Рабочая программа индивидуальных логопедических занятий по оказанию помощи в освоении АООП для обучающегося 2-го класса с ОВЗ, имеющего тяжелые нарушения речи (вариант 5.1)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 15.08.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа индивидуальных логопедических занятий по оказанию помощи в освоении АООП для обучающегося 2-го класса с ОВЗ, имеющего тяжелые нарушения речи (вариант 5.1)
Иконка файла материала 2кл рп тнр 5.1 инд.docx

Муниципальное образовательное учреждение

«Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского»

Ярославского муниципального района                                                                                                  

 

РАССМОТРЕНА:                                       УТВЕРЖДЕНА:

на заседании методического                     приказом МОУ Леснополянская НШ

объединения учителей                               им. К.Д. Ушинского ЯМР

начальных классов                                     от____________№_______

протокол от ____________№_____          Директор школы:   

   _________________    Г.В. Лозинская

 

 

Рабочая программа

индивидуальных логопедических занятий

по оказанию помощи в освоении АООП для обучающегося 2-го класса с ОВЗ, имеющего тяжелые нарушения речи (вариант 5.1)

 

Программу составила

учитель – логопед: Васильева Е.В.

Срок реализации 1 год

3 раза в неделю

 

р.п. Лесная поляна

2020 г.

Пояснительная записка

     Рабочая коррекционно – развивающая программа «Предупреждение и преодоление дисграфии у обучающегося 2 класса» разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей с ТНР МОУ «Леснополянская НШ им. К.Д. Ушинского».

     Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

     Цель программы: предупреждение и преодоление ошибок письменной речи у обучающихся с ТНР.

     Задачи программы:

1) развитие и совершенствование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения и письма;

2) развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинетического) участвующих в акте чтения и письма;

3) развитие фонетико – фонематических и лексико – грамматических компонентов речи, оптико – пространственных представлений, графо – моторных навыков;

4) выработка прочных навыков грамотного чтения и письма;

5) развитие устойчивого положительного интереса к урокам русского языка, чтения, развития речи.

Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушением чтения и письма.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР

Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) характеризуется нарушением
формирования фонетической стороны речи при нормально развитой фонематической системе. Такие обучающиеся хуже чем их сверстники запоминают  речевой материал, с большим количество ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции),смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.

Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР, ОНР)
характеризуются недоразвитием лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования. У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением. Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в
продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие
словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в

нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка
особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в
употреблении грамматических форм слова. Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии. Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи. Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности,
застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий,
повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения. Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.

Основные принципы и подходы к реализации программы

Успешность коррекционно-развивающей деятельности в условиях ФГОС
обеспечивается реализацией общедидактических принципов:

  • Принцип комплексности – логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо).
  • Патогенетический принцип – коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения и письма.
  • Принцип максимальной опоры  на различные анализаторы.
  • Принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции.
  • Принцип поэтапного формирования умственных действий – свёртывание, автоматизация внешних операций, перевод их во внутренний план.
  • Принцип учёта зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) – процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учётом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.
  • Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала – логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением.
  • Принцип системности – методика профилактической работы представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание определённой функциональной системы. Использование каждого метода определяется основной целью и его местом в общей системе работы.
  • Принцип деятельностного подхода – воздействие на все этапы процесса письма как многоуровневой деятельности (ориентировочный, операциональный и этап контроля).
  • Онтогенетический принцип – учёт этапов и последовательности формирования функций, обеспечивающих процессы письма и чтения.
  • Общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

 

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты коррекционного курса «Предупреждение и преодоление дисграфии для обучающегося 2 класса»

 

     Личностные результаты изучения коррекционного курса «Предупреждение и преодоление дисграфии для обучающегося 2 класса»

     Обеспечивают: осознание правильной речи как показатель культуры человека и языка как средства общения; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. Выпускник получит возможность для: понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно – познавательных мотивов его освоения; формирования выраженного познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи, а так же формирования внутренней позиции обучающегося; повышения мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентации на моральные нормы и их выполнение, способности к моральной деменции (преодоление эгоцентризма личности).

     Метапредметными результатами изучения коррекционного курса «Предупреждение и преодоление дисграфии для обучающегося 2 класса» являются:

Регулятивные универсальные учебные действия.

Принятие и сохранение учебной задачи; планирование (в сотрудничестве с педагогом или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) своих действий для решения задания; выполнение в речевой или интеллектуальной форме; использование речи для регуляции своих действий; оценивание своих достижений, осознание трудностей, поиск их причины и способы преодоления, адекватное оценивание своих достижений, осознание трудностей, понимание их причин, планирование действий для преодоления затруднений и их выполнения.

Познавательные универсальные учебные действия.

Осознание познавательной задачи, целенаправленное слушание (педагога, одноклассников) и ее решение; понимание информации; осуществление анализа и синтеза, сравнения, классификации языкового материала по заданным критериям; построение простых рассуждений, установление причинно – следственных связей, формулирование выводов; осуществление выбора способа решения конкретно языковой или речевой задачи, а также поиск ответов на вопросы в тексте, иллюстрациях; умение делать выводы в результате совместной работы; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Участие в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.); умение задавать вопросы и отвечать на вопросы других; выражение своих мыслей, чувств в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли; участие в совместной деятельности, оказание взаимопомощи, осуществление взаимоконтроля, проявление доброжелательного отношения к партнерам; оформление своих мыслей в устной и письменной форме для решения коммуникативных задач; умение учится работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя, героя и т.д.).

Предметные результаты освоения содержания коррекционного курса «Предупреждение и преодоление дисграфии для обучающегося 2 класса» определяются уровнем речевого развития, степенью выраженности, механизмом речевой/языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающегося с ТНР.

     Общими ориентирами в достижении предметных результатов освоения содержания коррекционного курса «Предупреждение и преодоление дисграфии для обучающегося 2 класса» выступает сформированность: слухового восприятия (ритмического, гармонического, тембрового, динамического слуха); увеличение объема и улучшение качества зрительной, слуховой, двигательной памяти; умения регулировать мышечный тонус, выполнять произвольные движения артикуляторной мускулатуры; всех параметров общих (ручных), артикуляторных движений, их статической и динамической координации, пространственно – временной организации двигательного акта; оптимального для речи типа физиологического дыхания, умения изменять его темп и ритм в процессе выполнения двигательных упражнений; совершенствование словарного запаса и грамматического строя речи; умений различать на слух и в произношении смешиваемых звуков, а так же овладение достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне; определение ударных и безударных гласных, слогов; выполнение звуко – буквенного разбора слогов и слов; умение подбирать слова на заданный звук; сравнивание слов со сходными звуками; определение в словах место и последовательности звуков; определение количества звуков и слогов в словах; выполнение звукового, буквенного, слогового анализа и синтеза слов; восстановление предложения с заданными звуками.

    

Содержание раздела «Предупреждение и преодоление дисграфии»

    

Во 2 классе занятия проводятся в зависимости от тяжести нарушения 2 (70 часов) или 3 (105 часов) раза в неделю.

     Основные темы раздела: «Звукобуквенный анализ и синтез слова», «Слоговой анализ и синтез слова», «Ударение», «Твердые и мягкие согласные звуки», «Глухие и звонкие согласные звуки и буквы», «Свистящие и шипящие согласные звуки и буквы», «Аффрикаты», «Сонорные звуки и буквы», «Оптически сходные буквы».

     Задачи раздела во 2 классе:

1) развитие произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти, словесно – логической памяти, оперативной памяти, операций мышления (анализ и синтез, сравнение), развитие зрительно – пространственной ориентировки, зрительно – моторной координации участвующих в процессе чтения и письма;

2) развитие оптико – пространственных представлений, графо – моторных навыков;

3) развитие слухового, зрительного и кинестетического анализаторов;

4) развитие фонематических процессов;

5) формирование полноценного звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове;

6) дифференциация смешиваемых на письме букв, обозначающих близкие по акустико – артикуляционным свойствам на звуки;

7) развитие языкового анализа и синтеза на уровне слов, предложений и текста;

8) развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;

9) дифференциация кинетически и оптически смешиваемых букв на письме;

10) обогащение словарного запаса и накопление преставлений об окружающем мире;

11) развитие устойчивого продолжительного интереса к логопедическим занятиям.

    

  В результате усвоения коррекционного курса «Предупреждение и преодоление дисграфии для обучающегося 2 класса»:

 

обучающийся должен знать:

ü  Значения многих лексических единиц;

ü  Правила связи слов в предложении;

ü  Основные грамматические термины;

ü  Этапы проведения звуко – буквенного анализа;

ü  Термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква, артикуляция и т. д.);

ü  Все звуки и буквы родного языка;

ü  Отличительные признаки гласных и согласных звуков;

ü  Гласные и согласные звуки;

ü  Твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме; пары гласных звуков, пары согласных звуков по твердости и мягкости, по звонкости и глухости.

 

 

 

обучающийся должен уметь:

ü  Узнавать и различать гласные и согласные звуки;

ü  Обозначать гласные;

ü  Твердые, мягкие, глухие, звонкие согласные на письме;

ü  Использовать гласные буквы И, Я, Е, Е, Ю или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

ü  Различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

ü  Производить фонетический разбор слова;

ü  Производить звуко-буквенный разбор слогов и слов;

ü  Записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Е, Ю, а также буквами Ь, Ъ;

ü  Подбирать слова на заданный звук;

ü  Сравнивать слова со сходными звуками;

ü  Строить звуковые схемы слогов и слов;

ü  Составлять словосочетания и предложения со  смешиваемыми звуками;

ü  Восстанавливать предложение и текст с заданными звуками;

ü  Самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, используя оппозиционные звуки;

ü  Пользоваться навыками словообразования/словоизменения в устной и письменной речи.

 

Планируемые результаты:

Отсутствие дисграфических ошибок при выполнении репродуктивных (письмо под диктовку) и продуктивных творческих заданий (изложение).

 

Тематическое планирование по курсу «Предупреждение и преодоление дисграфии для обучающегося 2 класса» с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

Предупреждение и преодоление дисграфии (2 класс)

 

Разделы

Количество часов

 

70 часов

(2 раза в неделю)

105 часов

(3 раза в неделю)

Звуко – буквенный анализ и синтез слов

8

9

Слоговой анализ и синтез слова

6

6

Ударение

3

3

Твердые и мягкие согласные звуки

11

17

Глухие и звонкие согласные звуки и буквы

14

22

Свистящие и шипящие согласные звуки и буквы

4

6

Аффрикаты

5

10

Сонорные звуки и буквы

4

4

Оптически сходные буквы

9

18

Повторение

6

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

Предупреждение и преодоление дисграфии (2 класс)

Во 2 классе занятия проводятся в зависимости от тяжести нарушения 2 или 3 раза в неделю. Академическая нагрузка составляет 70 или 105 часов в год.

(2 класс)

 

п/п

 

Наименование разделов, тем

Кол/во часов

Дата

70

105

План

Факт

 

Звуко-буквенный анализ и синтез слова

8

9

 

 

1

Выделение первого звука в слове

1

1

 

 

2

Выделение последнего звука в слове

1

1

 

 

3

Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

1

1

 

 

4

Определение количества звуков в слове

2

3

 

 

 

 

 

 

5

Соотношение между звуками и буквами в слове

2

2

 

 

 

 

6

Буква – смыслоразличитель

1

1

 

 

 

Слоговой анализ и синтез слова

6

6

 

 

7

Выделение первого слога в слове

1

1

 

 

8

Слогообразующая роль гласных букв

1

1

 

 

9

Определение количества слогов в слове

1

1

 

 

10

Составление слов из слогов

1

1

 

 

11

Деление слов на слоги

1

1

 

 

12

Выделение первого и последнего слога в слове

1

1

 

 

 

Ударение

3

3

 

 

13

Ударение. Ударение в двусложных словах

1

1

 

 

14

Ударение в трехсложных словах

1

1

 

 

15

Смыслоразличительная роль постановки ударения

1

1

 

 

 

Твердые и мягкие согласные звуки

11

17

 

 

16

Мягкий знак на конце слова

1

1

 

 

17

Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова

1

1

 

 

18

Мягкий знак в середине слова

1

1

 

 

19

Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова

1

1

 

 

20

Различение на письме букв А – Я после согласных

1

2

 

 

 

 

21

Различение на письме букв У – Ю после согласных

1

2

 

 

 

 

22

Различение на письме букв О – Е после согласных

1

2

 

 

 

 

23

Различение на письме букв Ы – И после согласных

1

2

 

 

 

 

24

Твердые и мягкие согласные звуки перед Е

1

1

 

 

25

Непарные твердые согласные Ш, Ж, Ц

1

2

 

 

 

 

26

Непарные мягкие согласные Щ, Ч, Й

1

2

 

 

 

 

 

Глухие и звонкие согласные звуки и буквы

14

22

 

 

27

Звуки и буквы П - Б

2

3

 

 

 

 

 

 

28

Звуки и буквы Т - Д

2

3

 

 

 

 

 

 

29

Звуки и буквы К - Г

2

3

 

 

 

 

 

 

30

Звуки и буквы В - Ф

2

3

 

 

 

 

 

 

31

Звуки и буквы С - З

2

3

 

 

 

 

 

 

32

Звуки и буквы Ш - Ж

2

3

 

 

 

 

 

 

33

Непарные глухие согласные Х, Ц, Ч, Щ

1

2

 

 

 

 

34

Непарные звонкие Й, Л, М, Н

1

2

 

 

 

 

 

Свистящие и шипящие согласные звуки и буквы

4

6

 

 

35

Звуки и буквы С - Ш

2

3

 

 

 

 

 

 

36

Звуки и буквы З - Ж

2

3

 

 

 

 

 

 

 

Аффрикаты

5

10

 

 

37

Звуки и буквы С - Ц

1

2

 

 

 

 

38

Звуки и буквы Ц - Ч

1

2

 

 

 

 

39

Звуки и буквы Ч - Т

1

2

 

 

 

 

40

Звуки и буквы Ч - Щ

1

2

 

 

 

 

41

Звуки и буквы С – Щ

1

2

 

 

 

 

 

Сонорные звуки и буквы

4

4

 

 

42

Звуки и буквы Л – Р, Ль - Рь

2

2

 

 

 

 

43

Звуки Й – Ль – Рь

2

2

 

 

 

 

 

Оптически сходные буквы

9

18

 

 

44

Буквы А - О

1

2

 

 

 

 

45

Буквы И - У

1

2

 

 

 

 

46

Буквы Б - Д

1

2

 

 

 

 

47

Буквы Ш - Щ

1

2

 

 

 

 

48

Буквы И - Ш

1

2

 

 

 

 

49

Буквы Л - М

1

2

 

 

 

 

50

Буквы К - Х

1

2

 

 

 

 

51

Буквы П - Т

1

2

 

 

 

 

52

Буквы В - Б

1

2

 

 

 

 

 

Повторение

6

10

 

 

 

Литература

1.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. – 336с.

2.Закон Российской Федерации « О специальном образовании», 1995,ст.15.п.2.

3.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., 1999.- 218с.

4.Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. -  ГНОМ и Д, 2009.

5.Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010

6..Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д,2010

7..Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.- С – Пб.: Дельта,1998.- 208с.

8.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. М.: Владос,1997.- 256с

9. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996. – 97с