УТВЕРЖДАЮ
Зав отделением
по работе с филиалами и ДТ
__________ /Ерофеева Р.А./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05. Основы социологии и политологии
2020
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социологии и политологии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, входящей в состав укрупнённой группы специальностей 400000 Юриспруденция.
Организация-разработчик: ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж»
Разработчик: Емельяненко Г.А. преподаватель ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж» Лиманского филиала
Рассмотрено и одобрено МПС
Протокол №2 от 01.09.2020г.
Методист УР Лиманского филиала
________/Уткина Т.С.
|
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины |
10 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
11 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 05. Основы социологии и политологии
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, входящей в состав укрупнённой группы специальностей 400000 Юриспруденция.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ОГСЭ.00. Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих социально-политических проблемах.
- определить значение социологии и политологии как отраслей духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление о политике, как важнейшем общественном явлении.
- воспитывать политическую активность и понимание важности участия индивида в общественно-политической жизни;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия социологии и политологии;
- роль социологии и политологии в жизни человека и общества;
- элементы социальной структуры общества;
- сущность политического процесса;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 44 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 24 часа;
практической работы 8 часов;
самостоятельной работы 12 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
44 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
24 |
в том числе: |
|
Практическая работа |
8 |
Самостоятельная работа |
12 |
- Подготовка сообщений о развитии социологии с древних времен до современности - Подготовка докладов по культуре стран мира - Подготовка докладов по истории политической мысли |
4
4 4 |
Итоговая аттестация по дисциплине в форме дифференцированного зачёта |
2 |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Основы социологии |
||||||
Раздел 1. |
Система научного знания |
12 |
|
|||
Тема 1.1 Социология как наука. Предмет социологии. |
Содержание |
6 |
2 |
|||
1
|
Социология как наука. Предмет социологии. Методы социологического исследования. Введение. Понятие о предмете, объекте и методах исследования науки. Цели и задачи изучения основ социологии. Методы социального познания: анализ документов, опрос, наблюдения, эксперимент. |
|||||
2 |
История социологии История социологии: древность, средневековье, новое время, современность. Э. Кант – родоначальник социологии. Э. Дюргейм, Г. Спенсер, М. Вебер – вклад в развитие социологии. Марксизм. Социология в России. Современная социология |
2 |
|
|||
3 |
Личность в системе социальных отношений Личность, как объект изучения социологии. Основные факторы развития личности. Взаимоотношения личности и общества. Социальный статус личности. Виды статусов. Статусный набор. Социальные роли личности. Ролевой набор. Ролевой конфликт и его разрешение. Социализация личности. Процессы социализации, этапы и стадии. |
2 |
|
|||
|
Практическая работа |
2 |
|
|
||
1 |
Личность как объект изучения социологии. Основные факторы развития личности. |
|
||||
|
Самостоятельная работа |
4 |
|
|
||
1 |
Подготовка сообщений о развитии социологии с древних времен до современности |
|
||||
Раздел 2. |
Социальная динамика |
12 |
|
|||
Тема 2.1. Культура и регуляция отношений в обществе. |
Содержание |
4 |
2 |
|||
1 |
Культура как социальное явление Культура и общество. Культура и цивилизация. Социальные функции культуры. Культура, субкультура, контркультура. Материальная и духовная культура. Элитарная, народная, массовая культура. Основные элементы культуры: язык, знания, убеждения, ценности, нормы, традиции, религия, идеология, наука, искусство. Распространение культуры. |
|||||
|
||||||
2 |
Регуляция поведения в обществе. Социальные институты Социальные отклонения. Социальные роли и поведение личности. Роль социальной среды в поведении личности. Социальный контроль: внутренний, внешний, формальный, неформальный. Социальные нормы, их виды. Социальные отклонения. Девиация и развитие общества. Понятие социальный институт. Основные признаки социальных институтов. Политические, экономические, культурно-образовательные институты, базовые институты общества. Семья, как социальный институт. Исторические формы семьи: моногамная, полигамная. Семейные традиции, семейные роли. |
2 |
|
|||
Практическая работа |
2 |
|
|
|||
1. |
Семья как социальный институт и малая группа |
|
||||
|
Самостоятельная работа |
4 |
|
|
||
|
1. |
Подготовка докладов по культуре стран мира |
|
|||
Раздел 3. |
Социальная структура |
4 |
|
|
||
Тема 3.1. Социальные общности |
Содержание |
4 |
2 |
|||
1 |
Социальные общности и группы, этнические общности Социальные общности и группы. Их признаки, многообразие общностей и групп. Масса, как феномен социальных общностей и групп. Роль толпы в социальном процессе. Этнические общности. Этнические процессы. Социальная группа. Группы первичные и вторичные, реальные и номинальные. Роль лидера в группах. |
|
||||
2 |
Общество как социальная система Социальная стратификация и мобильность. Общество, его основные признаки, структура и функции. Общество, как социокультурная система. Развитие общества. Основные формы развития. Прогресс и регресс. Традиционное и современное развитие общества, их принципиальные различия. |
2 |
|
|||
Раздел 4. |
Основы политологии |
10 |
|
|
||
Тема 4.1. Политика и человек в политике
|
Содержание |
4
|
2 |
|
||
1 |
Политика как социальное явление. Политика и экономика Политика, как социальное явление. Ее роль в развитии общества. Предмет политологии, основные понятия, методы изучения политической жизни общества. История политической мысли. Элементы политологии в учениях древних греков. Политические идеи средневековья и эпохи возрождения (Н. Макиавелли), нового времени и современности. Политика, как концентрированное выражение экономики. Основные направления политики. Экономическая политика, общество, как система. Общественные групповые интересы, власть. Столкновение интересов, как основа политических конфликтов и кризисов. Социальная политика. |
|
||||
2 |
Этнонациональные и конфессиональные группы в политике. Человек в политике Политические сферы жизни этносов, наций, национальных групп. Формирование национальной государственности. Этнополитические конфликты. Этнополитическое пространство РФ. Конфессиональные группы в политике. Человек в политике. Политические интересы и потребности личности. Политическая социализация личности. Политические интересы личности. Политическое участие, Политические права и свободы. |
2 |
|
|||
Практическая работа |
2 |
|
|
|||
1. |
Политика и экономика: проблемы взаимодействия |
|
||||
Самостоятельная работа |
4 |
|
|
|||
1. |
Подготовка докладов по истории политической мысли |
|
||||
Раздел 5 |
Политическая жизнь общества |
8 |
|
|
||
Тема 5.1 Политическая жизнь и политическая система общества |
Содержание |
4 |
2 |
|||
1 |
Государство и гражданское общество Государство, как фундаментальный институт политической системы. Монархия и республика. Признаки государства, типы, формы, политические режимы. Основные черты гражданского общества, условия существования. Президент и парламент в структуре политической власти. Президентская республика, ее особенности. |
|
||||
2 |
Политические партии и системы. Политическое лидерство Происхождение и сущность политических партий. Партийные системы: сущность, разновидности. Политические движения, организации, группы давления. Понятие политической элиты, ее функции. Политические лидеры: типы, функции. Теория черт. Политический процесс. Участие гражданского общества в политическом процессе. Насилие в политическом процессе. Выборы и избирательные системы: мажоритраная, пропорциональная, смешанная. Системы правительства: традиционная, сословная, правовая. |
2 |
|
|||
Практическая работа |
2 |
|
|
|||
1 |
Политическая власть и политические режимы |
|
||||
Консультации |
2 |
|
|
|||
|
Дифференцированный зачет |
2 |
|
|||
Итого за 3 семестр 46 часов обязательная нагрузка, 24 часа теоретического обучения, 8 часов практических работ, 12 часов самостоятельной работы и 2 часа консультации |
||||||
Всего |
44 |
|
||||
|
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин
Оборудование учебного кабинета № 206:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- методические материалы по курсу дисциплины (включая электронные): комплект учебно-наглядных, контрольно-тренировочных учебных пособий.
Технические средства обучения:
– компьютер;
– стандартное программное обеспечение: MS Windows XP, текстовый редактор MS Word, Internet Explorer;
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов
Основные источники:
1. Основы социологии и политологии.Демидов Н.М.- М.: «Академия», 2017
2. Основы социологии и политологии. – Л.М. Куликов. – Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений.. – М., 2017.
3. Социология и политология. КравченкоА.И.- М.: «Академия», 2016.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.
Итоговый контроль – зачёт, который проводится за счет общего времени, отведенного на дисциплину. Для проведения зачёта преподаватель разрабатывает материалы, которые рассматриваются на цикловой комиссии, утверждаются зам. директора по УМР и доводятся до сведения студентов не позднее, чем за месяц до проведения зачёта.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательным учреждением созданы фонды оценочных средств (ФОС): контрольные задания и методические указания для студентов по подготовке к практическим занятиям, рабочие тетради, сборники тестовых заданий, учебно-методические пособия и др. Данные ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки (таблицы).
Результаты обучения, освоенные умения, усвоенные знания |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Ориентироваться в наиболее общих социально-политических проблемах, познания ценностей, свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста |
Формы контроля обучения: - домашние задания проблемного характера; - практические задания по работе с оригинальными текстами; - написание и защита рефератов; - подготовка и защита групповых заданий проектного характера; - тестовые задания по соответствующим темам; - фронтальная проверка знаний (устно); - контрольная работа; Методы оценки результатов обучения: - мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания; - накопительная оценка; |
Определить значение социологии и политологии, как отраслей духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков |
|
Определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей |
|
Сформировать представление о политике, как главной функции государства |
|
Уметь работать с первоисточниками |
|
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны знать: |
|
Основные понятия социологии и политологии |
|
Роль социологии и политологии в жизни человека и общества |
|
Сущность социально-политических процессов |
|
Об условиях формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды |
|
О социальных и этических проблемах связанных с достижениями науки, техники и технологий |
Приложение 1
Лист согласования
Дополнения и изменения к ППССЗ/ППКРС на 2020/2021 учебный год
I. Дополнения и изменения на 2020/2021 учебный год по дисциплине
ОГСЭ.05. Основы социологии и политологии
_______________________________________________________________________
В связи с реализацией элементов образовательной программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в программу дисциплины ОГСЭ.05. Основы социологии и политологии внесены следующие изменения:
1. пп.1.1. Область применения программы дополнить следующим предложением:
Программа дисциплины может быть реализована с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
2. п. 4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины дополнить следующим предложением:
В условиях применения форм образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в пределах осваиваемой программы при проведении текущей и промежуточной аттестации могут использоваться электронная информационно-образовательная среда Moodle и другие формы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.