Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения» (среднее общее образование), 11 класс

  • Образовательные программы
  • docx
  • 02.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП по элективному курсу 11 класс.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по русскому языку

«Разноаспектный анализ текста и

создание сочинения-рассуждения»

(среднее общее образование)

для 11 класса

 

Срок реализации – 1 год

 

 

 

 

Составлена учителем русского языка и литературы

Солдатовой Еленой Николаевной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021/2022 уч. год

Планируемые результаты освоения элективного курса

по русскому языку «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»

 

Личностные результаты:

1.1. Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, сформированность уважения государственных символов (герб, флаг, гимн).

1.2. Сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок

1.3. Обладание чувством собственного достоинства.

1.4. Принятие традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей.

1.5. Готовность к служению Отечеству, его защите.

1.6. Сформированность осознанного выбора будущей профессии, в том числе с учетом потребностей региона, и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем

1.7. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.

2.1. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.

2.2. Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

2.3. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

2.4. Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

2.5. Сформированность способности противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

2.6. Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, наличие потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

2.7. Сформированность бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.

2.8. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.

2.9. Сформированность сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

3.1. Сформированность нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

3.2. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.

3.3. Сформированность ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

3.4. Сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений.

 

Метапредметные результаты :

Регулятивные универсальные учебные действия

Самостоятельно определять цели деятельности, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях.

Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

Самостоятельно составлять планы деятельности;

Использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

Выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

Самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;

Самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

Познавательные универсальные учебные действия

Искать и находить обобщенные способы решения задач;

Владеть навыками разрешения проблем;

Осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических задач, применять различные методы познания;

Решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;

Использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;

Использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;

Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности;

Проявлять способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности, в том числе учебно-исследовательской и проектной деятельности;

Самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей, в том числе в учебно-исследовательской и проектной деятельности

Владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, а именно:

ставить цели и/или формулировать гипотезу исследования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;

планировать работу;

осуществлять отбор и интерпретацию необходимой информации; самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

структурировать и аргументировать результаты исследования на основе собранных данных;

использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

использовать элементы математического анализа для интерпретации

результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы

осуществлять презентацию результатов;

адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков; адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов

восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества.

Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задач;

Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

Осуществлять самостоятельную информационно-познавательную деятельность;

Владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов;

Уметь ориентироваться в различных источниках информации;

Использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

Использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

Учитывать позиции других участников деятельности;

Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;

Спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений;

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.

 

Предметные планируемые результаты

Обучающийся научится:

·     использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

·     использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

·     создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

·     выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

·     подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

·     правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

·     создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

·     сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

·     использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

·      извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

·     преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

·     выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

·     соблюдать культуру публичной речи;

·     соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

·     оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

·     использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам;

 

Обучающийся получит возможность научиться:

·     распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

·     анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

·     комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

·     отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

·     использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

·     иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

·     выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

·      дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

·     проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

·     создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

·     соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

·      соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

·     соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

·     осуществлять речевой самоконтроль;

·     совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

·      использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

·      оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание элективного курса по русскому языку

«Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»

 

РАЗДЕЛ I. Разноаспектный анализ текста. (17 часов)

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (8 часов)

Сочинение как вид письменной работы. Формулировка задания №27 ЕГЭ по русскому языку. Критерии оценки задания с развернутым ответом.

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

 

Тема 2. Лингвистический анализ текста. (9 часов)

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.

 

РАЗДЕЛ II. Сочинение-рассуждение на основе текста. (17 часов)

Тема 1. Анализ текста. (3 часа)

Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.

 

Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. (14 часов)

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Основная часть сочинения.

Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.

Тренировочные сочинения.

 

 

 

Практические работы:

1)                написание сочинений-рассуждений;

2)                редактирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на изучение каждой темы

 

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

1.

Раздел I. Разноаспектный анализ текста

17

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста

8

Тема 2. Лингвистический анализ текста.9

9

2.

Раздел II. Сочинение-рассуждение на основе текста

17

Тема 1. Анализ текста.

3

Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения.

14

 

Всего

34