Рабочая программа факультатива «Жизнь в природе», 6 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования
- Основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения;
- Положением о рабочей программе педагога общеобразовательного учреждения. в соответствии с ФГОС ООО.
Цель:
- воспитание экологической культуры и уважительного отношения к миру природы
Задачи:
- познакомить учащихся с понятиями «экология», «экологическая система», научить устанавливать причинно-следственные связи между неодушевлённой природой и живыми организмами, сформировать представления о приспособлении живых организмов к наземно-воздушной и водной среде обитания, научить использовать полученные знания о взаимосвязях в природе в конкретных ситуациях.
- воспитывать у учащихся чувство самоуважения, сопереживания в достижении улучшения природной среды, понимание её неповторимости и красоты.
- формировать навыки бережного и ответственного отношения к природе.
Срок реализации рабочей программы: 1 (один) год.
Общая характеристика факультатива «Жизнь в природе»
Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у школьников российской гражданской идентичности и таких компетенций, как:
- компетенции конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
- социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний социальных ролях человека;
- компетенции в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ может происходить:
- в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами;
- через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций;
- через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями.
Место факультатива в учебном плане
На изучение факультатива «Жизнь в природе» на этапе основного общего образования в 6 классе отведено – 17 часов в год (1 полугодие), из расчета 0,5 часа в неделю.
В программе выделены три раздела - «Мир моими глазами», «Я – житель планеты Земля», «Я и мой поселок, край», в которые включены практические упражнения, экскурсии, эксперименты. На факультативных занятиях ребята не просто узнают о существующих экологических проблемах, им важно осознать причины и уметь прогнозировать последствия той или иной человеческой деятельности.
Предполагаемые результаты работы по программе:
1. Повысится уровень знаний учащихся о природе родного края, глобальных экологических проблемах.
2. Сформируются умения систематического накапливания краеведческого материала, оказания посильной помощи окружающей природной среде.
3. Произойдут позитивные изменения в отношениях учащихся к своей группе, к своему дому, родному краю, общению с людьми.
Содержание программы
Вводное занятие
Знакомство с курсом факультатива, его значение в природе.
«Мир моими глазами»
Знакомство с понятиями «экология», «взаимосвязь живой и неживой природы». Составление программы оздоровления, свода правил экологической этики. Просмотр и обсуждение научно - популярного фильма «Современное состояние и охрана окружающего мира».
«Я и мой поселок, край»
Влияние на здоровье людей достижений цивилизации.
Конкурс рисунков, стихотворений на тему: «Мой любимый поселок, край». Праздник «День Земли» посвящен птицам данной местности с выставкой творческих работ детей (поделки, рисунки, сочинения). На итоговом занятии проводится анкетирование детей с целью выявления результативности данного курса.
Эффективные меры защиты окружающей среды от загрязнений. Защита экологических плакатов.
«Я – житель планеты Земля»
Дидактическая игра «Мы жители Земли». Конкурс стихотворений, рассказов, сказок о зиме (включающие экологические понятия: «холод, бескормица»). Просмотр и обсуждение видеофильма «Бушующая планета». Обсуждение экологической проблемы – «Лес и человек».
Экскурсия с целью исследования снежного покрова. Написание писем зимующим птицам (по составленной учителем схеме).
Итоговое занятие
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия, раздела |
Элементы содержания |
|
|
|
1. |
Вводное занятие |
Знакомство с курсом факультатива, его значение в природе. Постановка цели и задач факультатива |
Мир моими глазами |
||
2. |
Понятие об экологии. Природа и мы. |
Знакомство с понятиями «экология», «взаимосвязь живой и неживой природы». |
3. |
Экологическая культура и моё здоровье. |
Составление карты здоровья и программы оздоровления |
4. |
Проблемы экологии и здоровья. |
Составление программы оздоровления, свода правил экологической этики. Просмотр и обсуждение научно- популярного фильма «Современное состояние и охрана окружающего мира». |
5. |
Экскурсия в осенний лес. |
Изучение состояния окружающей среды |
6. |
Экскурсия в осенний лес. |
Изучение состояния окружающей среды |
7. |
Посадка деревьев и растений из семян |
Практическая работа |
8. |
Посадка деревьев и растений из семян |
Практическая работа
|
Я и мой поселок, край |
||
9. |
Экологическая тропа |
Создание экологической тропы |
10. |
Планета Земля |
Просмотр видеофильма |
11. |
«День Земли» |
Праздник |
12. |
Мой любимый край |
Конкурс рисунков и стихотворений |
13. |
Что люблю, то храню и берегу |
Составление кодекса для туристов |
14. |
Экскурсия в зимний лес |
Исследование снежного покрова |
15. |
Сбережём природу родного края |
Экскурсия, изучение природной среды |
Я – житель планеты Земля |
||
16. |
КВН «Мы жители Земли» |
Дидактическая игра |
17. |
Итоговое занятие. «Что я сделал хорошего…» |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.