Пояснительная записка
Актуальность: Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия. Программа «Школьный музей и музееведение» создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к школе, родному краю, к Родине.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у подростков региональной и гражданской идентичности. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности.
Отличительные особенности данной Программы от уже существующих состоят в специфике организации занятий, во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.
Цель: создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.
Задачи:
- образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;
- развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции.
Возраст обучающихся: 12-16 лет.
Условия формирования групп: группа разновозрастная.
Наполняемость учебной группы: 12 человек.
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Методы организации и осуществления занятий:
Образовательные технологии:
• Технология учебного проектирования;
• Техника обучения как учебного исследования;
• Технология коллективной мыследеятельности.
Воспитательные технологии:
• Технология предметно-пространственной воспитывающей среды;
• Технология коллективного творческого дела.
Методы: частично-поисковый; исследовательский метод.
Особенности организации учебного процесса: Уровень освоения программы базовый. Содержание программы дает возможность ученикам получить тот запас знаний, умений, навыков, который поможет им в дальнейшем самостоятельно разбираться в историко- краеведческом материале. Ученики могут делиться своими знаниями с младшими как инструкторы (экскурсии, исследования, создание экспозиций) для проведения занятий с младшими школьниками. Занятия проводятся в музее.
Планируемые результаты
Личностные результаты.
В рамках когнитивного компонента:
- укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, республики, России как основополагающим ценностям;
- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории села Александровка.
- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.
В рамках эмоционального компонента:
- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;
- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.
- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.
- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.
Коммуникативные результаты:
- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умение вести экскурсии, интервьюирование.
Познавательные результаты:
- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;
- сформируются представление о музееведение как о науке;
- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;
- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;
- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.
- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;
- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.
Учебный план
№ п/п |
Наименование модуля |
Количество часов |
Теория |
Практика |
1 |
Модуль 1. Музей как институт социальной памяти |
13 |
6 |
7 |
1.1 |
Введение. Специфика школьного музея |
2 |
1 |
1 |
1.2 |
Музейный предмет и способы его изучения |
6 |
3 |
3 |
1.3 |
Проведение научных исследований активом школьного музея |
5 |
2 |
3 |
2 |
Модуль 2. Фонды школьного музея |
8 |
4 |
4 |
2.1 |
Определение понятия, основные направления фондовой работы |
4 |
2 |
2 |
2.2 |
Правила оформления текстов для музейной экспозиции |
4 |
2 |
2 |
3 |
Модуль 3. Концепция экспозиции школьного музея |
26 |
7 |
19 |
3.1 |
Составление тематико-экспозиционного плана. |
4 |
|
4 |
3.2 |
Экспозиция школьного музея |
4 |
2 |
2 |
3.3 |
Работа с аудиторией |
18 |
5 |
13 |
4 |
Модуль 4. Историческое краеведение |
21 |
9 |
12 |
4.1 |
Изучение истории школьного музея |
3 |
2 |
1 |
4.2 |
Историческое краеведение. Объекты изучения |
4 |
2 |
2 |
4.3 |
Моя семья и родной край |
3 |
1 |
2 |
4.4 |
Военно-патриотическая работа |
6 |
2 |
4 |
4.5 |
Изучение истории школы |
4 |
2 |
1 |
4.6 |
Подведение итогов |
1 |
|
2 |
|
Всего: |
68 |
27 |
41 |
Содержание программы
Модуль 1. Музей как институт социальной памяти (13 ч)
Введение (2 ч)
Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах города. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах
Происхождение музея. Музей античного мира, эпохи Возрождения. Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы – важнейший этап в создании школьного музея.
Музейный предмет и способы его изучения (6ч)
Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.
Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.
Проведение научных исследований активом школьного музея (5ч)
Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и архивах. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований.
Модуль 2. Фонды школьного музея (8 ч)
Определение понятия, основные направления фондовой работы (8ч)
Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение. Правила оформления текстов для музейной экспозиции
Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.
Модуль 3. Концепция экспозиции школьного музея (25 ч)
Экспозиция школьного музея (8ч)
Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Практические занятия: подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение.
Работа с аудиторией (17ч)
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.
Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея. Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.
Модуль 4. Историческое краеведение(21 ч)
Изучение истории школьного музея (3ч)
Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного музея. Профиль музея: воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности. Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность. Изучение истории школы. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.
Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).
Историческое краеведение (4ч)
Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.
Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.
Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.
Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц города.
Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.
Моя семья и родной край (3 ч)
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Практические занятия: Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Военно-патриотическая работа (6ч).
Воспитательное значение военно-патриотической работы. Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны.
Пропаганда героических подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны.
Школа в годы Великой Отечественной войны. Ученики школы – защитники Отечества. Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами.
Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет – ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.
Изучение истории школы (4ч)
Изучение истории школы. Основные события в жизни школы. Учителя школы. История деятельности пионерской и комсомольской организаций по экспозиции школьного музея.
Практические занятия: поиск и обработка документов; создание стенда «Золотые и серебряные медалисты школы».
Подведение итогов (1ч)
Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Организация отчетной выставки.
Формы организации учебных занятий.
Ø По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая.
Ø По особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с элементами беседы, рассказ, практикум, исследование, проект, презентации, экскурсии, встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, встреча с краеведом.
Ø По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Основные виды деятельности: познавательная, исследовательская.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
|
Тема раздела/урока |
Всего часов |
Форма занятия |
Форма контроля |
Дата план |
Дата факт |
||
Музей как институт социальной памяти – 2 ч |
|||||||||
1 |
1 |
Введение. Происхождение музея. Профили и типы музеев. |
1 |
презентация |
Практическое задание |
|
|
||
2 |
2 |
Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. |
1 |
Лекция с элементами беседы |
опрос |
|
|
||
Музейный предмет и способы его изучения – 6 ч |
|||||||||
3 |
1 |
Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. |
1 |
Беседа практикум |
опрос |
|
|
||
4 |
2 |
Способы изучения музейных предметов. |
1 |
беседа |
опрос |
|
|
||
5 |
3 |
«Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель. |
1 |
беседа |
опрос |
|
|
||
6 |
4 |
Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов. |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
7 |
5 |
Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами. |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
8 |
6 |
Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами. |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
Проведение научных исследований активом школьного музея- 5 ч |
|||||||||
9 |
1 |
Экспедиции и краеведческие походы - основная форма комплектования фондов |
1 |
исследование |
Практическое задание |
|
|
||
10 |
2 |
Другие способы комплектования фондов школьного музея |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
11 |
3 |
Переписка, связанная с поисками материалов |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
12 |
4 |
Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и архивах |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
13 |
5 |
Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
Фонды школьного музея - 8 ч |
|||||||||
14 |
1 |
Фонды школьного музея и их значение. |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
15 |
2 |
Комплектование музейных фондов. |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
16 |
3 4 |
Обменный фонд и фонд временного хранения. |
2 |
|
|
|
|
||
17 |
5 |
Учёт музейных фондов. |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
18 |
6 |
Хранение музейных фондов. |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
19 |
7 |
Правила оформления текстов для музейной экспозиции |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
20 |
8 |
Практическое занятие: составление тематико-экспозиционного плана. |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
Экспозиция школьного музея - 8ч |
|||||||||
21 |
1 |
Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. |
1 |
презентация |
Практическое задание |
|
|
||
22 |
2 |
Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. |
1 |
беседа |
опрос |
|
|
||
23 |
3 |
Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. |
1 |
Лекция с элементами беседы |
опрос |
|
|
||
24 |
4 |
Основные приёмы экспонирования музейных предметов |
1 |
лекция |
опрос |
|
|
||
25 |
5 |
Экспозиционное оборудование |
1 |
лекция |
опрос |
|
|
||
26 |
6 |
Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании. |
1 |
беседа |
опрос |
|
|
||
29 |
7 |
Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. |
1 |
Творческая лаборатория |
Практическое задание |
|
|
||
30 |
8 |
Культурно- образовательная деятельность музея. |
1 |
Творческая лаборатория |
Практическое задание |
|
|
||
Работа с аудиторией - 17ч |
|||||||||
31 |
1 |
Понятие: аудитория школьного музея. |
1 |
Лекция с элементами беседы |
опрос |
|
|
||
32 |
2 |
Разнообразие форм работы с аудиторией. |
1 |
беседа |
Практическое задание |
|
|
||
33 |
3 |
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий |
1 |
лекция |
опрос |
|
|
||
34 |
4 |
Основные требования к музейной экскурсии и этапы её подготовки. |
1 |
Беседа практикум |
Практическое задание |
|
|
||
35 |
5 |
Правила подготовки текстов экскурсий |
1 |
лекция |
Практическое задание |
|
|
||
36 |
6 |
Работа экскурсовода. |
1 |
Экскурсия в музеи г.Саранска |
Практическое задание |
|
|
||
37 |
7 |
Мастерство экскурсовода |
1 |
лекция |
опрос |
|
|
||
38 |
8 |
Как вести занятия по экспозициям школьного музея |
1 |
беседа |
Практическое задание |
|
|
||
39 |
9 |
игра-экскурсия |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
40 |
10 |
лаборатория |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
41 |
11 |
интервью |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
42 |
12 |
Массовая работа музея. |
1 |
беседа |
опрос |
|
|
||
43 |
13
|
Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
44 |
14 |
Подготовка экскурсоводов; |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
45 |
15 |
Проведение занятий на основе экспозиции музея. |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
46 |
16 |
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
47 |
17
|
Репетиции экскурсий |
1 |
практикум |
|
|
|
||
Изучение истории школьного музея - 3ч |
|||||||||
48 |
1 |
Школьный музей как источник изучения родного края. Профиль музея |
1 |
беседа |
опрос |
|
|
||
49 |
2 |
Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
50 |
3 |
Практические занятия: поиск документов по истории школы |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
Историческое краеведение - 4ч |
|||||||||
51 |
1 |
Историческое краеведение как наука. Объекты изучения |
1 |
лекция |
опрос |
|
|
||
52 |
2 |
Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
53 |
3 |
Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
54 |
4 |
Практическое занятие: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
Моя семья и родной край -3ч |
|||||||||
55 |
1 |
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив |
1 |
лекция |
опрос |
|
|
||
56 |
2 |
Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий. |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
57 |
3 |
Практическое занятие: Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
Военно-патриотическая работа - 6ч |
|||||||||
58 |
1 |
Воспитательное значение военно-патриотической работы. |
1 |
беседа |
опрос |
|
|
||
59 |
2 |
Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны. |
1 |
Встречи с ветеранами ВОВ |
Практическое задание |
|
|
||
60 |
3 |
Пропаганда героических подвигов советских воинов. |
1 |
Экскурсия в музей Боевой славы г. Саранска |
Выставочный просмотр |
|
|
||
61 |
4 |
Встречи с участниками войны и ее очевидцами. |
1 |
Встречи |
|
|
|
||
62 |
5 |
Ученики школы – защитники Отечества. |
1 |
встречи |
Практическое задание |
|
|
||
63 |
6 |
Сбор материалов для школьного музея |
1 |
беседа |
Практическое задание |
|
|
||
Изучение истории школы – 4ч |
|||||||||
64 |
1 |
Основные события в жизни школы. |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
65 |
2 |
Учителя школы |
1 |
беседа |
опрос |
|
|
||
66 |
3
|
История деятельности пионерской и комсомольской организаций. |
1 |
презентация |
опрос |
|
|
||
67 |
4 |
Практическое занятие: поиск и обработка документов |
1 |
практикум |
Практическое задание |
|
|
||
Подведение итогов - 1ч |
|||||||||
68 |
|
Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. |
1 |
практикум |
Защита исследовательских работ |
|
|
||
Итого: 68 часов |
|||||||||
Материально-техническое обеспечение программы
Оборудование
1. Электронные диски с видео записями и презентациями
2. Сайты Интернет
Дидактический материал
Архивный материал
Тесты
Фрагменты источников
Статистические данные
Анкеты и опросники
Список литературы:
Используемая литература:
Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2000.
Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2010г.
Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.