МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22
ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
(для учащихся с ОВЗ)
основное общее образование
классы 5, 6, 7, 8
город Южно-Сахалинск
2024 год
АННОТАЦИИ
к рабочей программе учебного курса внеурочной деятельности
Учебный курс внеурочной деятельности |
«Быть вместе» |
Класс |
5, 6, 7, 8 класс |
Срок реализации |
1 год |
Количество часов |
В 5 классе –2 часа в неделю, итого 68 часа в год; В 6 классе – 2 часа в неделю, итого 68 часов в год; В 7 классе – 2 часа в неделю, итого 68 часов в год; В 8 классе – 2 часа в неделю, итого 68 часов в год. Итого: 68 часов за 1 год обучения. |
Рабочая программа составлена в соответствии и с учетом: |
- ФГОС ООО (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г №287); - требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС ООО; - рабочей программы воспитания. |
Учебник, учебное пособие |
|
Цели изучения учебного курса внеурочной деятельности |
оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Общение. Давайте познакомимся! Ввести детей в мир общения, познакомить с правилами речевого этикета. Для чего мы знакомимся? Разыгрывание ситуации «Знакомство». Правила знакомства. Ролевые ситуации. Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве. Вежливые слова при знакомстве.
Всё начинается со слова «Здравствуйте». Понятие о форме вежливого приветствия. Значение вежливых слов и правильное употребление слов в речи. Выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Словесные игры.
Наш веселый дружный коллектив. Дать понятие, что речевая ситуация имеет свои компоненты. Разыгрывание ситуаций, игра «Слово - творчество». Дидактическая игра «Мы разные», упражнение: «Что не так».
Как хорошо быть вместе! Дать понятие о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Как проявляется доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику. Этюды на выражение эмоций, жестов. Ира «Будь внимателен». Игра – драматизация «Всё в порядке». Почему люди ссорятся? Сообщение о понятии «ссора» и «конфликт». Рассказать между кем могут происходить конфликты (дети и родители, мужчина, женщина, сверстниками, внутри себя) Обсуждение: с кем вы конфликтуете чаще всего? Что является причиной конфликта? Какие возможные пути решения конфликтов существуют? Нужны ли конфликты? Можно ли избежать конфликтов? Чтение притчи «Трудно угодить всем» или «Сюжет», Упражнение «Слова», «Лебедь рак и щука», «Порядок», «Наоборот», «Трио», «Отгадай» (на выбор).
Как мы ведем себя в разных ситуациях. Рассмотреть различные ситуации поведения. Разыграть сценки.
Эмоции, которые мы испытываем. Разбираем понятие эмоции. Что это такое? Какие они бывают!
Учимся не конфликтовать и договариваться. Рассмотреть понятие конфликта и пути его разрешение. Умение договариваться. Ищем пути выхода из конфликтной ситуации.
Внимательно слушаем и слышим! Определение понятия общения. Для чего нужно общение? Этапы умения хорошо слушать: услышать, понять и повторить. Признаки плохого умения слушать. Изображение (невербально), как слушаешь: приятеля, воспитателя, учителя. Упражнения «Телефон», «Повтори», «Инопланетянин», «Интервью», «Сидя, стоя» (на выбор), сказка- притча «Голова и хвост змеи». Знакомство с правилами общения, которые используются при извинении. Как находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формулы извинения. Словесная игра, обыгрывание ролевой ситуации. Пиктограммы «Злость», «Извинение», «Радость».
Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?) Как вежливо обращаться с просьбой к собеседнику? Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Язык, мимика и жесты – наши помощники. Знакомство с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями). Упражнения в распознавании эмоций – радости, грусти, страха. Словесные игры. С помощью чего можно общаться на расстоянии, развивать творческую инициативу. Упражнение в записи письма с помощью пиктограмм. Разыгрывание речевой ситуации, художественное слово. Правила поведения, общения с природой. Упражнения на развитие воображения, пантомимических навыков. Упражнение на произнесение фраз с определённой интонацией и с разной силой голоса. Разыгрывание ситуаций. Инсценировка стихотворения, игра-пантомима.
Учимся вести беседу. Интонация и решение проблем: тон, темп, громкость речи. Пояснение этих понятий и упражнение на художественном материале. Передача речью настроения, чувства, состояние говорящего. Ситуации, в которых ты говоришь (темп, тон, громкость). Чистоговорки, скороговорки. Умение вести беседу.
Умение ладить с людьми. Упражнения на развитие диалогической и монологической речи. Дать понятие, что слушатель должен быть внимательным, вежливым. Игра «Внимательный ли ты слушатель?». Задание «Расшифруй пословицу». Игровая ситуация. Зашифрованная пословица, схемы для обозначения частей сказки, иллюстрации к стихотворению «Овощи».
2. Этикет. Ссоры и споры. Дать понятие культуры общения между девочками и мальчиками. Правила социального поведения. Упражнения на развитие речевой памяти. Дидактические игры, этюд, игровая ситуация. Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. Упражнения на развитие невербальных средств общения, интонационную выразительность. Разыгрывание ситуаций. Игра-головоломка.
Вежливость – основа воспитания. Знакомство детей с правилами речевого общения, побуждать к употреблению в речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между людьми. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения).
В магазин за покупками! Игра «Опиши предмет» Моделирование ситуации «Покупатель - продавец». Словесная игра «Назови одним словом», художественное слово.
К нам пришли гости! Гостям всегда рады! Мы идем в гости. Кого бы вы пригласили к себе в гости? Знаете ли вы, как приглашать и принимать гостей? Чтение и анализ художественных произведений. Импровизация «Игра в гостей». Анализ ситуации « Ко мне пришли гости». Правила приема гостей в доме и правила поведения для гостей. Практикум «К нам гости пришли». Разыгрывание сценки прихода гостей на день рождения с подарками. Правила приема гостей. Просмотр и обсуждение слайдов на тему «Хорошо-плохо». «Игровая» передача по телевизору (дети обыгрывают слова «диктора») Рисование по теме беседы для выставки детских работ. Стихотворение А. Хайт «В квартире нашей все блестит…».
Правила поведения в гостях.
У меня зазвонил телефон! Дать понятие, что телефон - это важное средство короткого общения. Правила общения по телефону. Разыгрывание ролевой ситуации, словесная игра «Испорченный телефон».
Правила поведения в столовой. Анализ поведения за столом героев сказки А. Толстого «Золотой ключик». Формулирование правил поведения за столом. Зачем нам нужны правила поведения за столом? Игра «Мозговой штурм» (Выбери верный вариант ответа). Анализ поведения за столом героев сказки А. Милна «Вини- Пух и все-все». Экскурсия в столовую.
Правила поведения в библиотеке. Где живут книги? Когда мы посещаем библиотеку? Рассказ о библиотеке. Правила поведения в библиотеке. Игра «Доскажи словечко» или «Угадай героев книг». Конкурс «Лучший читатель года». Стихотворение «Как мы жили бы без книг?»
Дарим и принимает правильно подарки. Рассматриваем ситуации с подарками. Нравится ли вам получать подарки? Как выбрать подарок? Как дарить подарок? Правила этикета при получении подарка. Поздравление и пожелание. Упражнение «Подарок».
Волшебные слова. Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.
Зачем нам нужна вежливость??? Только вежливому, воспитанному и добром; человеку окружающие люди всегда относятся доброжелательно. Игра «Узнай эмоцию по фотографии» От чего зависит наше настроение? Басня «Птичий двор» (инсценировка)
-Какие чувства вы испытываете, когда сталкиваетесь с конфликтами? Игра «В кругу симпатий». Игра «Ласковушки». «Вежливый телефонный разговор». Практическое задание: «Положительные и отрицательные качества личности человека». Составление « Дерева вежливости».
3. Дружба. Все мы разные – мы личности. Рассматриваем понятие личность.
Упражнение «Лист бумаги». Ищем различия в друг друге. Работа с пиктограммами.
Увлечения.
Если с другом вышел в путь… Что означает слово «дружба?» Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья». Стихотворение «Дружный класс». Сюрпризный момент «Пожелания другу». Обсуждение ситуаций на мультимедийном проекторе. Релаксационное упражнение «Давайте жить дружно».
Разыгрывание и обсуждение ситуаций. Выработка правил крепкой дружбы.
Это – ты, это – я, это все моли друзья! Что ты знаешь о своем друге? Кого можно называть своим другом? Почему мы называем друзьями только некоторых людей? Каким бы ты хотел видеть своего друга? Как ты выбираешь друзей? Что тебя привлекает в них больше всего? Ты хорошо знаешь своих друзей? Ситуация «Перед днем рождения ты поссорился со своим другом. Пригласишь ли ты друга?», «У тебя сеть сладости. Поделишься ли ты с другом?», «Твой друг заболел. Что ты будешь делать?» Есть ли у нас верные друзья.
Добро пожаловать в группу.
Восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру, восстановление ощущения ценности собственной личности, социальная интеграция, принятие себя. Овладение способами познания себя, взаимодействия с самим собой и окружающим миром, развитие эмоциональной сферы, поиск и активизация позитивных ресурсов через создание системы поддержки. Упражнения «Снежный ком», «Атомы и молекулы», «Что значит ваше имя?», «Групповой рисунок», «Встреча», «Измерим друг друга», «Орехи», «Уникальность каждого», «Футболка с надписью»,
«Двадцать Я», «Легкие пути ведут в тупик».
Доверие. Сплочение.
Восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру, восстановление ощущения ценности собственной личности, социальная интеграция. Овладение способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром, развитие эмоционально-личностной сферы, развитие компетентности в социальном функционировании, поиск и активизация позитивных ресурсов через создание системы поддержки. Упражнения «Тест на доверие», «Паровозики», «Только вместе», «Скульптура недоверия – доверия», «Слепой и поводырь», «Тростинка на ветру», «Ходит песенка по кругу», «Выбираем друзей», «Объявление», «Друзья», «Испуганный ежик», «Верный друг».
Эмоции.
Восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру, восстановление ощущения ценности собственной личности, социальная интеграция, осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений. Развитие, совершенствование навыков саморегуляции, осознание связи возникших трудностей с пережитой травмирующей ситуацией, овладение способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром, развитие компетентности в социальном функционировании, развитие эмоциональной сферы, поиск и активизация позитивных ресурсов через создание системы поддержки и формирование «проекции на будущее». Упражнения «Цвет моего настроения», «Имена чувств», «Притча о змее», «Выставка», «Эмоции в моем теле», «Беседа о страхах», «Рисунок страха», «Способы преодоления страха», «Морское царство».
Уверенность.
Восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру, создание новой когнитивной модели жизнедеятельности, восстановление ощущения ценности собственной личности, социальная интеграция, осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений. Развитие, совершенствование навыков саморегуляции, овладение способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром, развитие компетентности в социальном функционировании, развитие эмоциональной сферы, поиск и активизация позитивных ресурсов через создание системы поддержки и формирование «проекции на будущее». Упражнения «Размышления об уверенности», «Сила языка», «Уверенный - неуверенный - грубый», «Сильные стороны», «Герб», «Диалог со своим мозгом», «Воздушный шарик», «Шаги к успеху», «Перевоплощение»,
«Счастливое событие»
Развитие познавательных процессов и социально-коммуникативных навыков
Создание новой когнитивной модели жизнедеятельности, социальная интеграция.
Развитие, совершенствование навыков саморегуляции, овладение способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром, развитие компетентности в социальном функционировании, поиск и активизация позитивных ресурсов через создание системы поддержки и формирование «проекции на будущее». Упражнения «Дождик», «Картина на спине», «Точки», «Препятствия в учебе».
Восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру, создание новой когнитивной модели жизнедеятельности, восстановление ощущения ценности собственной личности, социальная интеграция. Развитие, совершенствование навыков саморегуляции, овладение способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром, развитие компетентности в социальном функционировании, развитие эмоционально-личностной сферы, поиск и активизация позитивных ресурсов через создание системы поддержки и формирование «проекции на будущее». Упражнения «Я и мой мир», «Двадцать желаний», «Ресурсы», «Строим город», «Чему я научился?», «Пожелание».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изучение учебного курса внеурочной деятельности «Быть вместе» на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
- положительное отношение к школе;
- принятие социальной роли ученика;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием;
- готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.
Регулятивные УУД:
- сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.
Познавательные УУД:
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике;
- использовать элементы причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
Коммуникативные УУД:
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
К концу обучения в 5,6,7,8 классах у обучающегося будут сформированы следующие умения:
- познавательная, творческая, общественная активность;
- самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
- уверенность в себе;
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- коммуникабельность;
- уважение к себе и другим;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой
темы учебного курса внеурочной деятельности и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов,
являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные
программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном
(цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству
№ |
Тема учебного курса внеурочной деятельности |
Количество академически х часов, отводимых на освоение темы |
Форма проведения занятия |
5,6 классы |
|||
1 |
Давайте познакомимся! |
2 |
беседа |
2 |
Все начинается со слова «Здравствуйте!» |
2 |
беседа |
3 |
Наш веселый, дружный коллектив! |
2 |
игра |
4 |
Как хорошо быть вместе! |
2 |
беседа |
5 |
Почему люди ссорятся |
2 |
практикум (игра) |
6 |
Как мы ведем себя в разных ситуациях |
2 |
практикум |
7 |
Эмоции, которые мы испытываем |
2 |
групповая |
8 |
Учимся не конфликтовать и договариваться |
4 |
лекция, беседа |
9 |
Внимательно слушаем и слышим |
2 |
групповая |
10 |
Когда без извинений не обойтись |
2 |
практикум |
11 |
Как обратиться с просьбой к Вам? (к тебе) |
2 |
беседа, практикум |
12 |
Язык, мимика и жесты – наши помощники |
2 |
беседа, практикум |
13 |
Учимся вести беседу |
2 |
лекция, беседа |
14 |
Умение «ладить» с людьми |
2 |
лекция, беседа, практикум |
15 |
Ссоры и споры |
4 |
беседа, практикум |
16 |
Вежливость – основа воспитанности |
2 |
беседа |
18 |
Благодарность – что это? |
2 |
беседа, практикум |
19 |
В магазин за покупками |
2 |
беседа, практикум |
20 |
К нам пришли гости! Гостям всегда рады! |
4 |
беседа, практикум |
21 |
У меня зазвонил телефон |
2 |
беседа, практикум |
22 |
Правила поведения в столовой |
2 |
беседа, практикум |
23 |
Правила поведения в библиотеке |
2 |
беседа, практикум |
24 |
Дарим и принимаем правильно подарки |
2 |
беседа, практикум |
25 |
Волшебные слова |
2 |
лекция, беседа |
26 |
Зачем нужна вежливость? |
2 |
лекция, беседа, практикум |
27 |
Все мы разные! Мы – личности! |
4 |
беседа, практикум |
28 |
«Если с другом вышел в путь… |
4 |
лекция, беседа |
29 |
Это – ты, это – я, это все мои друзья! |
4 |
лекция, беседа |
Общее количество часов по программе: 68 |
|
|
|
7,8 классы |
|
|
|
1 |
Знакомство |
4 |
беседа |
2 |
Все мы разные. Наши особенности |
4 |
беседа |
3 |
Я – это я и это замечательно |
4 |
игра |
4 |
Доверие в жизни человека |
4 |
беседа |
5 |
Я тебе доверяю |
4 |
практикум (игра) |
6 |
Как «завязать» дружбу |
4 |
практикум |
7 |
Как поддерживать дружеские отношения |
4 |
лекция, беседа |
8 |
Эмоции. Какие они бывают? |
4 |
групповая |
9 |
Как справиться с гневом |
4 |
практикум |
10 |
Эмоции, которые мы переживаем |
4 |
беседа, практикум |
11 |
Наши страхи |
4 |
групповая |
12 |
Преодолеваем страхи |
4 |
практикум |
13 |
Уверенность и неуверенность в себе |
4 |
беседа, практикум |
14 |
«Проблема как друг» |
4 |
лекция, беседа |
15 |
Шаги к успеху |
4 |
практикум |
16 |
Навыки учения |
4 |
беседа, практикум |
17 |
Я и мир вокруг меня |
4 |
лекция, беседа |
Общее количество часов по программе: 68 |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.