Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
" Начальная общеобразовательная школа №13"
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 13» _____________ Е.Ю. Дорофеева приказ от 2020 г. № |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Шахматная азбука»
(внеурочная деятельность)
1 «А» класс
Составитель:
Лагуткина Лариса Валерьевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
п. Реммаш
на 2020-2021 учебный год
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для реализации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности кружка «Шахматная азбука» в 1 классе.
Рабочая программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:
· Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 13»;
· Учебного плана на 2020-2021 учебный год МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 13»;
· авторской рабочей программы «Шахматы» А.А. Тимофеева 1 - 4 классы, «Вентана – Граф» 2014 год.
Планирую реализовать авторскую программу в полном объёме без изменений.
Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
· научить школьника самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной учебной деятельности;
· создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
· развивать интеллектуальные процессы, творческое мышление;
· формировать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
· развить навыки групповой работы;
· способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями;
· заложить идеи развития у подростков собственной активности, целеполагания, личной ответственности;
· воспитывать целеустремлённость, самообладание, бережное отношение ко времени.
Место кружка в учебном плане
На изучение курса «Шахматная азбука» отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год.
Формы проведения
Практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, дидактические игры и задания, игровые упражнения, теоретические занятия, шахматные игры.
2. Содержание курса
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
1 |
Фигуры и шахматная доска |
3 |
2 |
Ходы и взятие фигур |
12 |
3 |
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат |
10 |
4 |
Запись шахматных ходов |
2 |
5 |
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен |
2 |
6 |
Общие принципы разыгрывания дебюта |
4 |
Итого |
33 |
3. Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- проговаривать последовательность действий.
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- учиться работать по предложенному учителем плану.
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- слушать и понимать речь других.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
4. Календарно тематическое планирование |
|
||||
№ п/п |
Тема занятия |
Характеристика деятельности обучающихся |
Планируемая дата прохождения |
Скорректированная дата прохождения |
|
Фигуры и шахматная доска (3 ч) |
|||||
1 |
Основы шахмат. Шахматная доска. |
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. |
04.09 |
|
|
2 |
Основы шахмат. Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат. |
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. |
11.09 |
|
|
3 |
Шахматные фигуры и их обозначения. |
Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные |
18.09 |
|
|
Ходы и взятие фигур (12 ч) |
|||||
4 |
Ходы и взятия ладьи, слона. |
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. |
25.09 |
|
|
5 |
Ходы и взятия ферзя, короля. |
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур. |
02.10 |
|
|
6 |
Ходы и взятия пешки. |
Проговаривать последовательность действий. Высказывать своё предположение (версию). |
09.10 |
|
|
7 |
Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. |
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. |
16.10 |
|
|
8 |
Угроза, нападение, защита. |
Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации. |
23.10 |
|
|
9 |
Превращение и взятие на проходе пешкой. |
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
06.11 |
|
|
10 |
Значение короля. |
Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигурой. |
13.11 |
|
|
11 |
Шах. |
Знать стоимость фигур и правила их размена. |
20.11 |
|
|
12 |
Короткая и длинная рокировка. |
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. уметь проводить элементарные комбинации. |
27.11 |
|
|
13 |
Начальная позиция. |
Знать шахматный термин мат. Уметь ставить мат с помощью короля и ферзя, ферзя и ладьи, мат на последней горизонтали. |
04.12 |
|
|
14 |
Запись шахматных позиций. |
Выделять закономерности. |
11.12 |
|
|
15 |
Практическая игра. |
Проговаривать последовательность действий. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат. |
18.12 |
|
|
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч) |
|||||
16 |
Способы защиты от шаха. |
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. |
25.12 |
|
|
17 |
Открытый, двойной шах. |
Проговаривать последовательность расстановки фигур в игре. |
15.01 |
|
|
18 |
Мат. |
Работать по предложенному учителем плану. |
22.01 |
|
|
19 |
Сходство и различие между понятиями шаха и мата. |
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур. |
29.01 |
|
|
20 |
Алгоритм решения задач на мат в один ход. |
Определять последовательность событий; выявлять закономерности и проводить аналогии. |
05.02 |
|
|
21 |
Пат. |
Запоминать и воспроизводить изучаемый материал. |
19.02 |
|
|
22 |
«Бешеные» фигуры. |
Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
26.02 |
|
|
23 |
Сходство и различие между понятиями мата и пата. |
Владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. |
04.03 |
|
|
24 |
Выигрыш, ничья, виды ничьей. |
Узнавать предметы, явления по их признакам. |
11.03 |
|
|
25 |
Правила шахматных соревнований. Шахматные часы. |
Запоминать и воспроизводить изучаемый материал. |
18.03 |
|
|
Запись шахматных ходов (2 ч) |
|||||
26 |
Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. |
Сформировать умение проводить элементарные комбинации. |
01.04 |
|
|
27 |
Полная и краткая нотация. Шахматный диктант. |
Проговаривать последовательность действий. |
08.04 |
|
|
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч) |
|||||
28 |
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. |
Определять последовательность событий. |
15.04 |
|
|
29 |
Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество. |
Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
22.04 |
|
|
Общие принципы разыгрывания дебюта (4 ч) |
|||||
30 |
Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. |
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
|
29.04 |
|
|
31 |
Классификация дебютов. |
Уметь играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими. |
06.05 |
|
|
32 |
Анализ учебных партий. |
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение, уметь проводить элементарные комбинации. |
13.05 |
|
|
33 |
Раннее развитие ферзя. |
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. |
20.05 |
|
|
1 СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 13» протокол от 2020 г. № 1 |
2 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 13» _______________ Н.Ю.Маркина «___»_____________ 2020 г. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.