Каневской район, станица Стародеревянковская_
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15_
имени Героя Советского Союза А.С.Корнева
муниципального образования Каневской район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ СОШ №15 МО Каневской район
от «27» августа 2021 года протокол № 1
Председатель педсовета
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсувнеурочной деятельности «Читаем, решаем, живём (математическая грамотность)»
Уровень образования (класс): основное общее образование, 5 класс
Количество часов 17ч.
Группа учителей, разработчиков программы:
Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО
с учётомПримерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живём (математическая грамотность)», на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru ), в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно-тематического планирования»
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Изучение математики по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,уважения к Отечеству;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности испособности обучающихся к саморазвитию и самообразованию наоснове мотивации к обучению;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательногоотношения к другому человеку, его мнению;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
• формирование основ экологической культуры.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в томчисле альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективныеспособы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижениярезультата, определять способы действий в рамках предложенныхусловий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений иосуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение.
Предметные результаты:
• формирование представлений о математике как о методе познаниядействительности, позволяющем описывать и изучать реальныепроцессы и явления: осознание роли математики в развитии Россиии мира; возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов;
• развитие умений работать с учебным математическим текстом(анализировать, извлекать необходимую информацию); решениесюжетных задач разных типов на все арифметические действия;применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи; решение логических задач;
• овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений: оперирование понятиями: натуральное число; использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами при выполнении вычислений; выполнение округления чисел всоответствии с правилами; сравнение чисел;
• овладение геометрическим языком; развитие умения использоватьего для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыковгеометрических построений: оперирование понятиями: фигура,точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, прямоугольный параллелепипед, куб; изображение изучаемых фигур отруки и с помощью линейки; выполнение измерения длин, расстояний;
• развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежныхдисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; распознавание верных и неверных высказываний; оценивание результатов вычислений при решении практических задач; выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях; использованиечисловых выражений при решении практических задач и задач издругих учебных предметов; решение практических задач с применением простейших свойств фигур; выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни.
Программа курса не предполагает расширение и углублениематематических знаний школьников. Курс направлен на практическое применение имеющихся знаний пятиклассников. Темы в содержании курса повторяются в течение всего курса в соответствиис тематическим планированием.
2. Содержание курса
Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами(сложение, вычитание, умножение, деление). Деление с остатком. Квадрат икуб числа. Сравнение чисел. Округление чисел. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
Формулы. Скорость, время, расстояние. Цена, количество, стоимость.
Углы: острый, прямой, тупой, развернутый. Транспортир. Измерение углов. Построение углов. Прямоугольник. Квадрат. Периметр и площадь прямоугольника, квадрата. Прямоугольный параллелепипед. Объём прямоугольногопараллелепипеда. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения длины, площади, объёма, времени.
Представление данных в виде таблиц. Решение текстовых задач арифметическим способом.
3. Тематическое (календарно-тематическое) планирование курса внеурочной деятельности(1 час в неделю, всего 17 часов)
№ занятия |
Темы |
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
Материально-техническое оснащение (оборудование)* |
Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ компетенции, межпредметные понятия |
1 |
Что такое математическая грамотность в исследовании PISA. Примеры заданий |
Выполнять сложение, вычитание, умножение, деление натуральных чисел, деление с остатком. Выполнять округление натуральных чисел. Решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные зависимости между величинами (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость). Анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений. Планировать ход решения задачи, оценивать получившийся ответ. Выражать одни единицы измерения времени через другие. Владеть понятием угол. Знать виды углов: острый прямой, тупой, развернутый. Вычислять периметр, площадь прямоугольника, квадрата. Выражать одни единицы измерения длины, площади через другие. Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба. Выражать одни единицы измерения объёма через другие. Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Извлекать информацию из таблиц. |
1, 2, 3 |
Личностные: формирование стартовой и устойчивой мотивации к обучению; положительного отношения к учению, желания приобретать новые знания, умения. Регулятивные: умение самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы, контролировать процесс, оценивать результат. Познавательные: умение выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения, взаимодействовать с учителем и сверстниками для достижения поставленной задачи. ИКТ-компетенции: 1) самостоятельно находить информацию в информационном поле; 2) анализировать информацию; 3)
составлять план обобщенного харак Межпредметные понятия: таблица, сравнение, схема, расстояние, признаки, свойства, классификация |
2 |
Развлечения. Парк Никольский |
|||
3 |
Туристический поход |
|||
4 |
Путешествие |
|||
5 |
Точка Роста |
|||
6 |
Школьный двор. Экскурсия |
|||
7 |
Школьный двор. Обработка результатов измерений |
|||
8 |
Благоустройство школьной территории |
|||
9 |
Школьный музей |
|||
10 |
Футбол. Футбольные мячи |
|||
11 |
Футбол. Экипировка |
|||
12 |
Школьный стадион |
|||
13 |
Школьная форма |
|||
14 |
Строительство. Бассейн |
|||
15 |
Отдых в Сочи |
|||
16 |
Новая школа. Школьная библиотека |
|||
17 |
Итоговое занятие |
|||
Итого |
17 |
|
|
Материально-техническое оснащение (оборудование)*
1. Учебно-методическое пособие для учителя «Реализация курса «Читаем, решаем, живём, 5 класс»» ГБОУ ИРО Краснодарского края,2021
2. Примеры заданий по математике. Составители: Ковалева Г.С.,к.п.н., Краснянская К.А., к.п.н, Москва, Центр оценки качества образования ИСМО РАО, 2006.
3. ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021 https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201978
Каневской район, станица Стародеревянковская_
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15_
имени Героя Советского Союза А.С.Корнева
муниципального образования Каневской район
СОГЛАСОВАНО
Руководитель школьного методического объединения
учителей математики
МБОУ СОШ №15
ст. Стародеревянковской
________ _________________
«___» сентября 2021г
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живём (математическая грамотность)»
Количество часов: всего ____17____ часа; в неделю __1_ час;
Планирование составлено на основе рабочей программы по курсу внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живём (математическая грамотность)», разработанной группой учителей:
В соответствии с ФГОС основного общего образования
УМК:Реализация курса «ЧИТАЕМ, РЕШАЕМ, ЖИВЁМ» (МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ), 5 класс»: учебно-методическое пособие. / под ред. Е. Н. Белай. – Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края. – 2022. -57 с.
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живём» (математическая грамотность), 5 класс, 2021-2022 учебный год
№ занятия |
Темы |
Дата (план) |
Дата (факт) |
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
Материально-техническое оснащение (оборудование)* |
Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ компетенции, межпредметные понятия |
1 |
Что такое математическая грамотность в исследовании PISA. Примеры заданий |
|
|
Выполнять сложение, вычитание, умножение, деление натуральных чисел, деление с остатком. Выполнять округление натуральных чисел. Решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные зависимости между величинами (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость). Анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений. Планировать ход решения задачи, оценивать получившийся ответ. Выражать одни единицы измерения времени через другие. Владеть понятием угол. Знать виды углов: острый прямой, тупой, развернутый. Вычислять периметр, площадь прямоугольника, квадрата. Выражать одни единицы измерения длины, площади через другие. Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба. Выражать одни единицы измерения объёма через другие. Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Извлекать информацию из таблиц. |
1, 2, 3 |
Личностные: формирование стартовой и устойчивой мотивации к обучению; положительного отношения к учению, желания приобретать новые знания, умения. Регулятивные: умение самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы, контролировать процесс, оценивать результат. Познавательные: умение выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения, взаимодействовать с учителем и сверстниками для достижения поставленной задачи. ИКТ-компетенции: 1) самостоятельно находить информацию в информационном поле; 2) анализировать информацию; 3)
составлять план обобщенного харак Межпредметные понятия: таблица, сравнение, схема, расстояние, признаки, свойства, классификация |
2 |
Развлечения. Парк Никольский |
|||||
3 |
Туристический поход |
|||||
4 |
Путешествие |
|||||
5 |
Точка Роста |
|||||
6 |
Школьный двор. Экскурсия |
|||||
7 |
Школьный двор. Обработка результатов измерений |
|||||
8 |
Благоустройство школьной территории |
|||||
9 |
Школьный музей |
|||||
10 |
Футбол. Футбольные мячи |
|||||
11 |
Футбол. Экипировка |
|||||
12 |
Школьный стадион |
|||||
13 |
Школьная форма |
|||||
14 |
Строительство. Бассейн |
. |
|
|||
15 |
Отдых в Сочи |
|
||||
16 |
Новая школа. Школьная библиотека |
|
||||
17 |
Итоговое занятие |
|
||||
Итого |
17 |
|
|
|
Материально-техническое оснащение (оборудование)*
1. Учебно-методическое пособие для учителя «Реализация курса «Читаем, решаем, живём, 5 класс»» ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021
2. Примеры заданий по математике. Составители: Ковалева Г.С., к.п.н., Краснянская К.А., к.п.н, Москва, Центр оценки качества образования ИСМО РАО, 2006.
3. ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021 https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201978
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.