Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 города-курорта Кисловодска
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционного курса «Логопедические занятия по коррекции звукопроизношения у учащихся 1 классов»
срок реализации – 1 год
составитель программы:
Сеткина Г.В.,
учитель-логопед
Цели и задачи программы
Цель программы: устранение дефектов звуко-произносительной стороны речи у младших школьников.
Задачи:
- создать условия для формирования правильного звукопроизношения у младших школьников;
- развивать артикуляционную моторику;
- устранить дефекты произношения звуков;
- совершенствовать лексический запас и грамматический строй речи;
- формировать связную речь как средство и форму мыслительной деятельности;
- развивать пространственно-временные представления; - совершенствовать развитие мелкой моторики
-развивать психологические предпосылки к обучению;
-развивать коммуникативную готовность к обучению.
I. Планируемые результаты освоения курса «Логопедические занятия по коррекции звукопроизношению учащихся 1 классов»
В результате прохождения курса логопедических (коррекционных) занятий, планируется, что учащиеся с дефектами звуко-произносительной стороны речи достигнут следующих результатов:
1.Развитие звуковой стороны речи. Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи:
- узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии;
- отличать нормированное произнесение звука от ненормированного;
- осуществлять слуховой контроль над собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;
- принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;
- варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи.
2. Совершенствование грамматического строя речи и лексического запаса.
3. Формирование связной речи.
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приёмов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
- осмысление материала; выделение главного, существенного в материале; - определение путей и планирование предстоящей деятельности: принятие учебной задачи;
- контроль над ходом своей деятельности;
- работа в определённом темпе (умение быстро и качественно проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)
- применение знаний в новых ситуациях;
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6.Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
- умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; - подчинять свои действия инструкциям учителя-логопеда, т.е. занять позицию ученика;
- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
- умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
- обращение к учителю-логопеду за разъяснением;
- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
- формулирование задания при выполнении различных видов учебной работы;
- соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог:«Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
- составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
II. Содержание коррекционного курса «Логопедические занятия по коррекции звукопроизношения у учащихся 1 классов»
Данная программа предназначена для индивидуальной логопедической работы с учащимися 1 классов, имеющими дефекты звуко-произносительной стороны речи, испытывающих трудности формирования устной речи.
Логопедическая диагностика проводится в начале и в конце учебного года, не менее двух недель каждая. В неё включено:Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии, первичная диагностика. Обследование импрессивной, экспрессивной и связной речи. Обследование речи на уровне понимания слов и предложений. Обследование звуко-произносительной стороны речи. Выявление наличия нарушений звукопроизношения. Обследование слоговой структуры слов и словарного запаса. Выявление динамики развития.
Учебные занятия проводятся индивидуально,с 15 сентября до 15 мая.
Курс программы рассчитанна 58 часов, занятия проводятся с периодичностью 2 раза в неделю, время занятия составляет 20 - 40 минут. Время коррекционной работы зависит от характера и степени выраженности речевого нарушения, а также динамики его коррекции.
I этап. Подготовительный
Провести тщательную и всестороннюю подготовку ребенка к кропотливой и длительной коррекционной работе:
- формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям;
- развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений;
- формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
- формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематических тренировок.
II этап. Формирование произносительных умений и навыков
Виды коррекционной работы:
1. Постановка звуков в последовательности:
- свистящие [с], [з], [ц], [с'], [з'];
- шипящий [ш];
- шипящий [ж];
- шипящие [ч], [щ];
- сонорный [л];
- сонорные [р], [р'];
Способ постановки — смешанный.
Подготовительные упражнения для постановки звуков:
- для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
- для шипящих: «Маляр», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Качели»;
- для [р], [р']: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
- для [л]: «Улыбка», «Лопатка», «Маляр», «Накажем непослушный язычок».
2. Автоматизация поставленного звука в слогах:
- [с], [з], [ш], [ж], [с'], [з’], [л'] автоматизируются сначала в прямых слогах, затем — в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;
- [ц], [ч], [щ], [л] автоматизируются сначала в обратных слогах, затем — в прямых и со стечением согласных;
- [р], [р'] можно начинать автоматизировать с роторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию языка.
3. Автоматизация звуков в словах. Проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. По мере овладения ребенком произношения каждого слога с исправленным звуком он вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
4.Автоматизация поставленных звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем — в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со словами, включающими исправленные звуки.
5. Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков:
[с] – [з] ,[с] - [с’], [с] - [ц], [с] - [ш];
[ж] — [з], [ж] — [ш];
[ч] - [с’], [ч] – [т’], [ч] - [щ];
[щ] - [с], [щ] - [т’], [щ] - [ч], [щ] - [р’];
[р] - [л], [р] - [р'], [р] - [л’], [р'] - [й], [л'] - [л].
6.Автоматизация звуков в самостоятельной речи (в монологах и диалогах, играх, развлечениях, экскурсиях, на прогулках, труде и других формах детской жизнедеятельности).
Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей.
Содержание коррекционного курса:
1.Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука. (от 2 ч. и более) Специальные артикуляционные упражнения. Артикуляционные упражнения для губ, языка. Выработка воздушной струи, силы голоса, подготовка к постановке дефектных звуков.
Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Формировать представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Игры на развитие слухового внимания, речевого дыхания, общей моторки, пространственных представлений. Игры на развитие фонематического слуха и навыков звуко-слогового анализа.
2.Постановка звука. Коррекция дефектного произношения. (от 2 ч. и более) Продолжать формировать представления о звуках речи. Коррекция дефектного звука. Игры на развитие фонематического восприятия: на дефектный звук. Игры на развитие фонематического слуха и навыков звуко-слогового анализа.
3.Автоматизация поставленного звука в слогах. (от 2 ч. и более) Закреплять поставленные звуки в слогах. Продолжать формировать представления о звуках речи. Игры на развитие фонематического восприятия: на дефектный звук. Игры на развитие звуко-слогового анализа. Упражнения с использованием картинок.
4.Автоматизация поставленного звука в словах. (от 2 ч. и более) Закреплять поставленные звуки в словах. Продолжать формировать представления о звуках речи. Игры на развитие фонематического восприятия: на дефектный звук. Игры на развитие звуко-слогового анализа. Упражнения с использованием картинок.
5. Автоматизация поставленного звука в предложениях. (от 2 ч. и более) Закреплять поставленные звуки в словах. Продолжать формировать представления о звуках речи. Игры на развитие фонематического восприятия: на дефектный звук. Игры на развитие звуко-слогового анализа. Упражнения с использованием картинок.
6. Дифференциация звуков. (от 2 ч. и более) Воспитание навыка различения звуков путём сравнения по артикуляции и звучанию. Игры на развитие фонем, восприятия и звуко-слогового анализа. Упражнения с использованием картинок.
7. Автоматизация поставленного звука в самостоятельной речи. (от 2 ч. и более) Закреплять поставленные звуки в самостоятельной речи. Продолжать формировать представления о звуках речи. Игры на развитие фонематического восприятия: на дефектный звук. Игры на развитие звуко-слогового анализа. Упражнения с использованием картинок.
Для коррекции звукопроизношения одного дефектного звука, провести все этапы работы над звуком (согласно тематическому планированию), затем приступать к постановке следующего звука.
III. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности коррекционного курса «Логопедические занятия по коррекции звукопроизношения у учащихся 1 классов»
№ п/п |
Разделы и темы |
Количество занятий |
1. |
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука. |
от 2 и более |
2. |
Постановка звука. Коррекция дефектного произношения. |
от 2 и более |
3. |
Автоматизация поставленного звука в слогах. |
от 2 и более |
4. |
Автоматизация поставленного звука в словах. |
от 2 и более |
5. |
Автоматизация поставленного звука в предложениях. |
от 2 и более |
6. |
Дифференциация звуков. |
от 2 и более |
7. |
Автоматизация поставленного звука в самостоятельной речи. |
от 2 и более |
Итого: |
58 |
№ п/п |
Разделы и темы |
Основные виды учебной деятельности
|
Кол-во занятий |
1. |
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука. |
Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Формировать представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Игры на развитие слухового внимания, речевого дыхания, общей моторки, пространственных представлений. Игры на развитие фонематического слуха и навыков звуко-слогового анализа. |
от 2 и более |
2. |
Постановка звука. Коррекция дефектного произношения. |
Продолжать формировать представления о звуках речи. Коррекция дефектного звука. Игры на развитие фонематического восприятия: на дефектный звук. Игры на развитие фонематического слуха и навыков звуко-слогового анализа. |
от 2 и более |
3. |
Автоматизация поставленного звука в слогах. |
Закреплять поставленные звуки в слогах. Продолжать формировать представления о звуках речи. Игры на развитие фонематического восприятия: на дефектный звук. Игры на развитие звуко-слогового анализа. Упражнения с использованием картинок. |
от 2 и более |
4. |
Автоматизация поставленного звука в словах. |
Закреплять поставленные звуки в словах. Продолжать формировать представления о звуках речи. Игры на развитие фонематического восприятия: на дефектный звук. Игры на развитие звуко-слогового анализа. Упражнения с использованием картинок. |
от 2 и более |
5. |
Автоматизация поставленного звука в предложениях. |
Закреплять поставленные звуки в предложениях. Продолжать формировать представления о звуках речи. Игры на развитие фонематического восприятия: на дефектный звук. Игры на развитие звуко-слогового анализа. Упражнения с использованием картинок. |
от 2 и более |
6. |
Дифференциация звуков. |
Воспитание навыка различения звуков путём сравнения по артикуляции и звучанию. Игры на развитие фонем, восприятия и звуко-слогового анализа. Упражнения с использованием картинок. |
от 2 и более |
7. |
Автоматизация поставленного звука в самостоятельной речи. |
Закреплять поставленные звуки в самостоятельной речи. Продолжать формировать представления о звуках речи. Игры на развитие фонематического восприятия: на дефектный звук. Игры на развитие звуко-слогового анализа. Упражнения с использованием картинок. |
от 2 и более |
Итого: |
58 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.