Рабочая программа элективного курса по математике

  • doc
  • 29.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала электив.doc

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 6 класса разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);

- приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России   03.03.2011, регистрационный номер 19993 (с изменениями);

- приказ Минпросвещения России от 09 октября 2024 г. № 704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования.

 

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления для учащихся 5-9 классов разработана на основе:

- методической литературы:

·        Гаврилова Т.Д. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.

·        Галкин Е.В. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М.,  1969 г.

·        Гейдман Б.П. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.

  • пруды, 2007

·        Кононов А.Я. «Математическая мозаика», М., 2004 г.

·        Лихтарников Л.М. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.

·         «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г

 

Изучение программного материала предусматривает:

6 класс – 1 час в неделю, 34 часов в год.

Цель и задачи программы внеурочной деятельности

Цель: создание условий для формирования всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений.

Задачи:            

·                создать условия для знакомства детей с основными геометрическими

понятиями;

·                создать условия для интеллектуального развития, для качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

·                создать условия для формирования умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

·                создать условия для обучения различным приемам работы с бумагой;

·                применение знаний, полученных на других уроках для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

·                 создать условия для развития внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;

·                 создать условия для развития познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

·                 создать условия для умений  наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

·                 создать условия для формирования пространственных представлений и пространственного воображения;

·                 создать условия для развития языковой культуры;

·                 создать условия для развития мелкой моторики рук и глазомера;

·                 создать условия для развития художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;

·                 создать условия для выявления и развития математических и творческих способностей.

 

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,

замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Одна из важных особенностей  курса «Математическое конструирование» - его геометрическая направленность, реализуемая во втором модуле курса и направленная на развитие и обогащение геометрических представлений у детей и создание базы для развития графической грамотности, конструкторского мышления и конструкторских навыков.

Одновременно с изучением арифметического материала и в органичном единстве с ним выстраивается система задач и заданий геометрического содержания, расположенных в порядке их усложнения и постепенного обогащения новыми элементами конструкторского характера. Основой освоения геометрического содержания курса является конструкторско-практическая деятельность учащихся, включающая в себя:

Ø   воспроизведение объектов;

Ø   доконструирование объектов;

Ø   переконструирование и полное конструирование объектов, имеющих локальную новизну.

Большое внимание в курсе уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, самостоятельному получению свойств геометрических понятий, самостоятельному решению некоторых важных проблемных вопросов, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана, так как дети, обучающиеся в закрытых учреждениях (детском доме, интернате) лишены той  социализации и самостоятельности, как домашние дети. А также  большое внимание в курсе уделяется развитию речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Большое внимание в курсе уделяется развитию познавательных способностей. Термин познавательные способности понимается в курсе так, как его понимают в современной психологии, а именно: познавательные способностиэто способности, которые включают в себя сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами. Поэтому в данной программе создаются условия для познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся.

Основа развития познавательных способностей детей как сенсорных, так и интеллектуальных - целенаправленное развитие при обучении математике познавательных процессов, среди которых выделяются: внимание, воображение, память и мышление.

В основу программы курса легла современная концепция преподавания математики: составление проектов, игра «Математический бой», другие игровые формы занятий, различные практические занятия, геометрическое конструирование, моделирование, дизайн. В курсе присутствуют темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Все это направлено на развитие способностей детей к применению математических знаний в различных жизненных ситуациях.

 

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные:

·                    Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

·                    умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

·                    креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;

Метапредметные:

·                    умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;

·                    умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;

·                    умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);

·                    умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;

·                    умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

Предметные:

·                    умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;

·                    развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;

·                    овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

·                    умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

 

Содержание учебного курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления.

6 класс

 

№п/п.

Наименование раздела.

Количество часов.

Теория.

Практика.

  1.  

Занимательная математика

16

2

14

  1.  

Игра «Решение задач олимпиады «Кенгуру»»

1

-

1

  1.  

Геометрическое конструирование

16

4

12

  1.  

Урок-праздник «Хвала геометрии!»

1

-

1

  1.  

Итого

34

6

29

 

 

6 класс.

Занимательная математика

Как возникло слово «математика». Приемы устного счета. Счет у первобытных людей

Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Математическая игра « Не собьюсь»

Приемы устного счета: умножение двузначных чисел на 11.Цифры у разных народов. Решение логической задачи

Простые числа. Решение математических ребусов. Игра «Буриме» с использованием чисел

Решение олимпиадных задач, используя  действия с натуральными числами. Лабиринты

Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5. Биографическая миниатюра. Пифагор. Игра «Пифагор». Задания на развитие логического мышления.

Решение олимпиадных задач на разрезание. Игра «Перекладывание карточек»

Математические мотивы в художественной литературе. Игра «Попробуй  сосчитай»

Считаем устно. Решение олимпиадных задач (бассейны, работа и прочее)

Приемы устного счета.  Происхождение математических знаков

Биографическая миниатюра Б. Паскаль. Решение олимпиадных задач на взвешивание

Тестовые задачи на переливание

Биографическая миниатюра. П. Ферма. Решение олимпиадных задач на делимость чисел. Логическая задача «Обманутый хозяин»

Прибавление четного. Знак произведения. Четность суммы и произведения. Решение олимпиадных задач на четность

Разбиение на пары. Решение задач игры «Кенгуру»

Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Биографическая миниатюра. Архимед. Решение олимпиадных задач на  совместную работу

Логические задачи. Зачет

Геометрическое конструирование

Старинные  меры. Рассказ о Евклиде. Оригами

Метрическая система мер.   Решение олимпиадных задач с применением начальных понятий геометрии

«Веселые игрушки». Плоские фигуры и объемные тела. Стихотворение о геометрических фигурах.  Конструирование игрушек

«Жители города многоугольников». Многоугольники. Продолжение сказки. Практическая работа. Аппликация

Геометрия Гулливера. Геометрическая головоломка. «Танграм»

Геометрические задачи на разрезание. Узоры из геометрических фигур

Решение олимпиадных задач с применением свойств геометрических фигур. Задачи в стихах

Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости. Стихотворение. Игра со спичками.  «Танграм»

Радиус и диаметр круга. Сказка.  Практические задания. Узоры из окружностей

Использование геометрических фигур для иллюстрации долей ве¬личины. Сектор круга. Задачи на нахождение доли. Блиц-турнир «Раскрась по заданию»

Касательная. Сказка. Практические задания

Математические ребусы. Решение олимпиадных задач

«Дороги  на улице четырехугольников». Параллельные прямые. Задачи на развитие логического мышления

Построения на нелинованной бумаге. Построение прямого угла. Перпендикулярные прямые. Алгоритм построения фигуры на нелинованной бумаге.  Игра «Дорисуй из частей»

Многоугольники выпуклые и невыпуклые.  Игра «Пятнадцать мостов». Практическая работа из пластилина     

«Волшебные превращения жителей страны Геометрии». Игра «Пифагор». Аппликация из геометрического материала

Урок-праздник «Хвала геометрии!»

 

 

Тематическое планирование

 

6 класс.

 

п. п.

Дата проведения

Наименование раздела,

темы

Занимательная математика

1

 

Как возникло слово «математика». Приемы устного счета. Счет у первобытных людей

2

 

Логические задачи, решаемые с использованием таблиц.

 

3

 

 

 Приемы устного счета: умножение двузначных чисел на 11.Цифры у разных народов.

4

 

Простые числа. Решение математических ребусов.

5

 

Игра «Буриме» с использованием чисел.

 

6

 

 

Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5.

7

 

Биографическая миниатюра. Пифагор. Игра «Пифагор».

 

8

 

 

Математические мотивы в художественной литературе. Игра «Попробуй  сосчитай»

9

 

Считаем устно. Решение олимпиадных задач (бассейны, работа и прочее)

10

 

Приемы устного счета.  Происхождение математических знаков

 

11

 

Биографическая миниатюра Б. Паскаль. Решение олимпиадных задач на взвешивание

12

 

Тестовые задачи на переливание

13

 

Биографическая миниатюра. П. Ферма. Логическая задача «Обманутый хозяин»

 

14

 

Прибавление четного. Знак произведения. Четность суммы и произведения.

15

 

Разбиение на пары.

 

16

 

Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков.

17

 

Игра «Решение задач олимпиады «Кенгуру»»

Геометрическое конструирование

18

 

Старинные  меры. Рассказ о Евклиде. Оригами

19

 

Метрическая система мер.   Решение олимпиадных задач с применением начальных понятий геометрии

 

20

 

«Веселые игрушки». Плоские фигуры и объемные тела. Стихотворение о геометрических фигурах. 

 

21

 

Конструирование игрушек

22

 

Геометрия Гулливера. Геометрическая головоломка. «Танграм»

23

 

Геометрические задачи на разрезание. Узоры из геометрических фигур

24

 

Решение олимпиадных задач с применением свойств геометрических фигур. Задачи в стихах

 

25

 

Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости. Стихотворение.

26

 

Радиус и диаметр круга. Сказка.  Узоры из окружностей

 

27

 

Использование геометрических фигур для иллюстрации долей ве­личины. Сектор круга.

28

 

Задачи на нахождение доли. Блиц-турнир «Раскрась по заданию»

29

 

Математические ребусы. Решение олимпиадных задач

 

30

 

«Дороги  на улице четырехугольников». Параллельные прямые.

 

31

 

Построения на нелинованной бумаге. Построение прямого угла. Перпендикулярные прямые. Алгоритм построения фигуры на нелинованной бумаге. 

 

32

 

Игра «Дорисуй из частей»

33

 

«Волшебные превращения жителей страны Геометрии». Игра «Пифагор». Аппликация из геометрического материала

34

 

Урок-праздник «Хвала геометрии!»