Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №23» городского округа Саранск Республики Мордовия
«Рассмотрено» Заседание кафедры «Математика, физика, информатика» Руководитель кафедры __________________ /М.Е. Зимина Протокол № 1 от 30.08.2022 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________________ /О.Г.Холопова
|
«Утверждаю» Директор гимназии _____________________ /М.С.Горлышкин Приказ № 123 от 30.08.2022г. |
Рабочая программа
внеурочных занятий
Функциональная грамотность
9 А, Б, В, Г классы
Составитель программы: Е.А. Иконникова,
учитель физики,
первая квалификационная категория
______________________________________
(подпись)
2022-2023
Пояснительная записка
Актуальность Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилосьв конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло вобиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широкомсмысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования(в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1 , - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2 . Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только дляповышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом за- дач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния . Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность. Целеполагание Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективностиобразования, равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); способности человека понимать, использовать, оценивать тексты,размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения стественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных сестествознанием (естественнонаучная грамотность) ; способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Программа нацелена на развитие:
· способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы;
· конструктивному, активному и размышляющему гражданину
(математическая грамотность);
· способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
· способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность).
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 1 год обучения и включает 3 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая грамотность). Разработанный учебно-тематическое планирование программы описывает содержание модуля из расчета одного часа в неделю в каждом класс-комплекте. Таким образом, общее количество часов: 34 часа.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, моделирование, игра, квест, проект, работа группами, парами.
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или проблему или задачу в результате самостоятельных действий, обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Ключевой тезис метода: «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю, я знаю, где и как я могу это применить». Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.
Большое значение имеет работа над оформлением сообщений, докладов, альбомов, презентаций. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Планируемые результаты освоения программы
Метапредметные и предметные
|
Грамотность |
||
Читательская
|
Математическая
|
Естественно- научная |
|
9 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапред- метного содержания
|
оценивает форму и содержание текста в рамках метапредмет- ного содержания
|
интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации
|
интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания |
Личностные
|
Грамотность |
||
|
Читательская
|
Математическая
|
Естественно- научная |
9 классы |
оценивает содержание прочитанного с позиции норм и морали общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному |
объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм и морали общечеловеческих ценностей |
объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей общественной жизни |
Содержание программы
9 класс-34 часа
Модуль «Основы читательской грамотности»
Введение. Функциональная грамотность.
Проведение рубежной аттестации. Формирование читательских умений с опорой на текст и вне текстовые знания. Электронный текст как источник информации. Знакомство с Президентской библиотекой. Знакомство с НЭБ.
Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи.
Работа со смешанным текстом. Составные тексты. Творческий проект. Создание мультфильма.
Модуль «Основы математической грамотности»
Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. Задачи с лишними данными.
Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов.
Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические явления и зависимости.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная радиоактивность. Изменение состояния веществ. Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений.
Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Создание коллажа.
Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков. Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов. Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.
Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. Зачет
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (9 класс)
№ур |
Наименование разделов и тем |
часы |
Модуль «Читательская грамотность» |
11 |
|
1 |
Введение. Функциональная грамотность |
1 |
2 |
Формирование читательских умений с опорой на текст и вне текстовые знания |
1 |
3 |
Электронный текст как источник информации. Знакомство с Президентской библиотекой |
1 |
4. |
Знакомство с НЭБ |
1 |
5 |
Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации |
1 |
6 |
Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи |
2 |
|
Работа со смешанным текстом. Составные тексты |
2 |
7 |
Творческий проект. Создание мультфильма |
2 |
Модуль «Математическая грамотность» |
7 |
|
9 |
Построение мультипликативной модели с тремя составляющими |
1 |
10 |
Задачи с лишними данными |
1 |
11 |
Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов |
1 |
12 |
Решение стереометрических задач |
2 |
13 |
Вероятностные, статистические явления и зависимости |
2 |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
|
16 |
|
15 |
На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная радиоактивность |
2 |
16 |
Изменение состояния веществ. Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений |
1 |
17 |
Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов |
1 |
18 |
Создание коллажа |
2 |
19 |
Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков |
1 |
20 |
Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов |
2 |
21 |
Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов |
2 |
22 |
Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов |
1 |
23 |
Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы |
1 |
24 |
Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования |
|
25 |
Зачет |
2 |
|
ИТОГО: |
34 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.