УТВЕРЖДАЮ
Зав отделением
по работе с филиалами и ДТ
__________ /Ерофеева Р.А./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10. Конфликтология
2018
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело», входящей в состав укрупнённой группы специальностей 430000 Экономика и право
Организация-разработчик: ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж»
Разработчик: Емельяненко Г.А. преподаватель ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж» Лиманского филиала
Рассмотрено и одобрено МПС
Протокол №2 от 01.09.2020 г.
Методист УР Лиманского филиала
____________/Уткина Т.С.
|
стр. |
1. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. 2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. 3.условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины |
9 |
4. 4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
10 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10. Конфликтология
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело», входящей в состав укрупнённой группы специальностей 430000 Экономика и право
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ОП. Общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать источники, объективные и субъективные причины возникновения конфликтных ситуаций в различных сферах;
- определять условия, способы и приемы предупреждения конфликтов;
- оценивать целесообразность и эффективность использования различных переговорных и посреднических процедур в ходе разрешения конфликтов;
- самостоятельно применять конструктивные способы разрешения межличностных конфликтов различных видов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- теоретические основы и закономерности возникновения, предупреждения и регулирования конфликтов различных видов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 68 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 36 часов;
практической работы 32 часа
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
68 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
36 |
в том числе: |
|
практические занятия |
32 |
Итоговая аттестация по дисциплине в форме дифференцированного зачёта |
2 |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. |
Конфликтология как наука |
52 |
|
|
Тема 1.1. Конфликтология: предмет, задачи, история возникновения |
Содержание учебного материала |
8 |
2 |
|
1
|
Введение. История конфликтологии. Понятие конфликтологии как науки. История возникновения и формирование в самостоятельную дисциплину |
|||
2 |
История возникновения конфликта. Условия возникновения конфликта. Первые исторические конфликты. Предпосылки первых конфликтов. Условия для возникновения конфликтов |
|
||
3 |
Понятие и содержание конфликта. Граница конфликта. Стадии конфликты, характеристика стадий конфликта |
|
||
4 |
Типология конфликтов. Виды и функции конфликта Классификация конфликтов по сферам деятельности человека. Основания типологии конфликтов |
|||
Практические занятия |
||||
1 |
Определение структуры конфликта в практической ситуации (решение задач) |
4 |
|
|
2 |
Динамика и механизмы конфликта |
|||
Тема 1.2. Социальные конфликты: сущность, виды и причины возникновения |
Содержание |
10
|
2
|
|
1 |
Понятие социальных конфликтов Типология и динамика социальных конфликтов. Причины социальных конфликтов |
|||
2 |
Виды конфликтов, их характеристика Основные особенности социальных конфликтов. |
|||
3 |
Конфликты и трансактный анализ. Понятие трансакции и их типы Понятие трансактного анализа. Алгоритм трансактного анализа |
|||
4 |
Управление конструктивными и деструктивными конфликтами Прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности. Предпосылки и формы разрешения конфликтов. |
|||
5 |
Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии. Стратегии подведения личности в конфликте Деструктивная модель, конформистская модель. Основные особенности поведения личности. Типы конфликтных личностей |
|||
Практические занятия |
||||
1 |
Анализ основных поведенческих характеристик |
10
|
|
|
2 |
Изучение технологий регулирования конфликтов |
|||
3 |
Анализ двухмерной модели стратегии поведения в конфликте Томаса - Киллмена |
|||
4 |
Изучение собственных стратегий поведения в конфликте |
|||
5 |
Изучение ситуаций трансактного анализа (решение задач) |
|||
Тема 1.3 Особенности разрешения конфликтов |
1 |
Переговорный процесс. Этапы переговорного процесса Субъективный фактор в переговорном процессе. Некоторые правила переговоров |
4 |
2 |
2 |
Типы стратегий переговорного процесса («выигрыш-выигрыш», «выигрыш- проигрыш», «проигрыш-проигрыш») Специфика и особенности стратегий переговорного процесса. Действия сторон при применении стратегий |
|||
Практические занятия |
8 |
|
||
1 |
Отработка приемов переговорного процесса |
|||
2 |
Использование тактик переговоров в практической деятельности |
|||
3 |
Использование методов профилактики конфликта в заданной ситуации |
|||
4 |
Изучение способов решения межличностных конфликтов |
|||
Тема 1.4. Конфликты в организации |
Содержание |
4 |
2 |
|
1 |
Изучение видов и особенностей юридических конфликтов Юридический конфликт как форма социального конфликта. Основные подходы к разрешению |
|||
2 |
Анализ причин возникновения конфликтов в организации Понятие и разновидности организационно-управленческого конфликта. Специфика и разрешение конфликтов в организации |
|||
Практическая работа |
4 |
|
||
1 |
Изучение особенностей управления конфликтами в области юридической практики |
|||
|
2 |
Стратегии разрешения конфликтных ситуаций в коллективе |
||
Раздел 2. |
Особенности социальных конфликтов |
14 |
|
|
Тема 2.1 Характеристика социальных особенностей |
Содержание |
8 |
2 |
|
1 |
Политический конфликт Понятие политического конфликта. Типы политических конфликтов. Понятие и типология политических кризисов |
|||
2
|
Межэтнический конфликт Межэтнический конфликт и классификация его видов. Причины и особенности развития межэтнических конфликтов. |
2 |
||
3 |
Этнополитический конфликт Природа этнополитического конфликта. Сущность и эволюция этнополитических конфликтов. |
|||
4 |
Семейный конфликт Специфика и виды семейных конфликтов. Семейные конфликты и формирование личности ребенка |
|||
Практическая работа |
6 |
|
||
1. |
Исторические особенности межэтнических конфликтов |
|||
2. |
Самооценка готовности к конструктивным взаимоотношениям в семье |
|||
3. |
Международное координирование в региональных или глобальных конфликтах |
|||
|
Дифференцированный зачет |
2 |
|
|
Итого за 6 семестр 68 часов обязательная нагрузка, 36 часов теоретического обучения и 32 часа практических работ |
||||
Всего |
68 |
|
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- методические материалы по курсу дисциплины (включая электронные): комплект учебно-наглядных, контрольно-тренировочных учебных пособий.
Технические средства обучения:
– компьютер;
– стандартное программное обеспечение: MS Windows XP, текстовый редактор MS Word, Internet Explorer;
Основные источники:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов: СПб: Питер, 2018.
2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие. М..2017
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2019.
4. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2016 - 320 с.
5. Леонов Н.И. Конфликтология. Учебник для вузов. М.: МПСИ, 2016
6. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: Учебное пособие. СПб., 2017.
7. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПБ., 2017.
8. Хохлов А. С. Конфликтология. История. Теория. Практика: учебное пособие /. – Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2018 – 312 с.
Дополнительные источники
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб., 2016.
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. М., 2017
Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций. Ростов н/Д.: Феникс, 2016
Зайцев А.К. Социальный конфликт. М., 2018
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.
Формой текущего контроля в 6 семестре является дифференцированный зачет, которая проводится за счет времени, отводимого на изучение дисциплины. Форма проведения определяется преподавателем учебной дисциплины (устная, письменная). Для проведения преподаватель разрабатывает материалы, которые и доводятся до сведения студентов не позднее, чем за месяц до проведения текущей аттестации.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательным учреждением созданы фонды оценочных средств (ФОС): контрольные задания и методические указания для студентов по подготовке к практическим занятиям, рабочие тетради, сборники тестовых заданий, задачники, практикумы, учебно-методические пособия и др.
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки (таблицы).
Результаты обучения |
|
Формы и методы контроля и |
|
||||
(освоенные умения, |
|
|
|||||
|
оценки результатов обучения |
|
|||||
усвоенные знания) |
|
|
|||||
|
|
|
|||||
Умения: |
|
|
|
|
|
|
|
анализировать источники, |
объективные |
Компетентностно - ориентированное |
|
||||
и субъективные причины возникновения |
задание |
|
|||||
конфликтных |
ситуаций |
в |
различных |
|
|
||
сферах; |
|
|
|
|
|
|
|
определять условия, способы и приемы |
|
|
|||||
предупреждения конфликтов; |
|
|
|
||||
оценивать |
целесообразность |
и |
|
|
|||
эффективность |
|
использования |
|
|
|||
различных |
|
переговорных |
и |
|
|
||
посреднических |
процедур |
в |
ходе |
|
|
||
разрешения конфликтов; |
|
|
|
|
|
||
самостоятельно |
|
|
|
применять |
|
|
|
конструктивные |
способы |
|
разрешения |
|
|
||
межличностных конфликтов различных |
|
|
|||||
видов. |
|
|
|
|
|
|
|
Знания: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
теоретические основы и закономерности |
тестирование |
|
|||||
возникновения, предупреждения и |
|
|
|
||||
регулирования конфликтов различных |
|
|
|||||
видов. |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 1
Лист согласования
Дополнения и изменения к ППССЗ/ППКРС на 2020/2021 учебный год
I. Дополнения и изменения на 2020/2021 учебный год по дисциплине
ОП.10. Конфликтология
_______________________________________________________________________
В связи с реализацией элементов образовательной программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в программу дисциплины ОП.10. Конфликтология внесены следующие изменения:
1. пп.1.1. Область применения программы дополнить следующим предложением:
Программа дисциплины может быть реализована с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
2. п. 4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины дополнить следующим предложением:
В условиях применения форм образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в пределах осваиваемой программы при проведении текущей и промежуточной аттестации могут использоваться электронная информационно-образовательная среда Moodle и другие формы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.