Рабочая программа кружка "За страницами школьного учебника"
Оценка 5

Рабочая программа кружка "За страницами школьного учебника"

Оценка 5
doc
16.11.2021
Рабочая программа кружка "За страницами школьного учебника"
За страницами школьных учебников.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  г. Светогорска»

 

 

 

ПРИНЯТА:

на заседании

педагогического совета

протокол №____от __________ г.                                    

                    УТВЕРЖДАЮ:

                     приказ №                         от _____20     г.

                    Директор школы_______________

                                                            В.В. Кокоткина

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

(естественно – научной направленности)

«За страницами школьных учебников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     срок реализации программы: 1 год

 

 

 

 

                                                                                   программу разработали: Богданова М.П.

                                                                                                                              Спирова Н.И.

                                                                                                                                                                                

 

 

 

г. Светогорск

2021 г.

 

 

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с:

•          Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»;

•          Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р);

•          Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020);

•          Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

Цель данного курса: ознакомить учащихся с основами мыслительных процессов (интеллектуальная компетентность ) , помочь сформировать и развить познавательные процессы учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

 

 

Актуальность выбора определена следующими факторами:        

            В новых стандартах особое внимание уделено метапредметным результатам, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем. Метапредметные умения учащийся может применить к любой области знаний и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. 

            Данная программа позволяет  осмысливать и  применить полученные знания и навыки в жизни - это и есть метапредметный подход. Чтобы выполнить задание, ребёнок должен решить какую-либо проблему.

Чтобы достичь метапредметных образовательных результатов ребенок должен освоить универсальные учебные действия (УУД).

К метаумениям, относят:

Основы теоретического мышления: определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение.

Переработка информации: анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование.

Критическое мышление, то есть работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность.

Творческое мышление: определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности.

Навыки ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность.

            Программа   решает проблему оторванности друг от друга разных  учебных предметов и построена по принципу метапредметности.  Задания  включают большое количество учебных дисциплин, чтобы их выполнить, требуются разные приемы и способы.

 Результаты выполнения заданий позволяют оценить универсальные учебные действия на основе навыков работы с информацией.

Каждое занятие должно отвечать на три вопроса:

Первый вопрос «Зачем знать и уметь?». Есть ли в занятии мотивация для ученика овладеть этой темой. Так формируется у детей критическое мышление.

Второй вопрос «Что надо знать?». Это уже уровень анализа и синтеза материала

Третий вопрос «Как это применить?».

Рабочая программа данного курса ориентирована на детей в возрасте от 9 до 10 лет. Рассчитана на 1 год. Проводится 2 раза в неделю. 72 часа.

Календарно – тематическое планирование

3 класс (72 часа)

 

 

№ п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения занятия

Форма контроля

1

Выявление уровня развития внимания, воображения, памяти мышления. Тестирование.

1

Тестирование

Тест

2

Концентрируем внимание. Игра «Узнай условный знак». Совершенствование мыслительных операций. Закономерности.

1

Игра

Фронтальный контроль

3

Концентрируем внимание.  «Узнай условный знак». Совершенствование мыслительных операций. Закономерности.

1

Практикум

Фронтальный контроль

4

Тренируем внимание. Логически-поисковые задачи. «Выбери оборудование для эксперимента».

1

Практическая работа

Самоконтроль

5

Тренируем внимание. Логически-поисковые задачи. «Выбери оборудование для эксперимента».

1

Практическая работа

Самоконтроль

6

 

Тренируем логическое мышление. Игра «Верно – неверно».

1

Игра

Фронтальный контроль

7

 

Развитие речи. Логически-поисковые задания. Работа с текстом.

1

Анализ текста

Комбинированный опрос

8

 

Развиваем логическое мышление. Диаграмма.

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

9

 

Развитие речи. Работа с текстом. Определение темы, главной мысли.

1

Самостоятельная работа

Самоконтроль

10

 

Развитие речи. Логически-поисковые задания. Работа с текстом.

1

Анализ текста

Фронтальный опрос

11

 

Развитие речи. Логически-поисковые задания. Работа с текстом.

1

Анализ текста

Комбинированный опрос

12

 

Тренируем логическое мышление. Игра «Верно – неверно».

1

Игра

Фронтальный контроль

13

 

Развитие речи. Логически-поисковые задания. Работа с текстом.

1

Анализ текста

Комбинированный опрос

14

 

Развиваем внимание и кругозор. Работа с таблицей «Описание клада. Старинные монеты».

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

15

 

Развитие речи. Логически-поисковые задания. Работа с текстом.

1

Анализ текста

Фронтальный опрос

16

 

Развитие речи. Логически-поисковые задания. Работа с текстом.

1

Анализ текста

Комбинированный опрос

17

 

Концентрируем внимание. Работа с чертежами древнерусских строений.

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

18

 

Концентрируем внимание. Работа с чертежами древнерусских строений.

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

19

 

Тренируем мышление. Решение практических задач со старинными мерами массы.

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

20

 

Тренируем мышление. Решение практических задач со старинными мерами массы.

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

21

 

Игра на внимание «Устройство братьев Дубининых».

1

Игра

Фронтальный контроль

22

 

Развитие речи. Логически-поисковые задания. Работа с текстом.

1

Анализ текста

Фронтальный опрос

23

 

Тренировка зрительной памяти. Диаграмма «Численность населения».

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

24

 

Развиваем логическое мышление. Игра «Арка».

1

Игра

Фронтальный контроль

25

 

Развиваем логическое мышление. Игра «Арка».

1

Игра

Фронтальный контроль

26

 

Развитие речи. Логически-поисковые задания. Работа с текстом.

1

Анализ текста

Фронтальный опрос

27

 

Составление таблицы «Водоплавающие птицы».

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

28

 

Составление таблицы «Водоплавающие птицы».

1

Практическая работа

Самоконтроль

29

 

Пространственное воображение. Работа с графиками и диаграммами.

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

30

 

Пространственное воображение. Работа с графиками и диаграммами.

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

31

 

Концентрируем внимание. Установка фонтана.

1

Самостоятельная работа

Самоконтроль

32

 

Концентрируем внимание. Установка фонтана.

1

Самостоятельная работа

Самоконтроль

33

Тренируем внимание. Игра «Сценарий для фонтана».

1

Игра

Фронтальный контроль

34

Тренируем внимание. Игра «Сценарий для фонтана».

1

Игра

Взаимоконтроль

35

Тренируем внимание. Игра «Верно – неверно. Правила катания».

1

Игра

Фронтальный контроль

36

Тренируем внимание. Игра «Верно – неверно. Правила катания».

1

Игра

Фронтальный контроль

37

Логически-поисковые задачи. Таблица «Хороший урожай».

1

Практическая работа

Выпуск газеты

38

Логически-поисковые задачи. Таблица «Хороший урожай».

1

Практическая работа

Выпуск газеты

39

Развиваем логическое мышление. Слово в языке и речи.

1

Беседа

Диспут

40

Развиваем логическое мышление. Слово в языке и речи.

1

Беседа

Фронтальный контроль

41

Познавательная деятельность. Измерительные приборы.

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

42

Познавательная деятельность. Измерительные приборы.

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

43

Познавательная деятельность. Измерительные приборы.

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

44

Тренируем мышление. «Человек и его окружающая среда»

1

Проект

Защита проектов

45

Тренируем мышление. «Человек и его окружающая среда»

1

Проект

Защита проектов

46

Тренируем мышление. «Человек и его окружающая среда»

1

Проект

Защита проектов

47

Используем ресурсы интернета. «Виртуальные экскурсии».

1

Виртуальная экскурсия

Письменный опрос

48

Используем ресурсы интернета. «Виртуальные экскурсии».

1

Виртуальная экскурсия

Фронтальный опрос

49

Используем ресурсы интернета. Практико-ориентированные задачи.

1

Практическая работа

Самоконтроль

50

Используем ресурсы интернета. Практико-ориентированные задачи.

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

51

Используем ресурсы интернета. Практико-ориентированные задачи.

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

52

Используем ресурсы интернета. Практико-ориентированные задачи.

1

Практическая работа

Фронтальный опрос

53

Используем ресурсы интернета: поиск конкретной информации (окружающий мир).

1

Виртуальная экскурсия

Устный опрос

54

Используем ресурсы интернета: поиск конкретной информации (окружающий мир).

1

Виртуальная экскурсия

Взаимоконтроль

55

Используем ресурсы интернета: поиск конкретной информации (окружающий мир).

1

Виртуальная экскурсия

Фронтальный опрос

56

Работа с текстом: тип, тема, главная мысль, план.

1

Самостоятельная работа

Самоконтроль

57

Работа с текстом: тип, тема, главная мысль, план.

1

Самостоятельная работа

Фронтальный опрос

58

Развиваем логическое мышление. Поиск математической информации в тексте.

1

Исследование

Защита проекта

59

Развиваем логическое мышление. Поиск математической информации в тексте.

1

Исследование

Фронтальный опрос

60

Развиваем логическое мышление. Поиск информации в научном тексте.

1

Исследование

Защита проекта

61

Развиваем логическое мышление. Поиск информации в научном тексте.

1

Исследование

Фронтальный опрос

62

Концентрируем внимание. Работа с таблицами и схемами (русский язык).

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

63

Концентрируем внимание. Работа с таблицами и схемами (русский язык).

1

Практическая работа

 Самоконтроль

64

Концентрируем внимание. Диаграммы (математика).

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

65

Концентрируем внимание. Диаграммы (математика).

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

66

Концентрируем внимание. Диаграммы (математика).

1

Практическая работа

Самоконтроль

67

Тренируем внимание. Работа с таблицами и схемами (окружающий мир).

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

68

Тренируем внимание. Работа с таблицами и схемами (окружающий мир).

1

Практическая работа

Взаимоконтроль

69

Проверим и оценим свои достижения (русский язык).

1

Викторина

Фронтальный опрос

70

Проверим и оценим свои достижения (русский язык).

1

Тестирование

Взаимоконтроль

71

Проверим и оценим свои достижения (математика).

1

КВН

Комбинированный опрос

72

Проверим и оценим свои достижения (окружающий мир).

1

Брейн - ринг

Групповой контроль

 

Содержание курса

• В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

• Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

• Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

• Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

• Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

• Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Планируемые результаты освоения программы

ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса является формирование следующих умений:

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне
  • одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
  • обоснованно делать выводы, доказывать;
  • обобщать математический материал;
  • находить разные решения нестандартных задач.

Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка

знаний и умений обучающихся.

Основные формы учета знаний и умений:

1. тестирование (проводится в начале и конце учебного года);

2. участие в предметных олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;

3. участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.)

4. участие в интеллектуальных играх (КВН; «Кенгуру», Брейн - ринги; Математические турниры и т.д.)

К концу обучения учащиеся должны уметь:

  • анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
  • решать логически-поисковые задачи, нестандартные задачи;
  • находить несколько способов решения задач.

 

Методическое  обеспечение программы

 

Автор, год издания,название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2018 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей»

Методическое пособие для 1-4 классов

2.

Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалифи переподготовки раб-ов образования2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы»)

Программа развития познавательных способностей учащихся

3.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

 

Средства обучения: ноутбук, экран, мультимедийный проектор.


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г

Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с: •

Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с: •

Актуальность выбора определена следующими факторами:

Актуальность выбора определена следующими факторами:

Второй вопрос «Что надо знать?»

Второй вопрос «Что надо знать?»

Развитие речи. Логически-поисковые задания

Развитие речи. Логически-поисковые задания

Развиваем логическое мышление

Развиваем логическое мышление

Познавательная деятельность

Познавательная деятельность

Работа с текстом: тип, тема, главная мысль, план

Работа с текстом: тип, тема, главная мысль, план

Проверим и оценим свои достижения (математика)

Проверим и оценим свои достижения (математика)

МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса являются формирование следующих умений

ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса являются формирование следующих умений

Методическое обеспечение программы №

Методическое обеспечение программы №
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.