РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающегося 4 класса МБОУ «Маленская школа» П……..а Виктора (обучение на дому)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 30.09.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ЗПР
Иконка файла материала РП с ЗПР.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Маленская школа»

Симферопольского района Республики Крым

ул.Школьная, 6, с. Маленькое, Симферопольский район, РК, 297517

тел/факс (3652) 32-56-82,  e-mail malenkoe_school@mail.ru

                     

 

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

начальных классов

Руководитель МО:

______

Протокол №

от  «___»______2021г.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________

от «__»_________2021 г.

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор

________

от «___»_______ 2021 г.             

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно – развивающих занятий

для обучающегося 4 класса МБОУ «Маленская школа»

            П……..а Виктора   

          (обучение на дому)

 

Уровень образования: основное общее образование (адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития).

 

Срок реализации программы: 2021/2022 учебный год

Количество часов по учебному плану: в год – 68 часов, в неделю-2 раза.

 

 

Программа составлена на основе Программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: Удалова Э. Я. Педагог-психолог специальной (коррекционной) школы VIII вида № 56, г. Нижний Новгород. Метиева Л. А. ст. преподаватель НГПУ, к.п.н., г. Нижний Новгород.

 

 

 

 

 

Рабочую программу составила: Пролинская О. Н.

 

 

 

 

 

 

с. Маленькое, 2021

Пояснительная записка

 

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для индивидуального обучения Панкеева Виктора  разработана на основе нижеследующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

3. Методические рекомендации по формированию учебных планов специальных (коррекционных) образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья и классов коррекционной направленности общеобразовательных организаций (письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.08.2014 N 01-14/836);

4. Приказ Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым, Министерства здравоохранения Республики Крым от 03.03.2016 № 281, 16.03.2016 №365 «Об утверждении Положения об организации обучения на дому или в медицинской организации обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в Республике Крым»;

5. Постановление Главного государственного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

6. - Положением МБОУ «Маленская школа» «О рабочей программе учителя»,  (приказ № 105  от 29.12.2017 г.);

- Положением МБОУ «Маленская школа» «О календарно-тематическом планировании», (приказ  № 106  от 29.12.2017 г.).

Курс занятий не оценивается.

Программа предназначена для решения проблем коммуникативного, социального и эмоционального развития и развития знаний об окружающей среде ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

 

Планируемые результаты освоения программы.

 

Результаты освоения Программы рассматриваются как возможные и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающегося.

Результаты освоения Программы в сфере социально-коммуникативного развития:

-   формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир;

-   формирование уважительного отношения к окружающим;

-   владение доступными средствами коммуникации и общения: вербальными и не вербальными;

-   умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;

-   социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

-   освоение доступных социальных ролей;

-   накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни;

-   развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-   развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-   развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.

 

Результаты освоения Программы эмоционально-волевой сферы предполагает формирование уверенности в себе, уменьшение чувства тревожности в жизненных ситуациях.

Результаты развития знаний об окружающем мире:

-   формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир;

-   формирование уважительного отношения к окружающим;

-   умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;

-   социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

-   освоение доступных социальных ролей (обучающейся, дочери, пассажира, покупателя и т.д.);

-   накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни;

-   развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-   развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-   развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

-   развитие произвольности внимания (концентрации, устойчивости, распределения, объем внимания и др.) и памяти.

 

В результате освоения Программы обучающийся должен уметь:

-   ориентироваться на сенсорные эталоны;

-   узнавать предметы по заданным признакам;

-   сравнивать предметы по внешним признакам;

-   составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

-   практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

-   давать описание объектов и явлений;

-   различать противоположно направленные действия и явления;

-   видеть временные рамки своей деятельности;

-   определять последовательность событий;

-   ориентироваться в пространстве;

-   целенаправленно выполнять действия по инструкции;

-   опосредовать свою деятельность речью.

 

Содержание  коррекционно-развивающих занятий

 

Программа предусматривает работу по следующим разделам:

o   психодиагностическое обследование;

o   развитие коммуникативных навыков и социального взаимодействия;

o   коррекция эмоционально-волевой сферы;

o   развитие знаний об окружающем мире.

 

Раздел «Психодиагностическое обследование» предусмотрен для осуществления  контроля за психическим развитием обучающегося. Психодиагностическое обследование проводится в индивидуальной форме в 3 этапа:

²  первичная диагностика (ноябрь) - углубленная психологическая диагностика, предваряет коррекционную работу;

²  динамическая диагностика (февраль) – отслеживается динамика развития и эффективность коррекции, осуществляется в ходе проведения коррекционной работы;

²  итоговая диагностика (май) – проводиться по окончании коррекционной работы, оценивается состояние ребенка «на выходе».

Цели обследования:

ü  определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

ü  изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

ü  оценка динамики развития.

По окончании диагностического периода составляется заключение (психологическая характеристика).

Работа над разделом «Развитие коммуникативных навыков и социального взаимодействия» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Недостаточная сформированность коммуникативных навыков. Хотя потребность в общении выражена очень ярко, обучающиеся часто испытывают сложности в ситуациях установления контактов с собеседниками, необходимости передать или воспринять от них информацию. Овладение техникой общения как, и многими другими умениями, у ребенка  происходит в значительно более поздние сроки, чем у их нормально развивающихся сверстников. От уровня развития коммуникативных способностей зависит и уровень  дальнейшей социализации. В педагогике термин «коммуникативные умения» объединяет широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение обучающегося в общение. Исследования ученых доказывают, что именно общение служит основной движущей силой развития. Данные выводы определяют коммуникативное развитие как одно из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы с обучающимся с ОВЗ.

        Раздел «Эмоционально-волевой сферы» предполагает формирование уверенности в себе, уменьшение чувства тревожности в жизненных ситуациях.

        Раздел «Развитие знаний об окружающем мире» формирует представления и общие понятия о предметах окружающей действительности, является важным компонентом развития ребёнка с ОВЗ и связано с необходимостью его включения в окружающий мир.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны. В основе лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка.

 

 

 

Тематическое планирование

п/п

Название раздела, темы

 

Всего

часов

1

Психодиагностическое обследование

6

2

Развитие  коммуникативных навыков

15

3

Развитие социального взаимодействия.

17

4

Развитие эмоционально-волевой сферы.

15

5

Развитие знаний об окружающем мире.

15

 

 

Всего   68

Литература:

1.       Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение,1987.

2.       Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Минск, АСАР, 2003

3.       Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития /И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

4.       Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. - К: Вища школа, 1985.

5.       Забрамная С.Д. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007.

6.       Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство

/Д.Н. Исаев. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2007.

7.       Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М.: Коррекционная педагогика, 2005.

8.       Метиева Л. А., Удалова Э.Я., Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

9.       Олигофренопедагогика. / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: ДРОФА, 2009.

10.   Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М.: "Флинта": Московский психолого-социальный институт, 1998.

11.   Психолого-педагогическая диагностикa /И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.;/Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Издательский центр"Академия", 2003.

12.   Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение,1996.

13.   Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001..

14.   Ткачёва В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. – АСТ., М., 2007


 

15.   Скачано с www.znanio.ru