Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Владимирской области «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат г.Кольчугино»
Рабочая программа по курсу
«Речь и альтернативная коммуникация.4класс»
Программа разработана
Илюшиной Т.В.
|
|
2019 год
Пояснительная записка.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы составляют:
-Федеральный закон о Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями);
-Адаптивная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) образовательные отношения с которыми возникли с 01. 09. 2016 г (ВАРИАНТ 2) ГКОУ ВО «Специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г Кольчугино» .
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» позволяет формировать у них потребности в общении, развивать сохранные речевые механизмы, а также научить использовать альтернативные средства коммуникации и социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Основными задачами реализации программы «Речь и альтернативная коммуникация» являются:
1. Формирование у обучающихся навыков установления, поддержания и завершения контакта.
2. Знакомство детей с альтернативными средствами коммуникации.
3. Формирование умения общаться, пользуясь альтернативными средствами коммуникации.
4. Формирование умения понимать обращенную речь.
5. Формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить элементарные предложения.
6. Формирование предпосылок к осмысленному чтению и письму.
Программа «Речь и альтернативная коммуникация» представлена следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Формы организации учебного процесса:
Основной формой организации процесса обучения является урок. Работа на уроках предусматривает фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы.
Занятия по программе «Речь и альтернативная коммуникация» проводятся 2 раза в неделю. Общее количество часов за год: 68.
I четверть – 16 ч.
II четверть – 15 ч.
III четверть – 22 ч.
IV четверть – 16 ч.
Возможные результаты освоения программы:
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка:
- понимание ребенком слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
- умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения -вербальными и невербальными:
- понимание ребенком обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей.
3) Умение пользоваться доступными
средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для
решения соответствующих возрасту житейских задач:
соответствующих возрасту житейских задач:
умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его,
используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил
коммуникации;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование Звуко-буквенный анализ и запись прямых и обратных слогов со звуком Ссребенком предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
- пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.
4) Глобальное чтение и письмо в
доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова:
-узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей,
названия хорошо известных предметов и действий.
- использование ребенком карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
Предметные результаты:
-знать и называть слова, символы и жесты: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты»;
-уметь употреблять слова, жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», знать символы или жесты: «здравствуй те», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты»;
- уметь и по возможности употреблять жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте» «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет» ,«туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа» «бабушка» ,«я», «ты».
Чтение:
Неречевые звуки:
-уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более пяти источников);
-уметь определять направление звука, исходящего из разных источников;
-уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более двух источников).
Речевые звуки:
-уметь имитировать неречевые звуки речевыми (например, ш – шипит гусь, з – звенит комар);
-уметь различать неречевые и речевые звуки
Слово:
-уметь условно – графически фиксировать 2-3слова с последующим «чтением» их вразбивку;
-уметь условно – графически фиксировать слово с последующим «чтением» с помощью.
Предложение:
-уметь условно – графически фиксировать заданные предложения с последующим «чтением»;
-уметь подбирать одно из двух близких по содержанию предложение к заданной картинке с последующим «чтением» предложения по условно-графическому изображению;
- уметь делить предложение, состоящее из двух слов, условно-графически фиксировать и «читать» его;
-уметь составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам;
-уметь условно – графически фиксировать предложение с последующим «чтением» с помощью.
Слог:
-уметь делить слова (2 слога) на слоги самостоятельно;
-уметь делить слова (2 слога) на слоги с помощью.
Письмо:
- знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение карандаша, альбома);
- уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук;
Ориентировка на листе бумаги:
-уметь ориентироваться на альбомном листе бумаги;
-уметь ориентироваться на альбомном листе бумаги с помощью.
Обводка фигур по шаблону, трафарету:
-уметь обводить фигуры по шаблонам, трафаретам с последующим закрашиванием, дорисовыванием до какого-либо предмета;
-уметь обводить фигуры по шаблонам, трафаретам с последующим закрашиванием.
Обводка фигур по контуру:
-уметь обводить фигуры по контуру (пунктирным линиям ( - - -);
-уметь обводить фигуры по контуру (сплошная линия).
Ориентировка в рабочей строке:
-уметь ориентироваться в
рабочей строке (верхняя линия, нижняя линия), (начало, середина, конец).
- уметь ориентироваться в рабочей строке .
Рисование вертикальных линий:
-узнавать вертикальные линии в предметах, на картинках;
- уметь рисовать произвольные вертикальные линии, линии по начальной и конечной точкам в альбоме, в строке;
-узнавать вертикальные линии в предметах, на картинках;
- уметь рисовать вертикальные линии в альбоме, в строке по обводке с помощью («рука в руке»).
Рисование горизонтальных линий:
-узнавать горизонтальные линии в предметах, на картинках;
- уметь рисовать произвольные горизонтальные линии, линии по начальной и конечной точкам в альбоме, в строке;
-узнавать горизонтальные линии в предметах, на картинках;
- уметь рисовать горизонтальные линии по обводке в альбоме, в строке с помощью( «рука в руке»).
Рисование наклонных линий:
-узнавать наклонные линии в предметах, на картинках;
- уметь рисовать произвольные наклонные линии, линии по начальной и конечной точкам в альбоме, в строке
-узнавать наклонные линии в предметах, на картинках;
- уметь рисовать наклонные линии в альбоме, строке по обводке с помощью «рука в руку»
Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных, наклонных линий:
-уметь рисовать бордюр из наклонных линий разной длины по опорным точкам;
- уметь рисовать композиции из вертикальных горизонтальных, наклонных линий вне строки и в строке по образцу.
-уметь рисовать бордюр из наклонных линий разной длины по обводке с помощью «рука в руку»;
- уметь рисовать композиции из вертикальных горизонтальных, наклонных линий вне строки и в строке по обводке с помощью «рука в руку»
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Для реализации программы «Речь альтернативная коммуникация» необходимо материально-техническое обеспечение:
· графические средства для организации альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
· комплект тетрадей «Я говорю!»: «Ребенок и игрушки», «Ребенок в семье», «Ребенок и явления природы», «Ребенок и его дом», «Ребенок и мир животных», «Ребенок и мир растений», «Я - ребенок», «Ребенок в школе» (Л.Б. Боряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина).
· аудио и видеоматериалы;
· учебно-методический комплект по освоению опыта речевой деятельности: игры с разрезными картами (5 игр с описанием);
· карточки для занятий в детском саду и дома: Расскажите детям о домашних животных;
· комплект карточек: Мой дом. Рассказы по картинкам;
· демонстрационный материал: Семья (Весна-дизайн);
· комплект карточек: Животные домашние питомцы. Мир в картинках;
· комплект карточек: Домашние животные. Мир в картинках;
· карточки для занятий в детском саду и дома: Расскажите детям о домашних питомцах;
· интерактивная доска, документ-камера, принтер, ноутбук.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
4 класс
№ п/п |
тема урока |
кол-во часов |
дата проведения по плану |
дата проведения по факту |
1. |
День знаний. |
1 |
02.09 |
|
2. |
Понятие «звук». Звук и буква Аа. Чтение буквы Аа. |
1 |
06.09 |
|
3. |
Работа над понятием «слово». Чтение пиктограмм. |
1 |
09.09 |
|
4. |
Понятие «слог». Чтение и письмо Уу. |
1 |
13.09 |
|
5. |
Упражнения с использованием слов: дай/на, пока/ привет, хочу/не хочу. Слова ау, уа. |
1 |
16.09 |
|
6. |
Составление и графическая запись предложений. |
1 |
20.09 |
|
7. |
Упражнения с использованием слов: буду/не буду, спасибо/пожалуйста. Слова ау, уа. |
1 |
23.09 |
|
8. |
Чтение пиктограммы «Семья». Звук и буква Мм |
1 |
27.09 |
|
9. |
Слоги ам-ум. Звуко-буквенный анализ, запись. |
1 |
30.09 |
|
10. |
Узнавание напечатанных слов по теме «Семья». |
1 |
04.10 |
|
11. |
Дидактические игры (фиксацию взгляда). Слоги ам-ум. |
1 |
07.10 |
|
12. |
Слоги ма-му. Звуко-буквенный анализ, чтение, запись. |
1 |
11.10 |
|
13. |
Слоги ма-му. Звуко-буквенный анализ, чтение, запись. |
1 |
14.10 |
|
14. |
Слоги ам-ум, ма-му. Звуко-буквенный анализ, запись |
1 |
18.10 |
|
15. |
Составление , чтение и запись слова «мама». |
1 |
21.10 |
|
16. |
Проверочная работа по итогам 1 четверти. |
1 |
25.10 |
|
17. |
Звук и буква Оо. Слоги ом-мо. Чтение, анализ, запись |
1 |
08.11 |
|
18. |
Слоги ом-мо. Чтение, анализ, запись. |
1 |
11.11 |
|
19. |
Чтение, анализ, запись изученных слогов и слов. |
1 |
15.11 |
|
20. |
Звук и буква Хх. Чтение, запись буквы Хх. |
1 |
18.11 |
|
21. |
Анализ и запись обратных слогов со звуком Хх |
1 |
22.11 |
|
22. |
Анализ и запись прямых слогов со звуком Хх |
1 |
25.11 |
|
23. |
Анализ и запись прямых и обратных слогов со звуком Хх. |
1 |
29.11 |
|
24. |
Звук и буква Сс. Чтение, запись буквы Сс. |
1 |
02.12 |
|
25. |
Анализ и запись обратных слогов со звуком Сс. |
1 |
06.12 |
|
26. |
Анализ и запись прямых слогов со звуком Сс. |
1 |
09.12 |
|
27. |
Анализ и запись прямых и обратных слогов со звуком Сс. |
1 |
13.12 |
|
28. |
Дидактические игры: "Парные картинки". Анализ и запись слов со звуком Сс. |
1 |
16.12 |
|
29. |
Повторение изученных букв, слогов, слов. Списывание с печатного текста. |
1 |
20.12 |
|
30. |
Повторение изученных букв, слогов, слов. Списывание с печатного текста. |
1 |
23.12 |
|
31. |
Проверочная работа по итогам 2 четверти. |
1 |
27.12 |
|
32. |
. Звук и буква Нн. Чтение, запись буквы Нн. |
1 |
10.01 |
|
33. |
Анализ и запись обратных слогов со звуком Нн |
1 |
13.01 |
|
34. |
Анализ и запись обратных слогов со звуком Нн. |
1 |
17.01 |
|
35. |
Дидактические игры, с использованием указательного жеста. Анализ и запись прямых слогов со звуком Нн |
1 |
20.01 |
|
36. |
Дидактические игры, с использованием указательного жеста. Анализ и запись прямых слогов со звуком Нн |
1 |
24.01 |
|
37. |
Анализ, составление и запись слов со звуком Н. |
1 |
27.01 |
|
38. |
Повторение изученных букв, слогов, слов |
1 |
31.01 |
|
39. |
Звук и буква ы. Чтение, запись буквы ы. |
1 |
03.02 |
|
40. |
Анализ и запись обратных слогов со звуком ы. |
1 |
07.02 |
|
41. |
«Чтение» пиктограмм «Действия в школе». Анализ и запись обратных слогов со звуком ы. |
1 |
10.02 |
|
42. |
Анализ и запись прямых слогов со звуком ы. |
1 |
14.02 |
|
43. |
Анализ и запись прямых и обратных слогов со звуком ы. |
1 |
17.02 |
|
44. |
Составление и запись слов со звуком Ы. |
1 |
21.02 |
|
45. |
Повторение изученных структур. Списывание с печатного текста |
1 |
28.02 |
|
46. |
Повторение изученных структур. Списывание с печатного текста |
1 |
02.03 |
|
47. |
Звук и буква Лл. Чтение, запись буквы Лл. |
1 |
06.03 |
|
48. |
Звук и буква Лл. Чтение, запись буквы Лл. |
1 |
13.03 |
|
49. |
Анализ и запись обратных слогов со звуком Лл |
1 |
16.03 |
|
50. |
Проверочная работа по итогам 3 четверти. |
1 |
20.03 |
|
51. |
Анализ и запись обратных слогов со звуком Лл. Списывание с печатного текста. |
1 |
30.03 |
|
52. |
Анализ и запись прямых слогов со звуком Лл. |
1 |
03.04 |
|
53. |
Анализ и запись прямых слогов со звуком Лл. |
1 |
06.04 |
|
54. |
Звуко-буквенный анализ и запись слов со звуком Лл. |
1 |
10.04 |
|
55. |
Звуко-буквенный анализ и запись слов со звуком Лл. |
1 |
13.04 |
|
56. |
Звук и буква Вв. Называние, запись. |
1 |
17.04 |
|
57. |
Звук и буква Вв. Называние, запись. |
1 |
20.04 |
|
58. |
Анализ и запись обратных слогов со звуком Вв. |
1 |
24.04 |
|
59. |
Анализ и запись прямых слогов со звуком Вв. |
1 |
27.04 |
|
60. |
Анализ чтение и запись слов со звуком Вв. |
1 |
08.05 |
|
61. |
Повторение изученных структур. |
1 |
15.05 |
|
62. |
Повторение изученных структур. |
1 |
18.05 |
|
63. |
Повторение изученных структур. |
1 |
22.05 |
|
64. |
Повторение изученных структур. |
1 |
25.05 |
|
65. |
Годовая контрольная работа. |
1 |
29.05 |
|
Литература
1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: методические рекомендации / под ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Владос, 2014.
2. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: «Академия», 2013.
3. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития / под ред. А.В. Рязановой, Д.В. Ермолаева. – М.: Теревинф, 2013.
4. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Владос, 2013.
5. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Академия, 2013.
6. Помощь детям с недостатками развития: кн. для родителей / А. Р. Маллер. – М. :Аркти, 2006. – 71 с.
7. Проект Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант D): Проект. – Электронный ресурс:http://www.irooo.ru/images/8-АООП_для_умственно_отсталых_детей__С-D.pdf
8. Специальная психология / В. И. Лубовский [и др.]; под ред. В. И. Лубовского. – М.: «Юрайт», 2014.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – Электронный ресурс: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/11/08_ФГОС_УО_22.-11-20141.pdf
10. Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственно отсталостью: Проект. – Электронный ресурс: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/04/08_ФГОС_УО_27.09.2014.pdf
11. Шипицина, Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка: Учебное пособие. – Спб.: Владос Северо-Запад, 2014.
12. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.