Рабочая программа клуба "Профи"
Оценка 4.7

Рабочая программа клуба "Профи"

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
воспитательная работа
09.03.2022
Рабочая программа клуба "Профи"
Программа дополнительного образования клуб «Профи» имеет социальную направленность, разработана для обучающихся 8-9 классов. Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, од-ной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанно-му выбору будущей профессиональной деятельности. Актуальность данной программы определяется значимостью формирования у школьников профес-сионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.
рп клуба Профи 2021-2022.docx

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Куртамышского района

«Куртамышская средняя общеобразовательная школа №2»

Центр образования

естественно-научной и технологической направленностей

«Точка роста»

 

       Принята                                                                Утверждаю

       педагогическим советом                                      приказ №      от 30.08.2021 г.

       Протокол №     от 30.08.2021 г.                     Директор школы             Л.Л.Малетина

 

 

 

 

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая

программа

социально-гуманитарной направленности

клуб «Профи»

8 -9 класс

 

Составитель :

Татарникова О.С.,

учитель технологии высшей категории

 

 

Срок реализации программы 2 года

 

 

 

2021-2022учебный год

 

г.Куртамыш

 

 

 

 

Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом (методическом) совете учреждения.

 

Зам. директора ОУ по НМР (УВР) /

Методист                                                    __________/______________________

Подпись                       ФИО

 

«____»___________2021г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:

 

Пояснительная записка

            Программа дополнительного образования клуб «Профи» составлена в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

·         Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);

·         Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

·         Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования  детей»;

·         приказ Минпросвещения РФ от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г № 196;

·         Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельностипо дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от30.09.2020).

·         Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

·         Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей»;

·         разработана на основе программы «Твоя профессиональная карьера.   9  класс / под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006», рассчитана на использование учебника: учебник  для 9 классов общеобразовательных учреждений / [Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др.]; под ред. С.Н.Чистяковой. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

 

Программа дополнительного образования клуб «Профи» имеет  социальную направленность,  разработана для обучающихся 8-9 классов.

            Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

Актуальность данной программы определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.

Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов  становится в наши дни, как никогда актуальна.  Данной программой определяется, что учащиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития,  способностью к самоанализу, уровнем мотивации.

            Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Данная программа призвана помочь обучающимся

·         ориентироваться в сложном мире труда,

·         изучить свои возможности и потребности

·         соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия,

·         сделать обоснованный выбор профиля в старшем звене,

·          подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности.

            От того, насколько велик успех подростка в его собственных глазах и в глазах окружающих, зависит степень его удовлетворенности собой. По мнению ученых, переходный период между подростковым и юношеским возрастом приходится на 14-16 лет. К концу этого периода подростки в большинстве своем должны определиться с выбором профессии. Поэтому профориентационная работа в школе нацелена на актуализацию профессионального самоопределения обучающихся.

       Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 34 часов в год в 8 классе и 34 ч. в 9 классе. Время одного занятия – от 30 до 40 минут. Занятия проводятся во время, отведённое для внеурочной деятельности 1 раз в неделю.

            Занятия по Программе комбинированного типа. Они включают в себя теоретический аспект и практическую деятельность (игры, тренинги, практические занятия, диспуты).

            Форма обученияочная или дистанционная

 Уровень программы  - стартовый (ознакомительный)

       В процессе преподавания курса используются разнообразные методы обучения: индивидуальные и групповые беседы, рассказ, объяснение, диагностические и развивающие процедуры, практические работы, предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся.

           

Цель:

·         формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

·         ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием,

·         создание условий для формирования у школьников единой картины о мире труда и профессий,

·         воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.

 

      Задачи:    

ü  дать учащимся представление о способах и средствах профессионального самоопределения и формирование реалистических социально-профессиональных планов применительно к различным сферам профессионального труда на основе участия в познавательно-трудовой деятельности;

ü  формировать навыки коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы;

ü  способствовать формированию представлений о предпринимательской деятельности по производству и реализации изделий и услуг, овладению умениями рационального поведения в условиях рыночной экономики;

ü  рассмотреть типы профессий и сделать их анализ;

ü  выявить особенности индивидуального развития личности применительно к будущей профессиональной деятельности;

ü  развивать самостоятельность, ответственность, мобильность в принятии решений;

ü  ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

ü  обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.

ü  развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у школьников.

ü  содействовать приобретению учащимися желания овладеть какой-либо профессией

Специфика задач курса исключает обращение  к традиционной системе оценивания знаний и умений учащихся. Эффективность усвоения следует оценивать по показателям сформированности  у школьников  способности к выбору профессии.

     Оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого полугодия итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, составления профессиограммы  выбранной профессии).

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

            Программа состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть  включает изучение «Образа Я», «Мира профессионального труда», практическая -  диагностические методы, опросники.

 

Тематическое планирование курса  (68час.)

 

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во  часов

1

Путь к самопознанию. Образ "Я"

24

2

Мир профессионального труда

14

3

Анализ профессий

20

4

Точка роста. Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности

10

 

Итого:

68

 

 

Тематическое планирование с указанием количества часов

на освоение каждой темы

 

Учебный план

 

№п/п

 

Наименование раздела, темы

 

Кол-во час

В том числе

теоретическое

практическое

1.

Путь к самопознанию. Образ «Я»

24

9

15

1.1

Вводное занятие

1

 

1

1.2

Внутренний мир человека и возможности его познания.

2

1

1

1.3

«Секреты» выбора профессии

2

1

1

1.4

Интересы и склонности в профессиональном выборе «хочу»

2

1

1

1.5

Возможности личности в профессиональной деятельности «могу»

1

 

1

1.6

Здоровье и выбор профессии

2

1

1

1.7

Психические особенности личности. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.

2

1

1

1.8

Темперамент в профессиональном становлении личности.

2

1

1

1.9

Эмоциональное состояние личности.

1

 

1

1.10

Человек среди людей.

2

1

1

1.11

Волевые качества личности.

1

 

1

1.12

Неисчерпаемость человеческих возможностей.

2

1

1

1.13

Способность быть внимательным.

2

1

1

1.14

Способность оперировать пространственными представлениями.

1

 

1

1.15

Способность изменять способы интеллектуальной деятельности.

1

 

1

2.

Мир профессионального труда.

14

2

12

2.1

Многообразие мира профессий.

1

1

 

2.2

Профориентационные  игры

5

 

5

2.3

Разделение труда.

1

1

 

2.4

Личный профессиональный план.

1

 

1

2.5

Профессиональная готовность.

1

 

1

2.6

Структура подразделений предприятий.

1

 

1

2.7

Ценность, роль труда в жизни общества.

1

 

1

2.8

Пути получения профессий.

1

 

1

2.9

Представить себя, презентовать себя, оформление резюме, портфолио

1

 

1

2.10

Круглый стол с участием школьного психолога «Как правильно сделать выбор»

1

 

1

3.

Анализ профессий

20

6

14

3.1.

Анализ профессий. «Дороги, которые мы выбираем»

2

1

1

3.2.

Типы профессий: Человек-Человек

4

1

3

3.3.

Типы профессий: Человек- Техник

4

1

3

3.4.

Типы профессий: Человек-Знаковая система

3

1

2

3.5.

Типы профессий: Человек-Природа

4

1

3

3.6.

Типы профессий:

Человек-Художественный образ

3

1

2

4.

Точка роста. Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности

10

2

8

4.1.

Профессиограмма

3

1

2

4.2.

Мини-проект «Кем я стану?»

4

1

3

4.3.

Проектная работа. Защита выбранной профессии.

2

 

2

4.4.

 Оценка способности школьников к выбору профессии

1

 

1

 

Итого:

68 час.

19 час.

49 час.

 

Содержание программы

 

Раздел 1. Путь к самопознанию. Образ «Я»  - 24ч.

 

1.Вводное занятие-1ч.

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессии.

Практическая работа. Методика «Кто я?»

 

2. Внутренний мир человека и возможности его познания.-2ч.

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие Личностных особенностей. Общее представление о психологии как науки, изучающей внутренний мир человека.

Практическая работа.  Определение самооценки личности.

 

3. «Секреты» выбора профессии-2ч.

«Хочу» - склонности, желания, интересы личности. «Могу» - человеческие возможности. «Надо» - потребности рынка труда в кадрах.

Типичные ошибки при выборе профессии.

Общие понятия о профессии, специальности, должности.

Практическая работа.  Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам.  Игра «Мир профессий».

 

4.Интересы и склонности в профессиональном выборе «хочу»-2ч.

       Потребности и мотивы как условия активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы.   Профессиональные намерения.

Диагностические процедуры: карта интересов.

 

5.Возможности личности в профессиональной деятельности «могу»-1ч.

Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии.

Диагностические процедуры:  Опросник профессиональной готовности «Комплексная методика».

 

6. Здоровье и выбор профессии-2ч.

Учёт состояния здоровья при выборе профессии. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии.

Практическая работа. Работа с «Анкетой здоровья».

 

7. Психические особенности личности. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.-2ч.

Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы.

Диагностические процедуры: Теппинг-тест. Проба Лачинса.

 

8. Темперамент в профессиональном становлении личности-2ч.

Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.

Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента в конкретных ситуациях.

Диагностические процедуры:  Опросник Айзенка.

 

9. Эмоциональное состояние личности.-1ч.

Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроение, аффекты, стрессовые состояния).

Диагностические процедуры: опросник «Беспокойство-тревога».

 

10.  Человек среди людей-2ч.

Личность и межличностные отношения в группах. Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций. Коммуникативность.

Диагностические процедуры: опросники «Потребность в общении», «Коммуникативные и организаторские способности».

 

11. Волевые качества личности-1ч.

Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли.

Практическая работа. Выполнение упражнений по воспитанию воли.

Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля»

 

12. Неисчерпаемость человеческих возможностей-2ч.

Общее представление о памяти. Виды памяти, их роль в различных видах профессиональной деятельности.

Диагностические процедуры. Методики «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объёма кратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объёма долговременной словесной памяти).

 

13. Способность быть внимательным-2ч.

Общие представления о внимании (объём, устойчивость, распределение, избирательность). Условия развития внимания.

Диагностические процедуры. Методики: «Перепутанные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».

 

 

14.  Способность оперировать пространственными представлениями-1ч.

Роль образов в процессе переработки информации. Значение способности строить в уме пространственные представления, оперировать ими для решения определённых профессиональных задач.

Диагностические процедуры. Методики «Сложение фигур», «Магическая фигура».

 

15. Способность изменять способы интеллектуальной деятельности-1ч.

Психологическая характеристика ригидности (гибкости) интеллектуальной деятельности.

Диагностические процедуры. Методики «Решение серии арифметических задач», «Текст с противоречиями», «Сложные ассоциации».

 

Раздел 2.  Мир профессионального труда – 14ч.

 

16. Многообразие мира профессий-1ч.

Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.

Практическая работа. Составление словаря профессий, кроссвордов.

Игра «Я и мир профессий»,  

 

17. Разделение труда-1ч.

Общественное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии.

Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?»

 

18. Личный профессиональный план-1ч.

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.

Программа и средства самовоспитания.

Практическая работа. Составление личного профессионального плана. Профориентационная игра «Вакансия».

 

19. Профессиональная готовность-1ч.

Психологические характеристики. Варианты предполагаемой профессии.

Практическая работа.  Профессиональная готовность.

 

20. Структура подразделений предприятий-1ч.

 Игра «Стажёры-инопланетяне».

 

21. Ценность, роль труда в жизни общества-1ч.

Профориентационная игра «Пришельцы».

 

22. Пути получения профессий-1ч.

Система профессионально-технического образования. Типы учебных заведений.

Практическая работа. «Мой путь в профессию».

 

23.Представить себя, презентовать себя, оформление резюме, портфолио 1ч.

Составление резюме при приёме на работу. Собеседование с руководителем, особенности удачного контакта. Игра «Автопортрет».

 

24. Круглый стол с участием школьного психолога «Как правильно сделать выбор» 1ч.

Игра «Своя игра».  

 

Раздел 3. Анализ профессий - 20ч.

 

25. Анализ профессий. «Дороги, которые мы выбираем» -2ч.

Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Условия труда. Формула профессии. Классификация профессии: типы профессий, группы профессий, классы профессий, отделы профессий.

Практическая работа. Составление формул профессий. Конкурс «Угадай профессию».

 

 

26.Профессии «человек-человек» 4 ч.

Психологические особенности типологии профессиональной направленности

Посещение дней открытых дверей в учебных заведениях города, знакомство с профессиями предприятий города.

 

27.Профессии «человек – техника» - 4час.

Психологические особенности типологии профессиональной направленности

Посещение дней открытых дверей в учебных заведениях города, знакомство с профессиями предприятий города.

 

28.Профессии «человек – знаковая система». 3 ч.

Психологические особенности типологии профессиональной направленности

Посещение дней открытых дверей в учебных заведениях города, знакомство с профессиями предприятий города.

 

29.Профессии «человек – природа»-  4 час.

Психологические особенности типологии профессиональной направленности

Посещение дней открытых дверей в учебных заведениях города, знакомство с профессиями предприятий города.

 

30.Профессии «человек – художественный образ» - 3 час.

Психологические особенности типологии профессиональной направленности

Посещение дней открытых дверей в учебных заведениях города, знакомство с профессиями предприятий города.

 

Раздел 4. Точка роста. Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности - 10ч.

 

31ч. Профессиограммы-3ч.

Понятие о профессиограммах. Виды. Компоненты.

Практическая работа. Составление профессиограммы труда своих родителей.

 

32. Мини-проект «Кем я стану?» - 4ч.

Знакомство с видами  проектов. Правила оформления работы.

 

33.Проектная работа. Защита выбранной профессии -  2ч.

Ознакомление с правилами защиты проектной работы.

 

34. Оценка способности школьников к выбору профессии -1ч.

Общие основы оценки способностей личности к выбору профессии. Показатель соответствия выбранной профессии склонностям обучающегося.

Диагностические процедура. Методика «Будь готов».

 

Результаты освоения программы  клуба «Профи»

 

            Курс клуба «Профи» ориентирован на формирование личностных и метапредметных результатов  учащихся.

Личностные:

- непрерывное духовно-нравственное развитие, реализация творческого потенциала в социально ориентированной, общественно-полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания;

- воспитание уважительного отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

       - формирование поведенческих навыков трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

 

Метапредметными результатами программы клуба по социальному направлению «Профи» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД

       -  высказывать своё предположение (версию),  работать по плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

      -  давать эмоциональную оценку деятельности всей группы на занятии. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

§  -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

§ преобразовывать информацию из одной формы в другую.

       ▪ самоопределение в области познавательных интересов;

       ▪ умение искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов и каталогов библиотек;

       ▪ умение на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта;

       ▪ умение определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы;

       ▪ владение специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового проектного продукта;

       ▪ умение взаимодействовать в группе, работающей над исследованием проблемы или на конкретный результат;

       ▪ умение представлять и продвигать к использованию результаты и продукты проектной деятельности;

       ▪ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;

       ▪ владение нормами и техникой общения;

       ▪ учёт особенностей коммуникации партнёра;

       ▪ повышение  предметной  компетенции  подростков;

       ▪ расширение  кругозора   в различных   областях;

       ▪ умение  оперировать  качественными  и количественными  моделями  явлений;

       ▪ формирование  умений  организации  системы  доказательств и её  критики;

       ▪ способность к согласованным  действиям  с  учётом  позиции  другого;

       ▪ владение  нормами  и  техникой  общения;

       ▪ учёт  особенностей  коммуникации партнёра.

       ▪ строить  логическое  рассуждение, включающее  установление  причинно-следственных  связей;

       ▪ основам  реализации  проектной  деятельности;

       ▪ использовать  адекватные  языковые  средства  для  отображения  своих  чувств, мыслей, мотивов  и  потребностей;

       ▪ осуществлять  выбор  наиболее  эффективных  способов  решения  задач;

       ▪ осуществлять контроль по результату и способу  действия.

Коммуникативные УУД

      - доносить  свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Предметные  результаты:

       ▪ приобретут  опыт  проектной  деятельности  как  особой  формы учебной  работы, способствующей  воспитанию  самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению  мотивации  и  эффективности  учебной  деятельности;

       ▪ в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости;

       ▪ получат  возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, поиску нестандартных решение, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

 

 

Обучающиеся должны овладеть:

       • знаниями о значении профессионального самоопределения, о требованиях к составлению личного профессионального плана;

       • правилами выбора профессии;

       • знаниями об определении профессии и профессиональной деятельности;

       • понятиями об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

       • понятиями темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;

       • знаниями о значении творческого потенциала человека, карьеры;

       • знаниями о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека;

       • понятием рынка профессионального труда и образовательных услуг.

Обучающиеся должны уметь:

       • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;

       • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

       • ставить цели и планировать действия для их достижения;

       • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

       • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

       • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

 

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

 

1.  Календарно-тематическое планирование 8 класс

 

№п/п

Наименование темы урока

Кол.

час.

Дата

план

Дата

факт

Учебное оборудование

1.

Вводное занятие.

1ч.

 

 

ЦОС презентация

2-3

Внутренний мир человека и возможности его познания

2ч.

 

 

ЦОС презентация

4-5

«Секреты» выбора профессии

2ч.

 

 

Таблица «Типичные ошибки при выборе профессии»

6-7

Интересы и склонности в профессиональном выборе «хочу

2ч.

 

 

ЦОС

Опросник «Карта интересов»

8.

Возможности личности в профессиональной деятельности «могу»-

1ч.

 

 

Опросник профессиональной готовности, «Комплексная методика».

9 -10.

Здоровье и выбор профессии

2ч.

 

 

Анкета здоровья

11-12.

Психические особенности личности. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.

2ч.

 

 

Методика «Теппинг-тест», «Проба Лачинса»

 

13-14

Темперамент в профессиональном становлении личности

2ч.

 

 

Опросник Айзенка

15.

Эмоциональное состояние личности

1ч.

 

 

опросник «Беспокойство-тревога».

16-17

Человек среди людей

2ч.

 

 

опросники «Потребность в общении», «Коммуникативные и организаторские способности».

18.

Волевые качества личности.

1ч.

 

 

Опросник «Какая у меня воля»

19-20.

Неисчерпаемость человеческих возможностей

2ч.

 

 

Методики «Воспроизведение рядов цифр» «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий»

21-22.

Способность быть внимательным.

2ч.

 

 

Методики: «Перепутанные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».

23.

Способность оперировать пространственными представлениями.

1ч.

 

 

Методики «Сложение фигур», «Магическая фигура».

24.

Способность изменять способы интеллектуальной деятельности

1ч.

 

 

Тексты методик «Решение серии арифметических задач», «Текст с противоречиями», «Сложные ассоциации».

25.

Многообразие мира профессий.

1

 

 

словари, журналы

«Абитуариент».

26.

Игра «Я и мир профессий»,  

1

 

 

Текст игры, презентация

27.

Разделение труда.

1

 

 

презентация

28.

Личный профессиональный план.

1

 

 

 Таблицы, схемы

29.

Профориентационная игра

 «Вакансия».

1

 

 

Текст игры

 презентация

30.

Профессиональная готовность.

1

 

 

 презентация

31.

Структура подразделений предприятий.

1

 

 

Текст игры «Стажёры-инопланетяне».

32.

Ценность, роль труда в жизни общества.

1

 

 

презентация

33.

Пути получения профессий.

1

 

 

Бланки с заданиями для выполнения работы

«Профессиональная готовность».

34

Представить себя, презентовать себя, оформление резюме,

Портфолио.

1

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 9 класс

 

№п/п

Наименование темы урока

Кол.

час.

Дата

план

Дата

факт

Учебное оборудование

1

Круглый стол с участием школьного психолога «Как правильно сделать выбор»

1

 

 

Таблицы, схемы

2-3

Анализ профессий. «Дороги, которые мы выбираем»

2

 

 

презентации

4

Типы профессий: Человек-Человек

1

 

 

презентации

5

Анализ профессии Учитель

1

 

 

Таблицы, схемы

6

Участие в самоуправлении

1

 

 

 

7

Знакомство с профессией – социальный работник

1

 

 

видеоролики

8

Типы профессий: Человек- Техник

1

 

 

Презентации

Таблицы, схемы

9

Профессия Столяр, Плотник

1

 

 

видеоролики

10.

Экскурсия на предприятие «Модена».

1

 

 

 

11.

Экскурсия в авиационный

 клуб «Оберон»

1

 

 

 

12.

Типы профессий: Человек-Знаковая система

1

 

 

презентации

13.

Каковы возможности моего самоопределения в профессиях типа: человек-знаковая система?

1

 

 

Презентации

 Таблицы, схемы

14.

Профессия секретарь

1

 

 

видеоролики

15.

Типы профессий: Человек-Природа

1

 

 

Таблицы, схемы

16.

Профессия цветовод.

1

 

 

видеоролики

17.

Профессия агроном

1

 

 

видеоролики

18.

Профессия егерь

1

 

 

видеоролики

19.

Типы профессий:

Человек-Художественный образ

1

 

 

Презентации

Таблицы, схемы

20

Профессия парикмахер

1

 

 

видеоролики

21

Экскурсия в пекарню

1

 

 

 

22-

Профессиограмма

1

 

 

Таблицы, схемы, бланки

23-24

 Составление профессиограммы труда своих родителей.

2

 

 

Презентации

Таблицы, схемы

25.

Мини-проект «Кем я стану?»

1

 

 

презентации

26

Мини-проект «Кем я стану?»

1

 

 

презентации

27

Мини-проект «Кем я стану?»

1

 

 

презентации

28

Мини-проект «Кем я стану?»

1

 

 

презентации

29-30

Проектная работа. Защита выбранной профессии.

2

 

 

презентации

31

 Оценка способности школьников к выбору профессии

1

 

 

Бланки с заданиями для выполнения методики «Будь готов»

32-33.

Оценка способности школьников к выбору профессии

2ч.

 

 

Бланки с заданиями для выполнения методики «Будь готов»

34.

Итоговое занятие

1ч.

 

 

 

 

 

2. Условия реализации программы

 

Материально-техническое обеспечение, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

 

1. Детская психодиагностика и профориентация/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко.- Ростов/Д.: Феникс, 2009.- (Учебники.Учебные пособия).- 458с

2. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. Для учащихся ст. кл. сред.шк.- 3-е изд., доп. и дораб.- М.: Просвещение, 2010.- 150с.8

3. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников.- М.: УЦ “Перспектива”, 2012.- 112с.

 4. Пономаренко Л.П., Белоусов Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч.- М.: Гуманит. Изд. Центр “ВЛАДОС”, 2013.- Ч.1: Основы психологии: 10 кл.- 586с.

5. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. Пособие для ст. Кл. сред. шк.-.: Просвещение, 2011. – 241с.

6. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределении: Учеб.-метод. пособие.- М.: Издательство МПС; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2012.- 352с.

7. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.- М.:- Воронеж, 2013. – 369с.

8. Психологическое сопровождение при выборе профессии: Научно-метод. пособие/ под ред. Л.М. Митиной.- М.: МПСИ: Флинта, 2013.- 142с.

9.Твоя профессиональная карьера: Учеб. пособие для 8-11 кл. общеоб. учреждений/ Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной.- М.: Просвещение, 2014.- 458с.

Интернет-ресурсы:

1.http://metodkabi.net.ru- Методический кабинет профориентации Г.В.Резапкиной

2.http://atlas.rosminzdrav.ru/- Атлас профессий,

3. Раздаточный материал - опросные листы к методикам диагностики, презентации, видеоролики.

 

 

 

 

 

Приложение

дидактические материалы.

 

Формы и средства контроля

«Кроссворд»

 поможет проверить, насколько хорошо вы разбираетесь в определениях и понятиях. В течение 7-10 минут решите следующий кроссворд и впишите ответы в соответствующие клетки. 

            (через 10 минут) Давайте подведем итоги. Перед вами ключ:

 Выставите себе оценку за это задание: если у вас нет ошибок — 10 баллов, 1 ошибка — 8 баллов, 2 ошибки — 6 баллов, 3-4 ошибки — 4 балла, 5 ошибок и более — 2 балла. (Ученики выставляют набранные ими баллы в свои бланки)

 Последнее задание называется “Впиши недостающее”. В тексте, который записан в ваших бланках, имеются пропуски, заполните их недостающими по смыслу словами в течение 5 минут. (Дети выполняют задание)

 (через 5 минут) Давайте проверим, верно ли вы справились с заданием. По цепочке зачитайте по одному предложению, вставив недостающие слова. (Ученики вслух читают предложения, при необходимости учитель корректирует их) Итак, если в тексте вы не сделали ошибок, поставьте себе 10 баллов, если у вас 1-2 ошибки — 7 баллов, если 3-4 ошибки — 5 баллов, более 5 ошибок — 3 балла, если ни одно из слов не было вставлено верно — ваша оценка 0 баллов.

 

 

 

 

           

Вопросы по горизонтали:

-Психический процесс, отражающий отдельные свойства предмета или явления.

-Способность организма приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию и опыт.

-Психический процесс, который, прежде всего, связан с торможением воспроизведения информации.

-Создание образов желаемого будущего.

-Высшая ступень познания, процесс опосредованного отражения объективной действительности, устанавливающий связи и отношения между познавательными процессами.

Вопросы по вертикали:

-Психический процесс, позволяющий отразить предмет в целом.

-Процесс использования языка в целях общения людей.

-Искажение отражения реальности, носящее устойчивый характер

 

Впиши недостающее.

Любой познавательный процесс начинается с таких психических явлений как ____________ и _______________. Примером ____________ можно считать аромат розы, а ___________________ — розу как прекрасный цветок в целом.  В основе такого психического процесса как _______________ лежат три взаимосвязанных процесса: ______________, ________________ и воспроизведение информации. По форму восприятия память можно разделить на __________________ и  ___________________. Выделяют _____ этапа формирования следа памяти (запоминания).

            Оценка: ______ баллов.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Общее количество баллов: ______+_______+________=________ баллов. Перевод баллов в отметку:

БАЛЛ

ОТМЕТКА

30-27

5

26-16

4

15-13

3

менее 13

2

ИТОГОВАЯ ОТМЕТКА: _______________

Подпись учителя: ______________________

 

Инструктивная карточка для выполнения практической работы по теме“Физиологические основы деятельности. Воля, внимание, сознание”.I. Определение скорости концентрации внимания.

цель: научиться определять скорость концентрации внимания.

оборудование: рисунок, карандаш, бумага, секундомер.

посмотрите на рисунок. В верхнем ряду изображены четыре геометрические фигуры, внутри которых проставлены определенные числа. Ниже расположены в случайном порядке те же фигуры, но без чисел. Ваша задача — как можно быстрее вписать числа в фигуры так, как это сделано в образце. Учтите, что вписать числа необходимо во все фигуры подряд, а не вразбивку. Время выполнения задания фиксируется. 

проведите эксперимент;

теперь подведите итоги. Сколько составило время выполнения задания. Если вы справились с заданием быстрее, чем за 30 сек., это отличный результат, за 30-35 сек. — хороший, за 36-40 сек. — средний. Если на выполнение задания ушло более 40 сек., то это низкий результат.

           

Практическая работа: « Оценка распределения и объема внимания».  1) цель: научиться определять способность к распределению внимания и оценивать объем внимания.

оборудование: таблицы, карандаш, бумага.

в таблице размещены числа от 1 до 40. Зафиксируйте время работы и найдите пропущенные числа, записав их на отдельном листе:

14

5

31

27

37

40

34

23

1

20

19

16

32

13

33

30

6

8

25

9

12

26

36

28

39

после выполнения задания внимательно проверьте себя, но без учета времени. За каждую ошибку (пропущенное число) определен штраф в 20 сек. Это время прибавляется к уже затраченному.

ели в итоге у вас получилось менее 3 минут, то это высокий результат.

С помощью следующей таблицы можно определить объем внимания. В таблице в случайном порядке приведены числа от 101 до 136.

Вам предстоит найти цифры в порядке возрастания — 101,102,103 и т.д. до 136. Заметьте время начала работы и приступайте, отмечая точкой каждое найденное число. Зафиксируйте время в секундах.

определите объем вашего внимания по формуле: В=648/t, где В - объем внимания, t - время в секундах. Если В более 6, то это высокий результат, 4-6 — средний, 4 — низкий.

сделайте выводы о распределении и объеме внимания. 

III. Выявление закономерностей выработки любого навыка путем моделирования (выработка навыка зеркального письма)

цель: оценить скорость выработки навыка путем моделирования.

оборудование лист бумаги, карандаш, зеркало.

попробуйте написать свои фамилию, имя и отчество, не смотря на бумагу, а наблюдая за движениями карандаша в зеркале.

оцените, через какой промежуток времени, запись получилась аккуратной и четкой.  5) сделайте вывод о скорости выработки навыка.

 

Инструктивная карточка для выполнения практической работы

по теме “Типы высшей нервной деятельности”.

I. Проведение теста “Художник или мыслитель”

цель: научиться тестировать доминантное полушарие и тип ВНД, связанный с преобладанием одной из сигнальных систем в оценке явлений действительности.

вам предлагается оценить 10 утверждений, пользуясь 11-балльной шкалой, на соответствие своим собственным представлениям о себе. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию — 10 баллов:

                        а)  У меня преобладает хорошее настроение.

                        б) Я помню то, чему учился несколько лет назад.

                   в) Прослушав    раз-другой     мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.

                        г) Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.

                        д) Я считаю: эмоции в разговоре мешают.

                        е) Мне трудно дается алгебра.

                        ж) Я легко запоминаю незнакомые лица.

                        з) В группе приятелей я первым начинаю разговор.

                        и) Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

                        к) У меня преобладает плохое настроение.

подведите итоги: подсчитайте отдельно сумму баллов за вопросы 1,2,5,8,9 (ЛП — левополушарные ответы) и вопросы 3,4,6,7,10 (ПП — правополушарные ответы) 

если ЛП>ПП на 5 баллов и более — преобладание мыслительного типа ВНД; если ЛП<ПП на 5 баллов и более — преобладание художественного типа ВНД; если же ЛП=ПП — наличие смешанного типа ВНД.

сделайте вывод о вашем доминантном полушарии и соответственном типе ВНД, сопоставьте тип ВНД и свои профессиональные предпочтения.

Практическая работа: « Определение направленности профессиональных интересов».

цель: оценить собственную направленность профессиональных интересов.

внимательно прочитайте    приведенные ниже   предложения.

Подумайте, прежде чем ответить на каждый вопрос, и дайте по возможности более точный ответ. Если вы не раз убеждались, что вам ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ то, о чем написано, то поставьте против этого пункта два плюса “++”. Если ПРОСТИ НРАВИТСЯ, — ставьте один плюс “+”. Если сомневаетесь, ставьте 0. Если предложенное дело ПРОСТО НЕ НРАВИТСЯ, ставьте “-”, если ОЧЕНЬ НЕ НРАВИТСЯ — поставьте себе 2 минуса “- -”.

ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ, ХОТЕЛИ БЫ ВЫ, НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ?..

Уроки по физике.

Уроки по математике.

Уроки по химии.

Читать книги и статьи по астрономии.

Читать об опытах и животных.

Читать о жизни и работе врачей.

Читать о сельском хозяйстве, о растениях и животных.

Читать о лесе.

Читать произведения классиков мировой литературы.

Читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть телевизор.

Уроки истории.

Посещать театры, музеи, художественные выставки.

Читать литературу о геологических экспедициях.

Читать о различных странах, их экономике,        государственном устройстве.

Организовывать товарищей на выполнение общественной работы и руководить ими.

Читать о работе милиции.

Читать о морских летчиках.

Читать о работе воспитателя.

Знакомиться с устройством и работой станков.

Готовить обеды.

Читать о строителях.

Заботиться о красоте помещения, в котором вы учитесь, живете, работаете.

Читать о достижениях техники.

Знакомиться с устройством бытовых электро- и радиоприборов.

Читать научно-популярную литературу об открытиях в физике.

Читать научно-популярную литературу о математике.

Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио- и телепередач и т.д.).

Смотреть телепередачи о космонавтах.

Изучать биологию.

Интересоваться причинами и способами лечения болезней.

Изучать ботанику.

Проводить время в лесу.

Читать литературно-критические статьи.

Активно участвовать в общественной жизни.

Читать книги об исторических событиях.

Слушать симфоническую музыку.

Узнавать об открытиях новых месторождений полезных ископаемых.

Узнавать о географических открытиях.

Обсуждать текущие дела и события.

Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших.

Путешествовать по стране.

Давать объяснение товарищам, как решить трудную задачу, правильно написать предложение и др.

Знакомиться с различными инструментами.

Уроки домоводства.

Узнавать о новых достижениях в области строительства.

Посещать фабрики.

Знакомиться с устройством механизмов, машин.

Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области радиотехники.

Разбираться в теории физических явлений.

Решать сложные математические задачи.

Ставить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.

Наблюдать за небесными светилами.

Вести наблюдения за растениями.

Делать перевязки, оказывать первую помощь при ушибах и т. д.

Выращивать животных и ухаживать за ними.

Собирать гербарий.

Писать рассказы и стихи.

Наблюдать за поведением и жизнью людей.

Принимать участие в работе исторического кружка, разыскивать материалы, свидетельствующие о событиях прошлого.

Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.

Собирать минералы, интересоваться их происхождением.

Изучать природу родного края.

Организовывать общественные мероприятия в школе.

Обращать особое внимание на поведение людей.

Посещать кружок автолюбителей, обслуживать автомобиль.

Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-нибудь рассказывать, помогать чем-либо).

Изготавливать различные детали и предметы.

Организовывать питание во время походов.

Бывать на стройках.

Шить одежду.

Собирать и ремонтировать механизмы велосипедов, швейных машин, часов и т. п.

Ремонтировать бытовые электро- и радио-приборы.

Заниматься в физическом кружке.

Заниматься в математическом кружке.

Готовить растворы, взвешивать реактивы.

Посещать планетарий.

Посещать кружок биологии.

Наблюдать за больными, оказывать им помощь.

Наблюдать за природой и вести записи наблюдений.

Сажать деревья и ухаживать за ними.

Работать со словарем и литературными источниками, библиографическими справочниками.

Быстро переключаться с одной работы на другую.

Выступать с докладами на исторические темы.

Играть на музыкальных инструментах, рисовать или резать по дереву.

Составлять описания минералов.

Участвовать в географических экспедициях.

Выступать с сообщениями о международном положении.

Помогать работникам милиции.

Посещать кружок юных моряков.

Выполнять работу воспитателя.

Уроки труда

Давать советы знакомым при покупке одежды.

Наблюдать за работой строителя.

Знакомиться со швейным производством.

Делать модели самолетов, планеров, кораблей.

Собирать радиоприемники и электроприборы.

Участвовать в олимпиадах по физике.

Участвовать в математических олимпиадах.

Решать задачи по химии.

Участвовать в работе астрономического кружка.

Проводить опыты на животных.

Изучать функции организма человека и причины возникновения болезней.

Проводить     опытную работу с целью выращивания новых сельскохозяйственных культур.

Быть членом общества охраны природы.

Участвовать в диспутах, читательских конференциях.

Анализировать явления и события жизни.

Интересоваться прошлым нашей страны.

Проявлять интерес к теории и истории развития искусства.

Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.

Составлять географические карты и собирать другие географические материалы.

Изучать политический строй различных стран.

Работа юриста.

Посещать кружок юных космонавтов.

Работа учителя.

Бывать на заводах.

Оказывать людям различные услуги.

Принимать участие в строительных работах.

Знакомиться с изготовлением промышленных товаров.

Разбираться в технических чертежах и схемах.

Пользоваться точными измерительными приборами и производить расчеты по полученным данным. 121. Проводить опыты по физике.

Выполнять работы, требующие знания математических правил и формул.

Ассистировать преподавателю при проведении опытов по химии.

Собирать сведения о других планетах.

Читать о деятельности известных биологов.

Быть активным членом санитарных дружин.

Выполнять работу по машинам и орудиям труда.

Знакомиться с ведением лесного хозяйства.

Изучать происхождение слов и отдельных словосочетаний.

Вести дневник, писать заметки в школьную и городскую газеты.

Изучать историческое прошлое других стран.

Неоднократно смотреть в театре одну и ту же пьесу.

Читать о жизни и деятельности известных геологов.

Изучать географию нашей планеты.

Изучать биографии выдающихся политических деятелей.

Правильно оценивать поступок друга, знакомого, литературного героя и т. д.

Читать книги о средствах передвижения.

Обучать и воспитывать детей.

Наблюдать за действиями квалифицированного рабочего.

Постоянно общаться со многими людьми.

Проектировать строительные объекты.

Посещать выставки легкой промышленности.

Выполнять чертежи, проектировать машины.

Разбираться в радиосхемах.

 3) чтобы определить, направленность ваших интересов, следует подсчитать количество плюсов и минусов по следующим сферам:

ФИЗИКА: 1, 25, 49, 73, 97, 121;

МАТЕМАТИКА: 2, 26, 50, 74, 98, 122;

ХИМИЯ: 3, 27, 51, 75, 99, 123;

АСТРОНОМИЯ: 4, 28, 52, 76, 100, 124;

БИОЛОГИЯ: 5, 29, 53, 77, 101, 125; МЕДИЦИНА: 6, 30, 54, 78, 102, 126;

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: 7, 31, 55, 79, 103, 127;

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО: 8, 32, 56, 80, 104, 128;

ФИЛОЛОГИЯ: 9, 33, 57, 81, 105, 129;

ЖУРНАЛИСТИКА: 10, 34, 58, 82, 106, 130;

ИСТОРИЯ: 11, 35, 59, 83, 107, 131;

ИСКУССТВО: 12, 36, 60, 84, 108, 132;

ГЕОЛОГИЯ: 13, 37, 61, 85, 109, 133;

ГЕОГРАФИЯ: 14, 38, 62, 86, 110, 134;

ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА: 15, 39, 63, 87, 111, 135;

ПРАВО: 16, 40, 64, 88, 112, 136;

ТРАНСПОРТ: 17, 41, 65, 89, 113, 137;

ПЕДАГОГИКА: 18, 42, 66, 90, 114, 138;

РАБОЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 19, 43, 67, 91, 115, 139;

СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ: 20, 44, 68,92, 116, 140;

СТРОИТЕЛЬСТВО: 21, 45, 69, 93, 117, 141; 

ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: 22, 46, 70, 94, 118, 142;

ТЕХНИКА: 23, 47, 71, 95, 119, 143; 

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА: 24, 48, 72, 96, 120, 144.

 Теперь посмотрите, в какой строчке вы набрали наибольшее число плюсов. Это и есть область, в которой вам можно работать. Точно также наибольшее количество минусов говорит об обратном.

 4) сделайте вывод о собственной направленности профессиональных интересов, сопоставьте результаты тестирования с собственными планами.

Типология ВНД

|__1__|__2__|__3__|__4__|__5__|__6__|__7__|__8__|__9__|__10__|

            Я прочитаю вам 10 утверждений, если утверждение верное, то поставьте над соответствующим номеров вопроса “дугу”, если же неверное — пропустите этот номер и ничего не ставьте.

            Итак, будьте внимательны:

Физиология ВНД — наука, изучающая закономерности и механизмы работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой. 

Типология ВНД по Гиппократу основана на преобладании ведущей сигнальной системы. 

И. П. Павлов выделил три типа ВНД: мыслительный, художественный и смешанный. 

К сильным типам нервной системы можно отнести холерический, сангвинический и флегматический темпераменты. 

Для слабого типа нервной системы характерны уравновешенные слабые процессы. 

Исторические основы учения о темпераменте заложил древнегреческий ученый Гераклит. 

Для людей художественного типа определенно подойдет профессии технического плана. 

Характер высшей нервной деятельности обусловлен врожденными свойствами нервной системы. 

По силе типы нервной системы делятся на сильные и слабые.

Сильный тип нервной системы с преобладанием возбуждения называется неуравновешенным.

 Давайте проверим, как вы справились с заданием. Посмотрите на ключ (вывешивается на доске):

             

|__1__|__2__|__3__|__4__|__5__|__6__|__7__|__8__|__9__|__10__|

            Если вы не сделали ни одной ошибки, то поставьте себе “5”, если вы верно выполнили 8-9 заданий — “4”, 5-7 заданий — “3”, менее 5 заданий — “2”.

Практическая работа: « Определение типа темперамента».

цель: научиться определять тип темперамента.

перед вами четыре блока, в которых по двадцать особенностей поведения человека. Начиная с первого блока, внимательно читайте каждое положение и, если оно определенно вам подходит, обведите кружком соответствующий номер.  ХОЛЕРИК

1— неусидчив, суетлив

2— невыдержан,       вспыльчив — нетерпелив

— резок и прямолинеен в отношениях с людьми

— решителен и инициативен

— упрям

— находчив в споре

— работает рывками

— склонен к риску

— незлопамятен, но обидчив

— обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью

— неуравновешен и склонен к горячности

— агрессивный забияка

— нетерпим к недостаткам

— обладает выразительной мимикой

— способен быстро решать и действовать

— неустанно стремится к новому

— обладает резкими, порывистыми движениями

— настойчив в достижении поставленной цели

— склонен к резким сменам настроения

САНГВИНИК

— весел и жизнерадостен

— энергичен и деловит

— часто не доводит начатое дело до конца

— склонен переоценивать себя

— способен быстро схватывать новое

— неустойчив в интересах и привязанностях

— легко переживает неудачи и неприятности

— легко приспосабливается к разным обстоятельствам

— с увлечением берется за любое новое дело

— быстро включается в новую работу и быстро переключается с одной работы на другую

— быстро остывает, если дело перестает интересовать

— тяготится однообразной, будничной, кропотливой работой

— общительный и отзывчивый, не чувствует скованности с новыми людьми

— вынослив и работоспособен

— обладает громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой

— сохраняет самообладание в неожиданной, сложной обстановке

— находится всегда в бодром настроении

— быстро засыпает и просыпается

— часто несобран, проявляет поспешность в делах

— склонен иногда «скользить по поверхности», отвлекаться

ФЛЕГМАТИК

— спокоен и хладнокровен

— последователен и обстоятелен в делах

— осторожен и рассудителен

— умеет ждать

— молчалив и не любит попусту болтать

— обладает спокойной, размеренной речью

— сдержан и терпелив

— доводит начатое дело до конца

— не растрачивает попусту сил

—строго придерживается выработанного распорядка в жизни

— легко сдерживает порывы

— мало восприимчив к одобрению и порицанию

— незлоблив, проявляет снисходительное отношение к колкостям в свой адрес

— постоянен в своих привязанностях и интересах

— медленно включается в работу и переключается с одного дела на другое

— ровен в отношениях со всеми

17—любит последовательность и порядок во всем

— с трудом приспосабливается к новой обстановке

— обладает выдержкой, уравновешен

— не склонен к риску и показухе

МЕЛАНХОЛИК

— стеснителен

— теряется в новой обстановке

— затрудняется установить контакты с незнакомыми людьми

— не верит в свои силы

— легко переносит одиночество

6—чувствует подавленность и растерянность при неудачах

— склонен «уходить в себя»

— быстро утомляется

— обладает слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота

— невольно приспосабливается к характеру собеседника

— впечатлителен до слезливости

— чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию

— предъявляет высокие требования к себе и окружающим

— склонен к подозрительности, мнительности

— болезненно чувствителен и легко раним

— чрезмерно обидчив

— скрытен и необщителен

— малоактивен и робок

— безропотно покорен

— стремится вызвать сочувствие и помощь у окружающих

после окончания работы подсчитайте количество обведенных кружков в каждом блоке и их общее количество. Процентное отношение каждого из четырех темпераментов (обозначенных Х, С, Ф, М) считается по формуле:

КОЛИЧЕСТВО КРУЖКОВ В БЛОКЕ 100 %

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО КРУЖКОВ  

Не забудьте, что в сумме у вас должно получиться 100%, то есть Х+С+Ф+М=100%.

сделайте выводы о собственном типе темперамента и сопоставьте определенный с помощью теста тип с предполагаемой сферой будущей профессиональной деятельностью. 

«Мой темперамент»

Поставьте под каждым рисунком необходимые подписи и обоснуйте свой выбор.

Холерик, сильный, неуравновешенный.

 

Флегматик, сильный, уравновешенный, инертный.

 

3. Меланхолик, слабый.

 

 

 

 

4. Сангвиник, сильный, уравновешенный, подвижный

 

Бланк-отчет по теме “Физиологические основы ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления” Задание №1.  Взаимосвязи физиологии ВНД с другими науками.

 

Инструктивная карточка для выполнения практической работы

по теме“Физиологические основы ощущений, восприятий, памяти,воображения, мышления”.

I. Взаимодействие анализаторов на примере опыта Аристотеля.


цель: убедиться в том, что восприятие осуществляется с помощью комплекса анализаторов.

оборудование: горошина или бусина.

проведите опыт Аристотеля, который состоит в следующем. Если зажать горошину между указательным и средним пальцами, то сознанием воспринимается только один предмет, если же перекрестить пальцы так, чтобы шарик очутился между внутренней поверхностью указательного и наружной поверхностью среднего пальца, то появится ощущение двух предметов. Опыт легче получается с закрытыми глазами.

ответьте на вопросы: какие физиологические объяснения опыта Аристотеля могли бы предложить Вы? Почему опыт легче получается с закрытыми глазами?

Практическая работа: « Условно-рефлекторная регуляция деятельности анализаторов».

цель: убедиться в возможности возникновения иллюзий при познании внешнего мира и изучить виды иллюзий и условия, при которых они возникают.

оборудование: компьютерная презентация “Зрительные иллюзии”

рассмотрите с помощью компьютерной презентации рисунки и выберите иллюзии, связанные с перспективой, с явлениями контраста, с движением глаз.

приведите примеры иллюзий, связанных с работой других анализаторов.

почему блок практической работы называется “Условнорефлекторная регуляция деятельности анализаторов”?

            7) сделайте выводы об условиях возникновения иллюзий, о реальных возможностях         установления        истинности    наших            представлений          об изображаемых предметах. Практическая работа: « Определение типа памяти».

цель: научиться определять тип памяти.

оборудование: таблица для тестирования зрительной, моторной и слуховой памяти.

в работе следует запомнить цифры, размещенные в трех колонках таблицы. Первая колонка — тест на зрительную память, вторая — на моторную, третья — на слуховую. Начните с левой колонки. Не шевеля губами, прочтите верхнее число так, чтобы на одну цифру уходила примерно одна секунда. Перепишите этим способом всю колонку, не проверяя себя.

Ваши возможности определит самое длинное число, которое удастся записать правильно. Для проверки моторной памяти сделайте то же самое со средней колонкой, но при чтении обязательно беззвучно шевелите губами.

 

Для проверки слуховой памяти попросите кого-нибудь прочесть вслух правую колонку, а сами записывайте числа.

Зрительная

Моторная

Слуховая

5239

89765

224896

1267412

98615437

146769543

5649082451

24167549067

034427994410

5672

98761

675413

7841095

12435961

985241672

1864460902

06748117620

036777312064

0426

12785

651801

7082409

08761432

8652183555

1642507118

37470837502

760845267114

Подсчитайте, в какой колонке и сколько цифр Вы запомнили: 1. ___ 2.____ 3.___. Проделав это, Вы более или менее точно определите тип своей памяти. Большинство людей запоминают 7-8 цифр подряд, человек с очень хорошей памятью может запоминать до 12 цифр, а со слабой — 4 и менее.  5) сделайте вывод о типе памяти и зависимости типа памяти от склонностей человека.

Практическая работа: « Определение объема смысловой памяти».

цель: научиться определять объем смысловой памяти.

оборудование: текст.

внимательно прочтите следующий текст: “Согласно гипотезе, выдвинутой американскими учеными, египетские пирамиды строились из каменных блоков, которые изготавливались непосредственно на месте строительства. Это противоречит гипотезе, согласно которой тысячи людей перетаскивали огромные камни на расстояние 80 км. Ученые расшифровали иероглифический текст, согласно которому египетские боги подсказали фараону, руководившему строительством первой пирамиды в 2750 году до нашей эры, делать искусственные камни.”

теперь закройте текст и постарайтесь письменно воспроизвести его. В этом тексте содержится 6 значимых для понимания сути смысловых единиц. Сколько единиц удалось запомнить Вам? Если Вам удалось запомнить все 6 единиц, то объем смысловой памяти у Вас отличный, если 45 смысловых единиц — оценка “хорошо”, если 3 — “удовлетворительно”, меньше — “плохо”.

сделайте выводы об объеме смысловой памяти.

 

Анкета «40000 профессий»

1.Кем хочешь стать?

знаю точно     есть разные варианты    не знаю

2.Одобряют ли родители твой выбор?

одобряют        не одобряют        безразлично

3.Помогает ли школа в выборе профессии?

да         нет         трудно сказать

4.Что важнее по твоему мнению

интересная работа           высокая зарплата         трудно сказать

5.Определи  сферу свое профессиональной  деятельности

-человек-человек   -человек-техника  -человек-знак  человек-природа   человек - худож.образ

6.Согласен ли ты жить, не работая?

да   нет     трудно сказать

    7.  Хочешь получить высшее образование?

да   нет   не знаю

 

Тест «Я и моя профессия» (Резапкиной Г.В.)

 

Ты учишься в выпускном классе. Самое время задуматься о своём будущем. Если ты уже выбрал профессию, у тебя есть возможность проверить свой выбор.

Прочитай эти вопросы и выбери не больше двух вариантов ответа. Рядом с каждым ответом стоит его «цена». Подсчитай количество своих баллов.

 

-Выбрал (а) ли ты свою профессию?

А) да (+2)     Б) нет (-2)

 

-Почему именно эту профессию?

А) не будет проблем с трудоустройством (+2)    Б) высокая зарплата (-2)

В) престижно (-2)    Г) мне это интересно (+2)

 

-Если не выбрал(а), то почему?

А) плохо знаю мир профессий (-2)     Б) плохо знаю свои возможности (-2) 

В) не могу выбрать из нескольких вариантов (0)    Г) не знаю, как выбирать профессию (-2) 

 

-Что ты знаешь о своей будущей профессии?

А) предмет, содержание, условия труда (+2)     Б) профессионально важные качества (+2) 

В) где можно получить эту профессию (+2)   Г) спрос на эту профессию (+2)   Д) ничего (-2)

 

Если у тебя получилось 8-10 баллов, ты имеешь четкое представление о своей будущей профессиональной карьере. Если тебе и нужна помощь профконсультанта, то лишь для того, чтобы подтвердить свой выбор. От 4 до 6 баллов - выбор профессии для тебя -вполне решаемая задача. И решить ее помогут знания о себе и о мире профессий. В случае сомнений лучше обратиться к профконсультанту.

От -2 до +2 - ты испытываешь затруднения в выборе профессии. Возможно, в настоящий момент это не самая главная для тебя проблема. Но решить ее лучше сейчас, пока еще есть время. Меньше -2 баллов - без комментариев.

Анкета для учащихся 9 классов

(проводится по завершению программы) 1.Выбрал ли ты профиль обучения? Если «да», то какой?

Назови предметы, необходимые тебе для  углубленного изучения по этому профилю

Какой профессии хочешь обучаться после школы?

Твои планы после 11 класса (куда поступать: название учеб.заведения, факультет)

Полезны ли для тебя были занятия курса «Твоя профессиональная карьера» 6.Твои предложения, пожелания педагогу-психологу, ведущему занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 



 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Внутренняя экспертиза проведена

Внутренняя экспертиза проведена

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:

Поэтому профориентационная работа в школе нацелена на актуализацию профессионального самоопределения обучающихся

Поэтому профориентационная работа в школе нацелена на актуализацию профессионального самоопределения обучающихся

Содержание программы

Содержание программы

Способность изменять способы интеллектуальной деятельности

Способность изменять способы интеллектуальной деятельности

Интересы и склонности в профессиональном выборе «хочу»-2ч

Интересы и склонности в профессиональном выборе «хочу»-2ч

Способность оперировать пространственными представлениями-1ч

Способность оперировать пространственными представлениями-1ч

Профессии «человек-человек» 4 ч

Профессии «человек-человек» 4 ч

Регулятивные УУД - высказывать своё предположение (версию), работать по плану

Регулятивные УУД - высказывать своё предположение (версию), работать по плану

Обучающиеся должны овладеть: • знаниями о значении профессионального самоопределения, о требованиях к составлению личного профессионального плана; • правилами выбора профессии; • знаниями об определении профессии…

Обучающиеся должны овладеть: • знаниями о значении профессионального самоопределения, о требованиях к составлению личного профессионального плана; • правилами выбора профессии; • знаниями об определении профессии…

Отыскание чисел», «Корректурная проба»

Отыскание чисел», «Корректурная проба»

Профессия цветовод. 1 видеоролики 17

Профессия цветовод. 1 видеоролики 17

Приложение дидактические материалы

Приложение дидактические материалы

Психический процесс, позволяющий отразить предмет в целом

Психический процесс, позволяющий отразить предмет в целом

За каждую ошибку (пропущенное число) определен штраф в 20 сек

За каждую ошибку (пропущенное число) определен штраф в 20 сек

Уроки по математике. Уроки по химии

Уроки по математике. Уроки по химии

Принимать участие в работе исторического кружка, разыскивать материалы, свидетельствующие о событиях прошлого

Принимать участие в работе исторического кружка, разыскивать материалы, свидетельствующие о событиях прошлого

Работа учителя. Бывать на заводах

Работа учителя. Бывать на заводах

Типология ВНД |__1__|__2__|__3__|__4__|__5__|__6__|__7__|__8__|__9__|__10__|

Типология ВНД |__1__|__2__|__3__|__4__|__5__|__6__|__7__|__8__|__9__|__10__|

ФЛЕГМАТИК — спокоен и хладнокровен — последователен и обстоятелен в делах — осторожен и рассудителен — умеет ждать — молчалив и не любит попусту болтать…

ФЛЕГМАТИК — спокоен и хладнокровен — последователен и обстоятелен в делах — осторожен и рассудителен — умеет ждать — молчалив и не любит попусту болтать…

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО КРУЖКОВ

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО КРУЖКОВ

Условнорефлекторная регуляция деятельности анализаторов”? 7) сделайте выводы об условиях возникновения иллюзий, о реальных возможностях установления истинности наших представлений об изображаемых предметах

Условнорефлекторная регуляция деятельности анализаторов”? 7) сделайте выводы об условиях возникновения иллюзий, о реальных возможностях установления истинности наших представлений об изображаемых предметах

Согласен ли ты жить, не работая? да нет трудно сказать 7

Согласен ли ты жить, не работая? да нет трудно сказать 7

Рабочая программа клуба "Профи"

Рабочая программа клуба "Профи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2022