Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чистоозерная средняя общеобразовательная школа №1
Чистоозерного района Новосибирской области
Рабочая программа кружка
«За страницами учебника»
(общеинтеллектуальное направление)
для обучающихся 9 класса
Срок реализации – 1 год
Составитель:Манюк Н.Ю.,
учитель химии первой
квалификационной категории
Чистоозерное
2021 г
Предметными результатами освоения программы являются:
- в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык химии; наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
- в ценностно-ориентационной сфере: строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе;
- в трудовой сфере: планировать и осуществлять самостоятельную работу по повторению и освоению теоретической части, планировать и проводить химический эксперимент; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами;
- в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Личностными результатами являются:
- в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- в познавательной сфере: мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельности.
Метапредметными результатами являются:
- владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование;
- умение генерировать идеи, определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использовать различные источники для получения химической информации.
Освоение программы внеурочной деятельности обучающимися позволит получить следующие результаты:
В сфере развития личностных универсальных учебных действий в рамках:
1. Когнитивного компонента будут сформированы:
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
2. Ценностного и эмоционального компонентов будет сформирована:
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
3. Деятельностного компонента будут сформированы:
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
- готовность выбора профильного образования.
2. Обучающийся получить возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей.
2. Получить возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
2. Получить возможность научиться:
- брать на себя инициативу в организации совместного действия;
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
2. Получит возможность научиться:
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
- самостоятельно проводить исследования на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов;
- организовать исследование с целью проверки гипотезы;
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Содержание программы.
Тема 1.
Основные химические понятия (5 ч).
Простые и сложные вещества. Химическая формула вещества. Относительная молекулярная масса вещества. Массовая доля элемента в веществе. Количественные характеристики вещества. Физические и химические явления. Химические реакции. Химические уравнения. Количественные характеристики вещества. Правила техники безопасности. Лабораторное оборудование и его назначение.
Расчеты:
- определение массовой доли элемента в веществе;
- расчеты по формулам с использованием количественных характеристик вещества;
- стехиометрические расчеты по химическим уравнениям;
Тема 2.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (2 ч).
Строение атомов элементов первых трех периодов ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение электронных оболочек атомов. Общая характеристика элементов на основании положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Закономерности изменения атомных радиусов, металлических и неметаллических свойств элементов, свойств высших оксидов и гидроксидов в периодах и группах периодической системы.
Расчеты:
- Определение химического элемента по его массовой доле.
Тема 3.
Строение вещества (3 ч).
Степень окисления. Бинарные соединения, их номенклатура.
Химическая связь, ее виды. Ковалентная химическая связь: полярная, неполярная, механизмы ее образования. Ионная химическая связь. Металлическая химическая связь, ее особенности. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. Свойства веществ с различным типом кристаллических решеток.
Тема 4.
Химические реакции (7 ч).
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислители и восстановители.
Тема 5.
Вещества и их свойства (9 ч).
Классификация неорганических соединений. Химические свойства оксидов, оснований, кислот, солей. Амфотерность. Генетическая связь между различными классами неорганических соединений. Классификация химических реакций по различным признакам. Металлы главных подгрупп I–III групп периодической системы Д.И. Менделеева, их важнейшие соединения. Металлы побочных подгрупп: медь, цинк, железо и их соединения. Общая характеристика неметаллов и их соединений: оксидов, кислот и др.
Тема 6. Познание и применение веществ и химических реакций (4 ч).
Чистые вещества и смеси. Разделение смесей и очистка веществ. Получение газообразных веществ. Признаки химических реакций. Определение характера среды растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на катионы и анионы. Приготовление растворов. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.
Расчеты:
- Вычисление массовой доли растворенного вещества по известной массе раствора и массе (объёму) продукта реакции.
- Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе раствора исходного вещества с определенной массовой долей. - Вычисление массы раствора исходного вещества с определенной массовой долей по известной массе раствора и массе (объёму) продукта реакции.
Тема 7.
Практическое применение знаний (4 ч).
Решение тестов.
Пробный ОГЭ по химии.
Тематическое планирование
№ темы |
Название разделов |
Количество часов |
Основные виды деятельности.
|
1. |
Основные химические понятия. |
5 |
Описывать вещества по плану и выполнять расчёты по формуле: относительную молекулярную массу вещества. Выполнять расчёты по формуле: массовую долю химического элемента. Устанавливать простейшие формулы веществ по массовым долям элементов |
2. |
ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение атома. |
2 |
Различать естественную и искусственнуюклассификации; физический смысл порядкового номера химического элемента Объяснять, почему периодический закон относят к естественной классификации; закономерности изменения металлических и неметаллических свойств химических элементов и их соединений в периодах и группах Моделировать химические закономерности, выделяя существенные характеристики объекта и представляя их в пространственно-графической или знаково-символической форме |
3. |
Строение вещества. |
3 |
Устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решётки неметалла и его соединений и физическими свойствами данного химического элемента и его соединений. Доказывать относительность понятий «металл» и «неметалл» |
4. |
Химические реакции. |
7 |
Объяснять понятия «окислительно-восстановительные реакции», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление». Классифицировать химические реакций по признаку изменения степеней окисления элементов. Определять окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления. Использовать знаковое моделирование Объяснять понятия «окислительно-восстановительные реакции», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление». Классифицировать химические реакций по признаку изменения степеней окисления элементов. Определять окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления. Использовать знаковое моделирование |
5. |
Вещества и их свойства. |
9 |
Объяснять, что такое неметаллы и металлы. Характеризовать химические элементы :строение, физические и химические свойства простых веществ, получение . Объяснять зависимость окислительно-восстановительных свойств (или предсказывать свойства) химических элементов- от их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. |
6. |
Познание и применение веществ и химических реакций. |
4 |
Определения понятий» смеси», «массовая доля растворного, выпаривание, фильтрование, кристаллизация, возгонка вещества» Решение задач. Намассовую долю растворенного вещества. |
7. |
Практическое применение знаний. |
4 |
Выполнять тесты и упражнения, решать задачи по теме. Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы. Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом |
|
Итого:
|
34 |
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема раздела, занятия |
Форма проведения |
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
Тема 1. Основные химические понятия (5 ч). |
|||
1. |
Простые и сложные вещества. |
Лекция |
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; |
2. |
Физические и химические явления. Химические реакции. Химические уравнения. |
Решение в парах, индивидуально |
|
3. |
Расчеты по формулам с использованием количественных характеристик вещества. |
Решение в парах, индивидуально |
|
4. |
Стехиометрические расчеты по химическим уравнениям. |
Решение индивидуально |
|
5. |
Решение усложнённых задач. |
Групповая, индивидуальная работа |
|
Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (2 ч). |
|||
6. |
Строение электронных оболочек атомов элементов первых трех периодов ПСХЭ Д.И. Менделеева. |
Решение индивидуально |
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. |
7. |
Решение задач на определение химического элемента по его массовой доле. |
Расчеты в группах |
|
Тема 3. Строение вещества (3 ч). |
|||
8. |
Степень окисления |
Лекция |
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе |
9. |
Химическая связь |
Групповая, индивидуальная работа |
|
10. |
Кристаллические решетки. |
Расчеты в группах |
|
Тема 4. Химические реакции, закономерности их протекания (7 ч). |
|||
11. |
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. |
Лекция |
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока |
12. |
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. |
Лекция |
|
13. |
Решение теста. |
Групповая, индивидуальная работа |
|
14. |
Окислительно-восстановительные реакции. Окислители и восстановители. |
Групповая, индивидуальная работа |
|
15. |
Решение теста. |
Расчеты в группах |
|
16. |
Упражнения в составлении ОВР. Решение заданий ОГЭ повышенного уровня сложности. |
Расчеты в группах |
|
17. |
Упражнения в составлении ОВР. |
Групповая, индивидуальная работа |
|
Тема 5. Вещества и их свойства (9 ч). |
|||
18. |
Классификация неорганических соединений. |
Лекция |
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. |
19. |
Металлы главных подгрупп I–III групп ПСХЭ Д.И. Менделеева |
Решение в парах, индивидуально |
|
20. |
Металлы побочных подгрупп. |
Решение в парах, индивидуально |
|
21. |
Галогены и их соединения. Химические свойства кислот. |
Лекция |
|
22. |
Сера и её соединения. |
Групповая, индивидуальная работа |
|
23. |
Азот и фосфор, их соединения. |
Лекция |
|
24. |
Углерод и кремний, их соединения. |
Групповая, индивидуальная работа |
|
25. |
Решение теста. |
Расчеты в группах |
|
26. |
Генетическая связь между различными классами неорганических соединений.
|
Расчеты в группах |
|
Тема 6. Познание и применение веществ и химических реакций (4 ч). |
|||
27. |
Чистые вещества и смеси. |
Лекция |
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; |
28. |
Вычисление массовой доли растворенного вещества |
Решение в парах, индивидуально |
|
29.. |
Вычисление массы или объема продукта реакции. |
Решение в парах, индивидуально |
|
30. |
Вычисление массы раствора исходного вещества |
Расчеты в группах |
|
Тема 7. Практическое применение знаний (4 ч). |
|||
31 |
Решение тестов. |
Решение индивидуально |
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; |
32 |
Решение тестов. |
Решение индивидуально |
|
33. |
Решение тестов. |
Решение индивидуально |
|
34 |
Пробный ОГЭ по химии. |
Решение индивидуально |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.