РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей направленности: «Комплексная коррекция» с организацией обучения по АООП ООО для обучающихся 5-7 классов с задержкой психического развития
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей направленности: «Комплексная коррекция» с организацией обучения по АООП ООО для обучающихся 5-7 классов с задержкой психического развития

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
дефектология
09.02.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей направленности: «Комплексная коррекция» с организацией обучения по  АООП ООО для обучающихся 5-7 классов с задержкой психического развития
Программа коррекционно- развивающей работы учителя – дефектолога направлена на создание системы комплексной помощи детям с задержкой психического развития в освоении адаптированной основной образовательной программы основного общего образования, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной общеобразовательной программы.
программа дефектолога5-7 классы.docx

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «КОМПЛЕКСНАЯ КОРРЕКЦИЯ» УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 5- 7  КЛАССОВ С ЗПР

 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дефектологическая программа составлена для обучающихся 5 - 7 классов с особыми образовательными потребностями с ЗПР. Программа коррекционно- развивающей работы учителя – дефектолога направлена на создание системы комплексной помощи детям с задержкой психического развития в освоении адаптированной основной образовательной программы основного общего образования, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной общеобразовательной программы.

Программа разработана на основе следующих документов:

·         Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;

·         Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

·         Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897"(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937).

·         Приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 04.05.2016 № 703 "Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

·         Постановление Правительства ХМАО-Югры от 13.12.2013 года №543-п «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».

·         Постановления Главного Государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010г. № 189;

·         Постановление правительства ХМАО-Югры от 05.09.2013г. № 359-п «О порядке организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в своем развитии и социальной адаптации»;

·         Устава и других локальных актов образовательного учреждения.

·         Авторской программы Е.А. Чернышовой «Организация работы с учащимися 5-6 классов, испытывающими трудности в усвоении школьной программы (уроки комплексной коррекции). Учеб. пособие / Е.А. Чернышова; под ред. Е.А. Ямбурга. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. – (Инклюзивное образование).

·         Авторской программы Н.П. Локалова  «Психологическое развитие школьников в 5-8  классах» - М.: 2011.

Психолого – педагогическая характеристика на обучающихся с ЗПР.

          Для обучающихся характерно парциальное недоразвитие смешанного типа:  Основным медицинским диагнозом является: «задержка психоречевого развития», «ЗПР церебрально-органического генеза. Проявляется недостаточностью регуляторного и когнитивного компонентов деятельности, в данном случае ребенок демонстрирует большую несформированность познавательной деятельности.  Особенности развития детей с задержкой психического развития представлены сочетанием незрелости эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер. Эта незрелость психики наиболее отчетливо проявляется в учебной деятельности детей в начале школьного обучения следующими особенностями:  

   Данной категория учащихся с ОВЗ характеризуется: повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений.  У всех обучающихся с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у обучающихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала. На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно – логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память.   В развитии мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления. В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными. Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать. Для обучающихся с ОВЗ наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего к единичному) умозаключения. Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе, школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Занятия по развитию сенсорной моторики предусмотрены в 5 классах. Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами: Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребенка. Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление. Развитие у обучающихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека. Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов. Коррекционные занятия проводятся по группам и в индивидуальной форме.

        Основанием для разработки коррекционной программы для обучающихся с ЗПР были заключения ТПМПК, см. заключения: Рекомендовано обучение по адаптированной основной образовательной программе общего образования для обучающихся с задержкой психического развития по 9 класс, также индивидуальные и групповые занятия с учителем - дефектологом . На плановом консилиуме ПМПк были озвучены проблемы и сильные стороны ребенка, специалисты выступили с ранее подготовленными характеристиками и результатами обследований, наблюдений, развивающей работы с ребенком с ОВЗ. Также специалистами ППМС разработаны и предложены к обсуждению индивидуальные программы сопровождения, где предложены возможные пути решения проблем обучающегося, совместно определена примерная траектория развития, т.е. разработана индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ, также педагогом-психологом и учителем - дефектологом предложены рекомендации для всех педагогов взаимодействующих с обучающимся и его семьи.

Дефектологическая программа составлена для обучающихся 5 - 7 классов с ограниченными возможностями здоровья.   Разработка имеет обучающую, коррекционно-образовательную и социальную направленность.

 

Основная цель курса: коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ, как основы для формирования учебных навыков, повышение уровня общего развития и восполнение пробелов предшествующего развития обучающихся, с учетом структуры их нарушений, индивидуальных познавательных потребностей и возможностей.

В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:

·         целенаправленно тренировать основные интеллектуальные компоненты, непосредственно влияющих на успешность учебной деятельности: психических качеств, а также понятийного аппарата

·         развить языковую культуру и сформировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

·         освоить эвристические приемы  рассуждений;

·         сформировать  интеллектуальные  умения,   связанные   с   выбором   стратегии  решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

·         развить познавательную активность и самостоятельность учащихся;

·         сформировать   способности   наблюдать,   сравнивать,   обобщать,   находить  простейшие   закономерности,   использовать   догадку,   строить   и   проверять  простейшие гипотезы;

·         сформировать     пространственное     представление     и     пространственное  воображение;

·         привлечь обучающихся  обмениваться информацией в ходе свободного общения на  занятиях.

·         развить память, личностную сферу;

·         сформировать и развить коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

·       сформировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

                Программа курса «Комплексная коррекция» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

Занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринужденной коррекции и развитию умственных качеств школьников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учебе.

       Задания, составляющие основу программы групповых занятий по дефектологии, вводятся в качестве отдельных упражнений на уроках и классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.

      При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.

       Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.

        Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей задержкой психического развития отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционного класса.

       Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер, интерактивная доска.

        Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.

        Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.

        Продолжительность групповых дефектологических занятий составляет  40- 45 минут, индивидуальных не превышает 15-25 минут.       В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика. Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция (повторяется один или несколько раз), возможен показ действия педагогом. Ученик должен учиться, сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия.  Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.

Формы занятий

В практике работы используются следующие формы: беседы; конкурсы; игры-состязания; блиц опросы.

Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.

 

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Коррекционно – развивающая программа дефектологического курса предусматривает групповую форму занятий. На изучение программы по коррекционно – развивающей направленности «Комплексная коррекция» в 5-7  классах  (2  раза в неделю).

Количество часов в год:

5-6 класс – 68 часов,

 

4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим;

- умения слушать и слышать партнера, признать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

Развитие ценностно - смыловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

- принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и иобщества и стремления следовать им;

- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

- развитие широких познавательских интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к самому себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения их адекватно их оценивать;

развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

 

5. ЛИЧНОСТНЫЕ,  МЕТОПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Результаты освоения программы курса коррекционно – развивающей направленности «Комплексная коррекция»

            Метапредметными результатами являются следующие умения:

·         Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений,

·         сравнивать предметы.

·         Выделять закономерности, завершать схемы.

·         Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

·         Называть предметы по описанию.

·         Демонстрировать способность переключать, распределять внимание.

·         Объяснять значение слов и выражений.

·         Составлять небольшие рассказы, сочинять сказки.

·         Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Коммуникативные УУД:

·         слышать и слушать партнёра;

·         уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и

·         сотрудничества;

·         планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и

·         в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости.

Регулятивные УУД:

·         классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя;

·         устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию  мышления.

Познавательные УУД:

·         развивать любознательность, инициативу в учении и познавательной активности;

·         ставить вопросы и находить ответы;

·         планировать свои действия под руководством учителя;

·         приобщать к исследовательской и проектной работе;

·         делать выводы и обобщения.

Личностные УУД:

·         доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;

·         способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

Форма контроля: предполагает диагностические срезы, результат которых определяют успешность при прохождении данного курса. Система оценки – безотметочная.

 

6. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО –РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА  

Программа курса «Комплексная коррекция» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

Занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринужденной коррекции и развитию умственных качеств школьников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учебе. Курс включает в себя следующие направления:

·         формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей);

·          развитие аналитико-синтетической сферы. Формирование наглядно-образного мышления: развитие предпосылок функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования в развитии математических и речевых навыков. Упражнения на проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации, на поиск закономерности, обобщение; решение логических задач, используя помощь педагога, требующих построения цепочки логических рассуждений; составление формулировок, задания с недостающими данными; по возможности логическое обоснование предполагаемого результата (самостоятельно или с помощью педагога, (“Подбери пару”, “Угадай слово”, “Дорисуй девятое”, “Продолжи закономерность”);

·         развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.) Развитие всех видов внимания и умения работать самостоятельно или с небольшой помощью педагога ( использование наводящих вопросов) при выполнении заданий. Упражнения на планирование этапов деятельности.

·         развитие памяти (расширение объема, формирование навыков запоминания, развитие смысловой памяти). Развитие слуховой и зрительной памяти, кратковременной и долговременной памяти при заучивании наизусть понятий, стихов, проз.Упражнения с использованием увеличения объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации.

·         развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

·         формирование учебной мотивации;

·          развитие воображения. Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления. Формирование общей способности искать и находить новые решения, способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Упражнения, требующие нетрадиционного подхода.

-           развитие личностной сферы. Развитие личности в целом, развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной и индивидуальной деятельности.

5 -7 класс (68 часов)

Тема № 1 Диагностика когнитивных способностей, эмоциональной сферы и личностных особенностей  (2 часа)

Тема № 2 «Грамоте учиться – всегда пригодиться» (10 часов)

Тема № 3 «Каков разум — таковы и речи» (7 часов)

Тема № 4 «Кто рано встает, тому Бог дает» (7 часов)

Тема № 5 «Семь раз отмерь, один раз отрежь» (5 часов)

Тема № 6 «Ангел на Землю спустился и сказал: "Христос родился!"» (5 часов)

Тема № 7 «Мороз и солнце — день чудесный!» (3 часа)

Тема № 8 «Уж тает снег, бегут ручьи, а окно повеяло весною…» (3 часа)

Тема № 9 «Лето» (3 часа)

Тема № 10 «Листья желтые над городом кружатся...» (5 часов)

Тема № 11 «Пойду плясать, никому не удержать» (5 часов)

Тема №12 «Где любовь да совет, там и горя нет!» (6 часов)

Тема №13 «Где родился, там и пригодился» (5 часов)

Тема №14 Итоговая  диагностика когнитивных способностей, эмоциональной сферы и личностных особенностей  (2 часа)

 

Структура коррекционно – развивающих занятий:

1.      Вводная часть.

Задачей вводной части является создание у обучающихся определенного положительного эмоционального настроя.

Важным  моментом  вводной  части  является  выполнение  упражнений  для  улучшения мозговой  деятельности.  Для  каждого  занятия  подобраны  специальные  упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном занятии.

2.      Основная часть.

Задания  подбирались  с  учетом  их  направленности  на  осуществление дифференциации познавательных  структур  и  с  точки  зрения  удобства  для  индивидуальной  и  коллективной работы  в  группе.  Для  достижения  развивающего  эффекта  необходимо  многократное выполнение заданий. Однако  для предотвращения  снижения интереса  учащихся  к  повторным выполнениям  одного  и  того  же  задания  обеспечивается  разнообразие  внешнего  оформления содержания  ряда  заданий,  но  сохраняется  единство  их  внутренней  психологической направленности.  Реализуется  принцип  «спирали»,  т.е.  возвращение  к  одному  и  тому  же заданию, но на более высоком уровне трудности.

3. Заключительная часть.

Задача:  подведение  итогов  занятия,  обсуждение  результатов  работы обучающихся  и  тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются  ответы  обучающихся  на  вопрос,  чем  они  занимались  и  чему  научились.  Ритуал завершения занятия.

В структуре занятий выделяются:

·         Раздел  диагностики  познавательных  процессов:  восприятия,  внимания,  памяти, мышления, моторной деятельности.

·         Раздел коррекции и развития этих познавательных процессов.

В  процессе  проведения  программы  проводится  работа как  с  самими  обучающимися,  так и  с педагогами, а также с родителями. Через групповые и индивидуальные консультации, круглые  столы, консилиумы и т.д.

 Оценка эффективности занятий дефектологического развития

Для оценки эффективности можно использовать следующие показатели:

·         степень  помощи,  которую  оказывает  учитель   обучающимся  при выполнении заданий: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

·         поведение  обучающихся  на  занятиях:  живость,  активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

·         результаты  выполнения  контрольных  психологических  заданий,  в  качестве которых  даются  задания,  уже  выполнявшиеся  учениками,  но  другие  по  своему  внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

·         косвенным  показателем  эффективности  данных занятий  может  быть  повышение успеваемости  по  разным  школьным  дисциплинам,  а  также  наблюдения  учителей  за  работой обучающихся  на  других  занятиях  (повышение  активности,  работоспособности,  внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).

Кроме  того,  представляется  важным  оценивать  воздействие  занятий  психологического развития на эмоциональное состояние обучающихся.

Структура занятия: Каждое занятие состоит из 3 частей: разминка (приветствие, глазодвигательные и дыхательные упражнения, основная (упражнения на развитие когнитивных функций, коррекцию личностных качеств, эмоциональной сферы), и заключительная (рефлексия).

1. Приветствие. Положительный настрой на работу.

2. Вводная часть.

3. Упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания.

4. Развитие мышления.

5. Гимнастика и массаж кистей рук.

6. Упражнение на развитие пространственного восприятия.

7. Чтение текста.

8. Беседа по содержанию текста.

9. Упражнение направленное на коррекцию личностных качеств, эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

10. Рефлексия.

Количество занятий:

5 класс – 68 часов

6 класс  – 68 часов (периодичность – 2 раза в неделю)

7 класс - 68 часов (периодичность – 2 раза в неделю)

Продолжительность занятия – 45 минут.

Способы и формы оценивания результатов обучающегося:

Деятельность обучающихся в ходе реализации коррекционно-развивающей программы не оценивается.

    Результативность работы по программе оценивается комплексом диагностических методик, обозначенных в программе. Сравнительный анализ результатов позволяет сделать выводы о динамике развития обучающегося.

Учебный план

по  программе коррекции учебно -познавательной  деятельности

№ п/п

Наименование разделов программы

Количество часов

1

Диагностика  детей: комплектование групп для коррекционных занятий

2

2

Развитие и коррекция познавательной деятельности

64

3

Итоговая диагностика

2

 

Итого часов:

68

 

7. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ:                                 

Формы контроля

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

·         Стартовый:

- позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в протоколе );  

·         Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

·         Итоговый контроль   в формах

-тестирование;

-диагностика

·         Самооценка и самоконтроль 

- определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

 Результаты проверки фиксируются в протоколе учителя- дефектолога.

 

Сроки

Вид контроля

Задачи

Содержание

Формы

Критерии оценивания

Сентябрь

Входящий

Определить уровень сформированности мыслительных процессов.

Тема: "Вводное занятие"

Тестирование, диагностика

+ допустимый (61-80%) и оптимальный (81-100%) уровень усвоения,
- критический уровень (до 60%)

Декабрь

Текущий

Определить уровень усвоения программного материала

Тема: "Проверка знаний и умений"

Интеллектуальная игра

+ зачет сдан,
- зачет не сдан

Май

Итоговый

Определить уровень сформированности мыслительных процессов к концу учебного года

Тема: "Итоговое занятие"

Тестирование, диагностика

+ допустимый (61-80%) и оптимальный (81-100%) уровень усвоения,
- критический уровень (до 60%)

 

         Также показателем эффективности занятий по коррекционному курсу являются данные, которые учитель- дефектолог  на протяжении года  занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

 

8. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗУН:

К концу учебного года обучающиеся должны научиться:

- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения; использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;

- определять место заданной детали в конструкции;

- выявлять закономерности;

- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

- объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии;

- выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и делать выводы;

-классифицировать явления, предметы.

- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково- символические средства для моделирования ситуации;

- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи, использовать его в ходе самостоятельной работы;

- фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

 

 

 

Особые условия для реализации АООП ООО:

 

Содержание

Сроки

Работа с педагогами

 

Консультирование по вопросам коррекционного сопровождения обучающихся с ОВЗ

В течение

 учебного года

Разработка рекомендаций по коррекционному сопровождению обучающихся с ОВЗ

Выступления на методических и городских объединениях педагогов школы, города

Посещение уроков учителей (при необходимости)

Работа с родителями

 

Консультирование родителей по вопросам коррекционного сопровождения обучающихся с ОВЗ (форма – индивидуальное и подгрупповое , групповое консультирование, итоговый документ – буклет)

В течение

                 учебного года

 

 

 


 

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО –РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ УЧИТЕЛЯ -ДЕФЕКТОЛОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ 5 -7 КЛАССОВ С  ЗПР

 

Занятие

количество

Содержание

Дата

Дата факт

Примечание

Вводная диагностика -2ч.

№ 1

Обследование.

Диагностика навыков устной и письменной речи.

 

 

Диагностика АлтуховойТ.А. и Фотековой Т.А.

№ 2

Обследование.

Диагностика познавательной деятельности.

 

 

Вводная диагностика

 

 

Тема № 1: «Грамоте учиться – всегда пригодится»-10ч.

 

 

 

№ 3

Вводный урок: знакомство с типами предложений. Многозначные слова.

Вводный урок в курс «Комплексная коррекция». Требования к учащимся. Ознакомление учащихся с типами упражнений. Развитие внимания и работа над увеличением его объема. Обучение гимнастике и массажу кистей рук. Понятие «многозначные слова», практика в чтении незнакомого текста и беседа по его содержанию.

 

 

Рабочая тетрадь, 1ч., урок № 1 (4).

№ 4

Пословицы, их переносный смысл; фразеологический оборот.

Пословица «Ученье — свет, а не ученье — тьма», объяснение ее лексического значения. Определение переносного смысла пословицы «Красна птица перьем, а человек - уменьем». Понятие «фразеологический оборот». Развитие зрительно-моторной координации. Практика в чтении текст по ролям.

 

 

Тоже, № 2 (3).

№ 5

Понятие «Обобщающее слово», практика диалога.

Понятие «Обобщающее слово». Определение значения словосочетания «школьные принадлежности». Развитие зрительно-моторной координации. Работа над формированием категориальности  мышления. Практика диалогической речи (с опорой на «сценарий»).

 

 

Тоже, № 3 (6).

№ 6

Пословицы, их переносный смысл; практика чтения текста.

Изучение пословиц «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «На воре шапка горит» и объяснение их переносного смысла. Развитие внимания, произвольной деятельности. Практика чтения текста и беседа по его содержанию.

 

 

Тоже, № 4 (4).

№ 7

Лексическое значение слов, понятия; скороговорка.

Работа над расширением словарного запаса, определением лексического значения слов. Работа по расширению знаний об окружающем. Понятия «неязыковые факторы коммуникации», «ситуация». Разучивание скороговорки «У ежа и елки иголки колки». Практика в выразительном чтении текста по ролям, пересказ текста (с дополнительным речевым заданием).

 

 

Тоже, № 5 (4).

№ 8

Конспектирование, практика диалога.

Составление простейшего конспекта по рассказу учителя. Уточнение смысла пословицы «Кто грамоте горазд, тому не пропасть». Практика диалогической речи, обучение диалогической речи с опорой на ситуацию. Расширение знаний об окружающем.

 

 

Тоже, № 6 (4).

№ 9

Пословицы, их переносный смысл; практика чтения текста.

Ознакомление с пословицей «Учиться никогда не поздно», уточнение ее смысла. Работа над развитием внимания, развитие мелкой моторики кистей рук. Практика в чтении незнакомого текста и беседа по его содержанию.

 

 

Тоже, № 7 (5).

№ 10

Значение многозначных слов. Пословицы-синонимы.

Работа над определением значения многозначных слов «урок» и «грамота». Работа над усвоением пословиц «Век живи — век учись» и «Учиться никогда не поздно». Пословицы-синонимы. Работа по формированию образа слова. Практика в монологической речи (с дополнительным речевым заданием).

 

 

Тоже, № 8 (3).

№ 11

Обобщение.

Обобщающий урок по теме № 1.

 

 

Тоже, № 9.

№ 12

Тест

Закрепление знаний.  Речевая  игра.

 

 

 

 

Тема № 2: «Каков разум — таковы и речи»-7ч

 

 

 

№ 13

Знакомство со словами-паразитами. Аудирование.

 

Тренировка в восприятии содержания текста на слух (аудирование). Ознакомление с понятием  «слова- паразиты». Практика в чтении незнакомого текста, беседа по его содержанию.

 

 

Тоже, № 10 (3).

№ 14

Крылатые выражения, пословицы, их смысл; практика чтения по ролям.

Крылатое выражение «Слово — одежда всех фактов, всех мыслей», пословица «Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь», уточнение их смысла. Развитие речи, пространственного восприятия, зрительно-моторной координации.  Практика в выразительном чтении по ролям.

 

 

Тоже, № 11 (5).

№ 15

Значение слов, понятие «синоним».

Определение и уточнение значения слов «классик», «классика». Развитие фонематического слуха и звукобуквенного анализа. Работа над расширением словарного запаса. Понятие «синоним». Развитие диалогической речи по теме.

 

 

Тоже, № 12 (2).

№ 16

Пословицы, их смысл; составление из данных слов предложений.

Ознакомление с Пословицами: «Язык голубит, язык и любит», «Язык до Киева доведет», «Ласковым словом и камень растопишь», выяснение их смысла. Практика в чтении незнакомого текста, беседа по его содержанию, подбор синонимов. Развитие пространственного восприятия, мелкой моторики кистей рук. Составление предложений по заданным словам.

 

 

Тоже, № 13 (4).

№ 17

Понятия «устная речь» и «письменная речь»; «образ слова».

Ознакомление с понятиями «устная речь» и «письменная речь». Разучивание скороговорок. Развитие речевой моторики, речи, фонематического слуха. Чтение незнакомого текста и беседа по его содержанию. Работа над «образом слова».

 

 

Тоже, № 14 (5).

№ 18

Рассказ по разрезным картинкам; практика монолога.

Восстановление последовательности рассказа по разрезным картинкам. Практика в монологическом высказывании на основе рассказа Л. Каминского «Понедельник — день тяжелый». Работа над развитием внимания и  речи, мышления и пространственного восприятия.

 

 

Тоже, № 15 (3).

№ 19

Тест. Словесная игра.

Урок повторения и закрепления знаний по темам № 1 и № 2. 

 

 

Тоже, № 16 (2).

 

Тема № 3: «Кто рано встает, тому Бог дает»-7ч.

 

 

 

№ 20

Пословицы, их переносный смысл; определение времени.

Пословица «Кто рано встает, тому Бог дает» и определение ее переносного смысла. Работа по развитию произвольной деятельности, зрительно-моторной координации и пространственного восприятия. Обучение определению времени по стрелочным часам. Восстановление последовательности действия по разрезным картинкам. Работа по расширению знаний об окружающем (время и способы его измерения), практика в осмысленном чтении незнакомого текста, беседа по его содержанию.

 

 

Тоже, № 19 (3).

№ 21

Значение слов; рассказ по последовательным картинкам.

Работа по уточнению значений слов. Ознакомление со словом «обсерватория». Работа по развитию пространственного восприятия, логического мышления. Составление рассказа по последовательным картинкам. Обучение определению времени по стрелочным часам. Практика в выразительном чтении текста по ролям и его пересказе.

 

 

Тоже, № 20 (5).

№ 22

Пословица, определение времени; практика чтения.

 

Пословица «Делу — время, потехе — час». Работа над развитием внимания, расширением его объема, формированием зрительно-моторной координации, развитием речи. Обучение определению времени по стрелочным часам. Практика в осмысленном чтении незнакомого текста, беседа по его содержанию.

 

 

Тоже, № 21 (5).

№ 23

Рассказ по разрезным картинкам, составление монолога; практика чтения текста с пересказом.

Восстановление последовательности рассказа по разрезным картинкам и составление по ним монологического высказывания. Обучение мышлению (обобщение), развитие мелкой моторики. Работа по расширению знаний об окружающем (необычные часы). Практика чтения знакомого текста и его пересказ.

 

 

Тоже, № 22 (4).

№ 24

Практика определения времени и чтения знакомого текста.

Работа над расширением знаний об окружающем (часы механические, электрические, электронные). Работа над развитием внимания и увеличением его распределения, пространственного восприятия, мелкой моторики, логического мышления Самостоятельная работа по определению времени по стрелочным часам.  Практика чтения знакомого текста.

 

 

Тоже, № 23 (5).

№ 25

Пословица, подбор ситуации к ней; план по опорным словам.

Работа по развитию произвольной деятельности, зрительно-моторной координации, восприятие речи, звукобуквенного анализа. Работа по расширению знаний об окружающем (какие бывают календари). Пословица «Скучен день до вечера, коли делать нечего» и подбор ситуации к ней. Практика в осмысленном чтении незнакомого текста и беседа по его содержанию. Составление плана по опорным словам.

 

 

Тоже, № 24 (5).

№ 26

Обобщение.

Обобщающий урок по теме № 3. Развитие зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и произвольной деятельности. Работа над «образом слова». Работа над развитием внимания и увеличения его распределения, развитием памяти. Составление плана текста и пересказ  по плану.

 

 

Тоже, № 25 (5).

 

Тема № 4: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»5ч.

 

 

 

№ 27

Пословица, их переносный смысл; рассказ по последовательным картинкам.

Пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь» и раскрытие ее переносного смысла. Расширение знаний об окружающем (старинные единицы измерения). Работа над развитием внимания и расширением его объема, развитием мелкой моторики, пространственного восприятия, зрительного восприятия. Составление рассказа по последовательным картинкам. Практика осмысленного чтения незнакомого текста.

 

 

Тоже, № 26 (7).

№ 28

Пословицы, их переносный смысл; практика пересказа текста.

Пословицы «Поспешишь — людей насмешишь», «Семь бед — один ответ» и определение их переносного смысла. Работа по расширению знаний об окружающем (метрическая система мер, понятие «эталон»). Работа над развитием внимания, расширением его объема. Работа над развитием зрительно-моторной координации, пространственного восприятия, наблюдательности, мелкой моторики. Практика пересказа текста.

 

 

Тоже, № 27 (7).

№ 29

Пословицы, их переносный смысл; разучивание скороговорки.

Пословицы «Не зная броду, не суйся в воду», «Тише едешь — дальше будешь», уточнение их переносного смысла. Работа над развитием внимания (расширение его объема), речевой моторики. Обучение выделению существенного (по рисункам). Расширение  знаний об окружающем (единицы измерения и измерительные приборы). Разучивание скороговорки «Портной клин с приподклинком выкроил и перекроил, перекроил и выкроил». Практика осмысленного чтения незнакомого текста и беседа по его содержанию.

 

 

Тоже, № 28 (6).

№ 30

Обобщение.

Обобщающий урок по теме № 4. Работа над развитием внимания (расширение его объема). Практика чтения знакомого текста, пересказ текста с дополнительным речевым заданием.

 

 

Тоже, № 29 (4).

№ 31

Тест. Словесная игра.

Урок повторения и закрепления знаний по темам № 3 и № 4.

 

 

 

 

Тема № 5: «Ангел на Землю спустился и сказал: "Христос родился!"»-5ч

 

 

 

№ 32

Гимнастика-релаксация;  восприятие на слух  песни, извлечение из неё информации.

Развитие внимания, зрительно-моторной координации, произвольной деятельности, мелкой моторики кистей рук, мышления. Работа по расширению знаний об окружающем (почему и когда мы празднуем Новый год). Обучение гимнастике-релаксации. Восприятие на слух песни о Новом годе, извлечение из нее интересующей информации. Практика в чтении незнакомого текста и организация контроля его понимания.

 

 

Тоже, № 33 (6).

№ 33

Рассказ по разрезным картинкам; практика чтения с контролем понимания содержания текста.

Составление рассказа по разрезным картинкам. Работа над развитием внимания, мышления, речи. Работа по расширению знаний об окружающем (праздник Рождество Христово). Практика чтения и организация контроля понимания содержания незнакомого текста.

 

 

Тоже, № 34 (4).

№ 34

Рассказ по последовательным картинкам, плана текста и краткий пересказ.

 Составление рассказа по последовательным картинкам. Работа над развитием памяти, речи, мышления. Составление плана текста и краткий пересказ. Тренировка зрительной памяти.

 

 

Тоже, № 35 (3).

№ 35

Промежуточное  обследование.

Диагностика навыков устной и письменной речи.

 

 

 

№ 36

Промежуточное  обследование.

Диагностика индивидуальных пробелов в знаниях.

 

 

 

 

Тема № 6: «Мороз и солнце — день чудесный!»-3ч

 

 

 

№ 37

Работе с текстами, практика чтения незнакомого текста.

Обучение работе с текстами. Работа над формированием внимания, зрительно-моторной координации, звукобуквенного анализа, мышления. Практика в чтении незнакомого текста. Расширение знаний об окружающем (декабрь).

 

 

Тоже, № 36 (4).

№ 38

Кубики Никитиных; чтение подготовленного текста, работа по нему, с опросом.

Тренировка зрительной памяти. Обучение работе с кубиками Никитиных. Развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, мышления, памяти, речи. Расширение знаний об окружающем (январь). Опрос по чтению подготовленного текста и организация работы по тексту.

 

 

Тоже, № 37 (2).

№ 39

Пересказ текста с помощью составления плана; повторение фразеологических оборотов.

Работа по подготовке пересказа текста с помощью составления плана и пересказа текста. Работа по развитию фонематического слуха, речи, мышления. Расширение знаний об окружающем (февраль). Организация повторения фразеологических оборотов, изученных в I полугодии.

 

 

Тоже, № 38 (2).

 

Тема № 7: «Уж тает снег, бегут ручьи, а окно повеяло весною…».3ч.

 

 

 

№ 40

Восприятие на слух  песни, извлечение из неё информации; практика чтения  незнакомого текста с беседой по содержанию.

Развитие внимания, мелкой моторики кистей: рук, расширение знаний об окружающем (март). Восприятие на слух песни о весне и извлечение из нее необходимой информации. Упражнение-лабиринт «Охотник». Практика чтения  незнакомого текста и беседа по его содержанию.

 

 

Тоже, № 39 (4).

№ 41

Понятие «антонимы»; чтение подготовленного текста с опросом.

Лексическая работа по тексту. Понятие «антонимы». Обучение работе с кубиками. Опрос учащихся по чтению подготовленного текста. Развитие пространственного восприятия, внимания, зрительно-моторной координации, речи, мышления. Расширение знаний об окружающем (апрель).

 

 

Тоже, № 40 (2).

№ 42

рассказа по разрезным картинкам. Пересказ текста по плану. Составление рассказа по заданной теме

Составление рассказа по разрезным картинкам. Пересказ текста по плану. Составление рассказа по заданной теме. Развитие речи, мышления, памяти, зрительно-моторной координации. Расширение знаний об окружающем (май).

 

 

Тоже, № 41 (2).

 

Тема № 8: «Лето» (тему формулируют учащиеся)-3ч.

 

 

 

№ 43

Кубики Никитиных; практика осмысленного чтения незнакомого текста.

Обучение работе с кубиками. Восприятие на слух песни о лете и извлечение из нее интересующей информации. Развитие мелкой моторики кистей рук, внимания, памяти, пространственного восприятия, мышления. Расширение знаний об окружающем (июнь). Практика осмысленного чтения незнакомого текста.

 

 

Тоже, № 42 (4).

№ 44

Тренировка зрительной памяти повторения и закрепление фразеологических оборотов.

Тренировка зрительной памяти. Развитие зрительной памяти, речи, мышления. Расширение знаний об окружающем (июль). Практика осмысленного чтения незнакомого текста. Организация повторения и закрепление фразеологических оборотов, изученных в I полугодии.

 

 

Тоже, № 43 (2).

№ 45

Опрос по чтению подготовленного текста. Обучение краткому пересказу.

Составление рассказа по разрезным картинкам. Опрос по чтению подготовленного текста. Обучение краткому пересказу. Развитие речи, мышления. Расширение знаний об окружающем (август).

 

 

Тоже, № 44.

 

Тема № 9: «Листья желтые над городом кружатся...» - 5ч.

 

 

 

№ 46

Кубики Никитиных; практика осмысленного чтения незнакомого текста с контролем понимания его содержания.

Обучение работе с кубиками. Практика осмысленного чтения незнакомого текста и организация контроля его понимания. Развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации. Расширение знаний об окружающем (сентябрь).

 

 

Тоже, № 45 (3).

№ 47

Понятия «диалектные» и «просторечные» слова, пересказ по «опорным» словам; повторения пройденного.

Понятия «диалектные» и «просторечные» слова. Составление пересказа по «опорным» словам. Опрос по чтению подготовленного текста. Развитие внимания, мелкой моторики кистей рук, речи, зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, мышления. Расширение знаний об окружающем (октябрь). Организация повторения материала, пройденного в I полугодии.

 

 

Тоже, № 46 (5).

№ 48

Восприятие на слух  песни, извлечение из неё информации; разучивание стихов «с голоса».

Разучивание стихотворения «с голоса». Восприятие на слух песни об осени, извлечение из нее интересующей информации. Развитие мышления, зрительно- моторной координации, речевой моторики, речи, памяти, навыков рисования. Расширение знаний об окружающем (ноябрь).

 

 

Тоже, № 47 (2).

№ 49

Обобщение.

Обобщающий урок по темам № 5, 6, 7, 8, 9. Практика чтения незнакомого текста и контроль его понимания. Самостоятельная работа и ее анализ.

 

 

 

№ 50

Тест.

 Игра «Проще простого».

 

Урок повторения и закрепления знаний по темам

№ 5, б, 7, 8, 9.

 

 

 

 

Тема № 10: «Пойду плясать, никому не удержать»- 5ч.

 

 

 

№ 51

Конспектирование; тренировка памяти, навыков чтения  «про себя».

Обучение составлению простейшего конспекта. Обучение приемам тренировки памяти. Развитие пространственного восприятия, памяти, мышления, навыков чтения  «про себя».

Расширение знаний об окружающем (государственные праздники). Практика осмысленного чтения  незнакомого текста и составление плана.

 

 

Тоже, № 52 (5).

№ 52

Практика осмысленного чтения незнакомого текста, беседа по его содержанию; повторение изученного.

Обучение приемам тренировки памяти. Развитие памяти, мышления, речи. Расширение знаний об окружающем (обычаи и традиции). Практика осмысленного чтения незнакомого текста и беседа по его содержанию.  Повторение материала, изученного в I полугодии.

 

 

Тоже, № 53 (1).

№ 53

тренировка памяти, навыков чтения  «про себя»; графический диктант.

Развитие мелкой моторики кистей рук, пространственного восприятия, мышления, умение следовать инструкции. Расширение знаний об окружающем (профессиональные праздники). Обучение приемам тренировки памяти. Обучение чтению «про себя» для получения интересующей информации. Практика осмысленного чтения незнакомого текста. Графический диктант.

 

 

Тоже, № 54 (3).

№ 54

Обобщение.

Обобщающий урок по теме № 10. Составление рассказа по разрезным картинкам. Аудирование песни о Великой Отечественной войне. Беседа по теме.

 

 

 

 

№ 55

Тест

 Работа над развитием внимания и увеличения его распределения, развитием памяти. Составление плана текста и пересказ  по плану.

 

 

 

 

Тема №11: «Где любовь да совет, там и горя нет!»-6ч.

 

 

 

№ 56

Кубики Никитиных; практика осмысленного чтения текста.

Развитие внимания, мышления, пространственного восприятия, навыков чтения «про себя». Обучение работе с кубиками Никитиных. Практика осмысленного чтения текста. Лексическая работа.

 

 

Тоже, № 56 (6).

№ 57

Переносный смысл пословиц, тренировка памяти; практика осмысленного чтения текста.

Работа по определению переносного смысла пословиц о семейных отношениях. Обучение приемам тренировки памяти. Практика осмысленного чтения незнакомого текста. Развитие речи, мышления, мелкой моторики кистей рук.

 

 

Тоже, № 57 (3).

№ 58

Автоматизацией пословиц, восприятие на слух  песни, извлечение из неё информации.

Развитие внимания, памяти, речи, мышления, мелкой моторики кистей рук. Работа над автоматизацией пословиц в речи. Восприятие на слух  песни, извлечение из нее интересующей информации. Практика осмысленного чтения незнакомого текста, организация контроля его понимания.

 

 

Тоже, № 58 (3).

№ 59

Переносный смысл пословиц,  конспект рассказа с помощью пиктограмм.

Определение переносного смысла пословиц: «В сиротстве жить — только слезы лить», «В семье не без урода». Составление конспекта рассказа учителя при помощи пиктограмм. Практика чтения незнакомого текста и работа с ним. Развитие памяти, зрительного восприятия, речи, мышления.

 

 

Тоже, № 59 (3).

№ 60

Понятие «генеалогическое древо», графический диктант.

Ознакомление с понятием «генеалогическое древо». Чтение незнакомого текста и организация контроля его понимания. Графический диктант. Развитие пространственного восприятия, мелкой моторики кистей рук, произвольной деятельности, речи, умения следовать инструкции. Расширение знаний об окружающем.

 

 

Тоже, № 60 (4).

№ 61

Обобщение.

Обобщающий урок по теме № 11. Практика чтения незнакомого текста «про себя» и контроль его понимания. Графический диктант.

 

 

 

 

Тема №12: «Где родился, там и пригодился»- 5ч.

 

 

 

№ 62

Значение слов, практика осмысленного чтения незнакомого текста с анализом; работа с картиной.

Расширение знаний об окружающем (Моя Родина — Россия). Развитие внимания, расширение его объема, зрительно-моторной координации. Уточнение значений слов «федерация», «патриотизм». Практика осмысленного чтения незнакомого текста и его анализ. Обучение работе с картиной.

 

 

Тоже, № 62 (4).

№ 63

Переносный смысл пословиц; практика чтения незнакомого текста, пересказ.

Ознакомление с пословицами: «Своя земля и в горсти мила», «В гостях хорошо, а дома лучше», «Дома и стены помогают», «Своя рука — владыка» и определение их переносного смысла. Расширение знаний об окружающем (Мой родной город). Практика чтения незнакомого текста и его пересказ.

 

 

Тоже, № 63 (4).

№ 64

Активизация в речи изученных пословиц; графический диктант; работа с картой.

Активизация в речи изученных ранее пословиц. Графический диктант. Расширение знаний об окружающем (наш микрорайон). Обучение работе с картой. Чтение незнакомого текста и организация работы по нему. Развитие речи, мышления, пространственного восприятия, мелкой моторики кистей рук.

 

 

Тоже, № 64 (4).

№ 65

Обобщение.

Обобщающий урок по теме № 12.

 

 

 

№ 66

Тест. Словесная игра (итоговая).

Урок повторения и закрепления знаний по темам № 10, 11, 12. 

 

 

 

 

 

Итоговая диагностика -2 ч.

 

 

 

№ 67

Обследование.

Диагностика когнитивных процессов

 

 

 

№ 68

Обследование.

Диагностика познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.      Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

 

 

 

 

Наименования объектов и средств

учебно-методического и материально-технического обеспечения

 

Примечание

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 

1.1

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря   2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования».

 

1.2

Н.П. Локалова  «Психологическое развитие школьников в 5-8  классах» - М.: 2011

 

1.3

Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников» (для 5-7 классов) соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту; 2011 год.

 

1.4

 Е.А. Чернышова «Организация работы с учащимися 5-6 классов, испытывающими трудности в усвоении школьной программы (уроки комплексной коррекции). Учеб. пособие / Е.А. Чернышова; под ред. Е.А. Ямбурга. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. – (Инклюзивное образование).

 

 

1

Абрамова Г.С. Практическая психология.- М., 2011.

 

2

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб., 2010.

 

3

Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.- СПб., 2004.

 

4

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под общей ред. М. Р. Битяновой.- СПб.: Питер, 2003.

 

5

Психологическая коррекция умственного развития учащихся: пособие для школьных психологов/Гуревич К.М., Акимова М.К., Борисова Е.М.. и др.- М.,1990.

 

6

Фопель К.Как научить детей сотрудничать? Психологические игры  и упражнения. – Ч.3.- М., 2001.

 

7

Тихомирова А.Ф. Развитие познавательных способностей детей.-М., 2000.

 

8

Пономаренко Л.П. Комплекс игр и упражнений для развития мышления и творческих способностей школьников // Наша школа.-1995.-№ 6.

 

9

Прихожан А. Как обрести уверенность в себе.-М.,1994.

 

10

Спрингер С., Дейч Г., Левый мозг, правый  мозг.-М.,1983.

 

11

Холодаева  О., Умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей: Росткнига, 2005.

 

 

1

http:// bg-prestige.narod.ru

 

2

http://schools.keldysh.ru

 

3

http://www.zavuch.info

 

4

http://festival.1september

 

5

http://pedsovet.org

 

6

http://metodist.ru

 

7

http:// ns.portal.ru

 

 

1

Аудиторная доска с магнитной поверхностью

 

 

2

Мультимедийный компьютер

 

 

3

Мультимедийный проектор

 

4

Интерактивная доска

 

 

5

Средства телекоммуникации: электронная почта, локальные школьные сети,  выход в Интернет.

 

 

 

 

1

Жалюзи

 

 

2

Компьютерный стол

 

 

3

Шкафы (с остекленной секцией) для хранения литературы и выставок.

 

4

Стол учителя

 

5

Комплект парт ученических

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «КОМПЛЕКСНАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «КОМПЛЕКСНАЯ

Авторской программы Н.П. Локалова «Психологическое развитие школьников в 5-8 классах» -

Авторской программы Н.П. Локалова «Психологическое развитие школьников в 5-8 классах» -

Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами:

Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО

Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только…

Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только…

Развитие ценностно - смыловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: - принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и иобщества…

Развитие ценностно - смыловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: - принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и иобщества…

Регулятивные УУД: · классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; · устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию…

Регулятивные УУД: · классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; · устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию…

Подбери пару”, “Угадай слово”, “Дорисуй девятое”, “Продолжи закономерность”); · развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т

Подбери пару”, “Угадай слово”, “Дорисуй девятое”, “Продолжи закономерность”); · развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т

Структура коррекционно – развивающих занятий: 1

Структура коррекционно – развивающих занятий: 1

Структура занятия: Каждое занятие состоит из 3 частей: разминка (приветствие, глазодвигательные и дыхательные упражнения, основная (упражнения на развитие когнитивных функций, коррекцию личностных качеств, эмоциональной сферы),…

Структура занятия: Каждое занятие состоит из 3 частей: разминка (приветствие, глазодвигательные и дыхательные упражнения, основная (упражнения на развитие когнитивных функций, коррекцию личностных качеств, эмоциональной сферы),…

Формы контроля Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля : ·

Формы контроля Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля : ·

Декабрь Текущий Определить уровень усвоения программного материала

Декабрь Текущий Определить уровень усвоения программного материала

Особые условия для реализации

Особые условия для реализации

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ

Пословицы, их переносный смысл; практика чтения текста

Пословицы, их переносный смысл; практика чтения текста

Значение слов, понятие «синоним»

Значение слов, понятие «синоним»

Обучение определению времени по стрелочным часам

Обучение определению времени по стрелочным часам

Пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь» и раскрытие ее переносного смысла

Пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь» и раскрытие ее переносного смысла

Рассказ по разрезным картинкам; практика чтения с контролем понимания содержания текста

Рассказ по разрезным картинкам; практика чтения с контролем понимания содержания текста

Понятие «антонимы»; чтение подготовленного текста с опросом

Понятие «антонимы»; чтение подготовленного текста с опросом

Понятия «диалектные» и «просторечные» слова

Понятия «диалектные» и «просторечные» слова

Тест Работа над развитием внимания и увеличения его распределения, развитием памяти

Тест Работа над развитием внимания и увеличения его распределения, развитием памяти

Значение слов, практика осмысленного чтения незнакомого текста с анализом; работа с картиной

Значение слов, практика осмысленного чтения незнакомого текста с анализом; работа с картиной

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы №

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы №

Пономаренко Л.П. Комплекс игр и упражнений для развития мышления и творческих способностей школьников //

Пономаренко Л.П. Комплекс игр и упражнений для развития мышления и творческих способностей школьников //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2020