Рабочая программа "Функциональная грамотность"
Оценка 4.7

Рабочая программа "Функциональная грамотность"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
естествознание
7 кл—9 кл
19.12.2022
Рабочая программа "Функциональная грамотность"
РП Функциональная грамотность.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №23» городского округа Саранск Республики Мордовия

 

«Рассмотрено»

Заседание кафедры

«Математика, физика,   информатика»

Руководитель кафедры

__________________

/М.Е. Зимина

Протокол № 1

от 30.08.2022 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

____________________

/О.Г.Холопова

«Утверждаю»

Директор гимназии

_____________________

/М.С.Горлышкин

 Приказ № 123

от  30.08.2022г.

 

                                                                           

                                                       

                                                                 

 

 

 

Рабочая программа

внеурочных занятий

Функциональная грамотность

9 А, Б, В, Г классы

 

 

     Составитель программы: Е.А. Иконникова, 

учитель физики,

          первая квалификационная категория

______________________________________

                                                                               (подпись)

 

 

 

 

 

 

2022-2023

Пояснительная записка

 Актуальность Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилосьв конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло вобиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широкомсмысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования(в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1 , - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2 . Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только дляповышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом за- дач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния . Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность. Целеполагание Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективностиобразования, равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); способности человека понимать, использовать, оценивать тексты,размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения стественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных сестествознанием (естественнонаучная грамотность) ; способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

 

 

 

Программа нацелена на развитие:

·        способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы;

·        конструктивному,        активному и        размышляющему          гражданину

(математическая грамотность);

·        способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

·        способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность).

Характеристика образовательного процесса

Программа рассчитана на 1 год  обучения и включает 3 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая грамотность). Разработанный учебно-тематическое планирование программы описывает содержание модуля из расчета одного часа в неделю в каждом класс-комплекте.  Таким образом, общее количество часов: 34 часа.

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

 В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.

Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, моделирование, игра,  квест, проект, работа группами, парами.

  Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или проблему или задачу в результате самостоятельных действий, обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Ключевой тезис метода: «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю, я знаю, где и как я могу это применить». Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.

   Большое значение имеет работа над оформлением сообщений, докладов, альбомов, презентаций. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения программы

Метапредметные и предметные

          

 

 

 

                                           Грамотность                    

Читательская

 

Математическая

 

Естественно- научная

9 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапред- метного

содержания

 

оценивает форму и содержание текста в рамках метапредмет-

ного содержания

 

интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной

ситуации

 

интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного

содержания

 

Личностные

 

 

Грамотность

 

Читательская

 

Математическая

 

Естественно- научная

9 классы

оценивает содержание прочитанного с позиции норм и морали общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному

объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм и морали общечеловеческих ценностей

объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм

морали и общечеловеческих ценностей

общественной

жизни

 

 

 

 


Содержание программы

9 класс-34 часа

Модуль «Основы читательской грамотности»

Введение. Функциональная грамотность.

Проведение рубежной аттестации. Формирование читательских умений с опорой на текст и вне текстовые знания. Электронный текст как источник информации. Знакомство с Президентской библиотекой. Знакомство с НЭБ.

Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи.

Работа со смешанным текстом. Составные тексты. Творческий проект. Создание мультфильма.

Модуль «Основы математической грамотности»

 

Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. Задачи с лишними данными.

Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов.

Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические явления и зависимости.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

 

На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная радиоактивность. Изменение состояния веществ. Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений.

Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Создание коллажа.

Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков. Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания.  Происхождение видов. Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. Зачет

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (9 класс)

№ур

Наименование разделов и тем

часы

        Модуль «Читательская грамотность»

11

1

Введение. Функциональная грамотность

1

2

Формирование читательских умений с опорой на текст и вне текстовые знания

1

3

Электронный текст как источник информации. Знакомство с Президентской библиотекой

1

4.

 Знакомство с НЭБ

1

5

Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации

1

6

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи

2

 

Работа со смешанным текстом. Составные тексты

2

7

Творческий проект. Создание мультфильма

2

Модуль «Математическая грамотность»

7

9

Построение мультипликативной модели с тремя составляющими

1

10

Задачи с лишними данными

1

11

Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов

1

12

Решение стереометрических задач

2

13

Вероятностные, статистические явления и зависимости

2

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

 

16

15

На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная радиоактивность

2

16

Изменение состояния веществ. Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений

1

17

Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов

1

18

Создание коллажа

2

19

Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков

1

20

Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания.  Происхождение видов

2

21

Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

2

22

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов

1

23

Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы

1

24

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования

 

25

Зачет

2

 

ИТОГО:      

34

 


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №23» городского округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №23» городского округа

Пояснительная записка Актуальность

Пояснительная записка Актуальность

Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2

Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2

Программа нацелена на развитие: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах

Программа нацелена на развитие: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах

Программа нацелена на развитие: · способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах

Программа нацелена на развитие: · способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах

Разработанный учебно-тематическое планирование программы описывает содержание модуля из расчета одного часа в неделю в каждом класс-комплекте

Разработанный учебно-тематическое планирование программы описывает содержание модуля из расчета одного часа в неделю в каждом класс-комплекте

Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты освоения программы

С одержание программы 9 класс-34 часа

С одержание программы 9 класс-34 часа

Потоки вещества и энергии в экосистеме

Потоки вещества и энергии в экосистеме

Изменение состояния веществ

Изменение состояния веществ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2022