РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Шахматная азбука» 1 класс
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Шахматная азбука» 1 класс

Оценка 4.7
docx
21.07.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Шахматная азбука» 1 класс
Шахматная азбука.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

" Начальная общеобразовательная школа №13"

 

                                                                                                                                                          

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 13»

_____________ Е.Ю. Дорофеева

приказ от                 2020 г. №

 

        

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Шахматная азбука»

(внеурочная деятельность)

1 «А» класс

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Составитель:

                                                                    Лагуткина Лариса Валерьевна

                                                                учитель начальных классов

                                                                                     высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Реммаш

на 2020-2021 учебный год

 

 

1.      Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа предназначена для реализации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности кружка «Шахматная азбука» в 1 классе.

          Рабочая программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана  на основе:

·                    Основной образовательной программы начального общего образования   МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 13»;

·                    Учебного плана на 2020-2021 учебный год МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 13»;

·                    авторской рабочей программы «Шахматы» А.А. Тимофеева 1 - 4 классы, «Вентана – Граф» 2014 год.

           Планирую реализовать авторскую программу в полном объёме без изменений.

 

           Цель:  создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

           Задачи:

 

·                    научить школьника самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной учебной деятельности;

·                    создание условий для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

·                    развивать интеллектуальные процессы, творческое мышление;

·                    формировать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).   

·                    развить навыки групповой работы;

·                    способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями;

·                    заложить идеи развития у подростков собственной активности, целеполагания, личной ответственности;

·                    воспитывать целеустремлённость, самообладание, бережное отношение ко времени.

 

 

Место кружка в учебном плане

 

На изучение курса «Шахматная азбука» отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год.

 

Формы проведения

 

Практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, дидактические игры и задания, игровые упражнения, теоретические занятия, шахматные игры.

 

2.      Содержание курса

 

п/п

Раздел

Количество часов

1

Фигуры и шахматная доска

3

2

Ходы и взятие фигур

12

3

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат

10

4

Запись шахматных ходов

2

5

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен

2

6

Общие принципы разыгрывания дебюта

4

          Итого

 33

 

 

3.      Планируемые результаты освоения курса

 

Личностные результаты:

 

-        определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

-        в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

 

Метапредметные результаты:

 

Регулятивные УУД:

-        определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.

-        проговаривать последовательность действий.

-        учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

-        учиться работать по предложенному учителем плану.

-        учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-        учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

 

Познавательные УУД:

-        ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-        добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

-        перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.

-        перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

-        преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

 

Коммуникативные УУД:

-        донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-        слушать и понимать речь других.

-        совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-        учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

 

 

 

 

 


4.      Календарно тематическое планирование

 

п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности обучающихся

Планируемая

дата

прохождения

Скорректированная дата

прохождения

Фигуры и шахматная доска (3 ч)

1

Основы шахмат. Шахматная доска.

Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий.

04.09

 

2

Основы шахмат. Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.

Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий.

11.09

 

3

Шахматные фигуры и их обозначения.

Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные

18.09

 

Ходы и взятие фигур (12 ч)

4

Ходы и взятия ладьи, слона.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

25.09

 

5

Ходы и взятия ферзя, короля.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур.

02.10

 

6

Ходы и взятия пешки.

Проговаривать последовательность действий.

Высказывать своё предположение (версию).

09.10

 

7

Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

16.10

 

8

Угроза, нападение, защита.

Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации.

23.10

 

9

Превращение и взятие на проходе пешкой.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

06.11

 

10

Значение короля.

Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигурой.

13.11

 

11

Шах.

Знать стоимость фигур и правила их размена.

20.11

 

12

Короткая и длинная рокировка.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

уметь проводить элементарные комбинации.

27.11

 

13

Начальная позиция.

Знать шахматный термин мат. Уметь  ставить мат с помощью короля и ферзя, ферзя и ладьи, мат на последней горизонтали.

04.12

 

14

Запись шахматных позиций.

Выделять закономерности.

11.12

 

15

Практическая игра.

Проговаривать последовательность действий. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.

18.12

 

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат  (10 ч)

16

Способы защиты от  шаха.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.

25.12

 

17

Открытый, двойной шах.

Проговаривать последовательность расстановки фигур в игре.

15.01

 

18

Мат.

Работать по предложенному учителем плану.

22.01

 

19

Сходство и различие между понятиями шаха и мата.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур.

29.01

 

20

Алгоритм решения задач на мат в один ход.

Определять последовательность событий; выявлять закономерности и проводить аналогии.

05.02

 

21

Пат.

Запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

19.02

 

22

«Бешеные» фигуры.

Выявлять закономерности и проводить аналогии.

26.02

 

23

Сходство и различие между понятиями мата и пата.

Владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

04.03

 

24

Выигрыш, ничья, виды ничьей.

Узнавать предметы, явления по их признакам.

11.03

 

25

Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Запоминать и воспроизводить изучаемый материал.

18.03

 

Запись шахматных ходов (2 ч)

26

Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки.

Сформировать умение проводить элементарные комбинации.

01.04

 

27

Полная и краткая нотация. Шахматный диктант.

Проговаривать последовательность действий.

08.04

 

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч)

28

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске.

Определять последовательность событий.

15.04

 

29

Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Выявлять закономерности и проводить аналогии.

22.04

 

Общие принципы разыгрывания дебюта (4 ч)

30

Мобилизация фигур,  безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

 

29.04

 

31

Классификация дебютов.

Уметь играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими.

06.05

 

32

Анализ учебных партий.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение, уметь проводить элементарные комбинации.

13.05

 

33

Раннее развитие ферзя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

20.05

 

 

1 СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

МБОУ «Начальная

общеобразовательная школа № 13»

протокол    от                  2020 г. № 1

2 СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Начальная

общеобразовательная школа № 13»

_______________ Н.Ю.Маркина

«___»_____________ 2020 г.

 

 

 

 

 

 


 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "

Пояснительная записка Данная рабочая программа предназначена для реализации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности кружка «Шахматная азбука» в 1 классе

Пояснительная записка Данная рабочая программа предназначена для реализации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности кружка «Шахматная азбука» в 1 классе

Цель и результат шахматной партии

Цель и результат шахматной партии

- слушать и понимать речь других. - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - учиться выполнять различные роли в…

- слушать и понимать речь других. - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - учиться выполнять различные роли в…

Календарно тематическое планирование № п/п

Календарно тематическое планирование № п/п

Шах. Знать стоимость фигур и правила их размена

Шах. Знать стоимость фигур и правила их размена

Полная и краткая нотация. Шахматный диктант

Полная и краткая нотация. Шахматный диктант

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Шахматная азбука» 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Шахматная азбука» 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Шахматная азбука» 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Шахматная азбука» 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.07.2020