Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Южная средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Руководитель МО _________Шаварикова С.Б. Протокол № __ от «____»_________ 20__ г. |
Согласовано Заместитель директора по УВР ____________Манджикова Т.А. «_____»_________ 20__ г. |
Утверждаю Директор МКОУ ЮСОШ ____________Найдёнова Н.И. Приказ № ______ от «____»_________ 20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету ХИМИЯ
8 класс
Составитель: учитель химиии
Сельнинова В.Э..
I кв. категория
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса химии для 8 класса (далее- Рабочая программа) составлена на основе ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ, Программы курса химии для 8 классов общеобразовательных учреждений, автор О.С.Габриелян, 2008 г. и Государственного общеобразовательного стандарта
Учебник:
Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян. - .М.: Дрофа, 2008.
Дополнительная литература:
1. Стандарт основного общего образования по химии.
2. Примерная программа основного общего образования по химии.
3. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004 г.
4. Химия 8 класс.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8»/ О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2006.
5. Габриелян О.С., Яшукова А.В.. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8». – М.: Дрофа, 2008.
6. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8-9 класс. – М.: Дрофа, 2005.
7. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
8. Некрасова Л.И., Химия. 8 класс. Карточки заданий.- Саратов: Лицей, 2008.
9. Горковенко М.Ю., Химия. 8 класс. Поурочные разработки к учебнику О.С.Габриеляна(М.: Дрофа). – М.: «ВАКО», 2007.
10. Радецкий А.М., Дидактический материал по химии для 8-9 классов : пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2007.
11. Горбунцова С.В., тесты по основным разделам школьного курса химии: 8-9 классы. – М.: «ВАКО», 2006.
12. Денисова В.Г., Химия.8 класс: поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна.- Волгоград: Учитель, 2009
13. Ким Е.П. Химия. 8-9 классы. Практические работы. – Саратов: Лицей, 2009
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в вычленении дидактической единицы (в данной программе таковой является «химический элемент») и дальнейшем усложнении и расширении ее (здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)). Данный принцип построения Рабочей программы обусловил необходимость
внесения изменений в логику изложения учебного материала, предусмотренной авторской программой учебного курса. Так, в Рабочей программе тема «Практикум № 1.Простейшие операции с веществами» является последующей по отношению к теме «Соединения химических элементов» (в авторской программе она рассматривается на этапе, следующим за темой «Изменения, происходящие с веществами»). Тема «Практикум № 2. Свойства растворов электролитов» была внесена в содержание темы «Изменения, происходящие с веществами» и является логическим ее завершением.
В Рабочей программе следующее распределение часов :
1. Введение - 5
2. Атомы химических элементов – 10
3. Простые вещества – 7
4. Соединения химических элементов – 14
5. Изменения, происходящие с веществами – 11
6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов - 22
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: оснащение включает кроме демонстрационных печатных пособий, также дидактико-технологическое раздаточные таблицы, карты-инструкции для практических занятий по химии, различные рабочие тетради и дидактические материалы, сборники тестов и т.д.(в расчёте на каждого ученика) Эти печатные материалы могут значительно облегчить работу преподавателя химии, их можно использовать для опроса на уроке и в качестве заданий на дом.
Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предлагается использование компьютерных программ.
Цель программы обучения:
освоение знаний о химических объектах и процессах природы, направленных на
решение глобальных проблем современности
Задачи программы обучения:
освоение теории химических элементов и их соединений;
овладение умением устанавливать причинно-следственные связи между
составом, свойствами и применением веществ;
применение на практике теории химических элементов и их соединений для
объяснения и прогнозирования протекания химических процессов;
осмысление собственной деятельности в контексте законов природы
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса (базовый уровень)
В результате изучения химии
ученик должен
Знать/понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ
и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество,
классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая
реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая
диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,
периодический закон;
Уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного номера химического элемента,
номеров группы и периода; закономерности изменения свойств элементов в пределах
малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы(от водорода до кальция) на основе
их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их
атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические
свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к
определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень
окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях,
возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений; схемы строения атомов
первых 20 элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
- обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путём: кислород, водород, растворы кислот и
щелочей,
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения;
массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по
количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах,
простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль
химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии.
Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие
химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки -
работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их
названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и
молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле
вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее
структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная).
Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о
химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества
по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в
веществе по его формуле.
Тема 1 . Атомы химических элементов
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о
строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда.
Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса.
Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических
элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное
определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов
одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20
периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном
электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов:
физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического
элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные
атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и
неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования
ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой -
образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная
химическая связь.
Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой -
образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о
ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой -
образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Тема 2 . Простые вещества
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо,
алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами
кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических
элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные
модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические
свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и
неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный
объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и
киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и
киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса»,
«молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим
формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная
масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Тема 3 . Соединения химических элементов
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической
формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их
называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их
формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь.
Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица
растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды
натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение
окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот:
серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость
солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная,
атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов
кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава
для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей.
Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли
компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов
смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной
массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы
растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления
определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Тема 4 . Изменения, происходящие с веществами
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления,
связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его
составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция,
кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции.
Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и
эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических
реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и
коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества
вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или
объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда
исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного
вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и
необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений
металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций
между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из
растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в
растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и
продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз
воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и
неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с
щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза
сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или
количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из
вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы
(количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного
вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы
(количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и
массовая доля растворенного вещества.
Тема 5 . Практикум № 1 . Простейшие операции с веществом
1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы
обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2.
Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.
3. Анализ почвы и воды. 4. Признаки химических реакций. 5. Приготовление
раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
Тема 6 . Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и
кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости
растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и
пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты.
Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень
электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения
реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете
ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории
электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот.
Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями
- реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы
растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете
теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами,
кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для
характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований
при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в
свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами,
условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями
и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических
свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами
неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и
восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление
уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете
представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Тематическое планирование
№№ п\п |
Наименование темы |
Всего, Час. |
Из них |
|
Практ.работы. |
Контр.работы |
|||
1 |
Введение |
6 |
1 |
- |
2 |
Тема 1. Атомы химических элементов |
10 |
|
1 |
3 |
Тема 2. Простые вещества |
7 |
- |
|
4 |
Тема 3. Соединения химических элементов |
14 |
2 |
1 |
5 |
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами |
11 |
1 |
1 |
6 |
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов |
22 |
1 |
2 |
9 |
Итого |
70 |
5 |
5 |
|
План |
Факт |
Отставание по программе |
Причина отставания (опережения) |
1 четверть |
18 |
|
|
|
2 четверть |
14 |
|
|
|
3 четверть |
20 |
|
|
|
4 четверть |
18 |
|
|
|
Итого |
70 |
|
|
|
План график проведения контрольных и практических работ
|
План |
Факт |
Тема контрольной/практической работы |
1 четверть |
|
|
1. Практ.работа №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием» 2. .Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов» |
2 четверть |
|
|
|
3 четверть |
|
|
|
4 четверть |
|
|
1. Практическая .работа №5 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» 2. . Контрольная работа №4 по теме «Растворы. Теория ЭД» 3. Контрольная работа № 5, итоговая за курс 8 класса |
Итого |
|
|
Контрольных работ -5 Практических работ -5 |
Календарно-тематическое планирование учебного материала по химии в 8 классе
№п/п |
Тема урока
(тип урока) |
Элементы содержания |
Информ.-методич. обеспечение. Эксперимент (Д-демонстр. Л-лаборат.) |
Характерис-тика деятельности учащихся (виды учебной деятельности) |
Виды контроля, измерители |
Планируемые результаты освоения материала |
Домашнее задание |
Дата |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Введение (6 часов) Цель: Сформировать представление о предмете химии. Дать первоначальные понятия о веществе, химическом элементе, о простых и сложных веществах, о трех формах существования хим. элемента. Начать формирование умения описывать свойства веществ, находить различия между понятиями « химический элемент» и « простое вещество».Дать понятие о знаках хим. элементов, познакомить учащихся со структурой Периодической таблицы. Научить записывать хим. формулы, читать их. Дать понятие о коэффициентах и индексах, научить рассчитывать относительную молекулярную массу (учебно-познавательная, ценностно-ориентационная, смысло-поисковая компетенции). |
|||||||||
1 |
1. Предмет химии. Вещества.
(УИНМ) |
Химия как часть естествознания. Химия- наука о веществах, их свойствах и превращениях. Простые и сложные вещества, хим. элемент. |
Презентация Занимательные опыты, коллекции простых и сложных веществ |
Фронтальная, индивидуальная |
Упр. 3, 4 стр.10 учебника
|
Знать: - основные методы познания
природы (наблюдения, описание, измерение, эксперимент, моделирование); |
§.1 Упр. 2, 5, 6,8,9 |
|
|
2 |
2. Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории химии. (КУ) |
Физические явления, химические реакции, условия и признаки хим. реакций. |
Видеокурс «Химия-8» 1ч. Д.1.Взаимод. HCl с CaCO3 2.взаимод. соляной к-ты и NH4OH |
Групповая |
Упр. 1 стр. 18 учебника.. |
Понимать: - роль химии в различных областях
жизни человека; |
§ 2,упр.1-5 § 3 - пересказ |
|
|
3. |
3.Практ.работа №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием» (ПР) |
Правила работы в школьной лаборатории. |
Табл. «Правила техники безопасности труда в кабинете химии» Учебник химии 8 кл. Пр. раб. №1. |
Парная |
|
Знать: - об основных правилах работы и
безопасности в школьной лаборатории; |
Оформление работы |
|
|
4 |
4. Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева. (КУ) |
Знаки хим. элементов, их символы. Периодическая таблица Д. И. Менделеева, периоды большие и малые, группы и подгруппы |
Таблица Д.И.Менделеева, Видеокурс «Химия-8» 1ч. Диск «Химия-8» Урок 4 |
Индивидуальная |
Химический диктант |
Знать: - химическую символику элементов
– химические знаки. |
§4. Выучить знаки хим.эл. (табл.1 |
|
|
5 |
5. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярные массы.
(КУ) |
Химическая формула, индексы и коэффициенты, относительная атомная и молекулярная массы, массовая доля элемента в веществе. |
Периодическая таблица Д. И. Менделеева. Модели молекул. |
Индивидуальная |
Упр. 1-3 стр. 37 учебника.
Самостоятельная работа |
Знать: - физические величины Аr, Mr, ?; |
§5. Упр.1,2,6,7 |
|
|
6 |
6.Упражнения в применении знаний (УПЗУ) |
|
|
индивидуальная |
проверочная работа |
|
индивид. Задан. |
|
|
Тема 1. Атомы химических элементов (10ч.) Цель: Дать понятие о составе атома и атомного ядра. Раскрыть взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, массовое число. Рассмотреть строение электронных оболочек атомов элементов №1-20. Дать понятие о металлических и неметаллических свойствах элементов, вскрыть причины изменения этих свойств в периодах и группах на основе строения их атомов. Познакомить учащихся с видами хим. связи. Научить записывать схемы образования ковалентной, ионной, металлической связей. (Учебно-познавательная, рефлексивная, коммуникативная, смыслопоисковая компетенции). |
|||||||||
6 |
1.Основные сведения о строении атома.
(УИНМ) |
Строение атома. Ядро( протоны, нейтроны) и электроны. : опыты Резерфорда, планетарная модель атома. |
Диск «Химия-8» Урок 17-18 Видеокурс «Химия-8» 2ч. |
Индивидальная |
Упр. № 3. стр. 43 учебника |
Знать: - определение атома с точки зрения
его строения; |
§6. Упр. 3,5 |
|
|
7-8 |
2-3. Электроны. Строение электрон. оболочек атомов элементов №1-20. Изменение числа протонов и нейтронов в атоме(КУ). |
Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов ПС Д. И. Менделеева Изотопы. |
Диск «Химия-8» Урок 19 Диск«Вирт.школа Кирилла и Мефодия-8кл.» Урок 13 |
Групповая |
Карточки- задания разного уровня сложности |
Объяснять строение электронных оболочек атомов элементов №1-20, сравнивать их строение Объяснять понятие: « изотопы» как разновидность атомов одного хим. элемента, приводить примеры изотопов |
§7. |
|
|
9 |
4.Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома (КУ) |
ПЗ и ПСХЭ Д. И. Менделеева. Физич.смысл порядкового номера элемента, номера группы, периода. Изменения свойств хим. Эл-тов в периодах и группах |
Таблица Д.И.Менделеева |
Индивидуальная |
Упр. №1 стр. 58 учебника. |
Уметь объяснять физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, периода. Объяснять закономерности изменения свойств хим. элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп( П ). |
§9упр.1 |
|
|
10 |
5..Ионная связь. (КУ) |
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. |
ПСХЭ Компьютерная поддержка « Виды хим. связи» |
Парная |
Текущий контроль-опрос |
Иметь представление об ионах, образованных атомами металлов и неметаллов, ионной связи( Р ). Уметь составлять схемы образования ионных соединений |
. § 9. Упр2 |
|
|
11 |
6..Ковалентная химическая связь. (КУ) |
1 Ковалентная неполярная хим. связь. Электронные и структурные формулы. |
Табл. «Ковалентная связь» Компьютерная поддержка « Виды хим. связи» «Вирт.школа Кирилла и Мефодия-8кл.»
|
Парная |
Упр. №5 стр. 62 учебника. |
Определять тип хим. связи в соединениях( Р ). Уметь записывать схемы образования молекул бинарных соединений элементов- неметаллов (ковалентная неполярная связь). Уметь записывать электронные и структурные формулы веществ с данным видом связи. Знать определение понятия ЭО |
§ 10- упр. 1-4. |
|
|
12 |
7.Ковалентная полярная химическая связь.
(КУ) |
Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. |
Диск «Вирт.школа Кирилла и Мефодия-8кл.» Урок 15 |
Парная |
Текущий контроль-опрос |
Определять тип хим. связи в соединениях. Уметь записывать схемы образования молекул бинарных соединений элементов- неметаллов (ковалентная полярная и неполярная связь). Уметь записывать электронные и структурные формулы веществ с данным видом связи. Знать определение понятия « ЭО» |
§ 11. упр. 1-3. |
|
|
13 |
8.Металлическая химическая связь.
(КУ) |
Образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи. |
Табл. «Типы хим.связи» Презентация |
Парная , индивидуальная |
Самостоятельная работа по карточкам с заданиями разного уровня сложности |
Понимать: сущность и механизм образования металлической химической связи - взаимосвязь особенностей строения и свойств соединений. Уметь:- определять тип химической связи в соединениях; - записывать схемы образования металлической связи на примере металлов главных подгрупп |
§12. |
|
|
14 |
9. Обобщение и систематизация знаний об элементах: металлах и неметаллах, о видах хим. связи. (УПЗУ) |
Выполнение упражнений и заданий разного уровня сложности |
ПСХЭ, таблица «Виды связей» |
Индивидуальная , парная |
Карточки-задания разного уровня сложности |
Уметь : составлять схемы строения атомов первых 20 элементов, их химических формул; - определять тип химической связи в соединениях; -показывать в виде схем образование ионной, ковалент. связи. |
Повторить§ § 6 – 12 |
|
|
15 |
10.Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов»
(К) |
Контроль знаний, умений, навыков. |
ПСХЭ, таблица «Виды связей» |
Индивидуальная |
Карточки-задания разного уровня сложности |
Уметь : составлять схемы строения атомов первых 20 элементов, их химическ5их формул; -определять тип химической связи в соединениях; -показывать в виде схем образование ионной, ковалент.связи. |
повторение |
27.10 |
|
Тема 2. Простые вещества (7ч.) Цель: Познакомить с общими физическими свойствами металлов и неметаллов, дать понятие об аллотропии. Сформировать понятие о количестве вещества и единицах его измерения, о постоянной Авогадро. Показать взаимосвязь физико- химических величин: количества вещества, массы и числа частиц. ( Учебно-познавательная, рефлексивная, коммуникативная, смыслопоисковая компетенции) |
|||||||||
16 |
1. Простые вещества-металлы. Общие физические свойства металлов. Аллотропия. (УИНМ) |
Положение элементов-металлов в ПСХЭ Металлич.связь (повторение). Физич. свойства металлов. Аллотропия |
Д.Коллекция металлов Диск «Химия-8» Урок 5
|
Групповая |
Упр. 1 стр. 72 |
Знать: - понятие и определение металлической
связи, структуры металлической кристаллической решётки |
§13. упр. 2,3,4. |
|
|
17 |
2. Простые вещества-неметаллы Общие физические свойства. Аллотропия (Ку) |
Положение элементов-неметаллов в периодической системе. Ковалентная связь (повторени). Физические свойства неметаллов Аллотропия неметаллов.. |
Д.Коллекция неметаллов Диск «Химия-8» Урок 6
|
Групповая, индивидуальная |
Тест |
Объяснять строение атомов неметаллов, физические свойства неметаллов- простых веществ. Уметь характеризовать положение неметаллов в Периодической системе, объяснять аллотропию неметаллов на примере модификаций кислорода, фосфора ,углерода. Уметь объяснять относительность понятий: « металлические» и « неметаллические» свойства |
§14 упр. 3,4. |
|
|
18 |
3.Количество вещества.
(КУ |
Количество вещества и его единицы: моль, ммоль, кмоль, постоянная Авогадро. |
Д: некоторые простые вещ-ва количеством 1моль. |
Индивидуальная |
Упр. 4 стр.82 |
Знать и понимать: - важнейшую
физическую величину – количество вещества и её единицы измерения. |
. §15. Упр 2-3. |
|
|
19-20 |
4-5. Молярная масса. Молярный объем газов. (КУ) |
Молярная массса. Молярный объем |
Диск «Вирт.школа Кирилла и Мефодия-8кл.» Урок 4 Карточки-тренажеры |
Групповая , индивидуальная |
Упр.№ 2 стр. 82, упр.№ 1 стр. 84. |
Вычислять молярные массы веществ по их хим. формулам, количество вещества, объем или массу по количеству вещ-ва, объему или массе реагентов или продуктов реакции( П ) . |
§. 16. Упр 1 - 5 |
|
|
21 |
5.Решение расчетных задач с использованием понятий «количество вещ-ва», «молярный объем», «молярная масса», «постоянная Авогадро» (УПЗУ)
|
Решение задач и упражнений с использованием характеристик: количество вещества, молярная масса, молярный объем газов, молярная масса, постоянная Авогадро. |
Карточки-тренажеры |
Парная |
|
Уметь производить расчеты количества вещества, молярной массы, молярного объема газов, постоянной Авогадро |
Индивид.задания |
|
|
22 |
6. Обобщение и систематизация знаний по теме (УПЗУ) |
1.Повторение, обобщение и закрепление знаний
|
Карточки -задания |
индивидуальная |
Проверочная работа по карточкам разного уровня
|
|
Повторить § 13 – 16 |
|
|
Тема 3. Соединения химических элементов (14ч.) Цель: Сформировать понятие о степени окисления. Научить находить степени окисления по формуле вещества и составлять формулы бинарных соединений по степени окисления. Познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями классов: оксидов, оснований, кислот, солей. Познакомить с типами кристаллических решеток, их взаимосвязью с видами хим. связи и их влиянием на физические свойства веществ. Дать представление о законе постоянства состава веществ.Сформировать понятие « доля», научить рассчитывать массовую и объемную доли компонента в смеси. ( Смысло-поисковая, ценностно- ориентационная. Рефлексивная, коммуникативная компетенции). |
|||||||||
23 |
1.Степень окисления. Бинарные соединения металлов и неметаллов.
(УИНМ) |
Понятие о степени окисления. Определение степени окисления элементов по формулам соединений. |
Д.Образцы хлоридов, оксидов металлов
Диск «Химия-8» Урок 23 |
Индивидуальный |
Упр. № 2 стр. 90. |
Знать: - определение степени окисления; |
. §17. Упр 1,2,5,6 |
|
|
24 |
2. Важнейшие классы бинарных соединении - оксиды, летучие водородные соединения. Оксиды.
(КУ) |
Составление формул бинарных соединений , общий способ их названий. |
Образцы оксидов. Диск «Химия-8» Урок 38 Диск«Вирт.школа Кирилла и Мефодия-8кл.» Урок 8 Л.О.№1Знакомство с неорг. веществами |
Групповая |
Текущий контроль-опрос. Упр.1. стр.97 |
Уметь:-Называть бинарные соединения , составлять формулы бинарных соединений , производить расчеты по формулам -Различать формулы оксидов металлов и неметаллов |
§18. Упр 2-6. |
|
|
25 |
3.Основания.
(КУ) |
Состав и названия оснований , их классификация. Расчеты по формулам оснований. |
Д.1.Образцы оснований. 2.Изменение окраски индикаторов Диск «Химия-8» .Урок 43 Диск«Вирт.школа Кирилла и Мефодия-8кл.» Урок 9 |
индивидуальная |
Текущий контроль-опрос. Упр. № 2 стр. 101. |
Знать: - определение оснований , их
номенклатуру; |
§19. Упр. 1,3- 5. |
|
|
26 |
4.Кислоты.
(КУ) |
Кислоты, отдельные представители. Сложные и простые
ионы. |
Д.1.Растворы кислот, 2.изменение окраски индикаторов. Диск «Химия-8» ,Урок 41 Диск«Вирт.школа Кирилла и Мефодия-8кл.» Урок 10 |
индивидуальная |
Текущий контроль-опрос. Упр. № 1 стр. 107. |
Знать: - определение кислот, их номенклатуру
и классификацию |
§ 20. Выучить названия и формулы кислот |
|
|
27-28 |
5-6. Соли, как производные оснований и кислот
(КУ) |
Состав, классификация и номенклатура солей. |
Диск «Химия-8» Урок 45 Диск«Вирт.школа Кирилла и Мефодия-8кл» Урок 11 Оразцы солей кислородсодержащих и бескислородных кислот |
Групповая |
Выборочный контроль по карточкам. Упр. №1 стр. 113. |
Знать: - определение солей, их номенклатуру
и классификацию |
§21. Табл. 5. Упр. 1- 3. |
|
|
29 |
7. Урок - упражнение
(УПЗУ) |
Упражнения в составлении формул по названиям и названий по формулам веществ. Расчеты по формулам соединений |
Компьютерная поддержка: « Классы неорганических соединений |
индивидуальная |
Карточки- задания разного уровня сложности. |
Уметь:-Называть вещества по формулам, составлять формулы по названиям. -Классифицировать сложные вещества, - определять принадлежность соединений к различным классам по их формулам |
Индивид.задания |
|
|
30 |
8. Аморфные и кристаллические вещества, кристаллические решетки Кристаллические решетки.
(УИНМ) |
Свойства веществ с разным типом кристаллических решеток, их принадлежность к разным классам соединений. Взаимосвязь типов кристаллических решеток и видов хим. связи. Закон постоянства состава. |
Табл. «Кристаллические решетки» Д. Модели кристаллических решеток разных типов. Компьютерная поддержка: « Виды кристаллических решеток». |
Фронтальная |
Упр. № 1, 2.стр. 120. |
Знать: - особенности трёх агрегатных
состояний веществ; |
§22 упр. 3,4,5. |
|
|
31 |
9.Чистые вещества и смеси.
(КУ) |
Чистые вещества и смеси, их отличия. Примеры жидких и
газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Способы разделения смесей,
основанные на их физических свойствах. |
Д.1.Образцы смесей Диск «Химия-8» , Урок 7
Компьютерная поддержка: «Виды смесей и способы их разделения» |
Групповая |
Текущий контроль-опрос |
Понимать различие чистых веществ и смесей; |
§23 Упр 1,4 |
|
|
32 |
10. Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли»
(УП) |
Способы разделения смесей. |
Табл. «Правила техники безопасности труда в кабинете химии» |
Парная |
Отчет о работе |
Знать: - различные приёмы разделения
смеси на основе знаний физических свойств её компонентов; |
Оформление работы |
|
|
33-34 |
11-12. Массовая и объемная доля компонентов смеси (раствора). (УИНМ) |
Массовая доля. Объемная доля. Примеси |
Карточки-тренажеры |
Парная, индивидуальная |
Упр. № 1, 2. стр. 128. |
Знать: - понятия «доля», «массовая доля
растворённого вещества», «объёмная доля»( Р ); |
§24. Упр 3-7 |
|
|
35 |
13.Практ.работа №3 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе»
(УП) |
Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя,
необходимых для приготовления определённой массы раствора с известной
массовой долей вещества. |
Табл. «Правила техники безопасности труда в кабинете химии» |
Парная |
Отчет о работе
Пр. работа № 5. стр.185 |
Уметь: - выполнять важнейшие лабораторные операции:
взвешивание, отбор проб твердых и жидких веществ; |
Повторить §17-24 |
|
|
36 |
14.Контрольная работа № 2 по теме «Соединения хим. элементов». (К) |
Контроль знаний, умений, навыков. |
|
Индивидуальная |
|
|
Повторение |
|
|
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (11ч.) Цель: Познакомить учащихся с признаками хим. реакций, дать понятие о классификации хим. реакций по признаку выделения или поглощения теплоты, по составу и числу исходных веществ и продуктов реакции. Дать понятие о хим. уравнении, научить записывать уравнения реакций соединения, разложения, замещения, обмена. Дать первоначальное понятие об электрохимическом ряде напряжений. Научить производить расчеты по хим. уравнениям. ( Смысло-поисковая, ценностно-ориентационная. рефлексивная, коммуникативная компетенции). |
|||||||||
37 |
1.Физические явления в химии.
(УОНМ) |
Явления – как изменения, происходящие с веществами. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание, испарение и возгонка веществ, центрифугирование. |
Д: 1. Плавление парафина. Диск «Химия-8» , Урок 7 |
Групповая, индивидуальная |
Упр. 3 а, стр. 134. |
Знать: - сущность физических явлений,
связанных с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его
составе |
§25. Упр. № 3 б,в. Стр134. |
|
|
38-39 |
2-3. Химические реакции. Закон сохранения массы веществ.
Химические уравнения. Реакции
(КУ) |
Признаки и условия протекания хим.реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Понятие о хим. уравнении. Составление уравнений хим. реакций. Сущность реакций разложения.. |
Диск «Химия-8» Урок 24-25 Диск «Вирт.школа Кирилла и Мефодия-8кл.» Урок 5 |
Индивидуальная |
Упр. №2. стр.145. |
Знать: - сущность химических явлений в
отличии от физических; |
§ 26, §27 Упр.2,3 |
|
|
40 |
4.Реакции соединения
(КУ) |
Реакции соединения. Примеры |
Д.Фосфор-фосфорная кислота Кальций-гидроксид кальция Л.О. №4 Прокаливание меди в пламени горелки |
Групповая |
Текущий контроль-опрос
Упр. № 2 стр. 159.
|
Понимать различие реакции соединения и
разложения |
§30. Упр.1,2,5. |
|
|
41 |
5.Реакции замещения
(КУ) |
Сущности реакции замещения, их особенности, условия
протекания, признаки. Первоначальное понятие об электрохимическом
ряде напряжений металлов. |
Д.Щелочные металлы +вода Цинк + кислота Л.О.№5 Замещение меди в сульфате железом |
Парная |
Упр. № 1 стр. 164. |
Знать: - определение реакции замещения |
§31. Упр.2 - 5 |
|
|
42 |
6.Реакции обмена (КУ) |
Реакции обмена, их особенности, условия протекания, признаки.
|
Д. : Взаимодействие растворов щелочей с растворами кислот. |
Парная |
Упр. № 3 стр. 168. |
Знать: - определение реакции обмена( Р
), их отличие от других типов реакций; |
§32. Упр.4-6. |
|
|
43-44 |
7-8. Расчеты по химическим уравнениям
(КУ) |
Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия « доля
|
Карточки-тренажеры |
Групповая. индивидуальная |
Упр. № 1 стр. 150. |
Уметь производить расчеты количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества( П ) |
§. 28, упр. 2, 3.
|
|
|
45 |
9.Практ.работа №4 «Признаки хим. реакций» (УП) |
Рассмотреть признаки химических реакций. |
Табл. «Правила техники безопасности труда в кабинете химии» |
Парная |
ПР №4, с.183 |
|
|
|
|
46 |
10. обобщение и систематизация знаний по теме; «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций»(УПЗУ) |
1.Закрепить знания и расчетные навыки уч-ся. 2.Рассмотреть типовые примеры контрольной работы. |
|
|
|
|
Повторить . §§25-33 |
|
|
47 |
11. Контрольная работа №3 по теме «Изменения, происходящие с веществами» (К) |
Контроль знаний, умений, навыков. |
|
Индивид. |
|
|
Повторение |
|
|
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов(22 ч) Цель: Познакомить учащихся с растворением как физико-химическим процессом, показать зависимость растворимости веществ от температуры. Дать понятие об электролитах и неэлектролитах, рассмотреть механизм диссоциации веществ с различным типом связи. Обобщить основы ТЭД в виде четких положений. Дать понятие о кислотах, основаниях и солях как классах электролитов, рассмотреть их классификацию по различным признакам. Охарактеризовать общие свойства кислот, оснований и солей в свете ионных представлений. Обобщить знания учащихся о составе оксидов, рассмотреть их классификацию и свойства. ( Коммуникативная, рефлексивная, ценностно- ориентационная, смысло-поисковая компетенции). |
|||||||||
48.
|
1.Растворение. Растворимость веществ в воде. Типы растворов
(УИНМ) |
Растворение, как физико-химический процесс. Понятие о
гидратах, кристаллогидратах, насыщенных, ненасыщенных и перенасыщенных
растворах. Растворимость. Различная растворимость веществ и зависимость ее от
температуры. |
Диск «Химия-8» Урок 33, 34, 36 Табл. «Основные химические операции» |
индивидуальная |
Упр. № 2 стр. 192 |
Иметь представление: - о растворах и
растворении с точки зрения физ.-химической теории; |
§34. , упр. 3, 4. |
|
|
49-51 |
2-4. Электролитическая диссоциация. Основные положения ТЭД.
(КУ) |
Электролитическая |
Прибор для определения электропроводности растворов с электрической лампочкой. Растворы кислот, щелочей, солей одинаковой концентрации, растворы сахара, спирта, ледяная уксусная кислота. Диск«Вирт.школа Кирилла и Мефодия-9кл» Урок 5 |
Групповая. индивидуальная |
Упр. № 4 стр. 203. |
Знать: - определение процесса диссоциации,
электролитов и неэлектролитов, степени диссоциации |
§35-36,упр. 5-6 |
|
|
52 |
5.Ионные уравнения.
(КУ) |
Реакции обмена. Полные и сокращенные ионные уравнения. |
Д.примеры реакций обмена. Идущих до конца |
индивидуальная |
Упр. № 1 стр. 209. |
Знать: - определение и сущность ионных
уравнений реакций, реакций нейтрализации( Р ); |
§37. Упр. 2- 5. |
|
|
53-54 |
6-7. Кислоты и основания, их классификация и свойства.
(КУ) |
Определение кислот и оснований, как электролитов, их диссоциация. Классификация кислот и оснований по различным признакам. Общие свойства кислот и оснований. Электрохимический ряд напряжения металлов. |
Д: Химические свойства кислот и оснований. Компьютерная поддержка « Основные классы неорганических соединений |
Групповая |
Упр. 1, 2. стр.214, упр. 1,2 стр. 217.
|
Знать: - определение кислот и
оснований с точки зрения ТЭД; |
§. 38 Упр. 4,5 |
|
|
55 |
8. Оксиды, их классификация и свойства.
(УПЗУ) |
Состав оксидов, их классификация: несолеобразующие и солеобразующие( кислотные и основные), свойства кислотных и основных оксидов. |
Л.О. Изучение свойств для СаО и кислотных для С02 или S02 |
Парная |
Упр №1 стр.227. |
Узнавать и называть кислотные и основные оксиды( Р ). Характеризовать их хим. свойства |
. § 40. Упр. 1,3,4,5. |
|
|
56-57 |
9-10. Соли, их классификация и свойства.
(УПЗУ) |
Определение солей как электролитов, их классификация и диссоциация. Взаимодействие солей с металлами, с кислотами и щелочами... |
Л. Химические свойства солей |
Парная |
Упр. 1 стр. 225 |
Уметь: -Узнавать и называть соли, -Характеризовать их хим. свойства. Знать определение солей как электролитов, их диссоциацию. Уметь объяснять и записывать уравнения реакций химических свойств солей в молекулярном и ионном виде |
§41. Упр. 1 – 5 |
|
|
58 |
11. Генетическая связь между классами веществ.
(КУ) |
Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов. |
Д. Осуществление переходов:Р→Р205→ Н3Р04-Са3(Р04)2 Са →СаО→ Са(ОН)2→Саз(Р04)2 |
Групповая |
Упр. 1 стр. 228 |
Уметь осуществлять переходы в генетических рядах металлов и неметаллов с помощью уравнений реакций( Т ). |
§42. Упр. 2-4 |
|
|
59 |
12. Практ.работа №5 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»
(УП) |
Реакции ионного обмена, идущие «до конца». |
Табл. «Правила техники безопасности труда в кабинете химии» |
Парная |
Отчет . ПР №8,с.241 |
Уметь: - проводить реакции,
подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ,
протекающие в растворах «до конца»; |
оформление |
|
|
60 |
13.Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме « ТЭД» (УПЗУ) |
Решение расчетных задач по уравнениям, характеризующим свойства основных классов соединений, и выполнение упражнений этого плана и на генетическую связь. Подготовка к К.Р. |
Карточки, задания разного уровня сложности. |
Парная |
Текущий контроль -опрос |
Уметь производить расчеты по уравнениям реакций, характеризовать свойства основных классов соединений, осуществлять переходы в генетических рядах с помощью уравнений реакций |
Осуществ.переходов, решение задач и упр. |
|
|
61 |
14. Контрольная работа №4по теме «Растворы. Теория ЭД» (К) |
Контроль знаний, умений, навыков. |
|
индивидуальная |
Контрольные и проверочные работы |
|
повторение |
|
|
62-63 |
15-16. Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции.
(УОНМ)) |
Окислитель, восстановитель, окисление и восстановление.
Классифик. хим. реакций по изменению степени окисления.Метод электронного
баланса. |
Схема |
Групповая |
Упр. 3 стр. 235. |
Знать: - сущность и
определение окислительно-восстановительных реакций; |
§43, упр. 1 |
|
|
64-65 |
17-18.Свойства изученных классов веществ в свете ОВР. Упражнения в составлении ОВР. (УПЗУ) |
Характеристика свойства простых веществ металлов и неметаллов, а также кислот и солей в свете ОВР. |
|
Групповая |
Текущий контроль |
Уметь характеризовать свойства простых веществ
металлов и неметаллов, а также кислот и солей в свете ОВР. |
|
|
|
66 |
19.Обобщение и систематизация знаний по теме. (УПЗУ) |
Выполнение упражнений. |
Карточки-задания разного уровня сложности |
индивидуальная, групповая |
Карточки-задания разного уровня |
|
|
|
|
67 |
20.Итоговая контрольная работа №5 |
|
|
Индивидуальная |
|
|
|
|
|
68 |
21 Повторение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.