Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Мы любим русский язык"
Оценка 4.8

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Мы любим русский язык"

Оценка 4.8
docx
08.07.2023
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Мы любим русский язык"
мы любим русский язык. пояснительная записка...docx

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Мы любим русский язык» предназначена для обучения учащихся 3-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы. Она разработана на основе:

§  Федерального закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

§  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

§  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

§  гигиенических требований к условиям организации внеурочной деятельности;

§  учебного плана школы на 2022-2023 учебный год.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

·                     развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

·                     пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

·                     развитие мотивации к изучению русского языка;

·                     развитие творчества и обогащение словарного запаса;

·                     совершенствование общего языкового развития учащихся;

·                     углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;

·                     формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

·                     приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

·                     развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

·                     учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект.

Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект.

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Воспитывающий аспект.

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Общая характеристика курса «Мы любим русский язык»

Практическая направленность. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

«Мы любим русский язык»

• Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

• Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

• Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

• Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, и свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

• Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Обоснование выбора содержания программы

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к занимательному русскому языку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Формы проведения занятий: анализ и просмотр текстов, самостоятельная работа, соревнование, викторина, путешествие, презентация, проект, познавательная игра, исследование, конкурс, тематический праздник, творческая игра, заочное путешествие, проект.

Виды контроля: текущий, итоговый.

Описание места учебного занятия в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в год 34 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

Фонетика (9 ч)

Да здравствует русский язык! Техника безопасности на занятиях в кружке (1 ч)

Значение русского языка в жизни людей. Красота и богатство русского языка. Слова грустные, весёлые, маленькие, большие, вежливые, важные. Важные слова: Родина, Россия, Москва, Красная площадь, мама, папа, школа, товарищи, учителя.

Его величество ударение (1 ч)

Орфографическая зоркость. Игры: «Говори как робот», «Эхо», «Повторяйка», «Посидим, поокаем!», «Запомни и напиши», «Слова с безударными гласными в корне», « «Найди слово», «Где спряталась орфограмма?», «Найди орфограмму» Слова, в которых ударение не ставиться. Шуточный рассказ Ф.Кривина «Ударные и безударные». Задания: «Выбери правильный безударный гласный». Шарада. Игра «Составь слова».

Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Непроизносимые согласные (1 ч)

Орфографическая зоркость. Правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Занимательные задания: «Вставь нужную букву», «Расшифруй слова», «Исправь ошибки». Игры: «Говори как робот», «Эхо», «Повторяйка», «Посидим, поокаем!», «Запомни и напиши», «Слова с безударными гласными в корне».

В стране парных звонких и глухих согласных (1 ч)

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости, мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

В стране одиноких согласных (1 ч)

Задания: «Охарактеризуй звук», «Загадочные морские приключения».

Дружим с грамматикой. Безударные гласные, проверяемые ударением (1 ч)

Словесные шарады.

Досадное недоразумение. Непроверяемые безударные гласные (1 ч)

Стихотворные загадки от известных писателей и поэтов.

Проект «Мой алфавит» (1 ч)

Знакомство с использованием алфавита в окружающей жизни.

Незаменимый мягкий знак (1 ч)

Двойная роль мягкого знака.

Словообразование (6 ч)

Из чего же, из чего же состоят слова? (1 ч)

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

Часть слова, которая изменяется, окончанием называется. Как корень слова учил окончания уму – разуму (1 ч)

Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении

приставок.

Новые друзья корней – приставки (1 ч)

Образование однокоренных слов с помощью приставок. Разбор слова по составу.

Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет. Разделительный твердый знак (1 ч)

Роль разделительного твердого знака.

Про суффикс (1 ч)

Представление о значении суффиксов. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов.  Разбор слова по составу.

Игротека по теме: «Состав слова» (1 ч)

Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.

Лексика (4 ч)

Хорошо ли ты знаешь грамматику? (1 ч)

Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?”.

Вежливые слова (1 ч)

Волшебные слова: спасибо, пожалуйста, извините, простите…

Сокровища родного языка (1 ч)

Беседа о богатстве русского языка. Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению.

Игротека «Родной язык» (1 ч)

Игры «Ох! и Ах!», «Он, она, оно, они», «Пятый лишний», «Составь слово», «Вставьте буквы», «Какие слова», «Переставленные буквы», «Отгадайка», «Перекрёсток», «Помогите Леночке», «Узелки на память», «Незнакомое слово» и др.

Морфология (15 ч)

Слова – части речи (1 ч)

Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Значение и употребление в речи. Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное – часть страны Речь (1 ч)

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение осознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?».

Как у существительных род появился (1 ч)

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.

Доброе утро, имя прилагательное! (1 ч)

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на _ий, _ья, _ов, _ин.

Имя прилагательное – часть страны Речь (1 ч)

Морфологический разбор имен прилагательных. Дружба имени прилагательного с именем существительным. Прямое и переносное значение имени прилагательного. Подбор к поговоркам соответствующих по значению имён прилагательных.

Моя мама – имя существительное. О связи имени прилагательного с именем существительным (1 ч)

Связь имени прилагательного с именем существительным.

Глагол – часть страны Речь (1 ч)

Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

Глагол и его друзья (1 ч)

Значение слова «глагол» в Древней Руси. Глагол – част речи.

Как мама Глаголиха учила глагольчиков. Неопределенная форма глаголов (1 ч)

Задания: «Запиши одним словом», «Дополни пословицы подходящими глаголами» «Подбери рифму».

Как мама Глаголиха учила глагольчиков. Прошедшее, настоящее, будущее времена глаголов (2 ч)

Кроссворд.

Как мама Глаголиха учила глагольчиков. Времена глагола (2 ч)

Временные формы глагола.

С глаголами раздельно частицу не пиши! (1 ч)

Правописание частицы «не» с глаголами.

 

Итоговое занятие. Для чего надо изучать грамматику (1 ч)

Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

Личностные универсальные учебные действия:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;

- учебно-познавательный интерес к предмету;

- чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой;

- умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;

- формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

- развитие морально-этического сознания;

- формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- умение учитывать установленные правила в планировании;

- умение решать проблемы творческого характера;

- умение адекватно воспринимать оценку;

- умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

- умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные универсальные учебные действия:

- умение добывать новые знания;

- умение перерабатывать информацию;

- умение строить суждения в простой форме;

- умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;

- интерес к познанию природы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- умение договариваться;

- умение работать в паре, группе, коллективе;

- умение адекватно использовать речевые средства;

- умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.

Требования к уровню подготовки учащихся

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценивания

Система оценивания кружка внеурочной деятельности «Мы любим русский язык» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

Критерии оценивания:

            1. Активность.

            2. Участие в досугах, соревнованиях, праздниках, соревнованиях.

            3. Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.

            4. Творческий рост и личные достижения воспитанников.

 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Мы любим русский язык» предназначена для обучения учащихся 3-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы

Пояснительная записка Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Мы любим русский язык» предназначена для обучения учащихся 3-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы

Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и…

Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и…

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни

Содержание программы Фонетика (9 ч)

Содержание программы Фонетика (9 ч)

Знакомство с использованием алфавита в окружающей жизни

Знакомство с использованием алфавита в окружающей жизни

Игры «Ох! и Ах!», «Он, она, оно, они», «Пятый лишний», «Составь слово», «Вставьте буквы», «Какие слова», «Переставленные буквы», «Отгадайка», «Перекрёсток», «Помогите

Игры «Ох! и Ах!», «Он, она, оно, они», «Пятый лишний», «Составь слово», «Вставьте буквы», «Какие слова», «Переставленные буквы», «Отгадайка», «Перекрёсток», «Помогите

Итоговое занятие. Для чего надо изучать грамматику (1 ч)

Итоговое занятие. Для чего надо изучать грамматику (1 ч)

Ожидаемые результаты Личностные универсальные учебные действия: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; - учебно-познавательный интерес к предмету; -…

Ожидаемые результаты Личностные универсальные учебные действия: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; - учебно-познавательный интерес к предмету; -…

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

Критерии оценивания Система оценивания кружка внеурочной деятельности «Мы любим русский язык» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и…

Критерии оценивания Система оценивания кружка внеурочной деятельности «Мы любим русский язык» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2023