатов:
личностных:
Л1 |
устойчивый интерес к профессии и достижениям в области потребительских товаров; объективное осознание значимости компетенций в области потребительских товаров для покупателя и общества |
Л2 |
готовность к продолжению образования, повышению квалификации в из- бранной профессиональной деятельности, используя полученные знания |
Л3 |
умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека |
Л4 |
готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения о новинках товаров, используя для этого доступные источники информации |
Л5 |
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного профессионального развития |
Л6 |
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в коллективе с целью решения поставленных задач |
Л7 |
Соблюдение, полнота использования норм и правил, требований стандартов |
Л8 |
Эффективное использование полученных профессиональных знаний.
|
Л9 |
Обоснованное использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. |
метапредметных:
МТ1 |
овладение умениями различных видов познавательной деятельности для изучения потребительских товаров |
МТ2 |
применение основных методов познания для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере |
МТ3 |
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике |
МТ4 |
умение использовать различные источники для получения информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач |
предметных:
П1 |
сформированность представлений о потребительской культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества |
П2 |
сформированность потребительского мышления и способности учитывать и оценивать отрицательные последствия в разных сферах деятельности |
П3 |
владение умениями применять знания о безопасности товаров в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей |
П4 |
владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни |
П5 |
сформированность личностного отношения к потребительским ценностям, моральной ответственности за опасные последствия своих действий в окружающей среде |
П6 |
сформированность способности к выполнению проектов потребительски ориентированной социальной деятельности, связанных с безопасностью товаров, здоровьем людей и повышением их потребительской культуры |
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) |
Код личностных результатов реализации программы воспитания |
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. |
ЛР1 |
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. |
ЛР2 |
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. |
ЛР3 |
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. |
ЛР5 |
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. |
ЛР6 |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР7 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям раз- личных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. |
ЛР8 |
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно-сложных или стремительно меняющихся ситуациях. |
ЛР9 |
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. |
ЛР10 |
Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость |
ЛР14 |
Способный к самостоятельному решению вопросов жизнеустройства |
ЛР16 |
Владеющий навыками принятия решений социально-бытовых вопросов |
ЛР17 |
Владеющий физической выносливостью в соответствии с требованиями профессиональной компетенции |
ЛР18 |
Осознающий значимость ведения ЗОЖ для достижения собственных и общественно-значимых целей |
ЛР19 |
Способный к применению инструментов и методов бережливого производства |
ЛР21 |
Умеющий быстро принимать решения, распределять собственные ресурсы и управлять своим временем |
ЛР22 |
Способный к сознательному восприятию экосистемы, демонстрирующий экокультуру |
ЛР24 |
Способный к применению логистики, навыков в решении личных и профессиональных задач |
ЛР25 |
Обладающий на уровне выше среднего софт скиллс, экзистенциальными компетенциями и самоуправляющими механизмами личности |
ЛР28 |
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы элективного курса:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 119 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 82 часа;
самостоятельной работы обучающегося 37 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ»
Введение
Цели и задачи курса. Межпредметные связи. Значение курса в профессиональной деятельности.
Социальная значимость товароведа-эксперта в обществе: значение, важность, востребованность специальности. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности товароведа-эксперта.
Практическое занятие №1 Влияние научно-технического прогресса на технологию производства товаров.
Изучение квалификационной характеристики товароведа-эксперта.
Раздел 1.Безопасность товаров как показатель их качества
Тема 1.1. Понятие безопасности товаров. Нормы и контроль безопасности товаров.
Классификация товаров: понятие, методы, правила, цели, задачи, виды. |
|
Кодирование товаров: понятие, структурные элементы. Штриховое кодирование товаров. |
|
Виды ассортимента, их характеристика. |
|
Показатели ассортимента: структура, полнота, глубина, устойчивость, новизна |
|
Потребительские свойства товаров: функциональные, эргономические, эстетические, технологические, экологические, свойства надежности и безопасности. |
|
Показатели безопасности: электрическая, механическая, химическая, биологическая, физиологическая, акустическая, электромагнитная, радиационная, пожарная и безопасность транспортных средств |
|
Практическое занятие №2 |
|
Распознавание нормативной базы контроля безопасности товаров . Изучение видов нормативных документов, регламентирующих требования к безопасности товаров и услуг. |
|
Изучение санитарных правил и норм (СанПиН).
Тема 1.2. Качество потребительских товаров.
|
|
Стандартизация товаров: понятие, цель, задачи |
|
Оценка и подтверждение соответствия |
|
Практическое занятие №3 |
|
Изучение ФЗ «О сертификации продукции и услуг». |
|
Выявление основных целей и задач сертификации |
|
Тема 1.3.
Виды и источники опасности товаров
Основные виды и источники опасности товаров, соотношение уровней их значимости для продовольственных и непродовольственных товаров. |
Характеристика веществ, контролируемых при установлении соответствия на безопасность. |
Раздел 2.
Безопасность потребительских товаров
Тема 2.1. Безопасность пищевых продуктов
Классификация продовольственных товаров Безопасность пищевой продукции: понятие, показатели |
|
||
Факторы, влияющие на безопасность продукции |
|
||
Химический состав, пищевая ценность продовольственных товаров |
|
||
Гигиеническая характеристика основных компонентов пищи. |
|
||
Источники загрязнения пищевых продуктов. |
|
||
Приоритетные загрязнители различных видов пищевых продуктов России. |
|
||
Антропогенные источники загрязнения пищевых продуктов чужеродными вещест вами. Естественные источники загрязнения пищевых продуктов чужеродными веществами. |
|
||
Безопасность генетически модифицированных источников пищи. |
|
||
Практическое занятие№4 |
|||
|
Распознавание загрязнений продовольственного сырья продуктами, применяемыми в животноводстве, растениеводстве. |
|
|
Распознавание загрязнений пищевых продуктов пестицидами и соединениями азота. |
|
||
|
Практическое занятие№5 |
|
|
Распознавание пищевых добавок |
|
||
|
Определение теоретической и фактической энергетической ценности (калорийности)
|
|
|
Практическое занятие№6 Определение теоретической и фактической энергетической ценности (калорийности) |
|
||
|
Распознавание способов проведения экспертизы табака и табачных изделий |
|
|
Практическое занятие№7 Определение безопасности табака и табачных изделий |
|
||
Определение безопасности табака и табачных изделий
Тема 2.2.Безопасность непродовольственных товаров
Классификация и ассортимент потребительских товаров |
Безопасность потребительских товаров: понятие, показатели |
Парфюмерно-косметическая продукция, виды загрязнений и опасностей, методы контроля. Безопасность парфюмерно-косметических товаров. |
Микробиологическая чистота продукции. Нормы присутствия солей тяжелых металлов в декоративной косметике. Безопасность косметических кремов и косметических моющих средств. |
Безопасность товаров бытовой химии. Фреоны в аэрозольно-распыляемых товарах бытовой химии. Опасные вещества, содержащиеся в моющих и чистящих средствах. Отбеливающие и дезинфицирующие средства, опасность хлора и его оксидов. Вредные вещества, содержащиеся в клеях и красках. Пестициды и ядохимикаты, опасность для человека. |
Безопасность товаров детского ассортимента. Отличительная особенность товаров детского ассортимента и условий их эксплуатации. Опасность внедрения изделий из полимерных материалов в ассортимент предметов для ухода за новорожденными (посуда, предметы гигиены). Требования к полимерным материалам, разрешенные материалы. |
|
|
Практическое занятие 8 |
||
Распознавание мер по безопасному использованию товаров бытовой химии. |
|
|
Выявление требований к детской одежде и обуви, товарам гигиенической группы. |
|
|
Практическое занятие 9 Выявление требований к безопасности мебели. |
|
|
Выявление требований к безопасности электротоваров |
|
|
Практическое занятие 10
Выявление активной и пассивной безопасности автомобилей |
|
|
Распознавание методов обеспечения безопасности детских игрушек |
|
|
Практическое занятие 11
Распознавание методов обеспечения безопасности детских игрушек |
|
|
Раздел 3. Безопасность упаковки. Виды, формы и средства товарной информации Тема 3.1. Виды тары и упаковки Тара и упаковка: понятие, назначение, история развития |
|
|
Характеристика различных видов упаковки, материалы для изготовления. |
|
|
Одноразовая упаковка. |
|
|
Тара многоразового применения. |
|
|
Утилизируемые и неутилизируемые материалы. Биоразлагаемая упаковка. |
|
|
Безопасность упаковки для продукции. Безопасность упаковки для окружающей среды. |
|
|
Практическое занятие 12 |
|
|
Распознавание видов потребительской тары (упаковки) продовольственных товаров и непродовольственных товаров |
|
|
Распознавание видов потребительской тары (упаковки) продовольственных товаров и непродовольственных товаров |
|
|
Тема 3.2 . Маркировка безопасных товаров
Товарная информация и её роль в обеспечении качества, безопасности товаров. |
|
|
Общие требования к маркировке товаров. Основные знаки маркировки. Основные знаки маркировки опасных товаров. Маркировка безопасных товаров. |
|
|
Товарная информация для потребителей и маркировка пищевых продуктов. |
|
|
Требования к определенным видам продукции. |
|
|
Товарная информация для потребителей непродовольственных товаров |
|
|
Маркировка непродовольственных товаров |
|
|
Практическое занятие 13 |
||
|
Установление информационных элементов маркировки продовольственных товаров, определяющих ассортиментную, качественную и количественную характеристики |
|
Анализ соответствия маркировки продовольственных товаров требованиям Федерального законодательства. |
||
|
Практическое занятие 14 Установление информационных элементов маркировки потребительских товаров, определяющих ассортиментную, качественную и количественную характеристики |
|
Анализ соответствия маркировки потребительских товаров требованиям Федерального законодательства. |
||
Раздел 4 Хранение потребительских товаров
Тема 4.1. Хранение пищевых продуктов.
Организация хранения организация хранения продовольственных товаров в магазине. Усло- вия и сроки хранения продовольственных товаров |
|
|
Факторы, обеспечивающие сохранность, Процессы при хранении продовольственных то-варов. Оборудование для хранения продовольственных товаров. Особенности хранения отдельных групп продовольственных товаров
|
|
|
Практическое занятие №15 |
||
|
Распознавание условий и сроков хранения продовольственных товаров в магазине |
|
Тема 4.2.Хранение непродовольственных товаров
Организация хранения непродовольственных товаров в магазине. Факторы, обеспечиваю- щие сохранность. Температура, влажность, воздухообмен. Газовый состав, освещенность. |
Современные технологии хранения непродовольственных товаров. Регулирование газовой среды. Приемы, используемые для увеличения сроков хранения. Санитарно-гигиеническая обработка. |
Практическое занятие №16 |
|
|
Распознавание процессов, происходящих при хранении непродовольственных товаров. Изучение правил хранения товаров различных групп. |
Изучение режимов хранения непродовольственных товаров. Распознавание климатических режимов хранения. Изучение сроков хранения. |
|
|
Практическое занятие №17 Распознавание условий и сроков хранения непродовольственных товаров в магазине |
Анализ соблюдения правил хранения непродовольственных товаров в торговом зале |
Раздел 5. Правовая и нормативная база безопасности товаров
Практическое занятие №18 |
|
Изучение и применение основных положений Закона РФ «О защите прав потребителей» |
|
Определение обязанностей изготовителя (исполнителя) по обеспечению безопасности товара (работы). |
|
Практическое занятие №19 Изучение прав потребителя на безопасность товаров и услуг. |
|
Определение способов защиты прав потребителей при продаже товаров потребителям |
|
Практическое занятие №20 Применение Закона РФ «О защите прав потребителей» (решение ситуационных задач) Анализ ситуаций из практики торговых предприятий г. Ульяновска. Решение ситуационных задач |
|
Итоговое занятие |
|
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания элективного курса «Безопасность потребительских
товаров» в пределах освоения образовательного цикла ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная
нагрузка студентов составляет:
Аудиторные занятия, содержание обучения |
макс |
аудит |
В т.ч. практич. |
самост. работа |
Введение |
5 |
4 |
2 |
1 |
Раздел 1. Безопасность товаров как показатель их качества |
20 |
14 |
4 |
6 |
Тема 1.1. Понятие безопасности товаров. Нормы и контроль безопасности товаров. |
12 |
8 |
2 |
4 |
Тема 1.2. Качество потребительских товаров. |
6 |
4 |
2 |
2 |
Тема 1.3. Виды и источники опасности товаров |
2 |
2 |
- |
- |
Раздел 2. Безопасность потребительских товаров |
42 |
30 |
16 |
12 |
Тема 2.1. Безопасность пищевых продуктов |
20 |
16 |
8 |
4 |
Тема 2.2. Безопасность непродовольственных товаров |
22 |
14 |
8 |
8 |
Раздел 3. Безопасность упаковки. Виды, формы и средства товарной информации. |
24 |
18 |
6 |
6 |
Тема 3.1. Виды тары и упаковки. |
11 |
8 |
2 |
3 |
Тема 3.2. Маркировка безопасных товаров |
13 |
10 |
4 |
3 |
Раздел 4. Хранение потребительских товаров. |
17 |
10 |
6 |
7 |
Тема 4.1. Хранение пищевых продуктов. |
8 |
4 |
2 |
4 |
Тема 4.2. Хранение непродовольственных товаров |
9 |
6 |
4 |
3 |
Раздел 5. Правовая и нормативная база безопасности товаров |
11 |
6 |
6 |
5 |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
по элективному курсу ЭК 06 Безопасность потребительских товаров
№ ПЗ |
Тема |
1 |
Влияние научно-технического прогресса на технологию производства товаров Изучение квалификационной характеристики товароведа-эксперта |
2 |
Распознавание нормативной базы контроля безопасности товаров Изучение видов нормативных документов, регламентирующих требования к безопасности товаров и услуг. Изучение санитарных правил и норм (СанПиН). |
3 |
Изучение ФЗ «О сертификации продукции и услуг». Выявление основных целей и задач сертификации |
4 |
Распознавание загрязнений продовольственного сырья продуктами, применяемыми в животноводстве, в растениеводстве. Распознавание загрязнений пищевых продуктов пестицидами и соединениями азота. |
5 |
Распознавание радиоактивных загрязнений. Распознавание пищевых добавок |
6 |
Определение теоретической и фактической энергетической ценности (калорийности). Определение теоретической и фактической энергетической ценности (калорийности) |
7 |
Распознавание способов проведения экспертизы табака и табачных изделий Определение безопасности табака и табачных изделий |
8 |
Распознавание мер по безопасному использованию товаров бытовой химии. Выявление требований к детской одежде и обуви, товарам гигиенической группы. |
9 |
Выявление требований к безопасности мебели. Выявление требований к безопасности электротоваров |
10 |
Выявление активной и пассивной безопасности автомобилей. Распознавание методов обеспечения безопасности детских игрушек |
11 |
Распознавание методов обеспечения безопасности детских игрушек Распознавание способов специальной маркировки по безопасности игрушек. |
12 |
Распознавание видов транспортной тары продовольственных товаров и непродовольственных товаров. Распознавание видов потребительской тары (упаковки) продовольственных и непродовольственных товаров |
13 |
Установление информационных элементов маркировки продовольственных товаров, определяющих ассортиментную, качественную и количественную характеристики Анализ соответствия маркировки продовольственных товаров требованиям Федерального законодательства. |
14 |
Установление информационных элементов маркировки потребительских товаров, определяющих ассортиментную, качественную и количественную характеристики. Анализ соответствия маркировки потребительских товаров требованиям Федерального законодательства. |
15 |
Распознавание условий и сроков хранения продовольственных товаров в магазине Анализ соблюдения правил хранения продовольственных товаров в торговом зале |
16 |
Распознавание процессов, происходящих при хранении непродовольственных товаров. Изучение правил хранения товаров различных групп. Изучение режимов хранения непродовольственных товаров. Распознавание климатических режимов хранения. Изучение сроков хранения. |
17 |
Распознавание условий и сроков хранения непродовольственных товаров в магазине Анализ соблюдения правил хранения непродовольственных товаров в торговом зале |
18 |
Изучение и применение основных положений Закона РФ «О защите прав потребителей». Определение обязанностей изготовителя (исполнителя) по обеспечению безопасности товара (работы. Изучение прав потребителя на безопасность товаров и услуг |
19 |
Изучение прав и обязанностей изготовителя. в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя. Определение способов защиты прав потребителей при продаже товаров потребителям.
|
20 |
Применение Закона РФ «О защите прав потребителей» (решение ситуационных задач) Анализ ситуаций из практики торговых предприятий г. Ульяновска. Решение ситуационных задач |
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (ДОКЛАДОВ) И
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
1.Безопасность товаров как показатель их качества.
2.Виды опасности и природа их происхождения.
3.Химическая безопасность. Классы опасности веществ.
4.Методы санитарно-химической экспертизы товаров и материалов.
5.Радиационная безопасность, электромагнитное излучение.
6.Механическая и термическая безопасность.
7.Противопожарная безопасность.
8.Гигиенические свойства непродовольственных товаров. Полная схема определения
гигиенических свойств материалов, контактирующих с водой, пищей и телом человека.
9.Микробиологические и токсикологические испытания.
10.Безопасность товаров детского ассортимента.
11Безопасность упаковки. Маркировка безопасных товаров.
12.Сертификат безопасности товаров.
13.Нормы и контроль безопасности товаров.
14.Санитарные правила и нормы
15.Экономический потенциал: понятие, виды, характеристика.
16.Теория безопасности: понятие, виды.
17.Общественная система безопасности.
18.Концепция национальной безопасности.
19.Товар в системе общественного движения.
20.Потребительские свойства непродовольственных товаров.
21.Безопасность как свойство товара.
22.Качество товаров и их конкурентоспособность: понятие, взаимосвязь.
23.Факторы формирования качества товаров.
24.Оценка качества товаров.
25.Сущность и задачи стандартизации товаров и услуг.
26.Категории и виды стандартов.
27.Развитие стандартизации в сфере защиты прав потребителей.
28.ащита прав потребителей как общемировая проблема.
29.Права потребителей на безопасность товаров.
30.Государственная политика по защите прав потребителей.
31.Срок службы товаров и их безопасность.
32.Государственная инспекция безопасности товаров.
33.Качество жизни населения как индикатор безопасности.
34.Уровень жизни и здоровье населения как акцент экономического развития страны.
35.Информация о товаре как основа обеспечения безопасности.
36.Технология и организация обеспечения безопасности хранения непродовольственных
товаров.
37.Технология и организация обеспечения безопасности транспортирования непродоволь-
ственных товаров.
38.Техническое регулирование как основа обеспечения безопасности непродовольственных
товаров.
39.Технология обеспечения безопасности хранения непродовольственных товаров.
40.Технология обеспечения безопасности транспортирования непродовольственных товаров.
41.Административная ответственность и безопасность непродовольственных товаров.
42.Уголовная ответственность и безопасность непродовольственных товаров.
43.Складские помещения: технология обеспечения безопасности непродовольственных
товаров.
44.Важнейшие продовольственные проблемы в мире и прогнозы их решения
45..Основные принципы формирования и управления качеством пищевых продуктов
46.Радиоактивный фон и проблемы его снижения. Возможные пути загрязнения пищевой продукции»
47.Эспертиза и сертификация питьевой воды»
48.Экспертиза и безопасность табака и табачных изделий
4.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание обучения |
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение |
Знакомство с объектами и задачами изучения дисциплины, социальной значимостью товароведа-эксперта в обществе. Знание квалификационной характеристики товароведа-эксперта |
|
Раздел 1. Безопасность товаров как показатель их качества |
Тема 1.1. Понятие безопасности товаров. Нормы и контроль безопасности товаров. |
Знание основных понятий в области безопасности товаров: показателей ассортимента, показателей безопасности потребительских товаров, потребительских свойств товаров, содержание нормативных документов на конкретные группы продуктов и товаров народного потребления и услуг. Умения работы с документами и законодательными актами в области безопасности товаров. |
Тема 1.2. Качество потребительских товаров. |
Знание основных понятий в области качества, стандартизации и сертификации товаров. Уметь работать с документами и законодательными актами в области стандартизации и сертификации товаров. |
Тема 1.3. Виды и источники опасности товаров |
Знать виды опасности товаров. Умение выявлять источники опасности товаров, определять их последствия для здоровья и экологии. |
|
Раздел 2. Безопасность потребительских товаров |
Тема 2.1. Безопасность пищевых продуктов |
Знание классификации продовольственных товаров, факторов, влияющих на безопасность потребительских товаров, источников загрязнения пищевых продуктов. Умение определять показатели безопасности для групп пищевых продуктов определять показатели безопасности для групп товаров народного потребления. |
Тема 2.2. Безопасность непродовольственных товаров |
Знание показателей безопасности отдельных групп товаров Умения выявлять требования к качеству и безопасности товаров отдельных групп: мебели, электротоваров, товаров бытовой химии, автомобилей, игрушек. |
|
Раздел 3. Безопасность упаковки. Виды, формы и средства товарной информации. |
Тема 3.1. Виды тары и упаковки. |
Знание нормативных документов на конкретные группы продуктов и товаров народного потребления, факторов, влияющих на безопасность потребительских товаров, видов транспортной тары и упаковки, видов, содержания, требований к товарной информации. Умения анализировать показатели безопасности для групп пищевых продуктов, товаров народного потребления и услуг, осуществлять процедуру анализа безопасности потребительских товаров. |
Тема 3.2. Маркировка безопасных товаров |
Знание видов и форм товарной информации, требований к ней Умения установления информационных элементов маркировки продовольственных и непродовольственных товаров анализ соответствия маркировки установленным требованиям |
|
Раздел 4. Хранение потребительских товаров |
Тема 4.1. Хранение пищевых продуктов. |
Знание факторов, влияющих на безопасность и сохранность товаров. Особенности хранения отдельных групп пищевых продуктов. Умения определения показателей безопасности для групп пищевых продуктов, товаров народного потребления и услуг; работы с документами и законодательными актами, анализа условий хранения товаров ,их влияния на качество. |
Тема 4.2. Хранение непродовольственных товаров |
Знание факторов, обеспечивающих сохранность непродовольственных товаров. Умение анализировать условия хранения непродовольственных товаров ,определять их влияние на качество |
- |
Раздел 5. Правовая и нормативная база безопасности товаров |
- |
Умения работы с документами и законодательными актами; разрешать ситуационные задачи в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя. |
5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализация элективного курса имеется лаборатория.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета.
Технические средства обучения:
Ноутбук-1;
Проектор-1;
Магнитофон «Сони»-1;
Аудиовизуальные
Телевизор-1
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
Рабочее место преподавателей-1;
Стол-1;
Шкафы-2;
Выдвижная тумба-1;
Кафедра-1;
Тумба-2;
Столы для учащихся-15;
Стулья-30;
Раскладная классная доска с экраном-1;
Жалюзи - по количеству окон;
Демонстрационные горки для размещения бутафории, муляжей, коллекций, натуральных образцов-4;
Художественное панно »рыба и рыбные товары»-1;
Ящик-картотека-2;
Напольный вентилятор-1;
Стенка для витринного инвентаря-1;
Рекламные окна-4;
Прилавки-4;
Стенка для дидактического материала с встроенной классной доской-1;
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета.
1. Доска классная
2. Стол, стул для преподавателя
3. Столы, стулья для студентов
4. Шкафы для хранения приборов, инструментов, посуды, наглядных пособий, учебно-методической документации и др.
5. Аппаратура, приборы, инструменты, необходимые для проведения лабораторных исследований (испытаний) непродовольственных товаров.
Учебно-методическая документация
1. Учебно-методические комплексы по темам дисциплины
2. Сборник тестовых заданий
3. Сборник ситуационных задач
4. Материалы промежуточной аттестации обучающихся
Учебно-наглядные пособия
1. Образцы различных групп непродовольственных товаров
2. Образцы упаковок и элементов упаковки.
3. Законы РФ, приказы, постановления на электронных носителях.
4. Материалы для контроля знаний учащихся.
5.Плоскостные средства обучения: таблицы, плакаты, схемы, диаграммы и др.
6. Электронные образовательные ресурсы (электронные дидактические материалы, электронные учебные пособия)
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Литература актуализирована. Протокол №1 от 27.08.2021г. на заседании м/к экономики и управления
Нормативно-технологическая документация:
Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52–ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»(с изм.);
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 24.04.2020) "О защите прав потребителей"
Федеральный закон от 23.11.95 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Федеральный закон от 07 Июля 1993 г. N 5340-1 «О ТОРГОВО - ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (с изм.).
Правила продажи отдельных видов товаров. Постановление Правительства РФ от 19. 01.1998 г. № 55 (в ред. от 01.02.2005 № 49).
Санитарные правила и нормы 2.4.7 / 1.1.1286 – 03. Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых. - М.: Изд-во стандартов, 2013. – 33 с. О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспертного контроля. Постановление правительства РФ от 21.06.2001г. №477// Собрание законодательства РФ – 2001, №26 с. 5324-5338
ГОСТ Р 51293-99 Идентификация продукции. Общие положения
ГОСТ Р
56691-2015 БЕЗОПАСНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ.
Руководящие указания для поставщиков и распространителей продукции
ГОСТ Р 51121-97 Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования (с Поправкой)
ГОСТ 31460-2012 Кремы косметические. Общие технические условия
ГОСТ 31678-2012 Продукция парфюмерная жидкая
ГОСТ 32048-2013 Продукция парфюмерно-косметическая. Термины и определения
ГОСТ 32479-2013 Средства для стирки. Общие технические условия
ГОСТ 28546-2002. Мыло туалетное твердое. Общие технические условия.
Основные источники:
1. Деликатная, И. О. Безопасность
товаров (продовольственных) / И.О. Деликатная, И.Ю. Ухарцева. - Москва: Высшая
школа, 2019. - 256 c.
2. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения Учебник для вузов.- М.:
Норма, 2016- 448 с. - 364 c.
3. Печенежская, И. А. Безопасность товаров. Часть 1. Продовольственные товары /
И.А. Печенежская, А.Ф. Шепелев. - М.: Мини Тайп, 2019. - 320 c.
4. Печенежская, Ирина Александровна Безопасность товаров. Учебное пособие.
Часть 1: Продовольственные товары. Гриф МО РФ / Печенежская Ирина
Александровна. - М.: Мини-Тайп, 2016.- 518 c.
5. Позняковский, В.М. Безопасность продовольственных товаров (с основами
нутрициологии). Учебник / В.М. Позняковский. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 437 c.
Дополнительные источники:
1. Вытовтов, А.А. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: Учебник / А.А. Вытовтов. - М.: Инфра-М, 2017. - 208 c.
2. Горбачева, М.В. Товароведение и экспертиза доп. видов сырья живот.: Учебное пособие / М.В. Горбачева, А.В. Щербакова. - М.: Инфра-М, 2017. - 384 c.
3. Гранаткина, Н.В. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: Учебное пособие / Н.В. Гранаткина. - М.: Academia, 2018. - 384 c. 4. Данильчук, Ю.В. Товароведение и экспертиза мясных товаров. Лабораторный практикум: Учебное пособие / Ю.В. Данильчук. - М.: Инфра-М, 2019. - 544 c.
5. Золотова, С.В. Справочник по товароведению непродовольственных товаров. В 3-х т. Т. Справочник по товароведению непродовольственных товаров: Учебное пособие / С.В. Золотова. - М.: ИЦ Академия, 2016. - 224 c.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.