Рабочая программа кружка " Музейное дело"

  • docx
  • 06.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Музейное дело.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 - 2021 учебный год

Пояснительная записка

 

Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей своей программой внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России. Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего села, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.

            Рабочая программа кружка «Музейное дело» составлена на основе:

·                    «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования»;

·                    Сборника методических материалов для руководителей школьных музеев  Московской области (Под общей редакцией Н.С. Чекмаревой; Составители: Г.Л. Зинченко, С.Е. Мироненко. Министерство Образования  Московской  области Центр развития творчества детей и юношества, 2005 г.)

·                    Преподавание основ музейного дела в школе Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г /дополнительное образование, УЦ «Преспектива», М., 2011г./

·                    Элективные курсы по истории 8-11 класс; Н.И. Дорожкин; М. «Вако» 2010 г.

Программа рассчитана на 1 часа в неделю, 35 часов.

Программа дополнительного образования соответствует примерным требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей, опубликованных в приложении к письму Департамента Молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.06 № 06-1844.

Программа «Музейное дело» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

   При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.

   В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно тематическое планирование

 

пп

 

 

 

Название разделов и тем

Дата

Примечание

План

 

Факт

1.       

Введение. Задачи, содержание и значение работы кружка «Музейное дело».

 

 

 

2.       

Происхождение музея. Профили и типы музеев.

 

 

 

3.       

Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе.

 

 

 

4.       

Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов.

 

 

 

5.       

Способы изучения музейных предметов.

 

 

 

6.       

Экспедиции и краеведческие походы - основная форма комплектования фондов.

 

 

 

7.       

Другие способы комплектования фондов школьного музея.

 

 

 

8.       

Фонды школьного музея и их значение.

 

 

 

9.       

Комплектование музейных фондов.

 

 

 

 

10.   

Учёт музейных фондов.

 

 

 

 

11.   

Хранение музейных фондов.

 

 

 

 

12.   

Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс.

 

 

 

13.   

Выставка как актуальная для школьного музея форма презентации его коллекций.

 

 

 

14.   

Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления.

 

 

 

15.   

Понятие: аудитория школьного музея. Разнообразие форм работы с аудиторией.

 

 

 

16.   

Основные требования к музейной экскурсии и этапы её подготовки.

 

 

 

17.   

Работа экскурсовода.

 

 

 

 

18.   

Школьный музей как источник изучения родного края.

 

 

 

19.   

История создания школьного музея

 

 

 

 

20.   

Фонды и экспозиции школьного музея.

 

 

 

21.   

Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность.

 

 

 

22.   

Историческое краеведение как наука. Объекты изучения.

 

 

 

23.   

Записи историко-краеведческих наблюдений.

 

 

 

24.   

Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.

 

 

 

25.   

Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.

 

 

 

26.   

Воспитательное значение военно-патриотической работы.

 

 

 

27.   

Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны.

 

 

 

28.   

Пропаганда героических подвигов советских воинов.

 

 

 

29.   

Ученики школы – защитники Отечества.

 

 

 

30.   

Как организовать историческую выставку

 

 

 

31.   

Создание исторической выставки

 

 

 

 

32.   

Основные события в жизни школы.  Учителя школы.

 

 

 

33.   

История деятельности пионерской и комсомольской организаций.

 

 

 

34.   

Подведение итогов. Организация отчётной выставки. Оформление фотоальбома.

 

 

 

35.   

Подведение итогов. Организация отчётной выставки. Оформление фотоальбома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы:

 

Введение (1ч)

Задачи, содержание и значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов.

Тема 1. Музей как институт социальной памяти  (2ч)

          Происхождение музея. Музей античного мира., эпохи Возрождения. Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы – важнейший этап в создании школьного музея.

Тема 2. Музейный предмет и способы его изучения (2ч)

         Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.

Тема 3. Проведение научных исследований активом школьного музея (2ч)

      Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и архивах. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований.

Тема 4. Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы  (4ч)

        Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение.

Тема 5. Экспозиция школьного музея  (3ч)

         Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. Выставка (экспозиция временного характера) как актуальная для школьного музея форма презентации его коллекций. Интерактивные выставки. Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления.

Тема 6. Работа с аудиторией (3ч)

          Понятие: аудитория школьного музея – учащиеся данной школы или других школ, родители, жители посёлка, воспитанники детских садов и т. д. Разнообразие форм работы с аудиторией. Традиционные и нетрадиционные формы работы с аудиторией. Основные требования к музейной экскурсии. Этапы подготовки экскурсии. Работа экскурсовода.

Тема 7. Изучение истории школьного музея (4ч)

           Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного музея Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность.

Тема 8. Историческое краеведение (4ч)

          Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений.

Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.

Тема 9. Военно-патриотическая работа (4ч)

         Воспитательное значение военно-патриотической работы. Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны. Пропаганда героических подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны.

         Ученики школы – защитники Отечества.

Тема 10. Организация и проведение исторических выставок  (2ч)

         Познакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине.

Тема 11. Изучение истории школы (2ч)

         Основные события в жизни школы. Учителя школы.

Подведение итогов (2ч)

         Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Организация отчетной выставки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения программы

 

 

Данная программа деятельности способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться внутренняя позиция школьника, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формироваться умение учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать содержание и условия деятельности в сообщениях.

Ученики должны быть:

•        дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;

•        обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;

•        самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;

•        способны к изменению самих себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.         Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим   патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

2.         Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.

3.         Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

4.         Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

5.         Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

6.         Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.

7.         Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

8.         Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

9.         Фестиваль «Открытый урок», Москва, 2007-2008 уч. год.

10.         Бондалетов В.Д.  Русская ономастика. Москва, 1983.

11.        Бычкова М.Г. Семейный летописец.// Родина-1991-№5

12.         Лукомский В.К. Герб как исторический источник, Москва, 1999.

13.         Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники. Москва

14.          Тусанов В.Е. Школьный музей . Волгоград, 2009.

15.          Можаров Н.Д. Как составить свою родословную.// Воспитание школьников.-1998-№5,6.