Рабочая программа курса
«Этикет современного человека»
для учащихся 9-х классов.
( 18 часов )
Составил учитель технологий
МОУ «школа № 49» г. Донецка
Мамедов Валерий Велиевич.
Пояснительная записка
Рабочая программа "Этикет современного человека" составлена учителем технологии МОУ «школа № 49» Калининского р-она г. Длнецка ДНР Мамедовым Валерием Велиевичем. Обучать по данной программе рекомендуется школьников среднего и старшего звена, в виде элективного курса рассчитанного на 18 часов, один час в неделю. Программой предусматривается проводить как теоретические, так и практические занятия.
Нормативно-правовой и документальной основой разработки рабочей программы "Этикет" являются:
· Закон "Об образовании";
· Федеральный государственный образовательный стандарт среднего и общего образования;
· Концепция духовно-нравственного воспитания школьников.
В основу рабочей программы положены следующие принципы:
· интеграция, целостность и взаимосвязь всех компонентов образовательного пространства ребенка учебной, внеурочной и внешкольной деятельности;
· развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе урочной и внеурочной деятельности;
· активность и осознанность действий всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей;
· преемственность содержания и форм воспитательной деятельности.
Современное состояние общества подсказывает необходимость обучения подрастающего поколения этикету, так как все больше становится заметным проявление невоспитанности, неумение вести себя в общественных местах, нарочитая грубость и небрежность в отношениях многих молодых людей друг к другу и окружающим.
Цель программы - становление нравственных принципов, создание условий для формирования внутренних потребностей личности в непрерывном развитии и совершенствовании культурного уровня.
Задачи:
1. Пробудить в учащихся желание стать культурными, воспитанными людьми.
2. Научить их основным правилам поведения в типичных ситуациях.
3. Формировать творческую личность, развивать эстетическое чувство.
Обучение школьников этикету опирается на уже имеющиеся у них знания и жизненный опыт, которые активно помогают формированию навыков культурного поведения в обществе и семье.
Психологическое обеспечение программы.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
· создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
· формирование умений учащихся по данному виду обучения;
· применение индивидуальных и групповых форм обучения.
Методы обучения.
· Лекции
· Беседы
· Практические занятия
· Демонстрации
Формы и виды контроля:
В процессе реализации программы используются следующие формы и методы контроля:
№ п/п |
Виды контроля |
Цель организации контроля |
Формы организации контроля. |
1 |
Предварительное выявление уровня знаний и умений |
Выявление знаний, умений и навыков учащихся по курсу, который они будут изучать. |
Индивидуальный устный контроль |
2 |
Текущий контроль |
Осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. |
Устный фронтальный контроль. |
3 |
Тематический контроль |
Осуществляется периодически по мере изучения нового материала. |
Комбинированный контроль. |
4 |
Итоговый контроль |
Проводится по окончании учебного года с целью проверки уровня знаний учащихся. |
Индивидуальный контроль. |
Прогнозируемые результаты.
К концу изучения данного курса школьники должны:
· иметь четкие представления о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком;
· соблюдать школьный этикет ;
· обладать культурой речи;
· соблюдать правила поведения в школе, дома и в общественных местах;
· знать и иметь навыки приема гостей;
· знать, что в общении быть вежливыми, тактичными, уважать в любом человеке человека;
· уметь анализировать свои поступки и соизмерять их с понятиями порядочности, чести и достоинства;
· стремиться к совершенствованию красоты и нравственности.
Тематическое планирование.
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
|
Теория |
Практика |
||
1 |
Общие понятия об этикете. Этикет – основа общественного порядка и порядочного человека.
|
1 |
|
2 |
История этикета. |
1 |
|
3 |
Этикет взаимоотношений. Что значит быть воспитанным. Школьный этикет. |
1 |
|
4 |
Этикет общения. Общение со старшими и младшими. |
1 |
|
5 |
Этикет в ретуши. «Береги честь смолоду». |
1 |
|
6 |
Этикет поведения в общественных местах. Дрес код для посещения кинотеатра, театра и музея. |
1 |
1 |
7 |
Этикет поведения в увеселительных заведениях. Этикет за столом в кафе, ресторане. |
1 |
|
8 |
Этикет визитов. Как принимать гостей. Подарки дарим принимаем. |
1 |
1 |
9 |
Этикет в движении. Поведение в транспорте. |
1 |
|
10 |
Нужен ли этикет в семье? Этикет семьи. |
1 |
|
11 |
Правила общежития. Как общаться с соседями. |
1 |
|
12 |
Деловой этикет. Этикет деловой встречи. Дрес код в одежде. |
1 |
1 |
13 |
Этикет и красота. Этикет мужчины и женщины. |
1 |
1 |
14 |
Проверим себя. |
|
1 |
|
ИТОГО |
18 часов. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
1. |
|
Общие понятия об этикете . |
2. |
|
История этикета. |
3. |
|
Этикет взаимоотношений. Что значит быть воспитанным. |
4. |
|
Этикет общения. Общение со старшими. |
5. |
|
Этикет и репутация. |
6. |
|
Этикет поведения в общественных местах. |
7. |
|
Дресс код для посещения кино, театр, музея. |
8. |
|
Этикет поведения в увеселительных заведениях. |
9. |
|
Этикет визитов. Как принять гостей. |
10. |
|
Подарки: дарим, принимаем. |
11 |
|
Этикет движения. Поведение в транспорте |
12. |
|
Нужен ли этикет в семье? Этикет семьи. |
13. |
|
Правила общежития. Как общаться с соседями. |
14. |
|
Деловой этикет . |
15. |
|
Дресс код в одежде |
16. |
|
Этикет и красота. |
17. |
|
Этикет мужчины и женщины. |
18. |
|
Проверим себя. |
Содержание программы.
· Общие понятия об этикете
Теоретические сведения: российский « Домострой»; нравственные принципы; разновидности этикета
Практическое задание: составьте свой «кодекс чести» ,который вы соблюдаете.
История этикета
Теоретические сведения: история этикета в разные времена и эпохи.
· Этикет взаимоотношений
Теоретические сведения: понятие –культура; опрятная внешность; сдержанность, тактичность, вежливость; дипломатичность , деликатность; правила школьного этикета
Практическое задание: сделайте анализ своего поведения в школе..
· Этикет общения
Теоретические сведения: правила приветствия; формы обращения к собеседнику; правила знакомства; общение со старшими.
Практическое задание: разыграйте любую сцену знакомства :в новом коллективе, представьте друга родителям и т.п..
· Этикет и репутация
Теоретические сведения: честь; честолюбие; слагаемые репутации; понятие девичьей чести.
Практическое задание: проанализируйте выражение :»Разрушенная репутация подобна разбитой вазе- ее можно склеить, но всегда заметны поврежденные места» ( Г. Уилер Шоу).
· Этикет поведения в общественных местах
Теоретические сведения: правила ежедневного поведения в общественных местах; как одеться для посещения кино, театров, музеев; ситуации, когда в театре принято аплодировать,
Практическое занятие: посещение кино ,театра, музея (выбрать).Анализ поведения.
· Этикет поведения в увеселительных заведениях
Теоретические сведения: ресторан начинается с гардероба; кто угощает? кто платит? кто провожает? Правила поведения за столом. Практическое занятие: экскурсия в ресторан. Подготовьте рассказ об обычаях и этикете застолья в любой стране по вашему выбору.
· Этикет визитов
Теоретические сведения: подготовка к приему гостей; встреча гостей; сервировка стола; порядок подачи блюд; подарок- символ внимания и уважения; как правильно преподнести подарок и как принять; подарки –символы.
Практическое занятие: изготовление упаковочной коробки для подарка.
· Этикет движения
Теоретические сведения: вход и выход в транспорте; общение; правила поведения в поезде, самолете, в междугородном автобусе; путешествие за границу; экипировка; правила поведения за границей.
Практическое задание: расскажите о ваших путешествиях на дальние расстояния.
· Нужен ли этикет в семье?
Теоретические сведения: что такое семья? условия семейного счастья; галантное отношение в семье; дети и родители; семейные конфликты.
Практическое задание: проанализируйте каковы ваши взаимоотношения с родителями.
· Правила общежития
Теоретические сведения: дружить или не дружить с соседом? Правила поведения с соседями; правила общежития в многоквартирном доме; сдаем ,снимаем квартиру( комнату); договор о сдаче- найме; правила поведения квартиросъемщика.
Практическое задание: Вам предстоит стать студентами и, возможно, снимать комнату . К выполнению каких правил вы готовы, какие вам будет выполнить трудно?
· Деловой этикет
Теоретически сведения: форма общения начальника и подчиненного; деловые встречи; этикетные знаки и слова; правила делового разговора. Дресс код в одежде.
Практическое задание: Инсценируйте деловую встречу и деловой разговор на какую – либо тему.
· Красота и этикет
Теоретические сведения: из чего складывается внешность? Роль костюма в создании внешнего облика; примерный гардероб мужчины и женщины; советы ,как скрыть недостатки внешности и подчеркнуть достоинства.
Практическое задание: сделай анализ своей внешности.
· Проверим себя
Практическое задание: Кто же он, «воспитанный человек»? Компетентно ориентированные задания.
Используемая литература.
· Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. « Этикет ». Составитель Л . Пегеева. Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2003.
· Прикладная этика. Элективный курс.10-11 классы/ авт.-сост. Г.Ю.Лазновская.- Волгоград: Учитель,2006.
· www.etiket.ru
· Etiquettrules.ru
· « Этикет от А до Я ». Поддубская Л . Р . М.: Народное образование 2003.
· «30 главных правил этикета ». Ревенко Т.И. М.:Знание,ИВЭСЭП,2001.
· «Искусство убеждать». Учебно-практическое пособие. Москва,2000.
· «Этикет на каждый день». М.: Олма-Пресс,2005.
· Зарецкая И.И., Чернер С.Л. Деловой этикет. — М., 1998.
· Наин А.Я. Культура делового общения. — Челябинск, 1997.
· Пиз А. Язык жестов: Увлекательное пособие для деловых людей / Пер. с англ. Воронеж: НПО МОДЭК, 1992.
· 5.Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М.: ИНФРА-М, 1995.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.