Рабочая программа кружка "За страницами школьного учебника"

  • doc
  • 16.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала За страницами школьных учебников.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  г. Светогорска»

 

 

 

ПРИНЯТА:

на заседании

педагогического совета

протокол №____от __________ г.                                    

                    УТВЕРЖДАЮ:

                     приказ №                         от _____20     г.

                    Директор школы_______________

                                                            В.В. Кокоткина

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

(естественно – научной направленности)

«За страницами школьных учебников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     срок реализации программы: 1 год

 

 

 

 

                                                                                   программу разработали: Богданова М.П.

                                                                                                                              Спирова Н.И.

                                                                                                                                                                                

 

 

 

г. Светогорск

2021 г.

 

 

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с:

•          Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»;

•          Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р);

•          Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020);

•          Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

Цель данного курса: ознакомить учащихся с основами мыслительных процессов (интеллектуальная компетентность ) , помочь сформировать и развить познавательные процессы учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

 

 

Актуальность выбора определена следующими факторами:        

            В новых стандартах особое внимание уделено метапредметным результатам, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем. Метапредметные умения учащийся может применить к любой области знаний и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. 

            Данная программа позволяет  осмысливать и  применить полученные знания и навыки в жизни - это и есть метапредметный подход. Чтобы выполнить задание, ребёнок должен решить какую-либо проблему.

Чтобы достичь метапредметных образовательных результатов ребенок должен освоить универсальные учебные действия (УУД).

К метаумениям, относят:

Основы теоретического мышления: определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение.

Переработка информации: анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование.

Критическое мышление, то есть работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность.

Творческое мышление: определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности.

Навыки ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность.

            Программа   решает проблему оторванности друг от друга разных  учебных предметов и построена по принципу метапредметности.  Задания  включают большое количество учебных дисциплин, чтобы их выполнить, требуются разные приемы и способы.

 Результаты выполнения заданий позволяют оценить универсальные учебные действия на основе навыков работы с информацией.

Каждое занятие должно отвечать на три вопроса:

Первый вопрос «Зачем знать и уметь?». Есть ли в занятии мотивация для ученика овладеть этой темой. Так формируется у детей критическое мышление.

Второй вопрос «Что надо знать?». Это уже уровень анализа и синтеза материала

Третий вопрос «Как это применить?».

Рабочая программа данного курса ориентирована на детей в возрасте от 9 до 10 лет. Рассчитана на 1 год. Проводится 2 раза в неделю. 72 часа.

Календарно – тематическое планирование

3 класс (72 часа)

 

 

№ п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения занятия

Форма контроля

1

Выявление уровня развития внимания, воображения, памяти мышления. Тестирование.

1

Тестирование

Тест

2

Концентрируем внимание. Игра «Узнай условный знак». Совершенствование мыслительных операций. Закономерности.

1

Игра

Фронтальный контроль

3

Концентрируем внимание.  «Узнай условный знак». Совершенствование мыслительных операций. Закономерности.

1

Практикум

Фронтальный контроль

4

Тренируем внимание. Логически-поисковые задачи. «Выбери оборудование для эксперимента».

1

Практическая работа

Самоконтроль

5

Тренируем внимание. Логически-поисковые задачи. «Выбери оборудование для эксперимента».

1

Практическая работа

Самоконтроль

6

 

Тренируем логическое мышление. Игра «Верно – неверно».

1

Игра

Фронтальный контроль

7

 

Развитие речи. Логически-поисковые задания. Работа с текстом.

1

Анализ текста

Комбинированный опрос

8

 

Развиваем логическое мышление. Диаграмма.

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

9

 

Развитие речи. Работа с текстом. Определение темы, главной мысли.

1

Самостоятельная работа

Самоконтроль

10

 

Развитие речи. Логически-поисковые задания. Работа с текстом.

1

Анализ текста

Фронтальный опрос

11

 

Развитие речи. Логически-поисковые задания. Работа с текстом.

1

Анализ текста

Комбинированный опрос

12

 

Тренируем логическое мышление. Игра «Верно – неверно».

1

Игра

Фронтальный контроль

13

 

Развитие речи. Логически-поисковые задания. Работа с текстом.

1

Анализ текста

Комбинированный опрос

14

 

Развиваем внимание и кругозор. Работа с таблицей «Описание клада. Старинные монеты».

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

15

 

Развитие речи. Логически-поисковые задания. Работа с текстом.

1

Анализ текста

Фронтальный опрос

16

 

Развитие речи. Логически-поисковые задания. Работа с текстом.

1

Анализ текста

Комбинированный опрос

17

 

Концентрируем внимание. Работа с чертежами древнерусских строений.

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

18

 

Концентрируем внимание. Работа с чертежами древнерусских строений.

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

19

 

Тренируем мышление. Решение практических задач со старинными мерами массы.

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

20

 

Тренируем мышление. Решение практических задач со старинными мерами массы.

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

21

 

Игра на внимание «Устройство братьев Дубининых».

1

Игра

Фронтальный контроль

22

 

Развитие речи. Логически-поисковые задания. Работа с текстом.

1

Анализ текста

Фронтальный опрос

23

 

Тренировка зрительной памяти. Диаграмма «Численность населения».

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

24

 

Развиваем логическое мышление. Игра «Арка».

1

Игра

Фронтальный контроль

25

 

Развиваем логическое мышление. Игра «Арка».

1

Игра

Фронтальный контроль

26

 

Развитие речи. Логически-поисковые задания. Работа с текстом.

1

Анализ текста

Фронтальный опрос

27

 

Составление таблицы «Водоплавающие птицы».

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

28

 

Составление таблицы «Водоплавающие птицы».

1

Практическая работа

Самоконтроль

29

 

Пространственное воображение. Работа с графиками и диаграммами.

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

30

 

Пространственное воображение. Работа с графиками и диаграммами.

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

31

 

Концентрируем внимание. Установка фонтана.

1

Самостоятельная работа

Самоконтроль

32

 

Концентрируем внимание. Установка фонтана.

1

Самостоятельная работа

Самоконтроль

33

Тренируем внимание. Игра «Сценарий для фонтана».

1

Игра

Фронтальный контроль

34

Тренируем внимание. Игра «Сценарий для фонтана».

1

Игра

Взаимоконтроль

35

Тренируем внимание. Игра «Верно – неверно. Правила катания».

1

Игра

Фронтальный контроль

36

Тренируем внимание. Игра «Верно – неверно. Правила катания».

1

Игра

Фронтальный контроль

37

Логически-поисковые задачи. Таблица «Хороший урожай».

1

Практическая работа

Выпуск газеты

38

Логически-поисковые задачи. Таблица «Хороший урожай».

1

Практическая работа

Выпуск газеты

39

Развиваем логическое мышление. Слово в языке и речи.

1

Беседа

Диспут

40

Развиваем логическое мышление. Слово в языке и речи.

1

Беседа

Фронтальный контроль

41

Познавательная деятельность. Измерительные приборы.

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

42

Познавательная деятельность. Измерительные приборы.

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

43

Познавательная деятельность. Измерительные приборы.

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

44

Тренируем мышление. «Человек и его окружающая среда»

1

Проект

Защита проектов

45

Тренируем мышление. «Человек и его окружающая среда»

1

Проект

Защита проектов

46

Тренируем мышление. «Человек и его окружающая среда»

1

Проект

Защита проектов

47

Используем ресурсы интернета. «Виртуальные экскурсии».

1

Виртуальная экскурсия

Письменный опрос

48

Используем ресурсы интернета. «Виртуальные экскурсии».

1

Виртуальная экскурсия

Фронтальный опрос

49

Используем ресурсы интернета. Практико-ориентированные задачи.

1

Практическая работа

Самоконтроль

50

Используем ресурсы интернета. Практико-ориентированные задачи.

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

51

Используем ресурсы интернета. Практико-ориентированные задачи.

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

52

Используем ресурсы интернета. Практико-ориентированные задачи.

1

Практическая работа

Фронтальный опрос

53

Используем ресурсы интернета: поиск конкретной информации (окружающий мир).

1

Виртуальная экскурсия

Устный опрос

54

Используем ресурсы интернета: поиск конкретной информации (окружающий мир).

1

Виртуальная экскурсия

Взаимоконтроль

55

Используем ресурсы интернета: поиск конкретной информации (окружающий мир).

1

Виртуальная экскурсия

Фронтальный опрос

56

Работа с текстом: тип, тема, главная мысль, план.

1

Самостоятельная работа

Самоконтроль

57

Работа с текстом: тип, тема, главная мысль, план.

1

Самостоятельная работа

Фронтальный опрос

58

Развиваем логическое мышление. Поиск математической информации в тексте.

1

Исследование

Защита проекта

59

Развиваем логическое мышление. Поиск математической информации в тексте.

1

Исследование

Фронтальный опрос

60

Развиваем логическое мышление. Поиск информации в научном тексте.

1

Исследование

Защита проекта

61

Развиваем логическое мышление. Поиск информации в научном тексте.

1

Исследование

Фронтальный опрос

62

Концентрируем внимание. Работа с таблицами и схемами (русский язык).

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

63

Концентрируем внимание. Работа с таблицами и схемами (русский язык).

1

Практическая работа

 Самоконтроль

64

Концентрируем внимание. Диаграммы (математика).

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

65

Концентрируем внимание. Диаграммы (математика).

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

66

Концентрируем внимание. Диаграммы (математика).

1

Практическая работа

Самоконтроль

67

Тренируем внимание. Работа с таблицами и схемами (окружающий мир).

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

68

Тренируем внимание. Работа с таблицами и схемами (окружающий мир).

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

69

Проверим и оценим свои достижения (русский язык).

1

Викторина

Фронтальный опрос

70

Проверим и оценим свои достижения (русский язык).

1

Тестирование

Взаимоконтроль

71

Проверим и оценим свои достижения (математика).

1

КВН

Комбинированный опрос

72

Проверим и оценим свои достижения (окружающий мир).

1

Брейн - ринг

Групповой контроль

 

Содержание курса

• В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

• Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

• Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

• Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

• Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

• Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Планируемые результаты освоения программы

ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса является формирование следующих умений:

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне
  • одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
  • обоснованно делать выводы, доказывать;
  • обобщать математический материал;
  • находить разные решения нестандартных задач.

Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка

знаний и умений обучающихся.

Основные формы учета знаний и умений:

1. тестирование (проводится в начале и конце учебного года);

2. участие в предметных олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;

3. участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.)

4. участие в интеллектуальных играх (КВН; «Кенгуру», Брейн - ринги; Математические турниры и т.д.)

К концу обучения учащиеся должны уметь:

  • анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
  • решать логически-поисковые задачи, нестандартные задачи;
  • находить несколько способов решения задач.

 

Методическое  обеспечение программы

 

Автор, год издания,название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2018 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей»

Методическое пособие для 1-4 классов

2.

Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалифи переподготовки раб-ов образования2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы»)

Программа развития познавательных способностей учащихся

3.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

 

Средства обучения: ноутбук, экран, мультимедийный проектор.


Скачано с www.znanio.ru