Рабочая программа курса лекций Россия - моя история
Оценка 4.7

Рабочая программа курса лекций Россия - моя история

Оценка 4.7
Образовательные программы
pdf
история
Взрослым
09.01.2023
Рабочая программа курса лекций Россия - моя история
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ РОССИЯ-МОЯ ИСТОРИЯ.pdf

Министерство образования и молодёжной политики

 Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение 

Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

 

 

                                                                                                                                                                                УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГАПОУ СО

«Камышловский гуманитарно- технологический техникум»

____________ Е.Е. Бочкарева

 28.08. 2022г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ  «РОССИЯ - МОЯ ИСТОРИЯ»

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Камышлов, 2022 г.

 

Рабочая программа курса лекций «Россия-моя история» в рамках реализации общеобразовательного блока разработана на основе Примерной программы элективного курса «Россия-моя история» ФГБОУ ДПО ИРПО по специальности/профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 43.01.09 «Повар, кондитер», профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ», специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» и специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».

Особое значение элективный курс имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09.

 

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ» 

Председатель ________________ Л.А.Цытыркина

 

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УПР

______________ Н.А. Польдяева

 

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УМР

______________ Т.А.Мадыгина

 

Составитель: Меньшенин Сергей Анатольевичпреподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «КГТТ»

 

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной образовательной программы с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также с учётом требований ФГОС СПО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       4

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

2.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА          7

3.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА        12

4.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА        14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА ЛЕКЦИЙ «РОССИЯ – МОЯ ИСТОРИЯ»

 

1.1. Место курса лекций в структуре основной профессиональной образовательной

программы

 

Курс лекций «Россия –моя история» в рамках реализации общеобразовательного блока       является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальностям/профессиям 43.01.09 «Повар, кондитер», профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ», специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» и специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».

Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности во 2 семестре 2022-2023 учебного года.

Программа реализуется путем интеграции тем: 2-3-й,5-й,9,11,15-16-й в курсе общеобразовательной дисциплины «История» (в объеме 14 часов).

Темы: 1,4,6-8,10,12-14[1], реализуются в рамках внеурочной деятельности путем проведения открытых лекций (в объеме 18 часов).

Особое значение курс лекций имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 10.

 

1.2. Цель и планируемые результаты освоения курса лекций

 

Целью  курса лекций является формирование представлений об истории России, как истории Отечества, ее основных вехах истории, воспитание базовых национальных ценностей, уважения к истории, культуре, традициям. Курс лекций имеет также историкопросвещенческую направленность, формируя у молодёжи способность и готовность к защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов.

Актуальность курса лекций «Россия – моя история» заключается в его практической направленности на реализацию единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Курс лекций способствует формированию патриотизма, гражданственности как важнейших направлений воспитания школьников.

В рамках программы курса лекций обучающимися осваиваются следующие умения и

знания:

 

Коды ОК, ПК

 

Умения

Знания

ОК 01,

ОК 02, 

ОК 03, 

ОК 04, 

ОК 05, 

ОК 06, 

ОК 09 

Должен уметь:   отражать понимание России в мировых политических и социально-экономических процессах XX - начала XXI века, знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, Новой экономической политики, индустриализации и коллективизации в СССР,

Должен знать:

-       основные периоды истории

Российского государства, ключевые социально-экономические процессы, а также даты важнейших событий отечественной истории;

-       имена героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие

 

решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской

Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX – начала XXI века; особенности развития культуры народов СССР (России); 

 составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории XX - начала XXI века и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;

 выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;

 осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран XX – начала XXI века в справочной литературе, сети Интернет, СМИ для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности;

 анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран XX – начала XXI века;

России в XX – начале XXI века;

-        ключевые события, основные даты и этапы истории России и мира в XX – начале XXI века; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров;

-        основные этапы эволюции внешней политики России, роль и место России в общемировом пространстве;

-        основные тенденции и явления в культуре; роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

-        Россия накануне Первой мировой войны. Ход военных действий. Власть, общество, экономика, культура. Предпосылки революции;

-        Февральская революция 1917 года. Двоевластие. Октябрьская революция. Первые преобразования большевиков. Гражданская война и интервенция. Политика «военного коммунизма». Общество, культура в годы революций и Гражданской войны;

-        Нэп. Образование СССР. СССР в годы нэпа. «Великий перелом». Индустриализация, коллективизация, культурная революция. Первые Пятилетки. Политический строй и репрессии. Внешняя политика СССР. Укрепление Обороноспособности;         Великая Отечественная война 1941-1945 годы: причины, силы сторон, основные операции.

Государство и общество в годы войны, массовый героизм советского народа, единство фронта и тыла, человек на войне. Нацистский оккупационный режим, зверства захватчиков. Освободительная миссия Красной Армии. Победа над Японией.

Решающий вклад СССР в Великую

Победу. Защита памяти о Великой

Победе;

-        СССР в 1945-1991 годы.

Экономические развитие и реформы. Политическая система «развитого социализма». Развитие науки, образования, культуры. «Холодная

сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм;

 защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории;

–      демонстрировать патриотизм, гражданственность, уважение к своему Отечеству —

многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

 анализировать, характеризовать и сравнивать исторические события, явления, процессы с древнейших времен до настоящего времени;

 причинно-следственные, пространственные связи исторических событий, явлений, процессов с древнейших времен до настоящего времени.

война» и внешняя политика. СССР и мировая социалистическая система. Причины распада Советского Союза;

 Российская Федерация в 1992-2022 годы. Становление новой России. Возрождение Российской Федерации как великой державы в XXI веке. Экономическая и социальная модернизация. Культурное пространство и повседневная жизнь.

Укрепление обороноспособности.

Воссоединение с Крымом и

Севастополем. Специальная военная операция. Место России в современном мире;

 роли России в мировых политических и социально-экономических процессах с древнейших времен до настоящего времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 

2.1. Объем элективного курса и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы элективного курса

32

в т.ч. в форме практической подготовки

-

в т. ч.:

 

теоретическое обучение

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2. Тематический план и содержание курса лекций

 

Наименование разделов и тем

Примерное содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем, акад. ч. / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч

Коды компетенций и личностных

результатов,

формированию которых

способствует элемент программы

1

2

3

4

Тема 1. Россия – великая наша держава

Содержание учебного материала 

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

Гимн России. Становление духовных основ России. Место и роль России в мировом сообществе. Содружество народов России и единство российской цивилизации. Пространство России и его геополитическое, экономическое и культурное значение. Российские инновации и устремленность в будущее.

2

Тема 2. Александр Невский как спаситель Руси

Содержание учебного материала 

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 05, ОК 06, ОК 09

Выбор союзников Даниилом Галицким. Александр Ярославович. Невская битва и Ледовое побоище. Столкновение двух христианских течений: православие и католичество. Любечский съезд.  Русь и Орда. Отношение Александра с Ордой. 

2

Тема 3. Смута и её преодоление

Содержание учебного материала

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 05, ОК 06, ОК 09

Династический кризис и причины Смутного времени. Избрание государей посредством народного голосования. Столкновение с иностранными захватчиками и зарождение гражданско-патриотической идентичности в ходе 1-2 народного ополчений.

2

Тема 4. «Волим под царя восточного, православного»

Содержание учебного материала 

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

Взаимоотношения России и Польши. Вопросы национальной и культурной идентичности приграничных княжеств западной и южной Руси

(Запорожское казачество). Борьба за свободу под руководством Богдана Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654 г.

2

 

Тема 5. Пётр Великий.

Строитель великой империи

Содержание учебного материала 

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

Взаимодействие Петра I с европейскими державами (северная война, прутские походы). Формирование нового курса развития России: западноориентированный подход. Россия – империя. Социальные, экономические и политические изменения в стране. Строительство великой империи: цена и результаты.

2

Тема 6.

Отторженная

возвратих  

 

Содержание учебного материала 

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

Просвещённый абсолютизм в России. Положение Российской империи в мировом порядке: русско-турецкие войны (присоединение Крыма), разделы Речи Посполитой. Расцвет культуры Российской империи и её значение в мире. Строительство городов в Северном Причерноморье. 

2

Тема 7. Крымская война – «Пиррова

победа Европы»

 

Содержание учебного материала 

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

«Восточный вопрос». Положение держав в восточной Европе. Курс императора Николая I. Расстановка сил перед Крымской войной. Ход военных действий. Оборона Севастополя. Итоги Крымской войны.

2

Тема 8. Гибель

империи

 

Содержание учебного материала 

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

Первая русская революция 1905-1907 гг. Первая мировая война и её значение для российской истории: причины, предпосылки, ход военных действий (Брусиловский прорыв), расстановка сил. Февральская революция и Брестский мир. Октябрь 1917 г. как реакция на происходящие события: причины и ход Октябрьской революции. Гражданская война.

2

Тема 9. От великих потрясений к Великой победе

 

Содержание учебного материала 

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

Новая экономическая политика. Антирелигиозная компания.

Коллективизация и ее последствия. Индустриализация. Патриотический поворот в идеологии советской власти и его выражение в Великой Отечественной Войне.

2

Тема 10. Вставай,

страна огромная

 

Содержание учебного материала 

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

Причины и предпосылки Второй мировой войны. Основные этапы и события Великой Отечественной войны. Патриотический подъем народа в годы Отечественной Войны. Фронт и тыл. Защитники Родины и пособники нацистов. Великая Отечественная война в исторической памяти нашего народа.

2

 

Содержание учебного материала 

2

 

 

Тема 11. В буднях

великих строек

 

Геополитические результаты Великой Отечественной. Экономика и общество СССР после Победы. Пути восстановления экономики – процессы и дискуссии. Экономическая модель послевоенного СССР, идеи социалистической автаркии. Продолжение и последующее сворачивание патриотического курса в идеологии. Атомный проект и создание советского ВПК. План преобразования природы.

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

Тема 12. От перестройки к кризису, от кризиса к

возрождению

 

Содержание учебного материала 

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в

1990-е годы. Кризис экономики – цена реформ. Безработица и криминализация общества. Пропаганда деструктивных идеологий среди молодёжи. Олигархизация. Конфликты на Северном Кавказе. Положение национальных меньшинств в новообразованном государстве.

2

Тема 13. Россия.

ХХI век

 

Содержание учебного материала

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление патриотических настроений. Владимир Путин. Деолигархизация и укрепление вертикали власти. Курс на суверенную внешнюю политику: от Мюнхенской речи до операции в Сирии. Экономическое возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты. Возвращение ценностей в конституцию. Спецоперация по защите Донбасса.

2

Тема 14. История антироссийской

пропаганды

 

Содержание учебного материала 

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

Ливонская война – истоки русофобской мифологии. «Завещание Петра великого» - антироссийская фальшивка. Пропаганда Наполеона Бонапарта. Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в Европе в XIX столетии и роль в ней российской революционной эмиграции. Образ большевистской угрозы в подготовке гитлеровской агрессии.

Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны. Мифологемы и центры распространения современной русофобии.

2

Тема 15. Слава

русского оружия

 

Содержание учебного материала 

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

Ранние этапы истории российского оружейного дела: государев пушечный двор, тульские оружейники. Значение военно-промышленного комплекса в истории экономической модернизации Российской Империи: Путиловский и Обуховский заводы, развитие авиации. Сталинская индустриализация. Пятилетки. ВПК в эпоху Великой Отечественной Войны – всё для фронта,

2

 

всё для победы. Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроения. Современный российский ВПК и его новейшие разработки.

 

 

 

Тема 16. Россия в деле

 

Содержание учебного материала 

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

Высокие технологии. Энергетика. Сельское хозяйство. Освоение Арктики. Развитие сообщений – дороги и мосты. Космос. Перспективы импортозамещения и технологических рывков.

2

Всего:

 

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 

3.1. Для реализации программы элективного курса должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин»,  Актовый зал, оснащенный оборудованием: 

учебная доска;

рабочие места по количеству обучающихся; наглядные пособия; рабочее место преподавателя; техническими средствами обучения: персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедийный экран; средства аудиовизуализации.

 

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

 

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.

 

3.2.1. Основные печатные издания

 

1.  Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО) : учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2020. – 256 с.

2.  Зуев, М. Н. История России ХХ – начала ХХI века : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 299 с.

3.  История России XX – начала XXI века : учебник для среднего профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 311 с.

4.  История России с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А. Х. Даудов, А.

Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.] ; под. ред. А. Х. Даудов. - СПб : Изд-во С.-Петерб.

ун-та, 2019. - 368 с.

 

3.2.2. Основные электронные издания

 

1.                  Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01245-3. —

Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491562 (дата обращения: 10.02.2022).

2.                  История России XX - начала XXI века : учебник для среднего профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 311 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13853-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467055 (дата обращения: 10.02.2022).

3.                  Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века) : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. –— 245 с. – (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12892-5. —

Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496927 (дата обращения: 10.02.2022).

4.                  История России с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А. Х. Даудов, А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.] ; под. ред. А. Х. Даудов. - СПб : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. - 368 с. - ISBN 978-5-288-05973-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1081437 (дата обращения: 12.09.2022). – Режим доступа: по подписке.

 

3.2.3. Дополнительные источники 

 

1.   Волошина, В.Ю. История России. 1917-1993 годы: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.Ю. Волошина, А.Г. Быкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 242 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 9785-534-05792-8. – Текст: непосредственный.

2.   История России. XX – начало XXI века: учебник для среднего профессионального образования / Л.И. Семенникова [и др.]; под редакцией Л.И. Семенниковой. – 7-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 328 с. - (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53409384. – Текст: непосредственный. 

3.   История: учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев,

Е.В. Шевелева. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 528 с. – (Среднее профессиональное образование). – ISBN 978-5-16-102693-9. – Текст: непосредственный.

4.   Касьянов, В.В. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.В. Касьянов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 255 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09549-4. – Текст: непосредственный.

5.   Кириллов, В.В. История России: учебник для среднего профессионального образования / В.В. Кириллов, М.А. Бравина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 565 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08560-0. – Текст: непосредственный.

6.   Князев, Е.А. История России XX век: учебник для среднего профессионального образования / Е.А. Князев. – Москва: Юрайт, 2021. – 234 с. – (Профессиональное образование). –ISBN 978-5-534-13336-3. – Текст: непосредственный.

7.   Крамаренко, Р.А. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / Р.А. Крамаренко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 197 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09199-1. – Текст: непосредственный.

8.   Мокроусова, Л.Г. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л.Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 128 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08376-7. – Текст: непосредственный. 9. Некрасова, М.Б. История России: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М.Б. Некрасова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 363 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05027-1. – Текст: непосредственный.

10.                       Прядеин, В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.С. Прядеин; под научной редакцией В.М. Кириллова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 198 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05440-8. – Текст: непосредственный.

11.                       Санин, Г.А. Крым. Страницы истории: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Г.А. Санин. – Москва: Просвещение, 2015. – 80 с. – ISBN 978-5- 09-034351-0. – Текст: непосредственный. 

12.                       Степанова, Л.Г. История России. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л.Г. Степанова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 231 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10705-0. – Текст:

непосредственный.

 

 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 

Результаты обучения 

Критерии оценки

Методы оценки 

Перечень знаний, осваиваемых в рамках элективного курса

Знать:

-             основные периоды истории Российского государства, ключевые социально-экономические процессы, а также даты важнейших событий отечественной истории;

-             имена героев Первой мировой,

Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социальноэкономическое, политическое и культурное развитие России в XX – начале XXI века;   ключевые события, основные даты и этапы истории России и мира в XX – начале XXI века; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров;

-             основные этапы эволюции внешней политики России, роль и место России в общемировом пространстве;

-             основные тенденции и явления в культуре; роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

-             Россия накануне Первой мировой войны. Ход военных действий. Власть, общество, экономика, культура. Предпосылки революции;

-             Февральская революция 1917 года.

Двоевластие. Октябрьская революция.

Первые преобразования большевиков.

Гражданская война и интервенция. Политика

«военного коммунизма». Общество, культура в годы революций и Гражданской войны;

Демонстрация знания об основных тенденциях экономического, политического и культурного развития России.

Демонстрация знания об основных источниках информации и ресурсов для решения задач и проблем в историческом контексте. Демонстрирование знания о приемах структурирования информации.

Демонстрация знания о формате оформления результатов поиска информации.

Демонстрирование знания о возможных траекториях личностного развития в соответствии с принятой системой ценностей. Демонстрация знания о психологии коллектива психологии личности. Сформированность знаний о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. Демонстрация знания о сущности гражданскопатриотической позиции. Демонстрация знания об общечеловеческих ценностях.

Демонстрация знания о содержании и назначении важнейших правовых и законодательных актов

Экспертное наблюдение и оценивание знаний на теоретических занятиях.

Оценивание выполнения индивидуальных и групповых заданий.

 

-             Нэп. Образование СССР. СССР в годы нэпа. «Великий перелом». Индустриализация, коллективизация, культурная революция. Первые Пятилетки. Политический строй и репрессии. Внешняя политика СССР. Укрепление Обороноспособности;

-             Великая Отечественная война 19411945 годы: причины, силы сторон, основные операции. Государство и общество в годы войны, массовый героизм советского народа, единство фронта и тыла, человек на войне. Нацистский оккупационный режим, зверства захватчиков. Освободительная миссия Красной Армии. Победа над Японией.

Решающий вклад СССР в Великую Победу. Защита памяти о Великой Победе;

-             СССР в 1945-1991 годы.

Экономические развитие и реформы.

Политическая система «развитого социализма». Развитие науки, образования, культуры. «Холодная война» и внешняя политика. СССР и мировая социалистическая система. Причины распада

Советского Союза;

-             Российская Федерация в 1992-2022 годы. Становление новой России. Возрождение Российской Федерации как великой державы в XXI веке. Экономическая и социальная модернизация. Культурное пространство и повседневная жизнь.

Укрепление обороноспособности.

Воссоединение с Крымом и Севастополем. Специальная военная операция. Место России в современном мире.

государственного значения. Сформированность знаний о перспективных направлениях и основных проблемах развития РФ на современном этапе.

 

Перечень умений, осваиваемых в рамках элективного курса

Уметь: 

        отражать понимание России в мировых политических и социальноэкономических процессах XX - начала XXI века, знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции,

Гражданской войны, Новой экономической политики, индустриализации и

коллективизации в СССР, решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой

Демонстрация умения ориентироваться в современной экономической,

политической и культурной ситуации в России и мире. Демонстрирование умения распознавать задачу и/или проблему в историческом контексте.

Демонстрация умения анализировать задачу и/или проблему в историческом контексте и выделять ее составные части.

Подготовка выступлений с проблемнотематическими сообщениями (докладами, презентациями).

 

 

державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX – начала XXI века; особенности развития культуры народов СССР (России); 

-             анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран XX – начала XXI века; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм;

-             защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории;

-             составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории XX - начала XXI века и их участников,

образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;

-             выявлять существенные черты

исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;

-             осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран XX – начала XXI

века в справочной литературе, сети Интернет, СМИ для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности;

–          характеризовать места, участников, результаты важнейших исторических событий в истории Российского государства;

        соотносить   год    с    веком,

Демонстрация умения оценивать результат и последствия исторических событий.

Сформированность умений определять задачи поиска исторической информации. Демонстрация умения определять необходимые источники информации. Демонстрация умения структурировать получаемую информацию. Демонстрация умения выделять наиболее значимое в перечне информации. Демонстрация умения оценивать практическую значимость результатов поиска и умения оформлять результаты поиска. Сформированность умения выстраивать траекторию личностного развития в соответствии с принятой системой ценностей. Демонстрация умения организовывать и мотивировать коллектив для совместной деятельности. Демонстрация умения излагать свои мысли в контексте современной экономической,

политической и культурной ситуации в России и мире. Демонстрирование умения осознавать личную ответственность за судьбу России.

Демонстрация умения проявлять социальную активность и гражданскую зрелость.

Демонстрирование умения применять средства информационных технологий для решения поставленных задач. Сформированность умения анализировать правовые и законодательные акты регионального значения.

 

устанавливать    последовательность и длительность исторических событий;

-             давать оценку историческим событиям и обосновывать свою точку зрения с помощью исторических фактов и собственных аргументов;

-             применять исторические знания в учебной и внеучебной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;

-             демонстрировать патриотизм, гражданственность, уважение к своему Отечеству — многонациональному

Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.

 

 

 

 

 



[1] Далее в тематическом плане и содержании курса (раздел 2.2) выделены серым цветом;

Министерство образования и молодёжной политики

Министерство образования и молодёжной политики

Рабочая программа курса лекций «Россия-моя история» в рамках реализации общеобразовательного блока разработана на основе

Рабочая программа курса лекций «Россия-моя история» в рамках реализации общеобразовательного блока разработана на основе

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности во 2 семестре 2022-2023 учебного года

Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности во 2 семестре 2022-2023 учебного года

СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада

СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада

России и зарубежных стран XX – начала

России и зарубежных стран XX – начала

Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории; – демонстрировать патриотизм, гражданственность, уважение к своему

Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории; – демонстрировать патриотизм, гражданственность, уважение к своему

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО

Рабочая программа курса лекций Россия - моя история

Рабочая программа курса лекций Россия - моя история

Тематический план и содержание курса лекций

Тематический план и содержание курса лекций

Тема 4. «Волим под царя восточного, православного»

Тема 4. «Волим под царя восточного, православного»

Тема 9. От великих потрясений к

Тема 9. От великих потрясений к

ХХI век Содержание учебного материала 2

ХХI век Содержание учебного материала 2

Рабочая программа курса лекций Россия - моя история

Рабочая программа курса лекций Россия - моя история

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО

Сафонов, А. А. История (конец XX — начало

Сафонов, А. А. История (конец XX — начало

В.М. Кириллова. – Москва: Издательство

В.М. Кириллова. – Москва: Издательство

Знать: - основные периоды истории

Знать: - основные периоды истории

Нэп. Образование СССР. СССР в годы нэпа

Нэп. Образование СССР. СССР в годы нэпа

Уметь:  отражать понимание

Уметь:  отражать понимание

Крыма с Россией, специальной военной операции на

Крыма с Россией, специальной военной операции на

Российского государства;  соотносить год с веком,

Российского государства;  соотносить год с веком,

Отечеству — многонациональному

Отечеству — многонациональному
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2023