Рабочая программа курса лекций Россия - моя история

  • Образовательные программы
  • pdf
  • 09.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ РОССИЯ-МОЯ ИСТОРИЯ.pdf

Министерство образования и молодёжной политики

 Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение 

Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

 

 

                                                                                                                                                                                УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГАПОУ СО

«Камышловский гуманитарно- технологический техникум»

____________ Е.Е. Бочкарева

 28.08. 2022г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ  «РОССИЯ - МОЯ ИСТОРИЯ»

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Камышлов, 2022 г.

 

Рабочая программа курса лекций «Россия-моя история» в рамках реализации общеобразовательного блока разработана на основе Примерной программы элективного курса «Россия-моя история» ФГБОУ ДПО ИРПО по специальности/профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 43.01.09 «Повар, кондитер», профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ», специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» и специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».

Особое значение элективный курс имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09.

 

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ» 

Председатель ________________ Л.А.Цытыркина

 

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УПР

______________ Н.А. Польдяева

 

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УМР

______________ Т.А.Мадыгина

 

Составитель: Меньшенин Сергей Анатольевичпреподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «КГТТ»

 

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной образовательной программы с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также с учётом требований ФГОС СПО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       4

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

2.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА          7

3.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА        12

4.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА        14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА ЛЕКЦИЙ «РОССИЯ – МОЯ ИСТОРИЯ»

 

1.1. Место курса лекций в структуре основной профессиональной образовательной

программы

 

Курс лекций «Россия –моя история» в рамках реализации общеобразовательного блока       является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальностям/профессиям 43.01.09 «Повар, кондитер», профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ», специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» и специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».

Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности во 2 семестре 2022-2023 учебного года.

Программа реализуется путем интеграции тем: 2-3-й,5-й,9,11,15-16-й в курсе общеобразовательной дисциплины «История» (в объеме 14 часов).

Темы: 1,4,6-8,10,12-14[1], реализуются в рамках внеурочной деятельности путем проведения открытых лекций (в объеме 18 часов).

Особое значение курс лекций имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 10.

 

1.2. Цель и планируемые результаты освоения курса лекций

 

Целью  курса лекций является формирование представлений об истории России, как истории Отечества, ее основных вехах истории, воспитание базовых национальных ценностей, уважения к истории, культуре, традициям. Курс лекций имеет также историкопросвещенческую направленность, формируя у молодёжи способность и готовность к защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов.

Актуальность курса лекций «Россия – моя история» заключается в его практической направленности на реализацию единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Курс лекций способствует формированию патриотизма, гражданственности как важнейших направлений воспитания школьников.

В рамках программы курса лекций обучающимися осваиваются следующие умения и

знания:

 

Коды ОК, ПК

 

Умения

Знания

ОК 01,

ОК 02, 

ОК 03, 

ОК 04, 

ОК 05, 

ОК 06, 

ОК 09 

Должен уметь:   отражать понимание России в мировых политических и социально-экономических процессах XX - начала XXI века, знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, Новой экономической политики, индустриализации и коллективизации в СССР,

Должен знать:

-       основные периоды истории

Российского государства, ключевые социально-экономические процессы, а также даты важнейших событий отечественной истории;

-       имена героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие

 

решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской

Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX – начала XXI века; особенности развития культуры народов СССР (России); 

 составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории XX - начала XXI века и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;

 выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;

 осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран XX – начала XXI века в справочной литературе, сети Интернет, СМИ для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности;

 анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран XX – начала XXI века;

России в XX – начале XXI века;

-        ключевые события, основные даты и этапы истории России и мира в XX – начале XXI века; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров;

-        основные этапы эволюции внешней политики России, роль и место России в общемировом пространстве;

-        основные тенденции и явления в культуре; роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

-        Россия накануне Первой мировой войны. Ход военных действий. Власть, общество, экономика, культура. Предпосылки революции;

-        Февральская революция 1917 года. Двоевластие. Октябрьская революция. Первые преобразования большевиков. Гражданская война и интервенция. Политика «военного коммунизма». Общество, культура в годы революций и Гражданской войны;

-        Нэп. Образование СССР. СССР в годы нэпа. «Великий перелом». Индустриализация, коллективизация, культурная революция. Первые Пятилетки. Политический строй и репрессии. Внешняя политика СССР. Укрепление Обороноспособности;         Великая Отечественная война 1941-1945 годы: причины, силы сторон, основные операции.

Государство и общество в годы войны, массовый героизм советского народа, единство фронта и тыла, человек на войне. Нацистский оккупационный режим, зверства захватчиков. Освободительная миссия Красной Армии. Победа над Японией.

Решающий вклад СССР в Великую

Победу. Защита памяти о Великой

Победе;

-        СССР в 1945-1991 годы.

Экономические развитие и реформы. Политическая система «развитого социализма». Развитие науки, образования, культуры. «Холодная

сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм;

 защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории;

–      демонстрировать патриотизм, гражданственность, уважение к своему Отечеству —

многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

 анализировать, характеризовать и сравнивать исторические события, явления, процессы с древнейших времен до настоящего времени;

 причинно-следственные, пространственные связи исторических событий, явлений, процессов с древнейших времен до настоящего времени.

война» и внешняя политика. СССР и мировая социалистическая система. Причины распада Советского Союза;

 Российская Федерация в 1992-2022 годы. Становление новой России. Возрождение Российской Федерации как великой державы в XXI веке. Экономическая и социальная модернизация. Культурное пространство и повседневная жизнь.

Укрепление обороноспособности.

Воссоединение с Крымом и

Севастополем. Специальная военная операция. Место России в современном мире;

 роли России в мировых политических и социально-экономических процессах с древнейших времен до настоящего времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 

2.1. Объем элективного курса и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы элективного курса

32

в т.ч. в форме практической подготовки

-

в т. ч.:

 

теоретическое обучение

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2. Тематический план и содержание курса лекций

 

Наименование разделов и тем

Примерное содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем, акад. ч. / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч

Коды компетенций и личностных

результатов,

формированию которых

способствует элемент программы

1

2

3

4

Тема 1. Россия – великая наша держава

Содержание учебного материала 

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

Гимн России. Становление духовных основ России. Место и роль России в мировом сообществе. Содружество народов России и единство российской цивилизации. Пространство России и его геополитическое, экономическое и культурное значение. Российские инновации и устремленность в будущее.

2

Тема 2. Александр Невский как спаситель Руси

Содержание учебного материала 

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 05, ОК 06, ОК 09

Выбор союзников Даниилом Галицким. Александр Ярославович. Невская битва и Ледовое побоище. Столкновение двух христианских течений: православие и католичество. Любечский съезд.  Русь и Орда. Отношение Александра с Ордой. 

2

Тема 3. Смута и её преодоление

Содержание учебного материала

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 05, ОК 06, ОК 09

Династический кризис и причины Смутного времени. Избрание государей посредством народного голосования. Столкновение с иностранными захватчиками и зарождение гражданско-патриотической идентичности в ходе 1-2 народного ополчений.

2

Тема 4. «Волим под царя восточного, православного»

Содержание учебного материала 

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

Взаимоотношения России и Польши. Вопросы национальной и культурной идентичности приграничных княжеств западной и южной Руси

(Запорожское казачество). Борьба за свободу под руководством Богдана Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654 г.

2

 

Тема 5. Пётр Великий.

Строитель великой империи

Содержание учебного материала 

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

Взаимодействие Петра I с европейскими державами (северная война, прутские походы). Формирование нового курса развития России: западноориентированный подход. Россия – империя. Социальные, экономические и политические изменения в стране. Строительство великой империи: цена и результаты.

2

Тема 6.

Отторженная

возвратих  

 

Содержание учебного материала 

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

Просвещённый абсолютизм в России. Положение Российской империи в мировом порядке: русско-турецкие войны (присоединение Крыма), разделы Речи Посполитой. Расцвет культуры Российской империи и её значение в мире. Строительство городов в Северном Причерноморье. 

2

Тема 7. Крымская война – «Пиррова

победа Европы»

 

Содержание учебного материала 

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

«Восточный вопрос». Положение держав в восточной Европе. Курс императора Николая I. Расстановка сил перед Крымской войной. Ход военных действий. Оборона Севастополя. Итоги Крымской войны.

2

Тема 8. Гибель

империи

 

Содержание учебного материала 

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

Первая русская революция 1905-1907 гг. Первая мировая война и её значение для российской истории: причины, предпосылки, ход военных действий (Брусиловский прорыв), расстановка сил. Февральская революция и Брестский мир. Октябрь 1917 г. как реакция на происходящие события: причины и ход Октябрьской революции. Гражданская война.

2

Тема 9. От великих потрясений к Великой победе

 

Содержание учебного материала 

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

Новая экономическая политика. Антирелигиозная компания.

Коллективизация и ее последствия. Индустриализация. Патриотический поворот в идеологии советской власти и его выражение в Великой Отечественной Войне.

2

Тема 10. Вставай,

страна огромная

 

Содержание учебного материала 

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

Причины и предпосылки Второй мировой войны. Основные этапы и события Великой Отечественной войны. Патриотический подъем народа в годы Отечественной Войны. Фронт и тыл. Защитники Родины и пособники нацистов. Великая Отечественная война в исторической памяти нашего народа.

2

 

Содержание учебного материала 

2

 

 

Тема 11. В буднях

великих строек

 

Геополитические результаты Великой Отечественной. Экономика и общество СССР после Победы. Пути восстановления экономики – процессы и дискуссии. Экономическая модель послевоенного СССР, идеи социалистической автаркии. Продолжение и последующее сворачивание патриотического курса в идеологии. Атомный проект и создание советского ВПК. План преобразования природы.

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

Тема 12. От перестройки к кризису, от кризиса к

возрождению

 

Содержание учебного материала 

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в

1990-е годы. Кризис экономики – цена реформ. Безработица и криминализация общества. Пропаганда деструктивных идеологий среди молодёжи. Олигархизация. Конфликты на Северном Кавказе. Положение национальных меньшинств в новообразованном государстве.

2

Тема 13. Россия.

ХХI век

 

Содержание учебного материала

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление патриотических настроений. Владимир Путин. Деолигархизация и укрепление вертикали власти. Курс на суверенную внешнюю политику: от Мюнхенской речи до операции в Сирии. Экономическое возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты. Возвращение ценностей в конституцию. Спецоперация по защите Донбасса.

2

Тема 14. История антироссийской

пропаганды

 

Содержание учебного материала 

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

Ливонская война – истоки русофобской мифологии. «Завещание Петра великого» - антироссийская фальшивка. Пропаганда Наполеона Бонапарта. Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в Европе в XIX столетии и роль в ней российской революционной эмиграции. Образ большевистской угрозы в подготовке гитлеровской агрессии.

Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны. Мифологемы и центры распространения современной русофобии.

2

Тема 15. Слава

русского оружия

 

Содержание учебного материала 

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

Ранние этапы истории российского оружейного дела: государев пушечный двор, тульские оружейники. Значение военно-промышленного комплекса в истории экономической модернизации Российской Империи: Путиловский и Обуховский заводы, развитие авиации. Сталинская индустриализация. Пятилетки. ВПК в эпоху Великой Отечественной Войны – всё для фронта,

2

 

всё для победы. Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроения. Современный российский ВПК и его новейшие разработки.

 

 

 

Тема 16. Россия в деле

 

Содержание учебного материала 

2

ОК 01, ОК 02, ОК

03, ОК 04, ОК 05,

ОК 06, ОК 09

Высокие технологии. Энергетика. Сельское хозяйство. Освоение Арктики. Развитие сообщений – дороги и мосты. Космос. Перспективы импортозамещения и технологических рывков.

2

Всего:

 

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 

3.1. Для реализации программы элективного курса должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин»,  Актовый зал, оснащенный оборудованием: 

учебная доска;

рабочие места по количеству обучающихся; наглядные пособия; рабочее место преподавателя; техническими средствами обучения: персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедийный экран; средства аудиовизуализации.

 

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

 

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.

 

3.2.1. Основные печатные издания

 

1.  Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО) : учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2020. – 256 с.

2.  Зуев, М. Н. История России ХХ – начала ХХI века : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 299 с.

3.  История России XX – начала XXI века : учебник для среднего профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 311 с.

4.  История России с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А. Х. Даудов, А.

Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.] ; под. ред. А. Х. Даудов. - СПб : Изд-во С.-Петерб.

ун-та, 2019. - 368 с.

 

3.2.2. Основные электронные издания

 

1.                  Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01245-3. —

Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491562 (дата обращения: 10.02.2022).

2.                  История России XX - начала XXI века : учебник для среднего профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 311 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13853-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467055 (дата обращения: 10.02.2022).

3.                  Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века) : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. –— 245 с. – (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12892-5. —

Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496927 (дата обращения: 10.02.2022).

4.                  История России с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А. Х. Даудов, А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.] ; под. ред. А. Х. Даудов. - СПб : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. - 368 с. - ISBN 978-5-288-05973-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1081437 (дата обращения: 12.09.2022). – Режим доступа: по подписке.

 

3.2.3. Дополнительные источники 

 

1.   Волошина, В.Ю. История России. 1917-1993 годы: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.Ю. Волошина, А.Г. Быкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 242 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 9785-534-05792-8. – Текст: непосредственный.

2.   История России. XX – начало XXI века: учебник для среднего профессионального образования / Л.И. Семенникова [и др.]; под редакцией Л.И. Семенниковой. – 7-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 328 с. - (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53409384. – Текст: непосредственный. 

3.   История: учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев,

Е.В. Шевелева. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 528 с. – (Среднее профессиональное образование). – ISBN 978-5-16-102693-9. – Текст: непосредственный.

4.   Касьянов, В.В. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.В. Касьянов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 255 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09549-4. – Текст: непосредственный.

5.   Кириллов, В.В. История России: учебник для среднего профессионального образования / В.В. Кириллов, М.А. Бравина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 565 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08560-0. – Текст: непосредственный.

6.   Князев, Е.А. История России XX век: учебник для среднего профессионального образования / Е.А. Князев. – Москва: Юрайт, 2021. – 234 с. – (Профессиональное образование). –ISBN 978-5-534-13336-3. – Текст: непосредственный.

7.   Крамаренко, Р.А. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / Р.А. Крамаренко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 197 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09199-1. – Текст: непосредственный.

8.   Мокроусова, Л.Г. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л.Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 128 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08376-7. – Текст: непосредственный. 9. Некрасова, М.Б. История России: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М.Б. Некрасова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 363 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05027-1. – Текст: непосредственный.

10.                       Прядеин, В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.С. Прядеин; под научной редакцией В.М. Кириллова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 198 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05440-8. – Текст: непосредственный.

11.                       Санин, Г.А. Крым. Страницы истории: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Г.А. Санин. – Москва: Просвещение, 2015. – 80 с. – ISBN 978-5- 09-034351-0. – Текст: непосредственный. 

12.                       Степанова, Л.Г. История России. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л.Г. Степанова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 231 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10705-0. – Текст:

непосредственный.

 

 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 

Результаты обучения 

Критерии оценки

Методы оценки 

Перечень знаний, осваиваемых в рамках элективного курса

Знать:

-             основные периоды истории Российского государства, ключевые социально-экономические процессы, а также даты важнейших событий отечественной истории;

-             имена героев Первой мировой,

Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социальноэкономическое, политическое и культурное развитие России в XX – начале XXI века;   ключевые события, основные даты и этапы истории России и мира в XX – начале XXI века; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров;

-             основные этапы эволюции внешней политики России, роль и место России в общемировом пространстве;

-             основные тенденции и явления в культуре; роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

-             Россия накануне Первой мировой войны. Ход военных действий. Власть, общество, экономика, культура. Предпосылки революции;

-             Февральская революция 1917 года.

Двоевластие. Октябрьская революция.

Первые преобразования большевиков.

Гражданская война и интервенция. Политика

«военного коммунизма». Общество, культура в годы революций и Гражданской войны;

Демонстрация знания об основных тенденциях экономического, политического и культурного развития России.

Демонстрация знания об основных источниках информации и ресурсов для решения задач и проблем в историческом контексте. Демонстрирование знания о приемах структурирования информации.

Демонстрация знания о формате оформления результатов поиска информации.

Демонстрирование знания о возможных траекториях личностного развития в соответствии с принятой системой ценностей. Демонстрация знания о психологии коллектива психологии личности. Сформированность знаний о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. Демонстрация знания о сущности гражданскопатриотической позиции. Демонстрация знания об общечеловеческих ценностях.

Демонстрация знания о содержании и назначении важнейших правовых и законодательных актов

Экспертное наблюдение и оценивание знаний на теоретических занятиях.

Оценивание выполнения индивидуальных и групповых заданий.

 

-             Нэп. Образование СССР. СССР в годы нэпа. «Великий перелом». Индустриализация, коллективизация, культурная революция. Первые Пятилетки. Политический строй и репрессии. Внешняя политика СССР. Укрепление Обороноспособности;

-             Великая Отечественная война 19411945 годы: причины, силы сторон, основные операции. Государство и общество в годы войны, массовый героизм советского народа, единство фронта и тыла, человек на войне. Нацистский оккупационный режим, зверства захватчиков. Освободительная миссия Красной Армии. Победа над Японией.

Решающий вклад СССР в Великую Победу. Защита памяти о Великой Победе;

-             СССР в 1945-1991 годы.

Экономические развитие и реформы.

Политическая система «развитого социализма». Развитие науки, образования, культуры. «Холодная война» и внешняя политика. СССР и мировая социалистическая система. Причины распада

Советского Союза;

-             Российская Федерация в 1992-2022 годы. Становление новой России. Возрождение Российской Федерации как великой державы в XXI веке. Экономическая и социальная модернизация. Культурное пространство и повседневная жизнь.

Укрепление обороноспособности.

Воссоединение с Крымом и Севастополем. Специальная военная операция. Место России в современном мире.

государственного значения. Сформированность знаний о перспективных направлениях и основных проблемах развития РФ на современном этапе.

 

Перечень умений, осваиваемых в рамках элективного курса

Уметь: 

        отражать понимание России в мировых политических и социальноэкономических процессах XX - начала XXI века, знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции,

Гражданской войны, Новой экономической политики, индустриализации и

коллективизации в СССР, решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой

Демонстрация умения ориентироваться в современной экономической,

политической и культурной ситуации в России и мире. Демонстрирование умения распознавать задачу и/или проблему в историческом контексте.

Демонстрация умения анализировать задачу и/или проблему в историческом контексте и выделять ее составные части.

Подготовка выступлений с проблемнотематическими сообщениями (докладами, презентациями).

 

 

державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX – начала XXI века; особенности развития культуры народов СССР (России); 

-             анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран XX – начала XXI века; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм;

-             защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории;

-             составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории XX - начала XXI века и их участников,

образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;

-             выявлять существенные черты

исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;

-             осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран XX – начала XXI

века в справочной литературе, сети Интернет, СМИ для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности;

–          характеризовать места, участников, результаты важнейших исторических событий в истории Российского государства;

        соотносить   год    с    веком,

Демонстрация умения оценивать результат и последствия исторических событий.

Сформированность умений определять задачи поиска исторической информации. Демонстрация умения определять необходимые источники информации. Демонстрация умения структурировать получаемую информацию. Демонстрация умения выделять наиболее значимое в перечне информации. Демонстрация умения оценивать практическую значимость результатов поиска и умения оформлять результаты поиска. Сформированность умения выстраивать траекторию личностного развития в соответствии с принятой системой ценностей. Демонстрация умения организовывать и мотивировать коллектив для совместной деятельности. Демонстрация умения излагать свои мысли в контексте современной экономической,

политической и культурной ситуации в России и мире. Демонстрирование умения осознавать личную ответственность за судьбу России.

Демонстрация умения проявлять социальную активность и гражданскую зрелость.

Демонстрирование умения применять средства информационных технологий для решения поставленных задач. Сформированность умения анализировать правовые и законодательные акты регионального значения.

 

устанавливать    последовательность и длительность исторических событий;

-             давать оценку историческим событиям и обосновывать свою точку зрения с помощью исторических фактов и собственных аргументов;

-             применять исторические знания в учебной и внеучебной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;

-             демонстрировать патриотизм, гражданственность, уважение к своему Отечеству — многонациональному

Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.

 

 

 

 

 



[1] Далее в тематическом плане и содержании курса (раздел 2.2) выделены серым цветом;