Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Исаковская средняя общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
Рассмотрена МС протокол МС от 31.08.2019 № 1
|
Принята педагогическим советом протокол от 31.08.2019 №1 |
Утверждена приказом от 31.08.2019 № 01-01-110 Директор школы |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
обще-интеллектуального направления
«Алгоритмика»
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Составитель: Трудко Т.А.
Согласована
Зам. директора по ВР
___________И.Ю. Кравчук
30.08.2019
2019г.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
• широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности засчет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения программированию;
• готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
• способность и готовность к принятию ценностей здорового образажизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;
• формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
• владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
• владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
• прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание обучающимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
• владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение создавать вербальные и графические модели, «читать» чертежи и схемы, самостоятельно переводить алгоритм на язык программы;
• опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
• владение основами взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность; владение устной и письменной речью;
• развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты:
• умение использовать термины «объект», «среда», «исполнитель», «команда», «алгоритм», «программа», «процедура», «угол», «вектор» и др.; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в алгоритмике;
• умение различать системы команд исполнителей;
• умение задавать углы поворота и векторы перемещения исполнителей;
• умение определять координаты исполнителей;
• умение выбирать необходимую алгоритмическую структуру;
• умение составлять алгоритмы управления различными исполнителями;
• умение формально выполнять алгоритмы;
• умение выделять в программе Вспомогательные алгоритмы;
• умение отлаживать и выполнять программу по шагам;
• знание требований к организации компьютерного рабочего места, соблюдение требований безопасности и гигиены в работе скомпьютером.
Освоение детьми программы «Алгоритмика» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В результате освоения курса обучающиеся получат представление:
• об Исполнителях и понятиях, связанных с Исполнителями;
• о программной среде «Исполнители»;
• о типах и способах представления алгоритмов, об их программной реализации;
• о разнообразии задач для Исполнителей.
У обучающихся будут сформированы:
• основы алгоритмической культуры;
• умение составлять несложные программы;
• навыки пошагового выполнения программы с последующей отладкой.
Раздел «Исполнители и алгоритмы»
Обучающийся научится:
• использовать термины «объект», «исполнитель», «команда», «среда», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в алгоритмике;
• различать типы алгоритмов и способы их представления;
• проверять выполнение свойств алгоритма.
Обучающийся получит возможность:
• познакомиться с примерами различных исполнителей;
• моделировать среду исполнителя и составлять его систему команд;
• узнать, какие алгоритмы существуют, и как мы их применяем в повседневной жизни.
Раздел «Исполнитель Робот»
Обучающийся научится:
• находить в каталоге готовые лабиринты и программы;
• создавать свои лабиринты;
• сохранять свои лабиринты и программы;
• пользоваться шаблонами;
• использовать различные алгоритмические структуры для Робота;
• отличать цикл «Повтори» от цикла «Пока».
Обучающийся получит возможность:
• освоить среду «Исполнители»: поля, меню, кнопки; познакомиться со средой исполнителя Робот: объектами и правилами прохождения лабиринта;
• познакомиться с системой команд Робота и ошибками выполнения команд;
• познакомиться со структурой, синтаксисом программы и способами её выполнения (пошагово, до курсора, полностью);
• познакомиться с видами и структурой циклов;
• познакомиться со структурой и правилами использования условного оператора.
Раздел «Исполнитель Чертёжник»
Обучающийся научится:
• определять направление и рассчитывать длину вектора;
• использовать в программе Вспомогательные алгоритмы;
• создавать и редактировать программы для рисования данного объекта или группы объектов с использованием различных алгоритмических структур.
Обучающийся получит возможность:
• познакомиться со средой Чертёжника;
• познакомиться с системой команд Чертёжника;
• познакомиться с понятием «вектор»;
• познакомиться с понятием «процедура».
1. Введение в информационную культуру. Техника безопасности в компьютерном классе (1 час)
Ознакомление с основами информационной культуры и грамотности. Соблюдение
техники безопасности при проведении занятий в компьютерном классе.
2. Исполнители и алгоритмы (2 часа)
Исполнители, виды Исполнителей. Среда Исполнителя. Система команд Исполнителя (СКИ). Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы представления алгоритма. Основные алгоритмические конструкции.
3. Исполнитель Робот (7 часов)
Исполнитель Робот. Среда и система команд Робота. Среда системы «Исполнители». Задача для Робота. Решение линейных задач для Робота. Цикл с заранее известным числом повторений. Цикл с условием. Условный оператор.
4. Исполнитель Чертёжник (6 часов)
Исполнитель Чертёжник. Среда и система команд Чертёжника. Вектор. Решение задач с применением вектора. Вспомогательные алгоритмы. Использование процедур. Решение задач для Чертёжника.
5. Закрепление и контроль изученного. Подведение итогов (1 час)
Урок итогового контроля. Практикум-игра «Мы программисты».
Тематическое планирование
№ раздела |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Введение в информационную культуру. Техника безопасности в компьютерном классе |
1 |
2 |
Исполнители и алгоритмы |
2 |
3 |
Исполнитель Робот |
7 |
4 |
Исполнитель Чертёжник |
6 |
5 |
Закрепление и контроль изученного. Подведение итогов. |
1 |
Всего |
17 |
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Всего, час |
Количество часов |
Характеристика деятельности обучающихся |
Дата проведения |
|
Теория |
Практика |
|||||
1 |
Введение в информационную культуру. Техника безопасности в компьютерном классе. |
1 |
1 |
|
Усвоение знаний в работе с компьютером, правила поведения в кабинете информатики и при работе на компьютере. |
|
Алгоритмы и исполнители |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
2 |
Исполнители и их виды. Среда и система команд Исполнителя (СКИ). Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. |
1 |
1 |
|
Приводить примеры исполнителей. Моделировать и характеризовать среду конкретного исполнителя. Перечислять команды конкретного исполнителя. Приводить примеры существующих алгоритмов. Объяснять свойства алгоритма. |
|
3 |
Способы представления алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции. Практикум ТБ. |
1 |
|
1 |
Составлять простейшие алгоритмы. Проверять и доказывать выполнение свойств конкретного алгоритма. |
|
Исполнитель Робот |
7 |
3 |
4 |
|
|
|
4 |
ИсполнительРобот. Среда и система команд Робота. Практикум ТБ. |
1 |
1 |
|
Характеризовать Робота и объекты, входящие в его среду. Объяснять содержание команд Робота. |
|
5 |
Среда системы «Исполнители». |
1 |
|
1 |
Запускать программу. Находить нужные кнопки и пункты меню. Применять режимы выполнения программы: пошаговый, до курсора, полностью. |
|
6 |
Задача для Робота. |
1 |
|
1 |
Находить в каталоге готовые лабиринты и программы. Выполнять программы пошагово и целиком. |
|
7 |
Решение линейных задач для Робота. Практикум ТБ. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Создавать для Робота новые лабиринты. Писать простейшие линейные программы для Робота. Выполнять программы пошагово и целиком. Редактировать программы. Оптимизировать программы. |
|
8 |
Цикл с заранее известным числом повторений. Практикум ТБ. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Различать задачи, в которых применяются циклы с заранее известным или с заранее неизвестным числом повторений. Рассчитывать число повторений в цикле. Писать программы с использованием команды ПОВТОРИ. Выполнять и редактировать программы. |
|
9 |
Цикл с условием. Практикум ТБ. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Различать задачи, в которых применяются циклы с заранее известным или с заранее неизвестным числом повторений. Формулировать условие продолжения цикла. |
|
10 |
Условный оператор. Практикум ТБ. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Распознавать ветвление в задаче. Формулировать проверяемое условие и выполняемые действия. Писать программы с использованием условного оператора. Выполнять и редактировать программы. |
|
Исполнитель Чертёжник |
6 |
2 |
4 |
|
|
|
11 |
Исполнитель Чертёжник. Среда и система команд Чертёжника |
1 |
1 |
|
Характеризовать Чертёжника и объекты, входящие в его среду. Объяснять содержание команд Чертёжника. |
|
12 |
Вектор |
1 |
0,5 |
0,5 |
Различать направления перемещения Чертёжника. Определять нужное направление. Задавать вектор перемещения. |
|
13 |
Решение задач с применением вектора Практикум ТБ.. |
1 |
|
1 |
Определять нужное направление. Задавать вектор перемещения. |
|
14 |
Вспомогательные алгоритмы. Практикум ТБ. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выделять часть программы в отдельную процедуру. Создавать программу, содержащую одну или несколько процедур. |
|
15 |
Использование процедур. Практикум ТБ. |
1 |
|
1 |
Писать программы, содержащие одну или несколько процедур. |
|
16 |
Решение задач для Чертёжника. Практикум ТБ. |
1 |
|
1 |
Писать программы для Чертежника. Выполнять и редактировать программы. |
|
Закрепление и контроль изученного. Подведение итогов. |
1 |
|
1 |
|
|
|
17 |
Урок итогового контроля. Практикум-игра. |
1 |
|
1 |
Практикум-игра «Мы программисты». |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.