Рабочая программа элективного курса
«Русская словесность. От слова к словесности»,
9 класс
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Русская словесность. От слова к словесности» 9 класса составлена на основе:
- примерной программы под редакцией Р.И. Альбетковой для 5 – 9 классов («Русская словесность. От слова к словесности. 5 – 9 классы», М.: «Дрофа», 2009 год);
- учебника: Р.И. Альбеткова «Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс». – М.: «Дрофа», 2012 год.
Структура документа
Рабочая программа по курсу «Русская словесность. От слова к словесности» представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; содержание программы учебного курса; календарно-тематическое планирование; формы и средства контроля; перечень материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Общая характеристика учебного курса
Предлагаемая программа
представляет исходные сведения о словесности, основные приемы словесного
выражения содержания. Освоение материала происходит последовательно, в связи с
чем выделены два концентра: начальный этап – 5 – 6 кл. (первоначальные сведения о словесности), второй этап –
7 – 9 кл. (основы словесности, базовые категории искусства слова); вслед за
этим программа А.И. Горшкова для 10 – 11 кл. определяет углубление, обобщение и завершение
изучения предмета.
Программа носит теоретико-практический характер:
каждый раздел программы содержит теоретические сведения и перечень умений,
которыми должны овладеть учащиеся, а также некоторые виды работы над языком
произведений.
Целью программы является
формирование умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной
форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных
высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания, а
также заложить основы знаний о видах и жанрах словесности.
Задачи курса:
· помочь школьникам изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных видов.
· обучать умению самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее; учить осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
· учить использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учить творческому употреблению родного языка.
Изменения: в программе усилена практическая направленность изучения курса (практическая работа по завершении каждого раздела).
Место элективного курса «Русская словесность. От слова к словесности» в базисном учебном плане: рабочая программа рассчитана на изучение предмета в IX классе – 34 ч, 1 час в неделю.
Формы и средства контроля: устный опрос, выразительное чтение наизусть произведений словесности, творческие работы учащихся, итоговая контрольная работа в форме комплексного анализа художественного текста.
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Приложением к рабочей программе является календарно-тематическое планирование по курсу «Русская словесность. От слова к словесности». Утверждается ежегодно.
Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся
К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Средства художественной изобразительности
- понимать идейно-художественное значение средств художественной изобразительности;
- уметь выражать понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности;
- уметь использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.
Жизненный факт и поэтическое слово
- понимать поэтическое значение словесного выражения;
- уметь определять тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову;
- уметь сопоставлять документальные сведения о реальных событиях и лицах с их выражением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова;
- уметь сопоставлять изображение реального факта в произведениях разных народов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора;
- уметь воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере;
- уметь создавать произведения, основанные на жизненных впечатлениях.
Историческая жизнь поэтического слова
- уметь читать произведения древнерусской литературы и произведения литературы XVIII – XIX вв.;
- уметь видеть достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений;
- уметь писать сочинения-рассуждения, посвященные раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений.
- уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.
Произведение словесности
- уметь воспринимать произведение словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности;
- уметь создавать собственные произведения по жизненным впечатлениям.
Произведение искусства слова как единого художественного содержания и его словесного выражения.
- уметь понимать художественное содержание, выраженное в словесной форме произведения;
- уметь понимать значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени;
- уметь при чтении произведения идти от слова к идее, воспринимать личностный смысл произведения и передавать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении.
Произведение словесности в истории культуры
- уметь понимать эстетическую природу искусства слова;
- уметь выявлять личностный смысл произведения словесности, уметь передавать его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем;
- уметь использовать «вечные» образы, жанры и стили произведений прошлого в собственном творчестве.
Раздел III. Содержание программы элективного курса
Материал словесности
Средства художественной изобразительности
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.
Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.
Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.
Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности.
Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы.
Парадокс и алогизм, их роль в произведении.
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка.
«Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.
Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. Умение выразить понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем. Использование средств художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.
Жизненный факт и поэтическое слово
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.
Предмет изображения, тема и идея произведения.
Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой.
Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.
Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.
Понимание поэтического значения словесного выражения. Умение определить тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову. Сопоставление документальных сведений о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова. Сопоставление изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора. Развитие умения воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере. Создание произведения, основанного на жизненных впечатлениях.
Историческая жизнь поэтического слова
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII в. Повести Петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.
Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.
Чтение произведений древнерусской литературы и произведений литературы XVIII и XIX вв. Умение видеть и передать в выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка' этих произведений. Сочинение-рассуждение, посвященное раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений. Определение авторской позиции в произведении. Понимание способов выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.
Произведения словесности
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.
Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.
Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.
Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.
Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
Восприятие произведения словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности. Понимание художественного содержания, выраженного в словесной форме произведения. Понимание значения художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени. Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринимать личностный смысл произведения и передавать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении. Создание собственного произведения по жизненным впечатлениям. Сочинение, посвященное целостному анализу произведения.
Произведение словесности в истории культуры
Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.
Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.
Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Значение произведения словесности для его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства — помочь совершенствованию мира и человека.
Понимание эстетической природы искусства слова. Выявление личностного смысла произведений словесности, умение передать его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем. Умение видеть главное значение произведений русской словесности. Использование «вечных» образов, жанров и стилей произведений прошлого в собственном творчестве.
Раздел 1V. Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Русская словесность. От слова к словесности»
Количество часов на год - 34 , в неделю - 1 час.
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Часы учебного времени |
Дата проведения |
Примечание/ подготовка к ГИА |
|
планируемая |
фактически |
||||
I |
Материал словесности Средства художественной изобразительности (11+1) |
11+1 |
|
|
|
1.
|
Своеобразие материала словесности. Значение средств художественной выразительности. Эпитет. |
1 |
|
|
|
2. |
Сравнение и способы его словесного выражения. Параллелизм. |
1 |
|
|
|
3. |
Развернутое сравнение. Олицетворение. Аллегория. Символ. |
1 |
|
|
|
4 |
Гипербола. Фантастика. |
1 |
|
|
|
5. |
Парадокс. Алогизм. |
1 |
|
|
|
6. |
Гротеск. Бурлеск. «Макаронический стиль». |
1 |
|
|
|
7. |
Этимологизация. Внутренняя форма слова. Этимологизация в произведении словесности. Народная этимология. |
1 |
|
|
|
8. |
Игра слов. |
1 |
|
|
|
9. |
Ассоциативность языковых средств. |
1 |
|
|
|
10. |
Ассоциативность сюжетов, образов, тем. |
1 |
|
|
|
11. |
Квипрокво. |
1 |
|
|
|
12. |
Практическая работа № 1. |
1 |
|
|
|
13. |
Жизненный факт и поэтическое слово (4+1) Прямое и поэтическое значение слова. Объект и предмет изображения. |
4+1 |
|
|
|
14. |
Идея произведения. Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. |
1 |
|
|
|
15. |
Прототип и литературный герой. Выражение точки зрения писателя в эпическом произведении. Выражение точки зрения писателя в лирике. |
1 |
|
|
|
16. |
Правдоподобное и условное изображение. Художественная правда. |
1 |
|
|
|
17. |
Практическая работа №2. Эссе «Проза жизни и поэзия». |
1 |
|
|
|
18. |
Историческая жизнь поэтического слова (7+1) Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Средства художественной изобразительности языка древнерусской словесности. |
7+1 |
|
|
|
19. |
Принципы отбора, изображения и оценки явлений жизни в древнерусской словесности. Этикет и канон. |
1 |
|
|
|
20. |
Повести петровского времени. Система жанров и особенности языка произведений классицизма. Теория трех штилей М.В.Ломоносова. Средства художественной изобразительности языка М.В.Ломоносова. |
1 |
|
|
|
21. |
Новаторство Г.Р.Державина. |
1 |
|
|
|
22. |
Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма. |
1 |
|
|
|
23. |
Изображение жизни и слово в искусстве романтизма. Поэтические открытия В.А.Жуковского. Романтический стиль А.С.Пушкина. |
1 |
|
|
|
24. |
Слово в реалистическом произведении. Отбор, изображение и оценка явлений жизни в искусстве реализма. Полифония. Авторская индивидуальность. |
1 |
|
|
|
25. |
Практическая работа №3. Иллюстрация и эпизод в романе «Евгений Онегин» |
1 |
|
|
|
II |
Произведение словесности |
|
|
|
|
26. |
Произведение словесности как явление искусства. Эстетический идеал. (1) |
1 |
|
|
|
27. |
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения. (4+1) Художественный образ. Художественная действительность. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Образность языка в произведении. Эстетическая функция языка. |
4+1 |
|
|
|
28. |
Время и пространство как художественные образы. Хронотоп. |
1 |
|
|
|
29. |
Идеализация и реальность в изображении человека. |
1 |
|
|
|
30. |
Герои эпического, лирического и драматического произведений как средство выражения художественного содержания. |
1 |
|
|
|
31. |
Практическая работа № 4. Анализ любимого стихотворения |
1 |
|
|
|
32. |
Произведение словесности в истории культуры (2) Значение перевода произведений на другой язык. Индивидуальность переводчика. |
1 |
|
|
|
33. |
Традиции и новаторство. Смена старого новым. «Вечные» образы. Главное значение искусства слова. |
1 |
|
|
|
34. |
Итоговая контрольная работа (комплексный анализ текста) (1) |
1 |
|
|
Раздел V. Формы и средства контроля
Итоговая контрольная работа (комплексный анализ текста)
(1)Стоял сентябрь. (2)Дни были тёплые, ясные, сухие. (3)Берёзы все в золоте утопали, осинник полыхал ярко. (4)А небо синее-синее, как бабушкины глаза.
(5)Мы, босоногие ребятишки, только вышли из леса: по грибы ходили. (6)У нашей избы толпился народ. (7)Когда мы подошли, толпа расступилась, и бабушка, вытирая слезы фартуком, сказала: «Дмитрий Васильевич, на своего - то взгляни. Пожалуй, и не узнаешь за пять лет войны».
(8)Я увидел незнакомого солдата. (9)Но когда лицо его дрогнуло, затряслись руки, а губы прошептали «сынок», я всё понял и закричал: «Папка!»
(10)Отец всё гладил и гладил мои вихры. (11)Но вот взгляд его упал на доверху наполненные грибами лукошки. (12)«Важные какие, хоть генеральский мундир на каждого примеряй», — говорил он, приседая на корточки. (13) «А у меня, дядя Митя, смотри, какой пузан!» — звенели колокольцами голоса моих сверстников. (14)Ребятам, конечно, лестно было услышать похвалу от солдата-фронтовика.
(15)Каждую удачную находку отец брал в широкие ладони и нюхал. (16) «Хлебом пахнут и родными краями, — убеждённо говорил он, — нигде такой гриб не растёт, только у нас».
(17)И мы были бесконечно горды и счастливы, что краше наших боровиков нет на всём белом свете, что кончилась война, что в небе светит мирное солнце.
(По И. Аксенову).
1. Каким чувством проникнут рассказ? С какой интонацией его нужно прочитать? В каком предложении заключён его основной смысл?
2. Определите стиль и ведущий тип речи.
3. Из предложения 4 выпишите слова, в которых все согласные мягкие.
4. Из предложения 15 выпишите местоимение.
5. Из предложения 11 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
6. Из предложения 8 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
7. Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.
8. Среди предложений 1 – 5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений 12 – 14 найдите предложение с вводным словом.
10. В предложении 16 замените прямую речь косвенной. Запишите предложение.
11. Среди предложений 15 – 17 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением. Напишите номер этого предложения.
12. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства, использованные автором в тексте.
Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Мультимедийный компьютер (технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио- и видио входы / выходы, возможности выхода в Интернет; оснащение акустическми колонками, микрофоном и наушниками; с пакетом прикладных программ (текстовых, графических и презентационных).
- Мультимедиапроектор.
- Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет; создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий).
- Сканер (входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения).
- Принтер лазерный.
- Копировальный аппарат (входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения).
- Диапроектор ил оверхэд (графопроектор).
- Экран на штативе.
- Телевизор (входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения).
- Аудиоцентр (с возможностью использования аудиопоисков CDR).
Учебно - методическая литература
1. Программа элективного курса «Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы», под редакцией Р.И. Альбетковой. – М.: «Дрофа», 2009 год
2. Р.И. Альбеткова. «Русская словесность. От слова к словесности.
9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Дрофа», 2012 год.
3. Р.И. Альбеткова. Методические рекомендации к учебному пособию «Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс». – М.: «Дрофа», 2012 год.
4. А.Б. Малюшкин. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. - М.: «Сфера», 2009 год.
5. Н.М. Шанский «Лингвистические детективы». – М.: « Дрофа», 2007 год
6. Словари русского языка.
Сайты и электронные пособия по курсу «Русская словесность. От слова к словесности»
http://lit.1september.ru ˗ Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»
http://belclass.net.ru – Сетевой класс Белогорье
http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.
http://www.9151394.ru/ ˗ Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://www.feb-web.ru ˗ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
http://www.ug.ru/ ˗ «Учительская газета»
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.