Рабочая программа Химия 8 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа Химия 8 класс

Оценка 4.7
Документация
docx
химия
20.02.2022
Рабочая программа Химия 8 класс
Рабочая программа Химия 8 класс
8 кл. Химия рабочая программа.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Мыльджинская основная общеобразовательная школа имени Владимира Николаевича Ляшенко"

 

ПРИНЯТО:                                                                                        

на заседании педагогического совета

Протокол № 6

от «31» августа 2021  г.

СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УВР

_____________И.П. Лесковец

«___»_________ 20____г

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

______________Н.П. Белохвостова

Приказ № ______от « ___» _________20___ г.

 

 

 

Рабочая программа по предмету

«Химия»

8 класс

на 2021-2022 учебный год.

 

 

 

Составлена: Л. Л. Рыбиной.

учителем химии и технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

1. Пояснительная записка.

Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Химия» является усвоение содержания учебного предмета «Химия» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной программой основного общего образования   МКОУ «Мыльджинская ООШ».

 

Основное общее образование — вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретѐнный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Главные цели основного общего образования состоят в:

1)формировании целостного представления о мире, основанного на приобретѐнных знаниях, умениях и способах деятельности;

2) приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;

3) подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

 Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить: 1)формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;

2)развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистического отношения и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности;

3)выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;

 4)формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

 

 Химия как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определѐнной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности, используя для этого химические знания;

 3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Планируемые результаты.

 

 

Личностные результаты.

·         формирование ответственного отношения к учению, готовности испособности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

·         формирование целостного мировоззрения, соответствующегосовременному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

·         формирование коммуникативной компетентности в общении исотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;

·         формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

·         усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

·         формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

 

Метапредметные результаты.

·         умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

·         умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·         умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

·         умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

·         владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·         умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

·         умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

·         умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

·         умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

·         планирования и регуляции своей деятельности;

·         владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

·         формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

·         формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 

Предметными результатами.

Выпускник научится:

·         описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенныепризнаки;

·         характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристикамивещества;

·         раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;

·         изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

·         вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;

·         сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

·         классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли  по составу;

·         описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ – кислорода и водорода;

·         пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

·         проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в процессе их превращений;

·         соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

·         различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами;

·         осознать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

 

Выпускник получит возможность научиться:

·         грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

·         осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;


·         понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

·         использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

·         развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

·         объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

 

 

 

 

 

 

 

 


3. Содержание предмета «Химия» 8 класс.

Глава 1. Введение в химию (16 ч)

1. Что изучает химия.

2. Химическая лаборатория.

3. Чистые вещества и смеси.

4. Превращения веществ.

5. Химический элемент.

6. Химические формулы.

7.Простые и сложные вещества.

8. Массовая доля химического элемента.

9. Валентность.

10. Химические уравнения.

11. Атомно-молекулярное учение в химии.

 

Глава 2. Важнейшие классы неорганических веществ (21 ч)

12. Простые вещества: металлы и неметаллы.

13. Кислород.

14. Химические свойства кислорода.

15. Оксиды.

16. Водород.

17. Химические свойства водорода.

18. Оксид водорода –вода.

19. Взаимодействие воды с металлами.

20. Взаимодействие воды с оксидами металлов.

21. Взаимодействие воды с оксидами неметаллов.

22. Состав кислот. Соли.

23. Свойства кислот.

24. Свойства оснований.

25. Свойства амфотерных гидроксидов.

26. Генетический ряд типичного металла.

27. Генетический ряд типичного неметалла.

 

Глава. 3 Строение атома и закономерности изменений свойств химических элементов (12 ч)

28. Первоначальные представления о строении атома.

29. Электронные оболочки атома.

30. Закономерность изменений в строении электронных оболочек атома.

31. Классификация химических элементов.

32. Периоды.

33. Группы.

34. Периодический закон.

35. Предсказание свойств химических элементов и их соединений на основе периодического закона.

36. Научный подвиг Д. И. Менделеева.

 

Глава. 4 Количественные отношения в химии (8 ч)

37. Количество вещества.

38. Молярная масса.

39. Расчёты по уравнениям химических реакций.

40. Молярный объём. Закон Авогадро.

41. Расчёты по уравнениям химических реакций.

42. Объёмные отношения газов при химических реакциях.

 

Заключение. (2 ч)

43. Предмет химической науки.

44. Методы научного познания в химии.

45. Источники химической информации.

 

Повторение за курс 8 класса (5 ч)

 

Глава 1. Введение в химию (16 ч)

 

Что изучает химия (1 ч)

Предмет химии. Химия и другие естественные науки. Научное наблюдение как один из методов химии.

 

Химическая лаборатория (1 ч)

Химический эксперимент — основной метод изучения свойств веществ. Химическая лаборатория. Оборудование химической лаборатории. Правила безопасного поведения в химической лаборатории.

 

Оборудование химической лаборатории (1 ч)

Приёмы обращения с простейшим лабораторным оборудованием.Практическое занятие № 1 «Оборудование химической лаборатории»

 

Чистые вещества и смеси (1 ч)

Чистые вещества. Смеси веществ. Гетерогенные и гомогенные смеси. Сохранение свойств веществ в смесях. Приёмы разделения смесей.

 

Разделение смеси (1 ч)

Разделение гетерогенной смеси.Практическая работа № 2 «Очистка веществ»

 

Превращения веществ (1 ч)

Химическая реакция. Физические и химические явления. Признаки химических реакций: изменение окраски, образование газа, выделение света и тепла, появление запаха, выпадение осадка, растворение осадка.

 

 

Признаки химических реакций (1 ч)

Признаки и условия протекания химических реакций.Практическая работа № 3 «Признаки химических реакций»

 

Химический элемент (1 ч)

Химический элемент. Знаки химических элементов.

 

Химические формулы (1 ч)

Состав веществ. Качественный и количественный состав. Химическая формула. Индекс. Чтение химических формул.Лабораторная работа № 1 «Простые и сложные вещества»

 

Простые и сложные вещества (1 ч)

Простые вещества. Сложные вещества. Бинарные соединения. Номенклатура бинарных соединений. Составление названий бинарных соединений по известной формуле вещества.Лабораторная работа № 2 «Вещества и их свойства»

 

Массовая доля химического элемента в сложном веществе (1 ч)

Эталон. Относительность изменений. Масса, относительная атомная масса и относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

 

Валентность (1 ч)

Валентность. Определение валентности по формуле вещества. Уточнение правил составления названий бинарных соединений. Составление формул бинарных соединений по их названиям.Лабораторная работа № 3 «Моделирование молекул веществ»

 

Химические уравнения (1 ч)

Исторические опыты Р. Бойля и М.В. Ломоносова по прокаливанию металлов. Закон массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Лабораторная работа № 4 «Химические реакции»

 

Атомно-молекулярное учение в химии (1 ч)

Атомно-молекулярное учение. Зарождение и возрождение атомистики. Роль М.В. Ломоносова в разработке атомно-молекулярного учения. Основные положения атомно-молекулярного учения.

 

Повторение и обобщение по теме: «Введение в химию» (1 ч)

 

Контрольная работа  по теме № 1: «Введение в химию» (1 ч)

 

 

Глава 2. Важнейшие классы неорганических веществ (21 ч)

 

Простые вещества: металлы и неметаллы (1 ч)

Классификация. Основания классификации. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Металлы и неметаллы. Различение названий простых веществ и химических элементов. Первоначальное представление об аллотропии на примере простых веществ, образованных кислородом и углеродом.Лабораторная работа № 5 «Металлы и неметаллы»

 

Кислород (1 ч)

Химический элемент кислород. Кислород в природе. Простое вещество кислород: химическая формула, относительная молекулярная масса. Физические свойства кислорода.Лабораторная работа № 6 «Получение кислорода»

 

Химические свойства кислорода (1 ч)

Взаимодействие кислорода: с металлами (на примерах кальция, магния, меди), с неметаллами (серой, углеродом, фосфором), со сложными веществами (на примере метана). Горение. Первоначальное представление о реакциях окисления. Кислород как окислитель.

 

Практическое занятие «Химические свойства кислорода» (1 ч)

Практическая работа № 4 «Свойства кислорода»

 

Оксиды (1 ч)

Оксиды. Оксиды как бинарные соединения. Примеры исключений: фторид кислорода(II) и пероксид водорода. Физические свойства оксидов.

 Лабораторная работа № 7 «Оксиды»

 

Водород (1 ч)

Взаимодействиеводородаскислородом,серой,хлором,азотом, натрием, кальцием, оксидом железа(III), оксидом меди(II). Первоначальные представления о восстановлении. Водород как восстановитель.Лабораторная работа № 8 «Проверка водорода на чистоту»

 

Химические свойства водорода (1 ч)

Взаимодействие водорода с кислородом, серой, хлором, азотом, натрием, кальцием, оксидом железа(III), оксидом меди(II). Первоначальные представления о восстановлении. Водород как восстановитель.

 

Практическое занятие «Химические свойства водорода» (1 ч)

Практическая работа № 5 «Свойства водорода»

 

Оксид водорода — вода (1 ч)

Состав воды. Физические свойства воды. Растворимость веществ. Таблица растворимости. Массовая доля растворённого вещества в растворе. Ненасыщенные, насыщенные и пересыщенные растворы. Получение чистой воды. Лабораторная работа № 9 «Растворы»

 

Взаимодействие воды с металлами (1 ч)

Взаимодействие воды с металлами: натрием, калием, магнием, оловом. Первоначальное представление о ряде активности металлов.

 

Взаимодействие воды с оксидами металлов (1 ч)

Взаимодействие воды с оксидами металлов: оксидом натрия, оксидом бария, оксидом кальция. Индикаторы. Окраска метилоранжа, лакмуса и фенолфталеина в нейтральной и щелочной среде. Первоначальное представление об основаниях. Прогнозирование возможности взаимодействия воды с оксидами металлов с помощью таблицы растворимости. Лабораторная работа № 10 «Взаимодействие оксида кальция с водой»

 

Взаимодействие воды с оксидами неметаллов (1 ч)

Гидроксиды. Гидроксиды металлов и неметаллов. Взаимодействие воды с оксидами углерода, фосфора(V), серы(VI). Изменение окраски метилоранжа, лакмуса, фенолфталеина в кислой среде. Номенклатура гидроксидов металлов и неметаллов. Лабораторная работа № 11 «Индикаторы»

 

Состав кислот. Соли (1 ч)

Кислоты. Гидроксиды неметаллов как представители кислородсодержащих кислот. Бескислородные кислоты. Состав кислот. Кислотный остаток. Номенклатура кислотных остатков. Основность кислот и валентность кислотного остатка. Соли. Номенклатура солей.  Лабораторная работа № 12 «Состав кислот (изменение окраски индикаторов в растворе серной кислоты и в растворе хлороводорода)» Лабораторная работа № 13 «Соли»

Свойства кислот (1 ч)

Общие свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов. Развитие представлений о ряде активности металлов: прогнозирование возможности химической реакции между раствором кислоты и металлом. Особые свойства концентрированной серной кислоты: растворение в воде; взаимодействие с медью, обугливание органических веществ. Особые свойства концентрированной и раствора азотной кислоты: взаимодействие с медью.

 

Химические свойства кислот  (1 ч)

 Практическая работа № 6 «Получение медного купороса»

 

Свойства оснований (1 ч)

Классификации оснований: однокислотные и двухкислотные, нерастворимые и растворимые (щёлочи). Общие свойства оснований: взаимодействие с кислотами. Реакция нейтрализации. Взаимодействие щелочей с кислотными оксидами. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Лабораторная работа № 14 «Реакция нейтрализации»

Лабораторная работа № 15 «Разложение гидроксида меди (II)»

 

 

Свойства амфотерных гидроксидов (1 ч)

Последовательность действий при определении кислотно-основного характера нерастворимого гидроксида. Амфотерность. Свойства амфотерных гидроксидов на примерах гидроксида цинка и гидроксида алюминия (без записи уравнений химических реакций). Лабораторная работа № 16 «Определение характера нерастворимого гидроксида»

 

Генетический ряд типичного металла (1 ч)

Генетический ряд. Генетический ряд типичного металла на примерах кальция и свинца. Получение соединений типичных металлов.  Лабораторная работа № 17 «Получение соединений магния»

 

Генетический ряд типичного неметалла (1 ч)

Генетический ряд типичного неметалла на примерах углерода и кремния. Возможности получения соединений неметаллов из веществ других классов. Генетический ряд металла, образующего амфотерный гидроксид. Лабораторная работа № 18 «Получение соединений углерода»

 

Повторение и обобщение по теме: Важнейшие классы неорганических веществ (1 ч)

 

Контрольная работа по теме: Важнейшие классы неорганических веществ (1 ч)

 

Глава. 3 Строение атома и закономерности изменений свойств химических элементов (12 ч)

 

Первоначальные представления о строении атома (1 ч)

Атом — сложная частица. Опыты А.А. Беккереля. Планетарная модель атома Э. Резерфорда. Основные частицы атомного ядра: протоны и нейтроны. Изотопы и изотопия. Уточнение понятия «химический элемент».

 

Электронные оболочки атомов (1 ч)

Электронейтральность атома. Первоначальное представление об электронном слое. Ёмкость электронного слоя.

 

Закономерности изменений в строении электронных оболочек атома (1 ч)

Понятие о внешнем электронном слое. Устойчивость внешнего электронного слоя. Изменение числа электронов на внешнем электронном слое с увеличением заряда ядра атомов элементов I–III периодов. Виды деятельности учащихся на уровне учебных действий. Различать понятия «электронный слой» и «внешний электронный слой». Моделировать строение атомов элементов малых периодов. Изучать закономерности изменения числа электронов на внешнем электронном слое на моделях атомов.

 

Классификация химических элементов (1 ч)

Основания классификации. Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов на основе зарядов их атомных ядер. Периодическая система и периодические таблицы.

 

Периоды (1 ч)

Период. Физический смысл номера периода. Большие и малые периоды. Периоды в разных формах периодической таблицы.

 

Изменение свойств гидроксидов с увеличением зарядов атомных ядер химических элементов (1 ч)

Практическая работа № 7 «Гидроксиды элементов III периода»

 

 

Группы (1 ч)

Группы в короткой и длинной формах периодической таблицы. Главные и побочные подгруппы. А- и В-группы. Физический смысл номера группы для элементов главных подгрупп (А-групп).

 

Периодический закон (1 ч)

Физический смысл порядкового номера химического элемента. Изменение свойств химических элементов в периодах и группах. Периодическое изменение числа электронов на внешнем электронном слое и периодическое изменение свойств химических элементов и их соединений. Современная формулировка периодического закона.

 

Предсказание свойств химических элементов и их соединений на основе периодического закона (1 ч)

«Предсказание» свойств «неизвестного» химического элемента алюминия. Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе.

 

Научный подвиг Д.И. Менделеева (1 ч)

Основные вехи в жизни Д.И. Менделеева. Классификация химических элементов и открытие периодического закона. Научный подвиг Д.И. Менделеева.

 

Повторение и обобщение по теме: Строение атома и закономерности изменений свойств химических элементов (1 ч)

 

Контрольная работа № 3  по теме: Строение атома и закономерности изменений свойств химических элементов (1 ч)

 

 

Глава. 4 Количественные отношения в химии (8 ч)

 

Количество вещества (1 ч)

Важнейшие характеристики вещества: масса, объём, количество вещества. Единица количества вещества. Число Авогадро. Физический смысл коэффициентов в уравнениях химических реакций. Чтение уравнений химических реакций. Расчёт количества вещества по известному числу частиц. Расчёт количества вещества по уравнению химической реакции.

 

Молярная масса (1 ч)

Масса одного моля вещества. Молярная масса. Расчёт молярной массы вещества по его формуле. Расчёты массы вещества по известному его количеству и обратные расчёты.

 

Расчёты по уравнениям химических реакций (1 ч)

Расчёты по химическим уравнениям массы одного из участников химической реакции по известной массе другого участника.

 

Молярный объём. Закон Авогадро (1 ч)

Молярный объём газов. Закон Авогадро. Расчёт плотности газа по его молярной массе и молярному объёму.

 

Расчёты по уравнениям химических реакций (1 ч)

Расчёты по химическим уравнениям массы одного из участников химической реакции по известному объёму другого участника, находящегося в газообразном состоянии.

 

Объёмные отношения газов при химических реакциях (1 ч)

Расчёты по химическим уравнениям с использованием объёмных отношений газов.

 

Решение расчётных задач обобщение и повторение  по теме: «Количественные отношения в химии»(1 ч)

 

 Контрольная работа № 4 по теме: «Количественные отношения в химии» (1 ч)

 

 

Заключение(2 ч)

 

 

Предмет химической науки (1 ч)

Объект и предмет науки. Объект и предмет химии. Хемофобия. Обобщение знаний об общих методах естествознания и специфических методах химии.  Лабораторная работа № 19 «Анализ»Лабораторная работа № 20 «Синтез»

 

 

Методы научного познания в химии. Источники химической информации (1 ч)

Наблюдение и эксперимент как источники непосредственной информации о веществах и их свойствах. Научные полиграфические издания. Средства новых информационных технологий. Оценка достоверности информации, размещённой в Интернете.

 

Повторение за курс 8 класса (5 ч)

 

Повторение по разделу: «Введение в химию» (1 ч)

Повторение по разделу: «Важнейшие классы неорганических веществ» (1 ч)

Обобщающее повторение по разделу «Решение расчётных задач» (1 ч)

Итоговый контроль. Годовая  контрольная работа. (1 ч)

Годовая контрольная работа и её анализ. (1 ч)

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Тематическое планирование.

 

Программа по «Химии» рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

п/п

Темы разделов

По программе (час)

По плану (час)

В том числе

Практические, лабораторные работы.

Контрольные работы.

1

Глава 1. Введение в химию

16  ч.

16  ч.

7

1

2

Глава 2. Важнейшие классы неорганических веществ.

21 ч.

21 ч.

16

1

3

Глава. 3 Строение атома и закономерности изменений свойств химических элементов.

12 ч.

12 ч.

1

1

4

Глава. 4. Количественные отношения в химии.

8 ч.

8 ч.

-

1

5

Заключение.

2 ч

2 ч

2

1

6

Повторение за курс 8 класса.

5 ч

5 ч

-

1

7

Резерв.

4 ч.

4 ч.

-

-

8

Итого

68 ч.

68 ч.

26

6

 


 

 

Приложение1

5. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности на 21/22 год.

 

 

№ урока

Дата проведения

Тема урока

 

Кол-во часов

 

Виды деятельности

 

Планируемые результаты обучения

 

 

 

план

факт

Глава 1. Введение в химию (16 ч)

1

 

 

Что изучает химия.

1

Различать предметы изучения естественных наук.

 

Знать определение объекта и предмета химии. Различать: предметы изучения естественных наук; бытовое и научное наблюдение.Объяснятьрольнаблюдениявпознанииокружающегомира.

 

2

 

 

Химическая лаборатория.

1

Наблюдать манипуляции учителя с лабораторным оборудованием.

 

 

Знать назначение основных предметов лабораторного оборудования. Понимать необходимость выполнения правил безопасной работы в химической лаборатории. Объяснять роль эксперимента в познании мира.

 

3

 

 

Оборудование химической лаборатории.

1

Выполнять простейшие манипуляции с лабораторным оборудованием в ходе практического занятия № 1. Фиксировать наблюдения в тетради. Практическое занятие №1.

 

Уметь обращаться с лабораторным штативом, спиртовкой.

 

4

 

 

Чистые вещества и смеси.

1

Наблюдать:свойствачистогохлориданатрияичистогооксидакремния;сохранениесвойствкомпонентоввсмеси;манипуляции учителя при разделении смесей. Описывать на естественном языкенаблюдаемые свойства веществ, используяобщепринятыесокращенияиобозначения.

Различать понятия «чистое вещество» и «смесь веществ». Выполнять манипуляции по разделению гетерогенной смеси в ходе практического занятия № 2. Фиксировать наблюдения в тетради.Практическое занятие №2.

Знать отличие чистого вещества от смеси и основные способы разделения смесей.

 

5

 

 

Разделение смеси.

1

Различать понятия «чистое вещество» и «смесь веществ». Выполнять манипуляции по разделению гетерогенной смеси в ходе практического занятия № 2. Фиксировать наблюдения в тетради.Практическое занятие №2.

 

Знать правила обращения с необходимым для работы лабораторным оборудованием, способы разделения смесей фильтрованием и выпариванием. Уметь складывать фильтр, фильтровать и выпаривать.

 

6

 

 

Превращение веществ.

1

Наблюдать демонстрируемые учителем физические явления; химические реакции. Описывать на естественном языке (русском и/или родном) наблюдаемые свойства веществ, используя общепринятые сокращения и обозначения. Фиксировать в тетради наблюдаемые признаки химических реакций.

 

Понимать сущность признаков химических реакций.

 

7

 

 

 Признаки химических реакций.

 

1

Различать физические явления и химические реакции. Объяснять признаки химических реакций как физическиеявления, сопровождающие превращения веществ друг в друга. Осуществлять химические реакции в ходе практическогозанятия3. Фиксировать ход эксперимента и его результаты в тетради, используя естественный (русский и/или родной) язык.

Практическое занятие №3.

 

Знать определение химической реакции, признаки протекания химических реакций. Уметь отличать физические процессы от химических реакций

8

 

 

Химический элемент.

1

Различать понятия «атом», «молекула», «химический элемент». Объяснятьнеобходимостьиспользованиязнаковхимическихэлементов; происхождение знаков химическихэлементов.

 

Знать определениехимическогоэлементакаксовокупностиатомоводноговида.

 

9

 

 

Химические формулы.

1

Наблюдать физические свойства веществ при выполнении лабораторного опыта № 1. Составлять формулы веществ по известному их качественному и количественному составу.

Лабораторный опыт №2.

 

Знать определение понятия «химическая формула» и что обозначает индекс в химической формуле. Уметь составлять химические формулы по известному качественному и количественному составу веществ, описывать качественный и количественный состав веществ по известной химической формуле.

 

 

10

 

 

Простые и сложные вещества.

1

Различать понятия «простое вещество», «сложное вещество». Обобщать понятия «простое вещество» и «сложное вещество». Наблюдать физические свойства веществ при выполнении лабораторного опыта № 2. Составлять названия бинарных соединений по известной формуле вещества.

Лабораторный опыт №1.

Уметь составлять названия бинарных соединений по известной формуле вещества. Объяснять различия между простыми и сложными веществами, простыми веществами и химическимиэлементами.

 

11

 

 

Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

1

Различать понятия «масса», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса». Обобщатьпонятия«масса», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса». Рассчитывать относительную молекулярную массу вещества по его формуле; массовую долю химического элемента в сложном веществе.

 

Уметь рассчитывать относительную молекулярную массу вещества по его формуле; массовую долю химического элемента в сложном веществе.

 

12

 

 

Валентность.

1

Сравнение содержания понятия «валентность» в химии и в языкознании. Моделирование молекул бинарных соединений. Определять валентности атомов в бинарных соединениях. Описывать простейшие вещества с помощью химических формул. Описывать качественный и количественный состав простейших веществ по их химическим формулам.

Лабораторный опыт №3.

 

Уметь определять валентность элементов по формулам соединений из двух элементов и составлять формулы веществ из двух элементов по известной валентности.

 

13

 

 

 

Химические уравнения.

1

Наблюдать и описывать опыты, демонстрируемые учителем. Наблюдать и фиксировать в тетради средствами естественного (русского и/или родного) языка и с помощью химических уравнений изменения веществ в ходе выполнения лабораторного опыта

№ 4. Различать понятия «индекс» и «коэффициент»; «схема химической реакции» и «уравнение химической реакции».

Лабораторный опыт №4.

Уметь расставлять коэффициенты в схемах простейших химических реакций.

14

 

 

Атомно-молекулярное учение в химии.

1

Обобщать изученные в теме 1 понятия в виде основных положений атомно-молекулярного учения.

Знать основные положения атомно-молекулярного учения.

 

15

 

 

Повторение  по теме: «Введение в химию».

1

Различать предметы изучения естественных наук; изученные понятия. Наблюдать и описывать средствами естественного (русского и/или родного) и искусственного (химии) языка простейшие вещества; наблюдаемые химические реакции. Составлять формулы бинарных соединений по известной валентности атомов. Рассчитывать относительную молекулярную массу по формуле вещества;массовуюдолюхимическихэлементоввсложномвеществе.

 

 

16

 

 

Контрольная работа № 1 по теме: «Введение в химию».

1

Применять полученные знания и сформированные умения длярешения учебных задач.

 

 

Глава 2. Важнейшие классы неорганических веществ (21 ч)

17

 

 

Простые вещества металлы и неметаллы.

1

Наблюдать физические свойства веществ, демонстрируемых учителем, и в ходе выполнения лабораторного опыта № 5. Различать существенные и несущественные основания классификации; названия простых веществ и химических элементов.Лабораторный опыт №5.

Знать деление простых веществ на металлы и неметаллы. Объяснять различие в свойствах простых веществ, образованных одним и тем химическим элементом, явлением аллотропии.

 

18

 

 

Кислород.

1

Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем, и в ходе выполнения лабораторного опыта № 6. Описывать превращения веществ с помощью уравнений химических реакций; физические свойства веществ по плану, предложенному учителем.

Лабораторный опыт №6.

 

Знать физические свойства кислорода; способы получения и собирания кислорода.

 

19

 

 

Химические свойства кислорода.

1

Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Описывать превращения веществ с помощью уравнений химических реакций и общепринятыхсокращений, и обозначений.

Знать химические свойства кислорода. Уметь различать физические и химические свойства, составлять уравнения реакций кислорода с изученными веществами.

20

 

 

Практическая работа «Химические свойства кислорода»

1

Осуществлять превращения веществ по инструкции в ходе практического занятия № 4. Фиксировать наблюдения в тетради, правильно выбирая средства естественного и искусственного языка.

Практическое занятие №4.

 

Уметь собирать простейший прибор для получения газа, проверять его на герметичность, укреплять прибор в штативе, обращаться с нагревательными приборами; собирать газ вытеснениемвоздуха.

 

21

 

 

Оксиды.

1

Описывать внешний вид природных оксидов и составлять их формулы в ходе выполнения лабораторного опыта № 7.Лабораторный опыт №7.

 

Знать определение оксидов и два исключения из него.

 

22

 

 

Водород.

1

Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Осуществлять проверку газа (водорода) на чистоту. Объяснить принцип действия аппарата Киппа и прибора Д.М. Кирюшкина. Сравнивать методы собирания кислорода и водорода.

Лабораторный опыт №8.

Уметь проверять прибор на герметичность, водород на чистоту; соблюдать меры предосторожности при работе с химическими реактивами; собирать водород методом вытеснения воздуха, доказывать его наличие. Знать правила безопасной работы с водородом. Характеризовать физические свойства водорода.

23

 

 

Химические свойства водорода.

1

Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Описывать превращения веществ с помощью естественного языка и уравнений химических реакций.

Уметь составлять уравнения изученных химических реакций водорода.

 

24

 

 

Практическая работа «Химические свойства водорода»

1

Исследовать свойства водорода. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из практического занятия № 5.

Практическое занятие №5.

 

Уметь работать с водородом.

25

 

 

Оксид водорода-вода.

1

Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Объяснять принцип действия установки для перегонки воды; автоматическогодистиллятора.

Лабораторный опыт №9.

 

 

Знать определения понятий «раствор», «растворимость», «насыщенный и ненасыщенный растворы».  Уметь готовить растворы при нагревании; проводить расчёты с использование массовой доли растворённоговещества.

 

26

 

 

Взаимодействие воды с металлами.

1

Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов.

Уметь составлять уравнения изученных химических реакций с участием воды; прогнозировать возможность взаимодействия воды с металлами на основании положения последних в ряду активности.

 

27

 

 

Взаимодействие воды с оксидами металлов.

1

Выдвигать гипотезы о возможности взаимодействия оксидов металлов с водой на основе данных таблицы растворимости. Наблюдатьопыты, демонстрируемые учителем. Осуществлять превращения веществ в ходе выполнения лабораторного опыта 10. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов.

Лабораторный опыт10.

Уметь составлять уравнения изученных химических реакций с участием воды; прогнозировать возможность взаимодействия воды соксидамиметалловспомощьютаблицырастворимости.

 

28

 

 

Взаимодействие воды с оксидами неметаллов.

1

Различать понятия «гидроксид», «кислота», «основание». Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Сравнивать поведение индикаторов в разных средах в ходе выполнения лабораторного опыта № 11. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы  из наблюдаемыхопытов.

Лабораторный опыт № 11.

Уметь составлять уравнения изученных химических реакций с участием воды; прогнозировать возможность взаимодействия воды с оксидами неметаллов с помощью таблицы растворимости; определять реакцию среды с помощью индикаторов. Различать понятия «гидроксид», «кислота»,«основание».

 

29

 

 

Состав кислот. Соли.

1

Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Сравнивать поведение индикаторов в растворах кислот в ходе выполнения лабораторного опыта 12. Исследовать растворимость разных солей в воде в ходе выполнения лабораторного опыта 13. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемыхопытов.Лабораторные опыты № 12,13.

Знатьсоставкислотисолей;номенклатурусолей.Уметьопределятьвалентностькислотногоостаткаисоставлятьформулысолей.

 

30

 

 

Свойства кислот.

1

Выдвигать гипотезы о возможности протекания химической реакции между растворами кислот и металлами на основе положения металлов в ряду активности. Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов. Представлять информацию о свойствах веществ в табличной форме.

 

Знать химические свойства кислот, правила техники безопасности при работе с кислотами. Уметь составлять уравнения химических реакций пользоваться рядом активности металлов, распознавать кислоты с помощью индикаторов.

 

31

 

 

Химические свойства кислот

 

1

Исследовать химические свойства кислот. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из практического занятия № 6.

Практическое занятие №6.

 

Уметь проводить химические реакции в растворах при нагревании, выпаривать растворы на открытом пламени.

 

32

 

 

Свойства оснований.

1

Выдвигать и обосновывать предложения по выбору оснований классификации (по аналогии с классификацией кислот). Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Самостоятельно проводить химический эксперимент, предусмотренный лабораторными опытами № 14 и 15. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемыхопытов.

Лабораторные опыты № 14,15.

Знать изученные свойства оснований. Уметь классифицировать основания по разным признакам.

33

 

 

Свойства амфотерных гидроксидов.

1

Составлять алгоритм действий по определению кислотно-основного характера нерастворимого гидроксида. Самостоятельно проводить химический эксперимент, предусмотренный лабораторным опытом № 16. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемыхопытов.Лабораторный опыт №16.

 

Знать определение амфотерности. Уметь экспериментально доказывать амфотерность предложенного оксида и гидроксида

34

 

 

Генетический ряд типичного металла.

1

Обобщать полученные знания об основных классах неорганических соединений. Самостоятельно проводить химический эксперимент, предусмотренный лабораторным опытом № 17. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов.

Лабораторный опыт №17.

 

 

Знать определения и классификацию веществ генетического ряда металла. Уметь по составу и свойствам классифицировать неорганические вещества; составлять генетические рядыметалла.

35

 

 

Генетический ряд типичного неметалла.

1

Обобщать полученные знания об основных классах неорганических соединений. Самостоятельно проводить химический эксперимент, предусмотренный лабораторным опытом № 18. Фиксировать наблюдения и формулировать.

Лабораторный опыт №18.

Знать определения и классификацию веществ генетического ряда металла. Уметь по составу и свойствам классифицировать неорганические вещества; составлять генетические рядыметалла.

 

36

 

 

Повторение и обобщение по теме: «Важнейшие классы неорганических веществ».

1

Классифицировать изученные вещества по составу и свойствам. Характеризовать состав и свойства веществ основных классов неорганических соединений.

 

 

37

 

 

Контрольная работа № 2 по теме: «Важнейшие классы неорганических веществ».

 

 

 

1

Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач.

 

 

Глава. 3 Строение атома и закономерности изменений свойств химических элементов (12 ч)

 

38

 

 

Первоначальные представления о строении атома.

1

Определять понятия «химический элемент», «изотоп», «изотопия».

 

Сравнивать содержание понятия «химический элемент» в атомно-молекулярном учении и современное и объяснять причины различий.

 

39

 

 

Электронные оболочки атома.

1

Определять понятия «электронная оболочка», «электронный слой», «ядро атома».

 

Объяснить электро-нейтральность атома. Раскрывать смыслпонятия «электронныйслой».

 

40

 

 

Закономерности изменений в строении электронных оболочек атома.

 

1

Различать понятия «электронный слой» и «внешний электронный слой». Моделировать строение атомов элементов малых периодов. Изучать закономерности изменения числа электронов на внешнем электронном слое на моделях атомов.

 

Уметь составлять схемы строения атомов первых 20 элементов.

 

41

 

 

Классификация химических элементов.

1

Классификация химических элементов. Основания классификации. Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов на основе зарядов их атомных ядер. Периодическая система и периодические таблицы.

 

Уметь объяснять различия понятий «периодическая система химических элементов» и «периодическая таблица».

 

42

 

 

Периоды

 

1

Разъяснять физический смысл номера периода. Сравнивать строение атома с положением химического элемента в периодической таблице (по периодам). Различать понятия «малый период» и «большой период». Обобщать понятия «малый период» и«большой период».

 

Разъяснять физический смысл номера периода, определять малые и большие периоды в короткой и длинной формах периодической системы

43

 

 

Изменение свойств гидроксидов с увеличением зарядов атомных ядер химических элементов.

1

Изучать изменение свойств гидроксидов некоторых химических элементов III периода в ходе практического занятия № 7. Делать умозаключения о характере изменения кислотно-основных свойств гидроксидов, образованных химическими элементами одного периода. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемыхопытов.

Практическое занятие №7.

 

Уметь соблюдать правила безопасной работы в химической лаборатории.

 

44

 

 

Группы

 

1

Различать понятия «главная подгруппа», «побочная подгруппа», «А-группа», «В-группа». Обобщать понятия «главная подгруппа», «побочная подгруппа», «А-группа», «В-группа». Сравнивать физическийсмыслномерапериодаиномерагруппы(дляэлементов главныхподгрупп).Определятьположениехимическогоэлементав периодическихтаблицахразныхформ.Описыватьихарактеризоватьструктурукороткойидлиннойформпериодическойтаблицы.

 

Раскрывать смысл понятий «группа», «подгруппа». Определять положение химического элемента в периодических таблицах разных форм. Описывать и характеризовать структуру короткой и длинной форм периодической таблицы.

 

45

 

 

Периодический закон.

1

Делатьумозаключенияохарактереизменениясвойствхимическихэлементовсувеличениемзарядоватомныхядер.Сравнивать изменениесвойствпростыхвеществигидроксидовэлементоввпериодахигруппах(дляэлементовглавныхподгрупп).

 

Знать периодический закон. Объяснять причину периодическогоизменениясвойствхимическихэлементовиихсоединений.

 

46

 

 

Предсказание свойств химических элементов и их соединений на основе периодического закона.

 

1

Делать предположения о свойствах химических элементов и их соединений на основе положения химического элемента в периодической системе.

 

Знать определения периода, группы, главной и побочной подгрупп, тенденции изменения свойств простых веществ и соединений химических элементов в периодах, главных и побочных подгруппах периодической системы. Уметь характеризовать химический элемент по положению в периодической таблице.

 

47

 

 

Научный подвиг Д.И. Менделеева.

1

Структурировать материал о жизни и деятельности Д.И. Менделеева; об утверждении учения о периодичности.

 

Знать о роли периодического закона для обобщения и объяснения уже известных фактов и предсказания новых. Уметь показать его значение для развития науки и техники.

 

48

 

 

Повторение и обобщение по теме: «Строение атома и закономерности изменений свойств химических элементов».

1

Классифицировать изученные химические элементы и их соединения. Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным классам; химические элементы разных групп.  Различать периоды; главные и побочные подгруппы; А-и В-группы. Моделировать строение атома. Определять изученные понятия. Описывать и характеризовать структуры периодических таблиц разных форм. Делать предположения о свойствах химических элементов и их соединений на основе положения химического элемента в периодическойсистеме.

 

 

49

 

 

Контрольная работа № 3 по теме: «Строение атома и закономерности изменений свойств химических элементов».

1

Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач.

 

 

Глава. 4 Количественные отношения в химии (8 ч)

 

50

 

 

Количество вещества.

1

Различать важнейшие характеристики вещества. Определять понятия «количество вещества», «моль». Разъяснять физический смысл коэффициентов в уравнениях химических реакций. Описывать превращения веществ по уравнениям химических реакций средствами естественного (русского и/или родного) языка. Проводить расчёты количества вещества по известному числу частиц; количества вещества по уравнению химической реакции.

 

Знать число Авогадро, определения количества вещества и моля. Уметь определять число структурных единиц по данному количеству вещества и наоборот; по уравнению химической реакции.

 

51

 

 

Молярная масса.

1

Различать понятия «масса», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «молярная масса». Проводить расчётымассывеществапоизвестномуегоколичествуиобратныерасчёты.

 

Знать о равенстве числовых значений молярной и относительной молекулярной масс. Уметь вычислять массу данного количества вещества и количество вещества по данной массе.

 

52

 

 

Расчёты по уравнениям химических реакций.

1

Разъяснять физический смысл коэффициентов в уравнениях химических реакций. Описывать превращения веществ по уравнениям химических реакций средствами естественного (русского и/или родного) языка. Проводить расчёты массы одного из участников химической реакции по известной массе другого участника.

 

Уметь проводить расчёты массы одного из участников химической реакции по известной массе другого участника.

 

53

 

 

Молярный объём. Закон Авогадро.

1

Различать понятия «объём», «молярный объём», «молярная масса». Разъяснять сущность закона Авогадро и изученного следствияизнего.Проводитьрасчётыплотностигазапоегомолярной массе и молярномуобъёму.

 

Знать закон Авогадро и следствие из него. Уметь определять объём определённого количества вещества газа, а также количество вещества газа, массу газа и число молекул, исходя из объёма газа при нормальных условиях; проводить расчёты плотности газа поегомолярноймассеимолярномуобъёму.

 

54

 

 

Расчёты по уравнениям химических реакций.

1

Разъяснять физический смысл коэффициентов в уравнениях химических реакций. Описывать превращения веществ по уравнениям химических реакций средствами естественного (русского и/ или родного) языка. Проводить расчёты по химическим уравнениям массы одного из участников химической реакции по известному объёму другого участника, находящегося в газообразном состоянии.

 

Уметь проводить расчёты по химическим уравнениям.

 

55

 

 

Объёмные отношения газов при химических реакциях.

1

Разъяснять сущность объёмных отношений газов как следствие из закона Авогадро. Проводить расчёты по химическим уравнениямсиспользованиемобъёмныхотношенийгазов.

 

Уметь вычислять объёмы газов, участвующих в химических реакциях.

 

56

 

 

Решение расчётных задач обобщение и повторение. по теме: «Количественные отношения в химии»

1

Применять полученные знания и сформированныеумениядлярешенияучебныхзадач.

Уметь проводить расчёты по уравнениям химических реакций

57

 

 

Контрольная работа № 4 по теме: «Количественные отношения в химии».

1

Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебныхзадач.

 

 

Заключение(2 ч)

58

 

 

Предмет химической науки.

1

Обобщать полученные знания об объекте и предмете естественных наук. Разъяснять причины возникновения в обществе хемофобии. Структурировать материал об общих методах естествознания и специфических методах химии. Фиксировать ход выполнения и результаты, делать выводы из химических экспериментов в ходе выполнения лабораторных опытов № 19 и 20.Лабораторные опыты № 19, 20

 

 

Уметь раскрывать смысл понятий «анализ» и «синтез».

 

59

 

 

Методы научного познания в химии. Источники химической информации.

1

Приводить аргументы за и против использования различных источников информации в качестве научного знания.

 

Уметь оценивать достоверность химической информации, полученной из разных источников.

 

Повторение за курс 8 класса (5 ч)

 

60

 

 

Повторение по разделу: «Введение в химию».

1

Различать предметы изучения естественных наук; изученные понятия. Наблюдать и описывать средствами естественного (русского и/или родного) и искусственного (химии) языка простейшие вещества; наблюдаемые химические реакции. Составлять формулы бинарных соединений по известной валентности атомов. Рассчитывать относительную молекулярную массу по формуле вещества; массовую долю химических элементов в сложном веществе.

 

 

61

 

 

Повторение по разделу: «Важнейшие классы неорганических веществ».

 

1

Классифицировать изученные вещества по составу и свойствам. Характеризовать состав и свойства веществ основных классов неорганических соединений.

 

 

62

 

 

Обобщающее повторение по разделу «Решение расчетных задач».

 

1

Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач.

 

63

 

 

Итоговый контроль. Годовая контрольная работа.

1

 

 

64

 

 

Годовая контрольная работа и её анализ.

1

 

 

65-68

 

 

Резерв.

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

6. Фонд оценочных средств.

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения (проверка соотношения достигнутых результатов с запланированными целями обучения). Предполагается использование контроля с обучающей диагностической, развивающей, воспитывающей функциями. Виды контроля и система оценивания строится на основе «Положения о системе оценок, порядке и периодичности текущего контроля учащихся» МКОУ «Мыльджинская ООШ».

 

Возможные виды и формы контроля

 

Виды контроля

 

Содержание

 

Формы

 

Рубежный

 

Уровень усвоения материала, изученного за учебное полугодие

Тестирование.

 

Итоговый (промежуточная аттестация)

Уровень усвоения материала, изученного за учебный год

Контрольная итоговая работа, итоговый зачет.

Текущий

 

Уровень усвоения учебного материала по отдельной теме.

 

Проверочные работы в форме контрольной работы, зачета, самостоятельной работы, диктанта, теста, лабораторные, практические.

Коррекция

 

Уровень ликвидации пробелов в знаниях.

 

Повторные тесты, самостоятельные работы. Индивидуальные консультации.

Индивидуальные достижения

 

 

Таблицы, отражающие динамику каждого конкретного ученика по определенным направлениям и критериям.

Внешний контроль

 

 

 

Муниципальное, региональное тестирование,

Олимпиады, конкурсы различных уровней;

Проектные, исследовательские работы.

 

Оценивание предметных результатов осуществляется по традиционной пятибалльной системе оценивания.

При оценке учебных достижений учащихся применяется критериальная система оценивания по пятибалльной шкале (отметка «1» не ставится):

 

Критерии оценки устного ответа.

 

Отметка «5» ставится, если:

·ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

·материал изложен в логической последовательности, литературным языком;

·ответ самостоятельный.

 

Отметка «4» ставится, если;

·ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

·материал изложен в определенной логической последовательности, при этом

допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

 

Отметка «З» ставится, если:

·ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка;

·или ответ неполный, несвязный.

 

Отметка «2» ставится, если:

·при ответе обнаружено непонимание учащимся содержания учебного материала;

·или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя;

·либо при отсутствии ответа.

 

Оценка экспериментальных умений.

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися в ходе выполнения практической работы и письменного отчета за работу.

 

Отметка «5» ставится, если:

·работа выполнена полностью и без ошибок, сделаны правильные наблюдения и выводы;

·эксперимент осуществлен по плану с учетом требований техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

·проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота и порядок на рабочем месте, экономно используются реактивы.

 

Отметка «4» ставится, если:

·работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью;

·или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

 

Отметка «3» ставится, если:

·работа выполнена правильно не менее, чем наполовину,

·или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

 

Отметка «2» ставится, если:

·допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

·работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

 

Оценка умений решать расчетные задачи.

 

Отметка «5» ставится, если в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задачарешена рациональным способом.

 

Отметка «4» ставится, если в логическом рассуждении и решении нет существенных

ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двухнесущественных ошибок.

 

Отметка «3» ставится, если в логическом рассуждении нет существенных ошибок, нодопущена существенная ошибка в математических расчетах.

 

Отметка «2» ставится, если имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и врешении; отсутствует ответ на задание.

 

Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5» ставится, если: ответ полный и правильный, возможна несущественная.

 

Отметка «4» ставится, если: ответ неполный или допущено не более двух несущественных.

 

Отметка «3» ставится, если: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

 

Отметка «2» ставится, если: работа выполнена меньше, чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок, либо работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

 

Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока).

Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля.

Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала:

Для теста из пяти вопросов

нет ошибок — оценка «5»;

одна ошибка — оценка «4»;

две ошибки — оценка «З»;

три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

19—24 правильных ответов — оценка «4»;

12—18 правильных ответов — оценка «З»;

меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

 

Реферат оценивается по следующим критериям:

соблюдение требований к его оформлению;

необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата;

-умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

-способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационнойкомиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

 

Критерии оценки проектной и исследовательской работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

1) Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2)Сформированность предметных знаний и способовдействий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3)Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4)Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).

 

 


 

Приложение 3

7. Материально – техническое обеспечение учебного предмета.

 

1. Библиотечный фонд.

1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники)

2.Книги для учителя.

2. Печатные пособия.

В процессе обучения химии используются следующие таблицы постоянного экспонирования:

1. «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»,

2. «Таблица растворимости кислот, оснований и солей»,

3. «Электрохимический ряд напряжений металлов»,

3. Карточки «Валентность», «Химическая таблица Менделеева»

 

 

3. Технические средства обучения.

- Аппаратура для записи и воспроизведения аудио и видео информации;

- компьютер;

-мульти медиапроектор;

- набор датчиков (температуры, давления, электропроводности и т. п.);

- видеокамера (документ-камера, веб-камера);

- принтер.

Экранно-звуковые средства обучения

-коллекция медиаресурсов, в том числе электронные учебники,электронные приложения к учебникам, обучающие программы;

- интернет;

- колонки.

 

4. В кабинете химии необходимо иметь:

-противопожарный инвентарь и аптечку с набором медикаментов и перевязочных средств;

-инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.


 

Химические реактивы и материалы.

Обращение со многими веществами требует строгого соблюдения правил техники безопасности, особенно при выполнении опытов самими учащимися. Все необходимые меры предосторожности указаны в соответствующих документах и инструкциях, а также в пособиях для учителей химии.

Наиболее часто используемые реактивы и материалы:

1) простые вещества металлы: натрий, кальций, медь, алюминий (гранулы, порошок), магний (лента, гранулы, стружка), цинк (гранулы, порошок), железо;

2) простые вещества неметаллы: бром (ампулы), иод, сера, фосфор красный;

3) оксиды — алюминия, меди(II) (гранулы, порошок), кальция, цинка, железа(III), магния, марганца(V), фосфора(V);

4)кислоты — соляная, серная, азотная, ортофосфорная;

5) основания — гидроксид натрия, гидроксид калия, гидроксид кальция, гидроксид бария, 25%-ный водный раствор аммиака;

6) соли

— хлориды натрия, кальция, меди(II), алюминия, цинка, железа(III);

— нитраты калия, натрия, серебра, аммония, алюминия;

— сульфаты меди(II), железа(II), железа(III), аммония, кобальта(II), магния;

— иодид калия;

— бромид натрия;

7) органические соединения —этанол, уксусная кислота, бензин;

8) индикаторы — метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.

Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы.

Химическая посуда подразделяется на две группы: для выполнения опытов учащимися и демонстрационных опытов.

Приборы, аппараты и установки, используемые на уроках химии, подразделяют на основе протекающих в них физических и химических процессов с участием веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях:

1) приборы для работы с газами — получение, собирание, очистка, сушка, поглощение газов; реакции между потоками газов; реакции между газами в электрическом разряде; реакции между газами при повышенном давлении;

2) аппараты и приборы для опытов с жидкими и твёрдыми веществами — перегонка, фильтрование, кристаллизация; проведение реакций между твёрдым веществом и жидкостью, жидкостью и жидкостью, твёрдыми веществами.

Вне этой классификации находятся две группы учебной аппаратуры:

1) для изучения теоретических вопросов химии—иллюстрация закона сохранения массы веществ, демонстрация электропроводности растворов, демонстрация движения ионов в электрическом поле; для изучения скорости химической реакциии химического равновесия;

2) для иллюстрации химических основ заводских способов получения некоторых веществ (серной кислоты, аммиака и т. п.).

Вспомогательную роль играют измерительные и нагревательныеприборы, различные приспособления для выполнения опытов.

Модели.

Объектами моделирования в химии являются атомы, молекулы, кристаллы, заводские аппараты, а также происходящие процессы.

В преподавании химии используются модели кристаллических решёток алмаза, графита, серы, фосфора, оксида углерода (IV), поваренной соли, льда, йода, железа, меди, магния. Промышленностью выпускаются наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул, которые, к сожалению, в основном используются при изучении органической химии.

                                                                                                                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

8. Сведения об учебно-методическом комплекте.

Для учителя:

1.Линия УМК. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Журин – 4-е издание-М.: Просвещение, 2018 г. «Сферы»

2. Линия УМК. Химия. Поурочное тематическое планирование. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.А. Журин; Российская академия наук, Российская академия образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2013.

3.Линия УМК. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 8–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.А. Журин. — М.: Просвещение, 2012.

4. Линия УМК. Химия. Тетрадь-экзаменатор. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. Л. Бобылёва, Е. В. Бирюлина, Е. Н. Дмитриева, Н. А. Тараканова]-3-е издание -М.: Просвещение, 2019год.

5. Линия УМК. Химия. Тетрадь-тренажер. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. Н. Гара. – 4-е издание-М.: Просещение, 2018 год.

6. Линия УМК. Химия. Тетрадь- практикум. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / А. А. Журин. – 3-е издание- М.: Просвещение, 2018 год.

7. Линия УМК. Химия. Задачник. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / А. А. Журин. – М.: Просвещение, 2018 год.

8.Сайт интернет-поддержки www/spheres. ru.

 

Для учеников:

1. Линия УМК. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Журин – 4-е издание-М.: Просвещение, 2018 г. «Сферы»

2. Линия УМК. Химия. Тетрадь-тренажер. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. Н. Гара. – 4-е издание-М.: Просещение, 2018 год.

3. Линия УМК. Химия. Тетрадь- практикум. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / А. А. Журин. – 3-е издание- М.: Просвещение, 2018 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

9.  Контрольные работы.

 

 

 

 

Приложение 6

 

10. Перечень учебно-методического образовательного процесса.

-   Федеральный закон от 29.12.2012г.  «Об образовании в Российской Федерации» (действующая редакция);

-   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» – СанПиН 2.4.2. 2821-10 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г.№189 (действующая редакция с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013г., 24 ноября 2015г.));

-    Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства науки и просвещения РФ от 28.12.2018 г. №345 (с изменениями 2019 г. (приказ Министерства Просвещения РФ №632 от 28.11.2019 г. «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников» и №253 от 08.05.2019 г. «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников»));

-   Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. №699).

 

Федеральные государственные стандарты:

- для уровня основного общего образования (5-9 классы) – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577 (далее ФГОС ООО).

- примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (далее – ФУМО), протокол от 08.04.2015 №1/15) (ред. От 28.10.2015);

-  Устав МКОУ «Мыльджинская ООШ»;

-  Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Мыльджинская ООШ».

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

11. Список литературы и интернет ресурсов.

1. https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2018/09/19/rabochaya-programma-po-himii-8-klass-fgos-avtor-a-a-zhurin

2.https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/399897-rabochaja-programma-po-himii-8-klass-2019-202

3. УМК. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 8–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А. А. Журин. — М.: Просвещение, 2012.

4.УМК. Химия. Поурочное тематическое планирование. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.А. Журин; Российская академия наук, Российская академия образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2013.

5. https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-himii-klass-zhurin-1388290.html

6. УМК. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Журин – 4-е издание-М.: Просвещение, 2018 г. «Сферы»


 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Мыльджинская основная общеобразовательная школа имени

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Мыльджинская основная общеобразовательная школа имени

Пояснительная записка. Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Химия» является усвоение содержания учебного предмета «Химия» и достижение обучающимися результатов изучения…

Пояснительная записка. Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Химия» является усвоение содержания учебного предмета «Химия» и достижение обучающимися результатов изучения…

Планируемые результаты. Личностные результаты

Планируемые результаты. Личностные результаты

Предметными результатами. Выпускник научится: · описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенныепризнаки; · характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи…

Предметными результатами. Выпускник научится: · описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенныепризнаки; · характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи…

· понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.; · использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении…

· понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.; · использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении…

Содержание предмета «Химия» 8 класс

Содержание предмета «Химия» 8 класс

Электронные оболочки атома. 30

Электронные оболочки атома. 30

Приёмы обращения с простейшим лабораторным оборудованием

Приёмы обращения с простейшим лабораторным оборудованием

Химические уравнения (1 ч) Исторические опыты

Химические уравнения (1 ч) Исторические опыты

Лабораторная работа № 7 «Оксиды»

Лабораторная работа № 7 «Оксиды»

Свойства кислот (1 ч) Общие свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов

Свойства кислот (1 ч) Общие свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов

Первоначальные представления о строении атома (1 ч)

Первоначальные представления о строении атома (1 ч)

Предсказание свойств химических элементов и их соединений на основе периодического закона (1 ч) «Предсказание» свойств «неизвестного» химического элемента алюминия

Предсказание свойств химических элементов и их соединений на основе периодического закона (1 ч) «Предсказание» свойств «неизвестного» химического элемента алюминия

Объёмные отношения газов при химических реакциях (1 ч)

Объёмные отношения газов при химических реакциях (1 ч)

Тематическое планирование .

Тематическое планирование .

Приложение1 5. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности на 21/22 год

Приложение1 5. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности на 21/22 год

Фиксировать наблюдения в тетради

Фиксировать наблюдения в тетради

Простые и сложные вещества. 1 Различать понятия «простое вещество», «сложное вещество»

Простые и сложные вещества. 1 Различать понятия «простое вещество», «сложное вещество»

Составлять форму лы бинарных соединений по известной валентности атомов

Составлять форму лы бинарных соединений по известной валентности атомов

Лабораторный опыт №7. Знать определение оксидов и два исключения из него

Лабораторный опыт №7. Знать определение оксидов и два исключения из него

Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемыхопытов

Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемыхопытов

Обобщать полученные знания об основных классах неорганических соединений

Обобщать полученные знания об основных классах неорганических соединений

Закономерности изменений в строении электронных оболочек атома

Закономерности изменений в строении электронных оболочек атома

Раскрывать смысл понятий «группа», «подгруппа»

Раскрывать смысл понятий «группа», «подгруппа»

Строение атома и закономерности изменений свойств химических элементов»

Строение атома и закономерности изменений свойств химических элементов»

Расчёты по уравнениям химических реакций

Расчёты по уравнениям химических реакций

Лабораторные опыты № 19, 20

Лабораторные опыты № 19, 20

Итоговый контроль. Годовая контрольная работа

Итоговый контроль. Годовая контрольная работа

Приложение 2 6. Фонд оценочных средств

Приложение 2 6. Фонд оценочных средств

Внешний контроль

Внешний контроль

Отметка «5» ставится, если: · работа выполнена полностью и без ошибок, сделаны правильные наблюдения и выводы; · эксперимент осуществлен по плану с учетом требований техники…

Отметка «5» ставится, если: · работа выполнена полностью и без ошибок, сделаны правильные наблюдения и выводы; · эксперимент осуществлен по плану с учетом требований техники…

Отметка «4» ставится, если: ответ неполный или допущено не более двух несущественных

Отметка «4» ставится, если: ответ неполный или допущено не более двух несущественных

Сформированность предметных знаний и способовдействий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий

Сформированность предметных знаний и способовдействий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий

Приложение 3 7. Материально – техническое обеспечение учебного предмета

Приложение 3 7. Материально – техническое обеспечение учебного предмета

Химические реактивы и материалы

Химические реактивы и материалы

В преподавании химии используются модели кристаллических решёток алмаза, графита, серы, фосфора, оксида углерода (IV), поваренной соли, льда, йода, железа, меди, магния

В преподавании химии используются модели кристаллических решёток алмаза, графита, серы, фосфора, оксида углерода (IV), поваренной соли, льда, йода, железа, меди, магния

П риложение 4 8. Сведения об учебно-методическом комплекте

П риложение 4 8. Сведения об учебно-методическом комплекте

Приложение 5 9. Контрольные работы

Приложение 5 9. Контрольные работы

Рабочая программа Химия 8 класс

Рабочая программа Химия 8 класс

Рабочая программа Химия 8 класс

Рабочая программа Химия 8 класс

Рабочая программа Химия 8 класс

Рабочая программа Химия 8 класс

Рабочая программа Химия 8 класс

Рабочая программа Химия 8 класс

Рабочая программа Химия 8 класс

Рабочая программа Химия 8 класс

Приложение 6 10. Перечень учебно-методического образовательного процесса

Приложение 6 10. Перечень учебно-методического образовательного процесса

Приложение 7 11. Список литературы и интернет ресурсов

Приложение 7 11. Список литературы и интернет ресурсов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2022