Рабочая программа кружка " Музейное дело"
Оценка 4.7

Рабочая программа кружка " Музейное дело"

Оценка 4.7
docx
06.12.2021
Рабочая программа кружка " Музейное дело"
Музейное дело.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 - 2021 учебный год

Пояснительная записка

 

Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей своей программой внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России. Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего села, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.

            Рабочая программа кружка «Музейное дело» составлена на основе:

·                    «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования»;

·                    Сборника методических материалов для руководителей школьных музеев  Московской области (Под общей редакцией Н.С. Чекмаревой; Составители: Г.Л. Зинченко, С.Е. Мироненко. Министерство Образования  Московской  области Центр развития творчества детей и юношества, 2005 г.)

·                    Преподавание основ музейного дела в школе Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г /дополнительное образование, УЦ «Преспектива», М., 2011г./

·                    Элективные курсы по истории 8-11 класс; Н.И. Дорожкин; М. «Вако» 2010 г.

Программа рассчитана на 1 часа в неделю, 35 часов.

Программа дополнительного образования соответствует примерным требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей, опубликованных в приложении к письму Департамента Молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.06 № 06-1844.

Программа «Музейное дело» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

   При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.

   В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно тематическое планирование

 

пп

 

 

 

Название разделов и тем

Дата

Примечание

План

 

Факт

1.       

Введение. Задачи, содержание и значение работы кружка «Музейное дело».

 

 

 

2.       

Происхождение музея. Профили и типы музеев.

 

 

 

3.       

Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе.

 

 

 

4.       

Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов.

 

 

 

5.       

Способы изучения музейных предметов.

 

 

 

6.       

Экспедиции и краеведческие походы - основная форма комплектования фондов.

 

 

 

7.       

Другие способы комплектования фондов школьного музея.

 

 

 

8.       

Фонды школьного музея и их значение.

 

 

 

9.       

Комплектование музейных фондов.

 

 

 

 

10.   

Учёт музейных фондов.

 

 

 

 

11.   

Хранение музейных фондов.

 

 

 

 

12.   

Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс.

 

 

 

13.   

Выставка как актуальная для школьного музея форма презентации его коллекций.

 

 

 

14.   

Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления.

 

 

 

15.   

Понятие: аудитория школьного музея. Разнообразие форм работы с аудиторией.

 

 

 

16.   

Основные требования к музейной экскурсии и этапы её подготовки.

 

 

 

17.   

Работа экскурсовода.

 

 

 

 

18.   

Школьный музей как источник изучения родного края.

 

 

 

19.   

История создания школьного музея

 

 

 

 

20.   

Фонды и экспозиции школьного музея.

 

 

 

21.   

Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность.

 

 

 

22.   

Историческое краеведение как наука. Объекты изучения.

 

 

 

23.   

Записи историко-краеведческих наблюдений.

 

 

 

24.   

Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.

 

 

 

25.   

Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.

 

 

 

26.   

Воспитательное значение военно-патриотической работы.

 

 

 

27.   

Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны.

 

 

 

28.   

Пропаганда героических подвигов советских воинов.

 

 

 

29.   

Ученики школы – защитники Отечества.

 

 

 

30.   

Как организовать историческую выставку

 

 

 

31.   

Создание исторической выставки

 

 

 

 

32.   

Основные события в жизни школы.  Учителя школы.

 

 

 

33.   

История деятельности пионерской и комсомольской организаций.

 

 

 

34.   

Подведение итогов. Организация отчётной выставки. Оформление фотоальбома.

 

 

 

35.   

Подведение итогов. Организация отчётной выставки. Оформление фотоальбома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы:

 

Введение (1ч)

Задачи, содержание и значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов.

Тема 1. Музей как институт социальной памяти  (2ч)

          Происхождение музея. Музей античного мира., эпохи Возрождения. Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы – важнейший этап в создании школьного музея.

Тема 2. Музейный предмет и способы его изучения (2ч)

         Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.

Тема 3. Проведение научных исследований активом школьного музея (2ч)

      Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и архивах. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований.

Тема 4. Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы  (4ч)

        Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение.

Тема 5. Экспозиция школьного музея  (3ч)

         Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. Выставка (экспозиция временного характера) как актуальная для школьного музея форма презентации его коллекций. Интерактивные выставки. Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления.

Тема 6. Работа с аудиторией (3ч)

          Понятие: аудитория школьного музея – учащиеся данной школы или других школ, родители, жители посёлка, воспитанники детских садов и т. д. Разнообразие форм работы с аудиторией. Традиционные и нетрадиционные формы работы с аудиторией. Основные требования к музейной экскурсии. Этапы подготовки экскурсии. Работа экскурсовода.

Тема 7. Изучение истории школьного музея (4ч)

           Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного музея Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность.

Тема 8. Историческое краеведение (4ч)

          Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений.

Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.

Тема 9. Военно-патриотическая работа (4ч)

         Воспитательное значение военно-патриотической работы. Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны. Пропаганда героических подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны.

         Ученики школы – защитники Отечества.

Тема 10. Организация и проведение исторических выставок  (2ч)

         Познакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине.

Тема 11. Изучение истории школы (2ч)

         Основные события в жизни школы. Учителя школы.

Подведение итогов (2ч)

         Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Организация отчетной выставки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения программы

 

 

Данная программа деятельности способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться внутренняя позиция школьника, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формироваться умение учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать содержание и условия деятельности в сообщениях.

Ученики должны быть:

•        дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;

•        обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;

•        самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;

•        способны к изменению самих себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.         Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим   патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

2.         Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.

3.         Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

4.         Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

5.         Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

6.         Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.

7.         Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

8.         Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

9.         Фестиваль «Открытый урок», Москва, 2007-2008 уч. год.

10.         Бондалетов В.Д.  Русская ономастика. Москва, 1983.

11.        Бычкова М.Г. Семейный летописец.// Родина-1991-№5

12.         Лукомский В.К. Герб как исторический источник, Москва, 1999.

13.         Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники. Москва

14.          Тусанов В.Е. Школьный музей . Волгоград, 2009.

15.          Можаров Н.Д. Как составить свою родословную.// Воспитание школьников.-1998-№5,6.

 


 

Пояснительная записка Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение

Пояснительная записка Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение

В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом

В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом

Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления

Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления

Подведение итогов. Организация отчётной выставки

Подведение итогов. Организация отчётной выставки

Школьный музей как источник изучения родного края

Школьный музей как источник изучения родного края

Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты освоения программы

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2021