Рабочая программа Основы социологии и политологии
Оценка 5

Рабочая программа Основы социологии и политологии

Оценка 5
Образовательные программы
doc
31.01.2022
Рабочая программа Основы социологии и политологии
Рабочая программа Основы социологии и политологии.doc

УТВЕРЖДАЮ

Зав отделением

по работе с филиалами и ДТ

__________ /Ерофеева Р.А./

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

ОГСЭ.05. Основы социологии и политологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социологии и политологии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, входящей в состав укрупнённой группы специальностей 400000 Юриспруденция.

 

Организация-разработчик: ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж»

 

Разработчик: Емельяненко Г.А. преподаватель ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж» Лиманского филиала

 

 

Рассмотрено и одобрено МПС

Протокол №2 от 01.09.2020г.   ­­­­

 

Методист УР Лиманского филиала

________/Уткина Т.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1.                            ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.                            СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

3.                            условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

 

10

4.                            Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

11

 

 


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ. 05. Основы социологии и политологии

 

1.1.       Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, входящей в состав укрупнённой группы специальностей 400000 Юриспруденция.

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ОГСЭ.00. Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих социально-политических проблемах.

- определить значение социологии и политологии как отраслей духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

- сформулировать представление о политике, как важнейшем общественном явлении.

- воспитывать политическую активность и понимание важности участия индивида в общественно-политической жизни;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

      - основные понятия социологии и политологии;

      - роль социологии и политологии в жизни человека и общества;

      - элементы социальной структуры общества;

      - сущность политического процесса;

      - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

      - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося 44 часа, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 24 часа;

практической работы 8 часов;

самостоятельной работы 12 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

44

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

24

в том числе:

 

Практическая работа

8

Самостоятельная работа

12

- Подготовка сообщений о развитии социологии с древних времен до современности

- Подготовка докладов по культуре стран мира

- Подготовка докладов по истории политической мысли

4

 

4

4

Итоговая аттестация по дисциплине в форме дифференцированного  зачёта

2

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05. Основы социологии и политологии  

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Основы социологии

Раздел 1.

Система научного знания

12

 

Тема 1.1 Социология как наука. Предмет социологии.

Содержание

6

2

1

 

Социология как наука. Предмет социологии. Методы социологического исследования.

Введение. Понятие о предмете, объекте и методах исследования науки. Цели и задачи изучения основ социологии. Методы социального познания: анализ документов, опрос, наблюдения, эксперимент.

2

История социологии

История социологии: древность, средневековье, новое время, современность. Э. Кант – родоначальник социологии. Э. Дюргейм, Г. Спенсер, М. Вебер – вклад в развитие социологии. Марксизм. Социология в России. Современная социология

2

 

3

Личность в системе социальных отношений

Личность, как объект изучения социологии. Основные факторы развития личности. Взаимоотношения личности и общества. Социальный статус личности. Виды статусов. Статусный набор. Социальные роли личности. Ролевой набор. Ролевой конфликт и его разрешение. Социализация личности. Процессы социализации, этапы и стадии.

2

 

 

Практическая работа

2

 

 

1

Личность как объект изучения социологии. Основные факторы развития личности.

 

 

Самостоятельная работа

4

 

 

1

Подготовка сообщений о развитии социологии с древних времен до современности

 

Раздел 2.

Социальная динамика

12

 

Тема 2.1.

Культура и регуляция отношений в обществе.

Содержание

4

2

1

Культура как социальное явление

Культура и общество. Культура и цивилизация. Социальные функции культуры. Культура, субкультура, контркультура. Материальная и духовная культура. Элитарная, народная, массовая культура. Основные элементы культуры: язык, знания, убеждения, ценности, нормы, традиции, религия, идеология, наука, искусство. Распространение культуры.

 

2

Регуляция поведения в обществе. Социальные институты

Социальные отклонения. Социальные роли и поведение личности. Роль социальной среды в поведении личности. Социальный контроль: внутренний, внешний, формальный, неформальный. Социальные нормы, их виды. Социальные отклонения. Девиация и развитие общества. Понятие социальный институт. Основные признаки социальных институтов. Политические, экономические, культурно-образовательные институты, базовые институты общества. Семья, как социальный институт. Исторические формы семьи: моногамная, полигамная. Семейные традиции, семейные роли.

2

 

Практическая работа

2

 

 

1.

Семья как социальный институт и малая группа

 

 

Самостоятельная работа

4

 

 

 

1.

Подготовка докладов по культуре стран мира

 

Раздел 3.

Социальная структура

4

 

 

Тема 3.1.

Социальные общности

Содержание

4

2

1

Социальные общности и группы, этнические общности

Социальные общности и группы. Их признаки, многообразие общностей и групп. Масса, как феномен социальных общностей и групп. Роль толпы в социальном процессе. Этнические общности. Этнические процессы. Социальная группа. Группы первичные и вторичные, реальные и номинальные. Роль лидера в группах.

 

2

Общество как социальная система

Социальная стратификация и мобильность. Общество, его основные признаки, структура и функции. Общество, как социокультурная система. Развитие общества. Основные формы развития. Прогресс и регресс. Традиционное и современное развитие общества, их принципиальные различия.

2

 

Раздел 4.

Основы политологии

10

 

 

Тема 4.1.

Политика и человек в политике

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

4

 

 

 

2

 

1

Политика как социальное явление. Политика и экономика

Политика, как социальное явление. Ее роль в развитии общества. Предмет политологии, основные понятия, методы изучения политической жизни общества. История политической мысли. Элементы политологии в учениях древних греков. Политические идеи средневековья и эпохи возрождения (Н. Макиавелли), нового времени и современности. Политика, как концентрированное выражение экономики. Основные направления политики. Экономическая политика, общество, как система. Общественные групповые интересы, власть. Столкновение интересов, как основа политических конфликтов и кризисов. Социальная политика.

 

2

Этнонациональные и конфессиональные группы в политике. Человек в политике

Политические сферы жизни этносов, наций, национальных групп. Формирование национальной государственности. Этнополитические конфликты. Этнополитическое пространство РФ. Конфессиональные группы в политике. Человек в политике. Политические интересы и потребности личности. Политическая социализация личности. Политические интересы личности. Политическое участие, Политические права и свободы.

2

 

Практическая работа

2

 

 

1.

Политика и экономика: проблемы взаимодействия

 

Самостоятельная работа

4

 

 

1.

Подготовка докладов по истории политической мысли

 

Раздел 5

Политическая жизнь общества

8

 

 

Тема 5.1 Политическая жизнь и политическая система общества

Содержание

4

2

1

Государство и гражданское общество

Государство, как фундаментальный институт политической системы. Монархия и республика. Признаки государства, типы, формы, политические режимы. Основные черты гражданского общества, условия существования. Президент и парламент в структуре политической власти. Президентская республика, ее особенности.

 

2

Политические партии и системы. Политическое лидерство

Происхождение и сущность политических партий. Партийные системы: сущность, разновидности. Политические движения, организации, группы давления. Понятие политической элиты, ее функции. Политические лидеры: типы, функции. Теория черт. Политический процесс. Участие гражданского общества в политическом процессе. Насилие в политическом процессе. Выборы и избирательные системы: мажоритраная, пропорциональная, смешанная. Системы правительства: традиционная, сословная, правовая.

2

 

Практическая работа

2

 

 

1

Политическая власть и политические режимы

 

Консультации

2

 

 

 

Дифференцированный зачет

2

 

Итого за 3 семестр  46  часов  обязательная нагрузка, 24 часа теоретического обучения, 8 часов практических работ, 12 часов самостоятельной работы и 2 часа консультации

Всего

44

 

 


3. условия реализации РаБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин

 

Оборудование учебного кабинета № 206:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- методические материалы по курсу дисциплины (включая электронные): комплект учебно-наглядных, контрольно-тренировочных учебных пособий.

 

Технические средства обучения:

      компьютер;

      стандартное программное обеспечение: MS Windows XP, текстовый редактор MS Word, Internet Explorer;

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов

 

Основные источники:

1. Основы социологии и политологии.Демидов Н.М.- М.: «Академия», 2017

2. Основы социологии и политологии. – Л.М. Куликов. – Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений.. – М., 2017.

3. Социология и политология. КравченкоА.И.- М.: «Академия», 2016.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения УчЕБНОЙ Дисциплины

 

 

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе освоения материала: опросы в устной и письменной форме, промежуточное тестирование, самостоятельная работа студентов. В качестве форм и методов текущего контроля могут быть использованы домашние контрольные работы, практические занятия, тестирование, оценка методик проведения исторических исследований на основе использования средств организационной и вычислительной техники, презентация работ и др. 

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.

Итоговый контроль – зачёт, который проводится за счет общего времени, отведенного на дисциплину. Для проведения зачёта преподаватель разрабатывает материалы, которые рассматриваются на цикловой комиссии, утверждаются зам. директора по УМР и доводятся до сведения студентов не позднее, чем за месяц до проведения зачёта.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательным учреждением  созданы фонды оценочных средств (ФОС): контрольные задания и методические указания для студентов по подготовке к практическим занятиям, рабочие тетради, сборники тестовых заданий, учебно-методические пособия и др. Данные ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки (таблицы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты обучения, освоенные умения, усвоенные знания

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Ориентироваться в наиболее общих социально-политических проблемах, познания ценностей, свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

Формы контроля обучения:

- домашние задания проблемного характера;

- практические задания по работе с оригинальными текстами;

- написание и защита рефератов;

- подготовка и защита групповых заданий проектного характера;

- тестовые задания по соответствующим темам;

- фронтальная проверка знаний (устно);

- контрольная работа;

Методы оценки результатов обучения:

- мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания;

- накопительная оценка;

Определить значение социологии и политологии, как отраслей духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков

Определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей

Сформировать представление о политике, как главной функции государства

Уметь работать с первоисточниками

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны знать:

Основные понятия социологии и политологии

Роль социологии и политологии в жизни человека и общества

Сущность социально-политических процессов

Об условиях формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды

О социальных и этических проблемах связанных с достижениями науки, техники и технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Лист согласования

Дополнения и изменения к ППССЗ/ППКРС на 2020/2021 учебный год

 

I. Дополнения и изменения на 2020/2021 учебный год по дисциплине

ОГСЭ.05. Основы социологии и политологии

_______________________________________________________________________ 

В связи с реализацией элементов образовательной программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в программу дисциплины ОГСЭ.05. Основы социологии и политологии внесены следующие изменения:

1. пп.1.1. Область применения программы дополнить следующим предложением:

Программа дисциплины может быть реализована с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

 

2. п. 4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины дополнить следующим предложением:

 

В условиях применения форм образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в пределах осваиваемой программы при проведении текущей и промежуточной аттестации могут использоваться электронная информационно-образовательная среда Moodle и другие формы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



УТВЕРЖДАЮ Зав отделением по работе с филиалами и

УТВЕРЖДАЮ Зав отделением по работе с филиалами и

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социологии и политологии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социологии и политологии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с

СОДЕРЖАНИЕ 1

СОДЕРЖАНИЕ 1

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Политические, экономические, культурно-образовательные институты, базовые институты общества

Политические, экономические, культурно-образовательные институты, базовые институты общества

Этнонациональные и конфессиональные группы в политике

Этнонациональные и конфессиональные группы в политике

РаБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины 3

РаБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины 3

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения

Результаты обучения, освоенные умения, усвоенные знания

Результаты обучения, освоенные умения, усвоенные знания

Приложение 1 Лист согласования

Приложение 1 Лист согласования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2022