Мастер - класс "Развитие творческих способностей обучающихся"
Оценка 4.7

Мастер - класс "Развитие творческих способностей обучающихся"

Оценка 4.7
Семинары
docx
преподавание
Все классы
22.05.2020
Мастер - класс "Развитие творческих способностей обучающихся"
Мастер- класс Word.docx

Развитие творческих способностей обучающихся.

Мастер – класс

 

Учить не подражанию, а творчеству!

 

 

І. Выделение проблемы.

 

      Дорогие  коллеги!

       Мастер – класс посвящён актуальной на сегодняшний день теме «Развитие творческих способностей обучающихся на основе коллективного способа обучения».

       Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. Она требует от человека гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к условиям в решении больших и малых проблем.

      На сегодняшнем мастер – классе хотелось бы ответить на некоторые, как мне кажется очень важные для сегодняшнего обучения вопросы - что кроется за термином «Развитие», ЧТО, КАК и ЗАЧЕМ надо развивать и вообще надо ли это делать?

      (Высказывают свою точку зрения о проблеме).

      Большинство участников сошлось на мнении - заниматься развитием школьников просто необходимо и делать это надо систематически и целенаправленно .

 - А каков уровень развития наших способностей?

Проверим свои творческие способности по тесту Х.Зиверта.

Задание на находчивость.

    Вам будут предложены некоторые задачи, решая кото­рые Вы сможете проверить, может ли Вас «осенить». Старайтесь выполнять задания как можно быстрей. В каждую из пустых строчек Вы должны записать одно слово. У всех слов долж­ны совпадать две начальные буквы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сколько вы найдете слов, начинающихся с «НО..»?

У Вас одна минута. «НОТАРИУС»

Проделайте то же самое с сочетанием «БО..»

У Вас одна минута. «БОКАЛ»

Проделайте то же самое с сочетанием «НЕ..».

 У Вас одна минута. «НЕЖНОСТЬ»

1

1

1

2

2

2

3

3

3

4

4

4

5

5

5

6

6

6

7

7

7

8

8

8

9

9

9

10

10

10

11

11

11

12

12

12

13

13

13

14

14

14

15

15

15

16

16

16

17

17

17

18

18

18

19

19

19

20

20

20

21

21

21

22

22

22

23

23

23

24

24

24

25

25

25

26

26

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка шкалы; посчитайте строки, в которых записаны заданные слова. Сложите результаты трех заданий.

0-30 слов. Результаты тестирования значительно ниже среднего уров­ня и при оценке Вашей пригодности к работе, Вас отнесли бы к категории очень слабых.

31-60 слов. У Вас средние результаты. Вы, несомненно, без усилий добьетесь лучших результатов.

61-90 баллов. Несомненно, вы самый востребованный работник.

      Вы поняли, что при реше­нии этого задания, кроме находчивости, важна скорость письма. Ведь на одно слово можно потратить не более двух секунд. Это чрезвычайно трудно. Кроме того, делая запись, Вы должны думать о других словах, то есть, практически, думать и писать параллельно.

Вывод: заниматься своим развитием необходимо систематически

 

 

 

II. Теоретическая часть.

 

       У КАЖДОГО ребенка есть способности и таланты. Дети от при­роды любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умное руко­водство со стороны взрослых.

    Школа является основным звеном в системе образования, где должны воспитываться люди с творческим мышлением. Но традиционный учебный процесс выстроен так, что реализовать  эту особенность детской природы очень сложно. Дополнительное образование выступает как более свободная, не накладывающая ограничений область учебной деятельности. Именно в сфере дополнительного образования с характерным для неё индивидуализированным подходом, гибкостью программ, разнообразием форм возможна трактовка «талант пробьётся».

    Необходимо помнить, что развитие – направленное, закономерное изменение. Под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям, навы­кам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.

        Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме по­зволил выявить следующие основные показатели сформированности творческих способностей младших подростков:

1.  Определенный фонд знаний и умений, их качество.

2. Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимания, памяти, воображения.

3. Уровень развития мышления ученика, который определяется главным образом степенью сложности умственных действий.

4.  Владение приёмами поисковой и творческой деятельности.

     Исходя из вышесказанного я предлагаю следующую структуру занятия, направленного на развитие творческих способностей Его структура может включать в себя 4 этапа:

1. Этап. Разминка. Включает в себя ребусы, кроссворды, графические диктанты, игры «Верю — не верю», «Данетки», и т.д.

2. Этап. Развитие психологических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности).

3. Этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня.

    Задания, решение которых дети находят самостоятельно без участия педагога или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания. Например, задания на выявление закономерностей.

4. Этап. Решение творческих задач.

     Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Примером таких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу: «Монгольская игра», «Танграм» (из квадрата), «Вьетнамская игра» и т.д.

       Одним из источников совершенствования процесса обучения является новый подход к использованию существующих методов и средств .

На протяжении столетий основной структурой общения между людьми всегда были «диалогические сочетания» или «общение в парах сменного состава». Но именно этого общения друг с другом лишены обучающиеся на занятиях. Это утверждение побудило меня изучить технологию коллективного способа обучения. Коллективный способ обучения - это обучение, при котором коллектив обучает всех своих членов и, следовательно, каждый член этого коллектива участвует в обучении всех своих товарищей по общей работе.

       Одновременно в классе изучается несколько разных тем. Практически каждый ученик имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами, выступая поочередно то в роли слушателя (ученика), то в роли рассказчика (учителя). Если в группе 12 обучающихся, то, следовательно, 3одновременно «ведут», «специализируются» по одной и той же теме.

На изучение темы «Танграм» отводится 7 занятий:

1 занятие  – ввод в тему – лекция.

2, 3, 4 занятия – работа в блоках на основе пар сменного состава.

5 занятие – контроль знаний по теме.

6,7 занятий – углубление материала.

     Вся тема разбивается на подтемы,  структуирование материала должно быть не линейным, а параллельным, чтобы начать можно было с любой карточки. Карточка – единица структуры блока.

    Сегодня мы рассмотрим основные этапы занятие по развитию творческих способностей обучающих с применением технологии коллективного способа обучения (работы в парах сменного состава).

       Мы с вами теоретически прощли  все этапы развития творческих способностей, а теперь попробуем закрепить их на практике.

І Практическая работа.

 

                                                  1. Разминка

 

Вывод: Выполнение разминки подготавливает к решению оригинальных творческих задач.

2. Развитие психологических механизмов.

 

2). В течении всего лишь трёх секунд посмотрите на нарисованный ниже рисунок и попытайтесь воспроизвести всё это у себя в листках в таком же порядке.

 

 

 

 

 

Трудно?

  - А нельзя ли изобрести какие – либо особые, волшебные примеры запоминания?

       Да, можно. Для более лёгкого запоминания можно применить, в частности, разного рода мнемонические приёмы: обозначим рисунки начальными буквами их названий. В итоге получаем: КОНФЕТА.

       Запомним это слово, и, когда фигуры будут закрыты, по этому кодовому слову вы легко сможете воспроизвести этот ряд без ошибок.

Вывод: задания, формирующие приёмы рационального запоминания, тренирующие внимание, необходимо постоянно включать в занятия.

3. Решение частично-поисковых задач разного уровня.

Задание. Определите по какому признаку объединены следующие слова в одну группу: СЕНЬ, БЕДА, КОРЬ.

4. Решение творческих задач.

     Танграм»— одна из несложных игр. Называют ее и «Головоломкой из  карона»,  «Геометрическим  конструктором» и др.

     На предыдущих занятиях мы ознакомились с набором фигур к игре Танграм» упражнялись в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.

А сейчас  потренируемся над составлением фигур к игре в «Танграм» по методике А.Г.Ривина – в парах сменного состава (каждый с каждым общается по очереди в паре).

 

Составление фигуры из наборов к игре «Танграм».

(В парах сменного состава).

 

1 группа.  Составление новых геометрических фигур. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ГРУППА

Составление фигуры-силуэта  зайца по расчленённым образцам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Условно пронумеруем (запомним номера) фигуры

так: маленькие, тре­угольники —1, квадраты —2, че­тырехугольники —3, средние по раз­меру треугольники —4, большие тре­угольники —5.

3 ГРУППА

Составление фигуры-силуэта  по расчленённым образцам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

4 ГРУППА

 

Составление фигуры-силуэта  гуся по контурному изображению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         v. Итог.

      При проведении своих занятий вы должны чётко знать: чего вы хотите добиться и какие цели вы ставите на каждом этапе.

- Что даёт нам разминка?

     Она позволит быстрее включаться в нужный темп работы.

- Что даёт нам развитие психических механизмов?

     Именно эти качества по данным психологов, являются основой репродуктивного мышления. Специальные задания, формирующие приёмы рационального запоминания, тренирующие внимание необходимо постоянно включать на занятия.

- Что даёт нам этап решения частично – поисковых задач7

     Когда одного из великих французских математиков спросили, почему он такой гениальный, ответ был следующим: «Потому что я знаю три тысячи алгоритмов!». По мнению П.Я.Гальперина «инсайд», «озарение», присущие открытиям – это свёрнутый алгоритм и интеллектуальное творчество проявляется в умении человека, в нужный момент «достать»из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.Задача данного этапа и является выражением именно такого подхода к проблеме развития творческих способностей.

- Что даёт нам решение творческих задач?

     Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. Любое детское открытие, пусть самое маленькое, сродни открытию маститого учёного. В том и другом случае открыватель испытывает огромное удовольствие.

 

И мышление надо упражнять, надо ежедневно снова и снова размышлять, чтобы сохранить жизнь мысли.

                                                                                  Иоганнес Бехер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Развитие творческих способностей обучающихся

Развитие творческих способностей обучающихся

Сколько вы найдете слов, начинающихся с «НО

Сколько вы найдете слов, начинающихся с «НО

II . Теоретическая часть.

II . Теоретическая часть.

Например, задания на выявление закономерностей

Например, задания на выявление закономерностей

Практическая работа. 1

Практическая работа. 1

Составление фигуры из наборов к игре «Танграм»

Составление фигуры из наборов к игре «Танграм»

ГРУППА Составление фигуры-силуэта по расчленённым образцам

ГРУППА Составление фигуры-силуэта по расчленённым образцам

Итог. При проведении своих занятий вы должны чётко знать: чего вы хотите добиться и какие цели вы ставите на каждом этапе

Итог. При проведении своих занятий вы должны чётко знать: чего вы хотите добиться и какие цели вы ставите на каждом этапе

Мастер - класс "Развитие творческих способностей обучающихся"

Мастер - класс "Развитие творческих способностей обучающихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2020