ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка»
Рабочая программа
кружка «Мой край»
в подготовительной группе «Рябинушка»
на 2018 – 2019 учебный год
Направление: нравственно – патриотическое
Разработал:
Несговорова Г.Ю., воспитатель
п. Искателей, НАО
2018
Содержание:
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи программы
1.3 Срок реализации программы
1.4 Принципы и подходы к формированию программы
1.5 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
1.6 Планируемые результаты освоения Программы
2.Содержательный отдел
2.1. Основное содержание работы
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы
2.3. Календарно-тематический план
3.Организационный раздел
3.1. Условия реализации программы
3.2. Материально – техническое обеспечение программы
3.3. Список используемой литературы
4. Приложение
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Актуальность программы
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
1.2. Цели и задачи программы:
Цель:
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
1.3. Срок реализации программы
Программа составлена для детей подготовительной к школе группы
(6-7 лет).
В подготовительной группе – 30 минут.
Форма проведения занятия: подгрупповое.
1.4 Принципы и подходы к формированию программы
Доступность.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность.
На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность.
Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность.
Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность.
Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Культуросообразность.
Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
1.5. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие.
Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Всё это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения.
Серьёзное внимание уделяется развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.
Важным показателем самосознания детей 6–7 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своём возможном будущем облике впервые позволяет ребёнку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребёнком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познаёт его, а вместе с тем познаёт и себя. Через самопознание ребёнок приходит к определённому знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создаёт предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.
1.6. Планируемые результаты освоения Программы.
Результаты освоения программы сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения программы.
Целевые ориентиры освоения Программы
Раздел |
Подготовительная группа |
1. Родной край |
Имеют представления о погодно – климатических и сезонных изменениях в природе. Знают элементарные правила экологически грамотного поведения в природе.
|
2. Географическое положение
|
Знают географическое расположение округа и г.Нарьян - Мара, умеют находить город на карте. Знают р. Печора
|
3. Город
|
Знают социокультурные учреждения города, краткую историю возникновения и развития своего города. Ориентируются на карте города. |
4. Население города |
Знают особенности быта, обычаи, праздники, традиционные занятия. Имеют представления о ненецком костюме. |
5. Традиции, промыслы
|
Имеют представление о народных промыслах, о народных традициях. Знакомы с фольклором народа (сказки, загадки пословицы, приметы).
|
6.Растительный мир |
Знают условия произрастания растений. Имеют представление о растениях, занесенных в Красную книгу НАО. |
7. Животный мир |
Знают условия обитания и приспособления к ним животных. Знают обитателей местной фауны. Знают животных, занесенных в Красную книгу НАО. |
2.Содержательный отдел
2.1. Основное содержание работы
Задачи:
1.Создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим).
2. Приобщать к прошлому и настоящему своей родины. Знакомить с символикой родного города. Воспитывать чувство любви к своей малой Родине, уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям. Формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края. Знакомить с наиболее часто встречающимися растениями, животными, грибами, природными материалами. Продолжать формировать основы экологически грамотного поведения, экологической культуры.
3.Знакомить с культурными традициями своего края, с народным декоративно-прикладным искусством, формировать представления о художественных ремеслах.
4. Формировать представления о профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях людей.
Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме непосредственной образовательной деятельности (часть занятия), так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей.
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы
Режимные моменты |
Совместная деятельность с педагогом |
Самостоятельная деятельность детей |
Совместная деятельность с семьей |
Напоминание. Объяснение. Наблюдение. Развивающие игры. Игра-экспериментирование. Проблемные ситуации. Игровые упражнения.
|
Показ. Наблюдение. Беседа. Занятия. Игровые занятия. Игровые упражнения. Игры (дидактические, подвижные). Тематическая прогулка. Экскурсии. Проектная деятельность. Опыты. Конкурсы. КВН. Продуктивная деятельность. Проблемно-поисковые ситуации. Чтение литературы. Развлечения.
|
Игры (дидактические, развивающие, подвижные). Игры-экспериментирования. Наблюдение. Опыты Продуктивная деятельность. |
Опрос. Анкетирование. Консультации. Коллекционирование Беседа. Совместная продуктивная деятельность. Выставки. Встречи с интересными людьми. Совместная театрализованная деятельность. Конкурсы. Посещение музея. |
2.3. Календарно-тематический план
План работы кружковой деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе.
месяц |
№ занятия
|
Дата |
Тема |
|
сентябрь |
1 |
|
«Край в котором мы живем» |
|
2 |
|
«Наш любимый город Нарьян-Мар» |
||
3 |
|
«Матушка Печора» |
||
4 |
|
«Природа тундры» |
||
октябрь |
1 |
|
«Северные ягоды и грибы» |
|
2 |
|
«Кустарники тундры» |
||
3 |
|
«Мох и ягель» |
||
4 |
|
«Красная книга НАО. Растения» |
||
ноябрь |
1 |
|
«Перелетные птицы» |
|
2 |
|
«Зимующие птицы» |
||
3 |
|
«Животные Севера» |
||
4
|
|
«Ненцы – жители тундры» |
||
декабрь |
1 |
|
«Чум – жилище ненцев» |
|
2 |
|
«Изготовление макета чума» |
||
3 |
|
«Ненецкая одежда» |
||
4 |
|
«Знакомство с обувью ненцев» |
||
январь |
1 |
|
__________________ |
|
2 |
|
«Изготовление ненецкой куклы «Оленевод» |
||
3 |
|
«Творчество П. Явтысого» |
||
4 |
|
«Ненецкий орнамент» |
||
февраль |
1 |
|
«Северный олень» |
|
2 |
|
«Основное средство передвижения ненцев» |
||
3 |
|
«Подвижные игры народов Севера» |
||
4 |
|
Развлечение «Зов тундры» |
||
март
|
1 |
|
«Игрушки детей тундры» |
|
2 |
|
«Изготовление ненецкой куклы» |
||
3 |
|
«Ненецкие загадки и считалки» |
||
4 |
|
«Ненецкие песни» |
||
апрель |
1 |
|
«Ненецкие пословицы и приметы» |
|
2 |
|
«Сказки народов Севера» |
||
3 |
|
«Викторина «Ненецкий фольклор» |
||
4 |
|
Эстафеты «Игры народов Севера» |
||
май |
1 |
|
«Олени – участники Великой Отечественной войны» |
|
2 |
|
«Охота и рыбалка» |
||
3 |
|
«День оленя» |
||
4 |
|
Развлечение «Лучше нет родного края» |
||
3.Организационный раздел
3.1. Условия реализации программы
- Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;
- учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
- обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально- психологического и других компонентов;
- динамичность работы;
- учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка;
- объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания;
-совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;
- становление высоконравственных, этических норм поведения.
Реализация Программы в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в ходе НОД, в совместной (партнѐрской) деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей и предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе деятельностного подхода и эмоционального восприятия. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, помогают разнообразные формы работы с дошкольниками.
3.2 . Материально – техническое обеспечение программы
Материально-технические условия реализации Программы соответствуют требованиям:
- определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
- определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;
- к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащённости помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- к материально-техническому обеспечению программы: учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.
3.3. Список используемой литературы
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
2. Алешина Н.В.Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, -М.2003.
3. Козлова С.А., «Я – человек». Программа приобщения ребенка к социальному миру.- М.2012.
4. Мы на северной сторонушке живем. Краеведческие материалы для воспитателей и ДОУ округа. Составители: И.И.Шашлова, А.Н.Владимирова. – Нарьян-Мар: НО ИУУ.- 1997.- 39с.
5. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.
6. «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
7. «России Север – дальний край земли» (методическое пособие, редактор В.Л. Ширяев, 2000);
8. Ребенок в детском саду № 6 – 2007, № 1 – 2009
9. «Беседы о русском севере» (методические рекомендации) (Т.А. Шоргына, Москва, 2008);
10. «Птицы тундры» (познавательная серия «Почемучкам обо всем на свете», №3, 2013);
11. «Орнаменты. Долганы, нганасаны, ненцы»(В.А. Радин, Санкт-Петербург, 1993)
12. «Ненецкие сказки» (И.Истомин, ООО «Гарнет», 2008)
13. «Ненецкие загадки» (С.В. Тайбарей, Санкт-Петербург, 2004);
14. «Медведь и заяц Тэваси» (составитель л.Грибова, м.: Малыш, 1984);
15. «Вындерко» («Тунровик»), (МОУ ДОД ДДТ г.Нарьян-Мара, 2009);
16. «Проталинки» (стихи для детей), (П.Явтысый, Нарьян-Мар, 2008);
17. «Нарьян-Мар» (виражи времени), (А.Чупров, Нарьян-Мар, 2008);
18. «Едем в тундру на оленях» (А.Пичков, 1987)
19. «Избранное» (П.Явтысый, 2007);
20. Журналы: «Пунушка», «Слово тундры» («Едей вада»);
21. «Они живут в Заполярье» (Нарьян-Мар, ФГУ Государственный природный заповедник «Ненецкий», 2010).
Приложение
«Путешествие в тундру»
Задачи: закрепить знания детей о разнообразии животного мира, растительности севера; о способах передвижения людей на севере, северных промыслах; обогащать словарь детей ненецкими словами; воспитывать любовь к северной природе, заботливое отношение к растительному и животному миру.
Предварительная работа. Рассказы воспитателя о жизни и труде оленеводов в тундре. Беседы о животных, птицах, рыбах родного края. Рассматривание иллюстраций, фотоальбомов о природе севера. Заучивание стихотворений. Разучивание подвижных ненецких игр.
Материал:
· Национальные костюмы – по количеству детей;
· Грамзапись песни «Мы поедем, мы помчимся...»;
· Вожжи, украшенные ненецким орнаментом;
· Большой макет чума;
· Лента голубого цвета (для озера);
· Изображения рыб (окунь, нельма, сорога, щука, налим, семга ;
· Рыболовная сеть(1,5*1,5 м);
· Шапочки-клювики куропаток - по количеству детей;
· Малый мяч -1 шт.;
· Зеленый материал (для поляны);
· Изображения ягод (морошка, брусника, голубика черника) на подставке.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, мы сегодня отправимся с вами в интересное путешествие на оленьих упряжках в тундру. Скажите, что такое оленья упряжка?
Дети. Оленья упряжка – это легкие сани, которые везут олени. Их еще называют нарты.
– Кто управляет оленьей упряжкой?
Верно, это оленевод.
Для копыт, колес и ног
Много сделано дорог.
Ну, а если снег и сопки,
Перевалы на пути,
Где крутой звериной тропкой
Ни проехать, ни пройти,
Там всегда в метель и стужу
Человеку верно служит
Быстрый северный олень.
(Звучит запись песни «Мы поедем, мы помчимся...», «оленьи упряжки» отправляются в путь.)
– Вот мы и приехали.
Около большого макета чума детей встречает воспитатель в национальном костюме, здоровается с детьми:
- Ань, дорова!
- Ань, дорова!
– Ребята, что это?
– Это чум.
– Кто живет в нем?
– Оленеводы.
– Ребята, вы наверно много знаете о тундре: кто здесь живет и работает, о животных, рыбах, птицах. А как называется наш округ, в котором мы живем?
– Ненецкий Автономный округ.
– Кто коренные жители округа?
– Ненцы, коми.
– Чем они занимаются?
– Рыбной ловлей, охотой, оленеводством.
– Что делают оленеводы в тундре?
– Оленеводы пасут оленей, перегоняют их с одного пастбища на другое.
– Труд оленеводов тяжел. Они должны быть сильными, ловкими, выносливыми. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Гонки оленей», что бы быть такими же ловкими, сильными, как оленеводы.
(Подвижная игра «Ты пэртя» - «Гонки оленей». Выбираются пастухи-гонщики и по два оленя каждому гонщику. По сигналу «Хэй!» - «упряжки» бегут к финишу(2-3 раза).
– Молодцы, ребята, все упряжки быстро прибежали к финишу. Наше путешествие продолжается, давайте попрощаемся: «Лакомбой!»
- Лакомбой!
(Под запись песни «упряжки» движутся дальше.)
– Вот и наша остановка рядом большим, красивым озером. Вспомним, какие рыбы обитают в наших реках и озерах.
– Окунь, сорога, пелядь, налим, нельма, щука, зельдь, семга.
– А сейчас мы будем рыбаками. Будем рыбу ловить в озере.
(На «озере» расположены изображения рыб. Дети рыболовной сетью «ловят» рыб).
– Какую рыбу поймали?
(Ответы детей)
– Отправляемся дальше в дорогу.
(Под запись песни «упряжки» едут дальше).
– Посмотрите, как много птиц вокруг. А какие птицы прилетают в тундру весной?
– Гуси, утки, лебеди.
- Какие птицы зимуют?
– Сова, куропатка.
– Давайте поиграем в игру «Куропатки и охотники».
Дети по считалке выбирают охотника, одевают шапочки-клювики, по сигналу разбегаются по площадке и кричат: «Кабэ, кабэ, кабэ». «Охотник» метает мяч в «куропаток». Игра повторяется 2 раза.
– Наше путешествие продолжается, отправляемся в путь.
Под музыку «упряжки» продолжают передвигаться.
– А вот и красивая поляна, сколько здесь ягод! Что это за ягода? Какого она цвета?
– Давайте споем песенку про морошку.
1. Есть на севере у нас ягода – морошка,
Вам понравится она, съешьте хоть немножко
Припев: Какая это ягода,
А вот какая ягода.
Эх, кислая, кислая, кислая, прекислая
Сладкая, сладкая,
В общем кисло- сладкая.
2. В лес по ягоды пойдем, веселее ножки.
Много- много наберем ягоды – морошки.
Припев.
3. От пискливых комаров не свернем с дорожки,
Хватит мне и всем друзьям ягоды – морошки.
Припев.
– Пора, ребята, отправляться в дорогу.
«Упряжки» движутся дальше.
– Вот и наше путешествие в тундру закончилось. Понравилось оно вам? Ребята, вы молодцы! Много знаете о тундре, ее тружениках и обитателях тундры.
Тундра – снежные дали без края,
Серебристый песцовый мех.
Без меня проживешь ты, знаю.
Без тропинок моих и вех.
У тебя их – тропинок - без меры,
Словно косы сплелись на снегу.
Только я вот без тундры, наверное,
Вдалеке прожить не смогу.
(А.Пичков)
Физкультурный досуг «Зимние забавы»
Задачи: формировать потребность в ежедневной двигательной активности; развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость; закреплять умение участвовать в разнообразных подвижных играх (в том числе играх с элементами соревнования), способствующих развитию психо-физических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве; воспитывать интерес к ненецким подвижным играм.
Материал:
· эмблемы «Елочка» и «Снежинка» на две команды;
· медали с изображением Снеговика по количеству детей;
· канат;
· лыжные палки – 4 штуки;
· лыжи – 12 штук;
· санки – 6 штук;
· санки маленькие – 10 штук;
· вожжи – 2 штуки;
· флажки – 6 штук;
· костюм Снеговика.
Площадка для физкультурного досуга на участке детского сада украшена разноцветными флажками. Дети стоят полукругом. Вбегает Снеговик:
- Я, ребята, Снеговик
К снегу, холоду привык.
Вы слепили меня ловко –
Вместо носа тут морковка,
Уголечки вместо глаз,
Шляпой служит мне ведро.
Снеговик я непростой,
Любопытный, озорной,
Знать хочу я, чем ребята
Занимаются зимой?
(ответы детей)
- Я тоже люблю играть и хочу посмотреть все ли вы ловкие, сильные умелые. Поделимся на две команды. В наших соревнованиях буду участвовать две команды: «Елочка» и «Снежинка». Вначале мы с вами будем перетягивать канат. Посмотрим, чья команда сильнее.
- А лыжи все любите? Кто пробежит на одной лыже быстрее? Второе задание: развернуться на лыжах вокруг себя, добежать до флажка.
- Любите кататься на санках?
1. Проехать в воротца с горки (между лыжными палками)
2. Съезжая с горки, подхватить флажок (три флажка, поставленных на склоне).
- Ребятки, мы живем на Севере. Как называется наш округ? Кто коренные жители округа?
(ответы детей)
Сейчас мы поиграем в ненецкие игры.
1. «Гонки оленей» («Тог пэртя»).
Выбираются пастухи – гонщики и по два «оленя» каждому гонщику. По сигналу «Хэй!» - упряжки бегут к финишу.
2. «Котелок» («Едко»)
За ведущим играющие становятся в колонку. По сигналу ведущий делает прыжки с ноги на ногу, передвигаясь вперед. За водящим след в след прыгают остальные дети. Кто оступился, не попал в следующий «котелок» - тот выходит из игры.
3. «Прыжки через нарты»
Правила игры: прыгать на двух ногах, легко приземляться не задевая санок (ширина санок 20-25 см; расстояние между санками около 30 см; санки ставятся в ряд 5-6 штук, параллельно друг другу)
- Молодцы, ребята! Посмотрел я на вас, поиграл с вами. Все вы ловкие, сильные, быстрые, смелые, поэтому все вы – победители! Команды награждаются медалями.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.