Рассмотрено на педагогическом совете
Протокол от I
Рабочая программа
факульталмва
«Пишем изложение и сочинение-рассуждение» для 8 класса час в неделю
Хропина И,А. (первая категория)
Ф.И.О., категория учителя
2020 — 2021 учебный год
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Пишем изложение и сочинениерассуждение» для обучающихся 8 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (л ич ностным и. метапрелметными, предметными), основными подходами к развитию и формированию ушиверсальных учебных действий (У УД) для основного общего образования; авторской программой но русскому языку. / СМ. Львова. Русский язык. 5-9 классы. - М.: Мнемозина, учебным планом МЬОУ «СШ №29»
Данный факультативный курс актуален, так как открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования школьников.
Цель курса: формирование образовательной компетенции обучающихся через овладение русским языком как средством общения; расширение и углубление знаний с учетом интересов и склонностей; удовлетворение образовательных склонностей обучающихся; расширение кругозора; развитие творческих способностей.
Задачи курса:
- создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной форме;
- создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации текста, - совершенслвовать речевую практику учащихся: - совершенствовалъ навык раболы с лесками.
Общая характеристика учебного курса
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Факульттивный курс рассчитан на обучающихся 8-х классов общеобразовательной школы. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректируя ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ОРЭ. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского ЯЗЫКа, основами культуры устной и письменной речи.
Согласно учебному плану МБОУ «СШ 29» на данный учебный год программа курса рассчитана в 8 классе на 34 часа (l час в неделю).
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
1. Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета В ходе изучения данного курса обучающиеся должны:
• обогатить активный и потенциальный словарный запас, развить культуру владения русским литера гурным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письм"нной речи, правилами русского речевого этикета; уметь оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собстуенную и чужую речь с точки зрения ТОЧНОГО. и выразительного словоупотребления; уметь создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, план и др.)
2. Содержание факультативного курса
Раздел 1 Сжатое изложение (1 1 ч.)
Как готовиться к написанию сжато[Т) изложения, Компрессия текста. Выполнение тренировочных упражнений. Сославление плана. Как ПишетСЯ сжатое сочинение. Практическая работа. Отработка навыков написания сжало о изложения.
Ра пел 2 Сочинение-рассуждение (19 ч.) Структура сочинения-рассуждения.
Сочинение 15.l. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Алгоритм написания. Аргументация. Речевые клише, Шаблон написания сочинения. Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему.
Практикум. Практическая работа, Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.
Сочинение l5.2. Структура сочинения. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. Сочинение 15.3. Сходство и различие в структуре. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинениярассуждения.
Раздел З Задания с кратким откры гым олметДм (4 ч.) С ишак•сис [1 пунктуация.
Результаты освоения учебного курса
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения шКОЛЬнОго образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью,
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деялельности.
адеквал ное понимание информашли устного [1 письменного сообщения: владение разными видами јешля; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему:
умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной). последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом:
2) применение приобретённых знаний; умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
З) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного ВЫПОЛНеНИЯ какой-либо задачи. участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной ШколЫ программы по русскому языку являются:
l) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа: роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования; 3) владение всеми видами речевой деялельности: чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации); владение разными видами чтения ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с ПОЛНЫМ пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств; говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы); способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной€и „письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному. увиденному умение создавать устные и письменные тексты разных тшлов и стилей речи с учёлом замысла, алресала и ситуации общения; создавал тексты различных жанров (рассказ, отзыв, ПИСЬМО, расписка, доверенность. заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию ЯЗЫкОвых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
уладениё различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации; способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета: уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения; осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания. яЗЫкоВоГО оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач: умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты: 4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование. описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи:
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Календарно — тематическое планирование курса
Раздел 1 Сжатое изложение (1 1 ч) 1
Как готовиться к написанию сжатого изложения.
Рабол с текстом. границы микротем исходного текста, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Знакомство и отработка основных приёмов компрессии исходного текста.
Создание собственного текста изложения, оценивание работы. 2
Компрессия текста,
Компрессия текста. Выполнение тренировочных упражнений,
4
Компрессия текста. Выполнение тренировочных упражнений. 5 Составление плана.
6 Как пишется сжате сочинение.
7
Практическая работа. Отрабо гка навыков написания сжатого изложения, 8
Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения.
9
Практическая работка. Отработка навыков написания сжатого изложения. 10
Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения.
Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения.
Раздел 2 Сочинение-рассуждение (19 ч) 12
С груктура сочинения-рассуждения.
Знакомство с алтри•гмом написания сочИН"НИЯ Ала лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
lo,'160p аргументов в сочинении на лингвистическую тему.
Написание сочинения на лингвисплческую тему.
1 фактическое занятие.
Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по лексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
в сочинении-рассуждении по тексту.
Написание сочинения-рассуждения по тексту.
13
Сочинение 15. l. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Алгоритм написания.
Ар»ментация. Речевые клише. Шаблон написания сочинения.
15
Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую лему. 16 Иракл и кум.
17
Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. 18
Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. 19
Практическая работа. Отраболла навыков написания сочинения-рассуждения. 20
Прак•лшческая работа. Отраболла навыков написания сочинения-рассуждения. 21 Сочинение 15.2. Структура сочинения.
22
Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассужления. 23
Праклмческая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. 24
Мраклмческая работа. Отраболка навы ков написания сочинения-рассуждения. 25
Ирак ллческая работ. Отрабо жа навыков написания сочинения-рассуждения. 26 Сочинение l5.3. Сходство и различие в структуре.
27
Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. 28
Практическая работа. Отраболл-а навыков написания сочинения-рассуждения. 29
Пр•лклшческ-ая раболкт. Отрабол ка навыков написания сочинения-рассуждения. 30
Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.
Раздел З Задания с кратким 01крытым ответом (4 ч) 31
Синтаксис и пунктуация.
Работа с тестом. заполнение бланков.
32
Сипл аксис и нулакмуация.
33 С кс ис и пу н клуалия. 34
Синтаксис и пунктуация.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.