Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий социального педагога «Социальная и бытовая адаптация», с обучающимися с РАС
Оценка 4.9

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий социального педагога «Социальная и бытовая адаптация», с обучающимися с РАС

Оценка 4.9
Образовательные программы +1
docx
другое +1
02.06.2020
Рабочая программа  коррекционно-развивающих занятий социального педагога  «Социальная и бытовая адаптация», с обучающимися с РАС
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий социального педагога «Социальная и бытовая адаптация», с обучающимися с РАС. Программа определяет содержание и организацию воспитательно- образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа Социальная и бытовая адаптация.docx

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 27 Тракторозаводского района Волгограда»

 

 

РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей

Протокол №____________
«____»___________20___г.

Руководитель МО
____________Е.С. Жабина

СОГЛАСОВАНО      

Зам. директора по УВР

____________Н.В. Агаркова     

УТВЕРЖДАЮ   

Директор МОУ СШ №27

_____________Л.П. Кулина

«____»___________ 20___г.

 

 

 

Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий социального педагога

«Социальная и бытовая адаптация»,

с обучающимися с РАС,

вариант 8.3

 

 

 

Рабочую программу составила: Мякишева Анна Алексеевна,

социальный педагог.

 

2019г.


Оглавление

1.        Пояснительная записка…………………………………………………..3

1.1. Актуальность, цели и задачи программы…………………………..…..4

2.        Основные этапы программы………………………………………….....6         2.1. Структура занятий и эффективность ………………………….………6

3.        Планируемые результаты работы………………………………………7

4.        Тематическое планирование работы социального педагога………….9

5.        Система оценки достижений обучающихся с РАС…………………....14

5.1.          Индивидуальная карта развития обучающихся……………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

Рабочая  программа  занятий  для  обучающихся  по  АООП  НОО  с   расстройствами аутистического спектра (вар.8.3)  (далее - Программа)  разработана в соответствии с:

1. Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 19 декабря 2014 г.;

2. Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с расстройством аутистического спектра.

3. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». СанПиН 2.4.2.3286.

Программа определяет содержание и организацию воспитательно- образовательного процесса для детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья и направлена  на  создание  в  учреждении специальных  условий  воспитания, обучения, позволяющих  учитывать  особые  образовательные

потребности  детей с ограниченными  возможностями  здоровья  посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

При  воспитании  и  обучении  детей  с  РАС  существует  ряд проблем, обусловленных психофизическими  особенностями:  стойкое нарушение познавательной  деятельности,  недоразвитие  высших  познавательных функций, конкретность  и  поверхностность  мышления,  несформированность речевой  деятельности,  нарушение  словесной  регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой  сферы,  несформированность произвольности и целенаправленности  всех  видов  деятельности,  низкая  работоспособность.

Поэтому разработка Программы,  учитывающей  специфику  воспитания и обучения  детей образовательного учреждения,  является  актуальной.  Настоящая Программа  рассчитана  на  детей  с  РАС  в возрасте от 7 до11 лет.

1.1.Актуальность программы

Данная  Программа  предназначена  для  работы  с  детьми  младше  школьного  возраста  с проявлениями раннего детского аутизма. Педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра сопряжена с определенными трудностями в силу того, что аутизм  характеризуется  патологией  нервной  системы  и  затрудняет  формирование эмоционального  общения  и  социальную  адаптацию  ребенка.  Сосредоточенность  на  своих переживаниях,  уход  от  внешнего  мира  преобладают  в  поведении  ребенка  и  занимают доминирующее место в его развитии. При аутизме часто события настоящего смешиваются с событиями прошедшего, реальное — с фантастическим. Большинство исследователей (Коган В. Е., Лебединский В. В., Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е. Р., Либлинг М. М. и др.) считают,  что  ранний  детский  аутизм (РДА) является  следствием  особой  патологии,  в  основе которой могут лежать врожденная аномальная конституция; врожденные обменные нарушения; органические поражения центральной нервной системы в результате патологии беременности и родов;  рано  начавшийся  шизофренический  процесс.  РАС  может  проявиться  в 3—4 – летнем возрасте. Нормально развивавшиеся до этого дети начинают замыкаться в себе, становятся все более беспокойными и озабоченными, характер их изменяется, они теряют контакт со своими сверстниками и взрослыми. Аутизм проявляется также в уменьшении речевого контакта, иногда ребенок  совсем  перестает  пользоваться  речью (мутизм) и  не  реагирует  на  речь  окружающих (сурдомутизм).

Цели программы: преодоление негативизма при общении и установлении контакта с ребенком; развитие познавательных навыков; смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта; повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми; преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи:

- обучающие:

·        смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;

·        повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;

·        ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;

·        обучение ребенка более сложным формам поведения;

·        формирование социально-приемлемого поведения;

·        обучение  пониманию  своих  собственных  чувств,  распознавание  эмоционального  состояния другого человека;

·        обучение  вербальному выражению своих желаний и чувств.

- развивающие:

·        развитие  самосознания  и  личности  аутичного  ребенка;

·        развитие  внимания;

·        развитие памяти, мышления;

·        развитие речи;

·        развивать понятийный аппарат и моторику рук.

- воспитывающие:

·        формировать интерес к художественной деятельности;

·        воспитывать у детей умение видеть красоту в окружающем мире;

·        формировать умение работать в коллективе;

·        формирование навыков социально - бытового ориентирования и самообслуживания.

 

2.Основные этапы программы

Занятия проводятся социальным педагогом. Форма работы индивидуальная, раз в неделю,  по 15 минут.  Программа разбита на следующие этапы.

Первый этап:

–  установление  контакта  с  аутичным  ребенком.  Для  успешной  реализации  этого  этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий.  Важное  значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог должен общаться с ребенком негромким  голосом,  в  некоторых  случаях,  особенно  если  ребенок  возбужден,  даже  шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности через сенсорную систему.

Второй этап:

– усиление активности детей, стимулирование детей к повторению действия, подражанию, развитию приемов самообслуживания. Решение этой задачи требует от педагога умения  почувствовать  настроение ребенка,  понять  специфику  его  поведения  и использовать это в процессе занятия.

Третий этап:

-  организация  целенаправленного  поведения  аутичного  ребенка, разыгрывание интеллектуальных  и  социальных  игр,  приближенных  к  реальности.

2.1.Структура занятия

Занятия проходят в форме совместной деятельности ребенка и педагога. Педагог показывает, объясняет и трудится вместе с ребенком, постепенно добиваясь самостоятельности в работе.

1.  Ритуализированное начало занятия: приветствие.

2.  Упражнение на функциональную сферу.

3.  Динамическая пауза «Веселая переменка».

4.  Подвижная коммуникативная, конструктивная игра.

5.  Итог.

6.  Ритуализированное окончание занятия: прощание.

 

Эффективность программы

Реализация данной Программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к  миру.  Благодаря  этим  занятиям  происходит  настройка  ребенка  к  активному  контакту  с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

 

3. Планируемые результаты работы

Направление работы

Требования к результатам

 

Установление  эмоционального  контакта, развитие  представлений  об  окружающих людях, желания и возможности вступать в разнообразную коммуникацию, получать и давать  информацию,  делиться переживаниями,  впечатлениями  и оценками,  приобретение  опыта осмысленного  использования  адекватных

форм коммуникации

 

Развитие  у  ребенка  стремления  к  контакту, внимания и ориентации на другого человека, восприятия происходящего

Понимание  ребенком,  того,  что  свои переживания  можно  разделить  с  другим человеком,  получение  разнообразного  опыта разделенных переживаний

Понимание  того,  что  происходит  с  ним значимо для других, а ему может быть близко то,  что  происходит  с  другими  людьми

Приобретение  положительного  опыта коммуникации, развитие ее адекватных форм, накопление представлений о других людях

Формирование  активной  позиции ребёнка и укрепление веры в свои силы в овладении  навыками  самообслуживания: дома  и  в  школе,  стремления  к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту

Прогресс  в  самостоятельности  и

независимости в быту

 

Продвижение  в  овладении  навыками самообслуживания

 

Освоение правил устройства домашней жизни,  разнообразия  повседневных бытовых  дел понимание предназначения  окружающих  в  быту предметов и вещей

Развитие  представлений  об  устройстве домашней  жизни

Попытки  включаться  в разнообразные повседневные дела, принимать посильное  участие,  брать  на  себя ответственность  в  каких-то  областях домашней жизни

Ориентировка  в  устройстве  школьной жизни,  участие  в  повседневной  жизни класса,  принятие  на  себя  обязанностей наряду с другими детьми

 

Продвижение  в  развитии  представлений  об устройстве  школьной  жизни

 

Умение ориентироваться  в  пространстве  школы  и  в расписании  занятий

 

Появление  попыток включаться  в разнообразные  повседневные школьные  дела,  принимать  в  них  посильное участие

Продвижение  в  овладении  навыками коммуникации  и  принятыми  формами социального  взаимодействия (приветствия,

извинения, вежливой просьбы ли отказа)

Появление  попыток  и  продвижение  в возможности  решать  актуальные  житейские задачи, используя вербальную коммуникацию как средство достижения цели

 

Стремление  включиться  и  поддержать разговор  на  темы,  не  связанные  с собственными  стереотипными  интересами,

появление  большей  адекватности  в  выборе собеседника и темы разговора

 

Появление  возможности  адекватно  задать вопрос,  выразить  свои  намерения, просьбу, пожелание, отказ

Расширение  и  обогащение  опыта коммуникации  ребёнка  в  ближнем  и дальнем окружении

Расширение  круга  ситуаций,  в  которых ребёнок  может использовать коммуникацию как средство достижения цели

 

Тематическое планирование работы социального педагога

№ п/п, название раздела

Цели и задачи

Кол-во занятий

Содержание занятий

1. Введение. Знакомство.

-создание благоприятной атмосферы на занятии;

-формирование эмоционального контакта с педагогом

2 занятия (4 часа)

Приветствие «Ручки», «Отойди и подойди».

Психотехнические игры: «Птички», «Обезьянка»

2. Введение.  Первичная диагностика

-создание благоприятной атмосферы на занятии;

-диагностика эмоционально-поведенческих реакций

2 занятия (4 часа)

Приветствие «Ручки», «Отойди и подойди» Психотехнические игры: «Хоровод», «Догонялки»,

Сенсорная игра: «Цветная вода»

3. «Я школьник». Правила школьной жизни

-знакомство с правилами поведения на уроке, в классе;

-сокращение  процесса адаптации;

-снижение уровня тревожности

3 занятие (6 часов)

Приветствие «Ручки», «Отойди и подойди».

Коррекционные сказки «Лесная школа»: «Создание лесной школы»;

«Школьные правила», «Собирание портфеля»

Сенсорные игры: «Совместное рисование», «Смешиваем краски», «Разложи по тарелочкам»

4. «Мой друг – школьный портфель»

-знакомство с учебными принадлежностями;

-сокращение  процесса адаптации;

-снижение уровня тревожности

2 занятия (4 часа)

Приветствие «Ручки», «Отойди и подойди». Коррекционные сказки «Лесная школа»: «Собирание портфеля».

Сенсорные игры: «Пенный замок», «Игры с водой»

5. Представление  о  себе  и окружающем  мире

 

 

-обогащение представлений о себе и об объектах окружающего мира;

-развития коммуникативных способностей и эмоционального общения

5 занятий (10 часов)

Приветствие «Ручки», «Отойди и подойди».

Коррекционные сказки «Лесная школа»: «Подарки в день рожденья».

Психотехническая игра: «Позови мячом».

Коммуникативные игры: «Покатаем мячик», «Мой кубик, твой кубик...», «Занавесочка».

6.«Дом, в котором я живу»

-обогащение представлений о себе и об объектах окружающего мира;

-формирование хозяйственно-бытовых навыков

5 занятий (10 часов)

Приветствие «Ручки», «Отойди и подойди».

Игра: «Кукольный обед».

Обучение мытью посуды с помощью дидактических карточек.

Обучение поливанию комнатных растений с помощью дидактических карточек.

Обучение вытиранию пыли при влажной уборке с помощью дидактических карточек.

7. «Мои способности»

-закрепление навыков исследования предметов с помощью органов осязания;

-тренировка тактильных ощущений;

-развитие мелкой и крупной моторики;

-снижение тактильной гиперчувствительности

-соблюдение последовательности и при выполнении задания

4 занятия (8 часов)

Приветствие «Ручки», «Отойди и подойди»

Игра: «Нащупай в мешке».

Пальчиковая гимнастика: «Цветок», «Лесные звери».

Занятие с пластилином: «Пластилиновые картинки».

Игра: «Собираем на скорость».

8. Личная гигиена и здоровье

-последовательное выполнение гигиенических процедур;

-формирование навыков личной гигиены

5 занятий (10 часов)

- Приветствие «Рукопожатие», «Обнимашки»

Обучение мытью рук с мылом с помощью дидактических карточек.

Обучение умыванию с помощью дидактических карточек.

Обучение причесыванию с помощью дидактических карточек.

9. Этикет

-последовательное выполнение правил поведения за столом;

-формирование навыков самообслуживания за столом

5 занятий (10 часов)

- Приветствие «Рукопожатие», «Обнимашки»

Развивающий мультфильм «Урок хороших манер» о правилах поведения за столом.

Обучение открыванию пачки с печеньем с помощью дидактических карточек.

Обучение наливанию воды в стакан из бутылки с помощью дидактических карточек.

Обучение приготовлению бутербродов с помощью дидактических карточек.

 

5.Система оценки достижений обучающихся с РАС

Форма оценки достижений обучающихся с РАС представлена в условных единицах: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.


5.1.Индивидуальная карта развития обучающегося

 

ФИО ребенка:_____________________________

 

№ п/п

 

 

Сроки проведения диагностики

СЕНТЯБРЬ

 

(баллы)

 

СЕНТЯБРЬ

 

(уровень)

МАЙ

 

(баллы)

 

МАЙ

 

(уровень)

Название раздела

Диагностируемые параметры

 

0

 

1

 

2

 

0

 

1

 

2

1.

 

 

 

Введение

Знакомство

-установление эмоционального и тактильного контакта с педагогом

 

 

 

 

 

 

 

 

- проявляет интерес к занятиям

 

 

 

 

 

 

 

 

-выполняет действие по инструкции педагога

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

Первичная диагностика

-формирование эмоционального контакта с педагогом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-ребенок подражает действиям взрослых, выполняет словесные инструкции

 

 

 

 

 

 

 

-ребенок подражает мелким движениям рук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

«Я школьник» Правила школьной жизни

-ребенок познакомился с правилами поведения на уроке, в классе и выполняет их

 

 

 

 

 

 

 

 

-у ребенка снижается уровень тревожности

 

 

 

 

 

 

 

-проявляет волевые усилия в игре, рисовании, лепке, если  интересен данный вид деятельности

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

«Мой друг – школьный портфель»

 

-ребенок знакомится  с учебными принадлежностями и использует их во время занятий

 

 

 

 

 

 

 

 

-у ребенка снижается уровень тревожности

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

Представле-ние  о  себе  и окружающем  мире

 

- обогащение представлений о себе и об объектах окружающего мира

 

 

 

 

 

 

 

 

- ребенок легко идёт на контакт с педагогами, одноклассниками

 

 

 

 

 

 

 

- ребенок бесконфликтен, доброжелателен

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

«Дом, в котором я живу»

 

 

 

 

 

- обогащение представлений о себе и об объектах окружающего мира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- ребенок умеет с помощью взрослого/самостоятельно поливать комнатные растения

 

 

 

 

 

 

 

- ребенок умеет с помощью взрослого/самостоятельно вытирать пыль

 

 

 

 

 

 

 

- ребенок умеет с помощью взрослого/самостоятельно мыть посуду

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

«Мои способности»

 

- точность движений рук, согласованность движений обеих рук. Развита зрительно-моторная координация. Нормальный мышечный тонус кисти. Умеет правильно держать карандаш, ножницы, ручку

 

 

 

 

 

 

 

 

- снижение у ребенка тактильной гиперчувствительности

 

 

 

 

 

 

 

- ребенок соблюдает последовательность при выполнении задания

 

 

 

 

 

 

 

- внимание устойчивое (отсутствуют отвлечения). Высокая концентрация, лёгкая переключаемость

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

Личная гигиена и здоровье

- последовательное выполнение гигиенических процедур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- ребенок умеет с помощью взрослого/самостоятельно мыть руки

 

 

 

 

 

 

 

- ребенок умеет с помощью взрослого/самостоятельно умываться

 

 

 

 

 

 

 

- ребенок умеет с помощью взрослого/самостоятельно причесываться

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

Этикет

- ребенок последовательно выполняет правила поведения за столом

 

 

 

 

 

 

 

 

-ребенок умеет с помощью взрослого/самостоятельно открывать пачку с печеньем

 

 

 

 

 

 

 

- ребенок умеет с помощью/взрослого наливать воду в стакан из бутылки

 

 

 

 

 

 

 

- ребенок умеет с помощью взрослого/самостоятельно приготовлять бутерброды

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Средняя школа № 27 Тракторозаводского района

Средняя школа № 27 Тракторозаводского района

Оглавление 1. Пояснительная записка…………………………………………………

Оглавление 1. Пояснительная записка…………………………………………………

Пояснительная записка Рабочая программа занятий для обучающихся по

Пояснительная записка Рабочая программа занятий для обучающихся по

Поэтому разработка Программы, учитывающей специфику воспитания и обучения детей образовательного учреждения, является актуальной

Поэтому разработка Программы, учитывающей специфику воспитания и обучения детей образовательного учреждения, является актуальной

Задачи: - обучающие: · смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта; · повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми; ·…

Задачи: - обучающие: · смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта; · повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми; ·…

Основные этапы программы Занятия проводятся социальным педагогом

Основные этапы программы Занятия проводятся социальным педагогом

Упражнение на функциональную сферу

Упражнение на функциональную сферу

Приобретение положительного опыта коммуникации, развитие ее адекватных форм, накопление представлений о других людях

Приобретение положительного опыта коммуникации, развитие ее адекватных форм, накопление представлений о других людях

Продвижение в овладении навыками коммуникации и принятыми формами социального взаимодействия (приветствия, извинения, вежливой просьбы ли отказа)Появление попыток и продвижение в возможности решать актуальные житейские задачи,…

Продвижение в овладении навыками коммуникации и принятыми формами социального взаимодействия (приветствия, извинения, вежливой просьбы ли отказа)Появление попыток и продвижение в возможности решать актуальные житейские задачи,…

Знакомство. -создание благоприятной атмосферы на занятии; -формирование эмоционального контакта с педагогом2 занятия (4 часа)Приветствие «Ручки», «Отойди и подойди»

Знакомство. -создание благоприятной атмосферы на занятии; -формирование эмоционального контакта с педагогом2 занятия (4 часа)Приветствие «Ручки», «Отойди и подойди»

Приветствие «Ручки», «Отойди и подойди»

Приветствие «Ручки», «Отойди и подойди»

Обучение поливанию комнатных растений с помощью дидактических карточек

Обучение поливанию комнатных растений с помощью дидактических карточек

Приветствие «Рукопожатие», «Обнимашки»

Приветствие «Рукопожатие», «Обнимашки»

Этикет -последовательное выполнение правил поведения за столом; -формирование навыков самообслуживания за столом 5 занятий (10 часов) -

Этикет -последовательное выполнение правил поведения за столом; -формирование навыков самообслуживания за столом 5 занятий (10 часов) -

Индивидуальная карта развития обучающегося

Индивидуальная карта развития обучающегося

Я школьник» Правила школьной жизни -ребенок познакомился с правилами поведения на уроке, в классе и выполняет их -у ребенка снижается уровень тревожности -проявляет волевые усилия…

Я школьник» Правила школьной жизни -ребенок познакомился с правилами поведения на уроке, в классе и выполняет их -у ребенка снижается уровень тревожности -проявляет волевые усилия…

Дом, в котором я живу» - обогащение представлений о себе и об объектах окружающего мира - ребенок умеет с помощью взрослого/самостоятельно поливать комнатные растения -…

Дом, в котором я живу» - обогащение представлений о себе и об объектах окружающего мира - ребенок умеет с помощью взрослого/самостоятельно поливать комнатные растения -…

Личная гигиена и здоровье - последовательное выполнение гигиенических процедур - ребенок умеет с помощью взрослого/самостоятельно мыть руки - ребенок умеет с помощью взрослого/самостоятельно умываться -…

Личная гигиена и здоровье - последовательное выполнение гигиенических процедур - ребенок умеет с помощью взрослого/самостоятельно мыть руки - ребенок умеет с помощью взрослого/самостоятельно умываться -…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2020