Рабочая программа Физика вариант 7_1
Оценка 4.7

Рабочая программа Физика вариант 7_1

Оценка 4.7
doc
15.11.2021
Рабочая программа Физика вариант 7_1
РП физика ОВЗ 78 (вариант 7_1).doc

Приложение

к Образовательной программе

основного общего образования,

утверждённой приказом директора

от 28.08.2020 г. № 935

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Белоярский.

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

ФИЗИКА.

 7 класс.

(Адаптированная)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Ершов А.А.

Учитель физики

СОШ №1, г. Белоярский

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 г.


1.       Пояснительная записка

 

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физика» варианта 7.1 для обучающихся 7-9 класса с задержкой психического развития разработана с учетом рекомендаций ПМПк составленных по итогам психолого-медико-педагогической диагностики обучающихся с ОВЗ (группы ЗПР).  Программа содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условия её реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития.

 

   Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабряя 2010 года  № 1897, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» , с изменениями (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г № 1897», зарегистрировано в Минюсте России 2.02.2016 г №40937);
  2. Основная образовательная программа общего образования СОШ №1  г.Белоярский;
  3. Учебный план СОШ  №1 г.Белоярский;
  4. Примерная программа по физике для 7-9 классов основной школы, подготовленная в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС общего образования второго поколения» - Москва «Просвещение», 2010г;
  5. Авторская программа  (Физика. 7—9 классы : рабочая программа к линии УМК И. М. Перышкина, Е. М. Гутник, А. И. Иванова / Е. М. Гутник, М. А. Петрова, О. А. Черникова. — Москва : Просвещение, 2021. — 77, [2] с.).

Цели:

        Изучение курса «Физика» в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

 - воспитание интереса к физике, к умственной деятельности, стремление использовать знания полученные в результате изучения курса «Физика» в повседневной жизни;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

 

        Основные задачи:

- формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными физическими методами познания окружающего мира (умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства умения);

- развивать умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

- продолжить формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

- развивать умение логического, знаково-символического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, представлений о компьютерной грамотности;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

- развивать умения применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;

- формировать умения аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

 

        Коррекционные задачи:

- предоставить возможность ученику овладеть базовым содержанием обучения. повышать мотивацию к обучению;

- создать условия для развития учащегося в своем персональном темпе, исходя из его образовательных способностей и интересов;

- развить мышление, память, внимание, восприятие через индивидуальный раздаточный материал;

- осуществлять коррекцию нарушений устной речи, коррекцию и профилактику нарушений чтения и письма;

- развивать сознательное использование языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;

- обеспечивать обучающемуся успех в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе.

Рабочая программа по физике составлена на основе обязательного минимума в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2 часа в неделю в 7-8 классах, в соответствии с выбранными  учебниками:

И.М. Перышкин, А.И Иванов  Физика 7 класс «Просвещение» 2021 г.

И.М. Перышкин, А.И Иванов  Физика 8 класс «Просвещение» 2021 г.

Выбор         авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по физике». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса. Отличительной особенностью данной программы является то, что в программе соблюдается преемственность с любым курсом физики 7 - 9 класса, ее отличает полнота представления содержания, краткость курса физики, отличаются простотой и доступностью изложения материала.

     Изменения, внесённые в авторскую программу Е.М. Гутника, А. В. Перышкина связаны с тем, что авторская программа рассчитана на 70 часов из расчёта 35 рабочих недель в 7 и 8 классах и на 105 часов в 9 классе, в рабочей программе предусмотрено сокращение на 7 часов, т.к. продолжительность учебного года составляет 34 недели:

           7 класс:

ü  уменьшилось резервное время на 1 час (вместо 3 часов, запланировано 2 часа);

ü  в разделе «Механические явления» количество часов уменьшилось на 1 час, так в главе «Работа. Мощность. Энергия» (вместо 13 часов, запланировано 12 часов). К данной теме частично возвращаются в 9 классе.

 8 класс:

ü  уменьшилось резервное время на 1 час (вместо 3 часов, запланировано 2 часа);

ü  в разделе «Электрические и магнитные явления» количество часов уменьшилось на 1 час (вместо 34 часов, запланировано 33 часа).

ü  в КТП 2 часа резерва отданы на повторение и итоговую контрольную работу.

       Данная адаптированная программа варианта 7.1 адресована обучающимся с ОВЗ группы ЗПР (замедленно-психического развития) которые характеризуются недостаточной познавательной активностью, что в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью может серьезно тормозить их обучение и развитие.

Быстро наступающее утомление данной категории обучающихся приводит к потере работоспособности, вследствие чего у учеников возникают затруднения в усвоении учебного материала. Они не удерживают в памяти условия задачи, продиктованное предложение, забывают слова; допускают нелепые ошибки в письменных работах; нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют цифрами; оказываются неспособными оценить результаты своих действий; их представления об окружающем мире недостаточно широки. Дети с ЗПР не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять свои действия правилам, содержащим несколько условий. Учащиеся данной категории не умеют планировать свои действия, контролировать их; не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто «перескакивают» с одного на другое, не завершив начатое. У многих из них преобладают игровые мотивы. Частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно связана с нервно-психическим состоянием и возникают порой без видимых причин.

Однако и внешние обстоятельства, например, такие, как сложность задания, необходимость выполнения большого объема работы, выводят ребенка из равновесия, заставляют нервничать и иногда надолго выбивают его из рабочего состояния. Рабочее состояние детей с ЗПР, во время которого они способны усвоить учебный материал и правильно решить те или иные задачи, кратковременно (15-20 минут), а затем наступает утомление и истощение, интерес к занятиям пропадает, работа прекращается. В состоянии утомления у них резко снижается внимание, возникают импульсивные, необдуманные действия, в работах появляется множество ошибок и исправлений. У некоторых детей собственное бессилие вызывает раздражение, другие категорически отказываются работать, особенно если требуется усвоить новый учебный материал.

Небольшой объем знаний, который детям удается приобрести в период нормальной работоспособности, как бы повисает в воздухе, не связывается с последующим материалом, недостаточно закрепляется. Знания во многих случаях остаются неполными, отрывистыми, не систематизируются. Вслед за этим у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью.

Низкий уровень учебных знаний служит доказательством малой продуктивности обучения детей данной группы в условиях общеобразовательной школы. В соответствии с выше изложенным необходим поиск эффективных средств обучения, приемов и методов работы, адекватных особенностям развития таких детей.

Данная адаптированная рабочая программа учитывает возможные затруднения учащихся с ОВЗ (группы ЗПР) в процессе ее усвоения. Поэтому проводится адаптация программы (упрощение подачи и смыслового содержания материала, предложение четких алгоритмов для работы, уменьшение объема выполняемой учеником работы, использование знаковых символов для ориентации ребенком в выполнении заданий и планировании действий, выделение тем для ознакомительного изучения, организация практических работ в форме демонстрации и др.) с соблюдением всех требований ООП ООО школы и сохранением практических работ и демонстраций. Проводится большое количество опытов (в программе они выделены курсивом).

                Программа позволяет учащимся с ОВЗ глубже воспринять раскрываемую в курсе картину мира. В тематическое планирование дополнительно внесены вопросы профориентации, практическое применение изучаемых тем в быту.

Так, вопросы применения физики в быту рассматриваются на уроках:

7 класс

Физические величины и их измерение.  Физика и техника. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие молекул. Агрегатные состояния вещества. Механическое движение. Инерция. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Давление твердых тел. Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Архимедова сила. Момент силы. Рычаг. Подвижные и неподвижные блоки. Коэффициент полезного действия механизма.

8 класс 

Внутренняя энергия. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене. Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. КПД теплового двигателя. Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Электризация тел. Электрический заряд. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока.  Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля–Ленца. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током.

Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

3.Место учебного предмета

      В учебном плане школы выделено по 2 часа в неделю в 7,8 классах (68 часов каждый год). Тематическое и поурочное планирование учебного материала по физике для основной общеобразовательной школы составлено на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной школы, в соответствии с учебниками, рекомендованными для общеобразовательных учебных

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмта:

Основными направлениями в коррекционной работе являются:

ü    удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР;

ü    коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;

ü    развитие познавательной деятельности;

ü    развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

ü    формирование  познавательных интересов данной группы школьников;

ü    обеспечение ребенку успеха, в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.

Школьный курс физики — системообразующий (является базой) для естественнонаучных учебных предметов, т.к. физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии, образуя межпредметные связи. Он раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов, обучающихся в процессе изучения физики, основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению.  Курс обладает широкими возможностями для формирования у школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опы­ты. 

Предмет «Физика» использует и тем самым подкреп­ляет умения (т.е. взаимосвязана), полученные на уроках математики и естествознания.

 

Данная программа предполагает дифференцированную помощь для обучающихся с ОВЗ (группы ЗПР):

• наглядно подкреплённая инструкция учителя для освоения работы с книгами;

• карточки с фотографиями для составления сообщения;

• переконструирование содержания учебного материала с ориентацией на зону ближайшего развития ученика;

• опора на жизненный опыт ребёнка;

• использование наглядных, дидактических материалов;

• итог выступления учащихся обсуждают по алгоритму - сличения, ученик самостоятельно отвечает на итоговые вопросы (или использует данную ему опорную схему-алгоритм);

• реконструкция урока с ориентиром на включение разнообразных индивидуальных форм преподнесения заданий;

•использование в процессе обучения всех видов деятельности – игровой, трудовой, предметно-практической, учебной, путём изменения способов подачи информации;

• использование разных форм внеклассной работы;

• использование более широкой наглядности и словесной конкретизации общих положений большим количеством наглядных примеров и упражнений, дидактических материалов;

• использование при преобразовании извлеченной информации из учебника и дополнительных источников знаний опорной карты-сличения, опорной схемы алгоритма, выполнение задания по образцу.

 

5. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физика»

Рабочая программа имеет ярко выраженную коррекционную направленность, что позволит учащимся с ЗПР достичь результатов образования (личностных, метапредметных и предметных).

Личностные результаты

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

 

 

 

Метапредметные результаты включают:

1.                   Освоенные обучающимися межпредметные понятия;

2.                   Универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

 

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, например, таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися:

ü  основами читательской компетенции,

ü  приобретение навыков работы с информацией,

ü  участие в проектной деятельности.

 

Будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире».

Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

    Обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их.

   Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

 

Универсальные учебные действия

Регулятивные УУД

 

1.                   Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

     Обучающийся сможет:

·                     анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

·                     идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

·                     выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

·                     ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

·                     формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

·                     обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

 

2.                   Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

·                     определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

·                     обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

·                     определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

·                     выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

·                     выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

·  составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

·                     определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

·                     описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

·                     планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

 

3.                   Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

·                     определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

·                     систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

·                     отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

·                     оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

·                     находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

·                     работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

·                     сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

 

4.                   Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

·                     определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

·                     анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

·                     свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

·                     оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

·                     обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

·                     фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

 

5.                   Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:

·                     наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

·                     соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

·                     принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

·                     самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

 

Коммуникативные УУД

 

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем

и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

                                                                                                                               

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

·         представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

·         соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

·         высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

·         принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.

 

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:

·         целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

·         выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

·         использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

·         использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

·         создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

 

Познавательные УУД          

 

1.       Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

·                     выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

·                     объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

·                     выделять явление из общего ряда других явлений;

·                     выявлять причины и следствия явлений;

·                     строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

·                     строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

·                     излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

·                     объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

·                     выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

·                     делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

 

2.                   Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

·                     обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

·                     определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

·                     строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

·  переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

·                     строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

·                     строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

·                     анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

 

3.                   Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

·                     находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

·                     ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

·                     устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

·                     резюмировать главную идею текста;

·                     критически оценивать содержание и форму текста.

 

4.                   Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:

·                     определять свое отношение к природной среде;

·                     проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

·                     прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

·                     распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

·                     выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

 

5.                    Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

·                     определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

·                     осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

·                     формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

·                     соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

 

Формирование ИКТ-компетенции обучающихся

В рамках направления «Обращение с устройствами ИКТ» обучающийся сможет:

  • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
  • входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через сеть Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
  • соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.

 

В рамках направления «Поиск и организация хранения информации» обучающийся сможет:

  • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
  • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них.

 

В рамках направления «Восприятие, использование и создание гипертекстовых и мультимедийных информационных объектов» обучающийся сможет создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.

 

В рамках направления «Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании» обучающийся сможет проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам.

В рамках направления «Коммуникация и социальное взаимодействие» обучающийся сможет:

  • использовать возможности электронной почты, интернет-мессенджеров и социальных сетей для обучения;
  • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей;

·       соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет.

 

Предметные результаты

 

К концу 9 класса выпускник научится:

·       соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

·       понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

·       распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

·       ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы;

Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.

·       понимать роль эксперимента в получении научной информации;

·       проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.

·       проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

·       проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

·       анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

·       понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

·       использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

 

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

·         овладеть основными доступными методами научного познания,

используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

·         овладеть доступными методами самостоятельного планирования и проведения

физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата.

Выпускник с ОВЗ получит возможность научиться:

·         осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении

представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

·         использовать приемы построения физических моделей, поиска и

формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

·         сравнивать точность измерения физических величин по величине их

относительной погрешности при проведении прямых измерений;

·         самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических

величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

·         воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной

литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

·         создавать собственные письменные и устные сообщения о физических

явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

 

Предметные результаты курса «Физика» 7 класса:

 

Раздел «Механические явления»

Обучающийся научится:

·       распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное прямолинейное движение, инерция, взаимодействие тел, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения;

·        описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила  тяжести, сила упругости, сила трения, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

·       анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

·       решать задачи, используя физические законы (закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Обучающийся с ОВЗ получит возможность научиться:

·       использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

·       приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;

·       разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата.

 

Раздел «Тепловые явления»

Обучающийся научится:

·       анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества;

·       различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел.

        Обучающийся с ОВЗ получит возможность научиться:

      использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения

безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,

      использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для сохранения

здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде.

 

Предметные результаты курса «Физика» 8 класса:

 

Раздел «Тепловые явления»

В дополнение к результатам, полученным в 7 классе обучающийся научится:

      распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные

свойства или условия протекания этих явлений: тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;

      описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические

величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

      анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные

положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;

      приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

      решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и

формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

        Обучающийся с ОВЗ получит возможность научиться:

      использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения

безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

      приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего

сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;

      различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер

фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

      находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на

основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

 

Раздел «Электрические и магнитные явления»

Обучающийся научится:

      распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний

основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов прямолинейное распространение света, отражение и преломление света;

      составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным

соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр); \

      использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и

собирающей линзе.

      описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя

физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

      анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя

физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.

      приводить примеры практического использования физических знаний о

электромагнитных явлениях

      решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон

Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Обучающийся с ОВЗ получит возможность научиться:

      использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для

обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

      разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях

с использованием математического аппарата.

 

 

6.  Содержание учебного предмета

 

Основное содержание (245 час)

Физика и физические методы изучения природы (4 часа)

Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы.

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц.

Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.

Демонстрации

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

Физические приборы.

Лабораторные работы и опыты

1.                      Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

2.                      Измерение объема жидкости и твердого тела.

3.                      Измерение температуры.

Механические явления (102 часов)

Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности. Первый закон Ньютона и инерция. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного действия механизма.

Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов Воздухоплавание.

Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс. Механические волны в однородных средах. Длина волны. Звук как механическая волна. Громкость и высота тона звука.

Тепловые явления (32 часа)

Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.

Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Работа газа при расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.

 

Электромагнитные явления(68 часа)

 

Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.

Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание.

Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Применение электромагнитов. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Свет – электромагнитная волна. Скорость света. Источники света. Закон прямолинейного распространение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Изображение предмета в зеркале и линзе. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света.        

Квантовые явления (14 часов)

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами. Состав атомного ядра.  Зарядовое и массовое числа.  Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета - и гамма-излучения. Период полураспада.   Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции.  Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.  Экологические проблемы работы атомных электростанций.

 

Строение и эволюция Вселенной (7 часов)

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.

Повторение и обобщение (25 часов)

 

7 КЛАСС

(70 часов, 2 часа в неделю)

Введение (4 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника.

Лабораторные работы:

1.                      Определение цены деления измерительного прибора.

Темы проектов:

«Физические приборы вокруг нас», «Физические явления в художественных произведениях (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Е. Н. Носова, Н. А. Некрасова)», «Нобелевские лауреаты в области физики».

Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Молекулы и атомы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно – кинетических представлений.

Лабораторные работы:

2.                      Измерение размеров малых тел.

Темы проектов:

«Зарождение и развитие научных взглядов о строении вещества», «Диффузия вокруг нас», «Удивительные свойства воды».

 

Взаимодействие тел (21 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость.     Инерция. Взаимодействие тел. Инерция. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации.  Вес. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация тела. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Лабораторные работы:

3.                      Измерение массы тела на рычажных весах.

4.                      Измерение объема тела.

5.                      Измерение плотности твердого тела.

6.                      Градуирование пружины и измерение сил  динамометром.

7.                      Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы.

Эксперименты:

1.                       Измерение средней скорости неравномерного движения.

2.                       Измерение вместимости столовой ложки.

3.                       Определение средней плотности крупы.

Темы проектов:

«Инерция в жизни человека», «Плотность веществ на Земле и планетах Солнечной системы», «Сила в наших руках», «Вездесущее трение».

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно – кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насос. Архимедова сила.  Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Лабораторные работы:

8.                      Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

9.                      Выяснение условий плавания тел в жидкости.

Эксперименты:

1.                    Наблюдение действия атмосферного давления.

Темы проектов:

«Тайны давления», «Нужна ли Земле атмосфера», «Зачем нужно измерять давление», «Выталкивающая сила».

Работа и мощность. Энергия (13 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы.  Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Виды равновесия. Равенство работ при использовании механизмов.  Коэффициент полезного действия. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

Лабораторные работы:

10.                  Выяснение условия равновесия рычага.

11.                   Измерение  КПД  при подъеме тела по наклонной плоскости.

Эксперименты:

1.                    Определение выигрыша в силе для подвижного и неподвижного блоков.

2.                    Изучение зависимости потенциальной энергии тела от его положения и массы.

3.                    Изучение зависимости кинетической энергии тела от его скорости и массы.

Темы проектов:

«Рычаги в быту и живой природе», «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю».

Повторение и обобщение – 5 ч.

 

8 КЛАСС

(72 часа, 2 часа в неделю)

Тепловые явления (23 ч)

Тепловое движение. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания топлива. Плавление и кристаллизация. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно – кинетических представлений. Превращения энергии в механических и тепловых процессах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.

Лабораторные работы:

1.                      Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

2.                      Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

3.                      Измерение  влажности воздуха.

Эксперименты:

1.                       Измерение температуры тела.

2.                       Изучение скорости испарения жидкости.

Темы проектов:

«Теплоемкость веществ, или Как сварить яйцо в бумажной кастрюле», «Несгораемая бумажка, или Нагревание в огне медной проволоки, обмотанной бумажной полоской», «Тепловые двигатели, или Исследование принципа действия тепловой машины на примере опыта с анилином и водой в стакане», «Виды теплопередачи в быту и технике (авиации, космосе, медицине)».

 

Электромагнитные явления (33ч)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Электрическое поле. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Постоянный электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи.  Удельное сопротивление. Реостаты. Виды соединений проводников. Работа и мощность электрического тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

Лабораторные работы

1.                      Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

2.                      Измерение напряжения на различных участках цепи.

3.                      Регулирование силы тока реостатом.

4.                      Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.

5.                      Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

6.                      Сборка электромагнита и испытание его действия.

7.                      Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Эксперименты:

1.         Сравнение электрического сопротивления проводника в холодном и нагретом состоянии.

2.         Измерение КПД электродвигателя.

3.         Определение КПД электрического чайника.

Темы проектов:

«Почему оно все электризуется, или Исследование явлений электризации тел», «Электрическое поле конденсатора, или Конденсатор и шарик от настольного тенниса в пространстве между пластинами конденсатора», «Изготовление конденсатора», «Электрический ветер», «Светящиеся слова», «Гальванический элемент», «Постоянные магниты, или Волшебная банка»,« Действие магнитного поля Земли на проводник с током (опыт с полосками металлической фольги)».

 

Световые явления (10 ч)

Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптические   приборы.

Лабораторные работы:

1.                      Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

2.                       Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

3.                       Получение изображения при помощи линзы.

Темы проектов:

«Распространение света, или Изготовление камеры-обскуры», «Мнимый рентгеновский снимок, или Цыпленок в яйце».

Повторение и обобщение (4 ч)

 

9 КЛАСС

(105 часов, 3 часа в неделю)

Механические явления (34 ч)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Равноускоренное прямолинейное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения.

Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.

Лабораторные работы:

1.                      Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2.                      Измерение ускорения свободного падения.

Темы проектов:

«Экспериментальное подтверждение справедливости условия криволинейного движения тел», «История развития искусственных спутников Земли и решаемые с их помощью научно-исследовательские задачи».

 

Механические колебания и волны. Звук (15 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Период, частота и амплитуда колебаний. Превращение энергии при колебаниях. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом. Звуковые волны.  Скорость звука. Громкость звука и высота тона. Эхо.

Лабораторные работы:

3.                      Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

Темы проектов:

«Определение качественной зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины», «Определение качественной зависимости периода колебаний нитяного (математического) маятника от величины ускорения свободного падения», «Ультразвук и инфразвук в природе, технике и медицине».

Электромагнитные колебания и волны  (25 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция.  Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

Лабораторные работы:

4.                      Изучение явления электромагнитной индукции.

5.                      Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

Темы проектов:

«Развитие средств и способов передачи информации на далекие расстояния с древних времен и до наших дней», «Метод спектрального анализа и его применение в науке и технике».

 

Квантовые явления (14 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета - и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно – нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое число. Ядерные реакцииДеление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре.  Выделение энергии при ядерных реакциях. Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

Лабораторные работы:

6.                      Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

7.                      Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

8.                      Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Темы проектов:

«Негативное воздействие радиации (ионизирующих излучений) на живые организмы и способы защиты от нее».

Строение и эволюция Вселенной (7 ч )

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.

Демонстрации:

1.                  Астрономические наблюдения.

2.    Знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вращения звездного неба.

3.    Наблюдение движения Луны, Солнца и планет относительно звезд.

Темы проектов:

«Естественные спутники планет земной группы», «Естественные спутники планет-гигантов».

Повторение и обобщение (10 ч)

 

7.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

7 КЛАСС

(2 часа в неделю, всего - 70 часов)

 

 

№ п/п

 

Наименование разделов

Количество

часов

работ

лабораторных

 

контрольных

 

1

Введение

4

1

-

2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

-

3

Взаимодействие тел

21

5

2

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

21

2

1

5

Работа, мощность, энергия

13

2

1

6

Повторение и обобщение

5

-

1

Всего

70

11

5

 

8 КЛАСС

(2 часа в неделю, всего – 70  часов)

 

 

№ п/п

 

Наименование разделов

Количество

часов

работ

лабораторных

 

контрольных

 

1

Тепловые явления

23

4

2

2

Электромагнитные явления

33

7

3

3

Световые явления

10

3

1

4

Повторение и обобщение

4

-

1

Всего

70

14

7

 

9 КЛАСС

(3 часа в неделю, всего - 105 часов)

 

 

№ п/п

 

Наименование разделов

Количество

часов

работ

лабораторных

контрольных

1

Механические явления

34

2

1

2

Механические колебания и волны. Звук

15

1

1

3

Электромагнитные колебания и волны 

25

2

1

4

Квантовые явления

14

3

1

5

Строение и эволюция Вселенной

7

-

1

6

Повторение и обобщение

10

-

1

Всего

105

8

6

 

 

Основное содержание

7 класс

8 класс

9 класс

Всего по факту

Физика и физические методы изучения природы

4

-

-

4

Механические явления

53

-

49

102

Тепловые явления

9

23

-

32

Электрические и магнитные явления

-

43

25

68

Квантовые явления

-

-

14

14

Строение и эволюция Вселенной

-

-

7

7

Повторение и обобщение

4

4

10

18

Всего

70

70

105

245

.

 

 

 

 

 

Список рекомендуемой литературы

Учебно-методические средства

Основная литература

1.       Кабардин О.Ф. Контрольные и проверочные работы по физике.7-11 класс.: Метод.пособие / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2000. – 192с.

2.       Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2003. – 224 с.

3.                     Марон Е.А Опорные конспекты и разноуровневые задания / Е.А. Марон – Санкт-Петербург,-2007. – 88с.

4.       Тихонова Е.Н. сост. Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие. -2-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2013.- 398 с.

УМК «Физика» 7 класс.

1.       Физика. 7 класс. И.М. Перышкин, А.И. Иванов

2.       Физика. Дидактические материалы. 7 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон

3.       Физика. Методическое пособие. 7 класс. Е.М. Гутник; Е.В. Рыбакова

4.       Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.

5.       Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 класс. А.Е. Марон; С.В. Позойский.

6.       Физика. Тесты. 7 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.

7.       Электронное приложение к учебнику.

УМК «Физика» 8 класс.

1.                  Физика. 8 класс. И.М. Перышкин, А.И. Иванов

2.                  Физика. Дидактические материалы. 8 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон

3.                  Физика. Контрольные работы в новом формате.  8 класс. И.В. Годова.

4.                  Физика. Методическое пособие. 8 класс. Е.М. Гутник; Е.В. Рыбакова.

5.                  Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 класс. А.Е. Марон; С.В. Позойский;

6.                  Физика. Тесты. 8 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.

7.                  Электронное приложение к учебнику.

УМК «Физика» 9 класс.

1.                  Физика. 7 класс. И.М. Перышкин, А.И. Иванов

2.                  Физика. Дидактические материалы. 9 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон

3.                  Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 класс. А.Е. Марон; С.В. Позойский.

4.                  Физика. Тематическое планирование. 9 класс Е.М. Гутник

5.                  Физика. Тесты. 9 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.

6.                  Электронное приложение к учебнику.

 

 Дополнительная литература

1.                 Данилова Г.П., Демидова М.Ю., Мирошниченко И.П., Рохлов В.С. Региональные образовательные программы: содержание, структура,        экспертиза, условия реализации. - М.: МИОО, 2010.- 96 с.

2.       Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку / В.Н. Ланге  - М.: Наука, 1979. – 125с.

3.                       Научно-популярный физико-математический журнал для школьников и студентов «Квант»

4.                 Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2008.- С.41

5.       Примерная основная программа образовательного учреждения. Основная школа/[сост./Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011 - 474 с.-           (Стандарты второго поколения)

6.       Словарь по образованию и педагогике/В.М.Полонский.- М.:Высш.шк., 2004- С.82

7.                 Словарь-справочник по педагогике/авт.- сост. В.А. Мижериков; под общ. ред.  П.И. Пидкасистого.- М.: ТЦ Сфера, 2004- С.306

  Материально-техническое обеспечение дисциплины

Комплект демонстрационного и лабораторного оборудования по (механике, молекулярной физике, электродинамике, оптике, атомной и ядерной физике) в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы, комплекты оборудования для итоговой аттестации ОГЭ.


Скачано с www.znanio.ru

Приложение к Образовательной программе основного общего образования, утверждённой приказом директора от 28

Приложение к Образовательной программе основного общего образования, утверждённой приказом директора от 28

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физика» варианта 7

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физика» варианта 7

Рабочая программа по физике составлена на основе обязательного минимума в соответствии с

Рабочая программа по физике составлена на основе обязательного минимума в соответствии с

Физические величины и их измерение

Физические величины и их измерение

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физика»

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физика»

Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к…

Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к…

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать…

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать…

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной…

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной…

Смысловое чтение. Обучающийся сможет: · находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); · ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,…

Смысловое чтение. Обучающийся сможет: · находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); · ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,…

Предметные результаты К концу 9 класса выпускник научится: · соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием; · понимать смысл…

Предметные результаты К концу 9 класса выпускник научится: · соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием; · понимать смысл…

Раздел «Механические явления»

Раздел «Механические явления»

Обучающийся с ОВЗ получит возможность научиться: • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,…

Обучающийся с ОВЗ получит возможность научиться: • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,…

Физика – наука о природе. Физические тела и явления

Физика – наука о природе. Физические тела и явления

КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин

КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин

Определение цены деления измерительного прибора

Определение цены деления измерительного прибора

Равенство работ при использовании механизмов

Равенство работ при использовании механизмов

Регулирование силы тока реостатом

Регулирование силы тока реостатом

Поперечные и продольные волны.

Поперечные и продольные волны.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Квантовые явления - - 14 14

Квантовые явления - - 14 14

Поташник М.М. Требования к современному уроку

Поташник М.М. Требования к современному уроку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2021