МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
Администрация г. Владивостока
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №61 Г. ВЛАДИВОСТОКА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО МО учителей Заместитель директора Директор МБОУ «СОШ №61» русского языка и по учебно-воспитательной __________ Осауленко И.В.
литературы работе
________Волженская Л.П. ___________Хорошилова О.П Приказ № 130-а
Протокол № 1 Приказ № 130-а от «11» 09 2023 г. от 29.08.2023 г. от «11» 09 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Социально-гуманитарной направленности
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ»
(для 10 «А», 11 «А» классов)
Составитель: учитель русского языка
и литературы Волженская Л.П.
г. Владивосток
2023-2024 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе программы дополнительного образования «Журналистика в школе» (Журналистика в школе. 5-9 классы: программа, материалы к занятиям/ авт.-сост. Н.А.Спирина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013г. -207с.). Пособия издательства «Учитель» допущены к использованию в образовательном процессе Приказом Министерства образования и науки РФ № 16 от 166.01.2012г.
Современное дополнительное образование, исходя из своих целей и задач, направленных на развитие личности ребенка на основе формирования и удовлетворения его постоянно меняющихся интересов и потребностей, просто обязано идти в ногу со временем. Это означает, что все большее внимание должно уделяться инновационным образовательным направлениям и программам, которые дают возможность ребенку проявить себя в активной социальной деятельности, расширить представления о собственном творческом потенциале, помочь определить его профессиональный выбор в современных реалиях.
Одним из таких инновационных направлений является медиаобразование и формирование медиакультуры современной молодежи. Поэтому актуальным становится создание дополнительных общеобразовательных программ, создающих условия для включения подростков и молодёжи в процессы восприятия и создания медиапродукции, развития навыков восприятия информации и умения свободно обращаться с информационными потоками в ходе самостоятельной творческой деятельности. Предметом медиаобразования выступает умение обращаться с медиатекстами (печатными, устными, визуальными, аудиовизуальными) и средствами коммуникации, транслирующими их.
Отсюда следует, что формирование знаний о современных средствах массовой коммуникации и умений работать с ними, умение адекватно воспринимать информацию СМИ становится важной частью всестороннего образования подростков и молодёжи. Сегодня говорят о необходимости формирования в процессе медиаобразования определенной медиакультуры современного человека, которая включает в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия. В этом и заключается основная подготовка подрастающего поколения к жизни в информационном пространстве.
В этом контексте медиаобразование – это развитие личности, в плане её способности воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, усваивать новые знания в области медиа, заниматься творчеством на стыке техники и искусства.
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы журналистики» представляет собой один из вариантов решения задач медиаобразования старшеклассников в условиях учреждения дополнительного образования детей.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Новизна данной программы состоит в том, что дети интересуются журналистикой, планируют свою дальнейшую взрослую деятельность в данной области. Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение журналистики должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности.
Программа «Основы журналистики» расширяет границы изучения языка в школьном курсе и предусматривает знакомство и практическое освоение многих разделов лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи. В программе отражена связь стилистики с культурой речи. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей.
Помимо основ журналистики и создании медиа продуктов, программа обращена к востребованному в настоящее время блоку развития коммуникативных компетенций личности. Поэтому отличительной чертой программы является наличие в образовательном процессе социально-психологических тренингов и дебатов, направленных на развитие коммуникативных способностей обучающихся. Включение в тренинги и дебаты обуславливается личной необходимостью каждого обучающегося, которая формируется в процессе освоения инвариантных блоков данной программы. Недостаток знаний обучающихся по грамотной организации общения с разными людьми в различных ситуациях становится стимулом для дальнейшего самосовершенствования и залогом активного включения обучающихся в тренинг.
Актуальность программы. Программа ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов и дикторов на радио. Занятия по данной программе предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить.
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём.
Необходимо одновременно помогать обучающимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Основы журналистики». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа сможет привлечь внимание обучающихся к различным социальным проблемам.
Актуальность деятельности по программе связана и с тем, что она:
- способствует реализации прав и свобод детей, закрепленных в Конвенции ООН о правах ребенка (в частности — права на обмен информацией, выражение собственного мнения, отвечает потребностям учащихся в получении информации и обмене ею;
- удовлетворяет потребность в общении, обсуждении волнующих тем со сверстниками и взрослыми, в результате чего они могут более обоснованно определить собственную позицию по определенным вопросам;
- создает возможности для пропаганды социально приемлемых форм поведения, ценностей, образа жизни среди школьников наиболее эффективным способом по принципу «равный обучает равного»;
- способствует обмену опытом гражданского участия и социальной активности между детьми посёлка и района, укреплению демократических ценностей;
- позволяет учащимся реализовывать свой творческий потенциал, дает возможность для их профессионального самоопределения и обеспечивает их профессиональный рост.
Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по базовым учебным дисциплинам, таким как литература, русский язык, история, география и др. В свою очередь обучение по данной программе не только значительно расширит объем знаний по основам учебных предметов, но и даст запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знания общекультурного характера.
Педагогическая целесообразность программы «Основы журналистики» обуславливается тем, что, проходя обучение, обретая опыт общения и создания статей, интервью, газет и пр. подростки смогут проявить свои творческие способности, самоутвердиться, реализовать свое потенциальное стремление к лидерству, развить гражданскую инициативу и ответственность, повысить интеллектуальный уровень. Ни один другой вид человеческой деятельности не предоставляет подростку таких возможностей для самореализации, удовлетворения естественного любопытства, потребности в познании мира и человека, как журналистика.
Дети получают знания основ журналистики и издательской деятельности газет и журналов. Программа объединения даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включает детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Благодаря занятиям обучающиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу. Учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся.
Программа рассчитана на многогранное обучение ребенка основам журналистики. Каждый обучающийся сможет развить как письменную, так и устную речь.
Цели программы: создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, формировать медиакультуру в профильной ориентации обучающихся и стимулировать их активность в поиске будущей профессии, изучить основы журналистского мастерства.
В ходе реализации поставленных целей решаются следующие задачи:
обучающие
• овладение знаниями о принципах журналистской деятельности, об особенностях профессии журналиста, а также о профессиях, имеющих прямое и косвенное отношение к медиасфере,
• овладение основными навыками журналистского мастерства, коммуникативными компетентности и приобретение первичного профессионального опыта,
• формирование практических навыков создания школьного печатного издания.
развивающие
• развитие образного и логического мышления,
• развитие творческих способностей подростков,
• расширение общего кругозора.
воспитывающие
• формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства,
• формирование нравственных основ личности будущего журналиста,
• формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции,
• воспитание культуры поведения и речи.
Отличительные особенности:
Данная программа универсально подходит для работы, как с одаренными детьми, так и с ребятами, имеющими средний уровень способностей. Программа позволяет развивать способности у всех детей, к каждому предусмотрен индивидуальный подход, учитывающий его особенности.
Отличительной особенностью содержания программы является то, что обучение основам журналистики, радиовещания и организации коммуникаций и деятельность по изданию газеты и других медиапродуктов постоянно соприкасается со сферой становления личности обучающихся (выбор и достижение цели, стремление найти понимание со взрослыми, улучшение взаимоотношений с родителями, изживание определённых комплексов неполноценности). Обучающиеся через подготовку газетных материалов об интересных, увлеченных людях, усваивают идеи здорового образа жизни, отказываются от вредных привычек, совершенствуют культуру тела и культуру собственного образа в целом.
Участие школьников в системе журналистского мастерства развивает такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело, позволяет максимально проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности и даже сказывается на профессиональном самоопределении.
Основные результаты освоения программы:
Компетентностный образовательный результат: обучающийся овладеет компетентностью коммуникации (способностью и стремлением достоверно передавать информацию другим людям), компетентностью командодействия (способностью и стремлением действовать сообща с участниками команды для достижения общей цели).
Предметный материал:
• распределение обязанностей в команде;
• сбор и обработка информации к радиоэфиру, репортажу, интервью;
• подготовка музыкального сопровождения передачи;
• сбор ответственных за рубрики;
• работа школьных корреспондентов в подготовке тематических радиопередач, школьных газет;
Описание ПМ: выпуск радиопередачи, школьной газеты.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
1. Аналитический материал по итогам проведения диагностики;
2. Интервью;
3. педагогическое наблюдение.
Педагогическая технология
В основе образовательной деятельности лежит индивидуальный и личностно-ориентированный подходы к обучающимся, учет возрастных, эмоциональных, организаторских и коммуникативных способностей.
Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, семинарах, творческих конкурсах.
Категория и возраст обучающихся: 10-11классы.
Уровни программы. Программа «Основы журналистики» рассчитана на 2 года обучения и имеет два уровня дифференциации сложности: ознакомительный и базовый.
- «Ознакомительный уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы, минимальную сложность заданий и педагогическое сопровождения при его выполнении, индивидуальные формы работы, оценка личностных достижений учащихся. В первые занятия обучения учащиеся расширяют кругозор, знакомятся с особенностями профессии «журналист», изучают историю журналистики, основы социологии журналистского творчества, приобретают первичный профессиональный опыт.
- «Базовый уровень». Предполагает использование форм организации материала, способствующих наиболее эффективному освоению специализированных знаний по предмету «Журналистика», учащиеся совершенствуют и оттачивают навыки написания и обработки текстовых материалов художественного, публицистического, информационного жанров, а также верстки и дизайна статей, газет.
Формы и режим занятий
Формы обучения – очная. В ситуациях эпидемии, режима самоизоляции и карантина, морозных дней обучающимся предоставляется возможность обучаться по программе дистанционно.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Практика реализуется с сентября по май в формате трех 40-минутных занятий 1 раз в неделю.
Занятия (теоретические и практические) могут проводиться как в очно, так и дистанционно в форме презентаций и бесед-объяснений по скайпу в Интернете.
Календарно-тематическое планирование
Предмет: элективный курс «Основы журналистики» Учитель: Волженская Л.П.
Класс 10 «А»
№ |
Разделы, темы |
Форма контроля |
Дата |
Домашнее задание |
|
План |
Факт |
||||
1 полугодие - 16 недель, 16 часов |
|||||
1 |
Вводное занятие. Как и почему возникла журналистика |
Эвристическая беседа |
1 нед. |
6.09 |
теоретическое занятие
|
2 |
Современные детские СМИ. Школьные издания |
Эвристическая беседа |
2 нед. |
13.09 |
работа с прессой (обзор, анализ)
|
3 |
Краткий обзор журналов, альманахов, газет |
Практикум |
3 нед. |
20.09 |
работа с прессой (обзор, анализ, исследование) |
4 |
Дайджест в детских СМИ. Понятие «дайджест». Как его составить. Особенности журналистского текста в прессе и на телевидении |
семинар-практикум по изученной теме;
|
4 нед. |
27.09 |
творческий практикум (сочинения разных жанров)
|
5 |
Знакомство с законами о СМИ. |
Эвристическая беседа
|
5 нед. |
4.10 |
работа с прессой (обзор, анализ, исследование) |
6 |
Публицистика. Система жанров в литературе и журналистике. |
семинар-практикум по изученной теме |
6 нед. |
11.10 |
работа со справочной литературой (словарями, библиогр. указателями и т.п.) |
7 |
Принципы деления на жанры: информационные, аналитические, художественно-публицистические. |
Эвристическая беседа |
7 нед. |
18.10 |
творческий практикум (сочинения разных жанров)
|
8 |
Информация (новость). Что такое информация и ее основные черты. Типы информации. |
семинар-практикум по изученной теме |
8 нед. |
25.10 |
работа со справочной литературой
|
9 |
Методы получения информации. Собирание школьных новостей. |
Эвристическая беседа |
9 нед. |
8.11 |
работа со справочной литературой |
10 |
Заметка. Что такое заметка и ее основные черты. Типы заметок: краткая и расширенная. |
Эвристическая беседа |
10 нед. |
15.11 |
работа с прессой (обзор, анализ, исследование)
|
11 |
Написание заметки на определённую тему. Практикум. |
Практическая работа |
11 нед. |
22.11 |
творческий практикум (сочинение в жанре заметки)
|
12 |
Репортаж. Что такое репортаж, его признаки. Предмет репортажа и его основа. |
семинар-практикум по изученной теме |
12 нед. |
29.11 |
творческий практикум (сочинение в жанре репортажа) |
13 |
Виды и типы репортажа. Тема репортажа и его герой. Подготовка к репортажу. |
семинар-практикум по изученной теме |
13 нед. |
6.12 |
Творческий практикум. Создание репортажа. |
14 |
Фоторепортаж. Работа с техническими средствами. Работа с фотоматериалами. |
Эвристическая беседа |
14 нед. |
13.12
|
Творческий практикум. Создание фоторепортажа |
15 |
Интервью. Что такое интервью, его признаки. |
Эвристическая беседа |
15 нед. |
20.12 |
Творческий практикум. |
16 |
Творческая работа. |
Эвристическая беседа |
16 нед. |
27.12 |
Творческий практикум |
II полугодие – 18 часов |
|||||
17 |
Типы и виды интервью. Этапы работы над интервью. Классификация вопросов. |
Эвристическая беседа |
17 нед. |
10.01 |
Творческий практикум. Создание опросника |
18 |
Практическая работа по созданию опросника для интервью |
Практическая работа |
18 нед. |
17.01 |
Творческий практикум |
19 |
Радиовещание. Опрос. Пресс-релиз. Работа с понятиями |
Эвристическая беседа |
19 нед. |
24.01 |
Работа со справочной литературой |
20 |
Функции, структура пресс-релиза. |
семинар-практикум по изученной теме |
20 нед. |
31.01 |
Творческий практикум |
21 |
Понятие «обозрение», «комментарий». Виды и признаки. |
семинар-практикум по изученной теме |
21 нед. |
7.02 |
Творческий практикум |
22 |
Творческая работа. |
семинар-практикум по изученной теме |
22 нед. |
14.02 |
Творческий практикум |
23 |
Рецензия. Корреспонденция. Понятие об этих жанрах, видах и признаках. |
Эвристическая беседа |
23 нед. |
21.02 |
Работа с прессой |
24 |
Основные требования к рецензии. В чем ее отличие от отзыва. |
семинар-практикум по изученной теме |
24 нед. |
28.02 |
Творческий практикум |
25 |
Практикум. Создание рецензии. |
семинар-практикум по изученной теме |
25 нед. |
6.03 |
Творческий практикум |
26 |
Статья. Виды статей. Приёмы написания статей. Описание как элемент любой статьи. |
Эвристическая беседа |
26 нед. |
13.03 |
Работа со справочной литературой |
27 |
Практикум. Написание статьи |
семинар-практикум по изученной теме |
27 нед. |
20.03 |
Творческий практикум |
28 |
Очерк. Его основные черты. Элементы очерка |
Эвристическая беседа |
28 нед. |
3.04 |
Работа со справочной литературой |
29 |
Виды очерков. Типы очерковых публикаций. |
семинар-практикум по изученной теме |
29 нед. |
10.04 |
Творческий практикум |
30 |
Практическая работа. Создание очерка. |
семинар-практикум по изученной теме |
30 нед. |
17.04 |
Творческий практикум |
31 |
Понятие об эссе. Правила написания.
|
Эвристическая беседа |
31 нед. |
24.04 |
Работа со справочной литературой |
32 |
Эссе как жанр и как принцип композиционного построения очерка. |
Эвристическая беседа |
32 нед. |
8.05 |
Творческий практикум |
33 |
Практическая работа. Создание эссе на определённую тему |
семинар-практикум по изученной теме |
33 нед. |
15.05 |
Творческий практикум |
34 |
Подведение итогов. Создание творческой работы в одном из изученных жанров. |
Интеллектуальная игра |
34 нед. |
22.05 |
Интеллектуальная игра |
ИТОГО за учебный год: 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
Предмет элективный курс «Основы журналистики» Учитель Волженская Л.П.
Класс 11 «А»
№ |
Разделы, темы |
Форма контроля |
Дата |
Домашнее задание |
|
План |
Факт |
||||
1 полугодие - 16 недель, 16 часов |
|
||||
1 |
|
|
1 нед. |
6.09 |
|
2 |
|
|
2 нед. |
13.09 |
|
3 |
|
|
3 нед. |
20.09 |
|
4 |
|
|
4 нед. |
27.09 |
|
5 |
|
|
5 нед. |
4.10 |
|
6 |
|
|
6 нед. |
11.10 |
|
7 |
|
|
7 нед. |
18.10 |
|
8 |
|
|
8 нед. |
25.10 |
|
9 |
|
|
9 нед. |
8.11 |
|
10 |
|
|
10 нед. |
15.11 |
|
11 |
|
|
11 нед. |
22.11 |
|
12 |
|
|
12 нед. |
29.11 |
|
13 |
|
|
13 нед. |
6.12 |
|
14 |
|
|
14 нед. |
13.12
|
|
15 |
|
|
15 нед. |
20.12 |
|
16 |
|
|
16 нед. |
27.12 |
|
II полугодие – 16 часов |
|||||
17 |
Радиовещание. Опрос. Пресс-релиз. Работа с понятиями |
Эвристическая беседа |
17 нед. |
10.01 |
Выпуск радиопередачи.
|
18 |
Функции, структура пресс-релиза. |
Эвристическая беседа |
18 нед. |
17.01 |
выпуск школьной газеты |
19 |
Понятие «обозрение», «комментарий». Виды и признаки. |
Эвристическая беседа |
19 нед. |
24.01 |
Работа со справочной литературой |
20 |
Рецензия. Корреспонденция. Понятие об этих жанрах, видах и признаках. |
семинар-практикум по изученной теме |
20 нед. |
31.01 |
Работа со справочной литературой |
21 |
Основные требования к рецензии. В чем ее отличие от отзыва. |
семинар-практикум по изученной теме |
21 нед. |
7.02 |
Творческий практикум |
22 |
Творческая работа. Газета. |
семинар-практикум по изученной теме |
22 нед. |
14.02 |
Творческий практикум |
23 |
Статья. Виды статей. Приёмы написания статей. Описание как элемент любой статьи. |
Эвристическая беседа |
23 нед. |
21.02 |
Работа с прессой |
24 |
Очерк. Его основные черты |
Эвристическая беседа |
24 нед. |
28.02 |
Творческий практикум |
25 |
Виды очерков. Типы очерковых публикаций. |
Эвристическая беседа |
25 нед. |
6.03 |
Творческий практикум |
26 |
Творческая работа. Газета.
|
семинар-практикум по изученной теме |
26 нед. |
13.03 |
Творческий практикум |
27 |
Зарисовка. Ее основные черты. |
семинар-практикум по изученной теме |
27 нед. |
20.03 |
Работа со справочной литературой |
28 |
Виды зарисовок. Способы написания зарисовок. |
Эвристическая беседа |
28 нед. |
3.04 |
Творческий практикум |
29 |
Творческая работа. Газета. |
семинар-практикум по изученной теме |
29 нед. |
10.04 |
Творческий практикум |
30 |
Понятие о фельетоне. памфлете. Элементы и разновидности фельетона. |
Эвристическая беседа |
30 нед. |
17.04 |
Работа со справочной литературой |
31 |
Фельетоны Зощенко, Ильфа и Петрова. Фельетон в современной пьесе. |
Эвристическая беседа |
31 нед. |
24.04 |
Работа со справочной литературой |
32 |
Понятие об эссе. Правила написания.
|
Эвристическая беседа |
32 нед. |
8.05 |
Творческий практикум |
33 |
Эссе как жанр и как принцип композиционного построения очерка. |
семинар-практикум по изученной теме |
33 нед. |
15.05 |
Творческий практикум |
34 |
Подведение итогов. Создание творческой работы в одном из изученных жанров. |
Интеллектуальная игра |
34 нед. |
22.05 |
Интеллектуальная игра |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.