2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей своей программой внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России. Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего села, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.
Рабочая программа кружка «Музейное дело» составлена на основе:
· «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования»;
· Сборника методических материалов для руководителей школьных музеев Московской области (Под общей редакцией Н.С. Чекмаревой; Составители: Г.Л. Зинченко, С.Е. Мироненко. Министерство Образования Московской области Центр развития творчества детей и юношества, 2005 г.)
· Преподавание основ музейного дела в школе Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г /дополнительное образование, УЦ «Преспектива», М., 2011г./
· Элективные курсы по истории 8-11 класс; Н.И. Дорожкин; М. «Вако» 2010 г.
Программа рассчитана на 1 часа в неделю, 35 часов.
Программа дополнительного образования соответствует примерным требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей, опубликованных в приложении к письму Департамента Молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.06 № 06-1844.
Программа «Музейное дело» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.
В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.
Календарно тематическое планирование
№ пп
|
Название разделов и тем |
Дата |
Примечание |
||
План
|
Факт |
||||
1. |
Введение. Задачи, содержание и значение работы кружка «Музейное дело». |
|
|
|
|
2. |
Происхождение музея. Профили и типы музеев. |
|
|
|
|
3. |
Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. |
|
|
|
|
4. |
Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. |
|
|
|
|
5. |
Способы изучения музейных предметов. |
|
|
|
|
6. |
Экспедиции и краеведческие походы - основная форма комплектования фондов. |
|
|
|
|
7. |
Другие способы комплектования фондов школьного музея. |
|
|
|
|
8. |
Фонды школьного музея и их значение. |
|
|
|
|
9. |
Комплектование музейных фондов. |
|
|
|
|
10. |
Учёт музейных фондов. |
|
|
|
|
11. |
Хранение музейных фондов. |
|
|
|
|
12. |
Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. |
|
|
|
|
13. |
Выставка как актуальная для школьного музея форма презентации его коллекций. |
|
|
|
|
14. |
Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления. |
|
|
|
|
15. |
Понятие: аудитория школьного музея. Разнообразие форм работы с аудиторией. |
|
|
|
|
16. |
Основные требования к музейной экскурсии и этапы её подготовки. |
|
|
|
|
17. |
Работа экскурсовода. |
|
|
|
|
18. |
Школьный музей как источник изучения родного края. |
|
|
|
|
19. |
История создания школьного музея |
|
|
|
|
20. |
Фонды и экспозиции школьного музея. |
|
|
|
|
21. |
Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность. |
|
|
|
|
22. |
Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. |
|
|
|
|
23. |
Записи историко-краеведческих наблюдений. |
|
|
|
|
24. |
Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. |
|
|
|
|
25. |
Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны. |
|
|
|
|
26. |
Воспитательное значение военно-патриотической работы. |
|
|
|
|
27. |
Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны. |
|
|
|
|
28. |
Пропаганда героических подвигов советских воинов. |
|
|
|
|
29. |
Ученики школы – защитники Отечества. |
|
|
|
|
30. |
Как организовать историческую выставку |
|
|
|
|
31. |
Создание исторической выставки |
|
|
|
|
32. |
Основные события в жизни школы. Учителя школы. |
|
|
|
|
33. |
История деятельности пионерской и комсомольской организаций. |
|
|
|
|
34. |
Подведение итогов. Организация отчётной выставки. Оформление фотоальбома. |
|
|
|
|
35. |
Подведение итогов. Организация отчётной выставки. Оформление фотоальбома. |
|
|
|
|
Содержание программы:
Введение (1ч)
Задачи, содержание и значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов.
Тема 1. Музей как институт социальной памяти (2ч)
Происхождение музея. Музей античного мира., эпохи Возрождения. Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы – важнейший этап в создании школьного музея.
Тема 2. Музейный предмет и способы его изучения (2ч)
Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.
Тема 3. Проведение научных исследований активом школьного музея (2ч)
Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и архивах. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований.
Тема 4. Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы (4ч)
Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение.
Тема 5. Экспозиция школьного музея (3ч)
Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. Выставка (экспозиция временного характера) как актуальная для школьного музея форма презентации его коллекций. Интерактивные выставки. Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления.
Тема 6. Работа с аудиторией (3ч)
Понятие: аудитория школьного музея – учащиеся данной школы или других школ, родители, жители посёлка, воспитанники детских садов и т. д. Разнообразие форм работы с аудиторией. Традиционные и нетрадиционные формы работы с аудиторией. Основные требования к музейной экскурсии. Этапы подготовки экскурсии. Работа экскурсовода.
Тема 7. Изучение истории школьного музея (4ч)
Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного музея. Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность.
Тема 8. Историческое краеведение (4ч)
Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений.
Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.
Тема 9. Военно-патриотическая работа (4ч)
Воспитательное значение военно-патриотической работы. Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны. Пропаганда героических подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны.
Ученики школы – защитники Отечества.
Тема 10. Организация и проведение исторических выставок (2ч)
Познакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине.
Тема 11. Изучение истории школы (2ч)
Основные события в жизни школы. Учителя школы.
Подведение итогов (2ч)
Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Организация отчетной выставки.
Планируемые результаты освоения программы
Данная программа деятельности способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться внутренняя позиция школьника, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формироваться умение учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать содержание и условия деятельности в сообщениях.
Ученики должны быть:
• дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
• обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;
• самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;
• способны к изменению самих себя.
Список литературы
1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.
7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
9. Фестиваль «Открытый урок», Москва, 2007-2008 уч. год.
10. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. Москва, 1983.
11. Бычкова М.Г. Семейный летописец.// Родина-1991-№5
12. Лукомский В.К. Герб как исторический источник, Москва, 1999.
13. Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники. Москва
14. Тусанов В.Е. Школьный музей . Волгоград, 2009.
15. Можаров Н.Д. Как составить свою родословную.// Воспитание школьников.-1998-№5,6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.