РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Разноаспектный анализ текста и
создание сочинения-рассуждения»
(среднее общее образование)
для 11 класса
Срок реализации – 1 год
Составлена учителем русского языка и литературы
Солдатовой Еленой Николаевной
2021/2022 уч. год
Планируемые результаты освоения элективного курса
по русскому языку «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»
Личностные результаты:
1.1. Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, сформированность уважения государственных символов (герб, флаг, гимн).
1.2. Сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок
1.3. Обладание чувством собственного достоинства.
1.4. Принятие традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей.
1.5. Готовность к служению Отечеству, его защите.
1.6. Сформированность осознанного выбора будущей профессии, в том числе с учетом потребностей региона, и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем
1.7. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.
2.1. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.
2.2. Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
2.3. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
2.4. Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
2.5. Сформированность способности противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
2.6. Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, наличие потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
2.7. Сформированность бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
2.8. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.
2.9. Сформированность сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
3.1. Сформированность нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
3.2. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
3.3. Сформированность ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
3.4. Сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений.
Метапредметные результаты :
Регулятивные универсальные учебные действия
Самостоятельно определять цели деятельности, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях.
Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
Самостоятельно составлять планы деятельности;
Использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
Выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
Самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
Самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.
Познавательные универсальные учебные действия
Искать и находить обобщенные способы решения задач;
Владеть навыками разрешения проблем;
Осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических задач, применять различные методы познания;
Решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
Использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
Использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности;
Проявлять способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности, в том числе учебно-исследовательской и проектной деятельности;
Самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей, в том числе в учебно-исследовательской и проектной деятельности
Владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, а именно:
ставить цели и/или формулировать гипотезу исследования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
планировать работу;
осуществлять отбор и интерпретацию необходимой информации; самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
структурировать и аргументировать результаты исследования на основе собранных данных;
использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
использовать элементы математического анализа для интерпретации
результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы
осуществлять презентацию результатов;
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков; адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества.
Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задач;
Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
Осуществлять самостоятельную информационно-познавательную деятельность;
Владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов;
Уметь ориентироваться в различных источниках информации;
Использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
Использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
Учитывать позиции других участников деятельности;
Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
Спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений;
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Предметные планируемые результаты
Обучающийся научится:
· использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
· использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
· создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
· выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
· подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
· правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
· создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
· сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
· использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
· извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
· преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
· выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
· соблюдать культуру публичной речи;
· соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
· оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
· использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам;
Обучающийся получит возможность научиться:
· распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
· анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
· комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
· отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
· использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
· иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
· выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
· дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
· проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
· создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
· соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
· соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
· соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
· осуществлять речевой самоконтроль;
· совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
· использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
· оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Содержание элективного курса по русскому языку
«Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»
РАЗДЕЛ I. Разноаспектный анализ текста. (17 часов)
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (8 часов)
Сочинение как вид письменной работы. Формулировка задания №27 ЕГЭ по русскому языку. Критерии оценки задания с развернутым ответом.
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста. (9 часов)
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
РАЗДЕЛ II. Сочинение-рассуждение на основе текста. (17 часов)
Тема 1. Анализ текста. (3 часа)
Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. (14 часов)
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Тренировочные сочинения.
Практические работы:
1) написание сочинений-рассуждений;
2) редактирование.
Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на изучение каждой темы
№ п/п |
Название разделов и тем |
Количество часов |
1. |
Раздел I. Разноаспектный анализ текста |
17 |
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста |
8 |
|
Тема 2. Лингвистический анализ текста.9 |
9 |
|
2. |
Раздел II. Сочинение-рассуждение на основе текста |
17 |
Тема 1. Анализ текста. |
3 |
|
Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. |
14 |
|
|
Всего |
34 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.