муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 27 Тракторозаводского района Волгограда»
РАССМОТРЕНО Протокол
№____________ Руководитель
МО |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________Н.В. Агаркова |
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СШ №27 _____________Л.П. Кулина «____»___________ 20___г. |
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий социального педагога
«Социальная и бытовая адаптация»,
с обучающимися с РАС,
вариант 8.3
Рабочую программу составила: Мякишева Анна Алексеевна,
социальный педагог.
2019г.
Оглавление
1. Пояснительная записка…………………………………………………..3
1.1. Актуальность, цели и задачи программы…………………………..…..4
2. Основные этапы программы………………………………………….....6 2.1. Структура занятий и эффективность ………………………….………6
3. Планируемые результаты работы………………………………………7
4. Тематическое планирование работы социального педагога………….9
5. Система оценки достижений обучающихся с РАС…………………....14
5.1. Индивидуальная карта развития обучающихся……………………15
1. Пояснительная записка
Рабочая программа занятий для обучающихся по АООП НОО с расстройствами аутистического спектра (вар.8.3) (далее - Программа) разработана в соответствии с:
1. Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 19 декабря 2014 г.;
2. Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с расстройством аутистического спектра.
3. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». СанПиН 2.4.2.3286.
Программа определяет содержание и организацию воспитательно- образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные
потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
При воспитании и обучении детей с РАС существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность.
Поэтому разработка Программы, учитывающей специфику воспитания и обучения детей образовательного учреждения, является актуальной. Настоящая Программа рассчитана на детей с РАС в возрасте от 7 до11 лет.
Данная Программа предназначена для работы с детьми младше школьного возраста с проявлениями раннего детского аутизма. Педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра сопряжена с определенными трудностями в силу того, что аутизм характеризуется патологией нервной системы и затрудняет формирование эмоционального общения и социальную адаптацию ребенка. Сосредоточенность на своих переживаниях, уход от внешнего мира преобладают в поведении ребенка и занимают доминирующее место в его развитии. При аутизме часто события настоящего смешиваются с событиями прошедшего, реальное — с фантастическим. Большинство исследователей (Коган В. Е., Лебединский В. В., Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е. Р., Либлинг М. М. и др.) считают, что ранний детский аутизм (РДА) является следствием особой патологии, в основе которой могут лежать врожденная аномальная конституция; врожденные обменные нарушения; органические поражения центральной нервной системы в результате патологии беременности и родов; рано начавшийся шизофренический процесс. РАС может проявиться в 3—4 – летнем возрасте. Нормально развивавшиеся до этого дети начинают замыкаться в себе, становятся все более беспокойными и озабоченными, характер их изменяется, они теряют контакт со своими сверстниками и взрослыми. Аутизм проявляется также в уменьшении речевого контакта, иногда ребенок совсем перестает пользоваться речью (мутизм) и не реагирует на речь окружающих (сурдомутизм).
Цели программы: преодоление негативизма при общении и установлении контакта с ребенком; развитие познавательных навыков; смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта; повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми; преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Задачи:
- обучающие:
· смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
· повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
· ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
· обучение ребенка более сложным формам поведения;
· формирование социально-приемлемого поведения;
· обучение пониманию своих собственных чувств, распознавание эмоционального состояния другого человека;
· обучение вербальному выражению своих желаний и чувств.
- развивающие:
· развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
· развитие внимания;
· развитие памяти, мышления;
· развитие речи;
· развивать понятийный аппарат и моторику рук.
- воспитывающие:
· формировать интерес к художественной деятельности;
· воспитывать у детей умение видеть красоту в окружающем мире;
· формировать умение работать в коллективе;
· формирование навыков социально - бытового ориентирования и самообслуживания.
2.Основные этапы программы
Занятия проводятся социальным педагогом. Форма работы индивидуальная, раз в неделю, по 15 минут. Программа разбита на следующие этапы.
Первый этап:
– установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности через сенсорную систему.
Второй этап:
– усиление активности детей, стимулирование детей к повторению действия, подражанию, развитию приемов самообслуживания. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе занятия.
Третий этап:
- организация целенаправленного поведения аутичного ребенка, разыгрывание интеллектуальных и социальных игр, приближенных к реальности.
2.1.Структура занятия
Занятия проходят в форме совместной деятельности ребенка и педагога. Педагог показывает, объясняет и трудится вместе с ребенком, постепенно добиваясь самостоятельности в работе.
1. Ритуализированное начало занятия: приветствие.
2. Упражнение на функциональную сферу.
3. Динамическая пауза «Веселая переменка».
4. Подвижная коммуникативная, конструктивная игра.
5. Итог.
6. Ритуализированное окончание занятия: прощание.
Эффективность программы
Реализация данной Программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.
3. Планируемые результаты работы
Направление работы |
Требования к результатам
|
Установление эмоционального контакта, развитие представлений об окружающих людях, желания и возможности вступать в разнообразную коммуникацию, получать и давать информацию, делиться переживаниями, впечатлениями и оценками, приобретение опыта осмысленного использования адекватных форм коммуникации
|
Развитие у ребенка стремления к контакту, внимания и ориентации на другого человека, восприятия происходящего Понимание ребенком, того, что свои переживания можно разделить с другим человеком, получение разнообразного опыта разделенных переживаний Понимание того, что происходит с ним значимо для других, а ему может быть близко то, что происходит с другими людьми Приобретение положительного опыта коммуникации, развитие ее адекватных форм, накопление представлений о других людях |
Формирование активной позиции ребёнка и укрепление веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания: дома и в школе, стремления к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту |
Прогресс в самостоятельности и независимости в быту
Продвижение в овладении навыками самообслуживания
|
Освоение правил устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей |
Развитие представлений об устройстве домашней жизни Попытки включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни |
Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми
|
Продвижение в развитии представлений об устройстве школьной жизни
Умение ориентироваться в пространстве школы и в расписании занятий
Появление попыток включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие |
Продвижение в овладении навыками коммуникации и принятыми формами социального взаимодействия (приветствия, извинения, вежливой просьбы ли отказа) |
Появление попыток и продвижение в возможности решать актуальные житейские задачи, используя вербальную коммуникацию как средство достижения цели
Стремление включиться и поддержать разговор на темы, не связанные с собственными стереотипными интересами, появление большей адекватности в выборе собеседника и темы разговора
Появление возможности адекватно задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, отказ |
Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении |
Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели |
Тематическое планирование работы социального педагога
№ п/п, название раздела |
Цели и задачи |
Кол-во занятий |
Содержание занятий |
1. Введение. Знакомство. |
-создание благоприятной атмосферы на занятии; -формирование эмоционального контакта с педагогом |
2 занятия (4 часа) |
Приветствие «Ручки», «Отойди и подойди». Психотехнические игры: «Птички», «Обезьянка» |
2. Введение. Первичная диагностика |
-создание благоприятной атмосферы на занятии; -диагностика эмоционально-поведенческих реакций |
2 занятия (4 часа) |
Приветствие «Ручки», «Отойди и подойди» Психотехнические игры: «Хоровод», «Догонялки», Сенсорная игра: «Цветная вода» |
3. «Я школьник». Правила школьной жизни |
-знакомство с правилами поведения на уроке, в классе; -сокращение процесса адаптации; -снижение уровня тревожности |
3 занятие (6 часов) |
Приветствие «Ручки», «Отойди и подойди». Коррекционные сказки «Лесная школа»: «Создание лесной школы»; «Школьные правила», «Собирание портфеля» Сенсорные игры: «Совместное рисование», «Смешиваем краски», «Разложи по тарелочкам» |
4. «Мой друг – школьный портфель» |
-знакомство с учебными принадлежностями; -сокращение процесса адаптации; -снижение уровня тревожности |
2 занятия (4 часа) |
Приветствие «Ручки», «Отойди и подойди». Коррекционные сказки «Лесная школа»: «Собирание портфеля». Сенсорные игры: «Пенный замок», «Игры с водой» |
5. Представление о себе и окружающем мире
|
-обогащение представлений о себе и об объектах окружающего мира; -развития коммуникативных способностей и эмоционального общения |
5 занятий (10 часов) |
Приветствие «Ручки», «Отойди и подойди». Коррекционные сказки «Лесная школа»: «Подарки в день рожденья». Психотехническая игра: «Позови мячом». Коммуникативные игры: «Покатаем мячик», «Мой кубик, твой кубик...», «Занавесочка». |
6.«Дом, в котором я живу» |
-обогащение представлений о себе и об объектах окружающего мира; -формирование хозяйственно-бытовых навыков |
5 занятий (10 часов) |
Приветствие «Ручки», «Отойди и подойди». Игра: «Кукольный обед». Обучение мытью посуды с помощью дидактических карточек. Обучение поливанию комнатных растений с помощью дидактических карточек. Обучение вытиранию пыли при влажной уборке с помощью дидактических карточек. |
7. «Мои способности» |
-закрепление навыков исследования предметов с помощью органов осязания; -тренировка тактильных ощущений; -развитие мелкой и крупной моторики; -снижение тактильной гиперчувствительности -соблюдение последовательности и при выполнении задания |
4 занятия (8 часов) |
Приветствие «Ручки», «Отойди и подойди» Игра: «Нащупай в мешке». Пальчиковая гимнастика: «Цветок», «Лесные звери». Занятие с пластилином: «Пластилиновые картинки». Игра: «Собираем на скорость». |
8. Личная гигиена и здоровье |
-последовательное выполнение гигиенических процедур; -формирование навыков личной гигиены |
5 занятий (10 часов) |
- Приветствие «Рукопожатие», «Обнимашки» Обучение мытью рук с мылом с помощью дидактических карточек. Обучение умыванию с помощью дидактических карточек. Обучение причесыванию с помощью дидактических карточек. |
9. Этикет |
-последовательное выполнение правил поведения за столом; -формирование навыков самообслуживания за столом |
5 занятий (10 часов) |
- Приветствие «Рукопожатие», «Обнимашки» Развивающий мультфильм «Урок хороших манер» о правилах поведения за столом. Обучение открыванию пачки с печеньем с помощью дидактических карточек. Обучение наливанию воды в стакан из бутылки с помощью дидактических карточек. Обучение приготовлению бутербродов с помощью дидактических карточек. |
5.Система оценки достижений обучающихся с РАС
Форма оценки достижений обучающихся с РАС представлена в условных единицах: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
5.1.Индивидуальная карта развития обучающегося
ФИО ребенка:_____________________________
№ п/п
|
Сроки проведения диагностики |
СЕНТЯБРЬ
(баллы) |
СЕНТЯБРЬ
(уровень) |
МАЙ
(баллы) |
МАЙ
(уровень) |
|||||
Название раздела |
Диагностируемые параметры |
0 |
1 |
2 |
0 |
1 |
2 |
|||
1.
|
Введение Знакомство |
-установление эмоционального и тактильного контакта с педагогом |
|
|
|
|
|
|
|
|
- проявляет интерес к занятиям
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
-выполняет действие по инструкции педагога |
|
|
|
|
|
|
|
|||
2. |
Первичная диагностика |
-формирование эмоционального контакта с педагогом |
|
|
|
|
|
|
|
|
-ребенок подражает действиям взрослых, выполняет словесные инструкции |
|
|
|
|
|
|
|
|||
-ребенок подражает мелким движениям рук |
|
|
|
|
|
|
|
|||
3. |
«Я школьник» Правила школьной жизни |
-ребенок познакомился с правилами поведения на уроке, в классе и выполняет их |
|
|
|
|
|
|
|
|
-у ребенка снижается уровень тревожности |
|
|
|
|
|
|
|
|||
-проявляет волевые усилия в игре, рисовании, лепке, если интересен данный вид деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|||
4. |
«Мой друг – школьный портфель»
|
-ребенок знакомится с учебными принадлежностями и использует их во время занятий |
|
|
|
|
|
|
|
|
-у ребенка снижается уровень тревожности |
|
|
|
|
|
|
|
|||
5. |
Представле-ние о себе и окружающем мире
|
- обогащение представлений о себе и об объектах окружающего мира |
|
|
|
|
|
|
|
|
- ребенок легко идёт на контакт с педагогами, одноклассниками |
|
|
|
|
|
|
|
|||
- ребенок бесконфликтен, доброжелателен |
|
|
|
|
|
|
|
|||
6.
|
«Дом, в котором я живу»
|
- обогащение представлений о себе и об объектах окружающего мира |
|
|
|
|
|
|
|
|
- ребенок умеет с помощью взрослого/самостоятельно поливать комнатные растения |
|
|
|
|
|
|
|
|||
- ребенок умеет с помощью взрослого/самостоятельно вытирать пыль |
|
|
|
|
|
|
|
|||
- ребенок умеет с помощью взрослого/самостоятельно мыть посуду |
|
|
|
|
|
|
|
|||
7. |
«Мои способности»
|
- точность движений рук, согласованность движений обеих рук. Развита зрительно-моторная координация. Нормальный мышечный тонус кисти. Умеет правильно держать карандаш, ножницы, ручку |
|
|
|
|
|
|
|
|
- снижение у ребенка тактильной гиперчувствительности |
|
|
|
|
|
|
|
|||
- ребенок соблюдает последовательность при выполнении задания |
|
|
|
|
|
|
|
|||
- внимание устойчивое (отсутствуют отвлечения). Высокая концентрация, лёгкая переключаемость |
|
|
|
|
|
|
|
|||
8.
|
Личная гигиена и здоровье |
- последовательное выполнение гигиенических процедур |
|
|
|
|
|
|
|
|
- ребенок умеет с помощью взрослого/самостоятельно мыть руки |
|
|
|
|
|
|
|
|||
- ребенок умеет с помощью взрослого/самостоятельно умываться |
|
|
|
|
|
|
|
|||
- ребенок умеет с помощью взрослого/самостоятельно причесываться |
|
|
|
|
|
|
|
|||
9. |
Этикет |
- ребенок последовательно выполняет правила поведения за столом |
|
|
|
|
|
|
|
|
-ребенок умеет с помощью взрослого/самостоятельно открывать пачку с печеньем |
|
|
|
|
|
|
|
|||
- ребенок умеет с помощью/взрослого наливать воду в стакан из бутылки |
|
|
|
|
|
|
|
|||
- ребенок умеет с помощью взрослого/самостоятельно приготовлять бутерброды |
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.