МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. САДОВЫЙ»
ТАТИЩЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО классных руководителей Протокол №____ от «____»__________2021 г Руководитель ШМО _______Величкина А.С. |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по воспитательной работе ________________Величкина А.С. «___» ____________ 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Математика с увлечением»
Уровень обучения- начальное общее образование.3 класс
Общее количество часов: 34
Количество часов в неделю:1 Уровень :базовый
Программа разработана на основе
авторской программы «Математика» (Рудницкая В.Н.,Юдачёва Т.В.)Начальная школа 21 века. Концепции и программы для начальных классов. Москва: Просвещение, 2009 год/
учебной литературы:
Учебник для образовательных учреждений «Математика» 3класс (Рудницкая В.Н.,Юдачёва Т.В.) /Москва: Просвещение, 2015 год/
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) (автор О. Холодова) /Методическое пособие, 3 класс.
п.Садовый
2021г
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Математика с увлечением»
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
· Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
· Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
· Воспитание чувства справедливости, ответственности.
· Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
· Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
· Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
· Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
· Анализировать правила игры.
· Действовать в соответствии с заданными правилами.
· Включаться в групповую работу.
· Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
· Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
· Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
· Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
· Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
· Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
· Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
· Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
· Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
· Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
· Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
· Воспроизводить способ решения задачи
· Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
· Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
· Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
· Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
· Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
· Конструировать несложные задачи.
· Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
· Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
· Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
· Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
· Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
· Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
· Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
· Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
· Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
· Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
· Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
· Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
Ожидаемые результаты
Личностные результаты
· Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
· Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
· Воспитание чувства справедливости, ответственности.
· Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Предметные результаты
· Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
·
Овладение основами логического и
алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения,
прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной
форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
· Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
· Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
· Универсальные учебные действия
· Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
· Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
· Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
· Анализировать правила игры.
· Действовать в соответствии с заданными правилами.
· Включаться в групповую работу.
· Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
· Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
· Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
· Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
· Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Содержание курса «Математика с увлечением»
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математическиеигры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Содержание программы
1.Исторические сведения о математике (4ч)
Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. Сравнение римской и современной письменных нумераций. Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр.
2.Числа и выражения (6ч)
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство. Числа – великаны. Интересные приемы устного счета. Особые случаи быстрого умножения. Приемы вычислений.
3. Математические ребусы и головоломки (9ч)
Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов. Математические фокусы.
4. Решение занимательных задач (9ч)
Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи. Задачи со спичками
5.Геометрическая мозаика (6ч)
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием.
Форма организации занятий.
Групповая и индивидуальная .
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.
Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности – обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов – понятий.
Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, окружающего мира, технологии и т.д.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Колич. часов |
1 |
Исторические сведения о математике |
4 |
2 |
Числа и выражения |
6 |
3 |
Математические ребусы и головоломки |
9 |
4 |
Решение занимательных задач
|
9 |
5 |
Геометрическая мозаика |
6 |
|
Всего |
34 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. САДОВЫЙ»
ТАТИШЩЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО классных руководителей Протокол № _____ от «____»__________2021г. Руководитель ШМО __________Величкина А.С. |
«СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по ВР «___» ____________ 2021 г. __________Мамышева А.В. |
«УТВЕРЖДАЮ:» И.о.директора МОУ «СОШ п. Садовый» _____________А.А.Карпов. приказ от _________________ № _____ |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности
«Математика с увлечением»
Класс :3
Общее количество часов: 34
Количество часов в неделю:1 Уровень :базовый
Руководитель: Каргина Л.В.
Квалификационная категория : первая
Программа разработана на основе
авторской программы «Математика» (Рудницкая В.Н.,Юдачёва Т.В.)Начальная школа 21 века. Концепции и программы для начальных классов. Москва: Просвещение, 2009 год/
учебной литературы:
Учебник для образовательных учреждений «Математика» 3класс (Рудницкая В.Н.,Юдачёва Т.В.) /Москва: Просвещение, 2015 год/
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) (автор О. Холодова) /Методическое пособие, 3 класс.
п. Садовый
2021г
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п/п |
Тема |
Дата |
|
План |
Факт |
||
1 |
Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения? |
|
|
2 |
Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи. |
|
|
3 |
Решение логических задач. |
|
|
4 |
Римские цифры. Упражнения, игры, задачи. |
|
|
5 |
Римские цифры. Как читать римские цифры? |
|
|
6 |
Решение ребусов и логических задач |
|
|
7 |
Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи. |
|
|
8 |
Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи. |
|
|
9 |
Архимед. Упражнения, игры, задачи. |
|
|
10 |
Умножение. Упражнения, игры, задачи. |
|
|
11 |
Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки. |
|
|
12 |
Деление. Упражнения, игры, задачи. |
|
|
13 |
Делится или не делится. |
|
|
14 |
Решение нестандартных задач. |
|
|
15 |
Практикум «Подумай и реши». |
|
|
16 |
Математический КВН. Решение ребусов и логических задач. |
|
|
17 |
Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. |
|
|
18 |
Периметр многоугольника |
|
|
19 |
Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки. |
|
|
20 |
Симметрия фигур. |
|
|
21 |
Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. |
|
|
22 |
Математические фокусы. |
|
|
23 |
Конкурс знатоков. |
|
|
24 |
Открытие нуля. Загадки-смекалки. |
|
|
25 |
Учимся отгадывать ребусы.
|
|
|
26 |
Денежные знаки. Загадки-смекалки. |
|
|
27 |
Решение задач повышенной трудности. |
|
|
28 |
Игра «Цифры в буквах». |
|
|
29 |
КВН «Царица наук». |
|
|
30 |
Задачи с многовариантными решениями. |
|
|
31 |
Игра «Смекай, решай, отгадывай». |
|
|
32 |
Игра «Поле чудес». |
|
|
33 |
Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов. |
|
|
34 |
Интеллектуальный марафон. |
|
|
Лист корректировки
Номер урока |
Содержание корректировки |
основание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.