МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №44
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
для оказания платной образовательной услуги:
Название программы |
Скоро в школу |
Направление дополнительного образования |
социально-педагогическое |
Ф.И.О. должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы |
Горн Е.А. учитель начальных классов |
Год разработки |
2020-2021 учебный год |
Должность педагога по дополнительной образовательной программе |
Педагог дополнительного образования |
Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа |
Директором МБОУ СОШ №44 Александровой А.Н. 11.01.2021г. |
Краткое содержание дополнительной образовательной программы |
Дополнительная общеразвивающая программа «Скоро в школу» предназначена для подготовки детей 6-7 лет к школе и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения на основе программы «Преемственность». Программа курса готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. |
Сроки реализации |
январь-май 2021 г. |
Количество часов в год/неделю |
36 часов , 2 часа в неделю |
Возраст/класс обучающихся по дополнительной образовательной программе |
6-7 лет, дошкольники |
Формы занятий (индивидуальные, групповые) |
Групповые |
Количество детей в группе |
14 человек |
Продолжительность занятий |
1 час |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальное помещение, информационно-коммуникационные технологии и другие) |
Кабинет, интерактивная доска, компьютер, принтер, необходимое УМК |
Аннотация программы
Дополнительная общеразвивающая программа курса «Скоро в школу» предназначена для подготовки детей 6-7 лет к школе и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения на основе программы «Преемственность». Программа курса готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа курса «Скоро в школу» разработана с учётом требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и планируемых результатов начального общего образования и составлена в соответствии с нормами, установленными следующей законодательной базой:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказ Министерства Просвещения от 09.11.2018 № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020 № 533);
-Письмо Минобрнауки России №09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ включая разноуровневые программы»);
- Устав МБОУ СОШ №44;
- Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБОУ СОШ №44;
- составлена на основе авторской программы Л.Г. Петерсон и Е.Ф. Бортниковой.
Направленность программы – социально-педагогическая.
Уровень программы – стартовый.
Режим занятий
При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей. Занятия обучения проводятся по 60 минут с перерывом 2 перемены по 10 минут (в соответствии с «Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологичские требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».) Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач.
Программа рассчитана на 36 ч в год с проведением занятий два раза в неделю.
Условия реализации программы
Программа курса «Скоро в школу» реализуется на ознакомительном уровне т.к. создаются условия для интенсивной социальной адаптации детей в возрасте от 6 до 7 лет, направлены на повышение психологической готовности ребенка к школе, включение его в образовательную деятельность, на диагностику уровня его общих и специальных способностей. Данная программа курса предусматривает обучение детей с различными базовыми данными и умениями. Содержание тематического плана может быть вариативным и частично корректироваться. В программу могут вноситься изменения, отражающие новые достижения в области обучения.
Актуальность
Программа курса "Скоро в школу" для дошкольников является дополнительной общеразвивающей образовательной программой, состоящей из двух модулей «Обучаем грамоте», «Раз ступенька, два ступенька…». Программа курса направлена на решение вопросов выравнивания стартовых возможностей дошкольников с учетом проблемы разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям школьной жизни. Она не допускает дублирования программ первого класса. Она обеспечивает формирование ценностных установок, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития, обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности, организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности, готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Программа инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Новизна данной программы определена следующими особенностями: - -предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребенка, включить его в изменившуюся социальную среду. Программа курса представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе. От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
§ учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей;
§ единство развития, обучения и воспитания;
§ уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
§ комплексный подход при разработке занятий;
§ вариативность содержания и форм проведения занятий;
§ систематичность и последовательность занятий;
§ наглядность.
Цель программы курса «Скоро в школу»
Успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
Общая характеристика программы курса «Скоро в школу»
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:
§ занятие-игра;
§ занятие-путешествие;
§ занятие-исследование;
§ занятие-конкурс;
§ занятие-экскурсия;
§ занятие-соревнование
В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается интегрированные занятия, игра и продуктивная деятельность.
Основные положения программы:
· подготовка к школе носит развивающий характер;
· не допускает дублирования программ первого класса;
· помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми);
· обеспечивает формирование ценностных установок;
· ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;
· обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;
· организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности;
· готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
· инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы:
· общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
· развитие творческой деятельности;
· развитие личностных компетенций;
· поддержка и сохранение здоровья;
· формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
· развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
· сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание занятий подготовки к обучению строится на таких принципах, как:
· учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
· систематичность и последовательность;
· вариантность и вариативность;
· доступность и достаточность;
· наглядность;
· достоверность;
· комплексность;
· взаимосвязь с окружающим миром;
· использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества;
· разнообразие игровых и творческих заданий;
· многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность:
· игра;
· продуктивная, творческая деятельность;
· конструирование и моделирование.
Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
· физически развит;
· владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью;
· соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
· ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
· знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
· владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
· использует вербальные и невербальные способы общения;
· владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;
· осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
Результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД |
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. |
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник, т.д. |
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное. |
1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4. Слушать и понимать речь других. 5. Участвовать в паре.
|
Аппарат контроля
Контроль за реализацией курса «Скоро в школу» возможен по следующему механизму:
Входной:
Диагностика стартовых знаний дошкольников (входной тест).
Итоговый:
Итоговый тест.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно.
Формирование предпосылок УУД и предметных умений определяется с помощью диагностических методик.
Ожидаемые результаты:
l Освоение дошкольниками роли ученика: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками. Усвоение школьных правил.
l Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
l Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей.
l Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку к школе.
Содержание программы
Модули программы |
Основные содержательные линии |
«Обучаем грамоте» (обучение грамоте и развитие речи) 20ч. |
Развитие речевой среды. Формирование словаря. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Подготовка к обучению грамоте. Связная речь. Знакомство с художественной литературой. |
«Раз ступенька, два ступенька…» (математика и логика) 18ч. |
-Общие понятия. - Числа и операции над ними. - Пространственно-временные представления. - Геометрические фигуры и величины. |
Тематическое планирование по модулю «Обучаем грамоте»
(обучение грамоте и развитие речи) 18ч.
№ час |
Содержание программного материала |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
|
12 |
|
13 |
|
14 |
|
15 |
|
16 |
|
17 |
|
18 |
|
Тематическое планирование по модулю
«Раз ступенька, два ступенька…» 18ч.
№ час |
Содержание программного материала |
1 |
Входной тест. |
2 |
Свойства предметов. Сравнение. Счет предметов. Количественный счёт, порядковый счёт. Понятия «Длиннее - короче», «выше - ниже». Числа 1-10. Цифра 0. |
|
Число и цифра 1. Понятия «Больше, меньше, столько же». Прямой и обратный счёт. Понятия «Слева - справа». |
3 |
Число и цифра 2. Знаки « >,<». Треугольник. Конструирование животных из геометрических фигур. Числа 1-10. Прямой и обратный счёт. |
4 |
Понятие «Столько - сколько». Сравнение чисел. Числа 1-10. Прямой и обратный счёт. |
5 |
Закономерность. Квадрат. Число и цифра 3. Танграмм «Дом» |
6 |
Понятие «вначале», «потом». Сравнение чисел 1,2,3. Многоугольники. |
7 |
Число предшествующее и последующее. Числа 1-3. Число и цифра 4. Счёт предметов. Решение задач на сложение и вычитание. |
8 |
Числа 1-4. Игра «Что лишнее?» Сравнение чисел. Геометрические фигуры. |
9 |
Число и цифра 5. Геометрические фигуры. Круг. Деление круга на две части. Отрезок. Луч. Прямая. |
10 |
Равенства. Сравнение фигур. Состав чисел 1,2, 3, 4, 5. Кривая, ломаная. |
11 |
Число и цифра 6. Неравенства. Счёт предметов. Сравнение предметов. Порядковое значение чисел: первый, второй и т.д. |
12 |
Сравнение предметов. Числа 1-6. Состав числа. Игра «Кто соседи в доме?» |
13 |
Число и цифра 7. Состав числа 7. Составление закономерности. |
14 |
Число и цифра 8. Состав числа 8. Решение задач. |
15 |
Числа 1-8. Состав чисел 7-8. Решение примеров на сложение. Задача. |
16 |
Число и цифра 9. Решение задач на сложение и вычитание. Состав числа 9. |
17 |
Состав чисел 6,7, 8, 9. Ориентировка в пространстве: слева, справа, посредине. Решение задач. Закономерность. Цифры от 0-9. Число 10. Решение примеров. |
18 |
Итоговый тест. Аппликация из геометрических фигур. |
Методическое сопровождение
Описание материально-методического обеспечения курса
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
- компьютер;
- принтер;
- интерактивная доска;
- электронные образовательные ресурсы, интернет ресурсы.
Методическое и дидактическое обеспечение
Литература:
- Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2008.
- Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для дошкольников (ч. 1, 2). («Школа 2000…»).
- Е.Ф. Бортникова «Обучаем грамоте», «Чудо-обучайка» 2 части – Изд. Дом «ЛИТУР» 2020.
- Ковалева Е.С., Синицына Е.И. Готовим ребенка к школе. М., 2001. . Никитин Б.П. Ступеньки творчества и развивающие игры. М., 1990. Гатанов Ю.Б. Развиваю логику и сообразительность. Спб.,2000.
Календарно-тематическое планирование курса
«Скоро в школу», модуль «Раз ступенька, два ступенька…»
№п/п |
Тема занятий |
Характеристика деятельности учащихся |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||
1 |
Входной тест. |
Изучение индивидуального развития детей: -Выявить знание цифр в пределах 10, раскладывание их в натуральный ряд; -Выявить знания о геометрических фигурах;
|
1 |
|
|
2 |
Свойства предметов. Сравнение. Счет предметов. Количественный счёт, порядковый счёт. Понятия «Длиннее - короче», «выше - ниже». Числа 1-10. Цифра 0. |
-Повторить числа 1-5: образование, написание, состав. -Закрепить навыки количественного и порядкового счета. |
1 |
|
|
3 |
Число и цифра 1. Понятия «Больше, меньше, столько же». Прямой и обратный счёт. Понятия «Слева - справа». |
-Познакомить с числом и цифрой 1. -Понятиями «Больше», «Меньше», «Столько же» |
1 |
|
|
4 |
Число и цифра 2. Знаки « >,<». Треугольник. Конструирование животных из геометрических фигур. Числа 1-10. Прямой и обратный счёт. |
-Повторение сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар, знаки =, <,>. -Повторить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, временные отношения раньше- позже. - Ввести в речевую практику термин «задача».
|
1 |
|
|
5 |
Понятие «Столько - сколько». Сравнение чисел. Числа 1-10. Прямой и обратный счёт. |
-Познакомить с понятиями «Столько - сколько». Сравнение чисел.
|
1 |
|
|
6 |
Закономерность. Квадрат. Число и цифра 3. Танграмм «Дом» |
-Познакомить с квадратом. С цифрой 3. |
1 |
|
|
7 |
Понятие «вначале», «потом». Сравнение чисел 1,2,3. Многоугольники. |
-Познакомить с понятиями: «вначале», «потом». Многоугольник. |
1 |
|
|
8 |
Число предшествующее и последующее. Числа 1-3. Число и цифра 4. Счёт предметов. Решение задач на сложение и вычитание. |
-Познакомить с понятиями: число предшествующее и последующее. - Решение задач на сложение и вычитание. |
1 |
|
|
9 |
Числа 1-4. Игра «Что лишнее?» Сравнение чисел. Геометрические фигуры. |
- Закрепить геометрические и пространственные представления, взаимосвязь целого и частей, умение составлять задачи по рисункам и соотносить их со схемами. |
1 |
|
|
10 |
Число и цифра 5. Геометрические фигуры. Круг. Деление круга на две части. Отрезок. Луч. Прямая. |
-Закрепить геометрические и пространственные представления, взаимосвязь целого и частей, умение составлять задачи по рисункам и соотносить их со схемами. |
1 |
|
|
11 |
Равенства. Сравнение фигур. Состав чисел 1,2, 3, 4, 5. Кривая, ломаная. |
-Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 5, состав чисел 4 и 5, умение решать простые задачи на основе задачи целого и частей. |
1 |
|
|
12 |
Число и цифра 6. Неравенства. Счёт предметов. Сравнение предметов. Порядковое значение чисел: первый, второй и т.д. |
- Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6. -Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов, геометрические представления |
1 |
|
|
13 |
Сравнение предметов. Числа 1-6. Состав числа. Игра «Кто соседи в доме?» |
-Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6. -Закрепить представления о составе числа 5, взаимосвязь целого и частей, понятие многоугольника |
1 |
|
|
14 |
Число и цифра 7. Состав числа 7. Составление закономерности. |
-Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7. -Закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей, понятие многоугольника |
1 |
|
|
15 |
Число и цифра 8. Решение задач на сложение и вычитание. Состав числа 8. |
-Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8. взаимосвязь целого и частей. - Формировать счетные умения в пределах 8. - Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. |
1 |
|
|
16 |
Число и цифра 9. Решение задач на сложение и вычитание. Состав числа 9. |
-Познакомить с образованием и составом числа 9, цифрой 9. - Закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур, взаимосвязь целого и частей, сложения и вычитание на числовом отрезке. |
1 |
|
|
17 |
Состав чисел 6,7, 8, 9. Ориентировка в пространстве: слева, справа, посредине. Решение задач. Закономерность. Цифры от 0-9. Число 10. Решение примеров. |
Повторить прием сравнения чисел на предметной основе (составления пар), сложение и вычитание чисел на числовом отрезке. |
1 |
|
|
18 |
Итоговый тест. Аппликация из геометрических фигур. |
-Закрепить представления о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления. - Повторить количественный и порядковый счёт, цифры 0-9, состав чисел в пределах 10.
|
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.