Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»
ПРИНЯТА: на заседании педагогического совета протокол №____от __________ г. |
УТВЕРЖДАЮ: приказ № от _____20 г. Директор школы_______________ В.В. Кокоткина
|
Дополнительная общеразвивающая программа
(естественно – научной направленности)
«За страницами школьных учебников»
срок реализации программы: 1 год
программу разработали: Богданова М.П.
Спирова Н.И.
г. Светогорск
2021 г.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с:
• Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р);
• Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020);
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Цель данного курса: ознакомить учащихся с основами мыслительных процессов (интеллектуальная компетентность ) , помочь сформировать и развить познавательные процессы учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
В новых стандартах особое внимание уделено метапредметным результатам, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем. Метапредметные умения учащийся может применить к любой области знаний и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
Данная программа позволяет осмысливать и применить полученные знания и навыки в жизни - это и есть метапредметный подход. Чтобы выполнить задание, ребёнок должен решить какую-либо проблему.
Чтобы достичь метапредметных образовательных результатов ребенок должен освоить универсальные учебные действия (УУД).
К метаумениям, относят:
Основы теоретического мышления: определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение.
Переработка информации: анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование.
Критическое мышление, то есть работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность.
Творческое мышление: определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности.
Навыки ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность.
Программа решает проблему оторванности друг от друга разных учебных предметов и построена по принципу метапредметности. Задания включают большое количество учебных дисциплин, чтобы их выполнить, требуются разные приемы и способы.
Результаты выполнения заданий позволяют оценить универсальные учебные действия на основе навыков работы с информацией.
Каждое занятие должно отвечать на три вопроса:
Первый вопрос «Зачем знать и уметь?». Есть ли в занятии мотивация для ученика овладеть этой темой. Так формируется у детей критическое мышление.
Второй вопрос «Что надо знать?». Это уже уровень анализа и синтеза материала
Третий вопрос «Как это применить?».
Рабочая программа данного курса ориентирована на детей в возрасте от 9 до 10 лет. Рассчитана на 1 год. Проводится 2 раза в неделю. 72 часа.
Календарно – тематическое планирование
3 класс (72 часа)
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Количество часов |
Форма проведения занятия |
Форма контроля |
1 |
Выявление уровня развития внимания, воображения, памяти мышления. Тестирование. |
1 |
Тестирование |
Тест |
|
2 |
Концентрируем внимание. Игра «Узнай условный знак». Совершенствование мыслительных операций. Закономерности. |
1 |
Игра |
Фронтальный контроль |
|
3 |
Концентрируем внимание. «Узнай условный знак». Совершенствование мыслительных операций. Закономерности. |
1 |
Практикум |
Фронтальный контроль |
|
4 |
Тренируем внимание. Логически-поисковые задачи. «Выбери оборудование для эксперимента». |
1 |
Практическая работа |
Самоконтроль |
|
5 |
Тренируем внимание. Логически-поисковые задачи. «Выбери оборудование для эксперимента». |
1 |
Практическая работа |
Самоконтроль |
|
6 |
|
Тренируем логическое мышление. Игра «Верно – неверно». |
1 |
Игра |
Фронтальный контроль |
7 |
|
Развитие речи. Логически-поисковые задания. Работа с текстом. |
1 |
Анализ текста |
Комбинированный опрос |
8 |
|
Развиваем логическое мышление. Диаграмма. |
1 |
Практическая работа |
Взаимоконтроль |
9 |
|
Развитие речи. Работа с текстом. Определение темы, главной мысли. |
1 |
Самостоятельная работа |
Самоконтроль |
10 |
|
Развитие речи. Логически-поисковые задания. Работа с текстом. |
1 |
Анализ текста |
Фронтальный опрос |
11 |
|
Развитие речи. Логически-поисковые задания. Работа с текстом. |
1 |
Анализ текста |
Комбинированный опрос |
12 |
|
Тренируем логическое мышление. Игра «Верно – неверно». |
1 |
Игра |
Фронтальный контроль |
13 |
|
Развитие речи. Логически-поисковые задания. Работа с текстом. |
1 |
Анализ текста |
Комбинированный опрос |
14 |
|
Развиваем внимание и кругозор. Работа с таблицей «Описание клада. Старинные монеты». |
1 |
Практическая работа |
Взаимоконтроль |
15 |
|
Развитие речи. Логически-поисковые задания. Работа с текстом. |
1 |
Анализ текста |
Фронтальный опрос |
16 |
|
Развитие речи. Логически-поисковые задания. Работа с текстом. |
1 |
Анализ текста |
Комбинированный опрос |
17 |
|
Концентрируем внимание. Работа с чертежами древнерусских строений. |
1 |
Практическая работа |
Взаимоконтроль |
18 |
|
Концентрируем внимание. Работа с чертежами древнерусских строений. |
1 |
Практическая работа |
Взаимоконтроль |
19 |
|
Тренируем мышление. Решение практических задач со старинными мерами массы. |
1 |
Практическая работа |
Взаимоконтроль |
20 |
|
Тренируем мышление. Решение практических задач со старинными мерами массы. |
1 |
Практическая работа |
Взаимоконтроль |
21 |
|
Игра на внимание «Устройство братьев Дубининых». |
1 |
Игра |
Фронтальный контроль |
22 |
|
Развитие речи. Логически-поисковые задания. Работа с текстом. |
1 |
Анализ текста |
Фронтальный опрос |
23 |
|
Тренировка зрительной памяти. Диаграмма «Численность населения». |
1 |
Практическая работа |
Взаимоконтроль |
24 |
|
Развиваем логическое мышление. Игра «Арка». |
1 |
Игра |
Фронтальный контроль |
25 |
|
Развиваем логическое мышление. Игра «Арка». |
1 |
Игра |
Фронтальный контроль |
26 |
|
Развитие речи. Логически-поисковые задания. Работа с текстом. |
1 |
Анализ текста |
Фронтальный опрос |
27 |
|
Составление таблицы «Водоплавающие птицы». |
1 |
Практическая работа |
Взаимоконтроль |
28 |
|
Составление таблицы «Водоплавающие птицы». |
1 |
Практическая работа |
Самоконтроль |
29 |
|
Пространственное воображение. Работа с графиками и диаграммами. |
1 |
Практическая работа |
Взаимоконтроль |
30 |
|
Пространственное воображение. Работа с графиками и диаграммами. |
1 |
Практическая работа |
Взаимоконтроль |
31 |
|
Концентрируем внимание. Установка фонтана. |
1 |
Самостоятельная работа |
Самоконтроль |
32 |
|
Концентрируем внимание. Установка фонтана. |
1 |
Самостоятельная работа |
Самоконтроль |
33 |
Тренируем внимание. Игра «Сценарий для фонтана». |
1 |
Игра |
Фронтальный контроль |
|
34 |
Тренируем внимание. Игра «Сценарий для фонтана». |
1 |
Игра |
Взаимоконтроль |
|
35 |
Тренируем внимание. Игра «Верно – неверно. Правила катания». |
1 |
Игра |
Фронтальный контроль |
|
36 |
Тренируем внимание. Игра «Верно – неверно. Правила катания». |
1 |
Игра |
Фронтальный контроль |
|
37 |
Логически-поисковые задачи. Таблица «Хороший урожай». |
1 |
Практическая работа |
Выпуск газеты |
|
38 |
Логически-поисковые задачи. Таблица «Хороший урожай». |
1 |
Практическая работа |
Выпуск газеты |
|
39 |
Развиваем логическое мышление. Слово в языке и речи. |
1 |
Беседа |
Диспут |
|
40 |
Развиваем логическое мышление. Слово в языке и речи. |
1 |
Беседа |
Фронтальный контроль |
|
41 |
Познавательная деятельность. Измерительные приборы. |
1 |
Практическая работа |
Взаимоконтроль |
|
42 |
Познавательная деятельность. Измерительные приборы. |
1 |
Практическая работа |
Взаимоконтроль |
|
43 |
Познавательная деятельность. Измерительные приборы. |
1 |
Практическая работа |
Взаимоконтроль |
|
44 |
Тренируем мышление. «Человек и его окружающая среда» |
1 |
Проект |
Защита проектов |
|
45 |
Тренируем мышление. «Человек и его окружающая среда» |
1 |
Проект |
Защита проектов |
|
46 |
Тренируем мышление. «Человек и его окружающая среда» |
1 |
Проект |
Защита проектов |
|
47 |
Используем ресурсы интернета. «Виртуальные экскурсии». |
1 |
Виртуальная экскурсия |
Письменный опрос |
|
48 |
Используем ресурсы интернета. «Виртуальные экскурсии». |
1 |
Виртуальная экскурсия |
Фронтальный опрос |
|
49 |
Используем ресурсы интернета. Практико-ориентированные задачи. |
1 |
Практическая работа |
Самоконтроль |
|
50 |
Используем ресурсы интернета. Практико-ориентированные задачи. |
1 |
Практическая работа |
Взаимоконтроль |
|
51 |
Используем ресурсы интернета. Практико-ориентированные задачи. |
1 |
Практическая работа |
Взаимоконтроль |
|
52 |
Используем ресурсы интернета. Практико-ориентированные задачи. |
1 |
Практическая работа |
Фронтальный опрос |
|
53 |
Используем ресурсы интернета: поиск конкретной информации (окружающий мир). |
1 |
Виртуальная экскурсия |
Устный опрос |
|
54 |
Используем ресурсы интернета: поиск конкретной информации (окружающий мир). |
1 |
Виртуальная экскурсия |
Взаимоконтроль |
|
55 |
Используем ресурсы интернета: поиск конкретной информации (окружающий мир). |
1 |
Виртуальная экскурсия |
Фронтальный опрос |
|
56 |
Работа с текстом: тип, тема, главная мысль, план. |
1 |
Самостоятельная работа |
Самоконтроль |
|
57 |
Работа с текстом: тип, тема, главная мысль, план. |
1 |
Самостоятельная работа |
Фронтальный опрос |
|
58 |
Развиваем логическое мышление. Поиск математической информации в тексте. |
1 |
Исследование |
Защита проекта |
|
59 |
Развиваем логическое мышление. Поиск математической информации в тексте. |
1 |
Исследование |
Фронтальный опрос |
|
60 |
Развиваем логическое мышление. Поиск информации в научном тексте. |
1 |
Исследование |
Защита проекта |
|
61 |
Развиваем логическое мышление. Поиск информации в научном тексте. |
1 |
Исследование |
Фронтальный опрос |
|
62 |
Концентрируем внимание. Работа с таблицами и схемами (русский язык). |
1 |
Практическая работа |
Взаимоконтроль |
|
63 |
Концентрируем внимание. Работа с таблицами и схемами (русский язык). |
1 |
Практическая работа |
Самоконтроль |
|
64 |
Концентрируем внимание. Диаграммы (математика). |
1 |
Практическая работа |
Взаимоконтроль |
|
65 |
Концентрируем внимание. Диаграммы (математика). |
1 |
Практическая работа |
Взаимоконтроль |
|
66 |
Концентрируем внимание. Диаграммы (математика). |
1 |
Практическая работа |
Самоконтроль |
|
67 |
Тренируем внимание. Работа с таблицами и схемами (окружающий мир). |
1 |
Практическая работа |
Взаимоконтроль |
|
68 |
Тренируем внимание. Работа с таблицами и схемами (окружающий мир). |
1 |
Практическая работа |
Взаимоконтроль |
|
69 |
Проверим и оценим свои достижения (русский язык). |
1 |
Викторина |
Фронтальный опрос |
|
70 |
Проверим и оценим свои достижения (русский язык). |
1 |
Тестирование |
Взаимоконтроль |
|
71 |
Проверим и оценим свои достижения (математика). |
1 |
КВН |
Комбинированный опрос |
|
72 |
Проверим и оценим свои достижения (окружающий мир). |
1 |
Брейн - ринг |
Групповой контроль |
Содержание курса
• В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
• Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
• Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
• Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
• Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
• Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Планируемые результаты освоения программы
ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса является формирование следующих умений:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса являются формирование следующих умений.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка
знаний и умений обучающихся.
Основные формы учета знаний и умений:
1. тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
2. участие в предметных олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
3. участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.)
4. участие в интеллектуальных играх (КВН; «Кенгуру», Брейн - ринги; Математические турниры и т.д.)
К концу обучения учащиеся должны уметь:
Методическое обеспечение программы
№ |
Автор, год издания,название пособия |
Вид пособия |
1. |
Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2018 г «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей» |
Методическое пособие для 1-4 классов |
2. |
Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы») |
Программа развития познавательных способностей учащихся |
3. |
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) |
Пособие для учителя |
Средства обучения: ноутбук, экран, мультимедийный проектор.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.