РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ЭК. 06. Безопасность потребительских товаров 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

  • Документация
  • doc
  • 16.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа общеобразовательного элективного курса ЭК.06 Безопасность потребительских товаров предназначена для освоения программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) специальности 38.02.05.Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Иконка файла материала 38_02_05_RP_EK_06_Bezopasnost_potreb_tovarov_.doc

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

Ульяновский техникум питания и торговли

Наименование документа: Рабочая программа элективного курса ЭК. 06 «Безопасность потребительских товаров»

Соответствует  ГОСТ Р ИСО 9001-2015, ГОСТ Р 52614.2-2006  (п. 4.1, 4.2.3, 4.2.4, 5.5.3, 5.6.2, 7.5, 8.2.3, 8.4, 8.5)

Редакция № 1

Изменение № 0

Лист 1 из 19

Экз. №

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Эк. 06. Безопасность потребительских товаров

 

38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск,2021

 

 

 

 

Рабочая программа общеобразовательного элективного курса ЭК.06 Безопасность потребительских товаров предназначена для освоения программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) специальности 38.02.05.Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

 

РЕКОМЕНДОВАНА

на заседании МК

_____________________

Протокол заседания МК

 

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

ОГБПОУ УТПиТ

 

____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы (разработчики): Рачковская Ольга Владимировна - преподаватель

специальных дисциплин высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

пояснительная записка

 

 

 

1.  ПАСП  1.паспорт ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 

 

 

2. Т   2.СТРУКТУРА и содержание ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 

 

 

 

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5.условия РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

               Программа элективного курса «Безопасность потребительских товаров» составлена и реализуется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, в рамках освоения ОПОП ФГОС СПО, с учетом получаемой специальности (часть 3 статьи 68 Федерального закона об образовании).

Программа составлена в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности СПО (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров – программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). 

 

Программа элективного курса  ЭК 06 «Безопасность потребительских товаров» включает темы, которые могут быть реализованы, в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: 

 

Тема 1.1.

Понятие безопасности товаров. Нормы и контроль безопасности товаров.

Классификация товаров: понятие, методы,  правила, цели, задачи, виды.

1

Кодирование товаров: понятие, структурные элементы. Штриховое кодирование товаров.

1

 

Виды ассортимента, их характеристика.

1

Показатели ассортимента: структура, полнота, глубина, устойчивость, новизна

1

Тема 1.2. Качество потребительских товаров.

 

Стандартизация товаров: понятие, цель, задачи

1

Оценка и подтверждение соответствия

1

Тема 2.2. Безопасность непродовольственных товаров

 

Классификация и ассортимент потребительских товаров

1

Безопасность потребительских товаров: понятие, показатели

1

Парфюмерно-косметическая продукция, виды загрязнений и опасностей,  методы контроля. Безопасность парфюмерно-косметических товаров.

1

Микробиологическая чистота продукции. Нормы присутствия солей тяжелых металлов в декоративной косметике. Безопасность косметических кремов и косметических моющих средств.

1

Безопасность товаров бытовой химии. Фреоны в аэрозольно-распыляемых товарах бытовой химии. Опасные вещества, содержащиеся в моющих и чистящих средствах. Отбеливающие и дезинфицирующие средства, опасность хлора и его оксидов. Вредные вещества, содержащиеся в клеях и красках. Пестициды и ядохимикаты, опасность для человека.

1

Безопасность товаров детского ассортимента. Отличительная особенность товаров детского ассортимента и условий их эксплуатации. Опасность внедрения изделий из полимерных материалов в ассортимент предметов для ухода за новорожденными (посуда, предметы гигиены). Требования к полимерным материалам, разрешенные материалы.

1

Тема 3.1. Виды тары и упаковки

Тара и упаковка: понятие, назначение, история развития

1

Характеристика различных видов упаковки, материалы для изготовления.

1

Одноразовая упаковка.

1

Тара многоразового применения.

1

Утилизируемые и неутилизируемые материалы.

 Биоразлагаемая упаковка.

1

Безопасность упаковки для продукции.

Безопасность упаковки для окружающей среды.

1

Тема 4.1.Хранение пищевых товаров

Организация хранения организация хранения продовольственных товаров в магазине. Условия и сроки  хранения продовольственных товаров

1

Факторы, обеспечивающие сохранность, Процессы при хранении продовольственных товаров. Оборудование для хранения продовольственных товаров. Особенности хранения отдельных групп продовольственных товаров

1

Итого:

 

20

 

 

 

1. паспорт ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Безопасность потребительских товаров»

1.1. Область применения элективного курса

 

                   Рабочая  программа элективного курса  «Безопасность потребительских товаров»  реализуется в соответствии с требованиями ФГОС общего образования в рамках освоения ОПОП ФГОС СПО, с учетом получаемой специальности Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров среднего профессионального образования (часть 3 статьи 68 Федерального закона «Об образовании»).

 

1.2. Общая характеристика  элективного курса

Расширение рынка товаров привело к появлению новых видов товаров, новых, ранее не используемых материалов, внедрению современных высоких технологий в производство товаров народного потребления. Современное общество стремится обеспечить экологическую стабильность, а стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между обществом и природой. В этом аспекте сохранения комфортного состояния человека в мире материальной культуры тесно связано с безопасностью товаров народного потребления. Безопасность — важнейшее свойство качества, которым должны обладать все потребительские товары.

В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» различают следующие виды безопасности: безопасность излучений; биологическая, механическая, пожарная, термическая, химическая, электрическая, магнитная и электромагнитная, радиационная безопасность.

1.3.Место элективного курса  в структуре основной профессиональной образовательной программы: элективный курс «Безопасность потребительских товаров» относится к общепрофессиональному циклу,  входит в ОП.00 Общепрофессиональная подготовка.

1.4. Цели и задачи–  требования к результатам освоения элективного курса

Цель освоения элективного курса «Безопасность потребительских товаров»  является раскрытие понятия безопасности  потребительских товаров (пищевых продуктов и товаров народного потребления), определение показателей безопасности,  а также формирование компетенции по проведению оценки безопасности товаров.

       Основной задачей элективного курса  является подготовка специалистов, владеющих современными методами идентификации и определения показателей безопасности потребительских товаров.

Освоение содержания курса  «Безопасность потребительских товаров», обеспечивает достижение следующих результатов:

личностных:

Л1

устойчивый интерес к профессии и достижениям в области потребительских товаров;

объективное осознание значимости компетенций в области потребительских товаров для покупателя и общества

Л2

готовность к продолжению образования, повышению квалификации в из-

бранной профессиональной деятельности, используя полученные знания

Л3

умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека

Л4

готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения о новинках товаров, используя для этого доступные источники информации

Л5

умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного профессионального  развития

Л6

умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в коллективе с целью  решения поставленных задач

Л7

Соблюдение, полнота использования норм и правил, требований стандартов

Л8

Эффективное использование полученных профессиональных знаний.

 

Л9

Обоснованное использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

метапредметных:

МТ1

овладение умениями различных видов познавательной деятельности для изучения потребительских товаров

МТ2

применение основных методов познания  для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере

МТ3

 умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике

МТ4

умение использовать различные источники для получения информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач

предметных:

П1

сформированность представлений о потребительской культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества

П2

сформированность потребительского мышления и способности учитывать и оценивать отрицательные последствия в разных сферах деятельности

П3

владение умениями применять знания о безопасности товаров в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей

П4

владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни

П5

сформированность личностного отношения к потребительским ценностям, моральной ответственности за опасные последствия своих действий в

окружающей среде

П6

сформированность способности к выполнению проектов потребительски ориентированной социальной деятельности, связанных с безопасностью товаров, здоровьем людей и повышением их потребительской культуры

 

Личностные результаты реализации программы воспитания

(дескрипторы)

Код личностных результатов реализации

программы воспитания

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

ЛР1

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

ЛР2

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

ЛР3

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального

народа России.

ЛР5

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к

участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

ЛР6

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во

всех формах и видах деятельности.

 

ЛР7

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям раз- личных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского

государства.

ЛР8

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно-сложных или стремительно меняющихся ситуациях.

ЛР9

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР10

Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость

 

ЛР14

Способный к самостоятельному решению вопросов жизнеустройства

ЛР16

Владеющий навыками принятия решений социально-бытовых вопросов

ЛР17

Владеющий физической выносливостью в соответствии с требованиями профессиональной компетенции

ЛР18

Осознающий значимость ведения ЗОЖ для достижения собственных и общественно-значимых целей

ЛР19

Способный к применению инструментов и методов бережливого производства

ЛР21

Умеющий быстро принимать решения, распределять собственные ресурсы и управлять своим временем

ЛР22

Способный к сознательному восприятию экосистемы, демонстрирующий экокультуру

ЛР24

Способный к применению логистики, навыков в решении личных и профессиональных задач

ЛР25

Обладающий на уровне выше среднего софт скиллс, экзистенциальными компетенциями и самоуправляющими механизмами личности

ЛР28

 

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы элективного курса:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  119 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  82 часа;

самостоятельной работы обучающегося  37 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ»

 

Введение

Цели и задачи курса. Межпредметные связи. Значение курса в профессиональной деятельности.

Социальная значимость товароведа-эксперта  в  обществе: значение, важность, востребованность специальности. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности товароведа-эксперта.

Практическое занятие №1 Влияние научно-технического прогресса на технологию производства товаров.

Изучение квалификационной характеристики товароведа-эксперта.

Раздел 1.Безопасность товаров как показатель их качества

Тема 1.1. Понятие безопасности товаров. Нормы и контроль безопасности товаров.

Классификация товаров: понятие, методы,  правила, цели, задачи, виды.

 

Кодирование товаров: понятие, структурные элементы. Штриховое кодирование товаров.

 

Виды ассортимента, их характеристика.

 

Показатели ассортимента: структура, полнота, глубина, устойчивость, новизна

 

Потребительские свойства товаров: функциональные, эргономические, эстетические, технологические, экологические, свойства надежности и безопасности.

 

Показатели безопасности: электрическая, механическая, химическая, биологическая, физиологическая, акустическая, электромагнитная, радиационная,

пожарная и безопасность транспортных средств

 

Практическое  занятие №2

Распознавание нормативной базы контроля безопасности товаров . Изучение видов нормативных документов, регламентирующих требования к безопасности товаров и услуг.

 

Изучение санитарных правил и норм (СанПиН).

 

Тема 1.2.  Качество  потребительских товаров.

 

 

Стандартизация товаров: понятие, цель, задачи

 

Оценка и подтверждение соответствия

 

 

Практическое  занятие №3

 

Изучение ФЗ «О сертификации продукции и услуг».

 

Выявление основных целей и задач сертификации

 

Тема 1.3.

Виды и источники опасности товаров

 

Основные виды и источники опасности товаров, соотношение уровней их значимости для продовольственных и непродовольственных товаров.

Характеристика веществ, контролируемых при установлении соответствия на безопасность.

 

 Раздел 2.

 Безопасность потребительских товаров

 

 Тема 2.1. Безопасность пищевых продуктов

  Классификация продовольственных товаров

  Безопасность пищевой продукции: понятие, показатели

 

  Факторы, влияющие на безопасность продукции

 

  Химический состав, пищевая ценность продовольственных товаров

 

  Гигиеническая характеристика основных компонентов пищи.

 

  Источники загрязнения пищевых продуктов.

 

  Приоритетные загрязнители различных видов пищевых продуктов России.

 

Антропогенные источники загрязнения пищевых продуктов чужеродными вещест  вами. Естественные источники загрязнения пищевых продуктов чужеродными веществами.

 

  Безопасность генетически модифицированных источников пищи.

 

   Практическое  занятие№4

 

Распознавание загрязнений продовольственного сырья продуктами, применяемыми в животноводстве, растениеводстве.

 

Распознавание загрязнений пищевых продуктов пестицидами и соединениями азота.

 

 

Практическое  занятие№5

 

Распознавание пищевых добавок

 

 

Определение теоретической и фактической энергетической ценности (калорийности)

 

 

Практическое  занятие№6

Определение теоретической и фактической энергетической ценности (калорийности)

 

 

Распознавание способов проведения экспертизы табака и табачных изделий

 

Практическое  занятие№7

Определение безопасности табака и табачных изделий

 

     Определение безопасности табака и табачных изделий

   Тема 2.2.Безопасность непродовольственных товаров

Классификация и ассортимент потребительских товаров

Безопасность потребительских товаров: понятие, показатели

Парфюмерно-косметическая продукция, виды загрязнений и опасностей,  методы контроля. Безопасность парфюмерно-косметических товаров.

Микробиологическая чистота продукции. Нормы присутствия солей тяжелых металлов в декоративной косметике. Безопасность косметических кремов и косметических моющих средств.

Безопасность товаров бытовой химии. Фреоны в аэрозольно-распыляемых товарах бытовой химии.

 Опасные вещества, содержащиеся в моющих и чистящих средствах. Отбеливающие и дезинфицирующие средства, опасность хлора и его оксидов. Вредные вещества, содержащиеся в клеях и красках. Пестициды и ядохимикаты, опасность для человека.

 

Безопасность товаров детского ассортимента. Отличительная особенность товаров детского ассортимента и условий их эксплуатации. Опасность внедрения изделий из полимерных материалов в ассортимент предметов для ухода за новорожденными (посуда, предметы гигиены). Требования к полимерным материалам, разрешенные материалы.

 

Практическое  занятие 8

Распознавание мер по безопасному использованию товаров бытовой химии.

 

Выявление требований к детской одежде и обуви, товарам гигиенической группы.

 

Практическое  занятие 9

Выявление требований к безопасности мебели.

 

Выявление требований к безопасности электротоваров

 

Практическое  занятие 10

 

Выявление  активной и пассивной безопасности автомобилей

 

Распознавание методов обеспечения безопасности детских игрушек

 

 

Практическое  занятие 11

 

Распознавание методов обеспечения безопасности детских игрушек

 

 

Раздел 3. Безопасность упаковки. Виды, формы и средства товарной информации

Тема 3.1. Виды тары и упаковки

Тара и упаковка: понятие, назначение, история развития

 

Характеристика различных видов упаковки, материалы для изготовления.

 

Одноразовая упаковка.

 

Тара многоразового применения.

 

Утилизируемые и неутилизируемые материалы.

 Биоразлагаемая упаковка.

 

Безопасность упаковки для продукции.

Безопасность упаковки для окружающей среды.

 

Практическое  занятие 12

 

Распознавание видов потребительской тары (упаковки)  продовольственных товаров и непродовольственных товаров

 

Распознавание видов потребительской тары (упаковки)  продовольственных товаров и непродовольственных товаров

 

 

  Тема 3.2 . Маркировка безопасных товаров

 Товарная информация и её роль в обеспечении качества, безопасности товаров.

 

 Общие требования к маркировке товаров. Основные знаки маркировки. Основные знаки маркировки опасных товаров. Маркировка безопасных товаров.

 

 Товарная  информация для потребителей и маркировка пищевых продуктов.

 

 Требования к определенным видам продукции.

 

 Товарная  информация для потребителей непродовольственных товаров

 

 Маркировка непродовольственных товаров

 

  Практическое  занятие 13

 

Установление информационных элементов маркировки продовольственных товаров, определяющих ассортиментную, качественную и количественную характеристики

Анализ соответствия маркировки продовольственных товаров требованиям Федерального законодательства.

 

Практическое  занятие 14

Установление информационных элементов маркировки потребительских товаров, определяющих  ассортиментную, качественную и количественную характеристики

Анализ соответствия маркировки потребительских товаров требованиям Федерального законодательства.

 

  Раздел 4 Хранение потребительских товаров

  Тема 4.1. Хранение пищевых продуктов.

 

Организация хранения организация хранения продовольственных товаров в магазине. Усло-

вия и сроки  хранения продовольственных товаров

 

Факторы, обеспечивающие сохранность, Процессы при хранении продовольственных то-

варов. Оборудование для хранения продовольственных товаров. Особенности хранения отдельных групп продовольственных товаров

 

 

Практическое занятие №15

 

Распознавание условий и сроков хранения продовольственных товаров в магазине

 

 

                  Тема 4.2.Хранение непродовольственных товаров

 

  Организация хранения непродовольственных товаров в магазине. Факторы, обеспечиваю- щие   сохранность. Температура, влажность, воздухообмен. Газовый состав, освещенность.

  Современные технологии хранения непродовольственных товаров. Регулирование газовой

 среды. Приемы, используемые для   увеличения сроков хранения. Санитарно-гигиеническая  обработка.

 

   Практическое занятие №16

 

Распознавание процессов, происходящих при хранении непродовольственных товаров.

Изучение правил хранения товаров различных групп.

Изучение режимов хранения непродовольственных товаров. Распознавание климатических

режимов хранения. Изучение сроков хранения.

 

Практическое занятие №17

Распознавание условий и сроков хранения непродовольственных товаров в магазине

Анализ соблюдения правил хранения непродовольственных товаров в торговом зале

 

  Раздел 5. Правовая и нормативная база безопасности товаров

 

 Практическое занятие №18

 Изучение  и применение основных положений Закона РФ «О защите прав потребителей»

 

 Определение  обязанностей изготовителя (исполнителя) по обеспечению безопасности товара

 (работы).

 

Практическое занятие №19

Изучение прав потребителя на безопасность товаров и услуг.

 

Определение способов защиты прав потребителей при продаже товаров потребителям

 

Практическое занятие №20

Применение Закона РФ «О защите прав потребителей» (решение ситуационных задач)

Анализ  ситуаций из практики торговых предприятий г. Ульяновска. Решение ситуационных задач

 

Итоговое занятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                    

    При реализации содержания элективного курса «Безопасность потребительских

 товаров» в пределах освоения образовательного цикла  ОПОП СПО на базе основного

общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная                                             

           нагрузка студентов составляет:

Аудиторные занятия, содержание обучения

макс

аудит

В т.ч.

практич.

самост.

работа

Введение

5

4

2

1

Раздел 1. Безопасность товаров как показатель их качества

20

14

4

6

Тема 1.1. Понятие безопасности товаров. Нормы и контроль

безопасности товаров.

12

8

2

4

Тема 1.2.  Качество  потребительских товаров.

6

4

2

2

Тема 1.3. Виды и источники опасности товаров

2

2

-

-

Раздел 2. Безопасность потребительских товаров

42

30

16

12

Тема 2.1. Безопасность пищевых продуктов

20

16

8

4

Тема 2.2. Безопасность непродовольственных товаров

22

14

8

8

Раздел 3. Безопасность упаковки. Виды, формы и средства  товарной информации.

24

18

6

6

Тема 3.1. Виды тары и упаковки.

11

8

2

3

Тема 3.2. Маркировка безопасных товаров

13

10

4

3

Раздел 4. Хранение потребительских товаров.

17

10

6

7

Тема 4.1. Хранение пищевых продуктов.

8

4

2

4

Тема 4.2. Хранение непродовольственных товаров

9

6

4

3

Раздел  5. Правовая и нормативная база безопасности товаров

11

6

6

5

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ  ПРАКТИЧЕСКИХ  ЗАНЯТИЙ

по элективному курсу  ЭК 06  Безопасность потребительских товаров

 

№ ПЗ

Тема

1

Влияние научно-технического прогресса на технологию производства товаров

Изучение квалификационной характеристики товароведа-эксперта

2

Распознавание нормативной базы контроля безопасности товаров

Изучение видов нормативных документов, регламентирующих требования к безопасности товаров и услуг. Изучение санитарных правил и норм (СанПиН).

3

Изучение ФЗ «О сертификации продукции и услуг».

Выявление основных целей и задач сертификации

4

Распознавание загрязнений продовольственного сырья продуктами, применяемыми в животноводстве, в растениеводстве. Распознавание загрязнений пищевых продуктов пестицидами и соединениями азота.

5

Распознавание радиоактивных загрязнений. Распознавание пищевых добавок

6

Определение теоретической и фактической энергетической ценности (калорийности).

Определение теоретической и фактической энергетической ценности (калорийности)

7

Распознавание способов проведения экспертизы табака и табачных изделий Определение безопасности табака и табачных изделий

8

Распознавание мер по безопасному использованию товаров бытовой химии. Выявление требований к детской одежде и обуви, товарам гигиенической группы.

9

Выявление требований к безопасности мебели. Выявление требований к безопасности электротоваров

10

Выявление  активной и пассивной безопасности автомобилей. Распознавание методов обеспечения безопасности детских игрушек

11

Распознавание методов обеспечения безопасности детских игрушек

Распознавание способов специальной маркировки по безопасности игрушек.

12

Распознавание видов транспортной тары продовольственных товаров и непродовольственных товаров. Распознавание видов потребительской тары (упаковки)  продовольственных и   непродовольственных товаров

13

Установление информационных элементов маркировки продовольственных товаров, определяющих ассортиментную, качественную и количественную характеристики Анализ соответствия маркировки продовольственных товаров требованиям Федерального законодательства.

14

Установление информационных элементов маркировки потребительских  товаров, определяющих ассортиментную, качественную и количественную характеристики. Анализ соответствия маркировки потребительских товаров требованиям Федерального законодательства.

15

Распознавание условий и сроков хранения продовольственных товаров в магазине Анализ соблюдения правил хранения продовольственных товаров в торговом зале

16

Распознавание процессов, происходящих при хранении непродовольственных товаров. Изучение правил хранения товаров различных групп. Изучение режимов хранения непродовольственных товаров. Распознавание климатических режимов хранения. Изучение сроков хранения.

17

Распознавание условий и сроков хранения непродовольственных товаров в магазине Анализ соблюдения правил хранения непродовольственных товаров в торговом зале

18

Изучение  и применение основных положений Закона РФ «О защите прав потребителей». Определение  обязанностей изготовителя (исполнителя) по обеспечению безопасности товара (работы. Изучение прав потребителя на безопасность товаров и услуг

19

  Изучение прав и обязанностей изготовителя. в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя. Определение способов защиты прав потребителей при продаже товаров потребителям.

 

20

Применение Закона РФ «О защите прав потребителей» (решение ситуационных задач) Анализ  ситуаций из практики торговых предприятий г. Ульяновска. Решение ситуационных задач

 

 

 

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (ДОКЛАДОВ) И

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

 

1.Безопасность товаров как показатель их качества.

2.Виды опасности и природа их происхождения.

3.Химическая безопасность. Классы опасности веществ.

4.Методы санитарно-химической экспертизы товаров и материалов.

5.Радиационная безопасность, электромагнитное излучение.

6.Механическая и термическая безопасность.

7.Противопожарная безопасность.

            8.Гигиенические свойства непродовольственных товаров. Полная схема определения

              гигиенических свойств материалов, контактирующих с водой, пищей и телом человека.

9.Микробиологические и токсикологические испытания.

10.Безопасность товаров детского ассортимента.

            11Безопасность упаковки. Маркировка безопасных товаров.

            12.Сертификат безопасности товаров.

13.Нормы и контроль безопасности товаров.

14.Санитарные правила и нормы

15.Экономический потенциал: понятие, виды, характеристика.

16.Теория безопасности: понятие, виды.

17.Общественная система безопасности.

18.Концепция национальной безопасности.

19.Товар в системе общественного движения.

20.Потребительские свойства непродовольственных товаров.

21.Безопасность как свойство товара.

22.Качество товаров и их конкурентоспособность: понятие, взаимосвязь.

23.Факторы формирования качества товаров.

24.Оценка качества товаров.

25.Сущность и задачи стандартизации товаров и услуг.

26.Категории и виды стандартов.

27.Развитие стандартизации в сфере защиты прав потребителей.

28.ащита прав потребителей как общемировая проблема.

29.Права потребителей на безопасность товаров.

30.Государственная политика по защите прав потребителей.

31.Срок службы товаров и их безопасность.

32.Государственная инспекция безопасности товаров.

33.Качество жизни населения как индикатор безопасности.

34.Уровень жизни и здоровье населения как акцент экономического развития страны.

35.Информация о товаре как основа обеспечения безопасности.

36.Технология и организация обеспечения безопасности хранения непродовольственных

товаров.

37.Технология и организация обеспечения безопасности транспортирования непродоволь-

ственных товаров.

38.Техническое регулирование как основа обеспечения безопасности непродовольственных

 товаров.

39.Технология обеспечения безопасности  хранения непродовольственных товаров.

40.Технология обеспечения безопасности транспортирования непродовольственных товаров.

41.Административная ответственность и безопасность непродовольственных товаров.

42.Уголовная ответственность и безопасность непродовольственных товаров.

43.Складские помещения: технология обеспечения безопасности непродовольственных

 товаров.

 44.Важнейшие продовольственные проблемы в мире и прогнозы их решения

 45..Основные принципы формирования и управления качеством пищевых продуктов

    46.Радиоактивный фон и проблемы его снижения. Возможные пути загрязнения пищевой продукции»

47.Эспертиза и сертификация питьевой воды»

48.Экспертиза и безопасность табака и табачных изделий

 

4.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Знакомство с объектами и задачами  изучения дисциплины, социальной  значимостью товароведа-эксперта  в  обществе.

Знание квалификационной характеристики товароведа-эксперта

 

Раздел 1. Безопасность товаров как показатель их качества

Тема 1.1. Понятие безопасности товаров. Нормы и контроль

безопасности товаров.

Знание основных понятий в области безопасности товаров: показателей ассортимента, показателей безопасности потребительских товаров, потребительских свойств товаров, содержание нормативных документов на конкретные группы продуктов и товаров народного потребления и услуг.

Умения работы   с документами и законодательными актами в области безопасности товаров.

Тема 1.2.  Качество  потребительских товаров.

Знание основных понятий в области качества, стандартизации и сертификации товаров.

Уметь работать с документами и законодательными актами в области стандартизации и сертификации товаров.

Тема 1.3. Виды и источники опасности товаров

Знать виды опасности товаров.

Умение выявлять источники опасности товаров, определять их последствия для здоровья и экологии.

 

Раздел 2. Безопасность потребительских товаров

Тема 2.1. Безопасность пищевых продуктов

Знание классификации продовольственных товаров, факторов, влияющих на безопасность потребительских товаров, источников загрязнения пищевых продуктов.

Умение определять показатели безопасности для групп пищевых продуктов определять показатели безопасности для групп товаров народного потребления.

Тема 2.2. Безопасность непродовольственных товаров

Знание показателей безопасности отдельных групп  товаров

Умения выявлять требования к качеству и безопасности товаров отдельных групп: мебели, электротоваров, товаров бытовой химии, автомобилей, игрушек.

 

Раздел 3. Безопасность упаковки. Виды, формы и средства

 товарной информации.

Тема 3.1. Виды тары и упаковки.

Знание  нормативных документов на конкретные группы продуктов и товаров народного потребления,  факторов, влияющих на безопасность потребительских товаров, видов транспортной тары и упаковки, видов, содержания, требований к товарной информации.

Умения анализировать  показатели безопасности для групп пищевых продуктов, товаров народного потребления и услуг, осуществлять процедуру анализа безопасности потребительских товаров.

 Тема 3.2. Маркировка безопасных товаров

Знание видов и форм товарной информации, требований к ней

Умения установления информационных элементов маркировки продовольственных и непродовольственных товаров анализ соответствия маркировки установленным требованиям

 

Раздел 4. Хранение потребительских товаров

Тема 4.1. Хранение пищевых продуктов.

Знание факторов, влияющих на безопасность и  сохранность товаров. Особенности хранения отдельных групп пищевых продуктов.

Умения определения  показателей безопасности для групп пищевых продуктов, товаров народного потребления и услуг; работы с документами и законодательными актами, анализа условий  хранения товаров ,их влияния  на качество.

Тема 4.2. Хранение непродовольственных товаров

Знание факторов, обеспечивающих сохранность непродовольственных товаров.

Умение анализировать условия хранения непродовольственных товаров ,определять их влияние на качество

-

Раздел  5. Правовая и нормативная база безопасности товаров

-

Умения работы с документами и законодательными актами; разрешать ситуационные задачи в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя.

 

5. условия реализации ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализация элективного курса имеется лаборатория.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета.

Технические средства обучения:

Ноутбук-1;

Проектор-1;

Магнитофон «Сони»-1;

Аудиовизуальные

Телевизор-1

 

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

Рабочее место преподавателей-1;

Стол-1;

Шкафы-2;

Выдвижная тумба-1;

Кафедра-1;

Тумба-2;

Столы для учащихся-15;

Стулья-30;

Раскладная классная доска с экраном-1;

Жалюзи - по количеству окон;

Демонстрационные горки для размещения бутафории, муляжей, коллекций, натуральных образцов-4;

Художественное панно »рыба и рыбные товары»-1;

Ящик-картотека-2;

Напольный вентилятор-1;

Стенка для витринного инвентаря-1;

Рекламные окна-4;

Прилавки-4;

Стенка для дидактического материала с встроенной классной доской-1;

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета.

1. Доска классная

2. Стол, стул для преподавателя

3. Столы, стулья для студентов

4. Шкафы для хранения приборов, инструментов, посуды, наглядных пособий, учебно-методической документации и др.

5. Аппаратура, приборы, инструменты, необходимые для проведения лабораторных исследований (испытаний) непродовольственных товаров.

 

Учебно-методическая документация

1. Учебно-методические комплексы по темам дисциплины

2. Сборник тестовых заданий

3. Сборник ситуационных задач

4. Материалы промежуточной аттестации обучающихся 

 

Учебно-наглядные пособия

1. Образцы различных групп непродовольственных товаров

2. Образцы упаковок и элементов упаковки.

3. Законы РФ, приказы, постановления  на электронных носителях.

4. Материалы для контроля знаний учащихся.

5.Плоскостные средства обучения: таблицы, плакаты, схемы, диаграммы и др.

6. Электронные образовательные ресурсы (электронные дидактические материалы, электронные учебные пособия)

 

 

5.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

 

Литература актуализирована.     Протокол №1 от 27.08.2021г. на заседании м/к экономики и управления

 

Нормативно-технологическая документация:

Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52–ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»(с изм.);

 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 24.04.2020) "О защите прав потребителей"

Федеральный закон от 23.11.95 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Федеральный закон от 07 Июля 1993 г. N 5340-1 «О ТОРГОВО - ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (с изм.).

Правила продажи отдельных видов товаров. Постановление Правительства РФ от 19. 01.1998 г. № 55 (в ред. от 01.02.2005 № 49).

 Санитарные правила и нормы 2.4.7 / 1.1.1286 – 03. Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых. - М.: Изд-во стандартов, 2013. – 33 с. О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспертного контроля. Постановление правительства РФ от 21.06.2001г. №477// Собрание законодательства РФ – 2001, №26 с. 5324-5338

ГОСТ Р 51293-99 Идентификация продукции. Общие положения

ГОСТ Р 56691-2015 БЕЗОПАСНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ.
Руководящие указания для поставщиков и распространителей продукции

ГОСТ Р 51121-97 Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования (с Поправкой)

ГОСТ 31460-2012 Кремы косметические. Общие технические условия

ГОСТ 31678-2012 Продукция парфюмерная жидкая

ГОСТ 32048-2013 Продукция парфюмерно-косметическая. Термины и определения

ГОСТ 32479-2013 Средства для стирки. Общие технические условия

ГОСТ 28546-2002. Мыло туалетное твердое. Общие технические условия.

 

Основные источники:

1.  Деликатная, И. О. Безопасность товаров (продовольственных) / И.О. Деликатная, И.Ю. Ухарцева. - Москва: Высшая школа, 2019. - 256 c.
2. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения Учебник для вузов.- М.: Норма, 2016- 448 с. - 364 c.
3. Печенежская, И. А. Безопасность товаров. Часть 1. Продовольственные товары / И.А. Печенежская, А.Ф. Шепелев. - М.: Мини Тайп, 2019. - 320 c.
4. Печенежская, Ирина Александровна Безопасность товаров. Учебное пособие. Часть 1: Продовольственные товары. Гриф МО РФ / Печенежская Ирина Александровна. - М.: Мини-Тайп, 2016.- 518 c.
5. Позняковский, В.М. Безопасность продовольственных товаров (с основами нутрициологии). Учебник / В.М. Позняковский. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 437 c.

 

Дополнительные источники:

1. Вытовтов, А.А. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: Учебник / А.А. Вытовтов. - М.: Инфра-М, 2017. - 208 c.

2. Горбачева, М.В. Товароведение и экспертиза доп. видов сырья живот.: Учебное пособие / М.В. Горбачева, А.В. Щербакова. - М.: Инфра-М, 2017. - 384 c.

3. Гранаткина, Н.В. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: Учебное пособие / Н.В. Гранаткина. - М.: Academia, 2018. - 384 c. 4. Данильчук, Ю.В. Товароведение и экспертиза мясных товаров. Лабораторный практикум: Учебное пособие / Ю.В. Данильчук. - М.: Инфра-М, 2019. - 544 c.

5. Золотова, С.В. Справочник по товароведению непродовольственных товаров. В 3-х т. Т. Справочник по товароведению непродовольственных товаров: Учебное пособие / С.В. Золотова. - М.: ИЦ Академия, 2016. - 224 c.

 

 

Интернет-ресурсы:

 

1.http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_33766.html

2. http://www.econ.asu.ru/lib/pdf/expertiza090107.pdf

3. http://www.centrekspertiza.ru/ekspertiza/

4. http://docs.cntd.ru/document/9008886

5. http:// www.consultant.ru

6. http:/ www.tstu.ru/education/elib/pdf/2002/zaicev.pdf

7. http://www.edu.ru/ed/modules

8. http://www.tks.ru/docs

9. http://kollegia.net/sud_expertizi

10. http://www.znaytovar.ru/.

11. http://www.falshivkam.net/

12. http://rosexpert.org/vidi-ekspertiz/tovarovedcheskaya-ekspertiza

13. http:/ www.stq.ru.

14. http:/ www.spros.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru