Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия по коррекции звукопроизношения у учащихся 1 классов»
Оценка 4.6

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия по коррекции звукопроизношения у учащихся 1 классов»

Оценка 4.6
Документация +1
docx
Междисциплинарный 3
04.01.2024
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия по коррекции звукопроизношения у учащихся 1 классов»
Данная авторская рабочая программа будет полезна как начинающим учителям-логопедам, так и их опытным коллегам для изучения, и в качестве основы для составления собственной рабочей программы.
программа Звукопроизношения (1 класс).docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                                                                                                                    средняя общеобразовательная школа № 16 города-курорта Кисловодска

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Коррекционного курса «Логопедические занятия по коррекции звукопроизношения у учащихся 1 классов»

 

срок реализации – 1 год

 

 

 

 

 

 

составитель программы:

Сеткина Г.В.,

учитель-логопед                                                                                                                        



 

 

 

 

 

Цели и задачи программы

Цель программы:                                                                                                                                                                   устранение  дефектов звуко-произносительной стороны  речи  у младших школьников.

 

Задачи:

- создать условия для формирования правильного звукопроизношения у младших школьников;

- развивать артикуляционную моторику;

- устранить дефекты произношения звуков;

- совершенствовать лексический запас и грамматический строй речи;

- формировать связную речь как средство и форму мыслительной деятельности;

- развивать пространственно-временные представления;                                                                                   - совершенствовать развитие мелкой моторики

           -развивать психологические предпосылки к обучению;

-развивать коммуникативную готовность к обучению.

 

I.  Планируемые результаты освоения курса «Логопедические занятия по коррекции звукопроизношению учащихся 1 классов»                                                                                

В результате прохождения  курса логопедических (коррекционных) занятий, планируется, что учащиеся  с дефектами звуко-произносительной стороны речи достигнут следующих результатов:

 

1.Развитие звуковой стороны речи. Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи:

-  узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии;

-  отличать нормированное произнесение звука от ненормированного;

-  осуществлять слуховой контроль над собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;

-  принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;

-  варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи.

 

2. Совершенствование грамматического строя речи и лексического запаса.

 

3. Формирование связной речи.

 

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

-  устойчивости внимания;

-  наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

-  способности к запоминанию;

-  способности к переключению;

-  навыков и приёмов самоконтроля;

-  познавательной активности;

-  произвольности общения и поведения.

 

5. Формирование полноценных учебных умений:

-  осмысление материала; выделение главного, существенного в материале;                                           -  определение путей и  планирование предстоящей деятельности: принятие учебной задачи;

-  контроль над ходом своей деятельности;

-  работа в определённом темпе (умение быстро и качественно проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)

-  применение знаний в новых ситуациях;

-  анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

 

6.Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

-  умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия;                                                                                                                                                                  -  подчинять свои действия инструкциям учителя-логопеда, т.е. занять позицию ученика;

-  умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

-  умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

-  умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

 

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

-  ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

-  ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

-  ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

-  употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

-  обращение к учителю-логопеду за разъяснением;

-  пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

-  формулирование задания при выполнении различных  видов учебной работы;

-  соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог:«Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

-  составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

 

II.  Содержание коррекционного курса  «Логопедические занятия по коррекции звукопроизношения у учащихся 1 классов»                                                                                

Данная программа предназначена для индивидуальной логопедической работы с учащимися       1 классов, имеющими дефекты звуко-произносительной стороны речи, испытывающих трудности формирования устной речи.

 

Логопедическая диагностика проводится в начале и в конце учебного года, не менее двух недель каждая. В неё включено:Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии, первичная диагностика. Обследование импрессивной, экспрессивной и связной речи. Обследование речи на уровне понимания слов и предложений. Обследование звуко-произносительной стороны речи. Выявление  наличия нарушений звукопроизношения. Обследование слоговой структуры слов и словарного запаса. Выявление динамики развития.

 

Учебные занятия проводятся индивидуально,с 15 сентября до 15 мая.

Курс программы рассчитанна 58 часов, занятия проводятся с периодичностью 2 раза в неделю, время занятия составляет 20 - 40 минут.                                                                                                                                 Время коррекционной работы зависит от  характера и степени  выраженности речевого нарушения, а также динамики его коррекции.

 

I этап. Подготовительный

 

Провести тщательную и всестороннюю подготовку ребенка к кропотливой и длительной коррекционной работе:

-  формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям;

-  развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений;

- формировать и развивать артикуляционную  моторику до уровня  минимальной достаточности для постановки звуков;

-  формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематических тренировок.

 

II этап. Формирование произносительных умений и навыков

 

Виды коррекционной работы:

1. Постановка звуков в последовательности:

- свистящие [с], [з], [ц], [с'], [з'];

- шипящий [ш];

- шипящий [ж];

- шипящие [ч], [щ];

- сонорный [л];

- сонорные [р], [р'];

Способ постановки — смешанный.

Подготовительные упражнения для постановки звуков:

- для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;

- для шипящих: «Маляр», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Качели»;

- для [р], [р']: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

-  для  [л]: «Улыбка», «Лопатка», «Маляр», «Накажем непослушный язычок».

 

2.   Автоматизация поставленного звука в слогах:

- [с], [з], [ш], [ж], [с'], [з], [л'] автоматизируются сначала в прямых слогах, затем — в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;

- [ц], [ч], [щ], [л] автоматизируются сначала в обратных слогах, затем — в прямых и со стечением согласных;

- [р], [р'] можно начинать автоматизировать с роторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию языка.

 

3. Автоматизация звуков в словах. Проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. По мере овладения ребенком произношения каждого слога с исправленным звуком он вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

 

4.Автоматизация поставленных звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем — в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со словами, включающими исправленные звуки.

 

5. Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков:

[с] – [з] ,[с] - [с’], [с] - [ц], [с] - [ш];

[ж] — [з], [ж] — [ш];

[ч] - [с’], [ч] – [т’], [ч] - [щ];

[щ] - [с], [щ] - [т], [щ] - [ч], [щ] - [р];

[р] - [л], [р] - [р'], [р] - [л’], [р'] - [й], [л'] - [л].

 

6.Автоматизация звуков в самостоятельной речи (в монологах и диалогах, играх, развлечениях, экскурсиях, на прогулках, труде и других формах детской жизнедеятельности).

 

Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей.

Содержание коррекционного курса:

1.Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука.                              (от 2 ч. и более)                                                                                                       Специальные артикуляционные упражнения. Артикуляционные упражнения для губ, языка. Выработка воздушной струи, силы голоса, подготовка  к постановке дефектных звуков.                                                                                                                                                                             

Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Формировать представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика.  Игры на развитие слухового внимания, речевого дыхания, общей моторки, пространственных представлений. Игры на  развитие фонематического слуха и навыков звуко-слогового анализа.

2.Постановка звука. Коррекция дефектного произношения.                                   (от 2 ч. и более)                                                                                                                                    Продолжать формировать представления о звуках речи. Коррекция дефектного звука. Игры на развитие фонематического восприятия: на дефектный звук. Игры на развитие фонематического слуха и навыков звуко-слогового анализа.

3.Автоматизация поставленного звука в слогах.                                                        (от 2 ч. и более)                                                                                                        Закреплять поставленные звуки в слогах. Продолжать формировать представления о звуках речи. Игры на развитие фонематического восприятия: на дефектный звук. Игры на развитие звуко-слогового анализа. Упражнения с использованием картинок.

4.Автоматизация поставленного звука в словах.  (от 2 ч. и более)             Закреплять поставленные звуки в словах. Продолжать формировать представления о звуках речи. Игры на развитие фонематического восприятия: на дефектный звук. Игры на развитие звуко-слогового анализа. Упражнения с использованием картинок.

5. Автоматизация поставленного звука в предложениях.                                        (от 2 ч. и более)                                                                                                      Закреплять поставленные звуки в  словах. Продолжать формировать представления о звуках речи. Игры на развитие фонематического восприятия: на дефектный звук. Игры на развитие звуко-слогового анализа. Упражнения с использованием картинок.

6. Дифференциация звуков.           (от 2 ч. и более)                                                                                                                                                  Воспитание навыка различения звуков путём сравнения по артикуляции и звучанию. Игры на развитие фонем, восприятия и звуко-слогового анализа. Упражнения с использованием картинок.

7. Автоматизация поставленного звука в самостоятельной речи.                 (от 2 ч. и более)                                                                                                        Закреплять поставленные звуки в самостоятельной речи. Продолжать формировать представления о звуках речи. Игры на развитие фонематического восприятия: на дефектный звук. Игры на развитие звуко-слогового анализа. Упражнения с использованием картинок.

Для коррекции звукопроизношения одного дефектного звука, провести  все этапы работы над звуком (согласно тематическому планированию), затем приступать к постановке следующего звука.

III.  Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности коррекционного курса «Логопедические занятия по коррекции звукопроизношения у учащихся 1 классов»

 

п/п

Разделы и темы

Количество занятий

1.

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука.   

от 2 и более

2.

Постановка звука. Коррекция дефектного произношения.  

от 2 и более

3.

Автоматизация поставленного звука в слогах.                                                                                                      

от 2 и более

4.

Автоматизация поставленного звука в словах.                                                                                                       

от 2 и более

5.

Автоматизация поставленного звука в предложениях.                                                           

от 2 и более

6.

Дифференциация звуков.

от 2 и более

7.

Автоматизация поставленного звука в самостоятельной речи.                                                           

от 2 и более

                  Итого:

58

 

 

 

 

№ п/п

 

Разделы и темы

 

Основные виды учебной деятельности

 

 

 

Кол-во

занятий

 

 

1.

 

 

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука.   

 

Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Формировать представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика.  Игры на развитие слухового внимания, речевого дыхания, общей моторки, пространственных представлений. Игры на  развитие фонематического слуха и навыков звуко-слогового анализа.

 

 

от 2 и более

 

2.

 

Постановка звука. Коррекция дефектного произношения.  

 

Продолжать формировать представления о звуках речи. Коррекция дефектного звука. Игры на развитие фонематического восприятия: на дефектный звук. Игры на развитие фонематического слуха и навыков звуко-слогового анализа.

 

от 2 и более

 

 

 

3.

 

Автоматизация поставленного звука в слогах.                                                                                                      

 

Закреплять поставленные звуки в слогах. Продолжать формировать представления о звуках речи. Игры на развитие фонематического восприятия: на дефектный звук. Игры на развитие звуко-слогового анализа. Упражнения с использованием картинок.

 

от 2 и более

 

4.

                          Автоматизация поставленного звука в словах.                                                                                                      

 

Закреплять поставленные звуки в словах. Продолжать формировать представления о звуках речи. Игры на развитие фонематического восприятия: на дефектный звук. Игры на развитие звуко-слогового анализа. Упражнения с использованием картинок.

 

от 2 и более

 

5.

Автоматизация поставленного звука в предложениях.                                                           

 

Закреплять поставленные звуки в  предложениях. Продолжать формировать представления о звуках речи. Игры на развитие фонематического восприятия: на дефектный звук. Игры на развитие звуко-слогового анализа. Упражнения с использованием картинок.

 

от 2 и более

 

6.

 

Дифференциация звуков.

 

Воспитание навыка различения звуков путём сравнения по артикуляции и звучанию. Игры на развитие фонем, восприятия и звуко-слогового анализа. Упражнения с использованием картинок.

 

от 2 и более

 

7.

 

Автоматизация поставленного звука в самостоятельной речи.                                                           

 

Закреплять поставленные звуки в самостоятельной речи. Продолжать формировать представления о звуках речи. Игры на развитие фонематического восприятия: на дефектный звук. Игры на развитие звуко-слогового анализа. Упражнения с использованием картинок.

 

от 2 и более

 

Итого:

 

58

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 города-курорта

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 города-курорта

Цели и задачи программы Цель программы: устранение дефектов звуко-произносительной стороны речи у младших школьников

Цели и задачи программы Цель программы: устранение дефектов звуко-произносительной стороны речи у младших школьников

Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: - умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; - подчинять свои действия инструкциям учителя-логопеда,…

Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: - умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; - подчинять свои действия инструкциям учителя-логопеда,…

II этап. Формирование произносительных умений и навыков

II этап. Формирование произносительных умений и навыков

Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей

Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей

III . Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности коррекционного курса «Логопедические занятия по коррекции звукопроизношения у учащихся 1 классов» № п/п

III . Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности коррекционного курса «Логопедические занятия по коррекции звукопроизношения у учащихся 1 классов» № п/п

Автоматизация поставленного звука в словах

Автоматизация поставленного звука в словах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2024