Рабочая программа курса "Речь и альтернативная коммуникация 4 класс"
Оценка 4.9

Рабочая программа курса "Речь и альтернативная коммуникация 4 класс"

Оценка 4.9
docx
30.04.2020
Рабочая программа курса "Речь и альтернативная коммуникация 4 класс"
Речь и альтернативная коммуникация 4 класс.docx

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

          Владимирской области «Специальная (коррекционная)

           общеобразовательная школа-интернат г.Кольчугино»

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по курсу

«Речь и альтернативная коммуникация.4класс»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа разработана

 Илюшиной Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          2019 год

 

Пояснительная записка.

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы составляют:

-Федеральный  закон о Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ

-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся  с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями);

-Адаптивная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) образовательные отношения с которыми возникли с 01. 09. 2016 г (ВАРИАНТ 2) ГКОУ ВО «Специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г Кольчугино» .

     Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

В связи с этим программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» позволяет формировать у них потребности в общении, развивать сохранные речевые механизмы, а также научить использовать альтернативные средства коммуникации и социального общения.

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Основными задачами реализации программы «Речь и альтернативная коммуникация» являются:

1.   Формирование у обучающихся навыков установления, поддержания и завершения контакта.

2.   Знакомство детей с альтернативными средствами коммуникации.

3.   Формирование умения общаться, пользуясь альтернативными средствами коммуникации.

4.   Формирование умения понимать обращенную речь.

5.   Формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить элементарные предложения.

6.   Формирование предпосылок к осмысленному чтению и письму.

Программа «Речь и альтернативная коммуникация» представлена следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.

Формы организации учебного процесса:

Основной формой организации процесса обучения является урок. Работа на уроках предусматривает фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы.

Занятия по программе «Речь и альтернативная коммуникация» проводятся 2 раза в неделю. Общее количество часов за год: 68.

I четверть – 16 ч.

II четверть – 15 ч.

III четверть – 22 ч.

IV четверть – 16 ч.

 

 

Возможные результаты освоения программы:

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка:

-     понимание ребенком слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

-     умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.

2)   Овладение доступными средствами коммуникации и общения -вербальными и невербальными:

-     понимание ребенком обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других     графических знаков;

-     умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей.

3)   Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:
соответствующих возрасту житейских задач:
умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации;

-     умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование Звуко-буквенный анализ и запись прямых и обратных слогов со звуком Ссребенком предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

-     пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.

4)   Глобальное чтение и письмо в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова:
        -
узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

-     использование ребенком карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

Предметные результаты:

-знать и называть слова, символы и жесты: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты»;

-уметь употреблять слова, жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», знать символы или жесты: «здравствуй те», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты»;

- уметь и по возможности употреблять жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте» «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет» ,«туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа» «бабушка» ,«я», «ты».

Чтение:

Неречевые звуки:

-уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более пяти источников);

-уметь определять направление звука, исходящего из разных источников;

-уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более двух источников).

Речевые звуки:

-уметь имитировать неречевые звуки речевыми (например, ш – шипит гусь, з – звенит комар);

-уметь различать неречевые и речевые звуки

Слово:

-уметь условно – графически фиксировать 2-3слова с последующим «чтением» их вразбивку;

-уметь условно – графически фиксировать слово с последующим «чтением» с помощью.

Предложение:

-уметь условно – графически фиксировать заданные предложения с последующим «чтением»;

-уметь подбирать одно из двух близких по содержанию предложение к заданной картинке с последующим «чтением» предложения по условно-графическому изображению;

- уметь делить предложение, состоящее из двух слов, условно-графически фиксировать и «читать» его;

-уметь составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам;

-уметь условно – графически фиксировать предложение с последующим «чтением» с помощью.

Слог:

-уметь делить слова (2 слога) на слоги самостоятельно;

-уметь делить слова (2 слога) на слоги с помощью.

Письмо:

- знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение карандаша, альбома);

- уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук;

Ориентировка на листе бумаги:

-уметь ориентироваться на альбомном листе бумаги;

-уметь ориентироваться на альбомном листе бумаги с помощью.

Обводка фигур по шаблону, трафарету:

-уметь обводить фигуры по шаблонам, трафаретам с последующим закрашиванием, дорисовыванием до какого-либо предмета;

-уметь обводить фигуры по шаблонам, трафаретам с последующим закрашиванием.

Обводка фигур по контуру:

-уметь обводить фигуры по контуру (пунктирным линиям   ( - - -);

-уметь обводить фигуры по контуру (сплошная линия).

Ориентировка в рабочей строке:

-уметь ориентироваться в

рабочей строке (верхняя линия, нижняя линия), (начало, середина, конец).

- уметь ориентироваться в рабочей строке .

Рисование вертикальных линий:

-узнавать вертикальные линии в предметах, на картинках;

- уметь рисовать произвольные вертикальные линии, линии по начальной и конечной точкам в альбоме, в строке;

-узнавать вертикальные линии в предметах, на картинках;

- уметь рисовать вертикальные линии в альбоме, в строке по обводке с помощью («рука в руке»).

Рисование горизонтальных линий:

-узнавать горизонтальные линии в предметах, на картинках;

- уметь рисовать произвольные горизонтальные линии, линии по начальной и конечной точкам в альбоме, в строке;

-узнавать горизонтальные линии в предметах, на картинках;

- уметь рисовать горизонтальные линии по обводке в альбоме, в строке с помощью( «рука в руке»).

Рисование наклонных линий:

-узнавать наклонные линии в предметах, на картинках;

- уметь рисовать произвольные наклонные линии, линии по начальной и конечной точкам в альбоме, в строке

-узнавать наклонные линии в предметах, на картинках;

- уметь рисовать наклонные линии в альбоме, строке по обводке с помощью «рука в руку»

Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных, наклонных линий:

-уметь рисовать бордюр из наклонных линий разной длины по опорным точкам;

- уметь рисовать композиции из вертикальных горизонтальных, наклонных линий вне строки и в строке по образцу.

-уметь рисовать бордюр из наклонных линий разной длины по обводке с помощью «рука в руку»;

- уметь рисовать композиции из вертикальных горизонтальных, наклонных линий вне строки и в строке по обводке с помощью «рука в руку»


 

Материально-техническое обеспечение реализации программы

Для реализации программы «Речь альтернативная коммуникация» необходимо материально-техническое обеспечение:

·     графические средства для организации альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;

·     комплект тетрадей «Я говорю!»: «Ребенок и игрушки», «Ребенок в семье», «Ребенок и явления природы», «Ребенок и его дом», «Ребенок и мир животных», «Ребенок и мир растений», «Я - ребенок», «Ребенок в школе» (Л.Б. Боряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина).

·     аудио и видеоматериалы;

·     учебно-методический комплект по освоению опыта речевой деятельности: игры с разрезными картами (5 игр с описанием);

·     карточки для занятий в детском саду и дома: Расскажите детям о домашних животных;

·     комплект карточек: Мой дом. Рассказы по картинкам;

·     демонстрационный материал: Семья (Весна-дизайн);

·     комплект карточек: Животные домашние питомцы. Мир в картинках;

·     комплект карточек: Домашние животные. Мир в картинках;

·     карточки для занятий в детском саду и дома: Расскажите детям о домашних питомцах;

·     интерактивная доска, документ-камера, принтер, ноутбук.


 

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

4 класс

№ п/п

тема урока

кол-во часов

дата проведения

по плану

дата проведения

по факту

1.      

День знаний.

1

02.09

 

2.      

Понятие «звук». Звук и буква Аа. Чтение буквы Аа.

1

06.09

 

3.      

Работа над понятием «слово». Чтение пиктограмм.

1

09.09

 

4.      

 Понятие «слог». Чтение и письмо Уу.

1

13.09

 

5.      

Упражнения с использованием слов: дай/на, пока/ привет, хочу/не хочу. Слова ау, уа.

1

16.09

 

6.      

Составление и графическая запись предложений.

1

20.09

 

7.      

Упражнения с использованием слов: буду/не буду, спасибо/пожалуйста. Слова ау, уа.

1

23.09

 

8.      

Чтение пиктограммы «Семья». Звук и буква Мм

1

27.09

 

9.      

Слоги  ам-ум. Звуко-буквенный анализ, запись.

1

30.09

 

10.  

Узнавание напечатанных слов по теме «Семья».

1

04.10

 

11.  

Дидактические игры (фиксацию взгляда). Слоги ам-ум.

1

07.10

 

12.  

Слоги ма-му. Звуко-буквенный анализ, чтение, запись.

1

11.10

 

13.  

Слоги ма-му. Звуко-буквенный анализ, чтение, запись.

1

14.10

 

14.  

Слоги ам-ум, ма-му. Звуко-буквенный анализ, запись

1

18.10

 

15.  

Составление , чтение и запись  слова «мама».

1

21.10

 

16.  

Проверочная работа по итогам 1 четверти.

1

25.10

 

17.  

Звук и буква Оо. Слоги ом-мо. Чтение, анализ, запись

1

08.11

 

18.  

Слоги ом-мо.  Чтение, анализ, запись.

1

11.11

 

19.  

Чтение, анализ, запись изученных слогов и слов.

1

15.11

 

20.  

Звук и буква Хх. Чтение, запись буквы Хх.

1

18.11

 

21.  

Анализ и запись обратных слогов со звуком Хх

1

22.11

 

22.  

Анализ и запись прямых  слогов со звуком Хх

1

25.11

 

23.  

Анализ и  запись прямых и обратных слогов со звуком Хх.

1

29.11

 

24.  

Звук и буква Сс. Чтение, запись буквы Сс.

1

02.12

 

25.  

Анализ и запись обратных слогов со звуком Сс.

1

06.12

 

26.  

Анализ и запись прямых  слогов со звуком Сс.

1

09.12

 

27.  

Анализ и запись прямых и обратных  слогов со звуком Сс.

1

13.12

 

28.  

Дидактические игры: "Парные картинки". Анализ и запись слов со звуком  Сс.

1

16.12

 

29.  

Повторение изученных букв, слогов, слов. Списывание с печатного текста.

1

20.12

 

30.  

Повторение изученных букв, слогов, слов. Списывание с печатного текста.

1

23.12

 

31.  

Проверочная работа по итогам 2 четверти.

1

27.12

 

32.  

. Звук и буква Нн. Чтение, запись буквы Нн.

1

10.01

 

33.  

Анализ и запись обратных слогов со звуком Нн

1

13.01

 

34.  

Анализ и запись обратных слогов со звуком Нн.

1

17.01

 

35.  

Дидактические игры, с использованием указательного жеста. Анализ и запись прямых  слогов со звуком Нн

1

20.01

 

36.  

Дидактические игры, с использованием указательного жеста. Анализ и запись прямых  слогов со звуком Нн

1

24.01

 

37.  

Анализ, составление и запись слов со звуком Н.

1

27.01

 

38.  

Повторение изученных букв, слогов, слов

1

31.01

 

39.  

Звук и буква ы. Чтение, запись буквы ы.

1

03.02

 

40.  

Анализ и запись обратных слогов со звуком ы.

1

07.02

 

41.  

«Чтение» пиктограмм «Действия в школе». Анализ и запись обратных слогов со звуком ы.

1

10.02

 

42.  

Анализ и запись прямых  слогов со звуком ы.

1

14.02

 

43.  

Анализ и запись прямых и обратных   слогов со звуком ы.

1

17.02

 

44.  

Составление и запись слов со звуком Ы.

1

21.02

 

45.  

Повторение изученных структур.  Списывание с печатного текста

1

28.02

 

46.  

Повторение изученных структур. Списывание с печатного текста

1

02.03

 

47.  

Звук и буква Лл. Чтение, запись буквы Лл.

1

06.03

 

48.  

Звук и буква Лл. Чтение, запись буквы Лл.

1

13.03

 

49.  

Анализ и запись обратных слогов со звуком Лл

1

16.03

 

50.  

Проверочная работа по итогам 3 четверти.

1

20.03

 

51.  

Анализ и запись обратных слогов со звуком Лл. Списывание с печатного текста.

1

30.03

 

52.  

Анализ и запись прямых  слогов со звуком Лл.

1

03.04

 

53.  

Анализ и запись прямых  слогов со звуком Лл.

1

06.04

 

54.  

Звуко-буквенный анализ и запись слов со звуком Лл.

1

10.04

 

55.  

Звуко-буквенный анализ и запись слов со звуком Лл.

1

13.04

 

56.  

Звук и буква Вв. Называние, запись.

1

17.04

 

57.  

Звук и буква Вв. Называние, запись.

1

20.04

 

58.  

Анализ и запись обратных слогов со звуком Вв.

1

24.04

 

59.  

Анализ и запись прямых слогов со звуком Вв.

1

27.04

 

60.  

Анализ  чтение и запись слов со звуком Вв.

1

08.05

 

61.  

Повторение изученных структур.

1

15.05

 

62.  

Повторение изученных структур.

1

18.05

 

63.  

Повторение изученных структур.

1

22.05

 

64.  

Повторение изученных структур.

1

25.05

 

65.  

Годовая контрольная работа.

1

29.05

 


Литература

 

1.     Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: методические рекомендации / под ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Владос, 2014.

2.     Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: «Академия», 2013.

3.     Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития / под ред. А.В. Рязановой, Д.В. Ермолаева. – М.: Теревинф, 2013.

4.     Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Владос, 2013.

5.     Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.:  Академия, 2013.

6.     Помощь детям с недостатками развития: кн. для родителей / А. Р. Маллер. – М. :Аркти, 2006. – 71 с.

7.     Проект Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант D): Проект. – Электронный ресурс:http://www.irooo.ru/images/8-АООП_для_умственно_отсталых_детей__С-D.pdf

8.     Специальная психология / В. И. Лубовский [и др.]; под ред. В. И. Лубовского. М.: «Юрайт», 2014.

9.     Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – Электронный ресурс: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/11/08_ФГОС_УО_22.-11-20141.pdf

10. Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственно отсталостью: Проект. – Электронный ресурс: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/04/08_ФГОС_УО_27.09.2014.pdf

11. Шипицина, Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка: Учебное пособие. – Спб.: Владос Северо-Запад, 2014.


 

12. Скачано с www.znanio.ru

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка. Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы составляют: -Федеральный закон о

Пояснительная записка. Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы составляют: -Федеральный закон о

Знакомство детей с альтернативными средствами коммуникации

Знакомство детей с альтернативными средствами коммуникации

Возможные результаты освоения программы: 1)

Возможные результаты освоения программы: 1)

Глобальное чтение и письмо в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова: - узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов…

Глобальное чтение и письмо в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова: - узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов…

Слово: -уметь условно – графически фиксировать 2-3слова с последующим «чтением» их вразбивку; -уметь условно – графически фиксировать слово с последующим «чтением» с помощью

Слово: -уметь условно – графически фиксировать 2-3слова с последующим «чтением» их вразбивку; -уметь условно – графически фиксировать слово с последующим «чтением» с помощью

Обводка фигур по шаблону, трафарету: -уметь обводить фигуры по шаблонам, трафаретам с последующим закрашиванием, дорисовыванием до какого-либо предмета; -уметь обводить фигуры по шаблонам, трафаретам с…

Обводка фигур по шаблону, трафарету: -уметь обводить фигуры по шаблонам, трафаретам с последующим закрашиванием, дорисовыванием до какого-либо предмета; -уметь обводить фигуры по шаблонам, трафаретам с…

Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных, наклонных линий: -уметь рисовать бордюр из наклонных линий разной длины по опорным точкам; - уметь рисовать композиции из вертикальных горизонтальных,…

Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных, наклонных линий: -уметь рисовать бордюр из наклонных линий разной длины по опорным точкам; - уметь рисовать композиции из вертикальных горизонтальных,…

Материально-техническое обеспечение реализации программы

Материально-техническое обеспечение реализации программы

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 4 класс № п/п тема урока кол-во часов дата проведения по плану дата проведения по факту…

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 4 класс № п/п тема урока кол-во часов дата проведения по плану дата проведения по факту…

Чтение, анализ, запись изученных слогов и слов

Чтение, анализ, запись изученных слогов и слов

Дидактические игры, с использованием указательного жеста

Дидактические игры, с использованием указательного жеста

Анализ и запись прямых слогов со звуком

Анализ и запись прямых слогов со звуком

Литература 1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: методические рекомендации / под ред

Литература 1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: методические рекомендации / под ред
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020