Ландышева Наталья Анатольевна
ГБПОУ «Краевой политехнический колледж»
СТУДЕНЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КОЛЛЕДЖА
В настоящее время перед профессиональным образованием стоит цель подготовки квалифицированного специалиста, соответствующего новой культуре - культуре информационной, которой соответствуют такие черты как гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и тесная коммуникация на всех уровнях, интегрированный характер.
Современный студент должен быть готов к решению проблемных ситуаций, к овладению деятельностью, направленной на развитие творческих способностей и познавательных интересов с учетом своих психологических особенностей. Эту задачу вполне успешно сегодня помогают решать Олимпиады, как очного формата, так и заочного.
Кроме этого Олимпиады популяризируют ту или иную профессию, повышают у обучающихся интерес к выбранному предмету, повышают мотивацию к образовательному процессу, учат работать с источниками информации, приучают к самостоятельности, формируют активную жизненную позицию.
Олимпиады – это и «интеллектуальные бои», которые позволяют обучающимся не только показать или проверить свои знания, но и сравнить их со знаниями своих сверстников. Поэтому если обучающийся проявляет интерес к интеллектуальным соревнованиям, его обязательно нужно в этом поддерживать.
В дополнении ко всему олимпиадное движение дополняет и развивает образовательный процесс, определяемый в соответствии с требованиями ФГОС.
Учитывая особенности олимпиадного движения можно организовать управление им посредством включения его в различные виды деятельности:
1) в комплекс учебной деятельности через определение его места и содержания в процессе освоения той или иной дисциплины;
2) в комплекс научно-исследовательской деятельности как этапа научной самоидентификации студентов и формирования у них навыков научного познания;
3) в комплекс воспитательной работы с нацеленностью на инициативную деятельность студентов по раскрытию своего творческого потенциала и определения своего места в социуме.
В своей практике, Олимпиадное движения я использую в самостоятельной работе обучающихся почти по всем преподаваемым дисциплинам: это материаловедение, техническое черчение, инженерная графика, предпринимательство, охрана труда, экология.
Первая олимпиада, организованная мною, была краевая олимпиада по дисциплине материаловедение в 2011 году. Она проходила дистанционно. В олимпиаде приняло участие около 8 образовательных учреждений, в каждом по 5 участников. Рассылка заданий была через электронную почту, так же осуществлялась обратная связь, что накладывало свой отпечаток:
1. Затратная по времени проверка работ обучающихся;
2. Заполненные от руки бланки ответов были иногда не читаемы, что затрудняло проверку.
В последующие годы мною были так же организованы олимпиады по дисциплинам материаловедение, слесарное дело уже для обучающихся УГС 23.00.00 внутри колледжа в рамках недели ЦМК. Механизм проведения такой же. Проводился первый этап в группах (задания отправлялись по электронной почте), выбирали 10 лучших участников, которые выходили на очный этап (повторная разработка заданий, уже с изменениями) и приезжали в г. Чернушка для прохождения заключительного этапа. Такая форма проведения олимпиад тоже имела свои минусы:
1. Затрачивалось много времени на подготовку пакета документов для олимпиады;
2. Затратна по времени и проверка работ обучающихся.
Но для всех обучающихся уже тогда был один большой плюс. Так как олимпиады обычно совпадали по времени с окончанием обучения по дисциплине, участники имели возможность (при условии успешного прохождения этапов олимпиады) получить зачет автоматом.
С появлением платформы LMS Moodle в колледже появилось больше возможностей для организации олимпиадного движения.
С 2018 года на платформе LMS Moodle мною были разработаны олимпиады по дисциплинам:
2018 – материаловедение, слесарное дело (межмуниципальная);
2019 – материаловедение, слесарное дело, олимпиада специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (межмуниципальная);
2020 – олимпиада специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (межмуниципальная); краевая олимпиада по дисциплине материаловедение;
2021 - материаловедение, слесарное дело, охрана труда, техническое черчение, олимпиада специальностей 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей (межмуниципальная); материаловедение (краевая)олимпиада специальностей 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей (краевая).
С появлением дистанционной формы проведения олимпиад изменился и подход к организации данного движения. Сегодня для меня, как для педагога олимпиада – это способ самовыражения и самореализации обучающихся, поэтому в олимпиадах участвую весе желающие без исключения. Участие в олимпиадах придает моим студентам почувствовать уверенность в себе, дает возможность для самовыражения, делает его более инициативным и ответственным - это помогает развивать личные и деловые качества будущих специалистов.
Каждый студент, принимая участие в конкурсах и олимпиадах, преследует какие - то свои цели. Для кого-то это углубление своих знаний по отдельным предметам, для кого-то возможность проявить себя в целом как способного студента, для кого-то – повышение своего авторитета в коллективе. Не стоит забывать и о том, что участники олимпиад и конкурсов после подведения итогов, как правило, получают свидетельства, которые могут стать отличным дополнением к портфолио и переходе на дальнейшую ступень образования.
Если говорить о заданиях, которые входят в содержательную часть олимпиады, то можно отметить, что ежегодно содержание заданий меняется.
Толчком для разработки задания в первую очередь являются требования ФГОС к умениям и знания по дисциплине. Обязательно обсуждение заданий с представителями соц. партнерства, т.е. важна предметная составляющая. Кроме этого прорабатываются содержание заданий всероссийских олимпиад, для того, чтобы уровень заданий был не ниже, так как параллельно с организацией олимпиад внутри колледжа и краевых, мои студенты уже на протяжении пяти лет активно участвуют во всероссийских олимпиадах на платформе «Профконкурс» http://профконкурс.рф/ «Всероссийские олимпиады и конкурсы для учащихся». В 2021 году было проанализировано содержание руководства по эксплуатации к автомобилю, где отражена тесная связь с дисциплиной материаловедение.
Все олимпиады, организованные на платформе LMS Moodle расположены в разделе «Олимпиадное движение».
По форме это задания различны: с одним или несколькими вариантами ответов, задания на соответсвие или определение последовательности и т.д. по содержанию (например, дисциплина материаловедение) – это свойства материалов, узнавание марки материала и его применения (детали машин), это установление порядка работы твердомером и т.д. Конечно же знание профессиональной терминологии.
Пример:
1.
2.
3.
Необходимо отметить то, что в начале моей работы по организации и проведению олимпиад замотивировать обучающихся было сложно. Чаще было «нежелание», чем «желание» участия в олимпиадах, то теперь почти во всех группах студенты участвуют охотно. Так как олимпиадное движение я использую в самостоятельной работе студентов, то одним из мотивов участия – зачет «автоматом». Это не только дает массовость участия обучающихся в олимпиадном движении колледжа, но и повышает уровень качества успеваемости. На сегодняшний день, в группах, где в самостоятельной работе есть «участие в олимпиадах разного уровня», - успеваемость 100%, качество 70-88 % в основном.
Вот данные об уровне успеваемости в группах, участвующих в олимпиадах по преподаваемым мною дисциплинам:
Пример успеваемости по дисциплине материаловедение
Наименование группы |
Год обучения |
|||||
2018 |
2019 |
2020 |
||||
успев |
кач |
успев |
кач |
успев |
кач |
|
ТО |
100% |
70% |
100% |
88% |
- |
- |
МД |
100% |
70% |
100% |
87,5 |
100% |
80% |
МА |
100% |
72% |
100% |
45% |
100% |
36% |
Из предложенных данных видно, что успеваемость по всем дисциплинам 100%. Качество зависит не только от участия в олимпиадном движении, но и от уровня подготовки.
Количество участия обучающихся в олимпиадах зависит от уровня проведения, от мотивирующих факторов, от заинтересованности дисциплиной, от начия средств выхода на платформу.
Небольшая статистика участия обучающихся в организованных мною олимпиадах и организованных мною студентов участия во всероссийских олимпиадах:
Наименование олимпиады |
Год участия |
Уровень |
|||
LMS Moodl |
Региональный |
Всероссийские |
|||
межмуниципальный |
краевой |
||||
Материаловедение |
2018-19 |
20 |
- |
- |
19 |
2019-20 |
- |
107 |
- |
27 |
|
2020-21 |
38 |
98 |
- |
42 |
|
Слесарное дело |
2018-19 |
15 |
- |
- |
- |
Охрана труда |
2018-19 |
- |
5 |
- |
- |
2019-20 |
- |
5 |
1 |
5 |
|
2020-21 |
6 |
5 |
- |
2 |
|
Олимпиада специальности |
2018-19 |
24 |
- |
- |
- |
2019-20 |
23 |
- |
- |
- |
|
2020-21 |
24 |
1 |
- |
- |
|
Техническое черчение |
2020-21 |
12 |
- |
- |
- |
Предпринимательство |
2020-21 |
- |
- |
- |
9 |
Экология |
2020-21 |
- |
|
|
8 |
Электротехника |
2020-21 |
- |
|
|
35 |
Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что количество олимпиад увеличивается из года в год. Количество студентов, участвующих в олимпиадах зависит от того, сколько групп изучают соответствующую наименованию олимпиады дисциплины и от уровня подготовки (специальность/профессия). Такие олимпиады, как материаловедение, охрана труда стали традиционными.
В целом по организации олимпиад можно сказать следующее. Эта работа помогает не только студентам раскрыться, освоить новые ИТ, развить в себе новые качества, но и помогает педагогу совершенствовать свои профессиональные навыки, совершенствовать и трансформировать цифровые ресурсы. Так в 2020-2021 году при организации краевой олимпиады мы упростили вариант рассылки наградных материалов для участников, создав на платформе ссылку «реестр» созданный в приложении «Google Диск», где любой желающий может скачать интересующий его наградной документ.
https://drive.google.com/drive/folders/1zBS1RZtWU8qummk_24tSbpguvBWZoaOq
На диске были созданы папки для педагогов подготовивших студентов с благодарственными письмами, папка с сертификатами для всех участников и папка с дипломами победителей и призеров олимпиады.
В завершении хочется сказать, что есть еще много еще над чем работать:
Искать новые подходы к мотивации обучающихся для участия в олимпиадах;
Совершенствовать содержание заданий;
Трансформировать уровень проведения олимпиад (сегодня платформа «Профконкурс.ру» дает прекрасную возможность организовать олимпиаду уже не только межмуниципального, краевого, но и всероссийского уровня);
Т.е. мы не останавливаемся на достигнутом, мы движемся ВПЕРЕД! К новым вершинам! К новым победам!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Панова, В. Н. Нужно ли студентам колледжа участвовать в заочных олимпиадах и конкурсах / В. Н. Панова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3925/ (Дата обращения: 09.04.2021).
2. Роль студенческих олимпиад в развитии среднего профессионального образования. — URL: https://btfr.cc/z6b (Дата обращения: 13.04.2021)
3. Роль олимпиад и конкурсов в развитии образовательного потенциала студентов. — URL: https://btfr.cc/z6c (Дата обращения: 13.04.2021)
4. ОЛИМПИАДНОЕ И КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ. — URL: https://btfr.cc/z6d (Дата обращения: 13.04.2021)
5. ПРОФКОНКУРС - МОЛОДЁЖНАЯ РЕДАКЦИЯ ПРОФОБРАЗОВАНИЯ. — URL: http://профконкурс.рф/index/0-54 (Дата обращения: 13.04.2021)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.