Рабочая программа курса "Этикет современного человека" для учащихся 9-х классов

  • doc
  • 09.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала этикет соврем чел..doc

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа курса

«Этикет современного человека»

для учащихся 9-х классов.

( 18 часов )

 

 

                                       Составил учитель технологий

                                           МОУ «школа № 49» г. Донецка

                                       Мамедов Валерий Велиевич.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа "Этикет современного человека" составлена учителем технологии МОУ «школа № 49» Калининского р-она г. Длнецка ДНР Мамедовым Валерием Велиевичем. Обучать по данной программе рекомендуется школьников среднего и старшего звена, в виде элективного курса рассчитанного на 18 часов, один час в неделю. Программой предусматривается проводить как теоретические, так и практические занятия.

Нормативно-правовой и документальной основой разработки рабочей программы "Этикет" являются:

·              Закон "Об образовании";

·              Федеральный государственный образовательный стандарт среднего и общего образования;

·              Концепция духовно-нравственного воспитания школьников.

                    В основу рабочей программы положены следующие принципы:

·              интеграция, целостность и взаимосвязь всех компонентов образовательного пространства ребенка учебной, внеурочной и внешкольной деятельности;

·              развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе урочной и внеурочной деятельности;

·              активность и осознанность действий всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей;

·              преемственность содержания и форм воспитательной деятельности.

 

Современное состояние общества подсказывает необходимость обучения подрастающего поколения этикету, так как все больше становится заметным проявление невоспитанности, неумение вести себя в общественных местах, нарочитая грубость и небрежность в отношениях многих молодых людей друг к другу и окружающим.

Цель программы - становление нравственных принципов, создание условий для формирования внутренних потребностей личности в непрерывном развитии и совершенствовании культурного уровня.

Задачи:

1.   Пробудить в учащихся желание стать культурными, воспитанными людьми.

2.   Научить их основным правилам поведения в типичных ситуациях.

3.   Формировать творческую личность, развивать эстетическое чувство.

Обучение школьников этикету опирается на уже имеющиеся у них знания и жизненный опыт, которые активно помогают формированию навыков культурного поведения в обществе и семье.

 

 

Психологическое обеспечение программы.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

·        создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

·        формирование умений учащихся по данному виду обучения;

·        применение индивидуальных и групповых форм обучения.

Методы обучения.

·        Лекции

·        Беседы

·        Практические занятия

·        Демонстрации

Формы и виды контроля:

 

В процессе реализации программы используются следующие формы и методы контроля:

№ п/п

 

Виды контроля

 

Цель организации контроля

Формы организации контроля.

1

Предварительное выявление уровня знаний и умений

Выявление знаний, умений и навыков учащихся по курсу, который они будут изучать.

Индивидуальный устный контроль

2

Текущий контроль

Осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся.    

Устный фронтальный контроль.

3

Тематический контроль

Осуществляется периодически по мере изучения нового материала.

Комбинированный контроль.

4

Итоговый контроль

Проводится по окончании учебного года с целью проверки уровня знаний учащихся.

Индивидуальный контроль.

 

 

 

 

Прогнозируемые результаты.

К концу изучения данного курса школьники должны:

·                     иметь четкие представления о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком;

·                     соблюдать школьный этикет ;

·                     обладать культурой речи;

·                     соблюдать правила поведения в школе, дома и в общественных местах;

·                     знать и иметь навыки приема гостей;

·                     знать, что в общении быть вежливыми, тактичными, уважать в любом человеке человека;

·                     уметь анализировать свои поступки и соизмерять их с понятиями порядочности, чести и достоинства;

·           стремиться к совершенствованию красоты и нравственности.

 

Тематическое планирование.

 

№  п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Общие понятия об этикете.

Этикет – основа общественного порядка и порядочного человека.

  

1

 

2

История этикета.

1

 

3

Этикет взаимоотношений.

Что значит быть воспитанным.

Школьный этикет.

1

 

4

Этикет общения.

Общение со старшими и младшими.

1

 

5

Этикет в ретуши.

«Береги честь смолоду».

1

 

6

Этикет поведения в общественных местах.

Дрес код для посещения кинотеатра, театра и музея. 

1

1

7

Этикет поведения в увеселительных заведениях.

Этикет за столом в кафе, ресторане.

1

 

8

Этикет визитов.

Как принимать гостей.

Подарки дарим принимаем.

1

1

9

Этикет в движении.

Поведение в транспорте.

1

 

10

Нужен ли этикет в семье?

Этикет семьи.

1

 

11

Правила общежития.

Как общаться с соседями.

1

 

12

Деловой этикет.

Этикет деловой встречи.

Дрес код в одежде.

1

1

13

Этикет и красота.

Этикет мужчины и женщины.

1

1

14

Проверим себя.

 

1

 

     ИТОГО

   18 часов.

 

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

1.

 

    Общие понятия об  этикете .

2.

 

    История этикета.

3.

 

Этикет  взаимоотношений.  Что значит быть воспитанным.

4.

 

Этикет  общения. Общение со старшими.

5.

 

Этикет  и репутация.

6.

 

Этикет  поведения в общественных местах.

7.

 

    Дресс код для посещения кино, театр, музея.

8.

 

Этикет  поведения в увеселительных заведениях.

9.

 

Этикет  визитов. Как принять гостей.

10.

 

    Подарки: дарим, принимаем.

11

 

Этикет  движения. Поведение в транспорте

12.

 

Нужен ли  этикет  в семье?  Этикет  семьи.

13.

 

Правила общежития. Как общаться с соседями.

14.

 

Деловой  этикет .

15.

 

    Дресс код в одежде

16.

 

Этикет  и красота.

17.

 

    Этикет  мужчины и женщины.

18.

 

    Проверим себя.

 

 

 

 

Содержание программы.

·                        Общие понятия об этикете 

Теоретические сведения: российский « Домострой»; нравственные принципы; разновидности  этикета 

Практическое задание: составьте свой «кодекс чести» ,который вы соблюдаете.

      История этикета

Теоретические сведения: история этикета в разные времена и эпохи.

·                         Этикет  взаимоотношений

Теоретические сведения: понятие –культура; опрятная внешность; сдержанность, тактичность, вежливость; дипломатичность , деликатность; правила школьного  этикета 

Практическое задание: сделайте анализ своего поведения в школе..

·                         Этикет  общения

Теоретические сведения: правила приветствия; формы обращения к собеседнику; правила знакомства; общение со старшими.

Практическое задание: разыграйте любую сцену знакомства :в новом коллективе, представьте друга родителям и т.п..

·                         Этикет  и репутация

Теоретические сведения: честь; честолюбие; слагаемые репутации; понятие девичьей чести.

Практическое задание: проанализируйте выражение :»Разрушенная репутация подобна разбитой вазе- ее можно склеить, но всегда заметны поврежденные места» ( Г. Уилер Шоу).

·                         Этикет  поведения в общественных местах

Теоретические сведения: правила ежедневного поведения в общественных местах; как одеться для посещения кино, театров, музеев; ситуации, когда в театре принято аплодировать,

Практическое занятие: посещение кино ,театра, музея (выбрать).Анализ поведения.

·                         Этикет  поведения в увеселительных заведениях

Теоретические сведения: ресторан начинается с гардероба; кто угощает? кто платит? кто провожает? Правила поведения за столом. Практическое занятие: экскурсия в ресторан. Подготовьте рассказ об обычаях и  этикете  застолья в любой стране по вашему выбору.

·                         Этикет  визитов

Теоретические сведения: подготовка к приему гостей; встреча гостей; сервировка стола; порядок подачи блюд; подарок- символ внимания и уважения; как правильно преподнести подарок и как принять; подарки –символы.

Практическое занятие: изготовление упаковочной коробки для подарка.

·                         Этикет  движения

Теоретические сведения: вход и выход в транспорте; общение; правила поведения в поезде, самолете, в междугородном автобусе; путешествие за границу; экипировка; правила поведения за границей.

Практическое задание: расскажите о ваших путешествиях на дальние расстояния.

·                        Нужен ли  этикет  в семье?

Теоретические сведения: что такое семья? условия семейного счастья; галантное отношение в семье; дети и родители; семейные конфликты.

Практическое задание: проанализируйте каковы ваши взаимоотношения с родителями.

·                        Правила общежития

Теоретические сведения: дружить или не дружить с соседом? Правила поведения с соседями; правила общежития в многоквартирном доме; сдаем ,снимаем квартиру( комнату); договор о сдаче- найме; правила поведения квартиросъемщика.

Практическое задание: Вам предстоит стать студентами и, возможно, снимать комнату . К выполнению каких правил вы готовы, какие вам будет выполнить трудно?

·                        Деловой  этикет 

Теоретически сведения: форма общения начальника и подчиненного; деловые встречи; этикетные знаки и слова; правила делового разговора. Дресс код в одежде.

Практическое задание: Инсценируйте деловую встречу и деловой разговор на какую – либо тему.

·                        Красота и  этикет 

Теоретические сведения: из чего складывается внешность? Роль костюма в создании внешнего облика; примерный гардероб мужчины и женщины; советы ,как скрыть недостатки внешности и подчеркнуть достоинства.

Практическое задание: сделай анализ своей внешности.

·                        Проверим себя

Практическое задание: Кто же он, «воспитанный человек»? Компетентно ориентированные задания.

 

 

 

 

 

Используемая литература.

·                        Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. « Этикет ». Составитель  Л . Пегеева. Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2003.

·                        Прикладная этика. Элективный курс.10-11 классы/ авт.-сост. Г.Ю.Лазновская.- Волгоград: Учитель,2006.

·                        www.etiket.ru

·                        Etiquettrules.ru

·                        « Этикет   от   А   до   Я ».  Поддубская   Л . Р . М.: Народное образование 2003.

·                        «30 главных правил  этикета ». Ревенко Т.И. М.:Знание,ИВЭСЭП,2001.

·                        «Искусство убеждать». Учебно-практическое пособие. Москва,2000.

·    «Этикет на каждый день». М.: Олма-Пресс,2005.

·    Зарецкая И.И., Чернер С.Л. Деловой этикет. — М., 1998.

·    Наин А.Я. Культура делового общения. — Челябинск, 1997.

·    Пиз А. Язык жестов: Увлекательное пособие для деловых людей / Пер. с англ. Воронеж: НПО МОДЭК, 1992.

·    5.Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М.: ИНФРА-М, 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru