РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании школьного на Педагогическом совете
методического объединения протокол № __ от «_____»_______2021г
учителей начальных классов Введено в действие
протокол № __ от «_____»_______2021г. приказ от __________________г. № ____ руководитель ШМО ____________ директор МОУ СШ № 129 .
_______________
Рабочая программа курса
«Калейдоскоп наук»
Программу разработала:
,
Волгоград, 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Интегрированный курс «Калейдоскоп наук» разработан с учетом нормативных документов:
-Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письма Министерства образования Российской федерации от 18.06.2003г.
№28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
- Письма Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006г.
№06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;
-Письма Министерства образования Российской Федерации от 02.04.2002г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41);
- Уставом школы.
В концепции ФГОС НОО второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится интеллектуальным качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Интегрированный курс «Калейдоскоп наук» нацелен на развитие данных качеств учащихся и направлен на усиление вариативной составляющей начального общего образования, развитие самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы обусловлена потребностью детей в развитии связей между теоретическими знаниями и использованием приобретенных знаний в повседневной жизни, важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного развития ребенка. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются, и эти умения смогут применить в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах, что приводит к успехам. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир наук.
Новизна курса в том, что помогает учащимся через игру, парное и групповое взаимодействие:
• активировать познавательные интересы учащихся, испытывающих трудности в освоении предмета;
• совершенствовать способности одаренных и познавательно мотивированных детей;
• формировать метапредметные и личностные результаты.
Актуальность обусловлена тем, что строгие рамки урока и насыщенность программ не всегда позволяют ответить на многие интересующие вопросы детей. Программа состоит из разделов, содержание которых расширяет и углубляет комплекс наук и значительно выходит за рамки образовательных областей.
Отличительные особенности данного курса от уже существующих в этих областях в том, что она удовлетворяет потребности ребёнка в интеллектуальном развитии, позволяет проявлять себя в творчестве, развивает воображение, учит активно, осознанно, целенаправленно думать, формирует навыки социального взаимодействия и культурного поведения в обществе.
Реализация курса происходит на основе дифференцированного подхода. С этой целью на занятиях предусмотрены разные по степени сложности задания логического и творческого характера. Такой подход позволяет ребёнку включиться в мыслительный процесс независимо от уровня его интеллектуального развития, стилистики обучения, начального уровня учебной мотивации, индивидуальных психологических особенностей.
Цели и задачи
Цель:
- углубление и расширение знаний учащихся по комплексу наук;
- показать учащимся, что основные предметы не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие на разных уровнях обучения.
Задачи курса:
Образовательные (предметные):
– развитие интереса и мотивации к основным предметам;
– пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием наук;
– развитие устной и письменной связанной речи учащихся;
– развитие творчества и обогащение словарного запаса;
– совершенствование общего языкового развития учащихся.
Метапредметные:
– формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
– развивать смекалку и сообразительность;
– приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
– развивать умение пользоваться разнообразными источниками информации.
Личностные:
– воспитание интереса к предметам;.
– расширение коммуникативных способностей детей.
– формирование культуры речи и совершенствование учебных навыков.
– развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
.
Описание места программы в учебном плане:
Курс рассчитан на 68часов (2часа в неделю): 23 ч – блок «Знатоки математики», 23 ч – блок «Секреты русского языка», 22 ч – блок «Хочу всё знать!».
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: дети 10-11лет (4класс).
Сроки реализации программы: 1год (4класс)
Формы занятий:
· занятия теоретического плана;
· тренировочные занятия, практическая работа;
· мини-работы;
· логические игры, задачи, упражнения, головоломки.
Содержание программы:
Блок «Знатоки математики»
Упражнения на быстрый счёт, некоторые приёмы быстрого счёта. Вычисления удобным способом. Умножение на 9, на 11. Использование изменения порядка счета.
Значением многоуровневого выражения (содержащего 4 и более арифметических действий, со скобками и без скобок.
Логические задачи. Понятие высказывания. Построение отрицаний высказывания. Методы решения логических задач: с использованием таблиц, с помощью рассуждения.
Задачи на развитие пространственного мышления. Пространство и размерность. Куб и его свойства. Прямоугольный параллелепипед. Пирамида. Правильнее многогранники. Геометрические иллюзии.
Задачи на разрезания и переклеивание. Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Из истории геометрии: Архимед. Геометрические головоломки.
Построение фигур одним росчерком карандаша. Задача « о кенигсбергских мостах». Простейшие графы. Из истории математики: Л. Эйлер.
Комбинаторные задачи.
Старинные задачи. Решение задач из учебника Магницкого.
Расположение и изображение предметов в пространстве и на плоскости.
Исследование, распознавание геометрических фигур. Вычисление площади прямоугольного треугольника.
Работа с таблицами, схемами, графиками, диаграммами. Чтение готовых таблиц.
Основы логического и алгоритмического мышления. Интерпретация информации, полученной при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Блок «Секреты русского языка».
Расширенное ознакомление с произносительными нормами: акцентологическими.
Слово и разнообразие его лексических значений. Многозначность слова. Прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Омофоны.
Этимология. Пути пополнения словарного запаса русского языка.
Исторический корень слова. Этимологические экскурсы слов (по выбору учащихся).
Систематизация сведений о постоянных и изменяемых признаках частей речи. Полная и краткая форма имен прилагательных.
Разнообразие ресурсов языка и речи для выражения мыслей и эмоций. Основные средства языка: слово, предложение. Система языка глазами лингвистов — от простейших знаков языка (звуков, букв) до сложных конструкций.
Простые и сложные предложения. Предложения с вводными словами.
Блок «Хочу всё знать!».
Экология и экономика — две науки о доме. Условия существования живых организмов. Обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека.
Что такое биологическая индикация? Лишайники — индикаторы чистоты воздуха.
Мы отвечаем за Землю: что может каждый из нас? Знакомство с разнообразными профессиями, имеющими непосредственное отношение к экологии (специалисты в области биологической экологии; экологии города и жилища; промышленной, медицинской космической экологии; палеоэкологии и т.д.). Необычные профессии.
Прогнозирование результатов опытов. Описание опыта, сравнение прогноза и результата.
Путешествие по материкам. Природный мир материков. Работа с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, картами. Интерпретация информации, полученной при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Идентификация пиктограмм. Конструирование фразы с помощью пиктограмм.
Путешествие по родному краю. Волгоградская область. Волгоград. Промышленность. Культурные и исторические достопримечательности. Заповедные места.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные УУД
Будут сформированы:
– широкая мотивационная основа внеучебной деятельности;
– учебнопознавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в у деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
– способность к оценке своей учебной деятельности.
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, энциклопедий, справочников;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать и выделять общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
– владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– задавать вопросы;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты
Блок «Знатоки математики»
Учащиеся научатся:
– пользоваться рациональными приёмами быстрого счёта;
– вычислять значение многоуровневого выражения (содержащего 4 и более арифметических действий, со скобками и без скобок)
– использовать различные приёмы при решении логических задач;
– решать геометрические задачи на разрезание и переклеивание, геометрические головоломки, задачи на графы;
– решать простейшие комбинаторные задачи;
– сравнивать и обобщать информацию, представленную в графиках, таблицах, диаграммах,
– соотносить пространственное изображение предмета на плоскости,
– интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Блок «Секреты русского языка»
Учащиеся научатся:
- чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.,
- различать слова-паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
- находить в словах с неявными морфемами окончание, корень, приставку, суффикс
- использовать рациональный способ проверки орфограмм, запоминания написания слов из словаря.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы;
- научиться писать сочинения-миниатюры.
Блок «Хочу всё знать!»
Учащиеся научатся:
– сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
– об изменениях природной среды под воздействием человека;
– умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты)
– работать с картами (читать легенду карты)
– соотносить объект природного мира с местом обитания
– составлять правило по рисункам (пиктограммам)
– описывать родной край (называть природные, культурные, промышленные объекты)
Обеспечение программы включает в себя
учебно-методическое обеспечение.
Список литературы:
Блок «Знатоки математики»:
1. Дышинский Е. А. Игротека математического кружка. _М.: Просвещение, 1972г.
2. Кордемский Б. А. Математическая смекалка. –М.: Физматгиз, 1963г.
3. Русанов В. Н. Математические олимпиады младших школьников. М.: Просвещение, 1990г.
4. Русанов В. Н. Занимательные задачи сказочного характера. - М.: Начальная школа . -1990г.
5. Русанов В. Н. Задачи, связанные с квадратом - М.: Начальная школа. -1990г.
6. Труднев В. П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. –М.: Просвещение, 1975г.
7. Екимова М.А. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002
8. В.А.Володкович Сборник логических задач, М .,»Дом педагогики», 2008г.
Блок «Секреты русского языка»:
1. Зеленина Л. М. , Хохлов Т. Е. Секреты русского языка. Дидактические материалы. 4 класс./М.: Просвещение, 2007г.
2. Николаенко Е. И. Я иду на урок в начальную школу./Издательство «Первое сентября», 2008г.
3. Тикунова Л. И. Сборник диктантов и творческих работ./ М.: Просвещение, 2017г.
4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. , Концевая Л.А. «Секреты орфографии. М., «Просвещение», 1991
5. Волина В.В. Секреты русского языка. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство «АРГО», 1996
6. Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. М., «Просвещение»,2008
7. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство «Сам Вен», 2012
8. Тоцкий П.С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва, «Просвещение» , 2013
Блок «Хочу всё знать!»:
1. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
2. Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 2008, 192с.
3. .Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Москва, 1997, 52с.
4. .Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.
5. .Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с
6. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. — М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
7. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н., Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.
8. Грехова.Л.И.- В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми: Учебно- методическое пособие.- М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2003.- 288с.
9. Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
10. Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б. А. Никитина. — Самара, 1996.
11. Чернявский А.В., Ковальчук Д. А. Универсальный энциклопедический справочник ./ Харьков, Белгород – 2010 .
12. Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных./ Харьков, Белгород 2008.
Интернет - ресурсы
http://www.ecosystema.ru/ — Экологическое образование детей и изучение природы России.
http://etno.environment.ru/ — Этноэкология. Сайт лаборатории этноэкологических исследований, поддерживается Интернет-порталом Forest.ru.
http://www.kunzm.ru/ — Кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — Интернет-сайт
«Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
http://www.wwf.ru/ — Всемирный фонд дикой природы (WWF)
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uie.ssu.samara.ru/-nauka/
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
Сайт энциклопедий: http:// www.encyclopedia.ru/
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 блок «Знатоки математики»
№ занятия |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата |
|
план |
факт |
|||
1 |
Вводное занятие. Математические игры, лабиринты. |
1 |
|
|
2 |
Правила и приемы быстрого счёта. |
1 |
|
|
3 |
Вычисления удобным способом. Конкурс «Кто быстрее сосчитает». |
1 |
|
|
4 |
Числовые выражения (содержащие 4 и более арифметических действий, со скобками и без скобок). |
1 |
|
|
5 |
Логические задачи. Игра «Крестики-нолики» |
2 |
|
|
6 |
Старинные задачи. |
1 |
|
|
7 |
Комбинаторные задачи. |
2 |
|
|
8 |
Геометрические и числовые головоломки. |
1 |
|
|
9 |
Геометрические иллюзии. |
1 |
|
|
10 |
Задачи на разрезание и переклеивание |
2 |
|
|
11 |
Построение фигур одним росчерком карандаша. Простейшие графы |
1 |
|
|
12 |
Задачи на развитие пространственного мышления |
2 |
|
|
13 |
Задачи на пропорциональное деление |
2 |
|
|
14 |
Расположение предметов в пространстве и на плоскости. Зеркальное отображение. Математические забавы. |
2 |
|
|
15 |
Конструирование фигур. Вычисление площади прямоугольного треугольника. |
2 |
|
|
16 |
Игра «Звездный час» |
1 |
|
|
|
Итого |
23 |
|
|
2 блок «Секреты русского языка»
№ занятия |
Тема занятия |
Коли чество часов |
Дата |
|
план |
факт |
|||
1 |
Орфоэпические нормы при произнесении слов, текстов. Игра в дикторы радио и телевидения. |
1 |
|
|
2 |
Ударение-молоток. Нормы произношения. Что такое рифма? |
2 |
|
|
3 |
Встреча с «йотиком» (расширение представлений) |
1 |
|
|
4 |
К словам разнообразным, одинаковым и разным. |
1 |
|
|
5 |
Эмоциональные языковые средства |
1 |
|
|
6 |
Почему мы так говорим? «Путешествия» слов во времени. |
2 |
|
|
7 |
Экскурсия к истокам слова. |
1 |
|
|
8 |
Собирал человек слова. Игровые упражнения. |
1 |
|
|
9 |
К несметным сокровищам Страны Слов. Игра с «Митрофанушкой». |
2 |
|
|
10 |
Прилагательное к чему прилагается? |
2 |
|
|
11 |
Основные средства языка: слово, предложение. Составление (придумывание) схем (в рисунках, в графических элементах). |
|
|
|
12 |
Знаки препинания, употребляемые в предложении. Простые и сложные предложения. Предложения с вводными словами. |
3 |
|
|
13 |
Выразительные средства языка. Мини-сочинения. Творческие задания. |
3 |
|
|
14 |
Турнир любителей русского языка. |
|
|
|
|
Итого |
23 |
|
|
3 блок «Хочу всё знать!»
№ занятия |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата |
|
план |
факт |
|||
1 |
Взаимосвязь между экологией и экономикой. |
1 |
|
|
2 |
Необычные профессии. Профессии, в которых нужно знать экологию. |
1 |
|
|
3 |
Разнообразие потребностей (биологические и социальные; материальные и духовные). |
1 |
|
|
4 |
Что такое биологическая индикация? Мини- исследование лишайников. |
1 |
|
|
5 |
Практическая работа: составление рассказа-предположения «Что было бы, если… (исчезли дождевые черви, грибы, бактерии и т.п.)». |
1 |
|
|
6 |
Работа с картами (легенда). Путешествие по континентам. |
2 |
|
|
7 |
Природный мир Евразии. |
1 |
|
|
8 |
Природный мир Африки |
1 |
|
|
9 |
Природный мир Австралии |
1 |
|
|
10 |
Природный мир Северной Америки |
1 |
|
|
11 |
Природный мир Южной Америки |
1 |
|
|
12 |
Природный мир Антарктиды |
1 |
|
|
13 |
Природный мир Арктики |
1 |
|
|
14 |
Объясни знак. Идентификация пиктограмм. |
1 |
|
|
15 |
Опиши опыт. |
2 |
|
|
16 |
Виртуальная экскурсия по Волгоградской области. Заповедные места. |
2 |
|
|
17 |
Виртуальная экскурсия по Волгограду. Промышленность, культурные и исторические объекты. |
2 |
|
|
18 |
КВН «Умники и умницы» |
1 |
|
|
|
Итого |
22 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.