Рабочая программа курса "Русский язык" для 9 класса

  • doc
  • 09.12.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РЯ 9 кл.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса «Русский язык»

для   9 класса

 

 

 

  Всего часов по программе: 68                                                                                        Составила:

  Всего часов в неделю: 2                                                                                                  учитель русского языка   и литературы                                                                                                         

  Учебник: Русский язык. Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова,                                Рожкова З.Д.

  О.В.Загоровская, А.Г. Нарушевич.                                                                                 

                     

 

              

 

 

 

 2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса  составлена на основе:

-  Федерального государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) 2010г.;

- Примерной программы основного общего образования «Русский язык».  М.: «Просвещение»,2010г.;

- Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. -  М: «Просвещение», 2012г.;

- Письма Департамента образования и науки Брянской области «О примерном  учебном плане 1-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2019-2020 учебный год» от 22.04.19г. № 2478-04-О;

- Приказа Департамента образования и науки   Брянской области от 22.04.2019г. № 642 «О базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Брянской области на 2019-2020 учебный год»;

- Учебного плана филиала МБОУ Роговской ООШ на 2019-2020 учебный год (Приказ от 30.08.201г. № 24/1-О);

- Годового календарного учебного графика   филиала МБОУ Роговской ООШ на 2019-2020 учебный год (Приказ от 30.08.2019г. № 24/2-О).

 

Рабочая программа ориентирована на учебник «Русский язык» 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /  Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г. Нарушевич. – М: «Просвещение», 2018.  

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта для общеобразовательных школ:

1. Учебник для общеобразовательных школ: «Русский язык. 9 класс»   под редакцией Л.М. Рыбченковой,  М: «Просвещение», 2018г., рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»);

2. Рабочая тетрадь « Русский язык 9 класс» в 2-х частях. Л.М. Рыбченкова, Т.Н.Роговик. М: «Просвещение», 2018г.;

 

Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

                 - воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;

                 -  воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка, его роли в жизни общества и государства, в современном мире;

                 - овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;

                 - развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);

                 - освоение знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.

 

Планируемые результаты освоения учебного  предмета «Русский язык»

Личностными результатами  освоения выпускниками ос­новной школы программы по русскому (родному) языку яв­ляются:

1)      понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определя­ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2)      осознание эстетической ценности русского языка; ува­жительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер­шенствованию ;

3)     достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к само­оценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

Метапредметными результатами  освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку яв­ляются:

1)    владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

владение разными видами чтения;

способность извлекать информацию из различных источни­ков, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор; способность к преоб­разованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

способность определять цели предстоящей учебной деятель­ности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно фор­мулировать их в устной и письменной форме;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

умение выступать перед аудиторией сверстников с неболь­шими сообщениями, докладом;

2)      применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предме­там, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках ино­странного языка, литературы и др.);

3)      коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсужде­ниях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформаль­ного межличностного и межкультурного общения.

 

Предметными результатами освоения выпускниками ос­новной школы программы по русскому (родному) языку яв­ляются:

1)      представление о русском языке как языке русского на­рода, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения наро­дов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2)      понимание определяющей роли языка в развитии интел­лектуальных и творческих способностей личности, при полу­чении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

    3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

владение разными видами чтения (поисковым/просмотро­вым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

владение умениями информационной переработки прочи­танного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электрон­ных носителях;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жан­ров; владение различными видами аудирования (с полным по­ниманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функцио­нальной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

умение воспроизводить в устной и письменной форме про­слушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёр­нутости (пересказ, план, тезисы);

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построе­ния текста (логичность, последовательность, связность, со­ответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к про­читанному, услышанному, увиденному;

     умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соот­ветствии с коммуникативной задачей;

    владение различными видами монолога и диалога; высту­пление перед аудиторией сверстников с небольшими сообще­ниями, докладом;

соблюдение в практике речевого общения основных орфо­эпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное ис­пользование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях обще­ния;

осуществление речевого самоконтроля; способность оце­нивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенство­вать и редактировать собственные тексты;

3)     усвоение основ научных знаний о родном языке; пони­мание взаимосвязи его уровней и единиц;

4)     освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествова­ние, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5)     проведение различных видов анализа слова (фонети­ческий, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к опреде­лённым функциональным разновидностям языка, особенно­стей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

6)      осознание эстетической функции родного языка, способ­ность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

Планируемые результаты освоения учебного  курса « Русский язык» в 9 классе

Личностные:

1)      понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

2)      осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

3)      достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные:

1)      владение всеми видами речевой деятельности;

2)      применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

3)      коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой- либо задачи.

Предметные:

1)      представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения;

2)      понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;

3)      владение всеми видами речевой деятельности;

4)      усвоение основ научных знаний о родном языке;

5)      освоение базовых понятий лингвистики;

6)      проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста;

осознание эстетической функции родного языка.

 

В результате изучения русского языка в  9 классе обучающиеся должны:

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ: основные теоретические лингвистические понятия, изучаемые в 9 классе, и сведения о происхождении этих понятий; основные закономерности исторического процесса формирования языка, правила применения орфограмм и пунктограмм, адекватно понимать информацию устного и письменного характера (цели, темы и проч.); роль русского языка как языка русского народа, государственного, средства межнационального общения; связь языка и культуры народа; роль родного языка в жизни человека и общества, развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, процессе самообразования, основы научных знаний о родном языке, взаимосвязи его уровней и единиц.

УМЕТЬ/ПРИМЕНЯТЬ: приёмы ознакомительного и изучающего чтения; навыки анализа и характеристики звука, буквы, слога, морфемы, слова, словосочетания, предложения, текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, делить текст на микротемы, осуществлять информационную переработку текста, самостоятельно создавать устное и письменное монологическое высказывание, опираясь на самостоятельно составленный план, обосновывая своё мнение и приводя аргументированные примеры; создавать текст в устной и письменной форме; приёмы работы со схемами, таблицами; сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка, использовать фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический разборы при характеристике слова или предложения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, использовать в своей речи выразительные средства языка, выступать перед аудиторией, восстанавливать деформированный текст, кодировать и декодировать информацию, оценивать речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, анализировать языковой материал, ставить цели и задачи и делать выводы, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность.

Содержание учебного предмета «Русский язык»

 

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Раздел 1. Речь и речевое общение

1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

2. Осознание основных особенностей устной и письмен­ной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Раз­личение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание комму­никативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слуша­ние), говорение, письмо.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной ин­формации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями поис­кового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информаци­онными источниками. Овладение различными видами ауди­рования. Изложение содержания прослушанного или прочи­танного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из раз­личных источников.

Раздел 3. Текст

1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль тек­ста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как сред­ство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повест­вование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мыс­ли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текс­та. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, ос­новной мысли и ситуации общения. Создание текстов различ­ного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

       Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-де­лового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговор­ной речи (рассказ, беседа).

2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повество­вание, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

 

Содержание, обеспечивающее формирование  языковой и лингвистической (языковой) компетенции

Раздел 5. Общие сведения о языке

1. Русский язык — национальный язык русского народа, го­сударственный язык Российской Федерации и язык межнацио­нального общения. Русский язык в современном мире.

      Русский язык в кругу других славянских языков. Роль ста­рославянского (церковнославянского) языка в развитии рус­ского языка.

      Русский язык как развивающееся явление. Формы функ­ционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновид­ности, жаргон.

     Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.

     Лингвистика как наука о языке.

     Основные разделы лингвистики.

     Выдающиеся отечественные лингвисты.

2.  Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.

     Понимание различий между литературным языком и диа­лектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.

     Осознание красоты, богатства, выразительности русского язы­ка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

1.  Фонетика как раздел лингвистики.

     Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Эле­менты фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

     Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нор­мативного произношения и ударения.

     Орфоэпический словарь.

2.  Совершенствование навыков различения ударных и без­угарных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких со­гласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.

     Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений и собственной речевой практике.    

Раздел 7. Графика

1.  Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости со­гласных. Способы обозначения [J'].

2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энцикло­педиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

1.  Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как ми­нимальная значимая единица языка.

     Словообразующие и формообразующие морфемы. Оконча­ние как формообразующая морфема.

     Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

     Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и со­гласных в корнях слов. Варианты морфем.

     Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

     Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (про­изводящая) основа и словообразующая морфема.

     Основные способы образования слов: приставочный, суф­фиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в дру­гую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

      Словообразовательный и морфемный словари.

2.  Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразова­ния.

     Определение основных способов словообразования, по­строение словообразовательных цепочек слов.

     Применение знаний и умений по морфемике и словооб­разованию в практике правописания.

     Использование словообразовательного, морфемного и эти­мологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

1.   Лексикология как раздел лингвистики. Слово как еди­ница языка. Лексическое значение слова.

     Однозначные и многозначные слова; прямое и перенос­ное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

     Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

     Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

     Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностран­ных слов.

     Лексика русского языка с точки зрения её активного и пас­сивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.

     Лексика русского языка с точки зрения сферы её упо­требления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

     Стилистические пласты лексики.

     Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. По­словицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологи­ческие словари.

     Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Дифференциация лексики по типам лексического значе­ния с точки зрения её активного и пассивного запаса, проис­хождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и сти­листической принадлежности.

     Употребление лексических средств в соответствии со зна­чением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного слово­употребления.

     Проведение лексического разбора слов.

     Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей си­нонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в раз­личных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология

1.   Морфология как раздел грамматики.

     Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

     Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.

     Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и  синтаксическому употреблению.

     Междометия и звукоподражательные слова.

     Омонимия слов разных частей речи.

     Словари грамматических трудностей.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значе­нию, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей ре­чи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

     Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

     Использование словарей грамматических трудностей в ре­чевой практике.

Раздел 11. Синтаксис

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

     Словосочетание как синтаксическая единица, типы сло­восочетаний. Виды связи в словосочетании.

     Виды предложений по цели высказывания и эмоциональ­ной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и  второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуе­мого.

     Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, пол­ные и неполные.

    Виды односоставных предложений.

    Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.

     Классификация сложных предложений. Средства выраже­ния синтаксических отношений между частями сложного пред­ложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

     Способы передачи чужой речи.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтакси­ческих конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правиль­ности, уместности и выразительности употребления синтак­сических конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

     Правописание гласных и согласных в составе морфем. Пра­вописание ъ и ь.

     Слитные, дефисные и раздельные написания.

     Употребление прописной и строчной буквы.

     Перенос слов.

     Орфографические словари и справочники.

     Пунктуация как система правил правописания.

     Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

     Знаки препинания в конце предложения.

     Знаки препинания в простом неосложнённом предложении

     Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

     Знаки препинания в сложном предложении: сложносочи­нённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

     Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диа­логе.

     Сочетание знаков препинания.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зор­костью. Соблюдение основных орфографических и пунктуа­ционных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

     Использование орфографических словарей и справочни­ков по правописанию для решения орфографических и пунк­туационных проблем.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Раздел 13. Язык и культура

1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил рус­ского речевого этикета в учебной деятельности и повседнев­ной жизни.

 

Содержание учебного курса «Русский язык» в 9 классе (68ч)

Введение (6 ч)

Язык и культура.

Русский язык как развивающееся явление.

Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистиче­ский, официально-деловой; язык художественной лите­ратуры.

Официально-деловой стиль.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля. Основные жанры офи­циально-делового стиля: расписка, доверенность, заяв­ление.

    Русский язык — язык русской художественной лите­ратуры. Особенности языка художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи.

Сложное предложение (1 ч)

Сложное предложение. Смысловое, структурное и ин­тонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частя­ми сложного предложения: интонация, союзы, само­стоятельные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) предложения.

Сложносочиненное предложение (10 ч)

Сложносочинённое предложение, его строение. Сред­ства связи частей сложносочинённого предложения. Смысловые отношения между частями сложносочинён­ного предложения. Виды сложносочинённых предложе­ний. Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

Сложноподчиненное предложение (23 ч)

Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части сложноподчинённого предложения. Средства связи частей сложноподчинён­ного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Отличия подчини­тельных союзов и союзных слов.

Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Сложноподчинённые предложения с придаточной ча­стью определительной, изъяснительной и обстоятель­ственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки, следствия, цели). Различные формы выражения значе­ния сравнения в русском языке. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных частей. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.

Бессоюзное сложное предложение (13 ч)

Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отно­шения между частями бессоюзного сложного предложе­ния, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.

Сложное предложение с разными видами связи (6 ч)

Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием. Знаки препинания в сложном предложе­нии.

Повторение (9 ч)

 

 

Тематическое планирование по русскому языку в 9 классе (68 ч.)

 

№п/п

Раздел.

Тема урока.

Количество часов

Дата

План

Факт

 Введение ( 6 часов: 4 часов + 2 часа развития речи)

1

Русский язык как развивающееся явление

1

 

 

2

Официально-деловой стиль

1

 

 

3

Русский язык — язык русской художественной литературы

1

 

 

4

Чтение и его виды

1

 

 

5

Р/р Подготовка к сочинению-рассуждению

1

 

 

6

Р/р Написание  сочинения-рассуждения

1

 

 

Понятие о сложном предложении ( 1 час)

7

Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений

1

 

 

Сложносочиненное предложение ( 10 часов:  8  часов +  2 часа  развития речи  )

8

Понятие о сложносочиненном предложении, его строении

1

 

 

9

Вводная контрольная работа

1

 

 

10

Р/р Подготовка к сжатому изложению

1

 

 

11

Р/р Сжатое изложение

1

 

 

12

Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Виды сложносочиненных предложений

1

 

 

13

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

1

 

 

14

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

1

 

 

15

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения

1

 

 

16

Повторение темы «Сложносочиненное предложение»

1

 

 

17

Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение»

1

 

 

Сложноподчиненное предложение ( 23 часа:  19  часов +   4 часа  развития речи  )

18

Работа над ошибками. Понятие о сложноподчиненном предложении

1

 

 

19

Союзы и союзные слова.

1

 

 

20

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1

 

 

21

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1

 

 

22

Классификация сложноподчиненных предложений

1

 

 

23

Р/р Подготовка к сочинению-рассуждению

1

 

 

24

Р/р Написание  сочинения-рассуждения

1

 

 

25

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

1

 

 

26

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

1

 

 

27

Группы сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени

1

 

 

28

Сложноподчинённое предложение с придаточными места

1

 

 

29

Р/р  Сжатое изложение

1

 

 

30

Р/р Составление плана текста

1

 

 

31

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, цели, следствия

1

 

 

32

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, цели, следствия

1

 

 

33

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия и уступки

1

 

 

34

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действиямеры и степени  и сравнительными

1

 

 

35

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

1

 

 

36

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

1

 

 

37

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

1

 

 

38

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения

1

 

 

39

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение»

1

 

 

40

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

 

 

Бессоюзное сложное предложение (13  часов: 10   часов +  3  часа  развития речи  )

41

Работа над ошибками. Понятие о бессоюзном сложном предложении

1

 

 

42

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзных сложных предложений

1

 

 

43

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

1

 

 

44

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

1

 

 

45

Р/р Подготовка к сочинению-рассуждению

1

 

 

46

Р/р Написание сочинения-рассуждения

1

 

 

47

Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

1

 

 

48

Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

1

 

 

49

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении

1

 

 

50

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении

1

 

 

51

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения

1

 

 

52

Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение»

1

 

 

53

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

 

 

Сложное предложение с разными видами связи ( 6 часов:  4  часа +  2  часа развития речи  )

54

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи

1

 

 

55

Р/р Подготовка к сочинению-рассуждению

1

 

 

56

Р/р Написание сочинения-рассуждения

1

 

 

57

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи

1

 

 

58

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

1

 

 

59

Контрольный тест в формате ГИА

1

 

 

Повторение ( 9 часов)

60

Повторение и систематизация изученного материала по разделам «Фонетика», «Лексика», «Орфография»

1

 

 

61

Повторение и систематизация изученного материала по разделам «Морфемика и словообразование», «Орфография»

1

 

 

62

Итоговая контрольная работа в формате ГИА

1

 

 

63

Итоговая контрольная работа в формате ГИА

1

 

 

64

Итоговая контрольная работа в формате ГИА

1

 

 

65

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

 

 

66

Повторение и систематизация изученного материала по разделу «Морфология. Орфография»

1

 

 

67

Повторение и систематизация изученного материала по разделу «Синтаксис и пунктуация»

1

 

 

68

Подведение итогов учебного года.

1