МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОСПАШСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
|
Утверждено . Директор МБОУ КООШ Т.Н.Дюжина « » 2022 года |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
для 5 класса
Рабочую программу составила
Лапшова Ольга Владимировна
учитель математики 1 категории
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования(в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1 , - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2.
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом за- дач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность)4 ;
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа курса для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
Курс «Основы математической грамотности» является одним из модулей программы «Развитие функциональной грамотности».
Согласно учебному плану МБОУ КООШ на изучение курса внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности» Модуль «Основы математической грамотности» в 5 классе отводит 1 час в неделю, всего 35 учебных часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
1. Метапредметные и предметные
· уметь работать на уровне узнавания и понимания, на уровне понимания и применения;
· уметь находить и извлекать математическую информацию в различном контексте;
· уметь применять математические знания для решения разного рода проблем
· распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
· формулировать эти проблемы на языке математики;
· решать проблемы, используя математические факты и методы;
· анализировать использованные методы решения;
· интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
· формулировать и записывать результаты решения.
1. Личностные
Уметь:
· объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей
· строить монологическую письменную речь, участвовать в дискуссиях;
· создавать команду и работать в команде при осуществлении мини-проектов;
· формировать портфель достижений школьника, принимая участие в олимпиадах, викторинах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Разработчики программы рекомендуют в каждой параллели начинать реализацию с модуля по формированию читательской грамотности.
1 четверть – модуль «финансовая грамотность».
2 четверть – модуль «читательская грамотность».
3 четверть – модуль «математическая грамотность».
4 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы для 5 классов
Тема раздела |
Содержание раздела |
урок» |
Кол-во часов |
|
1 «Основы финансовой грамотности» |
Набор навыков и знаний, которые помогают не тратить лишнего и приумножать накопления. К ним относятся планирование бюджета, знание кредитных и страховых продуктов, умение распоряжаться деньгами, правильно оплачивать счета, инвестировать и откладывать. |
День финансиста |
9 |
|
2 «Основы читательской грамотности» |
Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов: 1. беглое чтение 2. толкование текста в буквальном смысле 3. оценка языка и формы сообщения 4. поиск информации и ее извлечение 5. преобразование данных от частных явлений к обобщенным 6. формулирование основных идей и выводов 7. общее понимание текста 8. размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией |
День экономиста |
9 |
|
3 «Основы математической грамотности» |
1. Определение математической грамотности и её компоненты 3 2. Приёмы формирования математической грамотности 5 3. Поэтапное развитие различных умений, составляющих основу математической грамотности 8 4. Формирование финансовой грамотности 12 5. Приложения |
День Евро |
9 |
|
4 «Основы естественнонаучной грамотности» |
Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты:
|
День главных бухгалтеров
|
8 |
|
ИТОГО: |
35 |
Календарно-тематическое планирование с учётом рабочей программы для 5 класса
№ |
Тема занятия |
Формы деятельности |
Кол./ч. |
урок» |
Дата проведения |
||||||
По плану |
По факту |
||||||||||
«Основы финансовой грамотности» |
|
|
|
|
|
||||||
1 |
Как появились деньги? |
Беседы, диалоги, дискуссии. |
1 |
|
|
|
|||||
2 |
Что могут деньги? |
Беседы, диалоги, дискуссии. |
1 |
День финансиста |
|
|
|||||
3 |
Деньги в разных странах |
Круглый стол, игра. |
1 |
|
|
|
|||||
4 |
Деньги настоящие и ненастоящие |
Игра, экскурсия. |
1 |
|
|
|
|||||
5 |
Как разумно делать покупки? |
Игра, круглый стол. |
1 |
|
|
|
|||||
6 |
Кто такие мошенники? |
Круглый стол, игра, квест. |
1 |
|
|
|
|||||
7 |
Личные деньги |
Беседы, диалоги, дискуссии. |
1 |
|
|
|
|||||
8 |
Сколько стоит «своё дело»? |
Проект, игра. |
1 |
|
|
|
|||||
9 |
Проведение рубежной аттестации. |
Тестирование. |
1 |
|
|
|
|||||
|
|
ИТОГО |
9 |
|
|
|
|||||
«Основы читательской грамотности» |
|
|
|
|
|
||||||
10 |
Определение основной темы в фольклорном произведении. |
Беседа |
1 |
День экономиста |
|
|
|||||
11 |
Определение основной темы в фольклорном произведении. |
Круглый стол. |
1 |
|
|
|
|||||
12 |
Работа с текстом |
Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. |
1 |
|
|
|
|||||
13 |
Работа с текстом |
Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. |
1 |
|
|
|
|||||
14 |
Типы текстов |
Беседа |
1 |
|
|
|
|||||
15 |
Типы текстов |
Круглый стол. |
1 |
|
|
|
|||||
16 |
Типы задач на грамотность чтения. |
Беседы, диалоги, дискуссии. |
1 |
|
|
|
|||||
17 |
Типы задач на грамотность чтения. |
Работа в парах. |
1 |
|
|
|
|||||
18 |
Проведение рубежной аттестации. |
Тестирование. |
1 |
|
|
|
|||||
|
|
ИТОГО |
9 |
|
|
|
|||||
«Основы математической грамотности» |
|
|
|
|
|
||||||
19 |
Применение чисел и действий над ними. |
Беседы, диалоги, дискуссии. |
1 |
День Евро |
|
|
|||||
20 |
Применение чисел и действий над ними. |
Обсуждение, практикум |
1 |
|
|
|
|||||
21 |
Счет и десятичная система счисления. |
Беседы, диалоги, дискуссии. |
1 |
|
|
|
|||||
22 |
Счет и десятичная система счисления. |
Урок-практикум. |
1 |
|
|
|
|||||
23 |
Решение задач |
Обсуждение, практикум |
1 |
|
|
|
|||||
24 |
Первые шаги в геометрии. |
Беседы, диалоги, дискуссии. |
1 |
|
|
|
|||||
25 |
Простейшие геометрические фигуры. |
Обсуждение, практикум |
1 |
|
|
|
|||||
26 |
Простейшие геометрические фигуры. |
Урок-практикум. |
1 |
|
|
|
|||||
27 |
Проведение рубежной аттестации. |
Тестирование. |
1 |
|
|
|
|||||
|
|
ИТОГО |
9 |
|
|
|
|||||
«Основы естественнонаучной грамотности» |
|
|
|
|
|
||||||
28 |
Физические явления |
Беседы, диалоги, дискуссии. |
1 |
|
|
|
|||||
29 |
Физические явления |
Круглый стол. |
1 |
|
|
|
|||||
30 |
Движение тел |
Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. |
1 |
День главных бухгалтеров
|
|
|
|||||
31 |
Строение земли |
Беседы, диалоги, дискуссии. |
1 |
|
|
|
|||||
32 |
Строение земли |
Беседы, диалоги, дискуссии. |
1 |
|
|
|
|||||
33 |
Знакомство с минералами, горной породой и рудой. |
Обсуждение, практикум |
1 |
|
|
|
|||||
34 |
Атмосфера Земли. |
Беседы, диалоги, дискуссии. |
1 |
|
|
|
|||||
35 |
Проведение рубежной аттестации. |
Тестирование. |
1 |
|
|
|
|||||
|
|
ИТОГО |
8 |
|
|
|
|||||
|
|
ВСЕГО |
35 |
|
|
|
|||||
Используемая литература:
1. И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку».
2. Н.К. Антонович «Как научиться решать занимательные задачи».
3. Е.В. Смыкалова «Математика (дополнительные главы) 5 класс».
4. Н.П. Кострикина «Задачи повышенной трудности в курсе математики 5-6 классов».
5. Ю.М. Колягина «Поисковые задачи по математике (5-6 классы)».
6. Г.И. Григорьева «Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы».
Используемые ресурсы:
1. https://etudes.ru/
2. http://free-math.ru/
3. http://www.zaba.ru/
4. https://mathus.ru/math/
5. https://skysmart.ru/
6. https://uchi.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.