Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Маленская школа»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Школьная, 6, с. Маленькое, Симферопольский район, РК, 297517
тел/факс (3652) 32-56-82, e-mail malenkoe_school@mail.ru
РАССМОТРЕНО на заседании МО начальных классов Руководитель МО: ______ Протокол № от «___»______2021г.
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ от «__»_________2021 г.
|
УТВЕРЖДЕНО Директор ________ от «___»_______ 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно – развивающих занятий
для обучающегося 4 класса МБОУ «Маленская школа»
П……..а Виктора
(обучение на дому)
Уровень образования: основное общее образование (адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития).
Срок реализации программы: 2021/2022 учебный год
Количество часов по учебному плану: в год – 68 часов, в неделю-2 раза.
Программа составлена на основе Программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: Удалова Э. Я. Педагог-психолог специальной (коррекционной) школы VIII вида № 56, г. Нижний Новгород. Метиева Л. А. ст. преподаватель НГПУ, к.п.н., г. Нижний Новгород.
Рабочую программу составила: Пролинская О. Н.
с. Маленькое, 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для индивидуального обучения Панкеева Виктора разработана на основе нижеследующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
3. Методические рекомендации по формированию учебных планов специальных (коррекционных) образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья и классов коррекционной направленности общеобразовательных организаций (письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.08.2014 N 01-14/836);
4. Приказ Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым, Министерства здравоохранения Республики Крым от 03.03.2016 № 281, 16.03.2016 №365 «Об утверждении Положения об организации обучения на дому или в медицинской организации обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в Республике Крым»;
5. Постановление Главного государственного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
6. - Положением МБОУ «Маленская школа» «О рабочей программе учителя», (приказ № 105 от 29.12.2017 г.);
- Положением МБОУ «Маленская школа» «О календарно-тематическом планировании», (приказ № 106 от 29.12.2017 г.).
Курс занятий не оценивается.
Программа предназначена для решения проблем коммуникативного, социального и эмоционального развития и развития знаний об окружающей среде ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Планируемые результаты освоения программы.
Результаты освоения Программы рассматриваются как возможные и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающегося.
Результаты освоения Программы в сфере социально-коммуникативного развития:
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- владение доступными средствами коммуникации и общения: вербальными и не вербальными;
- умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- освоение доступных социальных ролей;
- накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.
Результаты освоения Программы эмоционально-волевой сферы предполагает формирование уверенности в себе, уменьшение чувства тревожности в жизненных ситуациях.
Результаты развития знаний об окружающем мире:
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- освоение доступных социальных ролей (обучающейся, дочери, пассажира, покупателя и т.д.);
- накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- развитие произвольности внимания (концентрации, устойчивости, распределения, объем внимания и др.) и памяти.
В результате освоения Программы обучающийся должен уметь:
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- опосредовать свою деятельность речью.
Содержание коррекционно-развивающих занятий
Программа предусматривает работу по следующим разделам:
o психодиагностическое обследование;
o развитие коммуникативных навыков и социального взаимодействия;
o коррекция эмоционально-волевой сферы;
o развитие знаний об окружающем мире.
Раздел «Психодиагностическое обследование» предусмотрен для осуществления контроля за психическим развитием обучающегося. Психодиагностическое обследование проводится в индивидуальной форме в 3 этапа:
² первичная диагностика (ноябрь) - углубленная психологическая диагностика, предваряет коррекционную работу;
² динамическая диагностика (февраль) – отслеживается динамика развития и эффективность коррекции, осуществляется в ходе проведения коррекционной работы;
² итоговая диагностика (май) – проводиться по окончании коррекционной работы, оценивается состояние ребенка «на выходе».
Цели обследования:
ü определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
ü изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
ü оценка динамики развития.
По окончании диагностического периода составляется заключение (психологическая характеристика).
Работа над разделом «Развитие коммуникативных навыков и социального взаимодействия» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Недостаточная сформированность коммуникативных навыков. Хотя потребность в общении выражена очень ярко, обучающиеся часто испытывают сложности в ситуациях установления контактов с собеседниками, необходимости передать или воспринять от них информацию. Овладение техникой общения как, и многими другими умениями, у ребенка происходит в значительно более поздние сроки, чем у их нормально развивающихся сверстников. От уровня развития коммуникативных способностей зависит и уровень дальнейшей социализации. В педагогике термин «коммуникативные умения» объединяет широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение обучающегося в общение. Исследования ученых доказывают, что именно общение служит основной движущей силой развития. Данные выводы определяют коммуникативное развитие как одно из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы с обучающимся с ОВЗ.
Раздел «Эмоционально-волевой сферы» предполагает формирование уверенности в себе, уменьшение чувства тревожности в жизненных ситуациях.
Раздел «Развитие знаний об окружающем мире» формирует представления и общие понятия о предметах окружающей действительности, является важным компонентом развития ребёнка с ОВЗ и связано с необходимостью его включения в окружающий мир.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны. В основе лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела, темы
|
Всего часов |
1 |
Психодиагностическое обследование |
6 |
2 |
Развитие коммуникативных навыков |
15 |
3 |
Развитие социального взаимодействия. |
17 |
4 |
Развитие эмоционально-волевой сферы. |
15 |
5 |
Развитие знаний об окружающем мире. |
15 |
|
|
Всего 68 |
Литература:
1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение,1987.
2. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Минск, АСАР, 2003
3. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития /И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
4. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. - К: Вища школа, 1985.
5. Забрамная С.Д. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007.
6. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство
/Д.Н. Исаев. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2007.
7. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М.: Коррекционная педагогика, 2005.
8. Метиева Л. А., Удалова Э.Я., Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
9. Олигофренопедагогика. / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: ДРОФА, 2009.
10. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М.: "Флинта": Московский психолого-социальный институт, 1998.
11. Психолого-педагогическая диагностикa /И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.;/Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Издательский центр"Академия", 2003.
12. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение,1996.
13. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001..
14. Ткачёва В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. – АСТ., М., 2007
15. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.