Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40»
Новоуральский городской округ
Принято на заседании ШМО учителей математики и информатики Руководитель ШМО _________________________ Протокол № ___ от «____»____________2022г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________________
«____» __________2022г.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ
___________________ Приказ № ___ от «___»__________2022г.
|
Рабочая программа
элективных занятий
по математике
«Нестандартные приёмы решения уравнений и неравенств»
Программу
составила
Гуляева Светлана Валерьевна
учитель математики высшей
квалификационной категории
г. Новоуральск, 2022
Пояснительная записка.
Основная функция курсов по выбору в системе подготовки по математике – выявление средствами предмета математики направленности личности, её профессиональных интересов. Для того, чтобы познакомить учащихся с интересными, нестандартными уравнениями и неравенствами и расширить, углубить знания обучающихся считаю целесообразным включение предметно – ориентированного курса физико-математического профиля ««Нестандартные приёмы решения уравнений и неравенств»
Опыт работы в школе показывает, что решение уравнений и неравенств вызывают иногда затруднения у обучающихся на выпускных и вступительных экзаменах. Учащиеся физико-математического профиля находятся в более выигрышной ситуации, да и сама программа предполагает развитие навыков решения заданий сложного уровня. Это связано с тем, что решение таких задач требует не только знания свойств функций и уравнений, умения выполнять алгебраические преобразования, но также высокой логической культуры и хорошей техники исследования.
Данный курс дополняет и углубляет знания, полученные по программе базового уровня. Большое внимание уделяется формированию навыков решения заданий, содержащих абсолютную величину и параметр.
Известно, что решение уравнений и неравенств приводит к систематизации имеющихся знаний, развивает творческое мышление, учит детей к поиску нестандартных ситуаций.
Предлагаемый курс содержит совершенно не проработанные в базовом курсе школьной математики вопросы и своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 10-11 классов, которым интересна математика. Практическим результатом данного курса является подготовка учащихся к ЕГЭ по математике. Данный элективный курс поможет систематизировать знания по решению уравнений и неравенств, развить нестандартные способы мышления, а также научиться решать широкий курс задач с параметрами. Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости. Теоретический материал сопровождается разбором типовых заданий. В процессе обучения учащиеся овладевают приемами нестандартного подхода к решению уравнений и неравенств с одной переменной.
Наряду с основной задачей обучения математики – обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, развитие и выявление математических способностей, ориентацию на профессии существенным образом связанные с математикой.
Основные задачи данного курса:
-углубить знания по математике, предусматривающие формирование у обучающихся устойчивого интереса к предмету;
-выявить и развить их математические способности;
-расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач различного типа сложности, включая задачи с модулем и параметром
-повышение уровня математического и логического мышления учащихся;
-развитие навыков исследовательской деятельности;
-обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования;
-обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры;
Работа элективного курса строится на принципах научности, доступности, опережающей сложности, вариативности, самоконтроля, само и взаимооценки.
Воспитательное назначение курса.
Обучение потребует от учащихся умственных и волевых усилий, внимания, воспитания таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.
Формы организации учебных занятий.
Занятия организуются в форме уроков. Это уроки: лекция, семинар, практическая работа. В ходе изучения проводятся краткие теоретические опросы по знанию формул и основных понятий. Используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве. В ходе курса учащимся предлагаются различного типа сложности задачи. Для презентации своих творческих проектов обучающиеся могут использовать домашние компьютеры или компьютеры кабинета информатики.
Требования к уровню подготовки учащихся:
- должны иметь элементарные умения решать задачи обязательного и повышенного уровня сложности;
- точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач, правильно пользоваться математической символикой и терминологией, применять рациональные приемы тождественных преобразований.
Планируемые результаты курса.
Учащиеся должны знать: понятие параметра, прочно усвоить понятие модуль числа, алгоритмы решений задач с модулями и параметрами, различные приёмы при решении тригонометрических, иррациональных, комбинированных уравнений и систем. Должны уметь: решать уравнения с модулем и параметром, применять различные приёмы при решении рациональных, иррациональных, комбинированных уравнений, знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств.
Количество часов в неделю: 1 ч, всего 34час
Учебно-тематическое планирование
элективного курса «Нестандартные приёмы решения уравнений и неравенств»
(1 ч. в неделю, всего34ч.)
№ |
Раздел |
Тема урока
|
Кол- во часов |
Элементы содержания курса
|
Требования к уровню подготовки обучающихся |
|
1 |
Модуль. Уравнения и неравенства, содержащие неизвестные под знаком модуля (9 ч) |
Уравнения, содержащие неизвестные под знаком модуля Уравнения с одной переменной вида ׀ƒ(х)׀= а ƒ(|х|)=g(х) |
1 |
Модуль действительного числа и его основные свойства. Уравнения, содержащие неизвестные под знаком модуля Уравнения с одной переменной вида ׀ƒ(х)׀= а ƒ(|х|)=g(х) |
-знать определение модуля, его геометрический смысл и научить решать линейные, квадратные, дробно- рациональные уравнения, содержащие неизвестное под знаком модуля - уметь решать уравнения вида ׀ƒ(х)׀= а ƒ(|х|)=g(х) |
|
2 |
Решение уравнений вида ׀ƒ(х)׀= g(х) |
1 |
Решение уравнений вида ׀ƒ(х)׀= g(х) ƒ(|х|)=g(х) |
- знать и уметь решать уравнения вида ׀ƒ(х)׀= g(х) ƒ(|х|)=g(х) |
||
3 |
Решение уравнений вида ׀ƒ(х)׀= ׀g(х)׀ |
1 |
Решение уравнений вида ׀ƒ(х)׀= ׀g(х)׀ |
- знать решение уравнений вида ׀ƒ(х)׀= ׀g(х)׀ |
||
4 5 |
Решение уравнений вида ׀ƒ1(х)׀+ ׀ƒ2(х)׀ + ׀ƒn(х)׀… + =g(х) |
2 |
Решение уравнений вида ׀ƒ1(х)׀+ ׀ƒ2(х)׀ + ׀ƒn(х)׀… + =g(х)
|
- уметь решать уравнения вида ׀ƒ1(х)׀+ ׀ƒ2(х)׀ + ׀ƒn(х)׀… + =g(х) |
||
6 7
|
Решение неравенств вида ׀ƒ(х)׀≤ а и ׀ƒ(х)׀≥ а |
2 |
Решение неравенств вида ׀ƒ(х)׀≤ а и ׀ƒ(х)׀≥ а |
- уметь решать уравнения вида ׀ƒ(х)׀≤ а и ׀ƒ(х)׀≥ а |
||
8 9 |
Графическое решение уравнений.
|
2 |
Построение графиков функций вида у = ƒ(|х|) Построение графиков функций вида у = ׀ƒ(х)׀ Построение графиков функций вида ׀ у ׀= ƒ(х) |
- уметь решать уравнения графически; - знать построение графиков функций вида у = ƒ(|х|), у = ׀ƒ(х),׀ ׀ у ׀= ƒ(х)
|
||
10 11 |
Решение алгебраических уравнений (6 ч) |
Теорема Безу
|
2 |
Алгоритм Евклида. Теорема Безу.
Подбор корня многочлена по теореме Безу |
- знать теорему Безу и метод деления уголком;
- уметь подбирать корни многочлена по теореме Безу. |
|
12 |
Метод неопределенных коэффициентов
|
1 |
Метод неопределенных коэффициентов Группировка. |
- знать метод неопределенных коэффициентов
|
||
13 |
Метод введения параметра |
1 |
Метод введения параметра |
|
||
14 |
Замена переменных в уравнениях и системах уравнений |
1 |
Замена переменных в уравнениях и системах уравнений |
|
||
15 |
Комбинирование различных методов |
1 |
Комбинирование различных методов в заданиях ЕГЭ |
|
||
16 17 |
Симметрические и возвратные уравнения (8 ч)
|
Симметрические уравнения
|
2 |
Симметрические уравнения третьей степени Симметрические уравнения четвертой степени |
- знать методы решения алгебраических уравнений третей и четвертой степеней. |
|
18 19 |
Возвратные уравнения |
2 |
Возвратные уравнения |
Уметь распознавать и решать симметрические и возвратные уравнения. |
||
20 21 |
Решение систем уравнений. Уравнения четвертой степени с дополнительными условиями на коэффициенты |
2 |
Решение систем уравнений. Уравнения четвертой степени с дополнительными условиями на коэффициенты |
-знать решение систем уравнений из КИМ ЕГЭ |
||
22 23 |
Использование монотонности при решении уравнений |
2 |
Монотонно возрастающие, монотонно убывающие и постоянные функции |
- уметь использовать монотонность при решении уравнений |
||
24 |
Способы решения уравнений (8 ч) |
Угадывание корня уравнения. |
1 |
Угадывание корня уравнения |
- уметь решать уравнения, в которых надо угадывать корень |
|
25 26 27 |
Решение иррациональных уравнений |
3 |
Решение иррациональных уравнений |
- знать решение иррациональных уравнений; - уметь находить ОДЗ |
||
28 29 |
Использование симметричности уравнения |
2 |
Использование симметричности уравнения |
- уметь решать симметрические уравнения из КИМ ЕГЭ |
||
30 31
|
Решение неравенств (6 ч)
|
Способы решения алгебраических неравенств. Метод интервалов
|
1 |
Способы решения алгебраических неравенств.
|
- знать способы решения неравенств;
- уметь решать методом интервалов |
|
32 33 34
|
Обобщенный метод интервалов |
4 |
Обобщенный метод интервалов |
-уметь решать обобщённым методом интервалов методом интервалов |
||
Литература
Для преподавателя:
1. Мочалов В.В., Сильвестров В.В. Уравнения и неравенства с параметрами: Учебное пособие. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2005.
2. Щербинская Т.Б.. Элективные курсы. – Канаш : Учитель,2008
3. Журнал. Математика в школе. ( Ежегодные выпуски)
Газета «Математика» (приложение к 1 сентября)
4. Единый государственный экзамен: Математика: 2005-2011.Контр. измерит. матер./ Л.О.Денищева, и др.;. М-во образования и науки РФ. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. М.: Интеллект-центр
5. А.П.Ершова, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. Разноуровневые дидактические материалы. – М.: Илекса, 2007г.
6. Ф.Ф. Лысенко «Математика. ЕГЭ,2008.2009,2010. Учебно-тренировочные тесты». Ростов-на-Дону, издательство «Легион-М» 2010г.
7. Электронный учебник. Сдаем Единый экзамен 2008. Серия «1С: Репетитор.» Центр тестирования.
Образовательные ресурсы сети Интернет
http://ege.edu.ru
http://eqworld.ipmnet.ru
http://graphfunk.narod.ru
http://www.uztest.ru
http://www.it-n.ru
http://www.ed.vseved.ru
http://mat.1september.ru
Для обучающихся:
1. А.Г. Клово и др. «Пособие для подготовки к ЕГЭ по математике», Москва, Центр тестирования, 2011 г.
2. Ф.Ф. Лысенко «Математика. ЕГЭ 2011. Тематические тесты» (В1-В12, С1-С6). Ростов-на-Дону, 2009г.
3. В.В.Мочалов, В.В. Сильвестров. Уравнения и неравенства с параметрами. Учебное пособие.
Чебоксары. 2004 г.
4. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы. Под редакцией М.И. Сканави, 9-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: Мир и образование, 2005г.
5. Современный учебно-методический комплекс. Алгебра 10-11. Версия для школьника. Просвещение – МЕДИА.(все задачи школьной математики).
Образовательные ресурсы сети Интернет
http://ege.edu.ru
http://eqworld.ipmnet.ru
http://graphfunk.narod.ru
http://www.uztest.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.